ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И МОЛОДЁЖИ 9
1.1. Молодёжь как субъект политики 9
1.2. Политическая институционализация молодёжи в России 17
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЁЖНЫХ СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СУБЪЕКТАХ РФ 25
2.1. Политико-правовые аспекты создания молодёжных совещательных органов 25
2.2. Создание молодёжных советов в Санкт-Петербурге 34
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЛОДЁЖНЫХ СОВЕТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 42
3.1. Практики молодёжных советов по вовлечению молодёжи в социальную активность 42
3.2. Опыт работы по поддержке инициативной и талантливой молодёжи 47
3.3. Участие в воспитании гражданственности и патриотизма в молодёжной среде 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность темы исследования. Численность молодёжи в России сокращается, что увеличивает социальную нагрузку на каждого отдельного её представителя, то есть трудовая деятельность молодого поколения в большей степени становится источником средств для социального обеспечения населения. Бывший руководитель Федерального агентства по делам молодёжи С.Ю. Белоконев отмечал1, что в 2005 году в России проживало 40 млн. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, а к 2020 году эта цифра составит 26 млн., что делает молодёжь дефицитным ресурсом. По его словам, инициативность и стремление молодёжи изменять свою среду "повышает эффективность и капитализацию нашей страны2".
Прогноз динамики распределения населения по возрастным группам оказался точным. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2019 года в России проживало 24,3 млн. человек в возрасте от 15 до 29 лет (16,5% от всего населения страны)3. Помимо получения образования, эти молодые люди должны на практике реализовывать свои знания, оттачивать полученные умения и навыки, в том числе в сфере государственного управления, что отчасти реализуется через систему молодёжных общественных объединений и даёт стране квалифицированные кадры, которые способствуют развитию конкретных отраслей.
В рамках современного этапа модернизации страны молодёжь играет особую роль как стратегический ресурс и источник инноваций. Её общественно-политическая активность стала предметом научных исследований, в том числе, в целях анализа влияния государственной молодёжной политики на эту активность. Обобщение изученного опыта позволит сформулировать рекомендации по вовлечению молодёжи в социальную активность.
Современная российская молодёжь - первое поколение, сформировавшееся в постсоветской России, на которое большое влияние оказали социально-экономические и общественные трансформации, происходившие в стране в 90-е годы XX века. Растёт число представителей молодёжи, не считающий себя инициативной частью общества4. С другой стороны, в условиях глобализирующегося постиндустриального общества, часть молодёжи активно претендует на собственную политическую субъектность, не желая оставаться только объектом государственной молодёжной политики5. Какая из тенденций доминирует - вопрос дальнейших исследований.
Российской общество разделяет мнение о роли молодёжи в развитии страны. Существует запрос граждан на участие молодёжи в общественно-политической жизни. По данным ВЦИОМ, этот запрос остаётся актуальным последние 14 лет, в 2017 и 2019 годах число граждан, считающих необходимым вовлекать молодёжь в общественно-политическую активность, составляет 90%6. Объективная необходимость вовлечения молодёжи в социальную активность и поддержка общественного мнения делают необходимым создание и изучение новых институтов общественно-политического участия молодёжи.
В рамках реализации государственной молодёжной политики, органами государственной власти и органами местного самоуправления России создаются молодёжные совещательные органы. В частности, с 2006 по 2018 год во всех районах Санкт-Петербурга были созданы молодёжные советы при администрациях районов, которые вовлекают молодёжь в общественно-политическую жизнь. Деятельность молодёжных советов требует анализа с точки зрения обоснованности используемых практик и их эффективности.
Степень разработанности проблемы. Изучением молодёжи как социально-демографической группы и как субъекта политики занимались К. Манхейм7 8 9, Т. Парсонс8,9, Ш. Эйзенштадт10, среди отечественных исследователей - В.И. Чупров11, Е.Н. Малик и А.В. Мельников12, О.В. Степанищенко13.
Значительное внимание в работе уделено вопросу политической институционализации молодёжи в современной России, который рассматривался в работах И.М. Ильинского14, С.И. Пелевина15, С.Н. Щегловой16, П.А. Меркулова17.
