Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения и развития персонала 6
1.1 Сущность, методологические принципы, цели и задачи обучения и развития персонала 6
1.2 Традиционные методы обучения и развития персонала 12
1.3 Корпоративный университет как форма обучения и развития персонала 19
Глава 2. Инновационные технологии обучения и развития персонала 26
2.1 Инструменты обучения персонала в эпоху цифровых технологий 26
2.2 Применение VR-технологий в обучении персонала 32
2.3 Методики оценки эффективности обучения персонала 38
Глава 3. Применение VR-технологий в ПАО «Газпром нефть» 45
3.1 Общая характеристика деятельности ПАО «Газпром нефть» и системы управления персоналом 45
3.2 Оценка эффективности программ обучения с использованием VR-технологий в ПАО «Газпром нефть» 54
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложения 71
Эффективность деятельности любой компании определяется множеством факторов, среди которых рациональное использование ресурсов. Важное место занимают человеческие ресурсы, так как именно от качества работы персонала зависит успех организации.
Многие организации в современном мире стремятся выделяться на фоне остальных и увеличивать свою конкурентоспособность. Для этого необходимо поддерживать на достойном уровне качество предоставляемых товаров и услуг, что напрямую зависит от работы персонала. Обучение и развитие сотрудников компании - мощный инструмент на пути повышения производительности труда и конкурентоспособности бизнеса в разрезе основного финансового показателя - прибыльности компании. Современные цифровые разработки, в том числе технологии дополненной и виртуальной реальности, способствуют повышению эффективности и скорости обучения персонала, воссоздают эффект присутствия и обеспечивают непрерывный доступ к необходимой информации. Это подтверждает актуальность данного исследования.
Цель выпускной квалификационной работы: анализ реализуемых программ обучения с применением VR-технологий в ПАО «Газпром нефть» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Задачи:
1. Исследовать дифференциацию понятий «обучение персонала» и «развитие персонала»
2. Изучить методы обучения и развития персонала
3. Проанализировать методики оценки эффективности обучения и развития персонала
4. Оценить степень эффективности использования VR-технологий в сфере обучения и развития персонала и проанализировать примеры использования их на практике
5. Составить характеристику деятельности ПАО «Газпром нефть»
6. Провести анализ примеров реализации программ обучения с использованием VR- технологий в ПАО «Газпром нефть»
7. Выявить преимущества и зоны развития VR-обучения в ПАО «Газпром нефть», а также разработать рекомендации по его совершенствованию
В ходе работы использовались такие методы исследования как:
1) включённое наблюдение
2) индукция и дедукция
3) анализ и синтез
4) анкетирование и анализ внутренних документов
Объектом исследования является публичное акционерное общество «Газпром нефть».
Предмет исследования - программы обучения и развития персонала с использованием VR-технологий в ПАО «Газпром нефть».
Структура работы направлена на достижение поставленной цели и состоит из введения, трёх глав основного текста, заключения, списка используемых источников и приложений.
Во введении сформулированы цель и задачи, а также объект, предмет и методы исследования, обоснована актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
В первой главе «Теоретические основы обучения и развития персонала» описаны сущность, подходы, методологические принципы, цели и методы обучения и развития персонала, а также рассмотрен традиционный корпоративный университет как форма обучения и развития персонала.
Вторая глава «Инновационные технологии обучения и развития персонала» посвящена описанию инновационных методов обучения персонала, а также изучению различных методик оценки эффективности программ обучения. В данной главе были проанализированы сущность и эффективность применения VR-технологий в сфере обучения персонала, а также рассмотрены практики внедрения технологий виртуальной реальности в российских и зарубежных компаниях.
В третьей главе «Применение VR-технологий в ПАО «Газпром нефть» описана деятельность компании, проанализирована организационная структура, а также характеристика персонала организации по различных критериям, отражены финансовые показатели компании. На основе данных внутренней документации и анкетирования сотрудников автором были проанализированы внедрённые программы обучения с применением VR-технологий и предложены мероприятия по совершенствованию реализуемых VR-курсов.
В заключении работы сформулированы итоги исследования и общие выводы.
Теоретико-методологическую базу составили работы российских и зарубежных авторов. Также информационными источниками послужили статьи, размещённые в научных журналах, материалы тематических порталов и сайтов, публикующих информацию о современных практиках в организациях, внутренняя документация компании, социальные отчёты, а также международные исследования в области VR-технологий.
