ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ КНР 6
1.1. Пенсионная система Китая в плановый экономический период (1949-1977гг) 6
1.2. Реформа пенсионной системы в период реформ и открытости (1978-2019гг) 7
Выводы 13
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ КНР 17
2.1. Структура пенсионной системы КНР 17
2.2. Состояние современной пенсионной системы КНР 25
2.3. Проблемы современной пенсионной системы КНР 29
Выводы 35
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОМ ФОНДОМ 38
3.1. Фонда базового пенсионного страхования 39
3.2. Центральный трансферный фонд 43
3.3. Предпринимательный пенсионный фонд 44
Выводы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Социальная пенсионная система - это благосостояние людей всех стран в 21-м веке. Дальнейшее реформирование и совершенствование пенсионной системы является общей проблемой, стоящей перед правительствами. Являясь важной институциональной гарантией сокращения бедности в старости, пенсионная система оказала огромное влияние на улучшение жизни людей, экономический рост и социальную стабильность.
Актуальность темы.
Численность населения Китая достигла 1,4 млрд. человек, это занимает около 20% от мирового. На даный момент в Китае существует более 240 млн человек, у которых возраст превышает 60 лет . В настоящее время возраст выхода на пенсию мужчин в Китае составляет 60 лет, женщин, работающих на офисе - 55 лет, а женщин, занимающихся физическим трудом - 50 лет.Это определялось в 1978 году. В 2050 году в стране будет до 480 млн. пожилых граждан, и численность общего населения Китая составит от 1,5 до 1,6 млрд. человек.[1] Это означает, что на 2 человека в трудоспособном возрасте будет приходиться почти один пенсионер. Очевидно, что постраение населения в Китае очень серёзная проблема.Китай имеет очень низкий пенсионный возраст, но средняя продолжительность жизни в Китае составляет 73 года.
В современной китайской пенсионной системе существуют несколько важных проблем: низкое покрытие, дисбаласная структура пенсионной системы, дисбаланс развития пенсионной системы между различными провинциями и регионами, наличие нарушений в управлении фондом пенсионного страхования.
В июле 1997 г Госсоветом КПР издрло постановление «О создании единой системы основного пенсионного страхования работников предприятий» положило начало системе базового пенсионного страхования[2]. Пенсионная реформа, проведенная в Китае в 1990-х гг., нанравлена наизменение существовавшей распределительной системы ненсионного обеспечения, дополнение ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионирования и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан. Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеснечение своей старости, а также в усилении ответственности работодателя при уплате страховых взносов за каждого работника.
Выстраивание национальной пенсионной системы неносредственно связано с множеством факторов, в том числе демографических и социально-экономических. Такие факторы, как уровень национальных сбережений, конъюнктура рынка труда, структура налоговой системы, а также состояние рынка капитала, оказывают большое влияние на выбор пути развития пенсионного обеспечения.
В этой связи актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью переоценки реальной ситуации в пенсионной системе Китая, углубления теоретического анализа ненсионирования, а также разработки решений по существующим в Китае проблемам. Исследование в области теории и стратегии реформ пенсионного обеснечения должно включать анализ международного опыта, и, безусловно, оценку его с учетом демографических и экономических особенностей конкретных стран с целью использовать при совершенствовании пенсионной системы в Китае.
Цель и задачи исследования.
Целью данного исследования является представление и описание истории становления, современные состояние и характеристики, проблемы и приоритетные направления развития пенсионной системы КНР.
Для достижения намеченной цели выполнились следующие задачи:
• Подробно описать историю становления и развития пенсионной системы КНР;
• Выделить особенности пенсионной системы Китая и текущее состояние, основные проблемы, с которыми сталкивается пенсионная система Китая, и как решить проблемы и содействовать пенсионной реформе.