Анализу политико-правовых аспектов создания молодёжных совещательных органов посвящены работы А.В. Калининой18, А.М. Лагуткиной19, С.Р. Сулеймановой20
Вместе с тем, политико-правовые аспекты создания молодёжных советов в Санкт-Петербурге, а также особенности их работы и практики по развитию социальной активности молодёжи до сих пор не стали предметом научного исследования. Таким образом, анализ литературы позволяет сделать вывод, с одной стороны, о проработанности вопроса политической субъектности и политической институционализации молодёжи, с другой стороны, об отсутствии работ по тематике молодёжных советов в Санкт-Петербурге.
Источниковую базу исследования составляют следующие документы:
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации в части регулирования государственной молодёжной политики: федеральные законы, указы Президенты, распоряжения Правительства, паспорта национальных проектов, законы субъектов Российской Федерации.
2. Положения молодёжных совещательных органов Российской Федерации и её субъектов.
3. Страницы в социальных сетях (ВКонтакте, Instagram) молодёжных совещательных органов, СМИ Санкт-Петербурга и России.
Объект исследования - молодёжные совещательные органы в России.
Предмет исследования - особенности работы молодёжных совещательных органов в Санкт-Петербурге и практики молодёжных советов по развитию социальной активности молодёжи.
Цель исследования - исследовать особенности работы молодёжных совещательных органов и практики молодёжных советов по развитию социальной активности молодёжи.
Целевая установка исследования реализуется посредством решения следующих задач:
1) дать характеристику молодёжи как субъекту политики для выявления аспектов вовлечения молодёжи в социальную активность;
2) выявить особенности процесса политической институционализации молодёжи в России;
3) провести анализ нормативно-правовых актов, регулирующих создание и деятельность молодёжных совещательных органов;
4) изучить историю создания молодёжных советов при администрациях районов Санкт-Петербурга;
5) классифицировать практики молодёжных советов по вовлечению молодёжи в социальную активность;
6) рассмотреть опыт работы молодёжных советов по поддержке инициативной и талантливой молодёжи;
7) охарактеризовать мероприятия молодёжных советов по воспитанию гражданственности и патриотизма в молодёжной среде.
Теоретико-методологические основы работы и методы исследования.
В работе используется неоинституциональный подход, развитый в работах Д. Марча и К. Ольсена21, в рамках которого молодёжные советы рассматриваются как институт, а условия их внедрения - как институциональная среда. Данный подход позволил рассмотреть формальные и неформальные условия внедрения молодёжных советов в совокупности, а также оценить их эффективность в сравнительно-институциональной перспективе.
В рамках исследования был использован системный подход, который позволил дать полную характеристику понятию "молодёжь". Метод анализа нормативно-правовых актов позволил выявить правовые аспекты формирования молодёжных совещательных органов. Сравнительный подход был использован для определения особенностей молодёжных совещательных органов Санкт-Петербурга по сравнению с опытом других субъектов Российской Федерации. Ивент-анализ мероприятий Молодёжного совета Адмиралтейского района за 2019 год позволил классифицировать используемые практики вовлечения молодёжи в социальную активность.
Теоретическая значимость работы состоит в выделении теоретико-методологических аспектов анализа взаимодействия молодёжи и власти, а также характеристик молодого поколения как субъекта политики для последующей аналитической деятельности в области анализа эффективности и степени реализации положений государственной молодёжной политики.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных рекомендаций на практике с целью более эффективного вовлечения молодёжи в общественно-политическую жизнь.
Рассмотрим результаты научной работы, цель которой - исследовать особенности работы молодёжных совещательных органов и практики молодёжных советов по развитию социальной активности молодёжи.
В ходе работы было выяснено, что при решении задачи вовлечения молодёжи в социальную активность, необходимо учитывать характеристики молодёжного сознания (лабильность, трансгрессивность и экстремальность) и неоднородность молодёжи по ряду компонентов дифференциации, а также организовывать взаимный диалог между властью и молодёжью. Выстраивание отношений с молодёжью как субъектом политических отношений способно увеличить число социально активной и лояльной молодёжи.
