Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Музыкальная культура Шанхая первой половины XX в.: основные направления и тенденции развития

Работа №128639

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Шанхай: историко-культурные реалии и их влияние на формирование шанхайского музыкального искусства первой половины ХХ в 10
Глава II. Традиционная музыка гоюэ и ее место в музыкальной культуре
Шанхая 23
2.1. Идеи возрождения национальной музыки, распространенные в
профессиональных музыкальных кругах Шанхая в 20-40х гг. ХХ в 23
2.2. Возрождение гоюэ и деятельность шанхайских музыкальных обществ 35
Глава III. Реформирование музыкального языка. Жанры «новой музыки» ....41
Глава IV. Роль Шанхая в сближении китайской и западной музыкальной культуры 58
4.1. Развитие системы музыкального образования в Шанхае 58
4.2. Зарождение китайской симфонической музыки 64
Заключение 69
Список литературы 72

Предлагаемая выпускная квалификационная работа посвящена исследованию различных аспектов музыкальной культуры Шанхая первой половины ХХ в. Этот период в истории китайского музыкального искусства был отмечен большими переменами как в музыкально-техническом, так и в образно-содержательном плане, которые стали возможны благодаря заимствованию опыта зарубежной музыкальной культуры, знаний в области гармонии, полифонии и симфонизма.
Освоение универсального музыкального языка требовало наличия развитых связей с западными странами. В этом отношении Шанхай, с конца Х1Х в. ставший центром межкультурной коммуникации, занимал ведущие позиции среди китайских городов. В силу своих исторических, культурных особенностей Шанхай первым знакомился с передовыми западными технологиями, идейными направлениями, тенденциями искусства. Именно здесь в первой половине ХХ в. возникают музыкальные явления, определяющие дальнейшее развитие китайской музыкальной культуры - складываются новые музыкальные жанры, разрабатывается система музыкального образования, зарождается китайская симфоническая музыка.
Научная актуальность исследования обуславливается ведущей ролью шанхайской музыкальной культуры в процессе трансформации китайской традиционной музыки в первой половине ХХ в. Изучение музыкальной жизни Шанхая данного периода позволяет выявить тенденции, которые лежат в основе развития китайского музыкального искусства во второй половине ХХ в. и в наши дни, в начале XXI в.
Научная новизна работы заключается в попытке систематического изучения музыкальной жизни Шанхая как сложного культурного феномена, отличающегося внутренним полиморфизмом, с целью формирования целостного представления о шанхайском музыкальном искусстве первой половины ХХ в. До настоящего времени в отечественной и зарубежной научной литературе внимание было уделено лишь отдельным явлениям китайской музыкальной культуры ХХ в., связанным с шанхайской действительностью.
Цель исследования заключалась в проведении комплексного культурологического анализа шанхайской музыкальной культуры. Заявленная цель конкретизируется в следующих задачах:
- определить историко-культурные факторы формирования музыкальной жизни Шанхая в первой половине ХХ в.;
- проследить основные этапы истории развития и выявить особенности музыкального искусства Шанхая в первой половине ХХ в.;
- установить влияния на музыкальное искусство Шанхая национальных музыкальных традиций;
- выявить степень и характер влияния на музыкальное искусство Шанхая зарубежных заимствований, роль Шанхая в освоении западного музыкального опыта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Первая половина ХХ в. стала важным этапом в развитии китайской музыкальной культуры. Особый вклад в становление современного китайского музыкального искусства внесли шанхайские музыканты.
Серьезное влияние на развитие музыкального искусства имели ключевые исторические события эпохи. Синьхайская революция 1911 г., Движение
Четвертого мая 1919 г. стали толчком к поиску новых путей развития не только китайского общества, но и традиционной музыки. Образование КПК и развитие рабочего движения в 1920-х гг. способствовали возникновению массовой песни. Революционно-освободительное движение 1930-1940-х гг., война с Японией 1937-1945 гг. объединили музыкантов традиционной и новой школы пафосом освободительной борьбы, духом патриотизма. Эволюция творчества
шанхайских музыкантов происходила одновременно с развитием идей о демократизации жизни в Китае, необходимости культурного диалога с
западными странами.
В первой половине ХХ в. Шанхай как ведущий экономический и культурный центр азиатского региона, наиболее открытый для внешних влияний, стал местом проведения масштабных музыкальных реформ. Их основной целью было создание музыкального искусства, объединяющего в себе национальный стиль и мировые музыкальные тенденции.
