ВВЕДЕНИЕ 2
1. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6
1.1. Понятие связей с общественностью 6
1.2. Становление связей с общественностью: исторический анализ 12
1.3. Сущность связей с общественностью, их технологии и основные функции 16
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ДИПЛОМАТИИ
СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ 24
2.1. Связи с общественностью в условиях современного политического процесса 25
2.2. История и современное состояние дипломатических отношений КНР 31
2.3. Связи с общественностью как инструмент государственной политики КНР 38
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В
ДИПЛОМАТИИ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ 44
3.1. Проблемы связей с общественностью в условиях современного политического
процесса КНР 45
3.2. Связи с общественностью как инструмент дипломатии КНР: перспективы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Актуальность рассмотрения истории развития научного знания о связях с общественностью как социально-коммуникационном феномене и определение этапов его становления в Китае обусловлена научной и социально-практической значимостью решения проблем становления связей с общественностью как новой научной отрасли, формулировка и выявление которых находит свое воплощение в работах современных китайских и зарубежных специалистов.
В Китае история феномена связей с общественностью представлена сравнению с другой проблематикой, в небольшом количестве работ, характеризующих мировой опыт связей с общественностью, однако анализ развития связей с общественностью в Китае до сих пор остается вне внимания исследователей. При этом для одних ученых исторический аспект связей с общественностью - это самостоятельный предмет научных поисков, а для других - одна из задач исследования проблематики связей с общественностью.
Исходя из этого, одни исследователи воспроизводят связи с общественностью как историю развития функции управления общими процессами, другие - как историю одного из видов социальной коммуникации, третьи - как историю определенного средства психологического воздействия на массовое сознание с целью формирования желаемой мысли, четвертые - как историю социокультурного явления, обусловленного особенностью менталитета и культуры нации, пятые - как историю науки о связях с общественностью.
Теоретическая разработанность. Современное состояние информационного пространства китайского общества характеризуется повышенным вниманием к феномену PR. До сих пор мировая история паблик рилейшнз в первом варианте изложена в многочисленных работах таких зарубежных исследователей, как, например, Э. Бернейз, Ф. Сайтел, И. Толкачев, М. Шишкина и др.
Источниковую базу исследования составляют научные и научно-практические труды, посвященные изучению и осмыслению феномена PR: докторские и кандидатские диссертации, монографии, научные статьи, научные отчеты, материалы научных и научно-практических конференций, круглых столов, симпозиумов, семинаров, учебники, пособия, курсы лекций и т.п. Выбор источников обоснован их тематической принадлежностью к проблемам связей с общественностью, концепциям PR-исследований, инструментов создания научного контента связей с общественностью.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе являются связи с общественностью в дипломатии.
Предметом исследования являются связи с общественностью в дипломатии современного Китая.
Хронологические рамки исследования - 2015-2021 гг.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы проанализировать связи с общественностью в дипломатии современного Китая.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие связей с общественностью.
2. Описать историю становление связей с общественностью.
3. Рассмотреть сущность связей с общественностью, их технологии и основные функции.
4. Рассмотреть связи с общественностью в условиях современного политического процесса.
5. Описать историю и современное состояние дипломатических отношений КНР.
6. Проанализировать опыт применения связей с общественностью в качестве инструмента государственной политики КНР.
7. Определить проблемы связей с общественностью в условиях современного политического процесса КНР.
8. Описать перспективы связей с общественностью как инструмента дипломатии КНР.
Методическую основу выпускной квалификационной работы составили методы структурно-функционального, а также элементы системного и сравнительного подходов. При анализе источниковой базы нами были применены методы логики, которые помогли сформулировать систему исходных теоретических положений и принципов отбора, анализа и обобщения материала, использование хронологического подхода позволило отделить важные этапы и направления развития научного знания о связях с общественностью в Китае. С помощью исторического метода прослежены генезис и мутация идей в контексте исторической эволюции связей с общественностью в Китае.
Научно-практическая значимость работы. Положения и выводы исследования могут быть использованы для анализа и переосмысления роли связей с общественностью в дипломатии современного Китая, уточнения некоторых правил и принципов деятельности структур, осуществляющих связи с общественностью, с целью совершенствования системы критериев и оценок в сфере связей с общественностью.
Информационную основу исследования стали официальные данные и статистическая информация в сфере связей с общественностью в дипломатии Китая на протяжении истории. А также российские, китайские и зарубежные информационные ресурсы, ресурсы из сети Интернет и др.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, восемь параграфов основной части, заключение и список использованных источников.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы. Сформулированы цель и задачи проведения исследований в работе, определены объект и предмет исследований, описаны методы исследования, обозначена степень разработанности проблемы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы связей с общественностью. В первом параграфе раскрыто понятие связей с общественностью. Во втором параграфе описана история становления связей с общественностью. В третьем параграфе рассмотрена сущность связей с общественностью, их технологии и основные функции.
