ВВЕДЕНИЕ 3
1. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 9
1.1. Понятие и сущность связей с общественностью 9
1.2. Характеристика каналов коммуникаций 13
1.3. Виды чрезвычайных ситуаций. Особенности работы в условиях
чрезвычайной ситуации 21
2. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ 26
2.1. Связи с общественностью в условиях чрезвычайных ситуаций: опыт России 26
2.2. Связи с общественностью в условиях чрезвычайных ситуаций: опыт Китая 36
2.3. Сходства и различия связей с общественностью в чрезвычайных
ситуациях России и Китая 45
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 56
3.1. Проблемы связей с общественностью в условиях ЧС 56
3.2. Связи с общественностью в условиях ЧС: перспективы 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность. В современных условиях стремительного развития информационного общества, активного формирования разнообразных социальных сетей, становления многих форм самоорганизации населения, в том числе гражданских движений, союзов, ассоциаций и т.п., особое значение приобретают вопросы создания эффективной системы коммуникации между властью и обществом, что, как доказывает опыт многих стран, значительно способствует повышению результативности государственного управления и обеспечению устойчивого социально-экономического развития.
Такой положительный эффект достигается благодаря активному привлечению населения и общественных структур к участию в процессе разработки, принятия и осуществления политических и управленческих решений по созданию и распределению публичных благ, удовлетворению общественных интересов и потребностей.
Таким образом, взаимодействие органов власти и общественных организаций, оптимизация их сотрудничества на новом качественном уровне с использованием современных информационно-коммуникационных технологий должно способствовать демократизации общества и повышению качества жизни населения.
Итак, вопросы разработки и внедрения новых коммуникативных технологий в деятельность органов власти разного уровня в контексте развития взаимодействия с институтами гражданского общества приобретает в современных реалиях особую значимость.
Паблик рилейшнз или связи с общественностью - одна из функций менеджмента и коммуникативных технологий, которая интенсивно развивается. Специалисты нового класса - консультанты по PR технологиям должны уметь квалифицированно оценивать отношения с общественностью, анализировать коммуникативные потоки любой структуры для налаживания позитивных отношений между структурой и ее общественностью.
Можно выделить несколько видов деятельности, на стыке которых зародились PR: реклама, журналистика, участие в выставках, прямая почтовая рассылка, проведение корпоративных вечеринок, семинаров. Появлению PR как отдельного направления деятельности способствовало развитие таких понятий как стратегический маркетинг и менеджмент- консалтинг.
Существовало 3 процесса, которые привели к отделению рынка PR от рекламного рынка. Во-первых, субъекты рынка (компании, предприятия, организации, прежде всего, в коммерческом среде) самостоятельно использовали отдельные элементы, приемы и методы из сферы PR в своей практике. Во-вторых, в штате компаний, предприятий, организаций появились сотрудники, ответственные за PR-направление. Это мог быть, например, директор, начальник отдела маркетинга, начальник отдела внешних связей, менеджер персонала или секретарь-референт. Важно, что за PR кто-то отвечал, кому-то было поручено осуществлять связь с внешней и внутренней общественностью.
PR становится отдельной стороной жизни организации. Стоит уточнить, что наиболее значимой внешней группой общественности для крупных компаний, наряду со потребителями, стали СМИ. В-третьих, появились специализированные PR-агентства. Анализ данной темы еще не является достаточно распространенным в публикациях, статьях или других научных материалах.
Сегодня оперативное информирование населения о чрезвычайных ситуациях для нас - в порядке вещей. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти РФ и КНР, органы местного самоуправления обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Основные средства массовой информации, которые используют связи с общественностью - это телевидение, печатные СМИ, сайты, радио. Только при наличии доверительных отношений человек будет адекватно воспринимать рекомендации и следовать тем советам и требованиям, которые исходят от профессионалов. Таким образом, от качественного выполнения задач, стоящих перед органами связей с общественностью в условиях чрезвычайной ситуации, зависит уровень безопасности каждого человека.
