Введение 3
Глава 1. Нормативно-правовые и институциональные основы сотрудничества России и ЮНЕСКО 9
1.1 Документальные основы двустороннего культурного сотрудничества России и ЮНЕСКО на современном этапе 9
1.2 Институциональные основы сотрудничества России и ЮНЕСКО 24
Глава 2. Основные направления и формы совместной деятельности России и ЮНЕСКО по сохранению памятников Всемирного наследия 37
2.1 Участие России в научных исследованиях и мероприятиях, посвящённых Всемирному наследию 37
2.2 Пилотные проекты ЮНЕСКО в России, связанные с культурой и Всемирным наследием 43
Глава 3. Реализация Российской Федерацией положений Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 55
3.1 Программы по охране объектов культурного и природного наследия на территории России 55
3.2 Проблемы в сфере охраны и управления российскими объектами Всемирного наследия 61
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76
Приложение А 88
Приложение Б 89
Мировые потрясения ХХ века показали всему человечеству, что силовое воздействие в мировой политике чаще всего не является гарантом дальнейшего плодотворного сотрудничества и диалога между государствами. Поэтому возникла необходимость пересмотра ранее действующих внешнеполитических методов и поиска новых точек соприкосновения для укрепления связей между государствами и перехода на новый уровень международных отношений.
В последнее время мировое сообщество все чаще обращает внимание на концепцию «мягкой силы» американского политолога Джозефа Ная. «Мягкая сила» - это способность сделать свою политику настолько дружелюбной и привлекательной, что сообщество захочет помочь вам в достижении общих целей»1. По его мнению, для достижения внешнеполитических целей государства могут прибегать к гуманитарным средствам: образованию, науке, культуре.
Гуманитарное сотрудничество становится важным направлением внешней политики, которое позволяет эффективно решать стоящие перед мировым сообществом задачи по укреплению мира, развивать партнерские отношения, обеспечивать достижение национальных интересов.
А культуру следует рассматривать как существенный инструмент внешней политики государств, который в современных условиях может способствовать достижению ими ведущего положения в международных отношениях.
Использование культурного потенциала любого из государств мира для достижения своих интересов на международной арене приобретает особую актуальность. Кроме того, применение «мягкой силы» вообще, и культурного потенциала в частности, способствует созданию позитивного образа страны и повышению ее авторитета.
Для решения этой задачи необходимо провести анализ практик использования гуманитарного сотрудничества, в частности под эгидой ЮНЕСКО, для укрепления межгосударственных связей.
Среди множества направлений гуманитарного сотрудничества, одним из самых проработанных и институционализированных, во многом благодаря деятельности такой авторитетной международной организации как ЮНЕСКО, является сотрудничество по охране объектов культурного и природного наследия.
Актуальность выбранной темы определяется значимостью сотрудничества России с ЮНЕСКО, включая: использование возможностей этой организации для увеличения культурного потенциала нашей страны, поиск новых направлений межгосударственного взаимодействия посредством осуществления различных международных проектов; а также заинтересованностью России в укреплении роли ЮНЕСКО в международном сотрудничестве и расширении географии присутствия этой организации в нашей стране.
Памятники природы, истории и культуры России являются мощным ресурсом развития духовности общества, экономическим ресурсом развития территории, составляют значимую долю в культурном и природном наследии мировой цивилизации, что налагает определенные обязательства на российский народ и государство по охране своего наследия и передачу его последующим поколениям. Сохранение и популяризация этого наследия - одна из основ национальной политики России, указанных в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»2.
А одной из актуальных задач культурной политики является развитие сотрудничества Российской Федерации с международными организациями, в частности с ЮНЕСКО, с целью изучения мирового опыта в сфере использования и охраны наследия, включение его в концепции культурного и экономического развития, как всей страны, так и отдельных территорий. Значимость сохранения и развития культурного потенциала России также подтверждается в принятой в 2016 году «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»3. Одна из важнейших задач, обозначенная в данном документе, - «войти в пятерку стран-лидеров по количеству объектов, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО»4, и при этом обеспечить государственную охрану всех объектов культурного наследия на территории страны.
