Введение 3
Глава 1. Интернет-мем в теоретической и социокультурной перспективе 7
1.1. Меметика: теория культурной эволюции 7
1.2. Подходы к изучению интернет-мема 12
1.3. Коммуникативный и смеховой потенциал интернет-мема 14
1.4. Структура интернет-мема 17
Глава 2. Литературные интернет-мемы как зеркало современных читательских практик 23
2.1. Аудитория сообщества Literary Memes 23
2.2. Тематическое поле сообщества Literary Memes 27
2.3. Интернет-мем и литературный канон: проблема идентичности и
культурного воображаемого 32
Заключение 46
Список использованной литературы 50
Приложение 58
Интернет-мем сокращает культурную дистанцию между канонизированным текстом и читателем за счет возможности смеха — художественное произведение осваивается читателем через призму его собственного — релевантного для этого читателя — жизненного опыта. Подключая внеположенные институционализированной культурной повестке идентификационные основания прочтения классического текста, мем выводит его из традиционного иерархизированного поля канона — снимает с классического текста заряд культурной «неприкасаемости», но при этом не лишает этот текст статуса классичности — за счет сохранения общей культурно поддерживаемой модальности. Перед нами качественно новый способ отношения к художественному тексту — с традиционным запросом на поиск идентичности, но без традиционной культурной дистанции: всенаправленный смех мема максимально приближает художественный текст к читателю — читатель воспринимает художественный опыт как собственный, а собственный — как совместимый с художественной реальностью. В результате интернет-мем делает литературное содержание достоянием опыта, как индивидуального, так и коллективного — благодаря коммуникативности интернет-мема.
И универсальность — вневременность, «вечность», общечеловечность классического текста обнаруживается как раз не в усвоении читателем институционально навязываемых ему смыслов, а в самом качестве этого литературного содержания, способного сочетаться, взаимодействовать с разнообразными контекстами жизненного мира читателя, встраиваться в эти разнообразные контексты, формируя различные культурные опыты. Отсюда — регулярное воспроизведение в интернет-мемах одних и тех же устойчивых литературных сюжетов: смысловое поле классического текста как бы пробует себя в различных современных контекстах, используя для этого различные визуальные формы-образы, утверждая тем самым свою релевантность для разных частных здесь и сейчас формирующихся опытов, — и везде оказывается уместным.
Деиерархизация структуры литературного поля, которую показывает интернет-мем, направляет реципиента, скорее, на логику архива, а не на логику канона (в том смысле, в каком канон противопоставляет архиву Алейда Ассман ). Канон осознает себя относительно статичным вместилищем культурных смыслов, прошедших исторический отбор, — так называемого культурного наследия, и функционирует исключительно как ретранслятор этих смыслов: его задача — сохранить и передать культурный смысл в том виде, в каком этот смысл был однажды легитимирован. Архив же содержит информацию «до востребования» — информацию, которая как бы выпала из институтов, а потому может быть переинтерпретирована в новом культурном контексте. Архив подвергает сомнению устойчивость и завершенность любого культурного смысла — он деконструирует и трансформирует смысл — пересоздает его, соотнося с актуальной действительностью . Если канон иерархичен — то архив принципиально диалогичен, он не мыслит категорией иерархичности.
Интернет-мем демонстрирует не только трансформацию логики обращения со смысловым полем классики, но и трансформацию самой практики чтения. «Традиционная» читательская стратегия — стратегия индивидуального присвоения: чтение — интимный, личностный психологический процесс, продукт которого — индивидуальное открытие, то, что может понять и почувствовать только один человек во всем мире — «я-субъект» чтения. «Традиционное» чтение — это одинокое, монологичное чтение. Интернет-мем же переворачивает эту логику: он делает опыт взаимодействия с текстом принципиально публичным. Интернет-мем приглашает к акту социального взаимодействия — к разделению личного опыта с сообществом, к солидаризации с воображаемым сообществом на основании этого опыта — и к диалогу (точнее — даже полилогу) опытов за счет многовариантной контекстуализации, «кастомизации» транслируемого литературой универсального смысла.
