Введение.
1. Административная ответственность: понятие, цель, функции, виды.
2. Административная ответственность в системе мер административного принуждения.
3. Законодательное регулирование административной ответственности.
Заключение.
список литературы
РЕФЕРАТ
Научный отчет состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.
Проблемы административной ответственности являются традиционными и всегда актуальными для юридической науки. Актуальность этих проблем во много раз возросла в современный период. Актуализация проблем административной ответственности обусловлена потребностями практики формирования свободного гражданского общества, основанного на демократии и рыночной экономике, и правового государства, высшей ценностью которого служит человек, его достойная жизнь, права и свободы, а также логического развития научного знания в этой области.
Современные экономические, социальные и политические процессы вызвали к жизни новые виды административных проступков, административных дел и производств, новые способы правовой защиты и преследования административных проступков. Конституция Российской Федерации в статье 118 (часть 2) определяет административное производство в качестве одной из форм (способов) осуществления судебной власти в Российской Федерации. Указанные и другие новые процессы, связанные с действием административной ответственности как института административного права как явление «субъективного права» для тех, кто несет административную ответственность, диктует необходимость их научного осмысления, прежде всего в обще теоретическом плане. Большой вклад в развитие теории юридической ответственности, в том числе теории административной ответственности в современный период вносит Конституционный Суд Российской Федерации своими решениями и содержащимися в них правовые позициями. Их выявление и использование - важнейшая задача науки административного права.
Объектом исследования является правовая основа применения, и порядок назначения мер административной ответственности.
Предметом исследования является содержание понятия административной ответственности
Цели исследования- дать анализ актуальных проблем теории административной ответственности за административные деликты. Провести различие между административной (наказательной) ответственностью и другими мерами административного принуждения (профилактики, пресечения, обеспечения и т.д.) Особое место будет уделено проблеме виновного и безвиновного административного правонарушения и, соответственно, ответственности за него.
В ходе исследования:
- Дано понятие административной ответственности: природа, цель, задачи, функции и виды.
- Выявлена специфика административной ответственности как вида публично правовой ответственности
- Дано место административной ответственности в системе мер административного принуждения.
- Раскрыто законодательное регулирование административной ответственности.
Методика и информационная база исследования
В основу научной работы предполагается положить анализ административного законодательства федерации и субъектов федерации, ведомственные нормативные акты, монографические и иные источники, судебная практика и правоприменительная практика иных органов.
Во введении даётся обоснование избранной темы исследования, излагается состояние научной проработки проблемы, границы и методы проведения исследования.
Основная часть содержит три раздела, в которых представлен анализ имеющихся материалов по исследуемой тематике и полученные результаты.
В заключении содержатся краткие выводы по проделанной работе.
Введние
Проблема административной ответственности, несмотря на ее традиционный характер, всегда актуальна для юридической науки и практики. Внимание к институту административной ответственности в современный период значительно возрастает, что обусловлено потребностями государственно-правовой практики и логикой развития научного знания в условиях ускоренного формирования свободного гражданского общества, основанного на принципах плюралистической демократии и рыночной экономики, социально ориентированного правового государства, приоритетами в деятельности которого становится защита прав и свобод человека и гражданина и других конституционных ценностей.
Ответственность есть обязательное условие свободы: чем полнее свобода, тем выше ответственность. Свободу и ответственность обеспечивает государство, используя для этого основанное на законе принуждение. Административная ответственность, как одна из правовых форм государственного принуждения является гарантом конституционности, законности и правопорядка, реализации прав и свобод человека и гражданина.
В условиях качественной модернизация экономики, социальных и политических процессов, наблюдается устойчивая тенденция к постоянному расширению сферы административной ответственности, и главное-создание условий эффективного её действия, что требует оперативной реакции в законодательном регулировании и в правоприменительной практике.
Принятый и введенный в действие с 1 июля 2002 года новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) является прогрессивным шагом в развитии законодательства об административных правонарушениях и административной ответственности в условиях федеративного устройства российского государства. Однако, принятие КоАП РФ не исчерпывает всей проблематики административной ответственности, которая нуждается в серьезном теоретическом осмыслении и развитии, в формировании институтов и процедур, отвечающих принципам правового государства. На повестке дня особо остро стоит вопрос о качестве законодательства об административной ответственности, о его системности, непротиворечивости, о воплощении в нем баланса публичных и частных интересов, о стабильности правоприменительной практики в данной сфере правоотношений.
Актуальность разработки теории административной ответственности обусловлена так же логикой развития научных знаний в данной области.
