ВВЕДЕНИЕ 2
1. Общественная мысль в арабских странах 5
1.1. «Арабский национализм» 5
1.2. «Арабский социализм» 14
2. Политические реформы и экономическая система Алжира (1962 - 1992 гг.) 19
2.1. Ахмед Бен Белла и «алжирский социализм» (1962 - 1965 гг.) 19
2.2. Реформы Хуари Бумедьена (1965 - 1978 гг.) 26
2.3. Либерализация режима (1979 - 1992 гг.) 30
3. Общество и культура 36
3.1. Социально-культурные особенности алжирской идентичности 36
3.2. Берберский фактор в алжирском обществе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Алжир (Алжирская Народная Демократическое Республика, АНДР) - государство, которое прошло долгий путь становления. Данный регион, неотъемлемая частью арабского и исламского мира, некогда находился под прямым влиянием Французской республики - входил в ее состав. После 8 лет войны за независимость (1954 - 1962 гг.) или Алжирской революции (араб. 4>'j^J' sjj^J'), как ее называют сами алжирцы, общество и политическая элита новоиспеченного государства встали перед следующей задачей - выстроить всеобщую национальную идею.
Актуальность исследования. В свете продолжающихся в Алжире политических манифестаций - Хирак (араб. ^'д^ - движение), которые имеют место даже после избрания нового президента Абдельмаджида Теббуна важно обратиться к особенностям алжирского общества и проблемам, восходящим к периоду зарождения независимого Алжира.
Обзор литературы исследования. При написании данной работы использовались фундаментальные труды отечественных авторов - особенно стоит отметить монографию Роберта Григорьевича Ланды «История Алжира. XX в.», которая и сегодня остается важнейшим трудом в отечественной историографии в данной области. Что касается литературы иностранных авторов, широко цитировались монографии и статьи на французском, английском и арабском языках. Среди французских источников необходимо отметить труды французского историка Бена Стора («История Алжира. 1962 - 1988», «Кабилы на войне» и др.) и этнолога, исследовательницы в области культуры и языка берберов Камиллы Лакост-Дюжардан («Культурная география и геополитика в Кабилии», «Культурные притязания берберов Большой Кабилии», «Большая Кабилия: об опасности горных традиций»). Также в данной работе были использованы результаты полевых исследований, отраженные в монографии «Алжирская идентичность: психологическое полевое исследование» арабского автора Мустафы Ашви.
Объект исследования: государственная система Алжира и алжирское общество.
Предмет исследования: особенности становления политико-социальной структуры Алжира в период 1962 - 1992 гг.
Методы исследования:
1) историко-описательный метод;
2) анализ документальных источников.
Цель исследования: выявить национальные особенности становления политико-социальной структуры Алжира в период 1962 - 1992 гг.
Задачи исследования:
1) определить специфику алжирской модели национализма и социализма в контексте развития идеологии арабского национализма и социализма в XX в.;
2) проследить эволюцию политического и экономического курса политической элиты Алжира в 1962 - 1992 гг.;
3) выявить особенности культурного аспекта жизни алжирского общества и политики государства в отношении нее;
4) определить значение берберского фактора в процессе формирования алжирской государственности.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Таким образом, по итогам данного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Алжирская модель социализма оказалась эффективным в краткосрочной перспективе инструментом консолидации общества нового независимого государства в целях построения новой нации. Что касается цельного национализма в Алжире XX в., говорить о полноценном его достижении нельзя, скорее наоборот - алжирская национальная идея не отвечала вызовам в период после обретения независимости: ее реальные успехи ограничивались периодом войны за независимость, когда она вдохновляла широкие массы на борьбу. После середины 60-х гг. XX в. алжирская национальная идея оставалась лишь одной из многочисленных составляющий фрагментированного, полного противоречий арабского национализма;
2) Реформы в духе плановой экономики не смогли дать начало стабильной экономической системе Алжира как из-за специфики традиционной алжирской деревни, так и из-за противоречий политической элиты и крупных собственников. Приток средств в государственный бюджет в 1970-х гг. был вызван лишь повышением на мировом рынке цен на нефть и, хоть и успешно обеспечил социальные нужды широких слоев населения, не был направлен на оптимизацию экономической жизни среднего класса. Приватизация 1980-х гг. по большому счету лишь узаконила право политической элиты (в основном офицерам ННА и государственных чиновников) на крупные предприятия, которые и без того находились у нее в собственности де-факто;
3) Социально-культурная жизнь Алжира второй половины XX в. представляла довольно закрытую систему - ФНО ограничивал свободу прессы, кино, выбора языка. Противодействие французскому языку и политика арабизации, сочетавшаяся с исламизацией, с одной стороны препятствовали вмешательству Франции во внутреннюю политику, но с другой - готовили благоприятную для исламистских объединений социальную базу;
4) Берберы Алжира сыграли одну из важнейших ролей в построении независимого государства. На протяжении XX в. многие кабилы прошли «школу французского республиканизма», многие политики, имеющие кабильские корни, участвовали в процессе создания основополагающих принципов независимой АНДР, некоторые продолжали деятельность в оппозиционном движении. Лозунги политических и общественных кабильских деятелей выходили далеко за пределы защиты сугубо берберского меньшинства, прокладывая дорогу в том числе и арабским прогрессивным активистам.
Источники
1) Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 года. URL: https: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/colonial. shtml (дата обращения: 11.05.2020).
2) Коран / Пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. М.: Наука, 1963.
3) 88 Etats et gouvernements de l’Organisation Internationale de la Francophonie. URL: https: //www. francophonie. org/88-etats-et- gouvernements-125 (дата обращения: 10.05.2020).
4) Algerian Wedding // Youtube. 25 июня 2014 г. URL: https: //www.youtube. com/watch?v=i-DibXXjW4 g&feature=emb logo (дата обращения: 05.05.2020).
5) Constitution de l’Algerie du 10 septembre 1963. URL: https://mjp.univ- perp.fr/constit/dz1963.htm (дата обращения: 14.03.2020).
6) Constitution de l’Algerie du 19 novembre 1976. URL: https://algeria- watch.org/?p=55418 (дата обращения: 17.05.2020).
7) Constitution de l’Algerie du 23 fevrier 1989. URL: https://mjp.univ- perp.fr/constit/dz1989.htm (дата обращения: 20.05.2020).
8) Dictionnaire de la langue frangaise Le Robert, 1985.
9) Documents et discussions du congres nationaliste et islamique tenu a Beyrouth en Octobre 1994 // Centre d’Etudes de l’Unite Arabe. Beyrouth. 1995.
10) Islamic Resistance and Accommodation // MESA. Washington, 25 November 2002.
11) Le nationalisme arabe et l’Islam // Centre d’Etudes de l’Unite Arabe. Beyrouth, 1988.
12) Report of the International Conference on Population and Development. Cairo, 5-13 September 1994. URL: https://www.un.org/en/development/desa/population/events/pdf/expert/ 27/SupportingDocuments/A CONF.171 13 Rev.1.pdf (дата обращения: 07.04.2020).
13) Zogby J. J. What Arabs think: values, beliefs and concerns // Report of Zogby International, Commissioned by the Arab Thought Foundation. September 2002.
Литература
14) Алиев А. А. Идеология «мусульманского национализма // Институт научной информации по общественным наукам. М.: РАН, 2008.
15) Володина М. А. Роль этнического фактора в процессе политической трансформации Северной Африки // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2016. № 1.
...