Право пациента на информацию: содержание, реализация, защита (сравнительно-правовой аспект)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА ПАЦИЕНТА НА ИНФОРМАЦИЮ 8
1.1. Право пациента на информацию: международный опыт 8
1.2 Становление права пациента на информацию в России 13
1.3 Отражение права пациента на информацию в современном
законодательстве 16
ГЛАВА 2. ИНФОРМИРОВАННОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ НА МЕДИЦИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО 25
2.1. Содержание информированного добровольного согласия пациента на
медицинское вмешательство 25
2.2. Ответственность за нарушение права пациента на информацию 40
ГЛАВА 3. ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА И ПРАВО ПАЦИЕНТА НА ИНФОРМАЦИЮ 46
3.1 Содержание института врачебной тайны 46
3.2. Врачебная тайна: ответственность за нарушение и проблемные аспекты 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА ПАЦИЕНТА НА ИНФОРМАЦИЮ 8
1.1. Право пациента на информацию: международный опыт 8
1.2 Становление права пациента на информацию в России 13
1.3 Отражение права пациента на информацию в современном
законодательстве 16
ГЛАВА 2. ИНФОРМИРОВАННОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ НА МЕДИЦИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО 25
2.1. Содержание информированного добровольного согласия пациента на
медицинское вмешательство 25
2.2. Ответственность за нарушение права пациента на информацию 40
ГЛАВА 3. ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА И ПРАВО ПАЦИЕНТА НА ИНФОРМАЦИЮ 46
3.1 Содержание института врачебной тайны 46
3.2. Врачебная тайна: ответственность за нарушение и проблемные аспекты 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
Актуальность выбранной темы. Ежегодно в Российской Федерации растет количество выявленных заболеваний. Так, за 2018 г. у пациентов, обратившихся за медицинской помощью в Российской Федерации, было зарегистрировано 240 046 300 заболеваний, что на 2,5 млн
зарегистрированных заболеваний больше, чем в 2017 г., и на 13,9 млн зарегистрированных заболеваний больше, чем в 2010 г.
Растет не только количество самих заболеваний, но и их разнообразие, значительные изменения претерпевают различные технологии и способы лечения. В целом повышается и общая обеспокоенность граждан состоянием своего здоровья. Кроме этого, нельзя не отметить неудовлетворенность населения качеством оказания бесплатной медицинской помощи и, как следствие, расширение системы оказания платных медицинских услуг, что в значительной степени повышает внимание граждан к вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи.
Соответственно, по вышеуказанным причинам, правоотношения по предоставлению медицинских услуг приобрели в настоящее время большую значимость.
Как указал Конституционный Суд РФ в одном из своих определений, «...здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности». Соответственно, раз здоровье человека - его неотчуждаемое благо, то и права человека при реализации данного блага должны быть защищены в соответствии с законом. По причине огромной значимости данного блага для человека государство на протяжении современной истории развития охраняет данное благо, в том числе и право гражданина на медицинскую помощь, от незаконных посягательств.
Информированность пациента в сфере здравоохранения является одной из часто обсуждаемых проблем в юридической и медицинской науке. В юридической науке проблема защита прав потребителей медицинских услуг всегда относилась к одной из наиболее сложных. Теория защиты прав является не только одним из наиболее важных, но и одним из самых сложных и спорных разделов в теории права. Это обусловлено постоянным изменением условий общественной жизни, а также сложной, многоаспектной природой этого юридического явления.
Актуальность темы данной работы обусловлена сложностью регулирования отношений, которые связаны с охраной здоровья граждан. Правовое регулирование отношений, связанных с оказанием медицинской помощи, требует максимального учета специфики медицинских услуг, а также их объектов.
Особое значение вопросы, касающиеся регулирования оказания гражданам медицинской помощи, приобрели в 2020 г. в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19. Количество людей, которым пришлось обратиться за медицинской помощью, резко возросло, а многие проблемы, возникающие при оказании гражданам медицинской помощи, стали более очевидными и актуальными.
Объект исследования - право пациента на информации в Российской Федерации. Предмет исследования - содержание, реализация и защита данного права.
Цель работы. Целью данной работы является выявление основных особенностей права пациента на информацию в Российской Федерации и проблемных аспектов при его реализации. Для выполнения данной цели необходимо выполнить несколько задач. Задачи работы:
• выявить процесс становления права пациента на информацию в России;
• охарактеризовать отражение права пациента на информацию в современном российском законодательстве;
• определить содержание информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство;
• охарактеризовать ответственность за нарушение права пациента на информацию;
• выявить содержание института врачебной тайны;
• определить соотношение понятий «врачебная тайна» и «право пациента на информацию».