Теоретическая разработанность. Теоретическая база во многом опирается на исследования коммуникации, информации и информационных технологий как феномена социально-политической жизни современного общества, что отражено в работах К. Шеннона, У. Уивера, Н. Винера, Ю.М. Лотмана, Н. Лумана, Ю. Хабермаса, Г. Лассуэла.
В целях понимания процессов, повлиявших на развитие связей с общественностью на современном этапе, в условиях информационного общества, автор анализирует работы Э. Тофлера, Т. Парсонса, Э. Гидденса, Э. Ноэль-Нойман, У. Липмана, которые исследуют процессы влияния новой информационной культуры на общественное сознание.
Среди отечественных исследователей теории коммуникации следует выделить М.К. Мамардашвили и П.Г. Щедровицкого. В их работах особое внимание уделяется исследованию содержания текста, которое определяет коммуникативное пространство, внутреннее смысловое пространство текста. Особо следует отметить труды М.М. Бахтина, в которых он выделяет идею постоянного присутствия в текстах неявного адресата, определяющего смысл произведения.
Информационную основу исследования составляют официальные данные и статистическая информация в сфере связей с общественностью в чрезвычайных ситуациях. А также российские, китайские и зарубежные информационные ресурсы, ресурсы из сети Интернет и др.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе являются связи с общественностью в условиях ЧС.
Предметом исследования являются связи с общественностью в чрезвычайных ситуациях на примере России и Китая.
Хронологические рамки исследования - 2000-2021 гг.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы проанализировать сходства и различия российских и китайских связей с общественностью в чрезвычайных ситуациях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность связей с общественностью.
2. Дать характеристику каналам коммуникаций.
3. Рассмотреть основные виды чрезвычайных ситуаций и особенности работы в условиях чрезвычайной ситуации.
4. Раскрыть особенности связей с общественностью в условиях чрезвычайных ситуаций в России.
5. Охарактеризовать связи с общественностью в условиях чрезвычайных ситуаций в Китае.
6. Определить сходства и различия связей с общественностью в чрезвычайных ситуациях России и Китая.
7. Выявить основные проблемы связей с общественностью в условиях ЧС.
8. Охарактеризовать перспективы связей с общественностью в условиях ЧС.
Методы исследования: структурно-функциональный, а также элементы системного и сравнительного подходов.
Научно-практическая значимость исследования: основные выводы и рекомендации данной работы могут быть применены при организации PR- служб в органах государственной власти, ответственных за обеспечение безопасности населения, выездных пресс-центров, а также при осуществлении PR-коммуникаций для средств массовой информации и целевых аудиторий в случае природных бедствий и техногенных катастроф.
Положения данной работы могут быть использованы в системе высшего образования при чтении лекций, проведении мастер-классов по организации работы пресс-служб или выездных пресс-центров в условиях чрезвычайной ситуации.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, восемь параграфов основной части, заключение и список использованных источников.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы. Сформулированы цель и задачи проведения исследований в работе, определены объект и предмет исследований, описаны методы исследования, обозначена степень разработанности проблемы.
В первой главе рассмотрены связи с общественностью в условиях чрезвычайных ситуаций. В первом параграфе раскрыто понятие и сущность связей с общественностью. Во втором параграфе дана характеристика каналам коммуникаций. В третьем параграфе рассмотрены основные виды чрезвычайных ситуаций и особенности работы в условиях чрезвычайной ситуации.
Во второй главе дана характеристика особенности связей с общественностью в условиях чрезвычайных ситуаций: опыт Российской Федерации и Китайской Народной Республики. В первом параграфе раскрыты особенности связей с общественностью в условиях чрезвычайных ситуаций в России. Во втором параграфе охарактеризованы связи с общественностью в условиях чрезвычайных ситуаций в Китае. В третьем параграфе определены сходства и различия связей с общественностью в чрезвычайных ситуациях России и Китая.
В третьей главе выявлены и проанализированы проблемы и перспективы связей с общественностью в чрезвычайных ситуациях. В первом параграфе выявлены основные проблемы связей с общественностью в условиях ЧС. Во втором параграфе охарактеризованы перспективы связей с общественностью в условиях ЧС.