В современной России политическая институционализация молодёжи осуществляется через молодёжные движения, молодёжные консультативно-совещательные органы, систему грантов и конкурсов для управленцев, формирование кадрового резерва. Большую роль играет внедрение интернет- технологий и социальных сетей в политическую мобилизацию молодёжи, политическое образование и СМИ. Возрастания и спады общественно-политической активности молодёжи в постсоветский период были связаны, в том числе, с использованием молодёжи в политической борьбе, а также с изменениями уровня благосостояния молодёжи и отсутствием понимания их потребностей со стороны власти.
Анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность молодёжных совещательных органов в России, позволил сделать вывод о большом потенциале развития молодёжных совещательных органов, так как текущее законодательство наделяет эти органы достаточно широкими полномочиями, вплоть до определения расходной части бюджетов разного уровня в части реализации государственной молодёжной политики.
В условиях тренда на вовлечение молодёжи в общественно-политическую жизнь страны, необходимо и дальше развивать институт молодёжных совещательных органов, что позволит сделать государственную молодёжную политику более эффективной. По мнению исследователя, первым шагом должно стать закрепление на уровне законодательства субъектов права законодательной инициативы за молодёжными совещательными органами, что на данный момент реализовано лишь для малой части молодёжных совещательных органов России.
Анализ истории создания молодёжных советов в Санкт-Петербурге позволил выделить особенности их создания. Во-первых, Молодёжные советы сформировались после неудачной попытки организовать в городе Молодёжный парламент, что является прецедентом для российской практики формирования молодёжных совещательных органов в регионах.
Во-вторых, политика районных администраций различна в вопросе включения школьников в работу Молодёжных советов. По мнению исследователя, возрастные рамки должны быть стандартизированы в целях более эффективной реализации государственной молодёжной политики.
В-третьих, Молодёжные советы относятся к типу молодёжных совещательных органов, возглавляемых представителем ОГВ, под патронажем которого создан Молодёжный совет, что стимулирует эффективную работу Молодёжного совета и поддерживает необходимый диалог между активной молодёжью и властью.
В-четвёртых, декларируемая в уставных документах процедура делегирования кандидатов в молодёжный совет от образовательных учреждений, промышленных предприятий, общественных организаций и национально-культурных автономий по факту заменена на добровольное выдвижение собственной кандидатуры. Подобная схема делает участие в отборе более открытым, что дополнительно способствует росту общественно-политического участия молодёжи.
В-пятых, последние Молодёжные советы были созданы в 2018 году, в этом же году часть советов была реорганизована. Мы предполагаем, что данные процессы были вызваны подготовкой А.Д. Беглова к предстоящим губернаторским выборам, в рамках которых Молодёжные советы должны были обеспечить поддержку его кандидатуры молодым поколением.
Наконец, в рамках процесса реструктуризации районных администраций города, и создания в некоторых из них объединённых отделов физической культуры, спорта и молодёжной политики, Молодёжные советы могут стать важным инструментом реализации молодёжной политики в районах, переняв ряд функций ранее самостоятельных отделов по молодёжной политике.
В ходе ивент-анализа мероприятий Молодёжного совета Адмиралтейского района были выделены основные практики Молодёжных советов по вовлечению молодёжи в общественно-политическую активность: 1) организация просветительских (образовательных) мероприятий; 2) досуговых мероприятий; 3) добровольческих акций и программ; 4) мероприятий патриотической направленности; 5) поддержка инициативной и талантливой молодёжи.
Работа Молодёжных советов по поддержке инициативной и талантливой молодёжи складывается из трёх компонентов: 1) организация собственных конкурсов и премий; 2) информирование о возможности участия в конкурсах, олимпиадах и премиях на городском и федеральном уровнях; 3) проведение мероприятий по подготовке инициативной молодёжи к успешному участию в перечисленных мероприятиях.
Молодёжный совет обеспечивает увеличение количества участников из числа активной молодёжи района в конкурсных мероприятиях регионального и федерального уровня, информирует молодёжь о возможных способах саморазвития и поиска поддержки научной, творческой или предпринимательской активности молодых людей , способствует повышению общественного статуса победителей конкурсных мероприятий и их наставников, что стимулирует социальную активность остальных представителей молодёжи района.