• Описать состояние развития и проблемы пенсионного фонда
• Сравнить и проанализировать практику иностранной пенсионной реформы и исторических изменений пенсионной системы Китая, проанализировать эволюцию пенсии как экономической и социальной вещи, а также уточнить некоторые основные характеристики, влияющие на факторы и изменения пенсий в процессе развития. Проводить сравнительные проверки, выявлять национальные условия и найти общие проблемы и постоянный опыт.
• Изучать состояние и перспективу развития китайской пенсионной системы, включая анализ демографических предпосылок пенсионной реформы.
Объект исследования.
Объектом исследования является пенсионная система КНР, включающая базовое пенсионное страхование работников предприятий, систему пенсионного обеспечения служащих государственных учреждений и органов, пенсионное обеспечение для городских и сельских жителей, и также дополнительную пенсионную систему.
Предмет исследования.
Предметом исследования является становление и развитие пенсионной системы Китая.
Научная новизна.
1. Представила многоуровневую пенсионную структуру, созданную в Китае, и историю развития китайской пенсионной системы.
2. Изучила демографические проблемы, стоящие сейчас перед Китаем, постарение населения, снижение рождаемости, сокращение рабочей силы из года в год, а также рост коэффициента зависимости пожилых людей, эти вопросы оказали огромное влияние на развитие пенсионной системы КНР.
3. При описании характеристик китайской пенсионной системы показала характеристики по-китайски, в том числе «скрытый пенсионный долг», который имеет методологическое значение для оценки его фактического размера, включая два аспекта: а) Один подразумевается как часть скрытой пенсионной задолженности, подлежащей выплате правительством после введения накопительного компонента в систему обязательного пенсионного страхования б) Другая часть - это часть, отозванная правительством в ходе реформы государственного предприятия при введении средств.
4. Изучила пенсионную проблему на современном этапе социально-экономического развития Китая, что позволяет нам определить особенности китайской системы и определить дальнейшие направления реформ. Вопросы исследования включают в себя: влияние постарения населения на пенсионную систему, покрытие населения, ставка взноса, метод расчета пенсии, текущее состояние инвестиций в пенсионный фонд, существующие проблемы и перспективы развития
Структура работы.
ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 64 страниц. В работе включает цифровой и графический материал 14 таблицах и 11 рисунках.
Данная ВКР по теме Становление пенсионной системы КНР позволяет сделать следующие выводы:
1. Нынешняя пенсионная система в Китае состоит из трех частей: национальная базовая пенсия, дополнительная пенсия (ежегодные отчисления предприятий и дополнительная пенсия для кадров государственных учреждений и органов ), личная пенсия (продукты по старости страховых компаний и финансовых учреждений). Среди них национальная базовая пенсия составляет основную часть, дополнительная пенсия и личная пенсия были введены поздно, развивается с медленными темпами и отсутствуют совершенных законов и правил и специального отдела надзора. Поэтому ускорение развития личной пенсии и дополнительной пенсии является важной задачей для повышения уровня социального обеспечения по старости.
2. Главная задача, которую предстоит решить состоит в определении оптимального обединения трёх компонетов пенсионной системы и совершенствования её структуры.
3. В настоящее время возраст выхода на пенсию для мужчин составляет 60 лет, для женщин, занимающих физическим трудом- 50 лет, работающих в офисе -55 лет. Средняя ожидаемая продолжительность жизни граждан Китая составляет 73 года, что свидетельствует о том, что пенсионный возраст Китая относительно низок. Кроме того, в Китае постарение населения является серьезной проблемой для пенсионной системы. Поэтому в будущем правительство Китая будет постепенно повышать пенсионный возраст, чтобы решить проблему финансового давления на пенсионную систему.
4. В китайской пенсионной системе существует ряд недостатков, нуждающихся в разрешении..
1) Низкое покрытие населения государственным пенсионным обеспечением. В целом по стране невысок уровень участия населения в обязательном пенсионном страховании. В конце 2019 г. численность населения, участвовавшего в обязательном пенсионном страховании, достигла 967.46 млн. человек, что составил лиш 69% от общей численности населения.
