ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Фундаментальная теория имиджа страны 9
1.1. Имидж страны: сущность понятия и подходы к формированию. Теория имиджелогии 9
1.2. Основные способы формирования имиджа страны 16
1.3. Степень научной разработанности проблематики 19
ГЛАВА 2. Эффективность использования Центрального телевидения КНР как инструмента формирования государственного имиджа КНР. 26
2.1. Место и роль CCTV в системе китайских СМИ. История создания и современное состояние, система технологий и модели вещания 28
2.2. Освещение крупных событий как способ формирования имиджа КНР 36
2.3. Китайские СМИ в глазах международной общественности 44
ГЛАВА 3. Коммуникационная стратегия Центрального телевидения КНР в формировании имиджа страны 48
3.1. Роль борьбы Центрального телевидения КНР за международное право голоса в формировании имиджа страны 48
3.2. Контрмеры для укрепления способности Центрального телевидения КНР формировать имидж страны 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Актуальность. Имидж страны является составляющей «мягкой силы» государства и национальных интересов, а также имеет важное стратегическое значение в эпоху глобализации и в условиях международной конкуренции. Государства постоянно совершенствуют имидж, рассматривая его через призму национальной стратегии, корректируют и формируют заново в условиях соперничества. В процессе создания и распространения имиджа страны Китай находится в невыгодном положении. Западные страны во главе с США, обладая мощной силой международной коммуникации, в большей степени влияют на восприятие Китая общественностью других стран, вмешиваются в формирование имиджа КНР и наносят ему большой урон. Важной и неотложной стратегической задачей Китая стало укрепление международного коммуникационного потенциала китайских СМИ, формирование у зарубежной общественности мнения, соответствующего уровню социального развития и международному статусу КНР. Таким образом, изучение опыта использования Центрального телевидения КНР как инструмента формирования и распространения истинного имиджа страны имеет большое практическое значение для мирного подъема Китая. Диссертант раскрывает значимость формата Центрального телевидения КНР (CCTV) в имиджевой работе с иностранной аудиторией.
В XXI волна глобализации охватывает все страны мира. Начинает проявляться значимость совокупной мощи государства и его положения на международной арене, основным символом которого становится имидж страны, которому придают значение все страны мира. Государственный имидж представляет собой нематериальные активы страны, а также является основой для сотрудничества между странами. Ввиду этого, изучение имиджа страны имеет стратегическое значение в современную эпоху.
Китайским СМИ следует работать над формированием имиджа, оберегая суверенитет государства. Для этого необходимо создавать «мягкую среду» стратегии развития СМИ, способствовать международному распространению телевещания, создавать новые структуры, формы, инструменты внешнего распространения для формирования государственного имиджа Китая.
Государственный имидж Китая сталкивается с серьезными вызовами. Активное формирование государственного имиджа имеет большое значение для мирного подъема Китая.
Центральное телевидение КНР (CCTV) как национальное телевидение государственного уровня играет важную роль в освещении крупных событий. Оно не только представляет информацию для аудитории в полном объеме, но и несет ответственность за то, чтобы передать политику КПК и государства, распространить китайскую точку зрения в мире.
Таким образом, использование Центрального телевидения в качестве инструмента формирования позитивного имиджа Китая и активное продвижение стратегии создания «мягкой среды» китайских СМИ - не только необходимость сотрудничества Китая с зарубежными странами, но и потребность Китая в выживании и благополучном развитии.
Объект исследования. Национальный телеканал - Центральное телевидение КНР (CCTV). Предметом исследования является формирование имиджа Китая с помощью Центрального телевидения КНР (CCTV).
В диссертационном исследовании в рамках case-study анализируется национальный телеканал - Центральное телевидение КНР (CCTV) как инструмент формирования государственного имиджа. Также автор разработал рекомендации, как лучше использовать Центральное телевидение КНР в качестве инструмента формирования государственного имиджа.
Центральное телевидение КНР - новостная организация, рупор Коммунистической партии Китая, китайского правительства и народа, идеологическое и культурное поприще, а также один из лидирующих СМИ в государстве, обладающее международной конкурентоспособностью. CCTV выполняет разносторонние функции, такие как информационное обслуживание, культурное развлечение, общественное просвещение, распространение новостей. Для населения страны - основной канал получения информации, это окно познания мира, а для мира - Китая.
Цель исследования - определить эффективность деятельности Центрального телевидения КНР в формировании имиджа страны.
Задачи исследования:
1. Определить понятие государственного имиджа, его специфику и методы построения;
2. Изучить методы формирования государственного имиджа CCTV;
3. Выявить знания и представления о государстве, транслируемые CCTV;
4. Оценить эффективность деятельности CCTV в формировании государственного имиджа КНР;
5. Выявить позицию CCTV в структуре международного распространения информации;
6. Рассмотреть отношение международной общественности к CCTV.
Методология исследования. В данной работе рассматривается теория «мягкой силы».
