Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительный анализ концепций биополитики в политической философии М. Фуко, Дж. Агамбена и А. Негри

Работа №128389

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТА БИОПОЛИТИКИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА 10
1.1. Концепт «биополитика»: исторические предпосылки и теоретико-методологические основания 10
1.2. Биополитика (и биовласть) в контексте политической философии М. Фуко 19
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИИ БИОПОЛИТИКИ В ПОСТФУКИАНСКИЙ ПЕРИОД: ДЖ. АГАМБЕН И А. НЕГРИ 28
2.1. Концепция биополитики в политической философии Дж. Агамбена 28
2.2. Онтологизация биополитики в работах А. Негри 38
2.3. Сравнительный анализ концепций биополитики в работах М. Фуко, Дж. Агамбена, А. Негри 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73

Актуальность темы исследования
Современный мир очень сложно представить без инновационных концепций не только в науке, но и в политике. В XXI веке принято считать, что глобализация и демократия - это те столпы, на которых держится современная цивилизация. При этом редко задумываются о том, что сама по себе политика - это не только государственный аппарат. Политикой также нельзя назвать и нормативные документы, которые выпускаются конкретной государственной инстанцией, занимающейся определённым процессом делопроизводства. Политика всегда включает управление, как телом, так и душой конкретного человека как гражданина определенного государства. Отсюда и будет вытекать основная проблематика работы, связанная с политологическим и философским анализом взглядов современных ученых на характер протекания биополитических процессов и сущность биополитических феноменов.
В современных условиях постоянной трансформации политических процессов интерес к понятию биополитики растет как в западных социальных науках, так и в отечественных. В текущей политической повестке это актуально обсуждаемый набор социально-политических практик и подходов к организации деятельности людей. Стоит отметить тот факт, что впервые понятие биополитики появилось, по мнению ряда исследователей, в работах шведского политолога Рудольфа Челлена 1 . Но именно французский политический философ Мишель Фуко в конце 70-х годов XX в. заложил новое, политико-философское содержание в концепт биополитики как органического термина, которое позволило изменить вектор исследований и уйти от ограниченности социобиологизма.
Актуальность данной работы заключается в её практической применимости. Понятие «биополитика» в современном медийном и научном пространстве представляет собой дискуссионную проблему, по поводу которой ведутся споры не только в рамках академического сообщества, но и в рамках высших эшелонов власти. Это понятие включено в актуальную политическую повестку, а биополитические методы воздействия на людей, которые сегодня присутствуют в современном государственном регулировании общества, были апробированы на практике и сегодня продолжают прорабатываться управленцами, определяющими курс развития тех или иных социально-политических институтов. Примером данной апробации является наша страна. Такие мероприятия, как программы поддержки семьи, выплаты материнского капитала при рождении второго и третьего ребёнка, повышение пенсионного возраста, внесение новых поправок в Конституцию РФ - это лишь малая часть тех процессов, в которых задействован потенциал биополитических принципов и методов.
Проблемы применения биополитических принципов и методов приобретают особую актуальность в связи с назревающим глобальным политическим и социально-экономическим кризисом, разворачивающимся в условиях Covid-19. Как отмечают специалисты, «пандемия коронавируса COVID-19 стала неожиданным и серьезным шоком для большинства мировых стран. Несмотря на то, что изначально этот кризис спровоцирован медицинскими эпидемиологическими проблемами, его развитие имеет важный экономический аспект, так как вводимые для борьбы с вирусом меры несут крайне высокие экономические издержки. 1 Пандемия коронавирусной инфекции стала одним из косвенных факторов и глобального социально-политического кризиса, который затронул, например, страны Евросоюза.
С точки зрения ряда экспертов, в частности С. Шеина, коронавирусная пандемия выступает фактором кардинального изменения соотношения сил между технократизмом и популизмом.1 Выход Великобритании из Евросоюза (Brexit), изначальный выбор Швейцарии и продолжающийся отказ швейцарцев от вступления в Евросоюз, а также кризис европейской солидарности в связи пандемией коронавируса, приводящей к «технократическому сдвигу», - это лишь некоторые из тех тенденций, которые могут привести к распаду Евросоюза как политического и экономического объединения.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы также обусловлена возрастанием интереса к данной проблематике в современном социогуманитарном дискурсе, но вместе с тем недостаточной проработанностью теоретического анализа понятия «биополитика». Феномен биополитики нельзя рассматривать в отрыве от широкого исторического, культурного и социального контекста, в котором развивается биополитическая теория. На современном этапе существует несколько широких контекстов, в которых используют термин «биополитика». Одним из них является философский контекст, впервые обозначенный в работах М. Фуко. Французский философ в конце 70-х годов прошлого века начал использовать это понятие с целью продемонстрировать специфичность современных политических практик, ориентированных на включение различных проявлений человеческой жизни, например, феноменов рождения и смерти, в орбиту властных интересов. В дальнейшем, в постфукианский период, философский контекст «биополитики» получил свое наиболее полное развитие в творчестве таких современных итальянских авторов, как Дж. Агамбен и А. Негри, которые оказали значительное влияние на формирование и развитие современного концепта биополитики.
