Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гражданское образование в Северо-Западном федеральном округе (на примере Санкт-Петербурга и Калининградской области)

Работа №128421

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы164
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РАЗВИТОМ ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ 14
1.1. Концепция гражданского образования в современных условиях 14
1.2. Мировые практики гражданского образования 24
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 42
2.1. Становление системы гражданского образования в Российской Федерации 42
2.2. Формирование демократической гражданственности в современной России 53
ГЛАВА 3. ПРАКТИКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ 67
3.1. Особенности петербургской модели гражданского образования 67
3.2. Реализация гражданского образования в Калининградской области 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 109
ПРИЛОЖЕНИЯ 127

Современный этап развития российского общества характеризуется трансформационными процессами, характерными для всех сфер общественной жизни. Следствием перехода к новому информационному обществу, развития информационных и коммуникационных технологий, создания цифровой экономики стали изменения, произошедшие в отношениях между гражданином и государством. Проявления нестабильности можно увидеть и на международной арене. В связи с чем, в сложившихся условиях все большее значение приобретает гражданское образование, которое является одним из важнейших факторов, обеспечивающих стабильность, устойчивость и воспроизводство политического режима.
Для демократического общества гражданское образование является важным элементом системы образования, постольку демократия не может существовать в условиях низкого уровня политической культуры и неразвитости гражданских компетенций у населения. О том, что данный факт в настоящее время осознается государственной властью, свидетельствует «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», одной из приоритетных задач которой является развитие гражданского и патриотического воспитания1; а также внесенный в Государственную Думу РФ Президентом РФ В. В. Путиным 21 мая 2020 года законопроект, направленный на усиление воспитательной функции учебных заведений, служащий продолжением предложенных поправок в Конституцию РФ.
Под гражданским образованием, согласно Проекту государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005 - 2008 годы» понимается «общественно - государственная, социально - ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства»2.
Однако на данный момент в России отсутствует единая концепция гражданского образования. Для нахождения наиболее эффективной и подходящей для России модели формирования демократической гражданственности у населения представляется необходимым провести анализ современных практик реализации гражданского образования в развитых демократических государствах, а также изучить текущее состояние гражданского образования в регионах России. В качестве объектов для анализа зарубежного опыта были выбраны Соединенные Штаты Америки, Германия и Южная Корея. Данный выбор обусловлен стремлением автора к исследованию сложившихся разнообразных мировых практик в силу: отличающейся культуры (в том числе политической, а также культуры гражданского участия), непохожих путей исторического развития, неодинаковых политических и экономических систем, различного уровня гражданских прав и свобод, неодинаковой степени развитости гражданского общества и местного самоуправления, географической удаленности, разнообразных географических и геополитических условий. Изучение специфики регионального развития и реализации гражданского образования в Российской Федерации были выбраны субъекты, входящие в состав Северо-Западного федерального округа, а именно Санкт-Петербург и Калининградская область. Данные регионы Российской Федерации расположены в непосредственной близости к демократическим европейским государствам, при этом каждый из них имеет свою культурно-историческую специфику, что оказывает воздействие на формирование гражданской идентичности, а, следовательно, и на реализацию в регионе гражданского образования, что делает данные субъекты России подходящими объектами для проводимого исследования.
Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена, во-первых, существующей со стороны государственной власти заинтересованностью в развитии гражданско-патриотического воспитания с целью укрепления национальной идентичности и создания сильного гражданского общества, способного взять на себя часть государственных функций; во-вторых, необходимостью нахождения наиболее эффективной модели формирования демократической гражданственности у населения России, в условиях отсутствия единой линии государственной политики в сфере гражданского образования.
Актуальность исследования также обусловлена необходимостью разрешения выявленного противоречия между наличием большого числа государственных стратегий и программ, составляющих комплекс детально проработанных мер по формированию личностных качеств гражданина (включая сознательность, ответственность, активную жизненную и гражданскую позицию, патриотизм и т.д.), с одной стороны, и низким уровнем гражданской и политической, в частности электоральной, активности, а также низким уровнем правовой и политической грамотности у россиян, с другой стороны.
Степень научной разработанности.
Тема воспитания гражданственности всегда входила в число наиболее значимых тем политической философии. У истоков становления мирового гражданского образования стоят работы великих философов эпохи античности: Сократа3, Платона4, Аристотеля5.
Теоретической основой гражданства нового типа и модели гражданина как субъекта гражданского общества являются труды философов Нового времени Т. Гоббса6, Дж. Локка7, Ж.-Ж. Руссо8 и Ш. Монтескье9, а также представителей немецкой классической философии И. Канта10 и Г. В. Ф. Гегеля11.
