Введение 5
Глава 1. Собственная торговая марка как бренд устойчивости и способы ее продвижения 10
1.1. Собственные торговые марки в контексте концепции устойчивого развития 10
1.2. Теоретическая основа использования маркетинговых коммуникаций 12
1.3. Особенности использования маркетинговых коммуникаций для продвижения
собственных торговых марок 15
1.4. Особенности использования маркетинговых коммуникаций для продвижения
брендов устойчивости 21
Выводы 30
Глава 2. Анализ маркетинговых коммуникаций бренда ВкусВилл 32
2.1. Краткая характеристика розничной сети ВкусВилл 32
2.2. Описание имеющихся структуры и содержания маркетинговых
коммуникаций бренда 36
2.4. Анализ результатов описательного исследования 54
Выводы 74
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию структуры и содержания
комплекса маркетинговых коммуникаций бренда 77
3.1. Определение целевой аудитории и постановка целей маркетинговой
программы 78
3.2. Выбор инструментов маркетинговых коммуникаций 82
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций 93
Выводы 100
Заключение 102
Приложения 103
Приложение 1 103
Приложение 2 104
Приложение 3 127
Приложение 4 129
Приложение 5 131
Приложение 6 136
Приложение 7 138
Приложение 8 140
Приложение 9 142
Приложение 10 144
Приложение 11 145
Приложение 12 205
Приложение 13 210
Приложение 14 217
Приложение 15 218
Приложение 16 240
Список литературы 241
Бизнес-модель компании ВкусВилл характеризуется относительной новизной: во-первых, в магазинах компании 99% продукции представлено под собственной торговой маркой (СТМ), что не встречается у других игроков рынка продуктового ритейла в России, во-вторых, компания делает упор на продукты для здорового питания в своем ассортименте, что отчасти является ответом на растущий в популярности среди потребителей запрос на натуральные и экологичные товары, в частности продукты питания и косметические товары. При этом все перечисленные характеристики оказывают влияние на повышение издержек компании относительно конкурентов в связи с дополнительными усилиями на разработку дизайна каждого продукта под СТМ, на обеспечение мер по контролю за качеством продукции и ее соответствием принципам здорового питания и экологичности как при производстве и использовании, так и при ее утилизации. Кроме того, со стороны рынка на компанию действуют конкуренты, обладающие преимуществом по издержкам, а значит, и по ценам, которые они могут приложить для покупателей, а также компании, активно расширяющие в последние годы ассортимент продукции категории ЗОЖ и внедряющие экологические инициативы в своей деятельности, что в свою очередь способствует потере уникальности предложения ВкусВилл в восприятии потребителей. Негативно сказывается на деятельности компании и тренд закупок потребителями продуктов питания впрок в условиях пандемии, что способствует снижению спроса на скоропортящиеся продукты ВкусВилл, которые составляют значительную часть ассортимента.
Таким образом, принимая во внимание то, что компания не планирует увеличивать количество магазинов в период пандемии, ВкусВилл необходимо заниматься повышением лояльности потребителей бренду. Это позволило бы увеличить прибыльность деятельности за счет увеличения числа повторных покупок и их объема при относительно небольших вложениях по сравнению с вложениями при привлечении новых потребителей, в то время как исследователи оценивают привлечение нового потребителя как в 5 раз более затратное, чем удержание уже имеющегося. Также повышение лояльности помогло бы поддержать конкурентоспособность продукции бренда на активно развивающемся рынке и способствовало бы отстройке от конкурентов. В связи с этим данная работа посвящена разработке способов повышения лояльности потребителей ВкусВилл путем совершенствования комплекса маркетинговых коммуникаций бренда. Предлагаемые в рамках работы рекомендации позволят эффективно донести ту добавочную ценность, которую имеет бренд ВкусВилл, в условиях повышающейся конкуренции и новых трендов в поведении потребителей, а также поспособствуют формированию более сильной эмоциональной связи потребителей с брендом.
В рамках работы будут предложены инструменты для развития в первую очередь аффективного компонента лояльности бренду, который выражается в формировании эмоциональной привязанности потребителя к бренду . Именно он в свою очередь станет стимулятором поведенческого компонента и будет способствовать совершению повторных покупок продукции бренда.
Предложенные в работе рекомендации по совершенствованию комплекса маркетинговых коммуникаций направлены на потребителей на рынках Москвы и Санкт-Петербурга. Данные рынки были выбраны ввиду их большого размера для компании: наибольшее количество магазинов ВкусВилл расположено именно в этих двух городах России . Кроме того, сходство потребителей предопределено относительно высокой популярностью среди них трендов на здоровое питание и экологичность покупаемых товаров, а также уровнем доходов жителей Москвы и Санкт-Петербурга относительно других городов России, что обеспечивает большую изначальную готовность потребителей платить за воспринимаемую добавочную выгоду бренда.
