Введение 3
Глава 1. Становление рок-музыки как обособленного стиля популярной музыки 5
1.1 Зарождение рок-н-ролла в США 6
1.2 Зарождение рока в Великобритании 10
1.3 Основные тенденции развития рок-музыки последних
десятилетий 17
Глава 2. Рок как предмет изучения в вузах 29
2.1 Городской колледж Нью-Йорка 30
2.2 Ливерпульский университет 35
2.3 Голдсмитс, университет Лондона 39
2.4 Образовательный концепт и его реализация: опыт
сопоставления программ университетов 43
Заключение 49
Список литературы 51
Приложения 56
Центрами изучения рок-музыки на академическом уровне в первую очередь являются университеты. Именно на их базе проводятся конференции по проблемам популярной и, в частности, рок-музыки, которые устраивает единственная международная ассоциация изучения популярной музыки (International Association for the Study of Popular Music). Основными участниками и авторами этой ассоциации являются преподаватели программ Popular Music Studies из разных университетов. Студенты этих университетов тоже оказываются вовлеченными в исследовательские работы по рок-музыке. Однако, в первую очередь, студенты изучают рок-музыку за счет того, что учатся на музыкальный программах в университетах. Именно о процессе обучения студентов на программе Popular Music Studies и пойдет речь в этом исследовании.
В своей работе я продемонстрирую разные варианты изучения рок- музыки как одну из разновидностей популярной музыки, которые предлагают университеты США и Великобритании, сопоставляя историю и концепцию рок-музыки и педагогические методы, используемые в университетах. На данный момент, тема преподавания популярной музыки в университетах только еще начинает развиваться, и большинство текстов на эту тему написаны в конце нулевых, вместе с тем, новые аспекты этой проблемы все еще появляются. Для России же эта тема является абсолютно новой, поскольку у нас нет самого предмета моего исследования - образовательной программы Popular Music Studies. Таким образом, я надеюсь поспособствовать развитию образовательных программ музыковедения в направлении популярной музыки. Объектом моего исследования будут непосредственно программы университетов Popular Music Studies. В их правильном понимании мне помогали руководители этих программ: Джон Пиеслак из City College Of New York, Кеннет Смит из Ливерпульского университета и Том Перчард из Голдсмитса. Я хочу показать, что сама рок- музыка в своем концептуальном понимании рождает образовательное пространство. Это происходит закономерно, естественно и согласовано с идейными началами рок-музыки. В мои задачи входит описание истории рока, динамики его стилевого развития, а также я считаю необходимым дать общую картину образовательного пространства, которое сейчас главенствует в рамках этих образовательных программ и которое порождается самой рок- культурой, то есть каким оно должно быть.
Существование независимого журнала, специализирующегося на рок- музыке отдельно от популярной музыки вообще, толкает меня на мысль, что в образовании должно произойти такое же обособление. Для программы бакалавриата вполне логично совместное изучение стилей популярной музыки. На фоне сравнения друг с другом у них ярче выделяются их специфические особенности. Однако для магистратуры необходима более узкая специализация, то есть по стилям. Следовательно, у магистратуры должна быть программа Rock Music Studies. Я уверена, что рок-музыка может предоставить достаточно образовательного контента и тем для исследований, чтобы только на ее основе создать полноценную программу. Вместе с тем, нельзя допустить того, чтобы при ее изучении использовались классические методы. Изучение популярной музыки, как академической подразумевает наличие одинаковых выразительных средств. То есть студенты будут пытаться услышать в популярной музыке то, что они слышат в академической. Это возможно, но не нужно. Действительно, и в той, в другой можно воплотить одну и ту же мысль, одни и те же чувства; и в той, и в другой используется для этого один и тот же художественный материал - звук. Вместе с тем, у них разные средства выразительности и разные формы. Это аналогично сопоставлению поэзии и прозы. Можно выразить одно и то же чувство, донести одну и ту же мысль с помощью как стихов, так и прозы. У них тоже один материал - слово. И тем не менее, поэзия изучается отдельно от прозы, ей занимается новая наука поэтика, потому что проза и поэзия подразумевают разные формы и художественные приемы. Такое же разделение необходимо и музыке. На мой взгляд, необходима самостоятельная музыковедческая школа, которая бы вывела науку о популярной музыке на новый, серьезный уровень, опустив эмблему социального феномена.
Я надеюсь, что мое исследование будет полезным, для всех, кто заинтересован в рок-музыке как предмете изучения и тоже хочет вывести исследования рок-музыки на уровень академических штудий. Мне было бы очень приятно знать, что моя работа оказалась информативной как для апологетов и поклонников рок-культуры, так и для преподавателей- музыкантов, которые хотят включить или уже включили популярную и рок- музыку в программу своих курсов. И я искренне надеюсь, что моя работа поможет преподавателям повысить эффективность обучения и заинтересованность студентов.
1. Бондаренко В. В. Дроздов Ю. В. История рок-музыки: Европа, Америка, Австралия. Минск: Амалфея, 1997. 176 с.
2. Козлов А. С. Рок: истоки и развитие. М.: Мега-Сервис, 1998. 192 с.
3. Конен В. Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка, 1994. 160 с.
4. Кричли С. Боуи. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 88 с.
5. Майерс Б. Muse. Muscle museum: взгляд изнутри. М.: Флюид, 2007. 272 с.