Об образовании и, в частности, о школе как социокультурном институте становления человека и эффективном ресурсе демократии писали основатель прагматической педагогики Д. Дьюи12 и французский социолог П. Бурьё13.
На современном этапе развития политической науки вопросы гражданственности и гражданства в своих работах освещают Т. Х. Маршалл (T. H. Marshall)14, Б. Г. Капустин15, И. В. Радиков16, В. А. Гуторов17, О. Е. Будяков18.
Непосредственно вопросы реализации гражданского образования в современной России раскрываются в научных статьях А. Ю. Сунгурова19, Н. И. Элиасберг 20, И. В. Радикова 21, П. А. Баранова 22. Зарубежные ученые также исследуют проблемы и тенденции развития гражданского образования в развитых демократических государствах (Т. Граммес (T. Grammes) совместно с Х. Шлюсом (H. SchluB) и Г.-Й. Фоглером (H.-J. Vogler)23, М. Карузо (М. Caruso) и Шт. Й. Шатц (St. J. Schatz)24, С. Шапиро (S. Shapiro) и К. Браун (C. Brown)25, Р. Мейнардус (R. Meinardus)26, Я. Зубжицкий (J. Zubrzycki)27.
Тема гражданского образования нашла свое отражение в современных отечественных диссертационных исследованиях: гражданское образование как проблему социальной философии было рассмотрено О. А. Михалиной28; теория и практика гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников были изучены С. Л. Посмитной29; историко-педагогический аспект гражданского воспитания раскрыт в исследовании О. И. Волжиной30; о правовом образовании в развитии правовой культуры гражданского общества в России проведено исследование Я. В. Зубовой31, а Т. А. Гришина изучала становление гражданственности как фактор формирования политической культуры России32.
Из анализа научных публикаций следует, что региональный аспект осуществления гражданского образования в современной России на данный момент не нашел своего отражения в научных трудах отечественных исследователей, что указывает на научную новизну данного исследования.
Объект исследования - гражданское образование в современном демократическом обществе.
Предмет исследования - практики гражданского образования в Санкт- Петербурге и Калининградской области.
Цель исследования - выявление особенностей реализации концепции гражданского образования в Северо-Западном федеральном округе (на примере Санкт-Петербурга и Калининградской области), определение достоинств и пробелов в его организации.
Целевая установка исследования реализуется посредством решения следующих основных задач:
1) раскрыть сущность и содержание гражданского образования на современном этапе развития государства и общества;
2) выявить успешные практики реализации гражданского образования в современных развитых демократических странах;
3) определить путем анализа нормативных актов место и содержание гражданского образования в системе образования и воспитания современной России;
4) конкретизировать методы и способы формирования демократической гражданственности у российских граждан;
5) выяснить особенности петербургской модели гражданского образования;
6) установить сущностные характеристики гражданского образования в Калининградской области.
Теоретические и методологические подходы
Теоретическую основу исследования составляют научные работы и статьи отечественных и зарубежных исследователей, а также результаты практических исследований по теме гражданского образования и формирования демократической гражданственности. В основу исследования легли следующие положения:
• о невозможности нахождения единственно верного определения категории «гражданство», по причине его обусловленности историческими контекстами, в которых оно осуществляется (Б. Г. Капустин33);
• о гражданском образовании как эффективном инструменте формирования активной гражданской позиции, ответственной партиципации и демократической гражданственности (В. А. Гуторов34, И. В. Радиков35, С. Шапиро (S. Shapiro) и К. Браун (C. Brown)36, Н. И. Элиасберг37, А. Ю. Сунгуров38);
• о значимой роли школы в развитии моральных черт личности (К. Д. Ушинский38 39, Н. А. Добролюбов40) и в процессе формирования демократической гражданственности (П. Бурдьё41, Дж. Дьюи42, А. Петрик (A. Petrik)43, А. Ю. Сунгуров44, Н. И. Элиасберг45).
Методологическая основа исследования.