В заключении систематизированы полученные результаты.
Любая деятельность в обществе строится на основе коммуникации, успех которой обеспечивают не только знания о коммуникационных процессах, но и удачное и понятное представление сведений о себе. Люди взаимодействуют как представители определенных социальных групп (классов, профессиональных, этнических или иных социальных групп), возникших либо на основе разделения труда, либо на основе различных политических, духовных и иных интересов. Именно коммуникация является средством привлечения социальных организаций во внешнюю среду, что обеспечивает необходимый уровень их взаимодействия с социальным окружением, без общения с которыми невозможно или бессмысленно существование социальных организаций.
Эволюция современного общества обусловлена комплексным влиянием совокупности важнейших тенденций и факторов, определяющих прогрессивное развитие его экономической, политической, социальной и духовной сфер. Достичь качественных изменений в управлении невозможно без применения как внешнего, так и внутреннего PR. Задача связей с общественностью - создание атмосферы доверия отдельных индивидов, социальных групп. Сегодня уже все, или почти все органы государственной власти имеют свои пресс-службы, хотя бы пресс-секретарей, отделы по связям со СМИ и общественностью, сайты в интернете, некоторые учреждения даже имеют общественные советы, которые призваны влиять на политику принятия решений.
Без знания предмета сообщения и его адресата (целевой аудитории) невозможно эффективно определить канал передачи месседжа или информации. Существуют традиционные каналы. Работа в службе связей с общественностью требует понимания и знания основных коммуникационных каналов, которыми являются: радио, телевидение, газеты и журналы, информационные агентства. В человеческом обществе коммуникация осуществляется с использованием определенных знаковых систем (прежде всего языков). Она происходит в форме общения. Социальная коммуникация
- это обмен между людьми или другими социальными субъектами целостными знаковыми сообщениями, в которых отражены информация, знания, идеи, эмоции и тому подобное.
Субъекты коммуникации - это активные участники коммуникационного процесса. Можно говорить о трех основных разновидностях субъектов коммуникации: источник информации - это создатель информации, тот, кто создает сообщение; коммуникатор, адресант
- тот, кто передает информацию; реципиент, коммуникант, адресат - тот, кто получает информацию. Все они могут быть представлены человеком, группой людей или организацией. Средства коммуникации - это то, благодаря чему становится возможной передача информации. Они классифицируются по-разному. Прежде всего это: код, используемый для передачи информации в знаковой форме (язык, символы, знаки и тому подобное).
Государственное управление при возникновении чрезвычайных ситуаций также должно использовать не самые обычные формы менеджмента. И речь идет отнюдь не только о подключении к решению наиболее острых проблем заранее аккумулированных специальных ресурсов, которые находятся в ведении МЧС, но и об удержании под контролем поведения людей как на территориях, непосредственно оказавшихся в зоне кризиса, так и в масштабах всей страны, и даже в международном масштабе. При возникновении чрезвычайной ситуации соответствующие государственные органы и службы через систему связей с общественностью должны оперативно включиться в процесс стихийного формирования каналов распространения информации. В кризисных и чрезвычайных ситуациях для всех трех групп основным источником информации становятся средства массовой информации (СМИ).
Процессы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и кризисной коммуникации должны происходить одновременно, помогая и дополняя друг друга. Во время подготовки к возможной чрезвычайной ситуации в России принимают еще одно очень важное решение - выбирают представителя, который будет говорить от имени государства во время ЧС. Коммуникация через одного представителя является более прогнозируемой и дает возможность заранее подготовить сообщения, чтобы избегать неправильного цитирования в масс-медиа. Задача спикера состоит в том, чтобы стать основным и наиболее надежным источником сообщений о чрезвычайной ситуации в Российской Федерации.
Те органы местной власти РФ, которые имеют понятную и последовательную информационную политику, гораздо лучше подготовлены к кризисным ситуациям. Неофициальные разговоры со СМИ противоречат этическим нормам работника МЧС и отнюдь не являются показателем прозрачности и открытости. Это касается и частных сообщений, и вопросов в социальных сетях. Если государственные службы связей с общественностью не проявят инициативу и не станут источником такого рода информации, то сведения о ЧС будут поступать из источников случайных, некомпетентных, напуганных происходящим - со всеми вытекающими последствиями для массового сознания и общественного мнения.
