Введение 3
Глава 1 Документальные основы и исторические предпосылки развития российско-испанских отношений в сфере культуры 10
1.1 Исторические предпосылки современных российско-испанских культурных связей 10
1.2 Место культурных связей в национальных концепциях внешней культурной политики РФ и Испании 27
1.3 Документальная база культурного сотрудничества России и Испании 41
Глава 2 Основные акторы культурного сотрудничества России и Испании 47
2.1 Культурное взаимодействие России и Испании на правительственном уровне 47
2.2 Влияние культурно-образовательных центров и ВУЗов на развитие российско- испанских культурных связей 61
2.3 Культурная деятельность российской диаспоры в Испании 76
2.4 Церковь как актор культурно-религиозного сотрудничества России и Испании 82
Глава 3 Направления и формы культурных связей России и Испании 91
3.1 Сотрудничество России и Испании в сфере музыки, театра и кино 91
3.2 Литературные связи и библиотечное сотрудничество России и Испании 104
3.3 Музейные связи и сотрудничество в области живописи РФ и Испании 113
3.4 Культурный туризм как катализатор российско-испанских культурных связей 124
Глава 4 Проблемы и перспективы культурных связей России и Испании 132
4.1 Проблемы культурных связей России и Испании 132
4.2 Тенденции культурных связей России и Испании 138
Заключение 145
Список использованных источников и литературы 150
Приложение 182
Соприкосновение культур - явление уникальное, несущее в себе опасность унификации, но чаще - пользу взаимообогащения. Многонациональные страны, сумевшие добиться развития всех этносов, проживающих на их территориях, могут рассчитывать на стабильное улучшение внутреннего социально-экономического климата. Кроме того, сохранение самобытности культур народов - залог позитивного имиджа страны за рубежом, а также возможности длительного международного культурного обмена, благодаря наличию многочисленных культурных ресурсов.
XXI век начался активным вниманием стран к культурному вектору внешней политики, отчасти этому способствовала общемировая тенденция использования «мягкой силы», другой причиной стало развитие норм международного права, в частности, идеи непринятия конфликта как формы решения противоречий между государствами. Можно сказать, что столетия развивавшееся представителями искусства культурное пространство, наконец, в эпоху относительного мира, заняло свое почетное место.
У культурных контактов России и Испании давняя история: они стали возможными, благодаря попыткам установить союзные отношения против общей угрозы, исходящей от Османской империи, обмену посольствами в XVI веке, одиночным странникам, любознательным путешественникам, появлению печатного станка, образованной аристократии. Интерес рос постепенно, довольно неторопливо, открывая новые грани наших культур. Знания друг о друге, получаемые от французских, итальянских, немецких посредников, превратились в твердое желание наладить прямые контакты. Признание со стороны Европы испанских и русских художников и писателей, испанского танца, русского балета способствовало появлению мотивов наших культур в произведениях искусства друг друга. Несмотря на периодические разрывы дипломатических отношений, временное несоответствие идеологий, мировые финансовые кризисы культурные связи России и Испании ни разу не остановились на месте, что поистине делает их локомотивом двусторонних отношений. Историки по сей день восстанавливают цепь событий, объединившие судьбы народов России и Испании, но плодотворные культурные контакты современного этапа также могут изменить ход истории, поэтому требуют своевременного изучения. Актуальность исследованию придает и заявление руководителей наших стран о взаимном выборе друг друга в качестве приоритетных направлений внешней политики, в том числе культурной. Так, Председатель Правительства Испании Х.Л.Родригес Сапатеро отметил: «Что касается двусторонних отношений, то мы подписали Декларацию о стратегическом партнёрстве, которая закрепляет наше стремление вывести наши отношения на новый уровень <...> Несколько раз слышал и сегодня повторяю: международный порядок, международная безопасность, стабильность в Европе, роль ЕС, будущее энергетики и энергетического потенциала в мире, в частности в Европе, - всё это обретает в лице России важного союзника». В свою очередь, Президент РФ Д.Медведев подчеркнул: «Россия действительно хотела бы иметь самые дружественные, хорошие, стратегические отношения с Испанией <.. .> Программа пребывания нашей делегации в Мадриде была насыщена событиями. Мы сумели провести не только протокольные мероприятия, но и сумели достигнуть самого главного: мы сумели выйти на новый уровень сотрудничества, на новый уровень взаимопонимания по самым существенным вопросам нашей текущей повестки дня»1.