Во второй главе дана характеристика связей с общественностью в дипломатии современной Китайской Народной Республики. В первом параграфе рассмотрены связи с общественностью в условиях современного политического процесса. Во втором параграфе описана история и современное состояние дипломатических отношений КНР. В третьем параграфе проанализирован опыт применения связей с общественностью в качестве инструмента государственной политики КНР.
В третьей главе выявлены и проанализированы проблемы и перспективы связей с общественностью в дипломатии современной Китайской Народной Республики. В первом параграфе определены проблемы связей с общественностью в условиях современного политического процесса КНР. Во втором параграфе описаны перспективы связей с общественностью как инструмента дипломатии КНР.
В заключении систематизированы полученные результаты.
Связи с общественностью следует понимать, как специфические коммуникации, целью которых является создание диалогических отношений между различными группами общественности, различными субъектами публичной сферы, своеобразную систему коммуникационных техник, предназначенную для оптимизации коммуникационной среды базисного субъекта связей с общественностью.
Деятельность в сфере связей с общественностью должна базироваться на соблюдении общественных интересов и этических норм. Реализация социально технологических и социальных мероприятий по установлению связей между субъектами и объектами социальной деятельности, между ними и общественностью, властью с целью принятия решений в процессе социального управления, влияния на общественное мнение и достижение взаимного доверия - это основная задача технологий в сфере связей с общественностью.
Главный отличительный признак PR «по-европейски» - развитие профессиональной мысли в контексте традиционного гуманизма, в центре всей системы взаимоотношений находится человек, а не организация, что означает приоритет гуманистических ценностей над коммерческими. Особой критике подверглись американский стиль агрессивного навязывания информации, прагматизм и морализм.
Что касается истории становления научного знание о связях с общественностью в Китае, то крайне мало исследований, посвященных этой проблеме. Даже тогда, когда авторы вспоминают историю научного знания о связях с общественностью, рассмотрение проблемы сводится к обсуждению истории, собственно, PR, в преобладающем большинстве истории европейской, а не китайской.
Проанализировав развитие связей с общественностью как отрасли знания в Китае в период с 1991 по 2020 гг., мы выделили такие этапы их становления: I этап - 1991-1996 гг. - начало научной дисциплины «паблик рилейшнз». II этап - 1997-2001 гг. - этап первичной институализации науки о связях с общественностью. III этап - 2002-2006 гг. - этап развития научного знания о связях с общественностью в Китае, характеризующийся расширением спектра методов и верификационных процедур, применяющихся в научных исследованиях. IV этап - с 2007 г. по сегодняшнего день - этап отсоединения нового направления исследований - социальные коммуникации, что способствуют углублению и
обобщению теоретического знания о PR, достижению им проектно-конструктивного уровня влияния на состояние социально-коммуникационных отношений в обществе.
Вопросы налаживания эффективных связей с общественностью являются чрезвычайно актуальными в формировании позитивного имиджа дипломатических органов, обеспечении прозрачности и гласности в их деятельности. Целью деятельности специалистов по связям с общественностью в системе дипломатического управления является налаживание двустороннего общения для установления общего коммуникативного пространства, достижения взаимопонимания, основанного на достоверности, компетентности и полноте информации.
Способом достижения этой цели выступает сознательное, плановое и долгосрочное влияние на создание внешней и внутренней социально-психологической среды, которая была бы благоприятной для позитивного имиджа в системе публичного управления, а также обеспечения положительного поведения этой среды в отношении к самому органу государственной власти.
Целью связей с общественностью является осуществление комплекса мер для достижения взаимного доверия, гармоничных, взаимовыгодных отношений между организацией, целевой аудиторией, государством, всем обществом. Связи с общественностью являются важным инструментом формирования гражданского общества, призванного обеспечивать отладку различных форм взаимодействия между государством и общественностью на основе согласования общих потребностей, интересов, позиций и налаживания сотрудничества.
Технология связей с общественностью имеет соответствующую структуру: цель: обеспечение доверия, достижение взаимопонимания; содержание: реализация функций по достижению доверия, взаимопонимания, позитивного образа и представления; методы: открытость, прозрачность, доказательство обоснования, привлечения, позиционирования; средства: публикации, репортажи, брифинги; результат: привлечение общественности на сторону власти или отдельной политической силы.