Во время чрезвычайных ситуаций в КНР общественность оценивает успешность оперативного реагирования власти по количеству и оперативности соответствующей информации, которую они получают от должностных лиц, ответственных за их решение. Первым приоритетом является защита и безопасность членов общины, поэтому очевидно, что коммуникация по этому вопросу должна быть адекватной. Важны также успокоение и заверения, ведь общественность КНР должна убедиться в том, что власть знает его нужды и проблемы, и относится к ним с пониманием, а также сочувствием. Еще одним приоритетом кризисной коммуникации является формирование уверенности среди членов общества о том, что государство держит ситуацию под контролем. В Китае крайне необходима согласованность всех коммуникаций местной власти, при которой все сообщения, что передаются членам общины, не противоречат друг другу. Следовательно, важно, чтобы местные власти стали в глазах общественности достоверным и надежным источником информации.
Инструкционная информация в Китае позиционируется на таких моментах: объяснение чрезвычайной ситуации (кто, что, где, когда) для того, чтобы помочь людям психологически справиться с ним; объяснение того, что сделано, чтобы предотвратить повторение этой ситуации; демонстрация сочувствия; выявление сожаления по поводу возникновения чрезвычайной ситуации. Китайцы с большой вероятностью прислушаются к советам от надежного (на их взгляд) и знакомого источника, даже если этот источник не имеет знаний и экспертизы по теме чрезвычайной ситуации и предоставляет неточную информацию. Коммуникация должна установить доверие и наладить диалог с членами общества КНР. Поэтому во время коммуникации обязательно нужно проявлять эмпатию и заботу.
И в России, и в Китае МЧС и МОБ имеют соответствующее подразделение, которое обеспечивает сотрудничество с журналистами, однако после начала кризиса связи со СМИ становятся одним из приоритетов власти, ведь именно медиа могут сыграть ключевую роль в предотвращении паники и страха среди членов сообщества РФ и Китая. Во время чрезвычайной ситуации у населения Китая и России возникает гиперболизированная жажда новостей о ней, люди стремятся получить как можно больше информации о ситуации (даже при том, что ее может еще просто не быть). Журналисты используют этот интерес, предлагая различные медиапродукты (специальные выпуски теленовостей, прямые теле- и радиоэфиры, специальные выпуски печатных изданий и тому подобное).
Также в России и Китае информируют только о том, что уже известно. Российская и китайская стороны излагают свою позицию четко и последовательно. Также в обеих странах принято тщательно проверять информацию перед ее обнародованием. В России и Китае принято собирать информацию с максимальной скоростью. В Китае и России положено знать заранее, что именно человек собирается коммуницировать: подготовить сообщения и согласовать их со всеми руководителями и отраслевыми экспертами. После того, как в России и Китае оценят масштаб кризиса и начнут работу над его преодолением, следует выяснить, насколько полноценно можно информировать общественность. Также и в России, и в Китае принято не поддаваться давлению со стороны журналистов по поводу подтверждения или выпуска информации до согласования ее с соответствующими службами и до проверки фактов. Пресс-брифинг - это не очень распространенный формат в России (при этом он довольно распространен в Китае), хотя после начала пандемии COVID-19 этим форматом стали очень активно пользоваться и Министерство здравоохранения, и городские головы.
Актуальной задачей предстает дальнейшая оптимизация структуры системы гражданской защиты в России и Китае. Для этого нужно разработать общую модель государственного управления сферой гражданской защиты, в которую должны вписываться функции каждого ее элемента и взаимосвязи между ними. Необходимым условием успешной модернизации государственной системы гражданской защиты является реформирование местных органов исполнительной власти, которым должно быть делегировано больше полномочий в этой сфере.