Объектом исследования является сотрудничество Российской Федерации и ЮНЕСКО в области Всемирного наследия.
Предметом исследования являются основы, способы и формы взаимодействия России и ЮНЕСКО по вопросам сохранения культурных и природных памятников мирового значения.
Цель работы - дать оценку взаимодействию России и ЮНЕСКО в сфере охраны памятников Всемирного культурного и природного наследия.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1) выявить нормативно-правовые основы сотрудничества России и ЮНЕСКО в сфере охраны культурного и природного наследия;
2) проанализировать деятельность российских институтов, ответственных за охрану культурных и природных ценностей и развитие сотрудничества с ЮНЕСКО в этой сфере;
3) рассмотреть вклад России в научное сотрудничество на базе ЮНЕСКО по проблемам сохранения мирового наследия;
4) исследовать процесс реализации совместных проектов России и ЮНЕСКО в сфере культуры и охраны всемирного наследия;
5) проанализировать осуществление на территории Российской Федерации государственных программ по сохранению культурных и природных ценностей ;
6) определить основные проблемы, препятствующие реализации в России положений Конвенции ЮНЕСКО 1972 г. по охране природного и культурного наследия.
Источниковую базу исследования составляют международные нормативно-правовые документы, законодательные акты Российской Федерации, решения сессий Комитета Всемирного наследия и материалы Центра Всемирного наследия, отчеты российских органов власти, в частности Министерства культуры и Комиссии по делам ЮНЕСКО. На данных источниках основываются главные выводы о формах и направлениях взаимодействия, а также дается оценка сотрудничеству России и ЮНЕСКО в сфере охраны Всемирного наследия.
Нормативно-правовую базу исследования составляют:
1) Конвенции ЮНЕСКО, в частности: Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972г5, международные соглашения6;
2) официальные документы и законодательство Российской Федерации в области охраны и использования культурных ценностей7.
Большое внимание при проведении исследования уделялось изучению официальных материалов, особенно докладов об итогах деятельности8, которые публиковало Бюро ЮНЕСКО в Москве.
Кроме того, для формирования представления о проведенных совместных мероприятиях и участия российских экспертов и ученых в многосторонних исследованиях использовались материалы международных научных конференций и семинаров9, проведенных под эгидой ЮНЕСКО.
Обращение к различным группам источников было необходимо для получения более полной и разнообразной информации, которая в дальнейшем была использована в данной работе.
Теоретическую базу настоящего исследования составляет целый ряд работ, которые можно условно разделить на несколько групп, исходя из их содержания.
Вопросы сотрудничества Российской Федерации и ЮНЕСКО анализировались в трудах К.Е. Федотовой10, чья монография «Россия и ЮНЕСКО: культурные аспекты внешней политики» представляется наиболее новым и всесторонним исследованием взаимодействия России и ЮНЕСКО с акцентом на их совместной деятельности в 21 веке. Другими авторами, исследующими эту же тему, являются А.Т. Белекова11, В.Ш. Сургуладзе12, В.О. Родионова13, С.А. Демина14, Н. М. Боголюбова15. Но стоит отметить, что данные работы только частично затрагивают проблемы охраны культурного наследия, и скорее посвящены проблемам реализации внешней культурной политики России посредством сотрудничества с ЮНЕСКО.
Проблемы же Всемирного культурного наследия в целом и наследия России в частности исследуются в работах Н.В Максаковского16, Е.Н Хазова17, М.М. Богуславского18, Е.Л. Драчевой19 и Р.Ю. Колобова20. Однако при наличии достаточно большого числа исследований по этой теме, в них, как правило, очень мало внимания уделяется вопросам организации и развития взаимодействия России и ЮНЕСКО.
Среди зарубежных авторов тема сотрудничества России и ЮНЕСКО в сфере охраны Всемирного наследия представляется менее изученной в сравнении с работами отечественных исследователей. Показательным является то, что многие англоязычные исследования опубликованы российскими авторами, например, работы Е.А Симонова21, М. Крейдлина22 по природному наследию России.
