PR-коммуникации в условиях кризисной ситуации: на примере компании «Volkswagen» PR crisis communication. Case study of Volkswagen company Д
|
Введение 2
1. Понятие кризиса и его составляющие: основные теоретические подходы 7
1.1 Определение кризиса 7
1.2 Типология и причины кризиса 10
1.3 Процесс управления кризисом 16
1.4 Роль заинтересованных групп во время кризиса 20
1.5 Репутация организации и последствие кризиса 24
2. Кризисная коммуникация и ответы на кризисы 29
2.1 Основные особенности кризисной коммуникации 30
2.2 Модели кризисной коммуникации 31
2.3 Роль СМИ во время кризиса 35
2.4 Стратегии ответов на кризис 37
2.4.1 Теория восстановления имиджа 39
2.4.2 Ситуационная теория кризисной коммуникации 42
3.Эмпирическое исследование кризисной стратегии «Volkswagen» и ее отражения в СМИ.. 48
3.1 Представление дизайна исследования 48
3.2 Анализ исследования 52
3.2.1 Противозаконные действия «Volkswagen» 53
3.2.2 Официальные заявления об ответных действиях компании «Volkswagen» 55
3.2.3 Действия компании в соцсетях Facebook и Twitter 60
3.2.4 Анализ действий компании на официальном уровне и в СМИ 66
3.3 Освещение кризиса компании «Volkswagen» в СМИ США, Германии и России 72
3.3.1 Доминирующий в статьях контекст 73
3.3.2 Доминирующие в статьях акторы 77
3.3.3 Доминирующий в статьях тон 79
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 85
Приложение
1. Понятие кризиса и его составляющие: основные теоретические подходы 7
1.1 Определение кризиса 7
1.2 Типология и причины кризиса 10
1.3 Процесс управления кризисом 16
1.4 Роль заинтересованных групп во время кризиса 20
1.5 Репутация организации и последствие кризиса 24
2. Кризисная коммуникация и ответы на кризисы 29
2.1 Основные особенности кризисной коммуникации 30
2.2 Модели кризисной коммуникации 31
2.3 Роль СМИ во время кризиса 35
2.4 Стратегии ответов на кризис 37
2.4.1 Теория восстановления имиджа 39
2.4.2 Ситуационная теория кризисной коммуникации 42
3.Эмпирическое исследование кризисной стратегии «Volkswagen» и ее отражения в СМИ.. 48
3.1 Представление дизайна исследования 48
3.2 Анализ исследования 52
3.2.1 Противозаконные действия «Volkswagen» 53
3.2.2 Официальные заявления об ответных действиях компании «Volkswagen» 55
3.2.3 Действия компании в соцсетях Facebook и Twitter 60
3.2.4 Анализ действий компании на официальном уровне и в СМИ 66
3.3 Освещение кризиса компании «Volkswagen» в СМИ США, Германии и России 72
3.3.1 Доминирующий в статьях контекст 73
3.3.2 Доминирующие в статьях акторы 77
3.3.3 Доминирующий в статьях тон 79
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 85
Приложение
Внешняя среда представляет собой совокупность динамично изменяющихся факторов воздействия, непрерывно влияющих на любые процессы в организации и принуждающих их адаптироваться к происходящим изменениям. Организации прилагают большие усилия и вкладывают огромные ресурсы для того, чтобы выявить проблемы, возникающие в окружающей среде, и решить их. Однако, даже имея заранее подготовленные антикризисные планы, организациям не всегда удаётся избежать часто встречающихся кризисных ситуаций. Тогда кризис ставит под угрозу репутацию организации, он может разрушить всю структуру управления, и в конечном итоге организация понесёт значительные финансовые потери или даже прекратит своё существование.
Кризисы могут быть разных форм, типов и масштабов и могут повлиять на все виды организаций и ключевые фигуры. Это явление традиционно определяется как необычная ситуация или неожиданное событие, которое может повлиять на организацию и людей, нанести финансовый или репутационный ущерб или повлиять на отношения с заинтересованными группами. Кризисы могут быть различных видов и типов, начиная с экономических, политических, корпоративных и заканчивая расовыми или религиозными. Кризисы могут быть локальными, региональными или глобальными, так как на сегодняшний день организации все чаще осуществляют коммерческую деятельность, перешагивая международные границы, и разные инциденты в одной стране могут повлиять на всю организацию в целом, что показывает недавний инцидент в компании «BritishPetroleum» (BP) в Мексиканском заливе.