Прежде всего нужно внести определенные базовые изменения в уже действующее законодательство России и Китая, а также принять новые законы, которые бы соответствовали тем современным требованиям, которые регламентируют деятельность руководителей МЧС и МОБ в особых условиях, указывают на необходимость: введения в действие специального оперативного плана; сообщения соответствующих должностных лиц; принятия решения о привлечении дополнительных сил и средств, осуществления ими маневра; проведения операций; установления режима работы личного состава; организации выполнения принятых решений/или намеченных мероприятий; учета, анализа и оценки исполненного. Перспективной задачей модернизации системы гражданской защиты РФ и КНР является необходимость обобщения международного опыта создания и функционирования систем государственного управления в условиях чрезвычайных ситуаций. В РФ и КНР принято напоминать журналистам правила проведения пресс-брифинга, чтобы не вызвать у них лишних ожиданий.
Приведем принципы деятельности, которых должны придерживаться МЧС РФ и МОБ КНР: между МЧС и МОБ, а также представителями СМИ, освещающими ЧС, должен происходить постоянный диалог; служащие обязаны взаимодействовать как с гражданами России или Китая, так и с международным сообществом; освещение в СМИ данных о чрезвычайной ситуации помогает формировать общественное понимание, а традиционные СМИ остаются основным каналом коммуникации с общественностью; одним из самых надежных способов передачи месседжа вооруженных сил МЧС или МОБ является прозрачное и независимое его распространение представителями СМИ; сотрудники службы связей с общественностью должны быть посредниками, которые не вмешиваются в процесс деятельности журналиста.
1. Абашев А.О. Планирование развития рынка информационно-телекоммуникационных услуг в условиях становления информационного общества : препринт / А.О. Абашев. — Хабаровск : Хабар. гос. техн. ун-т, 2017.—24 с.
2. Андрианова Е.К. Связи с общественностью : учеб. пособие / Е.К. Андрианова, Л.Т. Микулина, М.В. Точилина. — СПб. : СПб ГИЭУ, 2015. — 156 с.
3. Безопасность жизнедеятельности (Текст): уч. для студентов вузов /под ред. Э. А. Арустамова. - М.: Дашков и К., 2018. - 678 с.
4. Безопасность жизнедеятельности (Текст): уч. для студентов вузов /Под общ. ред С. В. Белова. -М.: Высш. шк., 2015, - 191 с.
5. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при ЧС (Текст): уч. пособие для студентов вузов /В. В. Денисов, И. А. Денисова, В. В. Трутнев, О. И. Монтвило, под. ред. В. В. Денисова. - М.: Март, Ростов н /Д., 2020.-608 с.
6. Безопасность жизнедеятельности (Текст): уч. пособие для вузов /Л. А. Ми-хайлов, В. П. Соломин, А. Л. Михайлова Под ред. Л. А. Михайлова. - СПб.: Питер, 2015.-302 с.
7. Богданов Н. Психологические основы и «Паблик рилейшнз» / Н. Богданов, В. Зазыкин. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2020. — 204 с.
8. Болдырев Д.А. PR как индикатор культуры управления: автореф. дис. ... канд. социол. наук. / Д.А. Болдырев ; МГУ. —М., 2019. — 25 с.
9. Варакута С.А. Связи с общественностью : учеб. пособие / С.А. Варакута, Ю.Н. Егоров. — М. : ИНФРА-М, 2016. — 244 с.
10. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и pubpc relations. Программы- консультанты : 400 примеров, 200 учеб. задач и 20 практ. прил. / И.Л. Викентьев ; Система проф. разработчиков, консультантов и преподавателей «ТРИЗ-Шанс». — 7-е изд., доп. — СПб. : Бизнес-пресса, 2018. — 378 с. ил.
11. Война по правилам и без ... : технология изготовления предвыбор. миражей : учеб.-практ. пособие / авт.-сост. А.А. Маквиков. —М. : Дело, 2017.
— 320 с.
12. Волкова Е.В. Паблик рилейшнз : практикум / Е.В. Волкова. — Ярославль, 2018. — 42 с.
13. Галумов Э.А. Основы PR / Э. Галумов. — М. : Летопись ХХ!, 2017. — 407 с. ил.
14. Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз: пер. с англ. / Э. Грин ; под ред. А.Н. Андреевой. — 2-е изд. — СПб. : Нева, 2017. — 256 с.
15. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ : учеб. пособие для вузов / С.М. Гуревич. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2017.
— 288 с.
16. Дорский А. Ю. Правовое регулирование рекламной деятельности и связей с общественностью. - М.: Издательство СПбГУ. 2019. - 216 с.
17. Джефкинс Ф. Паблик рилейшнз : пер. с англ. / Ф. Джефкинс, Д. Ядин.
— М. : Юнити, 2018. — 400 с.
18. Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью. Учебное пособие для академического бакалавриата. - М.: Юрайт. 2018. - 198 с.
19. Жомова С.Н. Политическая коммуникация : социокультурные тенденции и механизмы : монография / С.Н. Жомова. — М. : Изд-во ИНИОН РАН, 2017.—246 с.
20. Жомова С.Н. Политические шахматы : паблик рилейшнз как интелектуальная игра. / С.Н. Жомова. — М. : РИП-холдинг, 2019. — 213с.
21. Зазыкина Е.В. Политический PR: символы / Е.В. Зазыкина. — М. : ЮрИнфоР-Пресс, 2017. — 123 с.
22. Игнатьев Д.И. Настольная энциклопедия Pubpc Relations. / Д.И. Игнатьев, А.В. Бектов, В.Ф. Сарокваша. —М. : Альпина Паблишер, 2016. — 227 с.
23. Илларионов С.И. Власть информации / С.И. Илларионов. — М. : РИЦ «Профэко», 2020. — 320 с.
24. Кабалина М.И. Социальное мифотворчество: автореф. дис. ...канд. социол. наук / М.И. Кабалина. — М., 2020. — 23 с.
25. Кара-Мурза С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием / С.Г. Кара- Мурза. — М. : Эксмо, 2017. — 444 с.
26. Кашлев Ю. Информация и PR в международных отношениях / Ю. Кашлев, Э. Галумов. — М. : Известия, 2018. — 432 с.
27. Кевин Х. Эффективная коммуникация : 10 золотых правил делового и лич. успеха / Х. Кевин. — М. : Рипол классик, 2017. — 320 с.
28. Китчен Ф. Паблик рилейшнз : принципы и практика : учеб. пособие для вузов : пер. с англ. / Ф. Китчен ; под ред. Б.Л. Ерёмина. — М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2016.—454 с.
29. Козлова М.М. Теория и практика массовой информации : учеб. пособие / М.М. Козлова ; Ульян. гос. техн. ун-т. — Ульяновск, 2017. — 124 с.
30. Кондратьев Э. Связи с общественностью : учеб. пособие для высш. шк. / Э. Кондратьев, Р. Абрамов ; под ред. С.Д. Резника. — М. : Акад. Проект, 2017.—432 с.
31. Коновченко С.В. Власть, общество и печать в России / С.В. Коновченко. — Ростов н/Д.. : СКНЦ ВШ, 2018. — 400 с.
32. Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. Учебник. - М.: Питер. 2018. - 288 с.
33. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений : учеб. пособие / О.Р. Лащук. — М. : Аспект Пресс, 2014. — 159 с.
34. Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума. - М.,1977. - 515 с.
35. Луман II. Понятие общества. Проблемы теоретической социологии. - СПб., 1994.-421 с.
36. Майкова В.П. СМИ как важный фактор формирования общественного сознания : (философский анализ) : автореф. дис. ... канд. филос. наук / В.П. Майкова. — М., 2020. — 30 с.
37. Максимова О.Б. Социальная коммуникация гендера : ( на примере рекламы) : автореф. дис. ... канд. филос. наук./ О.Б. Максимова. —М., 2017.
— 28 с.
38. Микрюков В. Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности (Текст): уч. пособие в 2 - х кн. /В. Ю. Микрюков. Кн. 1: Личная безопасность.
- М.: Высшая школа, 2017. - 479 с.
39. Микрюков В. Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности (Текст): уч. пособие в 2 - х кн. /В. Ю. Микрюков. Кн. 2.: Коллективная безопасность. -М.: Высшая школа, 2014. -333 с.
