Влияние развития международного туризма на города с точки зрения социологии (на примере Санкт-Петербурга и Шанхая)
|
Введение 3
Глава 1. Современное состояние международного туризма в Санкт-Петербурге и Шанхае 8
1.1 Туристический потенциал Санкт-Петербурга и Шанхая как культурно-исторических центров 8
1.2 Современное состояние туризма в Санкт-Петербурге и Шанхае 12
1.2.1. Современная индустрия культуры в Санкт-Петербурге и Шанхае 12
1.2.2. Причины развития международного туризма в Санкт-Петербурге и Шанхае 21
Глава 2. Особенности влияния развития международного туризма на города: социологический анализ 33
2.1. Влияние на экономическое развитие 33
2.2. Влияние на культурную интеграцию 41
2.3. Влияние на окружающую среду 49
2.4. Перспективы развития китайско-российского сотрудничества в сфере туризма: национальный и региональный уровни 57
Заключение 73
Список использованной литературы 77
Приложение: Таблицы и графики 86
Глава 1. Современное состояние международного туризма в Санкт-Петербурге и Шанхае 8
1.1 Туристический потенциал Санкт-Петербурга и Шанхая как культурно-исторических центров 8
1.2 Современное состояние туризма в Санкт-Петербурге и Шанхае 12
1.2.1. Современная индустрия культуры в Санкт-Петербурге и Шанхае 12
1.2.2. Причины развития международного туризма в Санкт-Петербурге и Шанхае 21
Глава 2. Особенности влияния развития международного туризма на города: социологический анализ 33
2.1. Влияние на экономическое развитие 33
2.2. Влияние на культурную интеграцию 41
2.3. Влияние на окружающую среду 49
2.4. Перспективы развития китайско-российского сотрудничества в сфере туризма: национальный и региональный уровни 57
Заключение 73
Список использованной литературы 77
Приложение: Таблицы и графики 86
Актуальность
В наши дни по мере развития экономики повышается уровень и качество жизни человека, туризм приобретает большую популярность во всем мире. Нельзя недооценивать значение туризма в жизни людей, регионов, стран и в международной жизни сегодняшнего дня. Это было отмечено во многих странах и подтверждено официальными документами международных туристских форумов. Теперь люди рассматривает туризм как отрасль народного хозяйства страны. Считалось, что он способен внести свой вклад в решение комплекса вопросов. Можно так сказать, сегодня туризм является одной из важных сфер как национальной, так и мировой экономики, а также способствует развитию межгосударственных отношений. Одновременно, нам нужно отметить, что влияние туризма на страны, регионы и даже города имеет три основных направления: экономическое, социально-культурное и экологическое.
Вступая в новую эпоху, российско-китайские отношения получают дополнительные возможности для еще более масштабного развития. Посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй в выступлении отметил, что наши страны - крупнейшие соседи и наши дружеские отношения характеризуются уважением, равноправием, взаимной выгодой, сотрудничеством и общим выигрышем. В последние годы поддерживается высокий уровень двусторонних отношений, уплотняются контакты на высоком уровне, сотрудничество и связи динамично развиваются в различных сферах и уже добились больших успехов,1 в том числе успешно провели мероприятия на уровне туризма, такие как «2012 — Год российского туризма в Китае» «2013 — Год китайского туризма в России». Таким образом, данная работа посвящена изучению влияние развития международного туризма на города с точки зрения социологии, а также разработке мер, которые способствуют сотрудничеству и развитию между двумя странами.
Объект исследования - международный туризм в Петербурге и Шанхае
Предмет исследования - особенности влияния международного туризма на развитие современных городов с точки зрения социологии (на примере Санкт-Петербурга и Шанхая)
Цель ВКР - анализ современного состояния международного туризма в Санкт-Петербурге и Шанхае, анализ влияния развития туризма с точки зрения социологии и оценка проблем и перспектив развития китайско-российского сотрудничества в области международного туризма.