Как представляется, мы имеем дело с определенной, более общей, современной социокультурной тенденцией, которая нашла пространство для реализации и в частном поле литературы. Социокультурное «открытие» современности — «открытие» важности публичного разговора об индивидуальном опыте (особенно — об опыте «традиционно» стигматизированном, например таком как опыт участников движения #metoo), который, с одной стороны, остается уникальным опытом конкретной личности (и отсюда утверждение в социальном поле многообразия непохожих, но равных по значимости опытов — и установка на принятие любого опыта), а с другой стороны — оказывается основанием для выстраивания коллективной социокультурной идентичности. Тогда литературный интернет-мем включается в ряд подобных ему явлений — касающихся как реципиента, так и создателя художественного текста.
Аналогичным литературному интернет-мему по принципу действия — принципу медиации — явлением можно считать проект «Кот Бродского» — книжное стендап-шоу, концепцию которого его основательница Ольга Аристова представляет так: «Внутри нашего шоу стендап — это мастерски рассказанная личная история, где личный опыт становится объективным опытом, понятным окружающим. Идя по этой колее, мы разработали принцип нашего литературного стендапа. Это триада: читатель, книга (говоря “книга”, я имею в виду сразу книгу, личность автора и отзывы критиков) и слушатели. Получается, что наши стендаперы читают книги и через свой личный опыт говорят о них так, чтобы у слушателей отозвалось». Другое явление такого порядка — автофикциональное письмо
(автофикшен), основная интенция которого — облечь личный опыт в особую коммуникативную форму — форму текста, перевести его в определенное, иное, дискурсивное поле, сделать жизненный опыт автора достоянием текстуального — а значит, артикулировать его публично.
Представляется, что включение интернет-мема в более широкий контекст проблематики индивидуального и коллективного опыта открывает перспективы его дальнейшего исследования.
1. «Любить — значит страдать». Почему герои русской литературы с
детства калечат нам психику // ADME. URL: https://www.adme.ru/svoboda- avtorskie-kolonki/stradat-obyazatelno-pochemu-knigi-kotorye-nas-zastavlyali- chitat-v-shkole-my-ne-stanem-sovetovat-svoim-detyam-2355865/ (дата
обращения: 17.04.2021).
2. «Эвер Гивен» в Суэцком канале: заторы в Средиземном и Красном морях все сильнее, потери для экономики все больше // BBC News. 2021. 26 марта. URL: https://www.bbc.com/russian/news-56522082(дата обращения: 02.04.2021).
3. Бояркина П. Мария Нестеренко: «Женщины пишут о том, что волнует
именно их» : интервью // Прочтение. 2018. 2 июля. URL:
https://prochtenie.org/texts/29447(дата обращения: 15.05.2021).
4. Бояркина П. Оксана Васякина: «Мы даже не представляем, что за бомба у
нас в руках» : интервью // Прочтение. 2021. 9 марта. URL:
https://prochtenie.org/texts/30508 (дата обращения: 25.03.2021).
5. Бро скинул мем : [канал в мессенджере «Телеграм»]. URL:
https://tlgrm.ru/channels/@Bromeeems(дата обращения: 28.04.2021).
6. Буракова С. Автор подросткового бестселлера обещал «уйти из жизни»,
если его новую книгу плохо раскупят. Писатели осудили его за манипуляции детьми // Такие дела. 2020. 24 августа. URL:
https://takiedela.ru/news/2020/08/24/polyarny-yupi/(дата обращения: 14.05.2021).
7. Васякина О. Рана / предисл. П. Барсковой. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 280 с.
8. Визель М. «Кот Бродского». «Мне нравится слово “шоу”»: Интервью с создателем и руководителем необычного шоу книжных стендапов Ольгой Аристовой. Часть I. Поговорим «об этом» // ГодЛитературы.РФ. 2020. 4 апреля. URL: https://godliteratury.ru/articles/2020/04/04/kot-brodskogo-mne- nravitsya-slovo-sh(дата обращения: 11.05.2021).
9. Все как-то мрачненько... Не расстраивайтесь! У нас хотя бы есть мемы с сиба-ину — о разнице поколений (хотя они тоже немного обидные) // Meduza. 2020. 4 июля. URL: https://meduza.io/shapito/2020/07/04/vse-kak- to-mrachnenko-ne-rasstraivaytes-u-nas-hotya-by-est-memy-s-siba-inu-o- raznitse-pokoleniy-hotya-oni-tozhe-nemnogo-obidnye(дата обращения: 04.04.2021).