Реформа музыкального искусства в Шанхае происходила в русле двух музыкальных направлений - развития и совершенствования национальной музыки гоюэ и возникновения «новой музыки» синь иньюэ, жанры которой имели качественные отличия от китайских музыкальных традиций. Этих на первый взгляд противоположные направления объединяло одно - понимание необходимости обновления на основе обращения к достижениям западноевропейской музыкальной науки, знаниям, накопленным в ней в области гармонии, полифонии, симфонизма. Кроме того, и произведения гоюэ, созданные с опорой на национальные традиции, и различные жанры синь иньюэ адресованы широкой публике. Необходимым условием для этого было формирование самодеятельных коллективов и музыкальных обществ, развитие городской концертной жизни.
Деятельность шанхайских музыкантов - представителей гоюэ и синь иньюэ имела положительные результаты как в научно-теоретическом совершенствовании китайской музыки, так и в деле демократизации музыкального искусства.
Благодаря глубокому изучению западной музыкальной теории, композиторских приемов, исполнительской техники в 1930-е гг. возникают первые произведения новой гоюэ (кантата «Хуанхэ» Сянь Синхая, сюита «Умиротворенная даль» Ма Сыцуна и др.), соответствующие уровню развития мирового музыкального искусства той эпохи. Исследовательская работа профессиональных музыкальных обществ создала основу для создания стройной теоретической базы китайской музыки, внесла вклад в развитие инструментоведения. Устраиваемые обществами концерты не только способствовали эстетическому воспитанию слушателей, но и служили стимулом повышения исполнителького мастерства музыкантов - участников коллективов.
Следствием просветительской деятельности шанхайских музыкантов (Шэнь Сингуна, Ли Цзиньхуэя и др.), стоящих у истоков новой музыки, стало формирование в городе массовой музыкальной культуры. Обращение к европейскому образцу школьного образования, введение музыкальных занятий в учебное расписание способствовали росту интереса к музыке среди шанхайской молодежи, ее ознакомлению с мелодическими особенностями европейской музыки. Возникновение эстрадной песни, жанров легкой развлекательной музыки в 1920-1940-е гг. можно рассматривать в качестве примера воздействия мировых музыкальных тенденций на развитие китайского музыкального искусства.
Многоплановая работа шанхайских музыкальных деятелей способствовала становлению в городе системы музыкального образования. В течение первой половины ХХ в. оно проделало путь от школьных уроков пения, целью которых было общее эстетическое развитие детей, до высших консерваторских курсов, готовивших профессиональных исполнителей, теоретиков и композиторов. Шанхайская национальная консерватория (1927) стала первым высшим музыкальным учебным заведением в стране, где образование строилось на сочетании западной музыкальной науки и национальных традиций.
Определяющим фактором для освоения китайской музыкой универсального языка мировой музыкальной культуры стало развитие в Китае симфонической музыки, центром которого был Шанхай. Появление профессионального симфонического коллектива - Шанхайского симфонического оркестра (1907), его творческий рост в течение последующих десятилетий к середине ХХ в. вывели китайское музыкальное искусство на международный уровень.
Таким образом, главной особенностью шанхайской музыкальной культуры является синтез китайской и западной музыкальных традиций. Развитие музыкального искусства в Шанхае первой половины ХХ в. сыграло ключевую роль в освоении китайской музыкой мирового музыкального опыта, создало предпосылки к дальнейшему развитию.



1. Айзенштадт С.А. Творческая деятельность итальянских музыкантов М. Пачи и А. Фоа в контексте художественной жизни российской эмиграции в Шанхае // Грамота. 2015. №7. С. 13-18.
2. Алексеев В.М. Некоторые предпосылки к китайской музыке // В.М. Алексеев. Китайская народная картина / Ред. Л.З. Эйдлин. - М.: Наука, 1966. -
С. 85-88.
3. Ван Ин. Интеграция национальных традиций и европейского музыкального опыта в творчестве китайского композитора Ван Лисана // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №70. С. 111-116.
4. Ван Ин. Китайская музыка в контексте национальной культуры // Социокультурные процессы и глобализация: Материалы Международной конференции «Глобальный мир: гуманитарный кризис или момент развития». - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - С. 102-103.
5. Ван Хонтао. Воплощение поэтического текста в камерной вокальной музыке китайских композиторов (на материале художественных песен на стихи старинных поэтов). Автореф. дисс.... канд. иск.: 17.00.02. - Минск, 2016. - 24 с.