Задачи ВКР:
1. Получение системного представления о международном рынке туристских услуг Петербурга и Шанхая;
2. Анализ особенностей международного туризма Петербурга и Шанхая с точки зрения социологии
3. Исследование влияния международного туризма на развитие городов в России и Китае (на примере Санкт-Петербурга и Шанхая)
Теории, лежащие в основе исследования:
Теоретической основой исследования являются работы таких социологов, как Ж. Бодрийяр и Э. Гидденс. Ж. Бодрийяр объяснил влияние на социальное развитие потребления в него книге «Общество потребления» и проанализировал «логику общества потребления».2 Можно сказать, что, с его точки зрения, туризм — это часть индустрии культуры и развлечений. Концепция «современности» («глобального общества модерна»), разработанная Э. Гидденсом, также помогает нам лучше изучить сущность туризма и его влияния на современные города. По мнению социолога Э. Гидденса, «современность» устанавливает социальные связи по всему миру.3 Развитие современной индустрии туризма, безусловно, можно объяснить с помощью концепции общества потребления, а её влияние на современные города с помощью концепции «глобального общества модерна».
В конце XX - начале XXI вв. сообщество социологов Китая стало проявлять больше внимания и проводить больше исследований в сфере изучения «социология туризма». Среди теоретических исследований в этой сфере наиболее важными являются исследования Ли Чжун Цзэ, Чэн Юэхао, Хэ Ланпина, Ван Сяохуань, Хэ Чжончэнь и некоторых других.4
Теоретико-методологические основы исследования- В ходе работы были использованы различные методы исследования. С помощью историко-типологического методов были проанализированы культурно-исторические этапы развития двух городов и причины развития международного туризма в Петербурге и Шанхае. Выводы исследования сделаны также на основе вторичного анализа статистической и социологической информации по развитию туризма в Китае и России.
Эмпирическая база исследования-- Данные статистики за последние пять лет, собранные администрацией Санкт-Петербурга, комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга. Годовые статистические отчёты правительства Шанхая, отчёты о въездном и выездном туризме и развитии туристической индустрии в Китае. Кроме того, в работе использовался анализ документов правительств РФ и КНР, которые отражают влияние государственной политики на международный туризм, на направления и перспективы сотрудничества наших стран в сфере туризма.
Научная новизна исследования состоит в комплексном сравнительном социологическом исследовании социальных аспектов развития международного туризма на города (на примере Санкт-Петербурга и Шанхая)
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Первая глава состоит из двух параграфов и посвящена состоянию международного туризма Петербурга и Шанхая, исследованию причин активизации развития международного туризма в Петербурге и Шанхае. Вторая глава состоит из четырёх параграфов. В этой главе рассматриваются современные аспекты влияние развития международного туризма на города и перспективы развития китайско- российского сотрудничества в сфере туризма.
В наши дни по мере развития экономики повышается уровень и качество жизни человека, туризм приобретает большую популярность во всем мире. Нельзя недооценивать значение туризма в жизни людей, регионов, стран и в международной жизни сегодняшнего дня. Это было отмечено во многих странах и подтверждено официальными документами международных туристских форумов. Теперь люди рассматривает туризм как отрасль народного хозяйства страны. Считалось, что он способен внести свой вклад в решение комплекса вопросов. Можно так сказать, сегодня туризм является одной из важных сфер как национальной, так и мировой экономики, а также способствует развитию межгосударственных отношений. Одновременно, нам нужно отметить, что влияние туризма на страны, регионы и даже города имеет три основных направления: экономическое, социально-культурное и экологическое.