Эмпирическая база исследования основана на данных, полученных в ходе включённого наблюдения автора, а также анкетирования сотрудников, принявших участие в VR-обучении.
Собственный вклад автора заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию и более эффективному функционированию программ обучения с применением VR-технологий в ПАО «Газпром нефть». На основе анкетирования были выявлены возможные зоны развития и предложены рекомендации по их модернизации.
Практическая значимость работы состоит в разработке и предоставлении рекомендаций по совершенствованию процесса обучения с использованием VR-технологий, которые могут быть применены на практике, что сделает процесс обучения для сотрудников более комфортным и повысит эффективность от пройденного курса
Развитие рынка в настоящее время определяет уровень требований к сотрудникам различных квалификаций. С каждым годом растёт конкуренция на рынке, в связи с чем компании не только должны быть готовы ответить своим прямым конкурентам, но и уметь справляться с теми вызовами, которые им бросает внешняя среда. Поэтому для успешной работы предприятия необходимо реализовывать программы обучения и развития персонала. В связи с тенденцией активного развития цифровых технологий появляются новые инструменты обучения и развития персонала. Инновационные методы содействуют повышению эффективности процесса обучения сотрудников, являются более удобным способом организации обучения для взрослых, а также способствуют экономии затрат на развитие кадрового потенциала.
В первых двух главах работы были проанализированы традиционные и инновационные методы обучения персонала, рассмотрены методики оценки эффективности программ обучения, а также изучен актуальный способ обучения сотрудников с использованием технологий виртуальной реальности. На основе исследования, можно сделать вывод, что обучение с использованием VR-технологий является прогрессивным и высоко эффективным методом обучения персонала организации. Оно способствует повышению удовлетворённости сотрудников программой обучения и компанией в целом, обеспечивает комфортную среду для обучения, позволяя работникам проходить курс по несколько раз, учитывая предыдущие ошибки и применяя различные стратегии решения проблем. Исследование показало, что V- learn способствует большей концентрации внимания обучающихся и высокой вовлечённости в процесс, а также долговременному удержанию информации, полученной сотрудниками во время тренинга, что обеспечивает значительный рост производительности труда. К тому же обучение с помощью VR-технологий содействует укреплению доверия сотрудников, повышению их уверенности в себе и своих профессиональных навыках, что положительно влияет на их способности выстраивания межличностных коммуникаций, более оперативное решение проблем, что приводит к более результативной работе персонала компании, и, как следствие, повышению конкурентоспособности организации на рынке.
В третьей главе была описана деятельность компании ПАО «Газпром нефть», ее миссия, стратегия и ценности, принципы корпоративной культуры, рассмотрены регионы деятельности организации, финансовые показатели, а также условия работы в период ограничений, вызванных пандемией COVID-19. Помимо этого в работе рассмотрена организационная структура, структура управления по работе с человеческими ресурсами и
структура персонала компании по различным критериям, что поспособствовало улучшению понимания того, каким целям подчинена деятельность компании и согласно каким принципам она функционирует.
Помимо этого, проанализировав внутреннюю документацию компании, в том числе корпоративный портал организации, были описаны и проанализированы реализующиеся в ПАО «Газпром нефть» VR-курсы, а также отзывы сотрудников, прошедших VR-обучение. Перед автором стояла задача рассмотреть процесс обучения с применением VR-технологий со всех сторон, а именно: согласно мнению сотрудников, прошедших VR-обучение, а также согласно отзывам их непосредственных руководителей. Именно поэтому использовались такие инструменты, как опрос и анкетирование. На основе полученной информации были выявлены преимущества и зоны развития программ обучения с применением VR-технологий, проведён анализ эффективности данного формата обучения, в результате которого была отмечена высокая эффективность от проведения VR-тренингов, а также повышение вовлечённости сотрудников в процесс освоения новых знаний и навыков. Также в работе были предложены метрики для оценки экономической и социальной эффективности обучения с применением VR-технологий.