Недостаточная развитость связей с общественностью в политическом процессе, что характеризует закрытость политических процессов от гражданина, порождает недоверие в целом к политике и к власти. Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие специальных структур или хотя бы отдельного специалиста в сфере связей с общественностью при соответствующих органах власти и местного самоуправления. Особенностями китайской коммерческой дипломатии являются: возможность использования коммерческих рычагов для достижения политических целей; приспособленность к местным условиям торгового партнера и отсутствие требований относительно политического и экономического поведения; государственный контроль над внешнеэкономическими связями и владение государством контрольным пакетом акций почти всех значимых предприятий с частным капиталом; развитие торговли в сочетании с обещаниями торговым партнерам более крупных возможностей в сфере торговли и инвестиций; важность личных отношений.
КНР продолжает осуществлять шаги в направлении создания условий для прогнозируемого долговременного собственного роста и развития на пути превращение Китая в мирового тяжеловеса. Это стремление может иметь значительный успех, поскольку официальный Пекин обладает имеющимся финансовым, промышленным, интеллектуальным, человеческим ресурсом, который в условиях кризиса и снижения темпов роста мировой экономики формирует возможности и предоставляет свободу маневра в сложившихся условиях.
Власти КНР пытаются взаимодействие со странами-партнерами сделать более эффективным. Только даже у этих стран, которые Китай не особо выделяет как своих партнеров, нет единого видения китайской инициативы. Они строят свои отношения с Пекином, исходя из собственных интересов, а не из общеевропейских. ЕС своей окончательной позиции по этому поводу пока не сформировал, и очевидно это следует учесть.
Современные политические PR-технологии позволяют систематически и комбинированно использовать всю совокупность внутренних и внешних информационных связей политической организации в КНР, реализовать сильные стороны организации и нейтрализовать слабые. Теоретические концепции и модели создают базу для динамичного развития стратегий и методов как внешних, так и внутренних PR- технологий в Китае.
В Китайской Народной Республике первой такой практикой было использование политического PR: сочетание пропаганды и так называемого «черного PR». Без честных, доброжелательных и открытых отношений между общественностью и органами государственной власти Китая, их работа может быть затруднена и может не быть эффективной. Именно поэтому сегодня важно, чтобы руководители органов государственной власти осознали значимость функционирования служб связей с общественностью в Китае. Это поможет поднять имидж органов власти и укрепить доверие к государству в целом.
Эффективное продвижение имиджа Китайской Народной Республики в мире возможно при условии четкого понимания и сегментации целевых аудиторий, оптимального разделения каналов и применения соответствующих инструментов. Практики из корпоративного сектора, в частности связей с общественностью и маркетинга, доказали свою эффективность для целей публичной дипломатии и должны активно использоваться.
1. Абдраимов М. Дж. Внешнеполитическая информационная деятельность государства в современных условиях: концептуальная основа и проблемы / М.Дж. Абдраимов // Вестник Дипломатической академии. - 2015. - №5(05). - С.50-54.
2. Алексеева Т.А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.): Политическая теория и международные отношения. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016. - 623 с.
3. Бажанов Е.П. Китай и внешний мир / Е.П. Бажанов. - М.: Международные отношения. - 1990. - 352 с.
4. Бажанов Е.П. Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века / Е.П. Бажанов. - М.: Известия. -2017.-351 с.
5. Барышников Д.Н. Эффективность дипломатии / Д.Н. Барышников, Р.В. Костюк, С.Л. Ткаченко. - Санкт-Петербург: ВВМ, 2019.- 150 с.
6. Борох O.H., Ломанов A.B. «Скромное обаяния Китая». Пекин творчески развивает американскую концепцию «мягкой силы» / О.Н. Борох, А.В. Ломанов // «Pro et Contra». -
2017. - №6 - С. 41-60.
7. Ван Г., Журавлева Е.В. Политика «мягкой силы» России и КНР // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2015. - №1. - C.60-69.
8. Василенко Е.В. Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» государства / Е.В. Василенко // Перспективы. Электронный журнал. - 2016. - № 1 (5). - С.68- 80.
9. Васильев А.М., Исаев Л.М. Коротаев А.В., Шишкина А.Р. Инструменты «мягкой силы» ИГ: типология и оценка эффективности // Азия и Африка сегодня. - 2018. - №12. - С.3-10.
10. Век информации: СМИ и внешняя политика Китая: сб. науч. статей № 4 / Ред.-сост. Р.В. Бекуров, Ю.С. Данилова, С.Б. Никонов. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2014. - 196 с.
11. Великая А. Публичная дипломатия как инструмент международного диалога /А. Великая // Международная жизнь. - 2016. - № 2. - С.154-164.
