Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коммуникативные стратегии креолизованного художественного текста (на материале датского языка)

Работа №128604

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы98
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические основы исследования коммуникативных стратегий и креолизованного текста 7
1.1 Теоретические основы коммуникативных стратегий 7
1.2 Теоретические основы креолизованного текста 14
1.2.1 Определение и классификация креолизованных текстов 14
1.2.2 Средства достижения коммуникативных стратегий в креолизованном художественном тексте 18
1.3 Графический роман как креолизованный текст 23
1.3.1 Определение, история, компоненты графического романа 23
1.3.2 Особенности вербального и визуального языков графического романа 34
2. Коммуникативные стратегии в графическом романе «Pssst!» Аннетте Херцог и Катрине Кланте 39
2.1 Коммуникативные стратегии при изображении внутреннего мира протагониста 43
2.2 Коммуникативные стратегии при изображении окружающего мира протагониста 52
3. Коммуникативные стратегии в графическом романе «Jammers Minde» Аллана ван Хансена 67
3.1 Коммуникативные стратегии исторической достоверности 67
3.2 Внутритекстовые коммуникативные стратегии 70
Заключение 80
Список литературы 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 98

Коммуникативная функция — одна из основных составляющих существования языка, реализующаяся в обмене информацией между людьми. Лингвистические исследования, посвящённые коммуникативной функции языка, благодаря совершённому повороту в сторону антропоцентризма рассматривают коммуникативные стратегии как один из основных объектов анализа.
В связи со стремительным увеличением и усилением роли визуальной информации в коммуникации — за счёт того, что визуальный объект по сравнению с вербальным языком обладает таким преимуществом, как возможность передачи большого объёма информации в сжатой форме — появились смешанные вербально-визуальные формы, в которых паралингвистические средства оформления текста приобрели особую значимость — паралингвистически активные тексты (Е.Е. Анисимова). В данном исследовании используется термин «креолизованный текст», предложенный Е.Ф. Тарасовым и Ю.А. Сорокиным для обозначения текстов, структура которых состоит из вербального и невербального языков. Исследование проводилось на материале графических романов как одной из форм креолизованного текста.
Графические романы всё плотнее входят в жизнь современного человека, особенно молодёжи. При этом в силу своей новизны графические романы, как один из видов креолизованного текста, в настоящее время изучены мало, и потому представляют особый интерес для изучения в контексте использования авторами коммуникативных стратегий.
Целью настоящего исследования является выявление коммуникативных стратегий и средств их реализации в подростковом и историческом графических романах как полностью креолизованном тексте. Для достижения цели нужно выполнить ряд следующих задач:
1. Сформировать теоретическую научную базу исследования о коммуникативных стратегиях в целом, лингвистических особенностях креолизованного текста и графическом романе как одной из форм креолизованного текста.
2. На основании анализа содержания и языка двух графических романов выделить основные лингвостилистические и паралингвистические средства и типы их взаимодействия.
3. Определить коммуникативные стратегии, реализуемые с помощью этих средств.
4. Сделать выводы о том, какие коммуникативные стратегии используются в креолизованном художественном тексте на примере графического романа и с помощью каких средств они достигаются.
Объект исследования — коммуникативные стратегии.
Предмет исследования — коммуникативные стратегии в креолизованном художественном тексте на датском языке.
Материалом для исследования послужили тексты графических романов: «Pssst!» («Пссст. Кто я?» в русском издании) Аннете Херцог и Катрине Кланте (2016) и «Jammers Minde» («Скорбные воспоминания») Аллана ван Хансена (2019).
Роман «Pssst!» рассказывает о двенадцатилетней девочке Виоле и её взрослении, раскрывая в дневниковой форме сложности и проблемы, связанные с превращением из ребёнка во взрослого человека.
Роман «Jammers Minde» — это исторический графический роман, созданный на основе мемуаров внебрачной дочери короля Кристиана IV Леоноры Кристины Ульфельдт (1621-1698).
Целевой аудиторией обоих романов являются подростки, хотя романы принадлежат к разным жанрам.
Исследование опирается на работы о креолизованных текстах в общем (Е.Е. Анисимова, Е.Ф. Тарасов и Ю.А. Сорокин) и графических романах и комиксах в частности (С. Макклауд, Н. Кон), а также на работы по коммуникативным стратегиям (О.С. Иссерс).
Основные методы, использованные для анализа: метод сплошной выборки и методы семантического и стилистического анализов.
Новизна этого исследования прежде всего состоит в том, что тема коммуникативных стратегий и их реализации в художественных текстах, сочетающих вербальный и визуальный языки, не достаточно изучена в связи с относительной новизной явления графического романа.
Актуальность связана, в первую очередь, с растущей популярностью и претензией на «серьёзность» этого вида литературы, преодолевающей разрыв между комиксом, как частью массовой культуры, и качественной подростковой литературой.
Работа прошла частичную апробацию на Молодёжной конференции в СПбГУ (20 апреля 2021г., тема «Лингвостилистические и паралингвистические средства изображения внутреннего мира подростка (на примере датского графического романа «Pssst!» А. Херцог)»). Часть исследования легла в основу научной статьи «Авторская стратегия создания образа эпохи в историческом графическом романе (на примере романа А. ван Хансена «Скорбные воспоминания», Дания, 2019)» в соавторстве с А.В. Ломагиной в журнале «Исследования языка и современное гуманитарное знание» [Ломагина, Гулькова, 2021].