Проблемы административной ответственности, и других правовых форм административного принуждения были предметом научного анализа не одного поколения советских и российских ученых-административистов, труды которых, особенно в последнее десятилетие (1991-2004 годы) оказали серьезное влияние на разработку теории материально-правовых основ административной ответственности, процессуальной формы в контексте тенденций формирования административной юстиции и административного судопроизводства (А.Б.Агапов, А.П.Алехин, Е.А.Агеева, Н.И Баженов, Д.Н.Бахрах, И.Л.Бачило, А.А Белкин, К.С.Бельский, И.И. Веремеенко, В.Ф.Волович, В.А.Власов, Н.В.Волков, Б.Н.Габричидзе, И.А.Галаган, Е.В.Додин, И.И.Евтихиев, А.И.Елистратов, М.И.Еропкин, Ю.М.Козлов,
Н.М.Конин, П.И.Кононов Ю.Ю.Колесниченко, Л.М.Колодкин, А.П.Коренев, Б.М.Лазарев, А.Е.Лунев, В.М.Манохин, М.Я.Масленников, Л.А.Николаева, В.И.Новоселов, Г.И.Петров, М.И.Пискотин, И.В.Панова, Л.Л.Попов, Б.В.Россинский, В.Д.Сорокин, Ю.Н.Старилов, М.С.Студеникина, В.В.Скитович, Ю.А.Тихомиров, Г.А.Туманов, Н.Ю.Хаманева, Д.М.Чечот, В.А.Юсупов, О.М.Якуба, А.Ю.Якимов, Ц.А.Ямпольская и другие).
Отмеченные факторы социально-экономического, общественно-политического и конституционно-правового развития российского общества, а также логика развития научных знаний и обусловили актуальность избранной темы и свидетельствуют о ее большом значении для теории и практики государственно-правового строительства.
Развитие теории административной ответственности как составной части науки административного права есть ответ на потребности социально-экономической, политической и государственно-правовой практики, вызванной сменой общественно-политического и конституционного строя в России, целью формирования свободного гражданского общества с рыночной экономикой, демократического правового государства. Административная ответственность, являясь правовым средством охраны и защиты прав и свобод граждан, других конституционных благ ценностей человека и общества нуждается в повышении качества ее законодательного регулирования и действенности правоприменительной практики в контексте новых приоритетов в правовой политике и международно-правовых стандартов.
Активную роль в развитии теории и практики административной ответственности играет Конституционной Суд Российской Федерации, решениями и содержащимися в них правовыми позициями которого внесен большой вклад в конкретизацию и раскрытие содержания принципов справедливости, соразмерности, определенности основания и мер административной ответственности, в развитие стадийности и принципов административного - судебного процесса по делам об административных правонарушениях с ориентацией на международно-правовые стандарты и практику Европейского Суда по правам человека.
Административно-юрисдикционный процесс не в полной мере отвечает конституционным целям, потребностям практики, научным достижениям, международно-правовым стандартам. В настоящее время актуальной задачей стало создание полноценной системы административной юстиции и административного судопроизводства, предполагающем прежде всего создание административных судов и гармонизацию полномочий внесудебных органов и всех видов судов по разрешению как дел об административных правонарушениях, так и административно-правовых споров.
Конституционный Суд Российской Федерации последовательно формирует практику единообразного действия принципов административной ответственности во всех сферах общественных отношений, по координации правового регулирования различных видов административной ответственности (финансов, бюджетной, налоговой таможенной и т.д.), установлению решающей роли судебного контроля и осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, в унификации порядка рассмотрения данной категории дел при сохранении особенностей в разрешении отдельных категорий дел (распределение бремени доказывания, и становления сроков давности и др.).
Практика Конституционного Суда Российской Федерации стимулирует прогрессивное законодательное регулирование административной ответственности как институтов материального и процессуального права в их неразрывном единстве и взаимовлиянии.
В совершенствовании законодательного регулирования, и правоприментельной практики есть еще большие резервы на базе практики Конституционного суда Российской Федерации, опыта применения норм КоАП РФ, АПК РФ, Налогового кодекса Российской Федерации Таможенного кодекса и других законодательных актов, а также достижений административной юстиции в странах устоявшейся демократии и практики Европейского суда по правам человека.
В научном плане пристального внимания заслушивают вопросы, связанные с выявлением объективных критериев установления и порядка рассмотрения отдельных видов административной ответственности, не регулируемых нормами КоАП РФ, с выявлением особенностей действия конкретных видов общеправовых и специальных принципов административной ответственности.
1. Конституция Российской Федерации
2. Постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Федеральные конституционные законы Российской Федерации и международно-правовые акты.
4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997г.-2004г..
5. Монографии, учебники, сборники.
Вестник Конституционного суда Российской Федерации.
Агапов А.Б. Административная ответственность М.2000г.
Бахрах Д.Н. Административная ответственность. М. Юриспруденция 1999г.
Козлов Ю.М. Административное право. М. Юристъ.2003г.
Кислухин В.А. Виды юридической ответственности: автореферат дисс… канд.юрид.наукМ.2002. С.9-12.
Липинский Д.А. О системе права и видах юридической ответственности // Правоведение. 2003. №2 С.27-37.
Кожевников О.А. Юридическая ответственность в системе права: автореферат дисс… канд.юрид.наук Саратов .2003. С.13-14.
Попкова Е.С. Юридическая ответственность и ее соотношение с иными правовыми формами государственного принуждения: автореферат дисс… канд.юрид.наук М.2001. С.8, 20.