40. Мишон Е. В. Связи с общественностью в органах власти. Учебное пособие. - М.: КноРус. 2020. - 176 с.
41. Науменко Т.В. Массовая коммуникация : теоретико-методологический анализ. —М. : Перспектива, 2019. — 253 с.
42. Олейник И. «Плюс / минус» Репутация / И. Алейник, А. Лапшов. — М. : Новости, 2020. — 160 с.
43. Писачкин В.А. Паблик рилейшнз : введение в специальность «Связь с общественностью» : учеб. пособие. / В.А. Писачкин. — Саранск : Мордов. ун-т, 2017. — 160 с.
44. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением / Г.Г. Почепцов. — М. : Центр, 2017. — 336 с.
45. Почепцов Г.Г. Пропаганда и контрпропаганда / Г.Г. Почепцов. — М. : Центр, 2018. — 252 с.
46. Репин Ю. В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (Текст): уч. пособие для педагогич. вузов / Ю. В. Репин. - М.: Дрофа, 2015. - 158 с.
47. Сергеев В. С. Защита населения и территорий в ЧС (Текст): уч. пособие для студентов вуза/Моск. откр. соц. ин-т - М.: Акад. Проект, 2017. - 432 с.
48. Синяева И. М., Романенкова О. Н., Жильцов Д. А. Реклама и связи с общественностью. Учебник. - М.: Юрайт. 2017. - 552 с.
49. Федотова Л. Н. Связи с общественностью. Теория и практика. Учебник.
- М.: Вест-Консалтинг. 2016. - 468 с.
50. Фролов С. С. Связи с общественностью в работе фирмы. Стратегия, коммуникации, имидж, брендинг. - М.: Едиториал УРСС. 2020. - 368 с.
51. Фролов С.С. Связи с общественностью в работе фирмы. Стратегия, коммуникации, имидж, брендинг. - М.: Либроком. 2020. - 368 с.
52. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. - М., 1995. - 213 с.
53. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб., 2000.-217 с.
54. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. THESIS. - Т. 1., Вып. 2.М., 1999.-275 с.
55. Хван Т. А Хван П. А. Безопасность жизнедеятельности (Текст): уч. для ву-зов /Т. А. Хван, П. А. Хван. - Ростов н / Д.: Феникс, 2017. - 416 с.
56. Шеннон К., Уивер У. Математические теории коммуникации. - М., 1949; Винер Н. Кибернетика. - М., 1968. - 340 с.
57. Шунина Ю. Связи с общественностью для людей без связей. - М.: Юрайт. 2020. - 208 с.
58. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. - Безопасность жизнедеятельности (для бакалавров) - КноРус - 2017 - 247с. - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/921423
59. Культура общения: теория и практика коммуникаций [Электронный ресурс]: учебное пособие. - .М., Берлин: Директ-Медиа, 2018, 243 с. Б. ц. URL:http://static.biblioclub.ru/cover/42/7e67c4c414ac32c7569a60f2a350fa21niiuz akd6w_original .jpg
60. Микрюков В.Ю. - Безопасность жизнедеятельности (для бакалавров) - КноРус - 2017 - 333с. - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/926719
61. Савруцкая Е. П.Связи с общественностью: Вводный курс [Электронный ресурс]: учебное пособие. - Изд.: ДиректМедиа, 2016. Б. ц. URL:http://biblioclub.ru/services/cover.php?id=d7febcffa9ce1803871d4a11a5fdf1 8e7o30pi0z17
62. Чумиков А., Бочаров М., Самойленко С. Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции [Электронный ресурс]: учебное пособие. - Изд.: Издательский дом «Дело», 2016. Б. ц. URL:http://biblioclub.ru/services/cover.php?id=3782bcc676a4750b69a2ff6f2ff9df 814z938gx6ze
63. Юртушкин В.И. - Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий (для бакалавров). Учебное пособие - КноРус - 2019 - 365с. - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/930613
64. Habermas J. Nachmetaphysisches Denken. Frankfurt am Main. 1988. - 178 с.