Поскольку в выпускной квалификационной работе рассматривается круг вопросов, находящихся на стыке политологии, социологии, политической философии, философии образования и педагогики, исследование опирается на несколько методологических подходов: междисциплинарный подход; диалектический метод познания, позволяющий осуществить всесторонний анализ концепций гражданского образования; компаративистский подход, в рамках которого производится сравнительный анализ различных современных практик гражданского образования; социокультурный подход, позволяющий обосновать взаимосвязь между содержанием гражданского образования и культурно-историческими и социальными особенностями территории, на которой оно осуществляется; системный подход, в котором гражданское образование рассматривается как целостная система, во взаимосвязи составляющих ее элементов; компетентностный подход, позволяющий определить составные компоненты гражданской компетентности и проанализировать государственные программы, ФГОС и учебные программы на предмет их присутствия; а также фундаментальные положения политологии об институтах, формах и методах осуществления власти в демократическом государстве.
Методы исследования:
Теоретические: сравнительный метод.
Применен для анализа Закона РФ «Об образовании» и Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования на предмет содержания в них элементов гражданского образования; с его помощью проведен анализ практик реализации гражданского образования в Санкт- Петербурге и Калининградской области.
Эмпирические: интервьюирование.
Метод был использован для сбора данных о реализации на практике требований ФГОС, касающихся формирования гражданской идентичности и развития патриотизма, в учреждениях дошкольного и дополнительного образования.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что раскрывается региональный аспект реализации гражданского образования в субъектах Российской Федерации; обосновывается необходимость учета этнических, религиозных, историко-культурологических особенностей территории, на которой осуществляется гражданское образование; выявляются особенности реализации концепции гражданского образования в Санкт- Петербурге и Калининградской области; раскрываются достоинства практик реализации гражданского образования в развитых демократических государствах, на примере Германии, США Южной Кореи, а также проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе формирования демократической гражданственности.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что выявленные успешные практики реализации гражданского образования в Санкт-Петербурге, Калининградской области и в рассмотренных демократических государствах могут быть использованы для обновления государственной политики Российской Федерации в области гражданского образования, патриотического и духовно-нравственного воспитания, а также при разработке региональных программ, направленных на формирование демократической гражданственности и укрепление гражданской идентичности у молодого поколения россиян.
Апробация результатов исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях, в том числе и с международным участием:
• Круглый стол «Комсомол и молодёжные политические движения современной России» на Факультете политологии СПбГУ (доклад на тему: «Гражданское образование как фактор политического участия») (14 декабря 2018, Санкт-Петербург);
• II Ежегодная Московская Конференция МРП СМП РАПН «Политические тенденции и явления: Что определяет политику сегодня?» (доклад на тему: «Субъекты профессионального политологического образования и их роль в системе гражданского образования в России») (6 апреля 2019, Москва);
• XXVI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (доклад на тему: «Сравнительный анализ современных практик в сфере молодёжной политики России и Германии») (8-12 апреля 2019, Москва);
• Цикл региональных круглых столов «Знания о политике: как получить и где применить?» в Санкт-Петербурге (доклад на тему: «Источники знаний о политике: классический университет и новые образовательные форматы») (2 октября 2019, Санкт-Петербург).
Положения выпускной квалификационной работы были отражены в 3 публикациях, в том числе в 2, опубликованных в изданиях из Перечня РИНЦ: «Субъекты профессионального политологического образования и их роль в системе гражданского образования в России»46; «Практика реализации концепции гражданского образования в Санкт-Петербурге»47; «Гражданское образование как фактор политического участия»48.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, состоящего 113 наименований, четырех приложений. Общий объем работы - 126 страницы машинописного текста (с приложением — 164).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время мы можем наблюдать отсутствие единства в научном сообществе по поводу сущности и содержания концепции гражданского образования. В качестве причин можно указать, во-первых, невозможность нахождения единственно верного и универсального определения базовых категорий гражданского образования - «гражданство» и «гражданственность», а, во-вторых, вероятность существования устойчивой связи между институтами образования и воспитания и культурно-историческим и социально-политическим контекстом, в рамках которого они функционируют. Для подтверждения или опровержения наличия указанной в качестве второй причины казуальной связи были изучены и проанализированы практики реализации концепции гражданского образования в развитых демократических странах.
Исследование показало, что, несмотря на присутствие общих черт, практика реализации и сами концепции гражданского образования в США, Германии и Южной Корее отличаются друг от друга, что во многом можно объяснить различием путей их исторического развития, а также культурными и идеологическими особенностями. Так, в становлении американской системы гражданского образования важную роль сыграли классический либерализм и индивидуалистическая культура. Идеологические аспекты отразились и на немецком политическом образовании, что особенно ярко проявлялось в период существования разделенной Германии в образовательной политике ГДР. На южнокорейское гражданское образование в значительной степени влияние оказывает исторический факт раздела государства на Северную и Южную Корею, а также последующее идеологическое противостояние двух новообразовавшихся государств. Все сказанное служит доказательством существования взаимосвязи между гражданским образованием и историко-культурным контекстом, а также состоянием политической системы определенного государства, чем, в свою очередь, объясняется невозможность создания универсальной концепции гражданского образования.
