ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Профессиональное образование в условиях неопределенности 8
1.1 Вызовы системе профессионального образования в современном мире 8
1.2 Молодежь в системе профессионального образования 14
1.3. Профориентация как средство информирования о системе профессионального образования 19
Глава 2. Карьерная стратегия молодежи в условиях неопределенности 26
2.1. Карьерная стратегия как «предугадываемое профессиональное будущее» 26
2.2. Типология построения карьерных стратегий молодежи 28
2.3. Синтетическая модель построения карьерной стратегии 33
Глава 3. Эмпирическое исследование практик построения карьерных стратегий молодежи Санкт-Петербурга 38
3.1 Программа исследования 38
3.2 Результаты первого этапа исследования 51
3.3. Результаты второго этапа исследования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
Список использованных источников 83
Приложения 87
Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. [1] Высокая инновационность молодежи, ее экономическая активность, участие в формирующейся новой социопрофессиональной структуре российского общества, в образовании новых социально-профессиональных слоев характеризуют ее социально-воспроизводящую роль. Социальные диспозиции молодежи, ее базисные социальные установки по отношению к образованию и соответствующие образовательные стратегии не только определяют спонтанное регулирование образовательных услуг по получению предложенных специальностей, но и создают конфигурацию институциональных изменений в образовании, блокируют или стимулируют структурные, функциональные, организационные перемены. Актуальность данной работы объясняется тем, что молодежь не просто проходит социализацию в системе образования, ее жизненные планы и ее выбор влияют на направленность и синхронность институциональных изменений. Российское образование столкнулось с проблемой инструментализации образовательных установок, формирования внеобразовательных идентификационных стратегий, что блокирует создание предпосылок для реформ в системе высшего профессионального образования, переход к непрерывной профессиональной подготовке и модульному обучению. [2] Сегодня появляется мнение, что модель профессионального образования изменяется в сторону вариативности в течение всей жизни. По словам психолога Людмилы Петрановской, «мы уходим из мира, где можно выучиться один раз и на всю жизнь. Выбирая образование, мы не выбираем профессию (за исключением некоторых сфер). Мир движется в сторону менее специализированного базового образования. Бакалавриат становится все менее специализированным. Все больше становятся популярными схемы образования по модели Liberal Arts, когда сначала дается максимально широкий охват, допустим, в гуманитарных дисциплинах, и только на 2-3 курсе люди выбирают себе специализацию. С каждым годом в мире растет количество людей, которые меняют профессию в процессе обучения на бакалавриате, и тех, кто идет в магистратуру не по своей специальности. Это реальность сегодняшнего дня.»[3]
Данную позицию иллюстрирует следующий тренд: по данным Центра социального прогнозирования, сегодня почти 90 процентов школьников стремятся продолжить свое образование, однако уже на 2-3 курсах 30-35 процентов студентов открыто признают, что выбранное ими направление обучения не соответствуют их карьерным предпочтениям. Кроме того, треть студентов отсеивается во время обучения, и еще треть кардинально меняет свою карьерную траекторию уже после выпуска. [4]
Зигмунд Бауман в своей работе «Текущая современность» также говорит о закреплении описанной тенденции: по его словам, основываясь на последних данных, молодой американец со средним уровнем образования допускает для себя возможность сменить работу как минимум 11 раз за всю жизнь. Однако, он объясняет это не с позиции образования, а с позиции рынка труда: стабильные рабочие места в крупных надежных компаниях он называет «ностальгическими дедушкиными рассказами». Сегодняшние реалии для З.Баумана являются миром структурной безработицы, в котором никто не может чувствовать себя в безопасности, и никакие навыки не могут гарантировать постоянную занятость. «Гибкость - лозунг дня, и когда его применяют к рынку труда, он предвещает конец работе, какой мы ее знаем, провозглашая вместо этого появление работы по краткосрочным контрактам, возобновляющимся контрактам или без контрактов, должностей без гарантий. Рабочая жизнь наполняется неуверенностью» - заключает З.Бауман.[5]
Однако, жизненный этап окончания среднего образования все еще остается первым этапом актуализации профессионального самоопределения человека. Исходя из многих факторов (желание родителей, влияние подросткового коллектива и т.д.), выпускник школы в подавляющем большинстве случаев все еще должен сделать однозначный выбор в плане профессионального учебного заведения и направления подготовки. Делая этот выбор, индивид создает первоначальную карьерную стратегию, включающую в себя, с одной стороны, конечную цель - получение квалификации в какой- либо сфере, с другой - определенную последовательность шагов, направленных к достижению этой цели. Однако, исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что первоначальная стратегия может изменяться и трансформироваться в течение всей жизни - в том числе, уже после включения в институт профессионального образования.