Цель исследования заключается в определении эволюции всего комплекса характеристик культурного сотрудничества Российской Федерации и Испании.
Для достижения обозначенной цели определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать исторические предпосылки российско-испанских культурных связей;
2. Проанализировать правовую базу современных российско-испанских культурных связей;
3. Выявить роль государственных и негосударственных акторов в развитии отношений России и Испании в сфере культуры;
4. Изучить вклад российских соотечественников в развитие культурных связей между РФ и Испанией;
5. Выделить основные направления и формы сотрудничества и сравнить их с предыдущими периодами;
6. Обозначить характерные для современного периода проблемы в культурных связях Испании и России;
7. Определить возможные перспективы развития российско-испанских культурных связей.
Хронологические рамки исследования - 1991-2019 гг. Выбор ограниченного периода обуславливается двумя причинами: во-первых, современный этап культурного сотрудничества, с момента образования Российской Федерации, мало изучен, во-вторых, появление доступных исследователю открытых независимых источников информации: публикаций на официальных сайтах госорганов, статистических данных, информации негосударственных культурных агентов и др., - требует глубокого изучения. Верхняя граница периода выбрана для удобства анализа информации по годам.
Объект исследования - культурные связи России и Испании в период 1991 -2019 гг.
Предмет исследования - культурные акторы, направления и формы русско-испанских культурных связей.
Исследование содержит четыре главы. Глава 1 посвящена историческим предпосылкам культурных связей, отношению России и Испании к концепции внешней культурной политики, заключенным соглашениям Россией и Испанией в сфере культуры. В ней проанализированы история дипломатических контактов и становления культурных связей двух государств, обозначены основные достижения в предыдущие периоды, рассмотрены внутренние документы России и Испании, формирующие основу концепции внешней культурной политики, закрепляющие цели и функции культурных акторов, а также двусторонние соглашения, где отмечена роль культуры, основные приоритеты и формы культурного сотрудничества на современном этапе. Глава 2 посвящена акторам культурных связей России и Испании. В ней рассмотрена деятельность правительственных акторов (министерств, посольств, городов-побратимов, культурных центров), неправительственных акторов (культурных фондов, ассоциаций, гражданского общества, вузов), а также участие церкви в культурно-религиозном обмене; выделены присущие каждому направления культурной деятельности. Глава 3 посвящена направлениям и формам культурных связей России и Испании. В ней содержится 4 раздела, в которых сгруппированы направления культурного обмена: музыка, театр и кино - оказывают аудиовизуальное влияние на зрителя, литература и библиотека - выполняют словесно-просветительскую функцию, живопись и музеи - поскольку непосредственно взаимосвязаны экспонат и место хранения, и культурный туризм выделен в отдельный раздел, поскольку имеет отношение к каждому виду искусства, на деле, не являясь ни одним, и лишь призван популяризировать культурное наследие. Данные направления были выделены в качестве основных направлений культурного сотрудничества России и Испании, исходя из анализа истории двусторонних культурных связей и количества мероприятий, проводимых государствами. Глава 4 посвящена проблемам и тенденциям культурного сотрудничества России и Испании, и представляет особый интерес, по мнению автора, поскольку на основе полученных качественных и количественных данных, описанных в предыдущих главах, выделяет трудности, с которыми сталкиваются наши государства при решении вопросов культурно-образовательной сферы, недочеты деятельности культурных агентов, а также фундаментальные направления и формы сотрудничества, неизменно присутствующие в культурном диалоге, и культурные инновации, вместе формирующие вектор развития.