Опираясь на проделанный анализ, был сформулирован ряд рекомендаций по совершенствованию организации VR-тренингов в ПАО «Газпром нефть». Автором было предложено оборудовать специальное помещение для проведения VR-обучения с возможностью постоянного доступа сотрудников к данным технологиям посредством электронной записи; улучшить качество графики благодаря использованию VR-шлемов, соответствующих приведённым характеристикам; а также изменить скептическое отношение людей к эффективности использования VR-технологий в обучении путём распоряжения их непосредственных руководителей об обязательном прохождении универсального VR-курса каждым сотрудником.
Подводя итог, можно сделать вывод, что, разрабатывая и внедряя программы обучения с использованием технологий виртуальной реальности, компания предоставляет своим сотрудникам ведущее современное образование, которое является выгодной инвестицией в человеческий капитал на долгосрочную перспективу.
1. Завьялова Е.К., Латуха М.О. Управление развитием человеческих ресурсов. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та. 2017. -С.113-142 (дата обращения: 07.11.2020).
2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник / Государственный Университет Управления; Под ред. А.Я. Кибанова. -М.: ИНФРА-М, 2008. -С.411 (дата обращения: 03.11.2020).
3. Кязимов К.Г. Управление человеческими ресурсами: профессиональное обучение и развитие. М.: Юрайт. 2019. -С.74-93 (дата обращения: 05.11.2020).
4. Kirkpatrick Donald / Evaluating Training Programs. San Francisco: Berrett-Koehler Publishers, Inc. 1978 (дата обращения: 18.12.2020).
5. Watkins, R., Leigh, D., Foshay, R. and Kaufman, R. (1998). Kirkpatrick Plus: Evaluation and Continuous Improvement with a Community Focus. Educational Technology Research & Development, 46(4): 90-96 (дата обращения: 19.12.2020).
Статьи в журналах и других периодических изданиях
1. Апиисова А.И., Панина В.А. Инновационные методы обучения как эффективный инструмент развития персонала // Электронный научный журнал «Дневник науки». 2019. №4. URL:http://dnevniknauki.ru/images/publications/2019/4/economy/Apiisova Panina.pdf (дата обращения: 14.12.2020).
2. Арутюнян А.С. Сущность развития персонала // Вестник университета. 2016. №9. -С.196-199 (дата обращения: 03.11.2020).
3. Бородина О. Н., Стукен Т. Ю. Эффективность обучения персонала и методы её измерения // ОНВ. 2006. №9 (47). -С.179-181. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-obucheniya- personala-i-metody-eyo-izmereniya(дата обращения: 18.12.2020).
4. Воспитанник И. В. Метафорическая деловая игра как эффективный метод обучения персонала сервисных организаций // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. №1 (15). -С.233-239. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskaya-delovaya-igra-kak-effektivnyy-metod- obucheniya-personala-servisnyh-organizatsiy(дата обращения: 15.12.2020).
5. Голубков С.В. Трансформационная программа как инструмент внедрения модели обучения «70:20:10» в современных организациях // Управление развитием персонала. - 2016. - №2. - С. 155-156 (дата обращения: 15.11.2020).
6. Гребенникова М.А., К. В. Коптева. Теоретико-методологические основы организационного обучения персонала // Наука, образование, инновации: пути развития. 2019. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-organizatsionnogo- obucheniya-personala(дата обращения: 03.12.2020).
7. Даниленко Е. А., Ярушева С. А. VR-технологии: их потенциал и внедрение в систему обучения и развития персонала компаний // Общество, экономика, управление. 2018. №4. - С.51-53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vr-tehnologii-ih-potentsial-i-vnedrenie-v-sistemu- obucheniya-i-razvitiya-personala-kompaniy(дата обращения: 21.12.2020).
8. Дьяконов С., А. Тузиков. Корпоративный университет на основе проектно-деятельностного образования как инструмент инновационного развития // Практика модернизации. 2006. -С.3-28. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/korporativnyy-universitet-na-osnove-proektno-deyatelnostnogo-obrazovaniya-kak-instrument-innovatsionnogo-razvitiya (дата обращения:
30.11.2020) .
9. Зайцева Ю.Н. Обучение на рабочем месте и оценка его эффективности / Зайцева Ю.Н. // Управление развитием персонала. 2011. №3 (27). -С.196-205. URL: https://proxy.library.spbu.ru:3693/download/elibrary 16986309 93458688.pdf(дата обращения: 02.12.2020).