Кризисы больше не являются отдельными или единичными случаями. Одно кризисное событие может перерасти в мировой кризис. Такие ученые, как Т. Кумбс и А.Рейд, утверждают, что большинство кризисов в настоящее время носит глобальный характер в связи с развитием новых коммуникационных технологий. Хорошо известные всем теракты 11 сентября, авария на Чернобыльской АЭС, свиной/птичий гриппы, глобальный финансовый кризис, разлив нефти BP в Мексиканском заливе создали информационный поток новостей по всему миру, который поддерживался интенсивным интересом СМИ в течение нескольких недель, месяцев или даже лет. Подобные события, находящиеся в центре внимания средств массовой информации, также увеличивают интерес со стороны общественности и профессионалов, старающихся ответить на вопрос, как эффективно выйти из кризиса.
Информация о кризисных событиях транслируется по всему миру, и даже отдаленные регионы мира на сегодняшний день доступны для средств массовой информации, которые передают новости круглосуточно. С помощью новых технологий временные задержки между инцидентом и освещением его в СМИ незначительны. Каждый раз, когда случается крупный скандал, ведущий к кризису, средства массовой информации проявляют повышенный интерес, так как кризисы являются драматичными и негативными и заслуживают освещения в печати.
Значение антикризисного управления и кризисной коммуникации в корпоративных дисциплинах заметно возросло за последние двадцать лет. Исследования отмечают резкое увеличение количества опубликованных статей, посвященных кризисной коммуникации. Таким образом, кризисная коммуникация была одним из трех основных направлений исследований по связям с общественностью в последние двадцать лет. Хотя число исследований кризисной коммуникации в значительной степени увеличилось, ученые до сих пор видят необходимость в её исследованиях с точки зрения культурного влияния, применяемости коммуникационных стратегий, а также анализа заинтересованных групп.
Кризисный менеджмент делится на два аспекта: форму (что делать?) и содержание (что сказать в сообщении?). Кумбс выделяет три основных качества, которые должны быть применены в кризисной коммуникации: 1) быть быстрыми, 2) быть последовательными, 3) быть открытыми. Таким образом, кризисную коммуникацию можно определять, как действия, направленные на контролирование информации и избежание репутационного ущерба организации, когда неожиданное событие создаёт угрозу имиджу организации. Эксперты в области кризисной коммуникации отвечают за прогнозирование потенциальных кризисов и создание планов действий на случай кризиса, чтобы минимизировать ущерб и обеспечить быстрое восстановление. Следовательно, можно сделать вывод, что кризисная коммуникация по своей сути является процессом восстановления доверия.
Актуальность исследования. В то время как стандартный план кризисной коммуникации можно применить к большинству кризисов, скандал вокруг превышения нормы вредных выбросов автомобилями фирмы «Volkswagen» далёк от типичного. Во- первых, он включает в себя умышленное нарушение общегосударственных законов, а не просто ошибки, связанные с дефектами продукции. Во-вторых, нарушения допускались не только инженерами компании, но и руководителями, принимающими решения. Таким образом, кризис создали не несколько людей, как в большинстве случаев, а довольно большая группа.
Фальсификация показателей вредных выбросов автомобилей является одним из самых вопиющих примеров неправомерных действий корпораций в последнее время. В отличие от большинства других примеров корпоративного сговора, фальсификация проверки выбросов влияет почти на всех людей в мире, вызывая загрязнения окружающей среды. Масштаб воздействия кризиса является массовым. Будущее крупнейшей корпорации Германии, в которой работают около шестисот тысяч сотрудников по всему миру, находится под угрозой, так как скандал нанёс сильный удар по репутации корпорации.
