ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 6
1.1 Базовые концепции корпоративной социальной ответственности в современной науке 6
1.2 История развития корпоративной социальной ответственности в России 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИЙ В ОБЛАСТИ КСО 31
2.1 Формирование и характеристика выборочной совокупности исследования 31
2.2 Описание метода исследования и выработка критериев 34
2.3 Социально-политические факторы в локальных нормативных актах российских компаний 37
2.4 Оценка степени влияния социально-политических факторов на социальную отчетность российских компаний: выводы и обобщения 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
Актуальность темы исследования заключается в том, что современная политическая теория и соответствующий ей политический процесс характеризуются возрастанием значимости взаимодействия между органами государственной власти, гражданским обществом и коммерческими компаниями в целях достижения единых социально-политических целей. Бизнес-сообщество все более отходит от классической трактовки рыночной экономики, согласно которой компания ограничивается лишь своей непосредственной коммерческой деятельностью. В текущих условиях компании берут на себя роль гражданского и политического актора - «корпоративного гражданина».
В США и странах Западной Европы крупные корпорации активно участвуют в филантропической деятельности, поддерживают некоммерческие организации, продвигают те или иные социально-политически инициативы, оказывающие влияние, в том числе, и на электоральный процесс. Эта деятельность определяется таким понятием как «корпоративная социальная ответственность» (КСО).
В Россию КСО приходит с определенной задержкой, вызванной необходимостью сформировать институты рыночной экономики и гражданского общества в короткий исторический период. Со стороны системы государственного управления возникает все больший интерес к регламентированию и регулированию социальной деятельности компаний. Эти процессы определяют актуальность темы выбранного исследования, в ходе которого анализируется влияние социально-политических факторов на российское бизнес-сообщество.
Цель исследования — проанализировать влияние социально-политических факторов на крупные российские компании в ходе реализации ими корпоративной социальной ответственности.
Для выполнения цели исследования были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы корпоративной социальной ответственности в современной науке;
• провести обзор истории становления КСО в России в ракурсе происходивших с 1991 года политических и общественных трансформаций;
• сформировать и охарактеризовать выборочную совокупность исследования - набор рассматриваемых компаний;
• описать метод исследования и выбрать критерии для его проведения;
• выявить социально-политические факторы в локальных нормативных актах российских компаний, отражающих их корпоративную социальную ответственность;
• оценить уровень влияния социально-политических факторов на деятельность рассматриваемых компаний.
Объектом исследования является сфера политико-экономических отношений в России.
Предметом исследования выступает политика социальной ответственности крупных российских корпораций.
Практическая значимость исследования обусловлена нехваткой прикладных исследований, затрагивающих российскую практику КСО, которая, в значительной степени, не охвачена социальными науками. Видится целесообразным расширение формирования практических наработок, которые в дальнейшем могут использоваться в формировании политической повестки со стороны органов государственной власти и других заинтересованных сторон (стейкхолдеров).
Теоретико-методологической основой исследования являются труды зарубежных и российских ученых - Ф.А. Хайека, Г. Боуэна, Ф. Абрамса, К. Дэвиса, Т. Фрая, М. Фридмана, А. Кэролла, М. Хилда, К. Дэвиса, У. Фредерика, Туркина С.В., Ю.Е. Благова, Г.Л. Тульчинского, С.П. Перегудова, Е.А. Ореховой, О.А. Сайченко, А.А. Яковлева, А.В. Кузьмина и других.
Методы исследования. В работе применяются методы контент- анализа, такие как анализ по элементам, тематический анализ, структурный анализ, анализ взаимоотношения различных материалов, а также метод анализа классических текстов.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников. Первая глава является теоретической, она состоит из двух параграфов, вторая глава является практической, она состоит из четырех параграфов.
Рассмотрев воздействие социально-политических факторов на бизнес в России, можно сделать общий вывод, что они оказывают достаточно сильное влияние, хотя и не столь значительное, как в странах Западной Европы и США, где более сильно влияние как на власть, так и на бизнес со стороны некоммерческих организаций.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что сырьевые предприятия, специализирующие на добыче и транспортировке нефти и газа, которые часто рассматриваются в медийном пространстве как «опора государства», в меньшей степени синхронизируют свою деятельность с определенными органами государственной власти социально-политическими установками. Напротив, предприятия банковского сектора в большей степени следуют данным установкам, что объясняется их большей клиентоориентированностью, вызывающей необходимость отвечать на запросы общества. В то время, как «Газпром» или «Роснефть» не взаимодействуют напрямую с частными потребителями, «Сбербанк» и «ВТБ» зависят от репутации среди массового потребителя, поэтому их социальная деятельность охватывает больше направлений.