Идея использовать «мягкую силу» для установления власти восходит к древнекитайским философам, таким как Лао-цзы (VII в. до н. э.). Ему принадлежит высказывание: «В мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет». Термин «мягкая сила» (англ. soft power) впервые ввёл в оборот профессор Гарвардского университета Джозеф Най в своей книге 1990 г. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. Впоследствии он развил данное понятие в книге 2004 г. Soft Power: The Means to Success in World Politics. В диссертационном исследовании проводится анализ взаимозависимости имиджа страны и «мягкой силы», который свидетельствует о том, что позитивный имидж способствует ее увеличению.
Применив метод контент-анализа, были проанализированы репортажи Центрального телевидения КНР о крупных событиях и даны оценки полученным результатам; изучено общее значение Центрального телевидения в формировании имиджа КНР; обнаружены вполне осуществимые способы укрепления «мягкой силы» и улучшения имиджа КНР. Рассмотрев большое количество книг и материалов, а также информации в Интернете, были собраны необходимые материалы для исследования.
Степень научной разработанности темы. Научно-теоретической основой исследования являются работы китайских, российских и западных ученых. Как инструмент «мягкой силы» с позиций «общественной дипломатии» и государственной имиджевой политики СМИ в разной степени рассматривали Дж. Най1, Э. А. Галумов2, Д. П. Гавра3, Н. Г. Комлев4, В. В. Лапкин, В. И. Пантин5, Э. Г. Соловьев6, К. А. Хачатуров7 и др. Работы китайских и зарубежных специалистов в аспекте технологии формирования имиджа страны: Сюй Сяогэ8, Гуань Вэньху9, Ли Чжицзе10, Ван Шэнцай11, Чжао Сюэбо12, Чжу Чжэньмин13 К. Боулдинг14, У. Скотт15, М. Маклюэн16, А. Вендт17, У. Липпман18, Ф. Котлер19, И. Мартин20, Г. Моргентау21 и др. Анализ работ, посвященных указанным проблемам, позволяет автору высказать свою позицию и определить значимость СМИ (CCTV) в формировании образа, имиджа государства.
Практическое значение работы. Рассмотрев деятельность Центрального телевидения КНР, выявить имеющиеся на данном этапе слабые места, найти более действенные методы и пути распространения информации для лучшего формирования положительного имиджа КНР, для совершенствования универсального влияния «мягкой силы» КНР. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности журналистов, PR-специалистов, политологов, культурологов, имиджмейкеров. В последние годы исследователи стали активно обращаться к проблеме формирования положительного имиджа Китая в мире, что связано с объективными задачами внешней политики и потребностями экономики.
Научная новизна заключается в том, что посредством анализа большого количества соответствующих материалов на китайском языке были более достоверно отражены взгляды китайских ученых на Центральное телевидение КНР как на инструмент формирования имиджа КНР. На основе анализа современного мнения международной общественности Центральное телевидение КНР было сопоставлено с другими иностранными СМИ, оказывающими влияние на международной арене, были выявлены проблемы права говорить на международном уровне, а также проанализирована сложная причинно-следственная связь данного права с имиджем страны. В то же время был выдвинут ряд рекомендаций для лучшего использования Центрального телевидения в качестве инструмента формирования имиджа КНР.
Цель и задачи исследования предопределили следующую структуру. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных в ходе исследования источников и литературы. Первая глава начинается с рассмотрения концепции теории имиджелогии, дается научное определение имиджу страны, определяются причины возможности становления Центрального телевидения КНР в качестве инструмента формирования государственного имиджа, а также дается значение использования Центрального телевидения КНР в качестве инструмента формирования государственного имиджа КНР. Во второй главе приводятся конкретные репортажи на Центральном телевидении КНР, анализируются результаты деятельности Центрального телевидения в формировании государственного имиджа КНР. В третьей главе предлагаются лучшие и допустимые для Центрального телевидения меры как инструмента формирования государственного имиджа КНР.
В современном мире государственный имидж считается наибольшим нематериальным активом совокупной мощи любой страны. В XXI в., когда человеческое общество претерпевает бурное развитие, влияние государственного имиджа уже глубоко проникло в политику, экономику, военное дело и дипломатические отношения.
Государственный имидж - составляющая «мягкой силы» страны, которая в современную эпоху приобретает все большее значение. Для формирования позитивного имиджа страны необходима упорная совместная работа СМИ, правительства, предприятий и народа. СМИ, выполняя функцию вещания во внешний мир, играют уникальную роль в этом процессе. Высокий уровень вещательной способности является не только важным проявлением всестороннего уровня развития страны, но и эффективно формирует имидж страны.
Вслед за развитием глобализации обмен информацией между странами становится более частой практикой, международное вещание ведущих СМИ оказывает огромное влияние на формирование имиджа страны. Ведущие СМИ, формируя большую часть информационной среды, открывают «канал», не только позволяющий общественности получать информацию из внешнего мира, но и имиджу войти в международное сообщество. Поэтому для формирования имиджа важны ведущие СМИ. Благодаря авторитету и достоверности предоставляемой информации, ведущие СМИ обладают преимуществом в сфере вещания, таким образом, выступая важным инструментом формирования имиджа страны.