Несмотря на существование большого количества исследований, посвященных международному культурному сотрудничеству, основным направлениям деятельности ЮНЕСКО, охране памятников мирового и регионального значения, ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе не было найдено отдельной работы, посвященной сотрудничеству России и ЮНЕСКО исключительно в сфере сохранения Всемирного наследия, а не анализу сотрудничества в целом, что указывает на новизну исследуемой проблемы.
Методологической основой исследования является сочетание общенаучных методов познания, таких как анализ, синтез и индукция, и специальных методов, в частности методов политологических исследований, например, институциональный и функциональный методы были использованы для анализа структур и институтов, ответственных за развитие сотрудничества между ЮНЕСКО и Россией.
Теоретическая значимость исследования заключается в попытке представить в отдельной работе различные аспекты сотрудничества ЮНЕСКО и Российской Федерации исключительно в сфере охраны Всемирного наследия, рассматривая это наследие как один из инструментов «мягкой силы», который способствует развитию долгосрочного международного сотрудничества в гуманитарной сфере.
Практическая значимость работы состоит в создании базы для проведения дальнейших исследований по данной теме, а также в осмыслении эффективности и целесообразности развития сотрудничества России и ЮНЕСКО в данной сфере. Материалы данной работы можно использовать при подготовке специальных курсов по охране Всемирного наследия, в деятельности специализированных комитетов и организаций, при подготовке документов и законопроектов, связанных с международной и государственной охраной памятников природы и культуры.
Структура исследования подчинена сформулированной цели и поставленным задачам. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава посвящена анализу ключевых документов, касающихся охраны Всемирного культурного и природного наследия, а также изучению документальной и институциональной основ сотрудничества России и ЮНЕСКО в этом вопросе. Во второй главе проанализированы совместные мероприятия и проекты в сфере культуры и Всемирного наследия, которые были реализованы в России при участии ЮНЕСКО. В третьей главе представлены мероприятия по реализации Россией Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, а также описаны проблемы, связанные с охраной российских объектов Всемирного наследия.
Осознание особой роли и ценности памятников культуры для всего человечества привело к необходимости разработки международных нормативных документов по данному направлению. Большую роль в создании международной нормативной базы сыграла активная деятельность ЮНЕСКО. Благодаря инициативе этой международной организации были приняты Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года, Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 года и Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года, в которой обозначены основные механизмы международной и государственной охраны выдающихся мировых объектов культуры и природы. Указанные Конвенции ратифицированы большинством государств мира, что является подтверждением понимания возрастающей роли гуманитарного сотрудничества в международных отношениях.
Разработанные ЮНЕСКО международные документы, являются основой для выработки внутригосударственных законодательных норм в сфере охраны уникальных памятников культуры и природы, определяют минимально необходимые мероприятия по сохранению Всемирного наследия, развивают сотрудничество и способствуют диалогу между государствами мира.
Ключевым документом, определяющим двустороннее сотрудничество России и ЮНЕСКО, является Меморандум о взаимодействии Российской Федерации и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры от 1993 года, в котором отражены основные направления, перспективы, приоритеты, цели и задачи сотрудничества.
Нормативно-правовая база, созданная Россией и ЮНЕСКО, является основой, на которой выстраиваются связи государства и указанной международной организации. Она позволяет сторонам более последовательно реализовывать указанные в документах положения, внося тем самым вклад в развитие партнерства.
Но стоит отметить, что, несмотря на принятие множества разнообразных документов, в нормативной базе остаются серьезные пробелы. Россия не подписала Конвенции ЮНЕСКО, касающиеся охраны нематериального и подводного наследия, а также в России отсутствует закон, который бы напрямую касался вопросов охраны именно объектов Всемирного наследия, что делает российские объекты более уязвимыми перед негативными факторами.
Консультации между Россией и ЮНЕСКО по этим и другим вопросам осуществляются в рамках множества организаций.
Для реализации положений Конвенции 1972 г. были созданы несколько взаимосвязанных структур: Фонд Всемирного наследия, Комитет Всемирного наследия и Центр всемирного наследия, которые являются самыми важными элементами обширной сети международных организаций по охране Всемирного наследия.