Стоит отметить, что в рамках данной работы бренд ВкусВилл не рассматривается как отдельно только корпоративный бренд розничного продавца или как бренд только продуктов питания, средств гигиены и бытовой химии. В связи с тем, что наибольшая доля продукции магазинов ВкусВилл представлена именно под СТМ ВкусВилл, работа посвящена рассмотрению всех аспектов, которые касаются потребительского восприятия как магазинов бренда, так и продукции под этим брендом.
Таким образом, целью данной работы является разработка предложений по совершенствованию элементов комплекса маркетинговых коммуникаций бренда ВкусВилл, направленных на повышение потребительской лояльности бренду ВкусВилл на рынках Москвы и Санкт-Петербурга.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
1. Систематизировать имеющиеся исследования потребления брендов устойчивости и собственных торговых марок и сформулировать на основе этого анализа модель потребления СТМ устойчивости
2. Проанализировать текущую структуру и содержание маркетинговых коммуникаций бренда ВкусВилл и выявить направления для совершенствования с учетом результатов исследований потребителей
3. Сформулировать рекомендации по изменению комплекса маркетинговых коммуникаций бренда ВкусВилл в перспективе 1 года с целью повышения потребительской лояльности бренду.
Описание методов и инструментария
В качестве методов исследования были выбраны нетнографический анализ (nethnography)11, глубинные интервью с потребителями и онлайн-опрос (Таблица).
Обоснование структуры работы
Первая глава данной работы посвящена теоретическим аспектам, которые необходимо учитывать при разработке и совершенствовании комплекса маркетинговых коммуникаций такого бренда, которым является ВкусВилл. Его особенностью является наличие собственной торговой марки, товары под брендом которой представляют наибольшую часть ассортимента продукции, кроме того, бренд ВкусВилл имеет активную позицию в вопросах устойчивого развития. Именно на рассмотрение этих двух аспектов реализации коммуникативной стратегии бренда отведены параграфы данной главы. В частности, были рассмотрены логика появления собственных торговых марок за рубежом, их процесс распространения на российском рынке и рост популярности брендов устойчивости в следствие движения бизнеса к восприятию устойчивости как конкурентного преимущества. Также, в первой главе даются определения основных понятий, используемых в этой и последующих главах. Выводы, сделанные в результате анализа, проведенного в данной главе работы, будут использованы с целью определения наилучшего способа донесения идей устойчивости бренда под собственной торговой маркой до потребителя.
Вторая глава использует теоретические рамки и концепции, упомянутые в первой главе, и посвящена она выявлению изменений, необходимых для обновления и совершенствования комплекса маркетинговых коммуникаций бренда ВкусВилл. В первую очередь были рассмотрены общие особенности бизнеса ВкусВилл (параграф 2.1) и были описаны актуальные на момент написания работы инструменты маркетинга и их содержание (пара-граф 2.2), что позволило задать рамки для последующих рекомендаций. Затем был проведен поисковый анализ с целью определить возможные направления развития комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций бренда с целью повышения потребительской лояльности и сформировать исследовательские гипотезы относительно этих направлений (параграф 2.3) на основе анализа лучших практик в отрасли, нетнографического анализа поведения потребителей ВкусВилл и глубинных интервью с потребителями. В завершении главы представлены результаты описательного итогового анализа, проведенного с использованием количественного метода онлайн-опроса потребителей (параграф 2.4), который позволил проверить обозначенные ранее гипотезы о сильных и слабых сторонах бренда, выявить дополнительные слабые стороны текущего комплекса маркетинговых коммуникаций бренда, кроме того, помог определить наиболее актуальные для потребителей ВкусВилл инициативы бренда в рамках разрабатываемых рекомендаций по совершенствованию коммуникаций бренда, а также сформировать профили различных сегментов потребителей ВкусВилл для последующей адаптации рекомендаций в рамках предлагаемой в заключительной главе маркетинговой программы под особенности поведения, интересы и желания потребителей.
На основе выводов из предыдущей главы и в рамках концепций и понятий, освещенных ранее в работе, в третьей главе представлены результаты разработки программы совершенствования маркетинговых коммуникаций бренда в перспективе 1 года. Кроме непосредственно рекомендаций в данной главе, приведены меры оценки эффективности реализации предложенной программы (параграф 3.3).