10. Коптева К. В., Бакшеева О. А. Профессиональное обучение как основа развития персонала организации // Основы ЭУП. 2013. №5 (11). -С.77-81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-obuchenie-kak-osnova-razvitiya-personala- organizatsii(дата обращения: 08.12.2020).
11. Козлова О. А., Сычева М.Н. Инновационные методы обучения персонала: зарубежный и отечественный опыт // International journal of applied and fundamental research. 2018. №6. - С.160-164. URL:https://applied-research.ru/pdf/2018/6/12311.pdf(дата обращения: 14.12.2020).
12. Кречетников К.Г. Использование зарубежных методов обучения персонала в практике российских предприятий // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования.
2015. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-zarubezhnyh-metodov-obucheniya- personala-v-praktike-rossiyskih-predpriyatiy(дата обращения: 15.12.2020).
13. Кудряшов В.С., Мосеева Е.А. Основы формирования системы обучения персонала организации // Juvenis scientia. 2017. №2. -С.19-24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-formirovaniya-sistemy-obucheniya-personala-organizatsii(дата обращения: 04.12.2020).
14. Леонтьева Е.Г. Корпоративный университет как модель инновационного корпоративного учебного заведения // Психология и педагогика. 2015. -С.144-147. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnyy-universitet-kak-model-innovatsionnogo-
korporativnogo-uchebnogo-zavedeniya/viewer(дата обращения: 30.11.2020).
15. Маркеева А.В. Геймификация как инструмент управления персоналом современной организации // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 12. -С.1923-1936 (дата обращения: 14.12.2020).
16. Назаренко И.А. Особенности использования баскет-метода в обучении персонала в современных условиях // Производственный менеджмент: теория, методология, практика.
2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-basket-metoda-v- obuchenii-personala-v-sovremennyh-usloviyah(дата обращения: 15.12.2020).
17. Поздеева С.И. Наставничество как деятельное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. 2017. №2. -С. 87-91 URL:https://proxy.library.spbu.ru:3693/download/elibrary 29109126 41766641.pdf(дата обращения: 03.12.2020).
18. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения // ОТО. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-realnost-kak-metod-i-sredstvo- obucheniya(дата обращения: 20.12.2020).
19. Соловьева И.А. Совершенствование системы оценки эффективности обучения персонала в российских организациях // Инновационная наука. 2016. №5. -С.173 (дата обращения:
18.12.2020) .
20. Темнова И.О. История формирования основных научных подходов к развитию персонала в организации // Вестник университета. 2017. №1. -С.169-175 (дата обращения: 03.11.2020).
21. Удовидченко Р.С., Киреев В.С. Сравнительный анализ моделей оценки эффективности обучения персонала // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. -C/276-277. URL:https://proxy.library.spbu.ru:3693/download/elibrary 22877835 52939736.pdf(дата обращения: 18.12.2020).
22. Чуланова О.Л., Мезенцева Е.И. Секондмент как современная технология обучения и развития персонала организации: проблемы, возможности актуализации, риски // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №2-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sekondment-kak-sovremennaya-tehnologiya-obucheniya-i- razvitiya-personala-organizatsii-problemy-vozmozhnosti-aktualizatsii-riski(дата обращения:
15.12.2020) .
23. Чуланова О.Л., Тимченко Я.А. Корпоративное обучение персонала и методы его оценки: подходы, инструментарий, проблемы и пути их преодоления // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2016. Т. 8, №1 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnoe- obuchenie-personala-i-metody-ego-otsenki-podhody-instrumentariy-problemy-i-puti-ih- preodoleniya/viewer(дата обращения: 29.11.2020).
24. Allen, M. (2007). What is a next-generation corporate university? In M. Allen (Ed.), The next generation of corporate universities (pp. 3-18). San Francisco: Pfeiffer. (дата обращения: 08.12.2020).
25. Fezile Ozdamli, Gulsum A§iksoy. Flipped Classroom Approach // World Journal on Educational Technology Current Issues. 2016. №8. URL: https://www.researchgate.net/publication/309890120 Flipped Classroom Approach (дата обращения: 15.12.2020).
26. Ilyukhina, L. Innovative Training Technologies As An Element Of Corporate Personnel Development. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/339797459 Innovative Training Technologies As AnElement Of Corporate Personnel Development(дата обращения: 14.12.2020).