Степень научной разработанности темы
Анализируя научную литературу, можно отметить, что накоплен большой объем материала, посвященного исследованию различных аспектов феномена биополитики.
Феномен биополитики находится в центре внимания как отечественных, так и западных ученых. Проблемы биополитики, в том числе с политологической точки зрения, рассматривали отечественные политологи, философы, социологи и биологи. В советский и постсоветский периоды вопросы биополитики стали предметом научного рассмотрения в трудах A.M. Каримского2, А.Т. Зуба3, Р.С. Карпинской4. Среди данных авторов следует отметить вклад А.Т. Зуба в популяризацию термина «биополитика» для отечественной науки: в своей докторской диссертации данный автор сделал акцент на формировании различных подходов к анализу биополитики в контексте эволюционного развития политических наук.
За последние пять-семь лет вышли интересные и достаточно нестандартные работы отечественных специалистов в области французской политической мысли второй половины XX века. Среди них можно выделить работы И.И. Кобылиной 5 , О.В. Самовольновой 6, А.Ю. Опарина7, А.И. Желнина8.
В западной науке проблемы биополитики разрабатывались такими авторами, как А. Сомит1, С. Петерсон2, Г. Шуберт3, Р. Мастерс4 и др. Т. Торсон в работе «Биополитика»5 анализирует развитие биополитики как важный период социальной эволюции. В данных работах биополитика выступает как:
1. основа неолиберального порядка (стык науки и политической конъюнктуры);
2. как биополитическая экономия (экономическая сфера, переплетённая с философией и политикой);
3. основа современного социального порядка (стык философии и социологии).
Объектом данной выпускной квалификационной работы является политическая философия М. Фуко, Дж. Агамбена и А. Негри, а предметом выступают концепции биополитики, представленные в политико-философском творчестве М. Фуко, Дж. Агамбена и А. Негри.
Цель работы - проанализировать вклад политической философии М. Фуко, Дж. Агамбена, А. Негри в развитие концепций биополитики и провести сравнительный анализ этих политико-философских концепций.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
1. проанализировать исторические предпосылки и теоретико­методологические основания формирования концепта «биополитика»;
2. рассмотреть феномен биовласти и биополитики в контексте «фукианской» политической философии;
3. определить специфику оформления концепции биополитики в политической философии Дж. Агамбена;
4. выявить тенденцию к онтологизации биополитики в политической философии А. Негри;
5. провести сравнительный анализ философских концепций биополитики в трудах М. Фуко, Дж. Агамбена и А. Негри.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы французского философа М. Фуко, в которых проходило теоретико-методологическое оформление понятия «биополитика», а также работы итальянских философов Дж. Агамбена и А. Негри, продолживших рассуждения Фуко в вопросе биополитики. Кроме того, теоретической основой стали труды отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих проблему биополитики как многоаспектный феномен, являющийся важным элементом современных властных стратегий.
Методологическая основа исследования определена поставленными задачами. Ее основой стал сравнительный метод, позволивший провести компаративный анализ отдельных элементов фукианской концепции биополитики, а также различных аспектов концепций биополитики в работах итальянских философов. Использование исторического метода было направлено на интерпретацию особенностей возникновения и развития концепций биополитики. Системный подход позволил комплексно рассмотреть представление изучаемого феномена в общем контексте теории политической власти М. Фуко, а также в рамках политической философии Дж. Агамбена и А. Негри.
Использование междисциплинарного подхода было обусловлено тем фактом, что биополитика - это достаточно непростой для проработки концепт, в котором на данный момент времени используются достижения не только политической философии, но и смежной с ней дисциплин, куда входят политология, экономика, экология, социология, психология, биология и многих других наук. В информатике есть правило: ни одна система не может быть понята внутри самой этой системы, т.е. внутри самой себя. Для нас важно будет показать работу «биополитики» как концепции, выходящей за рамки политической философии с тем, чтобы понимать современное состояние дел в области политической сферы, окружающей нас.