Характеристика источников информации
В данной работе были использованы разнообразные источники информации, включая академические статьи и учебники российских и зарубежных авторов, которые есть как в открытом доступе, так и находящиеся в закрытых библиотеках, доступ к которым был предоставлен факультетом ВШМ СПбГУ. Кроме того, были использованы материалы интервью представителей компании ВкусВилл, размещенные в интернете.
Всё больше российских потребителей проявляют интерес к брендам устойчивости, демонстрируя готовность платить ценовую премию за продукты под такими брендами. Это предоставляет современным розничным сетям новые возможности по развитию своего бизнеса. Однако, в то же время, ставит перед ними новый вызов. При значительном росте числа брендов, стремящихся выстраивать свой имидж на приверженности к концепции устойчивого развития, конкуренция усиливается. В этом случае особую актуальность приобретает то, как именно бренд доносит до потребителей сигнал о своей добавочной ценности, что осуществляется при помощи маркетинговых коммуникаций. Так как ВкусВилл принято считать одним из наиболее ярких примеров брендов устойчивости, описанное применимо и к нему.
Итогом работы следует считать разработку практических рекомендаций по совершенствованию существующего комплекса маркетинговых коммуникаций бренда ВкусВилл, целью которого является повышение лояльности потребителей. Это осуществлено в формате маркетинговой программы, составленной на основании анализа отношения бренда ВкусВилл с потребителями и в соответствии с наиболее актуальным теоретическими концепциям, а также результатами российских и зарубежных эмпирических исследований.
В результате сформирован перечень из 14-ти инициатив, касающихся различных инструментов комплекса маркетинговых коммуникаций, согласованных между собой по содержанию взаимодополняющих сообщений бренда, учитывающих историю развития бренда ВкусВилл. Рекомендованные мероприятия должны позволить усилить бренд за счет совершенствования существующего комплекса маркетинговых коммуникаций, активно используя отмеченные сильные стороны бренда. Кроме того, в результате количественного исследования выявлено, что эти мероприятия представляют дифференцированный интерес для определенных в исследовании групп потребителей. Сделан вывод, что реализация данных инициатив является доступной для бюджета компании.
1. 100 фактов о нас [Электронный ресурс] / ВкусВилл. - 2016 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://vkusvill.ru/articles/100-faktov-o-nas.html.
2. Андрей Кривенко о судьбе ВкусВилл. Разговор по душам [Электронный ресурс] /
ВкусВилл. - 2020 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа:
https://vkusvill.ru/news/andrey-krivenko-o-sudbe-vkusvill.html.
3. Багиев Б.Л Маркетинг для обеспечения устойчивого развития: сущность и логика ста-новления / Багиев Б.Л., Черенков В.И. // Проблемы современной экономики №3. - 2018. -C. 142-148.
4. Батончик «Клубника-протеин» [Электронный ресурс] / ВкусВилл. - (дата обращения:
15.03.2021) - Режим доступа: https://vkusvill.ru/goods/batonchik-klubnika-protein-
24296.html.
5. Бонусы и акции [Электронный ресурс] / ВкусВилл. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://vkusvill.ru/bonuses/.
6. В Перекрестке! [Электронный ресурс] / ВкусВилл. - 2018 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://vkusvill.ru/news/v-perekrestke.html.
7. ВкусВилл [Электронный ресурс] / ВкусВилл. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://twitter.com/we_are_vkusvilPref_srcMwsrc%5Egoogle%7Ctwcamp%5Eserp%7Ctwg r%5Eauthor.
8. ВкусВилл в социальных сетях [Электронный ресурс] / ВкусВилл. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://vkusvill.ru/.
9. ВкусВилл и Избёнка [Электронный ресурс] // irecommend.ru. - (дата обращения:
15.03.2021) - Режим доступа:
https://irecommend.ru/srch?query=%D0%B2%D0%BA%D1%83%D1%81%D0%B2%D0% B8%D0%BB%D0%BB.
10. Воронина А. Свежая идея: как основатель «ВкусВилла» приучил москвичей к здоровой
еде [Электронный ресурс] / Воронина А. // rbc.ru. - 2016 г.. - Режим доступа:
https://www.rbc.ru/magazine/2016/04/56ebff909a79477433299713.
11. Где дешевле: битва продуктовых магазинов https://www.sravni.ru/text/2018/3/15/gde- deshevle-bitva-produktovykh-magazinov/[Электронный ресурс] / Сравни.ру . - 2018 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.sravni.ru/text/2018/3/15/gde- deshevle-bitva-produktovykh-magazinov/.
12. Голова А.Г. Интегрированные маркетинговые коммуникации: основные понятия и тен-денции развития // Маркетинговые коммуникации. — 2004. — No2. — С.31-37. https ://proxy.library. spbu.ru:3014/arti cl e-IeXo. html
13. Динамика потребительской активности на фоне снижения реальных доходов населения:
Потребительский сектор в России [Электронный ресурс] / Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ Москва. - 2019 г.. - Режим доступа:
https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/research-center/CBT-2019- RU.pdf.