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящее исследование имело целью изучение коммуникативных стратегий в креолизованном художественном тексте (на примере графического романа) и анализ средств вербального языка, а также их сочетание со средствами визуального языка и их взаимодействия, с помощью которых автор выстраивает коммуникативные стратегии.
Для проведения исследования были проанализированы два графических романа: молодежный роман «Pssst!» и исторический роман «Jammers Min de». В ходе исследования были выявлены основные коммуникативные стратегии:
1) коммуникативные стратегии для передачи внутреннего и окружающего миров и внутритекстовые коммуникативные стратегии в романе «Pssst!»;
2) коммуникативные стратегии для построения иллюзии исторической достоверности и внутритекстовые коммуникативные стратегии, оказывающие также эмоциональное влияние на читателя.
В результате исследования коммуникативных стратегий креолизованного текста на примере графических романов «Pssst!» и «Jammers Minde» были определены коммуникативные стратегии и выявлены основные средства вербального и визуального языков и их взаимодействия для достижения коммуникативных стратегий.
Несмотря на разнонаправленность взятых для анализа графических романов в жанровом плане, можно сделать вывод о похожем подходе к выбору и использованию средств. Так, для достижения правдоподобности изображаемых миров, в романе «Pssst!» воссоздаётся мир, окружающий среднестатистического подростка. Для передачи современной речи подростка используются такие вербальные средства, как слэнг, обращения, англицизмы и эмотивы, междометия, ономатопеи для передачи эмоциональности протагониста. В плане смешанных средств используется изображение современной техники и соответствующих ей шрифтов. Точно так же в романе «Jammers Minde» автором для коммуникативных стратегий исторической достоверности применяются средства языка, характерные для изображаемой им эпохи (обращения, устаревшие языковые формы, архаизмы). Помимо этого, авторами создаются узнаваемые декорации, в которые помещены главные герои романов — современный датский город в «Pssst!» и Копенгаген эпохи барокко в «Jammers Minde».
Кроме того, сходство можно установить и в используемых средствах при построении коммуникативных стратегий психологической направленности. Преимущественно используются такие средства, как экспрессивная лексика и эмотивы, а также паралингвистические приёмы (особая пунктуация при выражении гнева/растерянности/страха, использование символов, соответствующее оформление филактера, различные шрифты) и их взаимодействие с визуальным языком — изображёнными на лице персонажей эмоциями, выбранными для фреймов цветовыми гаммами и построением кадра. Так, в романе «Pssst!» для передачи чувств подростка (растерянность, неуверенность, запутанность, одиночество) активно используются эмотивы, вопросы протагониста самому себе, паралингвистические средства (чрезмерное использование вопросительных и восклицательных знаков). В «Jammers Minde» похожие средства используются для передачи чувств протагониста — страха, одиночества.
Использование наиболее подходящих средств при построении коммуникативных стратегий позволяет настроить коммуникацию с читателем. Реализация коммуникативных стратегий в текстах обоих романов решает художественные задачи и выстраивает взаимодействие автора с читателем. Достоверное изображение подросткового мира в «Pssst!» позволяет настроить коммуникацию с основной целевой аудиторией (дети и подростки) с одной стороны, и, возможно, помочь взрослому человеку понять подростка с другой стороны. В то же время правдоподобное воссоздание эпохи барокко в романе «Jammers Minde» позволяет, с одной стороны, погрузить читателя в историческое прошлое и дать о нём представление, а, с другой стороны, приблизить прошлое к современному человеку. Также это даёт возможность ближе познакомиться с личностью человека в целом и с одной из точек зрения на жизнь Леоноры Кристины в частности.


Источники
1. Herzog A., Clante K. Pssst! Kobenhavn: Host & Son/Rosinante & co, 2013. 96 s.
2. Krogh L. Leonora Christinas Jammers minde, udgivet og bearbejdet af Line Krogh. Kobenhavn: Gyldendal Publ., 2014. 272 s.
3. Ulfeldt L.C. Leonora Christina Grevinde Ulfeldts Jammers Minde, en egenhcendig skildring af hendes Fangenskab i Blaataarn i Aarene 1663­1685, udgivet af S.Birket Smith. Kjobenhavn: Gyldendalske Boghandels Forlag (F. Hegel & Son), 1869. 240 s.
4. van Hansen A. Jammers minde - en grafisk roman. Kobenhavn: Arabesk Publ., 2019. 208 s.
Словари и справочная литература
5. Dictionary by Merriam-Webster. Available at: https://www.merriam- webster.com/dictionary/graphic%20novel (accessed: 05.10.2020).
6. Ordbog over det danske sprog. Available at: https://ordnet.dk/ods (accessed: 14.11.2020).
7. Holberg ordbog. Available at: https://holbergordbog.dk/ (accessed 20.12.2020).
8. Moths ordbog. Available at: https://mothsordbog.dk/ (accessed 20.12.2020). Литература
9. Агаркова О. А. Коммуникативные стратегии и тактики комплиментарных высказываний. Филологические науки в России и за рубежом: материалы I Междунар. науч. конф. СПб: Реноме, 2012. С. 95-97
10. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз.вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 128 с.
11. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. М.: Флинта: Наука, 2002. — 384 с.
12. Баранов А. Н., Добровольский Д.О. Постулаты когнитивной семантики. Известия АН. Серия: Литература и язык, № 1, 1997. С. 11-21.
13. Барт Р. CameraLucida. М.: Ad Marginem, 2011. 272 с.
14. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование. Вопросы языкознания, №3.1. М., 1996. C. 32-41.
15. Бернацкая А.А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние. Речевое общение. Вып. 3. Красноярск: КрасГУ, 2000. С. 104-110.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