12. Вилков А. А. «Мягкая сила» как элемент имиджевых технологий во внутренней и внешней политике / А.А. Вилков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2018. - Т. 14. - Вып. 2. - С. 66-76.
13. Воскресенский А.Д. Китай и Россия в Евразии: историческая динамика политических взаимовлияний / А.Д. Воскресенский. - М.: Восток-Запад. - 2014. - 603 с.
14. Галенович А.Ю. Народная дипломатия в теории и практике внешней политики Китайской Народной Республики: автореф. дис. ...канд. ист. наук: 07.00.05 / Галенович Антон Юрьевич. - М. - 1988. - 22 с.
15. Галенович Ю.М. Россия в «китайском зеркале». Трактовка в КНР в начале XXI века истории России и русско-китайских отношений / Ю.М. Галенович. - М.: Восточная книга. - 2019. - 416 с.
16. Горшенина С.М. Изобретение концепта Азии: между наукой и геополитикой. - Вашингтон: Программа изучения Центральной Азии, Университет Джорджа Вашингтона, 2019. - 119 с.
17. Давыдов А. США-КНР-Россия: «треугольник» 35 лет спустя/ А. Давыдов // Проблемы Дальнего Востока. - 2019. - №6. - С. 22-38.
18. Дейч Т.Л. Африка в стратегии Китая / Т.Л. Дейч. - М.: Институт Африки РАН. -
2018. -326 с.
19. Демидова И.Ф. Первые русские дипломаты в Китае / И.Ф. Демидова, В.С. Мясников. - М.: Наука. - 1966. - 156 с.
20. Долинский А.В. Эволюция теоретических оснований публичной дипломатии // Вестник МГИМО-Университета. - 2018. - № 2. - С. 275-280.
21. Долинский А.В. Дискурс о публичной дипломатии /А.В. Долинский // Международные процессы. - 2017. - Том 9. - № 1(25). - С. 63-73
22. Долинский А.В. Современные механизмы сотрудничества в рамках публичной дипломатии: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04 / Долинский Алексей Владимирович. - М. - 2018. - 24 с.
23. Евдокимов Е.В. «Народная дипломатия» КНР. Массовость как феномен китайской внешнеполитической пропаганды / Е.В. Евдокимов // Вестник МГИМО-Университета. -
2019. -№3.-С. 285-289.
24. Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью. Учебное пособие для академического бакалавриата. - М.: Юрайт. 2018. - 198 с.
25. Емельянова Н.Н. «Мягкая сила» как концепт: критический анализ / Н.Н. Емельянова // Международная аналитика. - 2018. - №3. - С. 7-24.
26. Жакенова К.А. Публичная дипломатия как сфера национального брендинга / К.А. Жакенова // Вестник КазЭУ. - 2019. - №6. - С.126-131.
27. Зонова Т. Публичная дипломатия Европейского Союза // Публичная дипломатия: Теория и практика / под ред. М. М. Лебедевой. М.: Аспект Пресс, 2017. - С.70-88.
28. Зонова Т.В. Цифровая дипломатия в дипломатической и консульской службе // Дипломатическая служба. - 2015. - №3 (36). - С.176 - 183.
29. Звягельская И. Д. Становление государств Азии: Политические процессы. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 208 с.
30. Информационное обеспечение внешнеполитической деятельности современных государств (политологический анализ) Диссертация на соискание ученой степени кандидата политологических наук Специальность: 23.00.04 - Мельникова Ольга Андреевна. - Москва, 2020. - 210 с.
31. Киссинджер Генри. О Китае / Генри Киссинджер. - М.: Астрель. - 2017. - 640 с.90.
32. Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. Учебник. -М.: Питер. 2018. - 288 с.
33. Кривохиж С.В. От пропаганды к публичной дипломатии: опыт Китайской Народной Республики // Китай в эпицентре глобальных проблем АТР - г. Москва, - 2017. -С. 56-58
34. Кривохиж С.В. Публичная дипломатия Китая: защита или нападение? //
ПРОБЛЕМЫ Проблемы Дальнего Востока, 2018. - № 5. - С. 50-54
35. Кривохиж С.В. «Мягкая сила» и публичная дипломатия в теории и
внешнеполитической практике Китая. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13: Востоковедение. Африканистика, 2012. -№ 3. - С. 103-113
36. Ломанов А.В. Роль культурного наследия в формировании облика Китая за рубежом / А.В. Ломанов // Культурное наследие в современной политической и социальной практике стран дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: сборник статей / Отв. ред. Б.Г. Доронин. - СПб.: СПбГУ, Восточный ф-т. - Изд-во РХГА. - 2019. - 102 с.