Научная проблема исследования. Ускоряющийся темп жизни, растущая конкуренция и влияние социальных сетей создают благоприятные предпосылки для распространения организационного кризиса. Таким образом, кризисные ситуации становятся все более частыми, а пути их решения - более сложными. Следовательно, возникает вопрос: выбрала ли компания «Volkswagen» правильную кризисную коммуникационную стратегию, предназначенную для эффективного решения кризиса и возможного снижения ущерба репутации? В исследовании акцент делается на сравнение предлагаемых действий учёных и экспертов и конкретных действий компании во время кризиса. Таким образом, создаётся модель кризисной коммуникации VW. Также проводится анализ статей в СМИ, в которых анализируется кризис компании «Volkswagen», даётся его оценка, предлагаются решения.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что после раскрытия фактов фальсификации тестов прошло совсем немного времени. Еще не успели появиться работы, посвященные анализу антикризисных действий и кризисной коммуникации компании. Таким образом, в этом исследовании осуществлена систематизация практических действий компании за 2015 г., когда был самый пик кризиса, и создана модель кризисной коммуникации «Volkswagen», которая показывает, как компания реагировала на обвинения, финансовые и репутационные потери.
Объект исследования. Кризисная коммуникация компании «Volkswagen», используемая для преодоления кризиса 2015 г.
Предмет исследования - информация, связанная с кризисом 2015 г. и появившаяся на официальной странице компании, в пресс-релизах, в соцсетях (Twitter и Facebook) и статьях в онлайн - газетах «The New York Times», «Der Spiegel» и «Коммерсантъ».
Цель работы. Проанализировать стратегию коммуникации компании «Volkswagen» в период кризиса 2015 года.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих исследовательских задач:
1) проанализировать теоретические основы понятия кризиса и кризисной коммуникации;
2) выявить и проанализировать возможные стратегии кризисной коммуникации;
3) установить и проанализировать, какие стратегические действия кризисной коммуникации компания предпринимала в период с 18 сентября по 31 декабря 2015г.;
4) сравнить предпринятые действия с теми, которые предлагаются учеными и экспертами в научной литературе;
5) идентифицировать, как преподносился кризис средствами массовой информации в США, Германии и России.
Методы исследования. Для решения поставленных задач необходимо выяснить теоретические основы кризиса и кризисной коммуникации; с этой целью в работе осуществляется анализ научной литературы. С целью выяснения, когда и по каким причинам «Volkswagen» был обвинён в манипуляциях с тестами, связанными с допустимыми нормами выбросов выхлопных газов, проводится ивент-анализ и анализ документов. Для того чтобы проанализировать стратегические действия компании с 18 сентября по 31 декабря 2015 года, используется анализ данных кризисных ситуаций и анализ вторичных источников. При сравнении теоретических основ с практическими действиями компании применяется сравнительный метод. При анализе кризиса средствами массовой информации в США, Германии и России используется качественный и количественный контент-анализ. Более подробная информация о методах исследования предоставляется в разделе «Представление проекта исследования».
Кризисы могут быть разных форм, типов и масштабов и могут повлиять на все виды организаций и ключевые фигуры. Это явление традиционно определяется как необычная ситуация или неожиданное событие, которое может повлиять на организацию и людей, нанести финансовый или репутационный ущерб или повлиять на отношения с заинтересованными группами. Кризисы могут быть различных видов и типов, начиная с экономических, политических, корпоративных и заканчивая расовыми или религиозными. Кризисы могут быть локальными, региональными или глобальными, так как на сегодняшний день организации все чаще осуществляют коммерческую деятельность, перешагивая международные границы, и разные инциденты в одной стране могут повлиять на всю организацию в целом, что показывает недавний инцидент в компании «BritishPetroleum» (BP) в Мексиканском заливе.
Кризисы больше не являются отдельными или единичными случаями. Одно кризисное событие может перерасти в мировой кризис. Такие ученые, как Т. Кумбс и А.Рейд, утверждают, что большинство кризисов в настоящее время носит глобальный характер в связи с развитием новых коммуникационных технологий. Хорошо известные всем теракты 11 сентября, авария на Чернобыльской АЭС, свиной/птичий гриппы, глобальный финансовый кризис, разлив нефти BP в Мексиканском заливе создали информационный поток новостей по всему миру, который поддерживался интенсивным интересом СМИ в течение нескольких недель, месяцев или даже лет. Подобные события, находящиеся в центре внимания средств массовой информации, также увеличивают интерес со стороны общественности и профессионалов, старающихся ответить на вопрос, как эффективно выйти из кризиса.
Информация о кризисных событиях транслируется по всему миру, и даже отдаленные регионы мира на сегодняшний день доступны для средств массовой информации, которые передают новости круглосуточно. С помощью новых технологий временные задержки между инцидентом и освещением его в СМИ незначительны. Каждый раз, когда случается крупный скандал, ведущий к кризису, средства массовой информации проявляют повышенный интерес, так как кризисы являются драматичными и негативными и заслуживают освещения в печати.