14. Загрядская А. Гринвошинг: Как марки и товары притворяются «зелёными» [Электронный ресурс] / Загрядская А. // Экологический союз. - 2019 г.. - Режим доступа: https://ecounion.ru/press/grinvoshing-kak-marki-i-tovary-pritvoryayutsya-zelyonymi/.
15. Задорожный С. Infoline посчитал результаты eGrocery в России за 9 месяцев [Электронный ресурс] / Задорожный С.. - 2020 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://ecomhub.ru/top-egrocery-russia-2020-9-months-foodtech/.
16. Запускаем собственную торговую марку: 13 шагов от сервиса Самокат [Электронный
ресурс] / РБК. - 2020 г.. (дата обращения: 15.03.2021) -
https://pro.rbc.ru/demo/600e66299a7947e2b00b9a1f.
17. Здоровое питание [Электронный ресурс] / Перекресток - 2020 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.instagram.com/p/CHXj7HFgIiZ/.
18. Зеленая экономика: Как эко-товары завоевывают рынок FMCG [Электронный ресурс] /
Nielsen // nielsen.com. - 2019 г.. - Режим доступа:
https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/article/2019/zelenaya-ekonomika-kak-eko-tovary- zavoevyvayut-rynok-fmcg/.
19. «Зеленый» ритейл: первые шаги в России и в мире [Электронный ресурс] / Retail.ru. - 2019 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - https://www.retail.ru/articles/zelenyy-riteyl- pervye-shagi-v-rossii-i-v-mire/.
20. ЗОЖ-товары в зарубежном и российском ритейле [Электронный ресурс] / Retail.ru. - 2021 г.. - 15 марта 2021 г.. - https://www.retail.ru/tovar_na_polku/zozh-tovary-v- zarubezhnom-i-rossiyskoy-riteyle/.
21. Ищенко Н. Выручка «ВкусВилла» впервые превысила $1 млрд [Электронный ресурс] / Ищенко Н. // vedomosti.ru. - 2020 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/02/24/823707-viruchka-vkusvilla.
22. Как «ВкусВилл» появился в Москве и изменил наши пищевые привычки [Электронный
ресурс] / Москвич Mag. - 2018 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) -
https://moskvichmag.ru/gorod/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B2%D0%BA%D1%83%D1%81%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BB-%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D0%B 2%D0%B8%D0%BB%D 1%81%D 1%8F-%D0%B2-%D0%BC%D0%BE%D 1%81%D0%B A%D0%B2%D0%B5-%D0%B8-%D0%B8%D0%B7%D0%BC/.
23. Князев С.В. Упаковка в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций //
Маркетинговые коммуникации. — 2004. — No4. — С.6-11.
https ://proxy.library. spbu.ru:3014/arti cl e-XEW 7. html
24. Когда в России расцветет рынок органических продуктов [Электронный ресурс] / РБК //
trends.rbc.ru. - 2017 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) -
https://trends.rbc.ru/trends/green/5d656e9f9a79476e81356224.
25. Количество заказов из Супермаркета ВкусВилл выросло в 50 раз [Электронный ресурс]
/ ВкусВилл. - 2021 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа:
https://vkusvill.ru/news/kolichestvo-zakazov-iz-supermarketa-vkusvill-vyroslo-v-50-raz.html.
26. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент / Котлер Ф., Келлер К. Л.. - СПб. : Питер, 2012. - Т. 12-е изд. : стр. 578.
27. «Лента» передала на переработку миллион пластиковых бутылок [Электронный ресурс] / Retail.ru. - 2020 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - https://www.retail.ru/news/lenta- peredala-na-pererabotku-million-plastikovykh-butylok-26-maya-2020-194555/.
28. Лига зеленых брендов По законам "зеленого" времени [Электронный ресурс] // greenbrands.ru. - 2020 г.. - Режим доступа: https://greenbrands.ru/page9273371.html
29. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть [Электронный ресурс] / Ковалев К. и др. . - 2010 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.studmed.ru/kovalev-k-uvarov-s-scheglov-p-logistika-v-roznichnoy-torgovle- kak-postroit-effektivnuyu-set_82205bd.html.
30. Магазин «ВкусВилл» [Электронный ресурс] / Студия Артемия Лебедева. - 2018 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - https://www.artlebedev.ru/vkusvill/store/.