Методологическая база исследования включает применение культурологического и цивилизационного подходов, с помощью которых проведено исследование состояния и развития культурных связей России и Испании, закономерностей качественных изменений в культуре народа, его нравах, стереотипах. Системный подход позволил рассматривать российско-испанские культурные связи как целостный феномен, развивающийся в определенном историческом и международном контекстах, и в то же время анализировать их на отдельных уровнях - взаимодействия акторов, подписания двусторонних соглашений, внедрения новых форм культурного сотрудничества. Специально-исторические методы - функционального и институционального анализа - применены к оценке деятельности отдельных институтов, роли документов, вступления в культурные связи государств гражданских обществ. Общеисторический метод - проблемно-хронологический - применен при изучении направлений и форм, их отмирания и модернизации для соответствия духу времени, и отслеживания логики развития проблем и тенденций культурных связей. Статистические методы - выборка, анализ и группировка, линейный регрессионный анализ - применены в Главе 4 для обработки сведений о состоявшихся за выбранный период мероприятий в культурной сфере между Россией и Испанией для обозначения проблемных узлов и линий трендов в культурных связях России и Испании. Социологический метод - контент-анализ - применен при изучении новостных лент Посольств, Министерств иностранных дел, культурных центров России и Испании.
Источниковая база исследования состоит из нескольких групп. В основе анализа лежат документы: двусторонние соглашения РФ и Испании, касающиеся сферы культуры, позволяющие определить правовые рамки российско-испанских культурных связей 2 , национальные документы в области внешней культурной политики, стратегии и планы, отражающие цели, приоритеты, механизмы, инструменты, периодически меняющиеся в зависимости от национальных интересов стран3. Значительную часть источниковой базы исследования составила информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных, содержащаяся на официальных сайтах Министерства иностранных дел РФ, Посольства РФ в Испании, Посольства Испании в РФ, Российского центра науки и культуры в Мадриде, Института Сервантеса в Москве, с целью анализа мероприятий, выступлений чиновников, интервью послов, касающихся сферы культуры современного периода двусторонних связей 4 . В исследовании применены материалы статистических исследований Национального института статистики Испании и Федеральной службы государственной статистики РФ для демонстрации наглядного примера роста заинтересованности граждан России и Испании в сфере двустороннего туризма, а в случае российских граждан - в дополнение, роста числа резидентов в Испании5.
Теоретическую базу исследования составили монографии и статьи российских и испанских исследователей, обращавшихся к различным аспектам данной темы. Во-первых, статьи кандидатов исторических, политических, философских наук в таких областях, как внешняя культурная политика России и Испании, культурный туризм, российская диаспора в Испании, образование и изучение официальных языков друг друга: Ю.В.Николаева и Н.М.Боголюбова исследовали развитие концепций внешней культурной политики РФ и Испании, О.В.Волосюк - сотрудничество российских и испанских историков в XX-XXI в., В.Ф.Ершов и Х.Д.Гаджиева - культурную составляющую деятельности российских соотечественников в Испании, В.Е.Багно - образ России в Испании до XXI в., Л.Д.Лопез Зеа - комплекс российско-испанских отношений в XXI в.., М.Менендез Рейес - культурную дипломатию Испании в XXI в., Х.Риус Ульдемолинс и М.Саморано - внешнюю культурную политику Испании XX-XXI в., включая парадипломатию и концепцию креативных городов 6. Во-вторых, диссертации: Д.В.Юрков исследовал эволюцию культурных связей России и Испании за период конец 1970-х гг. - начало XXI в., М.Гарридо Кабальеро - значение обществ дружбы в отношениях СССР и Испании, И.Виллареаль Эскудэро - восприятие русской литературы в Испании через кино7 . В-третьих, монографии: на основе коллективной монографии российских и испанских историков и политологов «Испания и Россия: дипломатия и диалог культур. Три столетия отношений» автором исследования были описаны направления и формы культурного сотрудничества России и Испании с XVI века до 1991 г. в контексте изменчивой политики; на основе коллективной монографии «30 лет культурной политики Испании. Культурное участие, территориальное управление и культурные индустрии» автором была описана эволюция внешней культурной политики Испании, ее история и особенности; монография «Православные церкви в Испании» послужила основой для понимания вклада церкви в духовное и культурное развитие российской диаспоры в Испании8. Кроме перечисленных, в исследовании были использованы материалы новостных агентств РФ и Испании, отрытые данные университетов и фондов9.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научно-теоретической базы культурного сотрудничества России с Испанией на современном этапе.