Таким образом, проблемная ситуация выражается в конфликте между требованием однозначного выбора после завершения школьного обучения - созданием однозначной карьерной стратегии, и складывающейся тенденцией вариативности профессионального образования и неопределенности рынка труда.
Объектом данной работы являются практики построения и трансформации карьерных стратегий молодежи.
Предметом - факторы создания карьерных стратегий молодежи в условиях неопределенности.
Цель работы: выявление практик построения и трансформации карьерных стратегий российской молодежи в ситуации структурной неопределенности.
Для достижения указанной цели предполагается последовательное решение следующих задач:
1) Описание взаимосвязи социальных изменений и профессионального выбором российской молодежи, условий неопределенности в профессиональной сфере;
2) Актуализация понятия карьерной стратегии в связи с этапами ее построения и возможностью ее трансформации;
3) Разработка модели создания карьерных стратегий молодежи;
4) Выявление и описание практик построения первоначальной карьерной стратегии;
5) Выявление и описание практик трансформации карьерной стратегии.
Теоретико-методологическими основаниями исследования, представленного в выпускной квалификационной работе, являются современные концепции социальных систем Э.Гидденса, институциональных изменений У.Бека, З.Баумана, образовательных и карьерных траекторий Г.А. Чередниченко, молодежи в обществе риска К. Уильямса, В.И. Чупрова, Ю.А.Зубок, а также современные исследования, отраженные в работах Е.А. Климова, Т.А. Котовой, Г.Л. Тульчинского, Д.Л. Константиновского, Е.С. Поповой.
В данной работе используется следующие методы социологического исследования: систематизация, анализ, обобщение, классификация, идеализация, анкетирование и глубинное интервью.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения концепции и выводов при дальнейшей теоретико-прикладной разработке проблем формирования карьерных стратегий молодежи. Автор считает целесообразным использование материалов данной работы при разработке и реализации молодежной политики в направлении профессиональной ориентации.
Новизна. В данной работе представлена концепция построения карьерных стратегий молодежи, учитывающая ценностные ориентации, готовность к адаптации к социальным изменениям, а также внешние и внутренние факторы профессионального самоопределения индивида. Предложенная концепция может быть использована для дальнейших исследований практик построения карьерных стратегий молодежи.
Структура работы. Данная работа состоит из содержания, введения, трех глав, в которые входит 9 параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Современность - время структурной неопределенности, вариативности и нелинейных жизненных траекторий. Это утверждение актуально и для сферы труда и профессиональной самореализации: рынок вакансий постоянно пополняется новейшими направлениями работы, появляются форматы неполной занятости, удаленной работы, сами вакансии все чаще становятся междисциплинарными - требуются навыки, которые ранее могли быть сосредоточены в нескольких различных позициях. Далеко не всегда всему вышеперечисленному готовы обучить в стенах университета: профессиональное образование, особенно высшее, на сегодняшний день находится под давлением множества вызовов. В рамках данной работы образование рассматривалось с точки зрения концепции Энтони Гидденса как социальная система, воспроизводящая длительное время привычные общественные практики, но в то же время, находящаяся в процессе постоянного изменения за счет включения новых акторов - индивидов в систему. Однако, изменять систему профессионального образования могут не только ее акторы - исходя из концепций Зигмунда Баумана, Ульриха Бека, образование сегодня в значительной мере подвержено влиянию внешних факторов - ускорение информационных потоков приводит к серьезным институциональным изменениям в сферах труда, образования, кроме того, эти изменения воспринимает молодежь и реализует в собственных карьерных траекториях - в том числе, через появление внеобразовательных ценностей профессионального обучения.