2) Существуют структурные противоречия, и давление на базовую пенсионную систему чрезмерно. С текущей точки зрения базовая система в Китае несет главную ответственность за обеспечение жизни положых людей. По сравнению с США, дисбаланс в структуре пенсионной системы Китая еще более очевиден.
5. По сравнению с западными странами, в пенсионной системе Китая значительная доля приходится на базовое пенсионное страхование, а дополнительная пенсионная система создается поздно и развивается медленно.
6. Предлагается, что в настоящео время средства фонда обязательного пенсионного страхования должны вкладываться, в основном, в государственные облигации, исходя из соблюдении нервоочередного принципа безопасности пенсионных средств.Временно свободные пенсионные средства могут использоваться только для покупки государственных облигации или вкладываться на снециальные банковские счета. Нельзя инвестировать пенсионные деньги на фондовом рынке, пока не будет сформирован безопасный механизм инвестирования пенсионных средств.
7. В настоящее время развитие фонда пенсионного страхования в Китае идет медленно, из-за отсутствия специального отдела надзора, единого инвестиционного канала, низкой доходности от инвестиций, недостатка дохода и большие расходы увеличивают финансовое бремя пенсионных фондов, поэтому правительству Китая необходимо продолжать совершенствовать механизм фнода пенсионного страхования.
8. Несмотря на то, что накопленный баланс пенсионного страхового фонда предприятий увеличивался, среднее число месяцев, подлежащих выплате в стране, показало т енденцию к снижению: с 19,7 месяца в 2012 году до 17,2 месяца в 2016 году. Отсутств ие возможностей для выплаты пенсий вызвало социальные большое внимание.В то же время существуют значительные региональные различия в пенсионных фондах. С точк и зрения регионального распределения остатков пенсионных фондов в 9 провинциях Г уандун, Пекин, Цзянсу, Чжэцзян, Шаньдун, Сычуань, Шанхай, Шаньси и Аньхой, сово купный баланс которых составляет более 100 млрд. Юаней, на общую сумму 260,93 мл рд. Юаней, что составляет 70,6%. С 2011 года 12 провинциям и городам Хэйлунцзяна, Цинхая, Цзилиня, Ляонина, Хэбэя, Тяньцзиня, Шэньси, Хубэя, Внутренней Монголии, Хайнаня, Гуанси, Цзянси и Синьцзяна было выплачено менее 12 месяцев. Мы считаем, что пенсии сильно различаются между провинциями. Помимо того, что они тесно связ аны с регионным экономическим развитием.
9. Число людей, получающих базовые пенсии по страхованию городского и сельского жилья, будет продолжать быстро расти в течение следующих 20 лет. Ввиду тенденции к быстрому старению населения, несмотря на постоянное расширение базового пенсионного страхования для работников, число людей, получающих базовые пенсии по страхованию городского и сельского жилья, будет продолжать быстро расти в течение следующих 20 лет, достигнув 323,4454 млн. К 2036 году, при этом среднегодовые темпы роста составят примерно 3,85%. После 2037 года число получателей стабилизировалось, и к 2050 году оно постепенно увеличилось до 324,768 млн. Человек, ежегодный прирост составил около 0,03%.
10. Снижение ставок пенсионных выплат стало серьезной проблемой для доходов и расходов пенсионного фонда. Госсовет предлагает поэтапно снижать ставку взносов социального страхования начиная с мая 2016 года, предусматривает, что ставка взносов базового пенсионного страхования для работников предприятий может быть снижена до 20%, ставка взносов предприятий составляет 20%, а накопительный остаток средств можно выплачивать более чем на 9 месяцев. Провинции могут быть сокращены до 19%. Ранее Китай предусматривал, что система Китая предусматривает, что установленная законом общая ставка взносов в систему базовой пенсионной страховки городских работников составляет 28%, из которых взносы предприятий составляют около 20%, а индивидуальные взносы - 8%. Дальнейшее снижение ставки взносов должно снизить нагрузку на предприятие, но оно все же оказывает определенное влияние на пенсионный баланс.