Проведенный в ходе исследования анализ становления гражданского образования в Российской Федерации показал, что на данный момент в стране так и не сложилась полноценная система гражданского образования, способная отвечать требованиям, предъявляемым демократическим политическим режимом к уровню гражданских компетенций и политической культуры населения страны. Анализ нормативно-правовых актов и политического дискурса показал, что в области гражданско-патриотического воспитания в России приоритетным является патриотическое и духовно-нравственное направление. В свою очередь, непосредственно гражданскому образованию уделяется меньше внимания. Созданный в 2005 году проект государственной программы не получил дальнейшего развития и не был реализован. В дальнейшем подобных проектов создано не было, а частные инициативы и методологические разработки, такие как «Петербургская модель гражданско- правового образования» Н. И. Элиасберг, не приобретали масштаба государственных. Кроме того, исследование показало, что школьного курса «Обществознания» и элементов гражданского образования в рамках других обществоведческих куров, предусмотренных ФГОС, недостаточно для формирования полноценной демократической гражданственности у молодого поколения россиян. Этому не способствует и вытеснение из учебных программ высших учебных заведений «Политологии», ведущее к восприятию политического знания как элитарного и усилению технократической тенденции в системе образования.
Таким образом, в рамках очерченной действующим руководством Российской Федерацией стратегии воспитания гармонично развитой личности, любящей свою Родину и уважающей свою историю и культуру, отсутствует ясно выраженный компонент гражданского образования, связанный, в частности, с укреплением демократических ценностей и повышением уровня правовой и политической грамотности населения. В то время как без достаточного уровня гражданских компетенций невозможно существование и успешное функционирование институтов демократического государства. Однако существующие в современной России частные инициативы в сфере гражданского образования, которые реализуются в рамках школьных программ отдельных образовательных учреждений (например, «Петербургская модель гражданского образования», разработанная профессором Н. И. Элиасберг); деятельности вузов (например, в стратегии Российского университета кооперации предусмотрено гражданское образование с целью ускорения процесс становления гражданского общества в России); проектов общественных и молодёжных организаций (например, образовательный проект «Гражданин политолог», реализующийся в рамках деятельности Санкт- Петербургского регионального отделения СМП РАПН) говорят о значимости деятельности по повышению уровня гражданского образования и политической культуры, а также о готовности определенных групп граждан содействовать этому процессу.
Несмотря на отсутствие единой концепции гражданского образования в Российской Федерации, в настоящее время можно говорить о сложившейся в Санкт-Петербурге системе гражданского образования, состоящей из множества различных акторов, как государственных, так и негосударственных, осуществляющих свою деятельность на всех ступенях образования и гармонично дополняющих друг друга. Созданная в 1994 году Н. И. Элиасберг «Петербургская модель гражданско-правового образования» успешно развивалась, охватывая все большее число школ города, что позволяет называть ее основой современной системы гражданского образования Санкт-Петербурга и ее главной особенностью. Благодаря работе всей совокупности субъектов гражданского образования Санкт-Петербурга (проектам, созданным Молодёжными Советами при Администрациях районов Санкт-Петербурга и подведомственными КМПВОО организациями; проводимым в рамках государственных программ мероприятиям; поддержке социально-значимых НКО города и содействию со стороны профессионального политологического сообщества становлению и развитию гражданского образования) в городе была создана благоприятная среда для формирования у петербургской молодёжи активной гражданской позиции. Примером гражданской активности петербуржцев может служить участие в проекте партисипаторного бюджетирования «Твой бюджет».
Особенность Калининградской системы гражданского образования, прежде всего, связана с геополитической спецификой региона. Будучи отделенными от остальной части Российской Федерации и окруженными европейскими государствами, жители Калининградской области обладают особой психологией (например, наиболее выраженной психологией «осажденной крепости», чем у жителей других регионов страны) и связанной с ней, а также с историческими особенностями формирования социального состава региона (политикой переселения) и его географическим положением идентичностью. В связи с чем, в области проводятся различные проекты и мероприятия, направленные на укрепление гражданской идентичности, такие как «Мы - россияне» или «Русский язык как основа гражданской идентификации». В данном контексте большое значение имеет и реализация программ по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию граждан, в котором активно участвуют не только образовательные учреждения области, в частности БФУ им. И. Канта, но и различные молодёжные организации (как правительственные, так и неправительственные), а также социально ориентированные НКО. Кроме того, в Калининградской области очень активно развивается и осуществляет свою деятельность кадетское движение, которое также выполняет важные функции в рамках военно-патриотического воспитания.