Степень научной разработанности проблемы. Право пациента на информацию на протяжении достаточно долгого времени является темой работ для многих исследователей. Данное права и его регулирование стало частью актуальной повестки дня для общественности примерно в середине ХХ. Однако, в отечественной правовой доктрине данному вопросу значительное внимание стало уделяться только в 90-х гг. ХХ века, поскольку в СССР праву пациента на информацию не уделяли надлежащее внимание ни законодатель, ни исследователи.
После распада СССР и принятия Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой право на охрану здоровья и медицинскую помощь (в том числе и бесплатную) было закреплено как одно из основных социальных прав гражданина, возник интерес исследователей к данному вопросу и стало появляться значительное количество научных трудов, посвященных данной тематике.
Источниковая база исследования. Источниковую базу исследования составляют, в первую очередь, законодательные акты Российской Федерации, посвященные вопросам оказания гражданам медицинской помощи. Прежде всего необходимо упомянуть о Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данный документ является основным, базовым законодательным актом, посвященным правам пациента при оказании медицинской помощи. Именно данный документ закрепляет основные положения, касающиеся правового регулирования реализации права пациента на информацию, информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство и института врачебной тайны, и именно данной документ получил наибольшее внимание при написании данной работы. Кроме этого закона, большое внимание также было уделено различным подзаконным актам, которые в значительной степени направлены на реализацию положений, содержащихся в рассматриваемом федеральном законе, например: Приказ Минздрава России от 29.06.2016 N 425н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента» ; Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 789н «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них» ; Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства» и др. Кроме этого, значительное внимание в работе было уделено актуальной судебной практике по рассматриваемым вопросам.
Методологическую основу работы составляют основные принципы и методы современных теории и практики той части юридической науки, которая посвящена вопросам права пациента на информацию, позволяющие определить специфические особенности и закономерности изучаемых процессов и предполагающие рассмотрение исследуемых процессов в их взаимосвязи и развитии.
В данном исследовании был использован системный подход при изучении содержания и реализации таких институтов, как право пациента на информацию, информированное добровольное согласия пациента на медицинское вмешательство, врачебная тайна, а также защиты прав пациента в рамках реализации своего права на информацию, что позволило рассмотреть различные аспекты проблемы и установить взаимосвязи между ними. Также были использованы методы анализа и синтеза при изучении разнообразных законодательных актов и судебных решений.
зарегистрированных заболеваний больше, чем в 2017 г., и на 13,9 млн зарегистрированных заболеваний больше, чем в 2010 г.
Растет не только количество самих заболеваний, но и их разнообразие, значительные изменения претерпевают различные технологии и способы лечения. В целом повышается и общая обеспокоенность граждан состоянием своего здоровья. Кроме этого, нельзя не отметить неудовлетворенность населения качеством оказания бесплатной медицинской помощи и, как следствие, расширение системы оказания платных медицинских услуг, что в значительной степени повышает внимание граждан к вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи.
Соответственно, по вышеуказанным причинам, правоотношения по предоставлению медицинских услуг приобрели в настоящее время большую значимость.
Как указал Конституционный Суд РФ в одном из своих определений, «...здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности». Соответственно, раз здоровье человека - его неотчуждаемое благо, то и права человека при реализации данного блага должны быть защищены в соответствии с законом. По причине огромной значимости данного блага для человека государство на протяжении современной истории развития охраняет данное благо, в том числе и право гражданина на медицинскую помощь, от незаконных посягательств.
Информированность пациента в сфере здравоохранения является одной из часто обсуждаемых проблем в юридической и медицинской науке. В юридической науке проблема защита прав потребителей медицинских услуг всегда относилась к одной из наиболее сложных. Теория защиты прав является не только одним из наиболее важных, но и одним из самых сложных и спорных разделов в теории права. Это обусловлено постоянным изменением условий общественной жизни, а также сложной, многоаспектной природой этого юридического явления.
Актуальность темы данной работы обусловлена сложностью регулирования отношений, которые связаны с охраной здоровья граждан. Правовое регулирование отношений, связанных с оказанием медицинской помощи, требует максимального учета специфики медицинских услуг, а также их объектов.
Особое значение вопросы, касающиеся регулирования оказания гражданам медицинской помощи, приобрели в 2020 г. в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19. Количество людей, которым пришлось обратиться за медицинской помощью, резко возросло, а многие проблемы, возникающие при оказании гражданам медицинской помощи, стали более очевидными и актуальными.