6. Ван Чжичэн. История русской эмиграции в Шанхае / Пер. с кит. Пань Чэнлонга, Л.П. Черниковой. - М.: Русский путь,2008. - 576 с.
7. Васильченко Е.В. Музыка Китая // Музыкальный энциклопедический словарь/ под ред. Келдыша Г.В. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 250-251.
8. Вэй Яньгэ. Новая музыка Китая 20-40-х годов // Китайская культура 20-40-х годов и современность / Ред. В.Ф. Сорокин. - М.: Наука, 1993. - С.143-171.
9. Дивеева Г.А. Шанхайская национальная консерватория в 1920-1940-е гг. ХХ в.: к проблеме взаимодействия с традициями российского музыкального образования // Terra Humana. 2014.№1. С. 137-140.
10. Еремеев В.Е. Акустико-музыкальная теория // Духовная культура Китая: Энциклопедия / Под ред. М.Л. Титаренко. Т.5. М.: Восточная литература, 2009. - С. 188-225.
11. Желоховцев А.Н. Музыка// Духовная культура Китая: Энциклопедия/ Под ред. М.Л. Титаренко. Т.6. М.: Восточная литература, 2010. - С. 330-339.
12. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. В десяти тт. / Под ред. акад. Л. С. Тихвинского. Том 3. Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220-907) / Под ред. И. Ф. Поповой, М.Е. Кравцовой. М.: Наука, 2014. - 991 с.
13. Королева В.А. У истоков изучения музыкального искусства Китая в России (вторая половина XVII - начало ХХ вв.) // Известия Восточного института. 2011. №1. С. 76-81.
14. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. - СПб.: Лань, 2004. - 960 с.
15. Ло Чжихуэй. Концертная жизнь современного Китая: дис.... канд. иск.: 17.00.02. - СПб., 2016. - 213 с.
16. Лю Лянь. Китайская современная опера в контексте влияния европейских музыкальных традиций // Вестник Томского государственного университета,
2013. №3. С. 25-33.
17. Лю Цзинь. Китайская национальная опера: 1920-1980 годы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №117. С. 277-285.
18. Люй Цзи. О некоторых вопросах музыкальной теории и критики // О китайской музыке. Статьи китайских композиторов и музыковедов / Сост. Г. Шнеерсон. - М.: Гос.муз.изд-во, 1958. - С.74-104.
19. У Ген-Ир. История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония). - СПб.: Планета музыки, 2011. - 541 с.
20. У Ген-Ир. О «совершенной музыке» в странах Дальнего Востока // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №103. С. 156-161.
21. У На. Фортепианная музыка Дин Шандэ: сопряжение китайской
национальной традиции с современными приёмами европейского письма: дисс ... канд иск: 17.00.02 - СПб., 2009.- 300 с.
22. Хань Ин. Романс как новый жанр в музыкальной культуре Китая ХХ в. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 2008. №3. С. 57-59.
23. Хуан Пин. Борис Захаров и его роль в становлении китайской фортепианной школы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №74. С.527-531.
24. Хуан Сяньюй. Мировоззренческие особенности музыкальной культуры и музыкального образования в Китае и России // Теория и практика общественного развития. 2015. №2. С.105-107.
25. Хуан Сяньюй. Система музыкального образования в Китае // Вестник СПбГУКИ. 2012. №2. С. 155-159.
26. Хэ Лутин. Проблемы национальной формы в китайской музыке // О китайской музыке. Статьи китайских композиторов и музыковедов / Сост. Г. Шнеерсон. - М.: Гос.муз.изд-во, 1958. - С. 46-73.
27. Чэнь Ин. Адаптация европейских музыкальных традиций в Китае на примере школьной песни // Проблемы музыкальной науки Music scholarship.
2014. №1. С.10-12.
28. Чэнь Ин. Китайская опера ХХ - начала XXI века: к проблеме освоения европейского опыта: дис.... канд. иск.: 17.00.02. - Нижний Новгород, 2015. - 175 с.
29. Шанхай. Справочник / С.А. Колесников, Н.Н. Корнейчук. М.: Наука, 1993. - 141 с.
30. Юй Цююй. Шанхайцы // Шанхайцы: сборник произведений китайских писателей/ Сост. А.А. Родионов, Е.А. Серебряков. - СПб.: Дума, 2003. - С.306-322.
31. Ян Бохуа. Становление системы музыкального воспитания в общеобразовательных школах Китая: период Китайской республики (1912-1949) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №82. С.178-180.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