Поставленные цели и задачи предопределили логику и структуру работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы (106 наименований).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, проведенный философско-политологический анализ биополитических концепций М. Фуко, Д. Агамбена и А. Негри позволяет нам прийти к следующим выводам:
1. В начале XXI века концепция биополитики почти полностью монополизировала философские дебаты о политике, что ознаменовало новый этап в политической философии. Джорджо Агамбен подтвердил, что тот факт, что М. Фуко и Ж. Делез писали о жизни незадолго до своей смерти, доказывает, что вся философия политики, которая ценит себя современностью, должна исходить из концепции жизни. Шведский политолог Рудольф Челлен первым использовал слово «биополитика» - термин, который впоследствии был разработан немцами Фридрихом Ратцелем и Карлом Хаусхофером. Термин «биополитика» рассматривался ими как виталистский концепт государства. Это не просто метафора тела государства как органа с органами, системами и другими характеристиками живого организма, а скорее конкретная связь между политикой и биологией, особенно медициной.
2. Обзор истории и современного использования «биополитики», представленный в ВКР, показывает, что этот термин является комбинацией явно противоречивых элементов. Если политика в классическом смысле относится к государству за пределами жизненных потребностей, биополитика вводит рефлексивное измерение. То есть термин «биополитика» помещает во внутреннюю суть политики то, что обычно лежит за ее пределами, а именно тело и жизнь. С этой точки зрения, биополитика снова включает в себя то, что исключено из политики.
3. Важно отметить, что термин «биополитика» часто сочетался с термином «биоэнергетика», который Мишель Фуко использовал в качестве синонима «биополитики» без всякой дискриминации. С точки зрения М. Фуко, биоэнергетика - это западная технология власти, которая использует биополитику, а именно осуществляется контроль населения с помощью аппарата нормализации, чтобы максимизировать жизненные процессы. Современные интерпретации этой концепции направлены на то, чтобы понять, как такие рассмотренные М. Фуко феномены, как «тело», «благосостояние», «администрация», и «капитализм» усложняют процесс глобализации .
4. Представление Мишеля Фуко о «биополитике» в последние годы приобрело новое значение благодаря переработке, осуществлённой Антонио Негри и Джорджо Агамбеном, каждый из которых включил понятие «биополитка» в свои различные диагнозы современной политической ситуации. Но, несмотря на внимание к биологии и жизни, а также политизацию, они мало внимания уделяют таким темам, как, например, подчинение животных в режимах биоэнергетики, которые они критикуют.
5. В своей книге «Homo Sacer» Джорджо Агамбен развивает концепцию биоэнергетики Фуко, синтезируя римскую идею закона, концепт «homo sacer» и греческие концепции биоса, политической жизни, а также понятие «голая жизнь».
6. Введенное Джорджо Агамбеном концептуальное разделение между физической жизнью (в древней Греции называемой «Zoe») и политически квалифицированной жизнью («Bios») вывело биополитический дискурс на новый уровень концептуализации. Традиционно эти две формы жизни требовали различного научного анализа, и обычно ученые-социологи не обращали особого внимания на телесность человеческих тел. Тем не менее, благодаря Мишелю Фуко само различие между физической и политической жизнью стало сомнительным из-за социальных, политических и культурных основ кажущегося физического и материального функционирования человеческих тел и их неизбежного включения в различные социальные контексты.
7. Джорджо Агамбен добавил к видению биополитики Фуко то, что суверенная власть укрепляется посредством контроля над биологической жизнью своих граждан. Он создал концепцию «голой жизни», которая обозначает жизнь без какой-либо посреднической роли государственных институтов или правовых механизмов, которая ведет к физической борьбе за выживание за пределами сферы государственных институтов, законов и норм. Агамбен распространил идею биополитики от ее либерального прочтения до области суверенитета, в которой жизнь может быть взята не в прямом смысле убитого, а в переносном смысле унижения или отказа. Ликвидация без убийства приводит к временному, ненадежному, просто фактическому существованию.
8. Общность взглядов Дж.Агамбена и М.Фуко состоит в том, что Агамбен соглашается с Фуко в идее, что право на смерть, суверенная власть, не уступало биоэнергетике, но всегда было ее аналогом, действующим в рамках административной бюрократии и, которое привело к таким зверствам, как Холокост.
9. Однако в отличие от М. Фуко, Д. Агамбен видит усиление биополитики проблематичным после окончания нацистской и сталинской диктатур. Он утверждает, что с тех пор биополитика вышла за пределы первоначальной идеи.