Развитием сотрудничества с ЮНЕСКО со стороны России занимается Комиссия по делам ЮНЕСКО и Постоянное представительство России при этой организации.
Также для исполнения взятых обязательств по сохранению памятников в рамках Конвенции 1972 года Россией созданы государственные структуры по вопросам охраны Всемирного наследия. Одной из таких важных организаций является Российский научно - исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева.
Основные направления работы института тесно связаны с Конвенцией 1972 года. Это в том числе мониторинг объектов, внесенных в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой; создание и постоянное обновление базы данных по объектам Всемирного наследия; участие в подготовке номинационных досье.
Существующая сеть различных институтов охраны Всемирного наследия позволяет организовать эффективное взаимодействие всех заинтересованных сторон, осуществлять консультативную и экспертную помощь, обмениваться опытом и оказывать помощь по сохранению памятников культуры и природы.
Сотрудничество России и ЮНЕСКО по охране Всемирного наследия принимает разнообразные формы и происходит по целому ряду различных направлений.
Научные сотрудники российских объектов Всемирного наследия, а также других заинтересованных организаций, принимают участие в международных семинарах, конференциях, форумах и встречах, посвященных вопросам управления, использования и охраны этих памятных мест. Часть мероприятий проходит и в Российской Федерации. Одними из ключевых площадок для обсуждения проблем охраны объектов Всемирного наследия стали Институт культурного и природного наследия им. Лихачева и Санкт- Петербургский культурный форум.
Самостоятельным направлением деятельности ЮНЕСКО в сфере сохранения культурного наследия можно назвать проекты, которая данная организация осуществляет в различных странах мира. Эти проекты включают работы по восстановлению памятников культуры и способствуют развитию научного сотрудничества. Также, подобные мероприятия становятся площадкой для неформальных встреч представителей бизнеса и политики, внося вклад в развитие двусторонних связей в других сферах. В будущем подобных проектов будет все больше, так как подобный формат уже доказал свою эффективность.
Реализованные в России проекты ЮНЕСКО, такие как «ЮНЕСКО-Большой» и «Эрмитаж/ЮНЕСКО», позволили не только сохранить и модернизировать значимые для мировой культуры объекты, но и создать предпосылки для дальнейшего развития взаимодействия и использования полученного опыта при участии в других совместных с ЮНЕСКО мероприятиях.
Безусловно, важнейшую роль в развитии сотрудничества России и ЮНЕСКО играют российские объекты, входящие в Список Всемирного наследия. Россия, приняв на себя обязательства по охране, прописанные в Конвенции 1972 года, продолжает проводить политику, направленную на улучшение состояния объектов Всемирного культурного и природного наследия и увеличение финансирования мероприятий по их сохранению.
Более того, такие государственные программы как «Культура России», утвержденные Министерством культуры Российской Федерации, направлены на поддержку широкого числа памятников культуры, что соответствует стратегическим планам России по увеличению количества объектов, входящих в список Всемирного наследия. При этом стоит отметить, что государственными органами уделяется гораздо большее внимание объектам культурного наследия, чем объектам природного, что находит свое отражение в утвержденных программах. В то время как правительство ставит цель - обеспечить охрану 100% культурных объектов, только один природный объект Всемирного наследия представлен в государственных программах. При этом эти объекты сталкиваются с целым рядом проблем, которые требуют пристального внимания органов власти: добыча полезных ископаемых, загрязнение природных территорий, малая эффективность мероприятий по профилактике и борьбе с природными стихиями, недостаточное регулирование туристического сектора.
В настоящее время, когда процесс включения в список ЮНЕСКО российского наследия активизировался, крайне важное значение приобретает заинтересованность органов власти всех уровней в выстраивании эффективной системы охраны и управления культурных и природных памятников.
Государственная политика должна быть ориентирована на реализацию целого комплекса мероприятий, направленных на сохранение, использование и популяризацию объектов культурного и природного наследия всех видов и категорий. Это подразумевает улучшение финансирования мероприятий, усиление охранных мер, популяризацию и развитие экотуризма, создание информационных центров, обучение персонала. Отдельное внимание стоит уделить разработке единых планов управления, особенно для обширных и трансграничных объектов. Кроме того, российские объекты Всемирного наследия сталкиваются с рядом серьезных проблем, среди которых можно выделить строительство зданий, которые не вписываются в общий исторический облик исторических поселений, строительство промышленных предприятий на территории объектов наследия или прилегающей к ним зоне, а также изменение границ охраняемых территорий.