Деятельность Молодёжных советов по воспитанию гражданственности и патриотизма заключается в 1) развитии добровольческого (волонтёрского) движения, играющего важную роль в гражданско-патриотическом воспитании; 2) гражданско-патриотическом воспитании детей и молодёжи района; 3) информационном обеспечении мероприятий гражданско-патриотической направленности; 4) пробуждении интереса школьников и студентов к истории России, государственным праздникам и памятным датам страны.
Таким образом, был сделан вывод о наличии специфических особенностей Молодёжных советов при администрациях районов Санкт- Петербурга, эффективности их практик по вовлечению молодёжи в общественно-политическую активность, соответствии этих практик основам государственной молодёжной политики и патриотического воспитания в стране.
В 2020 году заканчиваются сроки реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В связи с этим, дальнейшим направлением исследований может стать изучение изменений в работе молодёжных советов, вызванных принятием новых нормативных правовых актов в сфере государственной молодёжной политики и патриотического воспитания граждан.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) : с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/ (дата обращения : 06.03.2020).
2. Об общественных объединениях : федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.12.2019) [Электронный ресурс] // Гарант. - URL : https://base.garant.ru/10164186/ (дата обращения : 09.03.2020).
3. О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений : федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) [Электронный ресурс] // URL : http://www.kremlin.ru/acts/ bank/8019 (дата обращения : 07.03.2020).
4. О первоочередных мерах по реализации молодёжной политики : указ Президента РФ от 16.09.1992 №1075 (ред. от 12.04.1999) [Электронный ресурс] // Гарант. - URL : https://base.garant.ru/2300503/ (дата обращения : 08.03.2020).
5. О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (с изменениями и дополнениями) : постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 // Гарант. - URL : https://base.garant.ru/71296398/ (дата обращения : 12.03.2020).
6. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_28399/ (дата обращения : 12.03.2020).
7. Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-р [Электронный ресурс] // Гарант. - URL : https://base.garant.ru/70813498/ (дата обращения : 06.03.2020).
8. Паспорт национального проекта "Образование" : утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16 [Электронный ресурс] // Гарант. - URL : https://base.garant.ru/72192486/ (дата обращения : 09.03.2020).
9. О развитии молодёжного парламентаризма в субъектах Российской Федерации : инструктивное письмо Министерства образования от 24 апр. 2003 г. № 2 // Собрание законодательства. - 2003. - № 76. - С. 156-162.
10. Об Общественной Молодёжной палате при Курской областной Думе : закон Курской области от 23 декабря 2005 года №101-ЗКО (с изменениями на: 27.09.2017) [Электронный ресурс] // URL : http://kurskduma.ru/zd3/05- 101zko.php (дата обращения : 09.03.2020).
11. О Молодежном парламенте Томской области : закон Томской области от 11 июля 2006 г. N 139-ОЗ (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 29 июня 2006 г. N 3179) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // URL : https://duma.tomsk.ru/ document/view/24 (дата обращения : 09.03.2020).
12. О Молодёжной коллегии Санкт-Петербурга : постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 30 августа 2012 года № 58-пг (с изменениями на 19 декабря 2019 года) [Электронный ресурс] // Консорциум Кодекс. - URL: http://docs.cntd.ru/document/822401231 (дата обращения : 10.03.2020).
13. Об администрациях районов Санкт-Петербурга : постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года № 1098 (с изменениями на 25 марта 2020 года) [Электронный ресурс] // Законодательное собрание Санкт-Петербурга. - URL: https://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/556099653 (дата обращения : 10.03.2020).
14. Заключение на проект постановления Законодательного Собрания Санкт- Петербурга "Об организации Молодёжного парламента в Санкт-Петербурге" [Электронный ресурс] // Законодательное собрание Санкт-Петербурга. - URL : https://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/706104375 (дата обращения : 10.03.2020).
15. Об организации Молодежного парламента в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // Законодательное собрание Санкт-Петербурга. - URL : https://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/706104372 (дата обращения : 10.03.2020).
...