Вступая в новую эпоху, российско-китайские отношения получают дополнительные возможности для еще более масштабного развития. Посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй в выступлении отметил, что наши страны - крупнейшие соседи и наши дружеские отношения характеризуются уважением, равноправием, взаимной выгодой, сотрудничеством и общим выигрышем. В последние годы поддерживается высокий уровень двусторонних отношений, уплотняются контакты на высоком уровне, сотрудничество и связи динамично развиваются в различных сферах и уже добились больших успехов,1 в том числе успешно провели мероприятия на уровне туризма, такие как «2012 — Год российского туризма в Китае» «2013 — Год китайского туризма в России». Таким образом, данная работа посвящена изучению влияние развития международного туризма на города с точки зрения социологии, а также разработке мер, которые способствуют сотрудничеству и развитию между двумя странами.
Объект исследования - международный туризм в Петербурге и Шанхае
Предмет исследования - особенности влияния международного туризма на развитие современных городов с точки зрения социологии (на примере Санкт-Петербурга и Шанхая)
Цель ВКР - анализ современного состояния международного туризма в Санкт-Петербурге и Шанхае, анализ влияния развития туризма с точки зрения социологии и оценка проблем и перспектив развития китайско-российского сотрудничества в области международного туризма.
Задачи ВКР:
1. Получение системного представления о международном рынке туристских услуг Петербурга и Шанхая;
2. Анализ особенностей международного туризма Петербурга и Шанхая с точки зрения социологии
3. Исследование влияния международного туризма на развитие городов в России и Китае (на примере Санкт-Петербурга и Шанхая)
Теории, лежащие в основе исследования:
Теоретической основой исследования являются работы таких социологов, как Ж. Бодрийяр и Э. Гидденс. Ж. Бодрийяр объяснил влияние на социальное развитие потребления в него книге «Общество потребления» и проанализировал «логику общества потребления».2 Можно сказать, что, с его точки зрения, туризм — это часть индустрии культуры и развлечений. Концепция «современности» («глобального общества модерна»), разработанная Э. Гидденсом, также помогает нам лучше изучить сущность туризма и его влияния на современные города. По мнению социолога Э. Гидденса, «современность» устанавливает социальные связи по всему миру.3 Развитие современной индустрии туризма, безусловно, можно объяснить с помощью концепции общества потребления, а её влияние на современные города с помощью концепции «глобального общества модерна».
В конце XX - начале XXI вв. сообщество социологов Китая стало проявлять больше внимания и проводить больше исследований в сфере изучения «социология туризма». Среди теоретических исследований в этой сфере наиболее важными являются исследования Ли Чжун Цзэ, Чэн Юэхао, Хэ Ланпина, Ван Сяохуань, Хэ Чжончэнь и некоторых других.4
Теоретико-методологические основы исследования- В ходе работы были использованы различные методы исследования. С помощью историко-типологического методов были проанализированы культурно-исторические этапы развития двух городов и причины развития международного туризма в Петербурге и Шанхае. Выводы исследования сделаны также на основе вторичного анализа статистической и социологической информации по развитию туризма в Китае и России.
Эмпирическая база исследования-- Данные статистики за последние пять лет, собранные администрацией Санкт-Петербурга, комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга. Годовые статистические отчёты правительства Шанхая, отчёты о въездном и выездном туризме и развитии туристической индустрии в Китае. Кроме того, в работе использовался анализ документов правительств РФ и КНР, которые отражают влияние государственной политики на международный туризм, на направления и перспективы сотрудничества наших стран в сфере туризма.
Научная новизна исследования состоит в комплексном сравнительном социологическом исследовании социальных аспектов развития международного туризма на города (на примере Санкт-Петербурга и Шанхая)
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Первая глава состоит из двух параграфов и посвящена состоянию международного туризма Петербурга и Шанхая, исследованию причин активизации развития международного туризма в Петербурге и Шанхае. Вторая глава состоит из четырёх параграфов. В этой главе рассматриваются современные аспекты влияние развития международного туризма на города и перспективы развития китайско- российского сотрудничества в сфере туризма.