10. Где построить Санкт-Петербург? Кто уберется в доме? Это мем — про
комментарии, которых никто не просит // Meduza. 2019. 1 апреля. URL: https://meduza.io/shapito/2019/04/01/gde-postroit-sankt-peterburg-kto- uberetsya-v-dome-eto-mem-pro-kommentarii-kotoryh-nikto-ne-prosit (дата
обращения: 05.04.2021).
11. Желепс, Колбасков, Мармеладзе. Российских музыкантов превратили в
еду // Meduza. 2020. 21 июня. URL:
https://meduza.io/shapito/2020/06/21/zheleps-kolbaskov-marmeladze- rossiyskih-muzykantov-prevratili-v-edu(дата обращения: 05.04.2021).
12. Лазебников Р. Классическая литература в школе XXI века: почему дети её не понимают // Мел. 2019. 16 января. URL.: https://mel.fm/blog/roman- lazebnikov/95743-klassicheskaya-literatura-v-shkole-xxi-veka-pochemu-deti- eye-ne-ponimayut(дата обращения: 24.03.2021).
13. Лепра : [страница в социальной сети «ВКонтакте»]. URL:
https://vk.com/leprum(дата обращения: 28.04.2021).
14. Мемы как симулякр // apollo complex : [страница в социальной сети «ВКонтакте»]. URL: https://vk.eom/@apolloncomplex-memy-kak-simulyakr(дата обращения: 28.07.2020).
15. Митрошенков К. «Литература сегодня конструирует групповые
идентичности, она перестала быть самоценной»: Интервью с
литературоведом Галином Тихановым // Горький Медиа. 2021. 4 марта.
URL: https://gorky.media/context/literatura-segodnya-konstruiruet-gruppovye- identichnosti-ona-perestala-byt-samotsennoj/(дата обращения: 25.03.2021).
16. Насколько ужасен 2020 год, настолько же хороши его мемы. Только
благодаря им нам удалось все это вытерпеть. Вот список самых лучших по версии «Шапито» // Meduza. 2021. 1 января. URL.:
https://meduza.io/slides/naskolko-uzhasen-2020-god-nastolko-zhe-horoshi- ego-memy-tolko-blagodarya-im-nam-udalos-vse-eto-vyterpet-vot-spisok- samyh-luchshih-po-versii-shapito(дата обращения: 27.04.2021).
17. Пивоварова А. Эмоциональное насилие: Как противостоять абьюзеру,
если уйти нельзя // Wonderzine. 2017. 24 октября. URL:
https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/230372-abuser-lifehacks(дата обращения: 25.04.2021).
18. Полярный А. Мятная сказка // Лайвлиб. URL:
https://www.livelib.ru/book/1002752896-myatnaya-skazka-aleksandr- polyarnyj(дата обращения: 15.03.2021).
19. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/(дата обращения: 17.03.2021).
20. Разумихина О. В помощь школьнику. 10 класс. И. А. Гончаров.
«Обломов» (1859) // ГодЛитературы.РФ. 2020. 2 октября. URL.:
https://godliteratury.ru/articles/2020/10/02/v-pomoshch-shkolniku-10-klass-i- a-goncharov-oblomov-1859(дата обращения: 24.02.2021).
21. ТрансценДен^а1ьный кот : [страница в социальной сети «ВКонтакте»]. URL: https://vk.com/trcat(дата обращения: 28.04.2021).
22. Факультет Мемологии СПбГУ: [страница в социальной сети
«ВКонтакте»]. URL: https://vk.com/memes_spbu(дата обращения:
28.07.2020).
23. Ф-письмо // сигма. URL: https://syg.ma/f-writing(дата обращения: 26.03.2021).
24. Anthony Uly. МЯТНАЯ СКАЗКА | Полярный и самый грандиозный
книжный развод! : [любительское видео] // YouTube. 2019. 20 августа. URL: https://www.youtube.com/watch?v=fOXUEsDIi3I&t=644s (дата
обращения: 15.03.2021).