10. Политический философ Антонио Негри осуществил важную и очень влиятельную переработку понятия биополитики М. Фуко. В книгах «Империя», «Множество: война и демократия в эпоху империи» и «Содружество» он обрисовывает контуры постмодернистской биополитики. Перспектива «биополитического производства», представленная в его книге, написанная в соавторстве, имеет жизненно важное значение для его аргументации. Это связано с концепцией Империи, которую Негри использует для описания новой глобальной системы господства, характеризующейся тесной взаимосвязью экономических структур с юридическими и политическими договоренностями. «Биополитическое производство», с этой точки зрения, относится к стиранию разрыва между экономикой и политикой, между природой и культурой, обозначая неизвестную до сих пор стадию капиталистического производства. А. Негри связывает свои аргументы с итальянским движением за автономию рабочих, идеями классической политической и правовой теории, постструктуралистской критикой, сосредоточенной на идентичности и марксистской традицией.
11. А. Негри расширяет концептуальные рамки биополитической концепции Фуко и применяет эту концепцию для объяснения таких феноменов, как глобальное доминирование транснациональных корпораций, которые структурируют глобальные территории биополитически, и новые формы труда, которые производят или манипулируют такими воздействиями, как чувства легкости, благополучия, удовлетворения, волнения или страсти. С точки зрения А. Негри, нематериальный труд является биополитическим. С этой точки зрения, биополитическую концепцию А. Негри можно рассматривать как продолжение биополитических идей М .Фуко.
12. Однако, в отличие от М. Фуко, А. Негри проводит разграничение между биоэнергией и биополитикой: биоэнергия - это то, что имперский суверенитет или Империя использует как «власть» над силами общественного производства, в то время как биополитика предназначена для захвата и понимания движения множества, которое в своем сопротивлении биоэнергетике постепенно проявляет себя как «сила», чтобы создать общность, которая бросает вызов реакционному правилу биоэнергетики.
Таким образом, находясь под влиянием биополитической концепции М. Фуко, а также ряда известных западных философов (М. Хайдеггера, Ж. П. Сартра и др.), Дж. Агамбен и А. Негри объединяют данные различные теоретические источники, чтобы их биополитические концепции позволили понять, как протекают современные процессы господства, а также развить идеи о возможностях политической борьбы и перспективе социальной революции в западных странах, связанной, в частности, с глобальным экономическим кризисом, вызванным пандемией коронавируса.


1. Декарт Р. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1989. 654 с.
2. Ден В. Э. Учение Рудольфа Челлена о предмете и задачах геополитики // Известия РГО. 1997. Т. 129. Вып. 1. С. 26-38.
3. Желнин А.И. Биополитика и биополитическая экономия: сущность концептов // Вестник Пермского государственного национального исследовательского университета. № 3(10). 2019. C. 320-330.
4. Зуб А.Т. Биология и политика (методологический анализ биополитической исследовательской программы). Докторская диссертация. М.: МГУ, 1994. 423 с.
5. Зуб А.Т. Социобиологические подходы к некоторым проблемам социальной теории // Западная теоретическая социология 80-х годов. М.: ИНИОН АН СССР, 1989. С. 96-124.
6. Зуб А.Т. Социобиология: возможности и границы в исследовании природы человека // Проблема человека в философии / Под ред. А.Т. Зуба. М.: Университетский гуманитарный мир, 1998. С. 64-72.
7. Иноземцев В.Л. Рецензия на книгу М. Хардта и А. Негри "Множество: война и демократия в эпоху империи"// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 3(79). 2006. С. 157-167.
8. Каримский А.М. Социальный биологизм: природа и идеологическая направленность. М.: Мысль, 1984. 208 с.
9. Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия . - М. : Фирма "Интерпракс", 1995. 352 с.
10. Карпинская Р.С. Биология в контексте глобального эволюционизма // Глобальный эволюционизм. М.: Изд-во ИФ РАН, 1994. 150 с.
11. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология. Критический анализ. М.: Мысль, 1988. 203 с.
12. Кобылин И.И. Исток и сингулярность. Джорджо Агамбен и Мишель Фуко о рождении биовласти//Философия и общество. №3(63), 2011. C. 171-183.
13. Кудина О.М. Оппозиция человека священного (homo sacer) и человека политического в концепции Дж. Агамбена// Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. № 4(22). 2013. С. 73-82.
14. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"): Пер. с нем. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. 272 с.
15. Ламетри Ж. О. Человек-машина// Ламетри Ж. Сочинения. М.: Мысль, 1976. С. 183-244.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