Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концепт опасности в газетных текстах (на материале статей о коронавирусе)

Работа №128460

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы53
Год сдачи2021
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Когнитивный подход к изучению концепта и газетных текстов 7
1.1. Актуальные вопросы когнитивной лингвистики 7
1.2. Языковая реальность и понятие картины мира 9
1.3. Понятие «концепт» в современной лингвистике 11
1.4. Вариативность концепта и концептосфера. 15
1.5. Методы анализа концепта 16
1.6. Понятие «функциональный стиль» в современной лингвистике 19
1.7. Особенности публицистического и информационного стиля 20
Выводы к Главе I 23
Глава II. Концепт «Danger» в газетных текстах о коронавирусе 25
2.1. Основные признаки концепта «Danger» 26
2.2. Вербальное представление и структура концепта «Danger» 37
2.3. Динамика изменений концепта «Danger» в период с 2019-2021 годы 44
Выводы к Главе II 47
Заключение 48
Список использованной литературы 49

Настоящая Выпускная Квалификационная Работа (ВКР) посвящена исследованию концепта опасности в англоязычных печатных и электронных газетных изданиях и выявлению в них доминантных смыслов концепта «Danger». За основу исследования берутся статьи о коронавирусной инфекции COVID-19. Средства Массовой Информации (СМИ) англоязычных стран не обошли вниманием эпидемиологическую ситуацию, возникшую в 2019-2021 годах. В течение данного периода было написано множество статей о пандемии, а интенсивность упоминания коронавирусной инфекции в прессе выросла вдвое за последнее время. Различные публикации, кричащие заголовки, высказывания политических деятелей, неосторожные заявления журналистов и субъективные мнения отдельных групп лиц — всё задокументировано на страницах современных газет и журналов. Подобное обилие споров, убеждений и материалов вызвало неподдельный интерес у современных исследователей.
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, тем, что в последнее время когнитивная лингвистика является одним из активно развивающихся направлений исследований. Язык играет важную роль в формировании национального самосознания, отражая основные изменения в общественной жизни, в частности в период эпидемии. Поэтому понятия языковой и национальной картины мира в настоящее время активно освещаются в работах по когнитивной лингвистике и лингвокультурологии. Стоит отметить, что эпидемиологическая ситуация оказала значительное влияние на языковую среду многих стран, поэтому анализ динамики изменений публицистического дискурса в период начала и окончания пандемии делает данную работу актуальной.
Кроме того, в последнее время с позиций современной науки концепты представляют наибольший интерес для изучения абстрактных представлений и мыслительных процессов, объективированных языком. Настоящее исследование направлено на изучение репрезентации актуального на данный момент концепта «Danger», который в психолингвистическом плане является конструктом предостережения, страха или паники. Стоит добавить, что основная часть данной работы посвящена моделированию ядерной части концепта «Danger», а само моделирование будет проводиться на материале новостных и газетных текстов, которые никогда не потеряют нишу актуальных информационных источников.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе выявляются способы актуализации, а также структура и ядро концепта «Danger» в газетном тексте. Концепт опасности впервые рассматривается на материале публицистических и газетных текстов, основой которых являются статьи о коронавирусной инфекции различного характера.
Практическая значимость работы состоит в том, что примеры и исследования данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы в курсах лексикологии, стилистики и грамматики.
Целью работы является моделирование концепта «Danger» и выявление динамики изменения его характеристик за 2019-2021 годы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть понятие концепта и методы его исследования;
2) уточнить характеристики газетного и публицистического текста;
3) выделить ядро и основные признаки рассматриваемого концепта «Danger», отметить способы реализации концепта в газетных типах текста;
4) произвести моделирование изучаемого концепта;
5) проанализировать динамику изменения характеристик концепта «Danger» за 2019, 2020 и 2021 годы и определить частоту появления изучаемого концепта в газетных и публицистических текстах за указанный период.
Объектом исследования в данной работе является концепт «Danger» репрезентированный в газетных статьях о коронавирусе.
Предметом исследования является вербальное воплощение концепта «Danger» в англоязычной языковой картине мира.