Существующие проблемы являются препятствием в развитии сотрудничества России и ЮНЕСКО, но при нацеливании участников на диалог, проблемы удастся разрешить. Ведь Россия прислушивается к рекомендациям ЮНЕСКО, а представители ЮНЕСКО признают высокий уровень компетенции российских специалистов.
История взаимодействия России с ЮНЕСКО по охране объектов Всемирного культурного и природного наследия подтверждает эффективность и перспективность этого сотрудничества. Оно имеет прочную основу в виде нормативно-правовой базы, устоявшихся институтов, способствующих развитию диалога. Не исчерпан и потенциал в развитии уже существующих и новых форм сотрудничества, что является важным условием для преодоления существующих препятствий и переходу к новому этапу активного культурного взаимодействия.
А использование площадки ЮНЕСКО для обозначения позиции России по различным проблемам, в том числе и необходимости усиления деятельности мировых государств по прекращению военных конфликтов, приводящих к повреждению и уничтожению памятников истории и культуры, способствует формированию положительного образа России за рубежом и укреплению авторитета России в международном сообществе.
1. Второй протокол к Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года. Гаага, 26 марта 1999 года/ ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/hague conv 2nd prot.shtml (дата обращения: 15.02.2020).
2. Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды»/ Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. URL: http://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye programmy/gosudarstvennaya programma rossiy skoy federatsii okhrana okruzhayushchey sredy s izmeneniyami/ (дата обращения: 14.04.2020).
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы/ Министерство культуры Российской Федерации. URL: https://www.mkrf.ru/documents/gosudarstvennaya-programma-rossiyskoy-federatsii-razvitie- kultury-i-turizma-na-2013-2020-gody/ (дата обращения: 13.04.2020).
4. Декларация принципов международного культурного сотрудничества/ Консорциум «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/1900826 (дата обращения: 01.03.2020).
5. Декларация ЮНЕСКО, касающаяся преднамеренного разрушения культурного наследия/ ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/heritage destruction.shtml (дата обращения: 01.03.2020).
6. Закон РФ №4804-1 от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»/ КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1905/ (дата обращения: 20.02.2020).
7. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Гаага, 14 мая 1954 года/ Международный Комитет Красного Креста. URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/treaties-cultural-properties-140554.htm (дата обращения: 02.02.2020).
8. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия/ ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/heritage.shtml (дата обращения: 20.02.2020).
9. Конвенция об охране подводного культурного наследия/ ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/underwater heritage.shtml (дата обращения: 15.02.2020).
10. Меморандум о взаимодействии Российской Федерации и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)/ Консорциум «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/901945354 (дата обращения: 01.03.2020).
11. Меморандум о взаимопонимании между Государственным Эрмитажем и ЮНЕСКО по вопросу об охране и восстановлении культурных ценностей в зонах конфликтов/ Государственный Эрмитаж. URL: https://clck.ru/N8mJS (дата обращения: 06.04.2020).
12. О включении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, расположенных в Псковской области (г. Псков), в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации/ Министерство культуры Российской Федерации. URL: https://www.mkrf.ru/documents/o-vklyuchenii-osobo-tsennykh-obektov-kulturnogo-naslediya- narodov-rossiyskoy-federatsii-raspolozhenn2012201702/?sphrase id=2747029 (дата обращения: 13.04.2020).
13. Положение о Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО от 21 августа 1992 г./ Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. URL: http://www.unesco.ru/ru/index- module=pages&action=view&id=28.html (дата обращения: 13.03.2020).
14. Постановление Правительства РФ № 847 от 21 августа 2012 г. «О федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы»/ Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70119234/ (дата обращения: 14.04.2020).
15. Рекомендация о сохранении и современной роли исторических ансамблей/ Консорциум «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/901756972 (дата обращения: 01.03.2020).
...