При этом, несмотря на все различия в реализации гражданского образования, в Санкт-Петербурге и Калининградской области существует общая проблема, связанная с недостаточным вниманием к политико-правовой составляющей образовательного процесса. Вследствие чего уровень электоральной активности петербуржцев, как один из показателей гражданской активности и политического участия населения, остается низким, о чем свидетельствует, в частности, явка на выборах Губернатора Санкт-Петербурга в 2019 году1. А Уполномоченным по правам человека в Калининградской области был зафиксирован низкий уровень правовых знаний у школьников. Отметим, что решению данной проблемы способствует деятельность профессионального политологического сообщества (проект «Гражданин Политолог») и такие проекты как «Занимательная политология» (открытые занятия для школьников старших классов, проводимые преподавателями Факультета политологии СПбГУ) и созданная при БФУ им. И. Канта программа довузовской подготовки «Школа молодого политолога». Однако они не могут охватить всех молодых граждан Санкт-Петербурга и Калининградской области. Для решения данной проблемы необходимо больше внимания уделять изучению права в школах, увеличивать число отводимых для этого часов, а также знакомить школьников с существующей политической системой и механизмами взаимодействия с органами государственной власти и их функциями, чтобы в дальнейшем они смогли уверенно ориентироваться в демократическом государстве, реализовывать и отстаивать свои права и ответственно относится к своим гражданским обязанностям.
Таким образом, проведенное исследование показало, что для современной России как для демократического государства гражданское образование имеет большое значение, поскольку оно служит поддержанию и укреплению демократических институтов государственной власти. Учитывая обширную географию и большое число субъектов Российской Федерации, а также их специфику, наиболее эффективной моделью формирования демократической гражданственности у россиян может стать гибкая система гражданского образования, основанная на предоставлении региональным властям широкой автономии в выборе путей и методов достижения поставленной цели. Такой подход позволит повысить вариативность гражданского образования и адаптировать его под региональные особенности и потребности, что, в свою очередь, положительно скажется на его эффективности. При этом необходимо отметить, что крайне важно в равной степени уделять внимание каждой составляющей гражданского образования, не допуская переноса акцента на какую-либо из его частей. В противном случае главная цель гражданского образования, заключающаяся в формировании демократической гражданственности, не будет достигнута в полной мере.


1. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] [от 07.05.2018] // опубликовано на официальном сайте президента России URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (Дата обращения: 01.05.2020).
2. Послание Президента Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/59863 (Дата обращения: 01.05.2020).
3. Послание Президента Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года России [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/53379 (Дата обращения: 01.05.2020).
4. Послание Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года // Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/47173 (Дата обращения: 01.05.2020).
5. Полный текст Закона РФ «О поправке к Конституции Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Сайт Государственной Думы ФС URL: http://duma.gov.ru/news/48045/ (Дата обращения: 01.05.2020).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] [Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155] : [рег. от 14.11.2013]. URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=doshk (Дата обращения: 02.05.2020).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» [Электронный ресурс] [Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413] : [ред. от 29.12.2014]. URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=sred (Дата обращения: 02.05.2020).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] [Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897] : [ред. от 29.12.2014]. URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=osnov (Дата обращения: 02.05.2020).
9. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 05.05.2020).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 41.03.04 Политология [Электронный ресурс] [Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 939]. URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=41_03_04(1) (Дата обращения: 05.05.2020).
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] [федер. Закон Рос. Федерации от 29.12.2012 N 273- ФЗ Ст. 3] : [ред. от 01.03.2020]. - Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство.
12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] [Распоряжение от 29.05.2015 года №996- р] URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB .pdf (Дата обращения: 10.02.2020).
13. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества [Электронный ресурс] [утв. Президентом РФ 18.12.2010]. - Режим доступа : https://legalacts.ru/doc/osnovnye-napravlenija-politiki-rossiiskoi-federatsii-v- sfere/ (Дата обращения: 30.04.2020).
14. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493]. - Режим доступа : ГАРАНТ. Законодательство. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71196398/ (Дата обращения: 01.05.2020).
15. Проект государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 годы» [Электронный ресурс] [вариант от 04.04.2005] URL: http://civilg8.ru/priority/education/4530.php (Дата обращения: 10.02.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