Цель работы заключалась в анализе влияния развития международного туризма на городах с точки зрения социологического подхода. Для достижения цели последовательно был выполнен ряд задач.
Во-первых, в работе были рассмотрены современное состояние международного туризма в Санкт-Петербурге и Шанхае. Оба города имеют значительный туристический потенциал как культурно - исторических центров. В работе сначала кратко излагается история развития двух городов, затем детально анализируется современная ситуация с развитием культурных индустрий в обоих местах, и делается вывод о том, что естественные и социальные причины расцвета международного туризма в Санкт-Петербурге и Шанхае. Причины можно разделить на природные и географические факторы, исторические и культурные факторы, развлекательные и торговые факторы, факторы городской инфраструктуры, а также юридические и политические факторы.
Во-вторых, в качестве социологического подхода в работе был представлен критический анализ особенностей влияния развития международного туризма на города. По результатам проведенного социологического исследования с точки зрения экономики, культуры и экологии, можно сделать вывод о том, что
1. Влияние на экономическое развитие. Международный туризм как область хозяйственной деятельности уже стал важным источником поступлений для многих городов и стран. В целом, международный туризм играет стимулирующую роль в экономике города, оказывая меньшее негативное влияние. В то время, экономические последствия международного туризма носят сильно неопределенный характер и могут колебаться в зависимости от национальной политики, международного положения и даже многих непредвиденных природных и техногенных катастроф.
2. Влияние на культурную интеграцию. В связи с экономической глобализацией и культурной глобализацией, международный туризм стал одной из значимых форм межкультурного обмена. В процессе международного туризма неизбежно будут сосуществовать культурные барьеры и интеграция. Первоначально может произойти столкновение культур из-за различий в языке, обычаях и привычках, по мере углубления сотрудничества в области туризма, коммуникации и взаимодействия между культурами гостей и хозяев, международный туризм также будет играть важную роль в содействии культурной интеграции в различных странах.
3. Влияние на окружающую среду. В соответствии с существующей моделью развития туризма, международный туризм оказывает более негативное, чем положительное влияние на экологию города. Негативное воздействие туризма на окружающую среду проявляется в следующих факторах: уничтожение местной и дикой фауны и флоры; загрязнение твердыми отходами, сточными водами и загрязнение атмосферы. С другой точки зрения развитие туризма не только повышает информированность широкой общественности о необходимости в определенной степени защищать экологическую среду, но и обеспечивает необходимую финансовую поддержку для защиты экологической среды.
В-третьих, в работе также были рассмотрены ход, тенденция и перспективы развития китайско-российского сотрудничества в сфере туризма. Прежде всего, в нем обобщается современная ситуация в развитии туристического сотрудничества между Россией и Китаем в XXI веке, анализируются существующие преимущества и недостатки приграничного туризма между двумя странами, и таким образом даются направления и конкретные меры по сотрудничеству двух стран в международной туристической отрасли с учетом текущей ситуации. К примеру, укрепить сотрудничество в туристическом законодательстве; придерживаться принципа "общего развития" и "взаимной выгоды и беспроигрышности"; усовершенствовать инфраструктуру поддержки туризма; разработать различные виды туристических продуктов и высококачественные туристические маршруты; увеличить инвестиции и использовать новые цифровые технологии в области туризма; создание многоязычных платформ и т.д.
Подводя итог можно сделать вывод: международный туризм не только оказывает значительные влияния на экономику, культуру и экологию городов, но и придает мощный импульс сотрудничество между Россией и Китаем, так и выводит отношения наших стран на новый этап. Это создает новые направления развития сотрудничества между нашими странами в следующие десятилетия, в особенности, восстановление и развитие туризма в обеих странах после пандемии коронавируса COVID- 19. Дальнейшие исследования вопросов сотрудничества туризма в наших странах является одним из наиболее перспективных направлений исследований в сфере социологии, экономической социологии и социологии туризма.