25. Literary Memes : [страница в социальной сети «ВКонтакте»]. URL: https://vk.com/literary_memes(дата обращения: 03.08.2020).
26. Schaverien A. Why the internet loves the Suez Canal stuck ship saga // The
New York Times. 2021 March 27 URL:
https://www.nytimes.com/2021/03/27/world/suez-canal-stuck-ship- memes.html(дата обращения: 02.04.2021).
27. UncleShurik. СНЕЖНАЯ СКАЗКА // УЖАСНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ МЯТНОЙ СКАЗКИ : [любительское видео] // YouTube. 2020. 6 декабря. URL: https://www.youtube.com/watch?v=jxjtxMZ-Low(дата обращения: 15.03.2021).
Справочная литература
28. Lewens T. Cultural Evolution // The Stanford Encyclopedia of Philosophy Archive (Summer 2020 Edition) / ed. by E. N. Zalta. URL: https://plato.stanford.edu/archives/sum2020/entries/evolution-cultural/(дата обращения: 27.06.2020).
29. Meme // Oxford English Dictionary. URL: https://www.oed.com/(дата обращения: 27.06.2020).
Научная литература
30. Аверинцев С. С. Бахтин, смех, христианская культура // Аверинцев С. С., Давыдов Ю. Н., Турбин В. Н. и др. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992. С. 7-19.
31. Адоньева С. Б. Полнота повседневности // Адоньева С. Б., Веселова И. С., Мариничева Ю. Ю., Петрова (Матвиевская) Л. Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 11-46.
32. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Г. Николаева под ред. С. П. Баньковской ; вступ. ст. С. П. Баньковской. М.: Кучково поле, 2016. 416 с.
33. Аронсон П. Я. Любовь: сделай сам. Как мы стали менеджерами своих чувств. М.: Индивидуум, 2021. 192 с.
34. Байяр П. Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали / пер. с фр. А. Поповой. М.: Текст, 2012. 185 с.
35. Барт Р. О чтении // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / пер с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. С. 489-499.
36. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.
37. Бергсон А. Смех / пер. с фр. И. Гольденберга. М.: Искусство, 1992. 128 с.
38. Блэкмур С. Эволюция меметических машин // Dr. Susan Blackmore :
[персональный сайт]. URL: https://www.susanblackmore.uk/conferences/the- evolution-of-meme-machines-russian-translation (дата обращения:
05.05.2020).
39. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / пер. с фр. А. Качалова. М.: ИД «ПОСТУМ», 2015. 240 с.
40. бойд д. Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях / пер. с англ. Ю. Каптуревского ; под науч. ред. А. Рябова. М.: Изд. дом. Высшей школы экономики, 2020. 352 с.
41. Бочаров С. Г. Генетическая память литературы. М.: РГГУ, 2012. 341 с.
42. Волков В. В. Концепция культурности, 1935-1938 годы: советская цивилизация и повседневность сталинского времени // Социологический журнал. 1996. № 1-2. С. 194-213.
43. Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт: Сборник работ. 2-е изд., доп. М.: Новое литературное обозрение, 2020. 792 с.
44. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию / пер. с нем. Д. Н. Кузницына. СПб.: Наука, 2013. 493 с.
45. Зиновьева Н. А. Анализ процесса конструирования смысла интернет- мема // Дискуссия. 2013. № 9. С. 133-137.
46. Канашина С. В. Что такое интернет-мем? // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 28. С. 84-90.
47. Карташова Е. П., Ахмедзянова А. Р. Интернет-мем как основной вид креолизованного текста в самопрезентации «человека творящего» // Вестник Марийского государственного университета. 2019. № 3. С. 426-430.
48. Колесова Е. Котики и революция: Что такое меметика и почему мемы —
это не только смешные картинки из интернета // N+1 : науч.-попул. изд. Дата публикации: 20.10.2017. URL:
https://nplus1 .ru/material/2017/10/20/mems-and-culture (дата обращения: 05.05.2020).
49. Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л.: Наука, 1976. 204 с.
50. Лоскутникова М. Б. Ирония в романе И. А. Гончарова «Обломов» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2012. № 1. С. 15-23.