Научная новизна исследования состоит в измерении количественных показателей, проведенных за исследованный период Посольствами, Министерствами иностранных дел, культурными центрами России и Испании, мероприятий, отнесению их к соответствующим формам и направлениям культурного сотрудничества, и определении на полученных данных тенденций российско-испанских культурных связей.
Исследование получило апробацию на конференции «Межкультурный диалог в современном мире - 2018», по итогу которой статья «Культурные связи России и Испании в 2008-2018 гг.» вошла в сборник трудов конференции 10 . В исследовании автором задействованы навыки, полученные в результате обучения в течение семестра в Университете Барселоны в 2017 г. в рамках академического обмена и краткосрочной работы в аккредитованном Институтом Сервантеса Центре испанского языка и культуры Adelante в 2018 г.
В исследовании выделены основные направления и формы культурного сотрудничества России и Испании за период 1991-2019 гг. Тщательный анализ позволил подтвердить предположение об их эволюционном развитии.
Было выявлено, что в истории культурных связей наших стран до 1991 г. уже существовали многие развивающиеся ныне направления и формы: так, преобладающие в настоящее время контакты в сфере живописи и музыки зародились в XVII веке, а литературные связи стали основой первого знакомства наших культур в XVI-XVII вв. XX в. был богат на инновации в культурном сотрудничестве: прежде всего, появились прототипы современных культурных центров, которые на современном этапе играют ведущую роль культурных акторов; во-вторых, были установлены контакты по линии ученых и вузов, проведены первые симпозиумы историков, изучающих как совместные, так и принадлежащие друг другу страницы истории наших стран; в-третьих, состоялся первый обмен визитами глав наших государств, подписаны многочисленные соглашения, в том числе в сфере культуры и образования. Таким образом, Российской Федерации достался огромный опыт культурного сотрудничества, который нужно было развивать.
Правовой основой современных культурных связей РФ и Испании стали 4 совместных соглашения: о сотрудничестве в сфере культуры и образования, науки и техники, культурных центрах, стратегическом партнерстве. Двусторонние договоренности были закреплены разработанными на национальном уровне концепциями внешней культурной политики, признающими приоритетную роль культуры в двусторонних связях, но главное - Россия и Испания официально указали друг друга в качестве приоритетных направлений сотрудничества в 2016 и 2019 годах соответственно. Таким образом, современный период вывел культурные связи наших стран на более высокий, ранее не существовавший уровень. После 2010 г. между РФ и Испании не были заключены специализированные соглашения в сфере культуры. Данный факт может говорить как о периоде застоя культурных связей, так и о желании стран укрепить имеющиеся договоренности, имплементировать во внутреннюю политику механизмы, способствующие вовлечению широкого круга акторов культурной сферы, разработке стратегий национальной привлекательности за счет достижений в культуре, образовании, спорте. Произошла эволюция национальной документальной базы в области внешней культурной политики: прежде всего, культура выделилась в отдельное направление внешней политики за счет международных тенденций и пересмотра значения мягкой силы; Россия и Испания разработали стратегии, включающие цели и приоритеты, планы по их исполнению, вовлекли в ранее казавшуюся исключительной сферой государства акторов гражданского общества.