Во-первых, в работе были рассмотрены современное состояние международного туризма в Санкт-Петербурге и Шанхае. Оба города имеют значительный туристический потенциал как культурно - исторических центров. В работе сначала кратко излагается история развития двух городов, затем детально анализируется современная ситуация с развитием культурных индустрий в обоих местах, и делается вывод о том, что естественные и социальные причины расцвета международного туризма в Санкт-Петербурге и Шанхае. Причины можно разделить на природные и географические факторы, исторические и культурные факторы, развлекательные и торговые факторы, факторы городской инфраструктуры, а также юридические и политические факторы.
Во-вторых, в качестве социологического подхода в работе был представлен критический анализ особенностей влияния развития международного туризма на города. По результатам проведенного социологического исследования с точки зрения экономики, культуры и экологии, можно сделать вывод о том, что
1. Влияние на экономическое развитие. Международный туризм как область хозяйственной деятельности уже стал важным источником поступлений для многих городов и стран. В целом, международный туризм играет стимулирующую роль в экономике города, оказывая меньшее негативное влияние. В то время, экономические последствия международного туризма носят сильно неопределенный характер и могут колебаться в зависимости от национальной политики, международного положения и даже многих непредвиденных природных и техногенных катастроф.
2. Влияние на культурную интеграцию. В связи с экономической глобализацией и культурной глобализацией, международный туризм стал одной из значимых форм межкультурного обмена. В процессе международного туризма неизбежно будут сосуществовать культурные барьеры и интеграция. Первоначально может произойти столкновение культур из-за различий в языке, обычаях и привычках, по мере углубления сотрудничества в области туризма, коммуникации и взаимодействия между культурами гостей и хозяев, международный туризм также будет играть важную роль в содействии культурной интеграции в различных странах.
3. Влияние на окружающую среду. В соответствии с существующей моделью развития туризма, международный туризм оказывает более негативное, чем положительное влияние на экологию города. Негативное воздействие туризма на окружающую среду проявляется в следующих факторах: уничтожение местной и дикой фауны и флоры; загрязнение твердыми отходами, сточными водами и загрязнение атмосферы. С другой точки зрения развитие туризма не только повышает информированность широкой общественности о необходимости в определенной степени защищать экологическую среду, но и обеспечивает необходимую финансовую поддержку для защиты экологической среды.
В-третьих, в работе также были рассмотрены ход, тенденция и перспективы развития китайско-российского сотрудничества в сфере туризма. Прежде всего, в нем обобщается современная ситуация в развитии туристического сотрудничества между Россией и Китаем в XXI веке, анализируются существующие преимущества и недостатки приграничного туризма между двумя странами, и таким образом даются направления и конкретные меры по сотрудничеству двух стран в международной туристической отрасли с учетом текущей ситуации. К примеру, укрепить сотрудничество в туристическом законодательстве; придерживаться принципа "общего развития" и "взаимной выгоды и беспроигрышности"; усовершенствовать инфраструктуру поддержки туризма; разработать различные виды туристических продуктов и высококачественные туристические маршруты; увеличить инвестиции и использовать новые цифровые технологии в области туризма; создание многоязычных платформ и т.д.
Подводя итог можно сделать вывод: международный туризм не только оказывает значительные влияния на экономику, культуру и экологию городов, но и придает мощный импульс сотрудничество между Россией и Китаем, так и выводит отношения наших стран на новый этап. Это создает новые направления развития сотрудничества между нашими странами в следующие десятилетия, в особенности, восстановление и развитие туризма в обеих странах после пандемии коронавируса COVID- 19. Дальнейшие исследования вопросов сотрудничества туризма в наших странах является одним из наиболее перспективных направлений исследований в сфере социологии, экономической социологии и социологии туризма.
Подобные работы
- Особенности развития индустрии туризма в России и Китае: социологический анализ (на примере Санкт-Петербурга и Шанхая)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2023 - РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