37. Люй Цин. Советско-китайские культурные отношения: 1949-1956 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Люй Цин. - М., 2020. - 18 с.
38. Мишон Е. В. Связи с общественностью в органах власти. Учебное пособие. - М.: КноРус. 2020. - 176 с.
39. Мосяков Д.В. «Мягкая сила» в политике Китая в Юго-Восточной Азии / Д.В. Мосяков // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2018. - № 14. - С. 5-22.
40. Публичная дипломатия: Теория и практика: научное издание / Под ред. М. М. Лебедевой. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. - 272 с.
41. Попов Д. С. Азия во внешней политике США. 1991-2016 гг. - М.: РИСИ, 2016. - 247 с.
42. Филимонов Г. Ю. Технологии «мягкой» силы на вооружении США: ответ России: монография / Г. Ю. Филимонов, О. Г. Карпович, А. В. Манойло. - Москва : РУДН, 2015. - 581 с.
43. Зонова Т.В. Публичная дипломатия и ее акторы [Электронный ресурс] / Режим дступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id 4=681
44. Китайский фактор: круглый стол (участники Мясников В.С., Бажанов Е.П., Галенович Ю.М. и др.) [Электронный ресурс] // Вестник Европы. 2018. - №17 / Режим доступа: http://magazines.russ.ru/vestnik/2006/17/kit6.html
45. Лузянин С.Г. «Возвышение» Китая как фактор мировой политики [Электронный ресурс] / С.Г. Лузянин // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - №5. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozvyshenie-kitaya-kak-faktor- mirovoy-politiki
46. Лукин А.В. Публичная дипломатия [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://docplayer.ru/30064676-A-v-lukin-publichnaya-diplomatiya-gosudarstvennaya-propaganda-ili-grazhdanskaya-iniciativa.html
47. Функции и обязанности Министерства иностранных дел КНР [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.fmprc.gov.cn/rus/wjb/zhuyaozhize russ/
48. Deng Xiaoping. Man of the Year / Time. - 1986. - Vol. 187. - №1 ЖФ^_^К^^: ^gAW. 1986
49. Zheng Bijian. China's Peaceful Rise: Speeches of Zheng Bijian 1997-2005 / Zheng Bijian. - Washington, DC: Brooking Institution Press. - 2006. - 88 p Ж^'^_ЖЭД: ФНЭД^^Ш &1997-2005.
50. Deng Xiaoping. Speech Greeting the Fourth Congress of Chinese Writers and Artists [Электронный ресурс] / Deng Xiaoping. - October, 30. 1979. - Режим доступа: https://dengxiaopingworks.wordpress.com/2013/02/25/speech-greeting-the-fourth-congress-of- chinese-writers-and-artists/ААА_Ж^ЖИЖФ Д^Ж^ААЖАА 1979.
51. EU report: Building a Comprehensive Partnership with China, 1998 [Электронный
ресурс] / Режим доступа:
http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:1998:0181:FIN:EN:PDF
52. EU report: Facts and figures on EU-China trade: 2014 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://eeas.europa.eu/sites/default/files/tradoc 144591.pdf
53. EU-China Joint Declaration on Culture [Электронный ресурс] / Режим доступа: http s://ec. europa.eu/assets/eac/educati on/intemati onal - cooperation/documents/china/jointculture en.pdf
54. European Commission. Follow-up Actions Of The First Round of the EUChina High Level People-to-People Dialogue [Электронный ресурс] / Brussels. - 2012. Режим доступа: http s://ec. europa.eu/assets/eac/educati on/internati onal -
cooperation/documents/china/follow en.pdf
55. Forum on China-Africa Cooperation Official Web Site. Cultural Exchanges [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.focac.org/eng/
56. Huang Youyi. China has stories to tell the world [Электронный ресурс] / Huang Youyi.
- Режим доступа: http://www.china.org.cn/china/NPC CPPCC 2011/2011-
03/04/content 22057230.htmЩ^ ^ : ИЖФНгн 2011.
57. Li Keqiang. The world should not fear a growing China [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://za.china-embassy.org/eng/zt/pd/t785436.ht^Й®: Ж#Ж,Й'ЖЙЖЖФЙЙФ Д 2011.
58. Memorandum of Understanding on Establishing the ASEAN-China Centre Between the Governments of the Member States of the Association of Southeast Asian Nations and the Government of the People‘s Republic of China [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.asean.org/wp-content/uploads/images/archive/15thsummit/MoU-Establishing- ASEAN-China.pdf
59. United Nations country profiles: China [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.un.org/esa/earthsummit/china-cp.htmЖ^НДЖ_ФНЖй