Роль государственных акторов в культурном взаимодействии России и Испании стоит оценивать как первостепенную. Правительственный уровень включает в себя акторов от глав государств до муниципальных властей. Наибольшую часть работы выполняет Посольство РФ в Испании, находясь непосредственно на месте, его сотрудники координируют работу всех подконтрольных органов, а также общественных организаций, проводят многочисленные встречи с мэрами городов, представителями ассоциаций соотечественников, организуют мероприятия. Культурные центры сочетают в себе в равной степени признаки государственного управления и частной инициативы, но по функциям более схожи с негосударственными культурными организациями и фондами. Посольство Испании в России практически не занимается вопросами культуры, эта статья передана в ведение Института Сервантеса, у российского культурного центра нет подобных полномочий. Наименее активный правительственный уровень - уровень городов: надо признать, что побратимских соглашения не всегда заключаются в условиях исключительной культурной заинтересованности, многие коммерческие организации умеют филиалы или тесные торговые связи на территории союзного города, кроме того, активную культурную деятельность ведут лишь Москва и Санкт-Петербург со своими партнёрами, в них концентрируется основная масса известных в Испании русских музеев, театров и т.д. В рассмотренный период присутствие государственных акторов во внешней культурной политике сократилось за счет появления культурных центров и активного сотрудничества вузов в области культуры, науки и образования. Однако за ними сохранилась руководящая роль, эволюционировала именно она: были достигнуты межминистерские соглашения для эффективной координации внешней культурной политики, несколько раз были изменены ее приоритеты и стратегические направления партнерства в ответ на быстро меняющиеся реалии, был достигнут уровень понимания интересов друг друга, который нивелирует постоянно сменяющиеся внешние конфликты, был совершен обмен опытом реализации стратегии повышения имиджа страны за счет культурной и туристической привлекательности.
Неправительственные акторы культурного взаимодействия России и Испании - фонды и вузы - являются не только проводниками культур Испании и России, но и образовательными площадками, где могут пересекаться известные политики, деятели искусства и ученые и обычные граждане ради обсуждения назревших проблем, но куда чаще - ради культурного отдыха и совершенствования себя как личности. Следует признать, что перечисленные акторы задействуют крупные финансовые ресурсы и связи для проведения мероприятий на заметном уровне, ведь их конченая цель - привлечение внимания не только существующих испанофилов и русофилов, а воздействие на тех, для кого культура наших стран остается загадкой. Эволюция деятельности акторов данного уровня в рассмотренный период характеризуется увеличением числа частных центров и фондов, и даже представительств вузов, возросшим интересом с их стороны к различным проблемам двустороннего культурного и научного сотрудничества и организацией с целью их решения международных форумов и конференций.
Роль ВУЗов в российско-испанском культурном сотрудничестве приобретает все больший вес. Посредством заключения межвузовских соглашений, проведения конференций, открытия культурных и образовательных центров на базе ВУЗов стороны стремятся подготовить высококвалифицированных преподавателей-лингвистов и переводчиков, объединить усилия по изучению общей истории, создать совместные научные проекты, установить постоянный обмен студентами и учеными.
Постоянно увеличивающаяся русская диаспора в Испании, активизировалась чуть более 10 лет назад. Периодические встречи в рамках конференций переросли в постоянные и даже специализированные - женский конгресс, молодежный конгресс. Наши соотечественники за эти годы стали организаторами многочисленных фестивалей музыки и кино, рост и представительность аудиторий которых наблюдается с каждым годом. Ради них открываются газеты и радиостанции на русском языке, благодаря им, увеличивается число испанцев, желающих учить русский язык как для себя, так и для карьеры. К испанцам, проживающим в России термин «диаспора» неприменим ввиду малочисленности, об их жизни в России почти нет информации.