Так или иначе, на сегодняшний день практика непрерывного перехода от школьного к профессиональному образованию все еще остается актуальной для большинства молодежи. По мере взросления, молодые люди начинают все чаще сталкиваться с необходимостью профессионального выбора - в первую очередь, со стороны агентов социализации - в семье, школьном и дружеском окружение в какой-то момент в разговорах все чаще возникает тема выбора вуза, направления обучения, будущей профессии. Отвечая на эти вопросы, индивид формирует для себя первоначальную карьерную стратегию - в виде какой-либо конечной цели образования, и средств ее достижения - через выбор учебного заведения, формата обучения. Однако, после включения индивида в образовательную систему институциональные изменения не прекращаются - выбранная карьерная цель может перестать быть актуальной для рынка труда; в то же время, меняется и сам индивид - по мере взросления, пребывания в системе образования и увеличения информированности, он получает новые ресурсы, меняются ориентации в жизненных планах, ценности - то есть, первоначальная карьерная стратегия может быть трансформирована.
Проблема того, что карьерный выбор необходимо совершать в юном возрасте - в 17-18 лет - существует уже достаточно длительное время. Однако, именно сейчас она становится наиболее острой - с увеличением неопределенности в трудовой и образовательной сферах у индивида зачастую могут отсутствовать элементы карьерной стратегии — например, преследование внеобразовательных целей поступления в вуз может означать полное отсутствие карьерной цели. В таких условиях во многом именно внешние факторы определяют построение карьерной стратегии.
В данной работе была сформулирована и показана на эмпирическом материале типология практик построения карьерной стратегии, включающая внутренние и внешние факторы (в том числе, факторы окружения и факторы институциональных изменений). Наиболее распространенный - адаптивноинформационный тип построения карьерной стратегии - характеризуется наибольшей ориентацией на современные реалии системы образования и рынка труда: на готовность к смене профессиональной сферы, места работы, города и даже страны проживания, на необходимость дообучения и переобучения в ходе реализации карьеры. В то же время, данный тип также характеризуется минимальной ориентацией на внешние факторы прямого порядка - вопросы карьерной самореализации, если и обсуждаются в окружении, решаются самим индивидом. Исходя из вышесказанного, любая трансформация карьерной стратегии воспринимается как нормальный жизненный процесс - даже если она осуществляется с помощью временных выходов из системы образования, либо через неформальные и информальные средства обучения. Нормативно-информационный тип построения карьерной стратегии представляет собой ситуации выбора, в которых индивид ориентируется на классические модели образования и труда: требование стабильности и линейности жизненных и карьерных траекторий объясняет неготовность к трудовой и образовательной миграции, выбор конкретных, узких специальностей во время обучения. Трансформация карьерной стратегии в данном случае также возможна, но более мягкими методами - например, через дополнительное обучение, расширение круга навыков через смежные сферы. Адаптивно-традиционный тип построения карьерной стратегии представляет собой ситуации выбора при разделении современных ценностей и актуальных представлений о рынке труда, но при этом, чаще всего ограничения, не позволяющие реализовать желаемую карьерную траекторию, связаны с прямыми внешними факторами - в первую очередь, с влиянием семьи и ближайшего родственного окружения на процесс профессионального самоопределения. В данном типе проявляются случаи принуждения к построению образовательной стратегии по представлениям не самого индивида, а его окружения. Таким образом, такая первоначальная карьерная стратегия подвержена трансформации во время получения образования - в том числе, кардинальному изменению макро-сферы обучения. И, наконец, построение карьерной стратегии по нормативно-традиционному типу характеризуется приоритетом классических представлений о линейности перехода между образованием и трудом, и, как следствие, минимальной возможностью трансформации карьерной стратегии - она будет происходить лишь в тех случаях, когда необходимо дополнительное обучение, например, для карьерного продвижения, или для сохранения конкурентоспособности.