31. Наружная реклама для сети магазинов здорового питания ВКУСВИЛЛ [Электронный ресурс] / Pragmatic media agency. - 2019 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) -http://pragmaticmedia.ru/?portfolio=%D0%BD%D0%B0%D 1%80%D 1%83%D0%B6%D0 %BD%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0 %B0-%D0%B4%D0%BB%D 1%8F-%D 1%81%D0%B5%D 1%82%D0%B8-%D0%BC%D0 %B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D0%B7.
32. «Натуральная» лояльность, или Почему «ВкусВилл» не боится экспериментов? [Электронный ресурс] / Retail&Loyalty. - 2017 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) -https://retail-loyalty.org/journal_retail_loyalty/read_online/art268980/.
33. Наша миссия [Электронный ресурс] / ВкусВилл. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://vkusvill.ru/mission/.
34. Новости [Электронный ресурс] / ВкусВилл. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://vkusvill.ru/news/.
35. О динамике рынка товаров повседневного спроса (FMCG) [Электронный ресурс] /
Nielsen. - 2018 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) -
https://pro.rbc.ru/news/5c6ed0a29a7947516c61c17e.
36. ООН Цель 12: Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и
производства [Электронный ресурс] // un.org. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-consumption-
production/.
37. Основатель "ВкусВилл": если сотрудник не ошибается, его надо уволить [Электронный
ресурс] / РБК. - 2020 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) -
https://pro.rbc.ru/demo/602d4b0f9a794736e7cb4288.
38. Основатель «ВкусВилла» рассказал о будущем сети [Электронный ресурс] / Retail.ru. - 2020 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - https://www.retail.ru/news/magnit-nachal-sledit- za-ocheredyami-v-supermarketakh-2-iyunya-2020-194786/.
39. Пенькова И. В. Алгоритм RACE: модельная платформа онлайн-маркетинга / Пенькова И. В., Глазкова И. Ю. // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2018 г.. - 66 : Т. 3.
40. Перекрёсток предоставит скидку за передачу вторсырья на переработку [Электронный ресурс] / Retail Loyalty - 2021 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - https://retail- loyalty.org/news/perekryestok-predostavit-skidku-za-peredachu-vtorsyrya-na-pererabotku/.
41. Покупатели распробовали ЗОЖ: Каковы перспективы российского рынка органических продуктов [Электронный ресурс] / Коммерсантъ. - 2019 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3933095.
42. Польза для планеты [Электронный ресурс] / Перекресток - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://healthy-perekrestok.ru/for-planet.
43. Польза для себя [Электронный ресурс] / Перекресток - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://healthy-perekrestok.ru/for-myself.
44. Почему продажи собственных торговых марок ритейлеров будут только расти [Электронный ресурс] / NielsenIQ. - 2021 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) -https://pro.rbc.ru/demo/5f23de959a7947cd1c79c291.
45. Прощай, Избёнка... [Электронный ресурс] / ВкусВилл. - 2018 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://vkusvill.ru/news/proshchay-izbyenka-.html.
46. Скворцов В. Внутри «ВкусВилла»: как сеть магазинов изменила концепцию и
разработала систему самоуправления [Электронный ресурс] / Скворцов В. - 2018 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - https://vc.ru/trade/51206-vnutri-vkusvilla-kak-set-
magazinov-izmenila-koncepciyu-i-razrabotala-sistemu-samoupravleniya.
47. Смирнова У. Зеленый пиар: как бренды притворяются «эко» [Электронный ресурс] /
Смирнова У. // style.rbc.ru. - 2019 г.. - Режим доступа:
https://style.rbc.ru/health/5e0124cf9a79479754070489.
48. Специалисты INFOLine впервые подвели итоги регионального развития online-торговли продовольственными товарами [Электронный ресурс] / INFOLine. - 2021 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - https://infoline.spb.ru/news/index.php?news=206069.
49. Сравнительные тесты [Электронный ресурс] / Росконтроль. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://roscontrol.com/journal/tests/.
50. Старикова Е. Современные подходы к трактовке концепции устойчивого развития
[Электронный ресурс] / Старикова Е.. - 2017 г.. - (дата обращения: 15.03.2021)- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-traktovke-kontseptsii-
ustoychivogo-razvitiya.
51. Старов С. А. Управление брендами / Старов С. А.. - СПб. : Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2008. - Т. 2-е изд., испр. : стр. 500.
52. Старов С.А. Собственная торговая марка как бренд / Старов С.А., Черенков В.И., Глад-ких И.В., Кирюков С.И. // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2020. — No2. — С.104-118. - Режим доступа: https://grebennikon.ru/article-z1vn.html
53. Старов С.А. Управление собственными торговыми марками розничных сетей / С.А.Ста- ров // Высшая Школа Менеджмента СПбГУ. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менедж¬мента», 2013. - 492 с.