Значение антикризисного управления и кризисной коммуникации в корпоративных дисциплинах заметно возросло за последние двадцать лет. Исследования отмечают резкое увеличение количества опубликованных статей, посвященных кризисной коммуникации. Таким образом, кризисная коммуникация была одним из трех основных направлений исследований по связям с общественностью в последние двадцать лет. Хотя число исследований кризисной коммуникации в значительной степени увеличилось, ученые до сих пор видят необходимость в её исследованиях с точки зрения культурного влияния, применяемости коммуникационных стратегий, а также анализа заинтересованных групп.
Кризисный менеджмент делится на два аспекта: форму (что делать?) и содержание (что сказать в сообщении?). Кумбс выделяет три основных качества, которые должны быть применены в кризисной коммуникации: 1) быть быстрыми, 2) быть последовательными, 3) быть открытыми. Таким образом, кризисную коммуникацию можно определять, как действия, направленные на контролирование информации и избежание репутационного ущерба организации, когда неожиданное событие создаёт угрозу имиджу организации. Эксперты в области кризисной коммуникации отвечают за прогнозирование потенциальных кризисов и создание планов действий на случай кризиса, чтобы минимизировать ущерб и обеспечить быстрое восстановление. Следовательно, можно сделать вывод, что кризисная коммуникация по своей сути является процессом восстановления доверия.
Актуальность исследования. В то время как стандартный план кризисной коммуникации можно применить к большинству кризисов, скандал вокруг превышения нормы вредных выбросов автомобилями фирмы «Volkswagen» далёк от типичного. Во- первых, он включает в себя умышленное нарушение общегосударственных законов, а не просто ошибки, связанные с дефектами продукции. Во-вторых, нарушения допускались не только инженерами компании, но и руководителями, принимающими решения. Таким образом, кризис создали не несколько людей, как в большинстве случаев, а довольно большая группа.
Фальсификация показателей вредных выбросов автомобилей является одним из самых вопиющих примеров неправомерных действий корпораций в последнее время. В отличие от большинства других примеров корпоративного сговора, фальсификация проверки выбросов влияет почти на всех людей в мире, вызывая загрязнения окружающей среды. Масштаб воздействия кризиса является массовым. Будущее крупнейшей корпорации Германии, в которой работают около шестисот тысяч сотрудников по всему миру, находится под угрозой, так как скандал нанёс сильный удар по репутации корпорации.
Научная проблема исследования. Ускоряющийся темп жизни, растущая конкуренция и влияние социальных сетей создают благоприятные предпосылки для распространения организационного кризиса. Таким образом, кризисные ситуации становятся все более частыми, а пути их решения - более сложными. Следовательно, возникает вопрос: выбрала ли компания «Volkswagen» правильную кризисную коммуникационную стратегию, предназначенную для эффективного решения кризиса и возможного снижения ущерба репутации? В исследовании акцент делается на сравнение предлагаемых действий учёных и экспертов и конкретных действий компании во время кризиса. Таким образом, создаётся модель кризисной коммуникации VW. Также проводится анализ статей в СМИ, в которых анализируется кризис компании «Volkswagen», даётся его оценка, предлагаются решения.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что после раскрытия фактов фальсификации тестов прошло совсем немного времени. Еще не успели появиться работы, посвященные анализу антикризисных действий и кризисной коммуникации компании. Таким образом, в этом исследовании осуществлена систематизация практических действий компании за 2015 г., когда был самый пик кризиса, и создана модель кризисной коммуникации «Volkswagen», которая показывает, как компания реагировала на обвинения, финансовые и репутационные потери.
Объект исследования. Кризисная коммуникация компании «Volkswagen», используемая для преодоления кризиса 2015 г.
Предмет исследования - информация, связанная с кризисом 2015 г. и появившаяся на официальной странице компании, в пресс-релизах, в соцсетях (Twitter и Facebook) и статьях в онлайн - газетах «The New York Times», «Der Spiegel» и «Коммерсантъ».