27. Khilukha, O. (2019). Corporate university development. Economic analysis, 29 (1), 164-169. URL: https://www.researchgate.net/publication/336863165 CORPORATE UNIVERSITY DEVELOPMENT(дата обращения: 29.11.2020).
28. Meister, J. C. (1998). Corporate universities: Lessons in building a world-class work force. New York: McGraw Hill. (дата обращения: 08.12.2020).
29. Prochaska, S. (2001). Is a corporate university in your organization's future? SHRM White Paper. URL: http://www.shrm.org/Research/Articles/Articles/Pages/CMS_000453.aspx. Retrieved June 1, 2009. (дата обращения: 08.12.2020).
30. Taylor, S., &Paton, R. (2002). Corporate universities: Historical development, conceptual analysis and relations with public-sector higher education. The Observatory on Borderless Higher Education, London. (дата обращения: 08.12.2020).
Электронные ресурсы
1. Волков Д. Подходы к VR-обучению в Сбербанке // НИУ «Высшая школа экономики». 2020. URL:https://www.cfo-russia.ru/blog/index.php?article=60038 (дата обращения: 21.12.2020).
2. Годовой отчёт 2019. ПАО «Газпром нефть». URL:https://ar2019.gazprom-neft.ru/profile/2019-highlights(дата обращения: 25.03.2021)
3. Духнич Ю. Корпоративный университет: условия и этапы создания // Интернет-проект «Корпоративный менеджмент». 2014. URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev val/cu.shtml(дата обращения: 01.12.2020).
4. История созданий корпоративных университетов // Федеральный экспертный канал «Бизнес- образование в России и за рубежом». 2005. URL:https://ubo.ru/articles/?cat=98&pub=334(дата обращения: 30.11.2020).
5. Короновирусная реальность: как эпидемия поможет развитию технологий. РБК. URL: https://pro.rbc.ru/demo/5e8ae7e59a7947508aef1b98(дата обращения: 21.12.2020)
6. Отчёт об устойчивом развитии 2019. ПАО «Газпром нефть». URL:https://csr2019.gazprom- neft.ru/hr-development/training-development(дата обращения: 28.03.2021)
7. Официальный сайт ПАО «Газпром нефть». URL:https://www.gazprom-neft.ru(дата обращения: 25.03.2021)
8. Социальный отчёт 2017. ПАО «Газпром нефть». 2017. URL:https://csr2017.gazprom- neft.ru/company-profile/company-today(дата обращения: 27.03.2021)
9. Станет ли коронавирус драйвером для VR. Известия. URL:https://iz.ru/1024811/2020-06-17/stanet-li-koronavirus-draiverom-dlia-vr(дата обращения: 21.12.2020)
10. Технологии виртуальной и дополненной реальности приходят в промышленность // Индустрия 4.0 просто о сложном. 2018. №6. URL:https://www.gazprom-neft.ru/files/journal/SNpr154.pdf (дата обращения: 21.12.2020).
11. «Умные очки» Epson помогли российским заводам Coca-cola сэкономить. Connect-win. URL: https://www.connect-wit.ru/umnye-ochki-epson-pomogli-rossijskim-zavodam-coca-cola-sekonomit.html(дата обращения: 21.12.2020)
12. A case study - The impact of VR on Academic performance // Beijing iBokan Wisdom Mobile Internet Technology Training Institutions. 2016. URL: https://docplayer.net/30723457-A-case-study-the-impact-of-vr-on-academic-performance.html(дата обращения: 21.12.2020).
13. Head-Mounted Displays: Stationare Messung der Bild- qualitat. 2020. URL:https://www.vdc- fellbach.de/fileadmin/user upload/Applikationszentrum VAR-
Bericht 10 Stationaere Messung der Bildqualitaet von HMDs.pdf(дата обращения: 27.03.2021)
14. Jennings Ch. 70:20:10 — Above All Else It’s a Change Agent. - URL:http://charles-
j ennings.blogspot.com/2015/01/702010-above-all-el se-its-change-agent.html (дата обращения: 08.12.2020).
15. The Effectiveness of Virtual Reality Soft Skills Training in the Enterprise. PwC Public report. 2020. URL:https://www.pwc.com/us/en/services/consulting/technology/emerging-technology/assets/pwc-understanding-the-effectiveness-of-soft-skills-training-in-the-enterprise-a-study.pdf (дата обращения: 20.12.2020).