54. Твой ЗОЖ - твои правила [Электронный ресурс] / Перекресток - 2021 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.healthy-perekrestok.ru/lifestyle/.
55. Черенков В.И. Бренд и брендинг: вопросы теории и репрезентации / Черенков В.И., Ве¬ретено А.А. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент - 2019. - 18 (2): 145- 174. — Режим доступа: https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2019.201
56. Черенков В.И. Брендинг и модификация поведения потребителей в условиях кардинальной трансформации экономики / Черенков В.И. Карпова С.В., Таничев А.В. - [б.м.] : (цит. по рукописи с разрешения авторов), 2020 г..
57. Черенков, В. И. Халяль в России - бренд или знак качества / Черенков, В. И., Таничев, А. В. // Проблемы современной экономики, (1(73)), 79-85. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=6818
58. Чернова Д. Ценообразование в торговле. Товары-индикаторы, СТМ и товары первой цены. Особенности ценообразования в торговле [Электронный ресурс] / Чернова Д.. - 2019 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://insoret.ru/pricing/.
59. Шевченко Д. А. Интегрированные маркетинговые коммуникации: модель профессора д. А. Шевченко // Маркетинговые коммуникации. — 2019. — No3. — С.176-181. https ://proxy.library. spbu.ru:3014/arti cl e-ombq. html
60. Щепин Е. ВкусВилл: Как совершить революцию в ритейле, делая всё не так . Щепин Е.. - Москва : "Альпина Паблишер", 2019.
61. Эволюция менталитета: Как забота об экологии приводит к измеримым успехам [Электронный ресурс] / Nielsen. - 2018 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) -https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/article/2018/evolyuciya-mentaliteta-kak-zabota-ob- ekologii-privodit-k-uspehu/.
62. Эко-итоги 2020 года [Электронный ресурс] / Перекресток - 2021 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.instagram.com/p/CKhAbEKAvYG/.
63. 15 secrets Trader Joe's shoppers should know [Электронный ресурс] / Insider - 2017 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.businessinsider.com/15- secrets-trader-j oes-shoppers-should-know-2017-5.
64. Ailawadi, K. L. Pursuing the value-conscious consumer: Store brands versus national brand promotions / Ailawadi, K. L., Neslin, S. A., Gedenk, K. // Journal of Marketing. - 2001. - 1 : Vol. 65. - pp. 71-89.
65. Aldi return policy - how to make a return at Aldi [Электронный ресурс] / Aisle of Shame -
2019 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа:
https://www.aisleofshame.com/aldi-return-policy/.
66. Baltas G. A Model of Consumer Choice for National vs Private Label Brands / Baltas G. // Journal of the Operational Research Society. - 1997. - 10. - Vol. 48. - pp. 988-995.
67. Batra R. Consumer-level factors moderating the success of private label brands / Batra R., Sinha I. // Journal of Retailing. - 2000. - 2. - Vol. 76. - pp. 175-191.
68. Betayneh R. The Health Benefits of a Whole Foods Diet [Электронный ресурс] / Betayneh
R. - 2020 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа:
https://www.marthastewart.com/7988488/health-benefits-whole-foods-based-diet.
69. BioMio представляет Bio-Refill - рефил-станцию самообслуживания [Электронный
ресурс] / BioMio - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа:
https://biomio.ru/refill&go/.
70. Brand shares: Grocery Retailers Russia [Электронный ресурс] / Euromonitor. - 2021 г.. -
(дата обращения: 15.03.2021) - https://www-portal-euromonitor-
com.ezproxy.gsom.spbu.ru/portal/ResultsList/Index.
71. Chen S. An empirical investigation of category-level effects of consumer factors on private label purchase / Chen S.. - [s.l.] : Auckland University of Technology, 2005.
72. Chiaradio A. How Raley's Supermarkets is Transforming Customer Loyalty [Электронный
ресурс] / Chiaradio A. - 2019 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) -
https://www.mytotalretail.com/article/how-raleys-supermarkets-is-transforming-customer- loyalty/.
73. Contingency Approach in Nigeria Management System / Department of Business Studies // Information and Knowledge Management. - 2016 г.. - 7 : Т. 6.
74. Cotterill R. Market Share and Price Setting Behavior for Private Labels and National Brands / Cotterill R., Putsis Jr W. // Review of Industrial Organization. - 2000. - 1 : Vol. 17. - pp. 17¬39.
75. Customer Acquisition Vs.Retention Costs - Statistics And Trends [Электронный ресурс] / Invesp. - (дата обращения: 15.03.2021) - https://www.invespcro.com/blog/customer- acquisition-retention/.