Цель работы. Проанализировать стратегию коммуникации компании «Volkswagen» в период кризиса 2015 года.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих исследовательских задач:
1) проанализировать теоретические основы понятия кризиса и кризисной коммуникации;
2) выявить и проанализировать возможные стратегии кризисной коммуникации;
3) установить и проанализировать, какие стратегические действия кризисной коммуникации компания предпринимала в период с 18 сентября по 31 декабря 2015г.;
4) сравнить предпринятые действия с теми, которые предлагаются учеными и экспертами в научной литературе;
5) идентифицировать, как преподносился кризис средствами массовой информации в США, Германии и России.
Методы исследования. Для решения поставленных задач необходимо выяснить теоретические основы кризиса и кризисной коммуникации; с этой целью в работе осуществляется анализ научной литературы. С целью выяснения, когда и по каким причинам «Volkswagen» был обвинён в манипуляциях с тестами, связанными с допустимыми нормами выбросов выхлопных газов, проводится ивент-анализ и анализ документов. Для того чтобы проанализировать стратегические действия компании с 18 сентября по 31 декабря 2015 года, используется анализ данных кризисных ситуаций и анализ вторичных источников. При сравнении теоретических основ с практическими действиями компании применяется сравнительный метод. При анализе кризиса средствами массовой информации в США, Германии и России используется качественный и количественный контент-анализ. Более подробная информация о методах исследования предоставляется в разделе «Представление проекта исследования».
На основе проведенного анализа теоретических и практических аспектов кризиса «Volkswagen» цель исследования - проанализировать стратегию коммуникации компании в период кризиса 2015 года - была достигнута.
Для достижения поставленной цели выполнены рабочие задачи (выводы представляются по порядку выставленных задач):
1. В процессе анализа научной литературы раскрыты основные аспекты кризисов и кризисной коммуникации:
• После проведения анализа научной литературы было установлено, что
организационный кризис может быть по своей природе внезапным или
накопительным; по причинам - происходящим из-за внутренних или внешних причин; может быть вызван человеческими ошибками, умышленной злонамеренной деятельностью, технологическими или стихийными бедствиями. Многие литературные источники подчеркивают, что кризис может иметь и очевидные последствия, такие как финансовые потери, и менее очевидные последствия, такие как ущерб репутации.
• Обзор научной литературы показал, что последствия кризиса в основном зависят от следующих факторов: 1) типа кризиса; 2) его серьезности и уровня ответственности, который возлагают заинтересованные группы; 3) докризисной репутации организации; 4) количества информации о кризисе и её характере в информационном пространстве; 5) реальных действий компании во время кризиса и коммуникации, выбранной из возможных стратегий ответа на кризис.
• В ходе анализа научной литературы было выявлено, что реакция на кризис - это самая критичная и важная фаза, так как она очень хорошо видна целевым аудиториям; в то же время она существенно влияет и на общественное мнение, как целевые аудитории оценивают процесс и как организация справляется с кризисом. Таким образом, можно сделать вывод, что кризисная коммуникация - это многокомплексная деятельность, направленная на установление контакта между организацией и заинтересованными группами до, во время и после кризиса с целью сохранения устойчивой репутации организации и минимизации всех возможных ущербов.
2. В процессе исследования было установлено, что в зависимости от типа кризиса, например его сложности, прежней репутации, кризисного опыта и отношений с заинтересованными группами, организация должна выбирать разные стратегии:
• В научной литературе о кризисной коммуникации можно выделить две теоретические традиции. Первая - это риторическая или ориентированная на текст и его содержание. Акцент в теории делается на то, как и что организация должна сообщать во время кризиса. Вторая - стратегическая или ориентированная на контекст традиции, в которой, в отличие от предыдущей теории, важно, чтобы организация своевременно сообщала, когда, где и как действовать.
• В ходе анализа трудов разных теоретиков кризисной коммуникации было выявлено, что первую традицию представляет теория Бенуа «реставрации имиджа». Она основана на концепции извинений, т.е. стремится объяснить ситуацию и защитить репутацию. Вторую традицию отображает ситуационная теория Кумбса, в которой утверждается, что необходимо учитывать характеристики кризисных ситуаций для того, чтобы выбрать соответствующую ответную стратегию. В данной работе была использована именно ситуационная теория кризисной коммуникации, так как она также охватывает часть теории «реставрации имиджа».