Роль духовного консолидатора русской диаспоры в Испании выполняет РПЦ. Церковь не претендует на статус культурного агента, но религиозность обоих народов дает право считать, что именно этот институт способен сохранять свое присутствие и влияние веками. Процесс оживления работы РПЦ начался во время перестройки, таким образом, активизация ее деятельности относится именно к рассматриваемому периоду. РПЦ активно сотрудничает как с соотечественниками, так и с органами внешних сношений РФ в Испании. К тому же, и РПЦ, и РКЦ обладают тысячами произведений и объектов культурного наследия, в том числе всемирного, охраняемого ЮНЕСКО. Перечисленные факты показывают потенциал церкви как проводника двух культур, контакты могли бы осуществляться не только в форме обмена ценностями, но и реставрационном деле.
Среди основных направлений культурного обмена между Россией и Испанией выделяются живопись, музыка, театр и кино. Следует отметить растущий обмен гастролями музыкантов, танцоров и актеров. Совместных проектов у испанской и российской стороны не так много, но создание музыкальных школ, школ балета, где главами и преподавателями являются представители культурных элит наших стран, является показателем уважения и признания успехов и достижений в данных областях. Другой особенностью рассмотренных направлений стало их неизменное привлечение к участию в Перекрестных годах, к какой бы теме они ни были приурочены: концерты, балет, спектакли, кинопоказы всегда с успехом встречаются публикой обеих стран. Важно также упомянуть увеличивающуюся долю участия соотечественников в организации мероприятий данных направлений: российские граждане не просто «скучают по Родине» и устраивают мероприятия для себя, они проецируют нашу культуру в Испании, с каждым годом растет число как российских, так и испанских участников в проводимых нашими соотечественниками фестивалях культуры, театра, кино.
Обзор сотрудничества России и Испании по направлениям живописи и музейных связей дает представление о широкомасштабности культурного обмена наших стран. Несомненно, преобладающей формой сотрудничества является выставка, здесь следует добавить, что в обмене преобладают полотна авангарда, экспрессионизма, сюрреализма. Данный факт наталкивает на мысль, что современному поколению наскучили классические образы, темная палитра, реалистичность, оно стремится видеть в искусстве яркие оттенки, полет фантазии, возможность забыть на время о глобальных проблемах человечества и тем более отойти от собственных дум. XXI век - век мотивации, всевозможных тренингов, советов личностного роста от психологов; по мнению автора, тенденция сказывается на выборе популярных жанров искусства. Благодаря соглашениям, обеспечивающим охрану наследия, музеи получили возможность самостоятельной организации обменно-выставочной деятельности.
Надо признать, современные русско-испанские литературные связи намного уступают предшествующему 1991 г. периоду. Тогда происходило жадное знакомство культур, книги массово переводились на официальные языки наших стран, уже в 1920-х гг. проявилась заинтересованность в трудах современников. В XXI веке только один нобелевский лауреат по русскоязычной литературе, когда в предыдущем веке их было пятеро: это говорит о снижении популярности русской литературы на мировом уровне, не только на уровне двусторонних связей. Среди новых форм следует особо отметить специальную премию по литературе, учрежденную Фондом Ельцина для Испании, презентацию книг, а также литературно-музыкальные вечера (возрождение салонов, знакомых нам из романов XVIII-XIX вв.). Касательно сотрудничества библиотек, следует сказать об их важной роли в качестве площадок для конференций и культурно-образовательных центров. Если рассматривать библиотеки в качестве мест хранения литературы, то, по мнению автора, оптимальнее расширять электронные каталоги, так как с их помощью у большего количества граждан окажется возможность соприкоснуться с оригинальными трудами писателей.