Объект исследования - право пациента на информации в Российской Федерации. Предмет исследования - содержание, реализация и защита данного права.
Цель работы. Целью данной работы является выявление основных особенностей права пациента на информацию в Российской Федерации и проблемных аспектов при его реализации. Для выполнения данной цели необходимо выполнить несколько задач. Задачи работы:
• выявить процесс становления права пациента на информацию в России;
• охарактеризовать отражение права пациента на информацию в современном российском законодательстве;
• определить содержание информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство;
• охарактеризовать ответственность за нарушение права пациента на информацию;
• выявить содержание института врачебной тайны;
• определить соотношение понятий «врачебная тайна» и «право пациента на информацию».
Степень научной разработанности проблемы. Право пациента на информацию на протяжении достаточно долгого времени является темой работ для многих исследователей. Данное права и его регулирование стало частью актуальной повестки дня для общественности примерно в середине ХХ. Однако, в отечественной правовой доктрине данному вопросу значительное внимание стало уделяться только в 90-х гг. ХХ века, поскольку в СССР праву пациента на информацию не уделяли надлежащее внимание ни законодатель, ни исследователи.
После распада СССР и принятия Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой право на охрану здоровья и медицинскую помощь (в том числе и бесплатную) было закреплено как одно из основных социальных прав гражданина, возник интерес исследователей к данному вопросу и стало появляться значительное количество научных трудов, посвященных данной тематике.
Источниковая база исследования. Источниковую базу исследования составляют, в первую очередь, законодательные акты Российской Федерации, посвященные вопросам оказания гражданам медицинской помощи. Прежде всего необходимо упомянуть о Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данный документ является основным, базовым законодательным актом, посвященным правам пациента при оказании медицинской помощи. Именно данный документ закрепляет основные положения, касающиеся правового регулирования реализации права пациента на информацию, информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство и института врачебной тайны, и именно данной документ получил наибольшее внимание при написании данной работы. Кроме этого закона, большое внимание также было уделено различным подзаконным актам, которые в значительной степени направлены на реализацию положений, содержащихся в рассматриваемом федеральном законе, например: Приказ Минздрава России от 29.06.2016 N 425н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента» ; Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 789н «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них» ; Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства» и др. Кроме этого, значительное внимание в работе было уделено актуальной судебной практике по рассматриваемым вопросам.
Методологическую основу работы составляют основные принципы и методы современных теории и практики той части юридической науки, которая посвящена вопросам права пациента на информацию, позволяющие определить специфические особенности и закономерности изучаемых процессов и предполагающие рассмотрение исследуемых процессов в их взаимосвязи и развитии.
В данном исследовании был использован системный подход при изучении содержания и реализации таких институтов, как право пациента на информацию, информированное добровольное согласия пациента на медицинское вмешательство, врачебная тайна, а также защиты прав пациента в рамках реализации своего права на информацию, что позволило рассмотреть различные аспекты проблемы и установить взаимосвязи между ними. Также были использованы методы анализа и синтеза при изучении разнообразных законодательных актов и судебных решений.
В результате исследования были достигнуты следующие результаты:
Прежде всего, было выявлен процесс становления права пациента на информацию в России. В СССР правам пациента не уделялось должное внимание в силу исторических и политических причин, в начале 90-х годов начинает формироваться российское «медицинское право», ориентированное на международные стандарты. Первым общим законом, регулирующим защиту прав пациентов стали Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., который утратил силу с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Именно данный законодательный акт является основным законом, регулирующим вопросы предоставления гражданам медицинских услуг, и по сей день.
В настоящее время право пациента на информацию закреплено в п. 5 ч. 5 ст. 19 Закона об основах охраны здоровья: пациент имеет право на «получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья». Более широко право пациента на информацию раскрывается в ст. 22 Закона об охране здоровья. В соответствии с ней каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. Важно понимать, что в юридической науке ведутся дискуссии по поводу отдельных аспектов реализации права пациента на информацию. Так, ведутся дискуссии на предмет того, что является «доступной формой» получения информации пациентом. Кроме этого, значительные споры ведутся на предмет того, в каком порядке должны быть поданы запросы на ознакомление с документацией, отражающей состояние здоровья пациента, а также того, в каком порядке реализуется ответы на данные запросы. При этом, необходимо помнить, что еще одним нормативно-правовым актом, регулирующим вопрос права пациента на информацию, является Закон «О защите прав потребителей», который определяет права потребителя на информацию.