6. Пауэр М. Queen. Полный путеводитель по песням и альбомам. Спб.: Амфора, 2013. 191 с.
7. Робертсон Д. Элвис Пресли: Полный путеводитель по музыке. М.: Локид, 1997. 142 с.
8. Росс А. Послушайте. М.: Астрель: CORPUS, 2013. 352 с.
9. Роуди Б. Бизнес в ритме рока. Создание крупнейших в мире глобальный телевизионных сетей. М.: Вильямс, 2013. 573 с.
10. Сибрук Дж. Машина песен. Внутри фабрики хитов. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 336 с.
11. Сыров В. Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1997. 209 с.
12. Томпсон Д. Smoke on the Water. История группы Deep Purple. Спб.: Амфора, 2009. 544 с.
13. Шмидель Г. Битлз. Жизнь и песни. М.: Музыка, 1990. 160 с.
14. Auslander P. Performing Glam Rock: Gender and Theatricality in Popular Music. The University of Michigan Press, 2006. 272 p.
15. Cateforis T. The Rock History Reader. New York: Taylor & Francis Group, LLC, 2007. 416 p.
16. Catlow R., Garrett M. 2007. Do It with Others (DIWO): Participatory Media in the Furtherfield Neighbourhood. // A Handbook for Coding Cultures. Coding Cultures Symposium. Sydney: MediaArts and Campbelltown Arts Centre, p 21-28.
17. Choate R. A. Documentary Report of the Tanglewood Symposium. Washington, D.C.: Music Educators National Conference, 1968.
18. Cooper B. Lee. Rock music in American popular culture: Rock 'n' roll Resources. Routledge, 1995. 400 p.
19. Du Noyer P. The Story of rock 'n' roll: The year-by-year Illustrated Chronicle. Music Book Services Paperbacks, 1995. 304 p.
20. Eco U. Apocalypse Postponed. Indiana University Press, 2000. 240 p.
21. Green L. How Popular Musicians Learn: A Way Ahead for Music Education. Routledge, 2016. 250 p.
22. Harry B. The Beatles encyclopedia. Virgin Books, 2000. 1198 p.
23. McCarthy C. Sound Identities: Popular Music and the Cultural Politics of Education. Peter Lang Inc., International Academic Publishers, 1999. 490 p.
24.Scaruffi P. A History of Rock and Dance Music, Vol. 1: 1951-1989. Omniware, 2009. 434 p.
25.Shepherd J., Horn D. Continuum Encyclopedia of Popular Music of the World, Vol. 8. Bloomsbury, 2012. 584 p.
26. Tannenbaum R., Marks C. I Want My MTV: The Uncensored Story of the Music Video Revolution. Plume, 2012. 592 p.
27. Bjornberg, A. Teach You to Rock? Popular Music in the University Music Department // Popular Music, Vol. 12, No. 1, 1993, p 69-75.
28. Campbell, P. S. Of Garage Bands and Song-Getting: The Musical Development of Young Rock Musicians // Research Studies in Music Education, Vol. 4, No. 1, 1995, p 12-20.
29. Cloonan M., Hulstedt L. Looking for Something New: The Provision of Popular Music Studies Degrees in the UK // IASPM@Journal, Vol. 3, No. 2, 2013, p 63-77.
30. Lebler D. 2008. Popular Music Pedagogy: Peer Learning in Practice // Music Education Research, Vol. 10, No. 2, 2008, p 193-213.
31. Mantie R. 2013. A Comparison of “Popular Music Pedagogy” Discourses // Journal of Research in Music Education, 2013, No. 3, p 334-352.
32. Niknafs N., Przybylski L. Teaching and Learning Popular Music in Higher Education through Interdisciplinary Collaboration: Practice What You Preach // IASPM@Journal, Vol. 5, No. 1, 2015, p 100 - 123.
33.Oehler S. E., Hanley, J. 2009. Perspectives of Popular Music Pedagogy in Practice: An Introduction // Journal of Popular Music Studies, Vol. 21, No.1, 2009, p 2-19.
34. A Critique of the Rockist v. Poptimist Paradigm // Pop Matters
URL:http://www.popmatters.com/column/196122-no-apologies-a- critique-of-the-rockist-v.-poptimist-paradigm/ (дата обращения:
27.04.2017)
35. A Whiter Shade of Pale - Procol Harum // Интересные факты о песнях
URL:http://musicfacts.ru/song/Procol Harum/A Whiter Shades of Pa le/
(дата обращения: 1.04.2017)
36. Academic Ranking of World Universities 2016 // Academic Ranking of World Universities
URL:http://www.shanghairanking.com/World-University-Rankings- 2016/USA.html (дата обращения: 7.04.2017)
37. All The Number 1 Singles // Official Charts
URL:http://www.officialcharts.com/chart-news/all-the-number-1- singles 7931/#1970s (дата обращения: 5.04.2017)
38. Goldsmiths, University of London
URL:http://www.gold.ac.uk (дата обращения: 12.04.2017)
39. IASPM@Journal
URL:http://www.iaspmjournal.net/index.php/IASPM Journal (дата обращения: 20.04.2017)
40.Ivan Dorn - Collaba // YouTube
URL:https://www.youtube.com/watch?v=8YjVyLqtVzc (дата обращения: 3.04.2017)