Методами исследования являются: семантический анализ, контекстуальный анализ, стилистический анализ, сравнительный анализ, метод моделирования, а также метод количественного анализа.
Материалом исследования послужили ... газетных статей (фрагменты текстов — всего статей .) с включённым компонентом, объективирующим концепт «Danger», отобранные методом сплошной выборки из печатных и электронных газетных изданий: The Scientist, The Times, Stanford magazine, The Guardian, BBC, Horizon magazine, National Geographic, The New England Journal of Medicine (NEJM), Metropole, Scientific American, Economic Timesи другие.
Данная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
Во введении обозначены актуальность, научная новизна, практическая значимость, цели, задачи, объект, предмет, методы и материалы исследования.
В первой главе «Когнитивный подход к изучению концепта и газетных текстов» исследуются основные актуальные вопросы когнитивной лингвистики, рассматривается понятие языковой картины мира и языковой реальности, понятие концепта, методы анализа и вариативность концепта, понятие функционального стиля в целом и публицистического, информационного стиля в частности. В конце первой главы представлены выводы.
Во второй главе «Концепт «Danger» в газетных текстах о коронавирусе» определены способы репрезентации концепта, его структура и ядро. В заключении обозначены выводы и результаты исследования, а также дальнейшие перспективы изучения концепта «Danger».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Важнейшим направлением в современной лингвистике является изучение концептов, а исследование концепта, репрезентующегося в газетно-публицистических текстах, позволяет выявить особенности менталитета человека, его взгляды на происходящие вокруг катастрофы. Ведь Средства Массовой Информации формируют общественное мнение, отношений к тому или иному событию, в данном случае к пандемии COVID-19, которая получила широкий резонанс в прессе в период с декабря 2019 года по нынешний 2021 год.
При подготовке выпускной квалификационной работы (ВКР) была определена цель исследования — выявить способы реализации концепта «Danger» в газетных текстах, а также определить ядро и структуру концепта. Реализации цели данного исследования способствовало решение нескольких задач: собрать базу примеров, репрезентующих концепт «Danger» в текстах различных газет, определить способы реализации концепта, его структуру и ядро. Для осуществления всех поставленных задач, методом сплошной выборки было собрано 200 примеров из текстов 60 статей различных газет и журналов. Для подробного описания примеров был выбран метод семантического, количественного, фреймового анализа и метод моделирования, в ходе которых были выявлены способы репрезентации концепта «Danger», структура концепта и его ядро.
В качестве перспективы дальнейшего исследования предполагается углублённое изучение и анализ концепта «Danger» за другие будущие периоды для более детальной характеристики опасной коронавирусной инфекции COVID-19.



1. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под общ. ред. В. П. Нерознака. M.: Academia, 1997. — С. 269-270.
2. Болдырев Н.Н. Типология концептов и языковая интерпретация / Н.Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка. - 2016. — Вып. XXVIII — C.16-25.
3. Виноградов В. В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М: изд-во АН СССР. 1963. — С. 5-93.
4. Воркачев С. Г. Безразличие как этносемантическая характеристика личности: опыт сопоставительной паремиологии // ВЯ. 1997. № 4. С. 115-124.
5. Гак В.Г. Русская динамическая картина мира / В.Г. Гак // Русский язык сегодня: сб. ст. Вып. 1. — М., 2000. — С. 36-44.
6. Дарамилова З. Г. Концепт, концептосфера как базовые понятия когнитивной лингвистики // Университетские чтения / Пятигорский гос. лингвистический ун-т. — Пятигорск, 2008 с.7.
7. Зиновьева Е.И. Лингвокультурология: от теории к практике // Учебник. — СПб: СПбГУ, 2016. — 182 с.
8. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты. Дискурс. М.: Гнозис, 2004. С. 142.
9. Киклевич А.К. Русская языковая картина мира: миф или реальность? // Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии. Материалы Международной научно-практической конференции — Казань, 2016. — С. 179-182/.
10. Кожина М. Н. Язык и стиль в функциональном аспекте (к определению предмета и структуры стилистики) // Основные понятия и категории лингвостилистики. Пермь, 1982. С.82-91.
11. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. // Стилистика русского языка: учебник — Москва: ФЛИНТА, 2016, с. 346-464
12. Колесов В. В. Философия русского слова. СПб., 2002. С. 50-51.
13. Колесов И.Ю. Языковая репрезентация пространства в ракурсе культуры // Концепт и культура: сборник статей (VI Международная научная конференция, Кемерово — Ялта, 25-27 сентября 2016 г.). — Кемерово - Ялта, 2016. — С. 147-153.
14. Кравченко А.В. Язык и восприятие: Когнитивные аспекты языковой категоризации / А. В. Кравченко. Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1996.
15. Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. Волгоград: Перемена, 2001.
16. Кубрякова Е.С. О соотношении языка и культуры // Филология и культура: материалы VI Междунар. науч. конф. 17-19 октября 2007 г. — Тамбов, 2007. — С. 25-27.
17. Лапшина М.Н. Стилистика современного английского языка: учеб.
пособие для студ. учреждений высш. проф. образования — Спб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр
«Академия», 2013. — 272 с.
18. Маслова В.Л. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие / В.А. Маслова. — 7-е изд., стер. — М: ФЛИНТА, 2016. — 296 с.
19. Мишанкина Н.А. Метафора в науке: парадокс или норма? — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. — 282 с.
20. Нагапетян К.Ж. Языковая реальность в структуре мировоззрения этноса // Омский государственный аграрный университет, Омск, №1, 2011, с. 57-59.
21. Парминский Н.В. Особенности языка и стиля современной французской печати / Кафедра массовых коммуникаций, филологический факультет // Российский университет дружбы народов; Москва, 2010 - с. 64-72.
22. Плужникова Н.Н. Язык и языковая реальность в современной культуре // Вестн. Самарского государственного университета № 1 (123). — Самара, 2015. — С.23-27.
23. Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж, 2006. С. 24-26.
24. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. — М.:АСТ: Восток — Запад. — 2007. — 315 с.
25. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта. М., 2008. С. 17-18.
26. Рыжкина А.А. О методах анализа концепта // Вестник ОГУ. — №11(172) — 2014. С. 117-120.
27. Светоносова Т.А. Когнитивная лингвистика и лингвокультурология : черты и различия // Филологические науки в МГИМО, 2007. — С.39¬46.
28. Солганик Г.Я. Язык газеты // Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М., 1980. С. 12, 22
29. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996. С. 96, 215.
30. Федулова М.Н. Совокупность средств вербальной репрезентации концептов // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. — 2017. — Vol. 8 No 2, 394-402 с.
31. Фрумкина Р. М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога // Научно-техническая информация. 1992. Сер. 2. № 3. — с.
4.
32. Яковлева Е.С. К описанию русской языковой картины мира / Яковлева Е.С. // Русский язык за рубежом. М., 1996. С. 47-48
33. Abdikaluk K.S., Concept as the Main Research Object of Cognitive Linguistics, vol.11, №10, 2016 — 13p.
34. Barsalou, Lawrence. Frames, concepts and conceptual fields// In A. Lehrer and E. Kittay (eds.). Frames, Fields and Contrast. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. P.21-74
35. Evans, Vyvyan and Melanie Green.. Cognitive Linguistics: An Introduction //Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. p.830
36.Ivanova E.V. Variety of the concept “Danger” in the English language picture of the World, Saint-Petersburg State University, Russian linguistic bulletin 1 (21) 2020, pp. 4-7
37. Fillmore, Charles. Frames and the semantics of understanding’//Quaderni di Semantica, 6, 1985. PP. 222-254.
38. Kolesov V.V. Conceptology as a form of cognitive linguistics, PhD in Phililogy, Saint-Petersburg State University, Russian linguistic bulletin 1 (9) 2017, pp. 48 -51.
39. Minsky M. A Framework for Representing Knowledge // The Psychology of Computer Vision / ed. P. H. Winston. N. Y.: McGraw Hill, 1975. P. 211¬277.
40. Robinson, Peter (2008). Handbook of Cognitive Linguistics and Second Language Acquisition. Routledge. pp. 3-8.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