Стоит отметить, что мир в действительности является значительно более сложной структурой, нежели его представления в теоретических концептах. Это подтверждает и данная работа, в которой, помимо выделенных на основе теорий типов, были обнаружены промежуточные, спорные практики создания и трансформации карьерной стратегии: разные факторы одного и того же порядка могут иметь противоположные значения для индивида, сами факторы могут комбинироваться между собой и влиять друг на друга. Но так или иначе, даже в не полностью определенных типах в большинстве случаев доминируют категории, связанные со способностью адаптации к жизни в условиях неопределенности и умение использовать информационные потоки - в первом случае, у индивида будет наблюдаться противоречие в значимости прямых внешних факторов - семьи, друзей и школы, во втором - противоречие в способах, которые выбирает индивид для реализации своих карьерных целей.
Тем не менее, многие противоречия даже в определенных типах возникают из-за недостаточной информированности о реалиях рынка труда и образования на школьном жизненном этапе - при построении первоначальной карьерной стратегии. Трансформации карьерной стратегии во время и после обучения избежать невозможно - это реальность сегодняшнего дня, однако, система образования может способствовать повышению уровня профессионального самоопределения при построении первоначальной карьерной стратегии - во избежание случаев, когда индивиду придется прибегнуть к кардинальным изменениям образовательной траектории лишь потому, что его представления о выбранной профессии в 17 лет резко разошлись с действительностью.
1. Лисовский В.Т., «Социология молодежи: Учебник» (Изд-во С.-Петербургского университета, 1996).
2. Котова Т.А., Образовательные стратегии российской молодежи: социологический анализ : автореф. дис., 2006.
3. Луговцова Е., «Людмила Петрановская: «Оценки и диплом престижного вуза уже не актуальны»» [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychologies.ru/story/lyudmila-petranovskaya-otsenki-i-diplom- prestijnogo-vuza-uje-ne-aktualnyi/ (дата обращения: 20.04.2020).
4. Конюхова К., «Треть студентов учится не там, где хочет и не тому, что нужно». [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/daily/26300.5/3178190/ (дата обращения: 11.05.18).
5. Бауман 3., Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова.-СПб.: Питер, 2008, 431 с.
6. Гидденс Э., Устроение общества: Очерк теории структурации.»— 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2005
7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Рос. газ. - 2012. - № 303. - 31 дек.
8. Недзвецкая Е.А., Образование как социальный институт: специфика управления // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2003. №4-5.
9. Лимонова М.А., Синяев М.В., Трансформация системы высшего образования и перспективные риски для социального государства в РФ // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №6.
10. Вешнева И.В., Сингатулин Р.А., Трансформация образования: тенденции, перспективы // Высшее образование в России. 2016. №2.
11. Краевский В.В., Кризис образования как его перманентная характеристика. // Круглый стол. Образование: системный кризис и проблемы развития. 2005.
12. Кумбс Ф.Г., Кризис образования в современном мире: системный анализ / Пер с англ. - М.: Прогресс, 1970. - 272 с.
13. Тульчинский Г.Л., «Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе», 2017, 121-36.
14. Балыхин М.Г., Причины кризиса образования и перспективы выхода на инновационную модель развития // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. №1.
15. Османова З.О., Мировой кризис образования: сущность и конкретные проявления. // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. URL: http://scienceforum.ru/2015/article/2015013556 (дата обращения: 17.04.2020 ).
...