Возрастающее значение государственного имиджа предоставило огромное пространство для реализации функции Центрального телевидения КНР формирования имиджа страны. Центральное китайское телевидение является важным инструментом для формирования государственного имиджа Китая.
Центральное телевидение КНР продолжает играть активную роль в формировании имиджа страны, непрерывно повышает свою способность вещания на международном уровне, во время подготовки репортажей придерживается эффективной стратегии по формирования позитивного имиджа КНР, создает благоприятную международную обстановку для мирного подъема страны. Распространение имиджа способствует лучшему пониманию Китая народами других стран и стимулирует сотрудничество между китайцами и иными народами.
Среди многочисленных факторов, формирующих государственный имидж Китая, важная роль Центрального телевидения КНР не вызывает сомнений. Тем не менее, мы четко видим, что между Центральным телевидением КНР и западными странами существует большой разрыв в плане общей коммуникационной силы и доминирующего положения в осуществлении права вещания на международном уровне. Центральное телевидение КНР пока не может взять в свои руки инициативу по формированию государственного имиджа.
Китай не может рассчитывать на то, что западные средства массовой информации будут продвигать его позитивный имидж, необходимо поручить национальным СМИ задачу по сообщению миру китайской точки зрения. Взять на себя инициативу по получению права говорить на международном уровне, создать всестороннюю трехмерную систему вещания, охватывающую весь мир, улучшить способности направлять и влиять на общественное мнение, чтобы донести до международного сообщества привлекательную китайскую культуру и систему ценностей, политику и модель развития. Необходимо превратить Центральное телевидение КНР в средство массовой информации мирового класса для того, чтобы сформировать позитивный государственный имидж Китая в условиях жесткой конкуренции сообщения международных новостей и формирования общественного мнения.
Центральному телевидению КНР необходимо постоянно улучшать свои внешние коммуникационные возможности и свою роль в «самостоятельном формировании» имиджа страны. Правильное формирование государственного имиджа оказывает существенное влияние на улучшение «мягкой силы» страны. Улучшение «мягкой силы» страны может постоянно повышать совокупную мощь государства, а также формировать лучший имидж Китая и создавать коммуникационные возможности для СМИ.
В этом исследовании Центральное телевидение КНР используется в качестве инструмента для формирования государственного имиджа Китая, также предлагаются надежные способы его функционирования для повышения способности распространения информации в мире и увеличения степени доверия со стороны общества, для более эффективного формирования имиджа Китая и участия Китая в международной конкуренции и международных делах.
1. Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003. С. 106.
2. Комлев Н. Г. Иностранные слова и выражения. М.: Современник, 1997. С. 59.
3. Хачатуров К. А. Информация. Дипломатия. Психология. М.: Известия, 2002. С. 115.
4. Ван Л. Исследование стратегии СМИ в создании имиджа Китая. Чанчунь: Северо-восточный педагогический университет, 2008. С. 3-4.
5. Ван Ш. Дипломатическая стратегия великой державы КНР и формирование имиджа великой державы. Пекин: Китайский народный университет, 2007. С. 23-74.
6. Ван Ю. Изучение могущества, интересов и создания имиджа страны. Чанчунь: Цзилиньский университет, 2012. С. 8-13.
7. Гуань В. Теория имиджа страны. Чэнду: Изд-во Университета электроники и технологий, 1999. С. 23.
8. Гуань Ч. Создание имиджа страны и будущая стратегия развития китайских СМИ. Куньмин: Юньнаньский педагогический университет, 2010. С. 39-43.
9. Лань Ц., Хоу Ю. Правительственная коммуникация. Пекин: Изд-во Китайского народного университета, 2015. С. 20-21.
10. Ли Ч. Исследование имиджа КНР и США, основанное на опросах граждан противоположной стороны. Пекин: Пекинский университет иностранных языков, 2014. С. 38-43.
11. Ли Ю. Формирование имиджа КНР средствами массовой информации - кейс- анализ освещения Олимпийских игр в Пекине. Чжэнчжоу: Чжэнчжоуский университет, 2010. С. 10-11.
12. Ли Я. Влияние репортажей национальных СМИ о бедствиях на формирование и распространение имиджа страны. Урумчи: Синьцзянский университет, 2009. С. 30-32.
13. Лю Ц. Имидж КНР - Существующее положение в международном распространении имиджа КНР и контрмеры. Пекин: Изд-во Китайского университета коммуникаций, 2006. С. 257-259.
14. Не Ц. О постановке вопроса, стартовом эффекте и рамочном эффекте в политической коммуникации. Гуанчжоу: Университет Чжуншань, 2012. С. 111-115.
15. Хань Б., Цзян Ц. «Мягкая сила»: китайский взгляд. Пекин: Изд-во «Женьмин», 2009. С. 88-89.
...