76. Delin J. Brand Tone of Voice / Delin J. // Journal of Applied Linguistics. - 2007. - 1 : Vol. 2.
77. Dhar S. Why Store Brand Penetration Varies by Retailer / Dhar S., Hoch S. // Marketing Science. - 1997. - 3 : Vol. 16. - pp. 208-227.
78. Dietitian’s Corner: Meet Jessica Patel [Электронный ресурс] / Aldi - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://blog.aldi.us/dietitians-corner-meet-jessica-patel/.
79. Dunn, M. G. Research Note: The Influence of Perceived Risk on Brand Preference for Supermarket Products / Dunn, M. G., Murphy, P. E., Skelly, G. U. // Journal of Retailing. - 1986. - 2. - 2 : Vol. 62. - pp. 204-216.
80. Elkington J. Cannibals with forks - Triple bottom line of 21st century business. / Elkington J.. - Stoney Creek : New Society Publishers, 1997.
81. Erdem T. Performance of Store Brands: A CrossCountry Analysis of Consumer Store-Brand Preferences, Perceptions, and Risk / Erdem T., Zhao Y. and Valenzuela A. // Journal of Marketing Research. - 2004. - 1 : Vol. 41. - pp. 86-100.
82. EY Future Consumer Index: consumers more concerned one year into the pandemic
[Электронный ресурс] / EY. - 2021. - (дата обращения: 15.03.2021) -
https://www.ey.com/en_nl/news/2021/03/ey-future-consumer-index-consumers-more- concerned-one-year-into-the-pandemic.
83. Forum for the Future Eco-promising: Communicating the environmental credentials of your products and services // London, United Kingdom, 2008. - https://placebrandob- server.com/theory/green-brands-sustainability-branding/
84. Garretson, J. A. Antecedents of private label attitude and national brand promotion attitude: Similarities and differences / Garretson, J. A., Fisher, D. and Burton, S. // Journal of Retailing. - 2002. - 91-99. - 2 : Vol. 78. - pp. 91-99.
85. General FAQs [Электронный ресурс] / Trader Joe’s - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.traderjoes.com/home/FAQ/general-faqs.
86. Glynn S. Consumers, Brands and Climate Change / Glynn S., Howard St., Stimson B. - 2007.
- https://www.theclimategroup.org/sites/default/files/archive/files/research_UK_07.pdf
87. Hartmann, P. Green branding effects on attitude: Functional versus emotional positioning strat¬egies / Hartmann, P., Apoalaza Ibanez, V., Forcada Sainz, F.J. // Marketing Intelligence & Planning, 2005. - 23(1). - 9-29. 7
88. Harvey S. The eco has landed: Your guide to sustainable brands & green branding [Электронный ресурс] / Harvey S.. - 2018 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - https://fabrikbrands.com/sustainable-brands-and-green-branding/.
89. Home Page [Электронный ресурс] / Sprouts Farmers Market - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.sprouts.com/.
90. Integrated Marketing Communications / Chitty Bill et al.. - [б.м.] : Cengage Learning Australia, 2018. - Т. 5th Edition : стр. 160.
91. Jonas A. Private labels for premium products: The example of organic food / Jonas A., Roosen J. // International Journal of Retail & Distribution Management. - 2005. - 8. - Vol. 33.
92. Kapferer J.-N. The New Strategic Brand Management [Статья] / Kapferer J.-N. . - [б.м.] : Kogan Page, 2004 г.. - стр. 137.
93. Kim, H.S. Green Brand Strategies in the Fashion Industry: Leveraging Connections of the Consumer, Brand, and Environmental Sustainability / Kim, H.S., Hall, M.L. Приведено по: Choi, T.M. Sustainable Fashion Supply Chain Management / Choi, T.M. and Cheng, T.C.E // Springer International Publishing, pp.31-45, 2015
94. Kozinets R. Netnography: Doing Ethnographic Research Online [Book] / Kozinets R.. - London : SAGE, 2010. - pp. 58-74.
95. Lymperopoulos C. Acceptance of detergent-retail brands: The role of consumer confidence and trust / Lymperopoulos C., Chaniotakis I. and Rigopoulou I. // International Journal of Retail & Distribution Management. - 2010. - 9. - Vol. 38. - pp. 719-736.
96. Made in Texas [Электронный ресурс] / HEB - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.heb.com/static-page/article-template/Made-in-Texas.
97. Malhotra, N. K. Marketing Research: An applied approach / Malhotra, N. K., Birks, D. F., Wills, P. - [б.м.] : Harlow: Pearson, 2012.