Наиболее ярким проявлением реализации права пациента на информацию в современном законодательстве является институт информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство, данному институту посвящена ст. 20 Закона об основах охраны здоровья, в соответствии с которой необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Можно выделить следующие основополагающие принципы добровольного медицинского согласия: информированность, добровольность, осознанность, согласие на медицинское вмешательство должно предшествовать такому вмешательству, согласие должно быть оформлено в письменной форме и подписано надлежащими лицами. Законодателем разработана типовая форма информированного добровольного согласия, однако, в работе было показано, что она не способствует реализации института информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство в полном объеме.
Отсутствие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство является нарушением п. 7 ст. 20 Закона об основах охраны здоровья. Несоблюдение законодательных положений о правилах дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство
может иметь следствием признание судом договора оказания медицинских услуг ничтожной сделкой и его расторжение. В случае отсутствия надлежаще оформленного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство суд удовлетворяет исковые требования о, в первую очередь, возмещении морального вреда. Далее, суды удовлетворяют требования истцов о взыскании компенсации морального вреда, если форма и содержание информированного согласия истца не соответствовали требованиям закона, даже в том случае, если отсутствовала прямая причинная связь между медицинским вмешательством и наступившими неблагоприятными последствиями для здоровья пациента. Отдельную категорию дел представляют случаи, когда пациенту неверно либо неполно донесена информация о сути предоставляемой медицинской услуги. В большинстве дел суд удовлетворяет исковые требования истца, поскольку информация, предоставленная пациенту, не была надлежащей и исчерпывающей. Подход судов к согласию потерпевшего как обстоятельства, освобождающего от деликтной ответственности за причинение вреда, можно признать единообразным: в случае некачественного оказания медицинских услуг суд, невзирая на наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, в котором могли быть указаны определенные осложнения, все равно удовлетворит требования истца (пациента).
Что же касается врачебной тайны, то ей посвящена ст. 13 Закона об охране здоровья. В соответствии с ч. 1 данной статьи сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. По мнению многих исследователей, медицинская тайна имеет комплексный характер, т.к. к сведениям, составляющим медицинскую тайну, относят как собственно медицинские данные, так и информацию, не являющуюся по характеру медицинской, но относящуюся к личной жизни пациента и его семьи. Необходимо отметить, что отсутствие четкого определения понятия «врачебная тайна» в законодательстве нередко становится предметом для критики исследователей. За несоблюдение врачебной тайны медицинские работники могут быть привлечены к различным видам ответственности, в частности, к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Вместе с этим, институт врачебной тайны нельзя назвать совершенным, в нормы о врачебной тайне можно было бы внести определённые изменения. В частности, можно было бы разработать положения, которые допускали бы обработку сведений, составляющих врачебную тайну и относящихся к персональным данным, в случаях, когда это необходимо для научных и (или) исследовательских целей при условии надлежащего обезличивания сведений о пациенте, и дополнить соответствующими положениями законодательство. Бесспорно, при разработке подобной нормы также неизбежно потребуется уточнение и определение того, что следует называть обезличиванием данных и в каком порядке это уточнение должно происходить.
Примечательно, что Конституционный Суд РФ в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.01.2020 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Р.Д. Свечниковой» признал взаимосвязанные положения ч. 2 и 3 ст. 13, п. 5 ч. 5 ст. 19 и ч. 1 ст. 20 Закона об охране здоровья не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность их нормативного содержания не позволяет определить условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента его супруга (супруги), близких родственников (членов семьи) и (или) иных лиц, указанных в его информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.
По завершении исследовательской работы, задачи и цели, поставленные во введении, нашли достаточно полное отражение.
Прежде всего, было выявлен процесс становления права пациента на информацию в России. В СССР правам пациента не уделялось должное внимание в силу исторических и политических причин, в начале 90-х годов начинает формироваться российское «медицинское право», ориентированное на международные стандарты. Первым общим законом, регулирующим защиту прав пациентов стали Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., который утратил силу с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Именно данный законодательный акт является основным законом, регулирующим вопросы предоставления гражданам медицинских услуг, и по сей день.
В настоящее время право пациента на информацию закреплено в п. 5 ч. 5 ст. 19 Закона об основах охраны здоровья: пациент имеет право на «получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья». Более широко право пациента на информацию раскрывается в ст. 22 Закона об охране здоровья. В соответствии с ней каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. Важно понимать, что в юридической науке ведутся дискуссии по поводу отдельных аспектов реализации права пациента на информацию. Так, ведутся дискуссии на предмет того, что является «доступной формой» получения информации пациентом. Кроме этого, значительные споры ведутся на предмет того, в каком порядке должны быть поданы запросы на ознакомление с документацией, отражающей состояние здоровья пациента, а также того, в каком порядке реализуется ответы на данные запросы. При этом, необходимо помнить, что еще одним нормативно-правовым актом, регулирующим вопрос права пациента на информацию, является Закон «О защите прав потребителей», который определяет права потребителя на информацию.