3. Проанализировав, какие стратегические действия кризисной коммуникации руководство «Volkswagen» предпринимало в период с 18 сентября по 31 декабря 2015г., было установлено, что на следующей неделе после обвинений ЕРА компания сразу призналась в фальсификации и принесла свои извинения; в то же время была остановлена и маркетинговая коммуникация во всех официальных источниках информирования, кроме глобального аккаунта Twitter. Затем последовали отставка генерального директора компании Винтеркорна и увольнение ряда сотрудников, которые могли быть связаны с преступлениями, а также назначение нового директора Мюллера. Компания в каждом своём официальном заявлении утверждала, что она сожалеет о происшедшем и открыта для расследования; отмечалась просьба дать возможность исправить свою вину. 27 сентября была создана официальная информационная страница для вопросов и ответов. В ноябре был создан специальный пакет компенсаций.
4. Опираясь на теорию Кумбса, был сделан вывод, что кризис VW можно причислить к трансрегрессивному типу и он входит в кластер избегаемых событий. Руководствуясь данной классификацией, было установлено, что компании для успешного преодоления кризиса, теоретически рекомендуется использовать стратегии соглашения, а именно: интеграцию (напоминание о прошлых добрых делах организации), беспокойство (выражение беспокойства о потерпевших); сострадание (компенсации или другое возмещение ущерба); сожаление (сожаление о кризисе); извинение (принятие полной ответственности за кризис и просьба прощения). На основе выводов, перечисленных в третьем пункте, можно сделать вывод, что компания следовала по конкретному антикризисному плану, и все предлагаемые действия, кроме интеграции, были выполнены. Однако, при рассмотрении конкретных действий компании установлено, что самым очевидным манёвром явилось умолчание, так как в своих официальных источниках информирования VW ограничился только редкими заявлениями.
5. В процессе идентификации интерпретации кризиса средствами массовой информации в США, Германии и России было установлено, что за исследуемый период в «NYT» «Der Spiegel» и «Коммерсантъ» было опубликовано 199 статей, посвященных скандалу вокруг компании «Volkswagen». Публикации посвящались в основном оценке действий официальных лиц компании, а также судебным разбирательствам, которые последовали после выявления фактов подлога тестов. Кроме того, обращалось внимание на то, каковы будут финансовые потери VW не только в США, но и в остальных странах, в которых также начались расследования. Тон статей был по большей части негативным, осуждающим поведение высшего менеджмента компании. Тем не менее, удалось выявить и определенные отличия, касающиеся характера освещения темы в СМИ США, ФРГ и России. Например, больше всего положительных статей было опубликовано в Германии. Авторы статей указывали, что кризис - это не только серьезный удар по репутации VW, но и потенциальные новые возможности, поскольку произошло обновление руководящего состава компании. В России, наоборот, эта тема не привлекла широкого внимания, что можно объяснить спецификой российского автомобильного рынка. В то же время была выявлена интересная особенность того, что лишь несколько статей были посвящены исключительно экологическому измерению кризиса.
Для достижения поставленной цели выполнены рабочие задачи (выводы представляются по порядку выставленных задач):
1. В процессе анализа научной литературы раскрыты основные аспекты кризисов и кризисной коммуникации:
• После проведения анализа научной литературы было установлено, что
организационный кризис может быть по своей природе внезапным или
накопительным; по причинам - происходящим из-за внутренних или внешних причин; может быть вызван человеческими ошибками, умышленной злонамеренной деятельностью, технологическими или стихийными бедствиями. Многие литературные источники подчеркивают, что кризис может иметь и очевидные последствия, такие как финансовые потери, и менее очевидные последствия, такие как ущерб репутации.
• Обзор научной литературы показал, что последствия кризиса в основном зависят от следующих факторов: 1) типа кризиса; 2) его серьезности и уровня ответственности, который возлагают заинтересованные группы; 3) докризисной репутации организации; 4) количества информации о кризисе и её характере в информационном пространстве; 5) реальных действий компании во время кризиса и коммуникации, выбранной из возможных стратегий ответа на кризис.
• В ходе анализа научной литературы было выявлено, что реакция на кризис - это самая критичная и важная фаза, так как она очень хорошо видна целевым аудиториям; в то же время она существенно влияет и на общественное мнение, как целевые аудитории оценивают процесс и как организация справляется с кризисом. Таким образом, можно сделать вывод, что кризисная коммуникация - это многокомплексная деятельность, направленная на установление контакта между организацией и заинтересованными группами до, во время и после кризиса с целью сохранения устойчивой репутации организации и минимизации всех возможных ущербов.