Другой вывод исследования заключается в том, что все рассматриваемые социальные отчеты российских компаний включают описание мероприятий по улучшению экологии. В современном социуме существует рельефно проявляемый запрос на «зеленую экономику», что вызывает необходимость бизнесу проводить экологическую политику, причем такую политику проводят даже те компании, которые не оказывают напрямую отрицательного воздействия на окружающую среду («ВТБ», «Сбербанк», «Магнит», «X5 Retail Group»).
Еще один вывод исследования заключается в том, что многие российские крупные компании рассматривают социальную ответственность, прежде всего, как заботу о персонале, по сути ограничивая гражданское общество рамками персонала корпорации. Данная тенденция обусловлена тем, что собственные работники рассматриваются многими бизнес-акторами как ценный актив, поддержка которого напрямую влияет на успех бизнеса, в то время как репутационный эффект от поддержки других, более широких слоев общества не всегда очевиден. Социальная политика такого рода свойственна для такой компании как «РЖД».
Рассматривая процессы, оказывающих непосредственное воздействие на внедрение КСО, следует отметить, что, с одной стороны, зарубежный бизнес изначально обладает более высокими приоритетами в отношении КСО в своих странах, по сравнению с российской экономикой, однако транснациональные компании (ТНК), действуя в России, зачастую не утруждают себя мероприятиями по достижению социального партнерства в условиях, когда государство и общество не может достаточно четко сформулировать этот запрос.
С другой стороны, российский крупный бизнес изначально более жестко нацелен на взаимодействие с органами государственного регулирования, имеющими твердые намерения переложить на бизнес-сообщество определенную часть социальных обязательств. В результате этого процесса возникает ситуация, когда российские компании хотя и изначально имеют меньшую мотивацию и опыт внедрения норм КСО по сравнению с зарубежными бизнес-структурами, более охотно вступают в диалог с государством, что компенсирует имеющиеся недостатки.
Текущая ситуация, связанная с пандемией коронавируса, будет способствовать расширению и углублению взаимодействия между государством, бизнесом и обществом с целью решения социально значимых задач. Господдержка, направленная на помощь компаниям с целью сохранения занятости населения будет способствовать большему сближению компаний с органами власти. Будет происходить «политизация» бизнеса, что вызовет необходимость дальнейших исследований, фокусирующихся на оценке влияния политических процессов на функционирование коммерческого сектора.
Нормативные акты
1. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «Об общественных объединениях».
2. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «О некоммерческих организациях».
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Книги и периодические издания
5. Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление / Ю.Е. Благов // Российский журнал менеджмента. - 2004. - №3. 17-34 с.
6. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год [текст] / под 60 общ. ред. С.Е. Литовченко. - М.: Ассоциация менеджеров, 2004.
7. Доклад о социальных инвестициях в России - 2008 / Ю. Е. Благов (и др.); под общ. ред. Ю. Е. Благова, С. Е. Литовченко, Е. А. Ивановой. - М.: Ассоциация Менеджеров, 2008.
8. Доклад о социальных инвестициях в России - 2019 / Ю.Е. Благов, А.А. Петрова-Савченко (и др); под общ. Ред. Ю.Е. Благова. - М. Ассоциация Менеджеров, 2019.
9. Кузьмин, А.В. Формирование концепции корпоративного гражданства в России // Российское предпринимательство. 2013. № 21 (243). С. 108-115.
10. Перегудов С.П. Политическая система России в мировом контексте: институты и механизмы взаимодействия. М.: РОССПЭН, 2011.
11. Сайченко О.А. Корпоративная социальная ответственность: учеб. Пособие - СПб: изд-во Политехн. ун-та, 2013 - 100 с.
12. Тульчинский Г.Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство: технологии и оценка эффективности. СПб: НИУ - ВШЭ. 2012.
13. Тульчинский Г.Л. Политическая культура: учебное пособие для академического бакалавриата / Г. Л. Тульчинский [и др.]. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 326 с.
14. Туркин С.В. «Как выгодно быть добрым: Сделайте свой бизнес социально ответственным» С.В. Туркин, Альпина Паблишер, 2007.
15. Фридман. М Капитализм и свобода / Фридман М. // Новое издательство М.: Новое издательство, 2006.
...