Наиболее ярким проявлением реализации права пациента на информацию в современном законодательстве является институт информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство, данному институту посвящена ст. 20 Закона об основах охраны здоровья, в соответствии с которой необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Можно выделить следующие основополагающие принципы добровольного медицинского согласия: информированность, добровольность, осознанность, согласие на медицинское вмешательство должно предшествовать такому вмешательству, согласие должно быть оформлено в письменной форме и подписано надлежащими лицами. Законодателем разработана типовая форма информированного добровольного согласия, однако, в работе было показано, что она не способствует реализации института информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство в полном объеме.
Отсутствие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство является нарушением п. 7 ст. 20 Закона об основах охраны здоровья. Несоблюдение законодательных положений о правилах дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство
может иметь следствием признание судом договора оказания медицинских услуг ничтожной сделкой и его расторжение. В случае отсутствия надлежаще оформленного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство суд удовлетворяет исковые требования о, в первую очередь, возмещении морального вреда. Далее, суды удовлетворяют требования истцов о взыскании компенсации морального вреда, если форма и содержание информированного согласия истца не соответствовали требованиям закона, даже в том случае, если отсутствовала прямая причинная связь между медицинским вмешательством и наступившими неблагоприятными последствиями для здоровья пациента. Отдельную категорию дел представляют случаи, когда пациенту неверно либо неполно донесена информация о сути предоставляемой медицинской услуги. В большинстве дел суд удовлетворяет исковые требования истца, поскольку информация, предоставленная пациенту, не была надлежащей и исчерпывающей. Подход судов к согласию потерпевшего как обстоятельства, освобождающего от деликтной ответственности за причинение вреда, можно признать единообразным: в случае некачественного оказания медицинских услуг суд, невзирая на наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, в котором могли быть указаны определенные осложнения, все равно удовлетворит требования истца (пациента).
Что же касается врачебной тайны, то ей посвящена ст. 13 Закона об охране здоровья. В соответствии с ч. 1 данной статьи сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. По мнению многих исследователей, медицинская тайна имеет комплексный характер, т.к. к сведениям, составляющим медицинскую тайну, относят как собственно медицинские данные, так и информацию, не являющуюся по характеру медицинской, но относящуюся к личной жизни пациента и его семьи. Необходимо отметить, что отсутствие четкого определения понятия «врачебная тайна» в законодательстве нередко становится предметом для критики исследователей. За несоблюдение врачебной тайны медицинские работники могут быть привлечены к различным видам ответственности, в частности, к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Вместе с этим, институт врачебной тайны нельзя назвать совершенным, в нормы о врачебной тайне можно было бы внести определённые изменения. В частности, можно было бы разработать положения, которые допускали бы обработку сведений, составляющих врачебную тайну и относящихся к персональным данным, в случаях, когда это необходимо для научных и (или) исследовательских целей при условии надлежащего обезличивания сведений о пациенте, и дополнить соответствующими положениями законодательство. Бесспорно, при разработке подобной нормы также неизбежно потребуется уточнение и определение того, что следует называть обезличиванием данных и в каком порядке это уточнение должно происходить.
Примечательно, что Конституционный Суд РФ в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.01.2020 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Р.Д. Свечниковой» признал взаимосвязанные положения ч. 2 и 3 ст. 13, п. 5 ч. 5 ст. 19 и ч. 1 ст. 20 Закона об охране здоровья не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность их нормативного содержания не позволяет определить условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента его супруга (супруги), близких родственников (членов семьи) и (или) иных лиц, указанных в его информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.
По завершении исследовательской работы, задачи и цели, поставленные во введении, нашли достаточно полное отражение.
Подобные работы
- ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ПАЦИЕНТА НА ИНФОРМАЦИЮ
Бакалаврская работа, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2016 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПАЦИЕНТА В МЕДИЦИНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВ ПАЦИЕНТА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ИСПОЛНИТЕЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовые основы прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018 - Правовой статус врача стоматолога
Дипломные работы, ВКР, медицина . Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование санаторно-курортного лечения в России (Московская Академия Предпринимательства)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Защита прав потребителей по законодательству Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Конституционно-правовая охрана жизни человека в Российской Федерации
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