В общем, в китайской пенсионной системе существует ряд проблем, и для решения этих проблем требует дальнейшей пенсионной реформы. Кроме расширения круга охваченных государственной пенсионной системой, предоставления удовлетворительного уровня пенсионного замещения, а также повышения управленческой эффективности функционирования пенсионной системы, ещё нужно осознать проблему о наличии скрытых пенсионных задолженностей, которые неизбежны при переходе к пенсионной системе с накопительным элементом. В целом, у пенсионной системы Китая много проблем, и решение этих проблем требует дальнейшей пенсионной реформы. Помимо расширения сферы действия национальной пенсионной системы, обеспечения удовлетворительного уровня замещения пенсий и повышения эффективности управления пенсионной системой, необходимо также признать наличие скрытой задолженности по пенсиям, кроме того, нужно усилить управление пенсионными фондами и усовершенствовать законодательство, расширить инвестиционные инструменты и увеличить доходность от инвестиции средств. Пенсионная система Китая также нуждается в более глубокой реформе и развитии.
1. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА ЧЕРЕЗ КОРПОРАТИВНОЕ СТРАХОВАНИЕ Солопенко Е.В. 2015. С. 487-488. 0
2. О СТРАХОВОЙ МОДЕЛИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РФ Фомин И.А.2015. С. 490-491.
3. ОСОБЕННОСТИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В КИТАЕ. Селищев А.С., Козловский B. В.Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2015. №° 14. С. 78-86.
4. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КНР Лапердина В.Вестник Института экономики Российской академии наук. 2012. №°3. С. 141-152.
5. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ В КИТАЕ Инфан Ч. Свободная мысль. 2011. №°10 (1628). С. 107-118.
6. СТРАТЕГИЯ-2020: НОВАЯ МОДЕЛЬ РОСТА - НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. Грозовский Б.В., Жулин А.Б., Макарова О.А., Плаксин С.М., Рогов К.Ю., Синельников-Мурылев С.Г., Федотов И.В., Якобсон Л.И. Москва, 2013. Том Книга 2 - 287
7. КИТАЙСКАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ. ЭНЕРГЕТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ Циткилов П.Я.Азия и Африка сегодня. 2016. №°2 (703). C. 18-25.
8. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ Лай Ю. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. №°2. С. 199-203
9. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ, США, КИТАЯ И РОССИИ Самойлов И.В., Стешенко В.А., Александров И.О., Белик В.В.
10. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И СТРАНЫ. Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 130-134.
11. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ТЕНДЕНЦИИ И СПЕЦИФИКА Коваленко С.В. Редколлегия: научный редактор В.Ф. Печерица, А.С. Белов, Е.И. Бережнова, В.А. Останин, С.Г. Пушкарев. 2014. С. 203-206.
12. ФИНАНСОВАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ КАК ОСОБЫЙ МЕХАНИЗМ МОДИФИКАЦИИ ПЕНСИОННОГО И СТРАХОВОГО СЕГМЕНТОВ МИРОВОГО РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ Писаренко Ж.В. автореферат дис. ... доктора экономических наук / С.-Петерб. гос. ун-т. Санкт-Петербург, 2017
13. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ТРУДЯЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ (1990-Е ГОДЫ - НАЧАЛО XXI В.) Забровская Л.В.139
14. ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА -ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ?! Ерёменко К.Б., Кирюшина А.В. Научные труды Вольного экономического общества России. 2014. Т. 184. С. 34-39.143
15. ПРОБЛЕМЫ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ Яковлева И.И., Екимова Т.Н.Научные труды Вольного экономического общества России. 2014. Т. 184. С. 58-63.
...