Новым направлением сотрудничества можно назвать культурный туризм. Было выяснено, что Россия и Испания активно принимают меры по увеличению туристических потоков, но с акцентом на культуру. Иными словами, экономическая составляющая туризма безусловна важна, но наши страны желают достичь обогащения культур, создать незримое пространство для творческого вдохновения. Все перечисленные ранее направления продвигает культурная форма туризма: эта сфера за свое сравнительно недолгое существование успела занять твёрдые позиции в экономике, доходы от туристов неуклонно растут, что является результатом от посещения музеев и театров, галерей, дворцов и т.д. Данное направление имплементировало гастрономию как часть нематериального наследия в культурную политику.
Однако культурное сотрудничество наших стран не лишено трудностей. Прежде всего, имеют место вопросы финансирования, государственной поддержки, вовлечения новых акторов данного направления, стимулирования инноваций. Также, речь идет о необходимости четкого формулирования целей, принципов, форм сотрудничества в концепциях, стратегиях государств и двусторонних соглашениях акторов всех уровней. Несмотря на взаимное включение друг друга в перечень приоритетных стран, наши культурные связи пока не занимают и 10% из общего числа связей, установленных нашими странами с другими государствами. Это по-прежнему обусловлено удаленностью географического положения, а также слабой заинтересованностью Испании развития культурных связей с неевропейскими регионами России.
Таким образом, культурные связи России и Испании стремятся к плодотворному развитию. С каждым годом количество мероприятий растет, а их формы становятся разнообразнее, своевременно внедряются общемировые культурные инновации - перекрестные годы, фестивали, гастрономический туризм. Однако, испанская оферта для России обладает большей консервативностью, Россия, наоборот, меняет культурную стратегию в отношении Испании, стремясь найти что-то, что повлияет на решение испанских граждан увлечься русской культурой и посетить нашу страну.
1. Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Королевством Испания. 3 марта 2009 г. URL: http://kremlin.ru/supplement/163 (дата обращения: 07.02.2020)
2. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. 12.07.2008 N Пр-1440)// Официальное интернет-представительство президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 02.04.2020)
3. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.). URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents//asset_publisher/CptICkB6BZ29/con tent/id/2542248 (дата обращения: 03.12.2019)
4. Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (утв. Президентом РФ 03.11.2015 N Пр-2283). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188569/ (дата обращения: 03.04.2020)
5. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (утв. Президентом РФ 18.12.2010). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130289/ (дата обращения: 03.04.2020)
6. Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами (Утв. министром иностранных дел Российской Федерации И.С.Ивановым 23 февраля 2001 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/901794645 (дата обращения: 02.04.2020)
7. Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808). URL: https://base.garant.ru/70828330/ (дата обращения: 03.04.2020)
8. Основы законодательства РФ о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 01.04.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения: 02.04.2020)
9. Постановление Правительства РФ от 12 января 1995 г. N 22 "Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами". URL: https://base.garant.ru/1520067/ (дата обращения: 02.04.2020)
10. Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2001 года N 787 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о научном и технологическом сотрудничестве». URL: http://docs.cntd.ru/document/901801432 (дата обращения: 01.03.2020)
11. Рамочное соглашение о научном сотрудничестве между Российской академией наук и Высшим Советом Научных Исследований Королевства Испании. 16 апреля 2002. URL: http://www.ras.ru/about/cooperation/intagreements.aspx (дата обращения: 21.03.2020)
12. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/ (дата обращения: 03.04.2020)
13. Россия - ЮНЕСКО: история и перспективы сотрудничества (Справка)// Постоянное представительство Российской Федерации при ЮНЕСКО. URL: http://www.russianunesco.ru/rus/65unesco.html/ (дата обращения: 01.04.2020)
14. Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Испания о деятельности культурных центров (с изменениями на 24 сентября 2007 года) 15 ноября 2001. URL: http://docs.cntd.ru/document/901830386 (дата обращения: 01.03.2020)
15. Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области культуры и образования. 11 апреля 1994 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/901778476 (дата обращения: 11.03.2020)
...