2. В процессе исследования было установлено, что в зависимости от типа кризиса, например его сложности, прежней репутации, кризисного опыта и отношений с заинтересованными группами, организация должна выбирать разные стратегии:
• В научной литературе о кризисной коммуникации можно выделить две теоретические традиции. Первая - это риторическая или ориентированная на текст и его содержание. Акцент в теории делается на то, как и что организация должна сообщать во время кризиса. Вторая - стратегическая или ориентированная на контекст традиции, в которой, в отличие от предыдущей теории, важно, чтобы организация своевременно сообщала, когда, где и как действовать.
• В ходе анализа трудов разных теоретиков кризисной коммуникации было выявлено, что первую традицию представляет теория Бенуа «реставрации имиджа». Она основана на концепции извинений, т.е. стремится объяснить ситуацию и защитить репутацию. Вторую традицию отображает ситуационная теория Кумбса, в которой утверждается, что необходимо учитывать характеристики кризисных ситуаций для того, чтобы выбрать соответствующую ответную стратегию. В данной работе была использована именно ситуационная теория кризисной коммуникации, так как она также охватывает часть теории «реставрации имиджа».
3. Проанализировав, какие стратегические действия кризисной коммуникации руководство «Volkswagen» предпринимало в период с 18 сентября по 31 декабря 2015г., было установлено, что на следующей неделе после обвинений ЕРА компания сразу призналась в фальсификации и принесла свои извинения; в то же время была остановлена и маркетинговая коммуникация во всех официальных источниках информирования, кроме глобального аккаунта Twitter. Затем последовали отставка генерального директора компании Винтеркорна и увольнение ряда сотрудников, которые могли быть связаны с преступлениями, а также назначение нового директора Мюллера. Компания в каждом своём официальном заявлении утверждала, что она сожалеет о происшедшем и открыта для расследования; отмечалась просьба дать возможность исправить свою вину. 27 сентября была создана официальная информационная страница для вопросов и ответов. В ноябре был создан специальный пакет компенсаций.
4. Опираясь на теорию Кумбса, был сделан вывод, что кризис VW можно причислить к трансрегрессивному типу и он входит в кластер избегаемых событий. Руководствуясь данной классификацией, было установлено, что компании для успешного преодоления кризиса, теоретически рекомендуется использовать стратегии соглашения, а именно: интеграцию (напоминание о прошлых добрых делах организации), беспокойство (выражение беспокойства о потерпевших); сострадание (компенсации или другое возмещение ущерба); сожаление (сожаление о кризисе); извинение (принятие полной ответственности за кризис и просьба прощения). На основе выводов, перечисленных в третьем пункте, можно сделать вывод, что компания следовала по конкретному антикризисному плану, и все предлагаемые действия, кроме интеграции, были выполнены. Однако, при рассмотрении конкретных действий компании установлено, что самым очевидным манёвром явилось умолчание, так как в своих официальных источниках информирования VW ограничился только редкими заявлениями.
5. В процессе идентификации интерпретации кризиса средствами массовой информации в США, Германии и России было установлено, что за исследуемый период в «NYT» «Der Spiegel» и «Коммерсантъ» было опубликовано 199 статей, посвященных скандалу вокруг компании «Volkswagen». Публикации посвящались в основном оценке действий официальных лиц компании, а также судебным разбирательствам, которые последовали после выявления фактов подлога тестов. Кроме того, обращалось внимание на то, каковы будут финансовые потери VW не только в США, но и в остальных странах, в которых также начались расследования. Тон статей был по большей части негативным, осуждающим поведение высшего менеджмента компании. Тем не менее, удалось выявить и определенные отличия, касающиеся характера освещения темы в СМИ США, ФРГ и России. Например, больше всего положительных статей было опубликовано в Германии. Авторы статей указывали, что кризис - это не только серьезный удар по репутации VW, но и потенциальные новые возможности, поскольку произошло обновление руководящего состава компании. В России, наоборот, эта тема не привлекла широкого внимания, что можно объяснить спецификой российского автомобильного рынка. В то же время была выявлена интересная особенность того, что лишь несколько статей были посвящены исключительно экологическому измерению кризиса.
Подобные работы
- PR-коммуникации в условиях кризисной ситуации: на примере компании
«Volkswagen»
PR crisis communication. Case study of Volkswagen company
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016