98. McKinnon M. Trader Joe’s Strategy: 12 Keys to its Success [Электронный ресурс] /
McKinnon M. - 2020 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа:
https://www.indigo9digital.com/blog/traderjoesstrategy.
99. Morgan K. The Four Dimensions of Tone of Voice [Электронный ресурс] / Morgan K.. - 2016. - (дата обращения: 15.03.2021) - https://www.nngroup.com/articles/tone-of-voice- dimensions/.
100. Morris D. The Strategy of own brands / Morris D. // European Journal of Marketing. - 1979. - 2. - Vol. 13. - pp. 59-78.
101. Planet Organic [Электронный ресурс] / Planet Organic - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.planetorganic.com/collections/planet-organic.
102. Raghubir, P. The three faces of consumer promotions / Raghubir, P., Inman, J.J., Grande, H. // California Management Review, 2004. - 46(4), стр. 23-42
103. Shop by Lifestyle [Электронный ресурс] / Planet Organic - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.planetorganic.com/collections/shop-by-lifestyle.
104. Shoppers who are willing to pay extra for sustainable products in the United States as of
September 2018 [Электронный ресурс] . - (дата обращения: 15.03.2021) -
https://www.statista.com/statistics/936491/shoppers-who-would-pay-more-for-sustainable- products-by-generation-us/.
105. Spend Vouchers [Электронный ресурс] / Tesco - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://secure.tesco.com/clubcard/spend-vouchers.
106. Springer J. Sprouts Grows a New Brand Identity [Электронный ресурс] / Springer J. -
2020 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа:
https://www.winsightgrocerybusiness.com/retailers/sprouts-grows-new-brand-identity.
107. Sprouts Farmers Market [Электронный ресурс] / Sprouts Farmers Market - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.instagram.com/sprouts/.
108. Strategy and Performance: Creating a Winning Business Formula / Mills J. et al. - [б.м.] : Cambridge University Press, 2002. - стр. 109.
109. The Growth of Private Label Brands: A Worldwide Phenomenon? / Cuneo A. et al.. - [s.l.] : ESADE Business School, 2015. - 72-90. - 1 : Vol. 23.
110. The Impact of Perceived Corporate Social Responsibility On Consumer Behavior / Karen L. et al. // Journal of Business Research, Elsevier. - 2006. - https://www.sciencedirect.com/sci- ence/article/abs/pii/S0148296305000342
111. The KPMG Survey of Sustainability Reporting [Электронный ресурс] / KPMG. - 2020
г.. - (дата обращения: 15.03.2021) -
https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2020/11/the-time-has-come.pdf.
112. Timmermann M. Employees reveal 7 secrets about shopping at Trader Joe’s [Электронный ресурс] / Timmermann M. - 2018 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://clark.com/shopping-retail/trader-joes-grocery-shopping-secrets/.
113. Toto D. Aldi joins How2Recycle [Электронный ресурс] / Toto D. - 2018 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.recyclingtoday.com/article/aldi- products-add-how2recycle-label/.
114. Trader Joe's [Электронный ресурс] / Trader Joe's - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.instagram.com/traderjoes/.
115. Unilever Brands with purpose grow - and here’s the proof [Электронный ресурс] //
unilever.com. - 2019 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) -
https://www.unilever.com/news/news-and-features/Feature-article/2019/brands-with- purpose-grow-and-here-is-the-proof.html..
116. Vega-Zamora M. Towards sustainable consumption: Keys to communication for improving trust in organic foods / Vega-Zamora M., Jose Torres-Ruiz F., Parras-Rosa M. // Journal of Cleaner Production. - 2019. - Vol. 216. - pp. 511-519.
117. Whole Foods Market: The biggest retailer of organic and natural foods in the world [Электронный ресурс] / MarketLine - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://advantage-marketline-com.ezproxy.gsom.spbu.ru/Analysis/details/whole-foods- market-the-biggest-retailer-of-organic-and-natural-foods-in-the-world-26661.
118. Whole Foods’ first national ad campaign and the value of social responsibility from a
marketing perspective [Электронный ресурс] / Marketingmanagement4e - 2014 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://marshall-
johnstonmm.com/2014/10/27/whole-foods-first-national-ad-campaign-and-the-value-of- social-responsibility-from-a-marketing-perspective/.
119. Your Whole Foods Market Favourites [Электронный ресурс] / Whole Foods Market - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.wholefoodsmarket.co.uk/.
120. Yu C. The 10 Healthiest Grocery Stores In The U.S., According To Nutritionists [Электронный ресурс] / Yu C. - 2019 г.. - (дата обращения: 15.03.2021) - Режим доступа: https://www.womenshealthmag.com/food/g29251505/healthy-grocery-stores/.