51. Лысенко Е. Н. Интернет-мемы в коммуникации молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2017. № 4. С. 410-424.
52. Марченко Н. Г. Интернет-мем как хранилище культурных кодов сетевого сообщества // Казанская наука. 2013. № 1. С. 113-115.
53. Отрадин М. В. «Обломов» в зеркале времени // Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике : Сб. ст. / сост., авт. вступ. ст. и коммент. М. В. Отрадин. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. С. 4-20.
54. Отрадин М. В. К вопросу о своеобразии эпической объективности и роли юмора в романе И. А. Гончарова «Обломов» // Материалы юбилейной гончаровской конференции 1987 года / под ред. Н. Б. Шарыгиной. Ульяновск: Симбирская книга, 1992. С. 115-126.
55. Поливанова К. Роль чтения в жизни ребенка // ПостНаука. 2016. 18
января. URL.: https://postnauka.ru/video/57643(дата обращения:
24.03.2021).
56. Раппопорт Р. В. Читай не хочу. Что мешает ребенку полюбить книги. М.: Индивидуум, 2021. 256 с.
57. Рейтблат А. И. Писать поперек: Статьи по биографике, социологии и истории литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 416 с.
58. Фомин И. В. Семиотика или меметика? К вопросу о способах интеграции социально-гуманитарного знания // Полис. Политические исследования. 2015. № 3. С. 72-84.
59. Черкасова М. В. «Канон» и «архив» в современной архивной науке США // Поволжский педагогический вестник. 2017. Том 5. № 4 (17). С. 158-162.
60. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика / пер. с англ. И. А. Мельчука // Структурализм: «за» и «против» : сб. статей / под ред. Е. Я. Басина и М. Я. Полякова. М.: Прогресс, 1975. С. 193-230.
61. Яусс Х. Р. История литературы как провокация литературоведения / пер. с нем. и предисл. Н. Зоркой // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 34-84.
62. Acerbi A. Cultural Evolution in the Digital Age // Oxford Scholarship Online.
URL: https://oxford. universitypressscholarship.com/view/10.1093/oso/978019 8835943.001.0001/oso-9780198835943-chapter-9 (дата обращения:
02.07.2020).
63. Acerbi A. Cultural Evolution in the Digital Age // Oxford University Press :
[сайт издательства]. URL: https://global.oup.com/academic/product/cultural- evolution-in-the-digital-age-9780198835943?cc=gb&lang=en (дата
обращения: 02.07.2020).
64. Assmann A. Canon and Archive // Cultural Memory Studies: An international and Interdisciplinary Handbook / ed. by A. Erll, A. Nunning. Berlin, New York: Walter de Gruyter. Pp. 97-107.
65. Bartholomew D. Finding Identity Through Literature // Capstone Projects and
Master's Theses. 2019. URL:
https://digitalcommons.csumb.edu/caps_thes_all/698/(дата обращения: 01.05.2021).
66. Blackmore S. The Meme Machine. Oxford: Oxford University Press, 1999. 264 p.
67. Cannizzaro S. Internet memes as internet signs: A semiotic view of digital culture // Sign Systems Studies. 2016. Vol. 44. №. 4. Pp. 562-586.
68. Dawkins R. The Extended Phenotype: The Long Reach of the Gene. Oxford: Oxford University Press, 1999. 336 p.
69. Dawkins R. The Selfish Gene: 30th Anniversary Edition. Oxford: Oxford University Press, 2006. 360 p.
70. Jenkins H. Convergence culture: where old and new media collide. New York; London: New York University Press, 2006. 308 p.
71. Journal of Memetics — Evolutionary Models of Information Transmission. URL: http://cfpm.org/jom-emit(дата обращения: 02.07.2020).
72. Popper K. Evolutionary Epistemology // Evolutionary Theory: Paths into the Future / ed. by J. W. Pollard. Chichester, New York: John Wiley & Sons, 1984. Pp. 239-255.
73. Rotanova M., Fedorova M. Internet meme as the Cyber Laughter Culture Phenomenon in Modern Russian Digital Society // Communication Strategies in Digital Society Workshop. 2019. 10-11 April. Pp. 65-69.