ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 14
1.1. Классификация мигрантов в международных нормативно-правовых актах 14
1.2. Общая типологизация международной и национальной миграционной политики 23
1.3. Миграционная политика в теории европейской интеграции 33
1.3.1. Неофункционализм 33
1.3.2. Интерговернаментализм 37
Глава 2. КОММУНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЕС 41
2.1. Основные этапы формирования современной миграционной политики ЕС 41
2.2. Политика ЕС в контексте миграционного кризиса 51
2.2.1. Первый пакет Европейской повестки дня по миграции 53
2.2.2. Второй пакет Европейской повестки дня по миграции 57
2.3. Роль ЕС в формировании миграционной политики с точки зрения теории европейской интеграции 59
Глава 3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ И НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ 63
3.1. Правовая и институциональная база миграционной политики Франции 63
3.2. Формирование современной французской миграционной политики 71
3.3. Формирование миграционной политики Франции в условиях пандемии COVID-19 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
Список сокращений и условных обозначений 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
Актуальность исследования состоит в том, что на сегодняшний момент вопрос миграции и контролирования миграционных потоков в ЕС на государственном и надгосударственном уровнях стоит достаточно остро. В 2015 г. Европейский союз встретился с многократным увеличением потока беженцев и нелегальных мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока. Данный феномен получил название «европейский миграционный кризис». Ситуацию ухудшило то, что ЕС не был готов к приему мигрантов и их распределению. При попытке урегулировать миграционный кризис возникла напряженность между наднациональным и национальным уровнем ЕС, что породило опасения относительно его разобщенности. Кризис также нанес урон Шенгенской системе и обострил такие проблемы Евросоюза, как конфликт власти наднациональных институтов и государственного суверенитета, доверие к европейским институтам, принцип солидарности между государствами-членами, борьба с терроризмом, экстремизмом и нелегальной миграцией, система интеграции мигрантов и т.д.
В связи с этим, возник вопрос о формировании миграционной политики ЕС и ее стран-участниц и аспектах, которые ее формируют. Ко всему прочему недавняя вспышка коронавирусной инфекции показала, что в условиях глобализированного мира наднациональные и национальные институты работают совершенно по разным моделям и не всегда эффективно, особенно в условии чрезвычайной ситуации.
В данном контексте интересно выяснить, какие именно факторы влияют на формирование миграционной политики, как меняется миграционная политика ЕС и ее стран-членов в чрезвычайных условиях, какую роль в формировании миграционной политики Франции и ЕС играют национальные и наднациональные институты, кто задает вектор развития.
Степень изученности. В диссертационной работе использован широкий круг научной литературы, однако, в связи с тем, что вопрос по проблематике данной работы достаточно специфичен и охватывает достаточно большую сферу деятельности, а некоторые недавно произошедшие события, рассмотренные в работе, в силу своей новизны не имеют точных данных, специализированной литературы по данной теме недостаточно для полного раскрытия вопроса. При этом были изучены многочисленные монографии, статьи, международные документы, источники не только по проблемам европейского и международного права, но также и по проблемам теории европейской интеграции и международных отношений.
Так, например, Д. А. Мартин, А. Ватта, Л. Х. Абду, С. Хасанаж, Е. Тильманн утверждают, что международное право играет все большую роль в определении миграционной политики. Мартин утверждает, что право является мощным источником развития международного миграционного права и национальной политики и все чаще становится тем путем, по которому многосторонние, региональные, субрегиональные и двусторонние механизмы стремятся регулировать вопросы миграции1. Ватта, Абду, Хасанаж и Тильманн пишут в своих работах о том, что вмешательство новых субъектов в процесс выработки политики не ослабляет правительственного контроля за миграционной политикой, а, скорее, кооптирует между собой местных, частных и международных акторов для выполнения задач, которые не могут выполнить национальные правительства2.
В вопросе «в какой степени и какого рода желательно регулирование миграции?» космополитическая литература Дж. Веласко и М. Ля Барберы выступает за отмену миграционных правил, которые препятствуют развитию глобальной социальной справедливости3. Коммунитарные авторы, такие как Д. Миллер и М. Уолцер же настаивают на необходимости контролировать иммиграцию в той или иной степени для защиты интересов жителей государств, а государства рассматриваются как ограниченные политические сообщества4 . Дэвид Миллер также утверждает, что ограничения на иммиграцию улучшают нашу способность эффективно решать проблемы контроля над населением 5 . Однако анализ Д. Инграма в его работе «World Crisis and Underdevelopment», в конечном счете, демонстрирует неадекватность космополитического приоритета негативной политической свободы над позитивной6.
В последние десятилетия было предложено несколько моделей международных режимов, призванных принести пользу направляющим и принимающим странам мигрантов и самим мигрантам. Так, например, одной из самых ярких стала модель Т. Штраубаара о генеральном соглашении о передвижении людей, которая предусматривала налог на мигрантов, взимаемый странами-донорами с каждого мигранта, чтобы компенсировать убытки, которые их миграция создает для своей страны7. Рассматривался также вопрос о создании нового международного режима упорядоченного передвижения людей Б. Гоша, при котором упорядоченная миграция будет облегчена, а Всемирная организация по миграции дополнит существующее многоуровневое регулирование миграции8.
В контексте данной диссертационной работы также были использованы исследования миграционной политики незападных регионов, для того, чтобы сложить полную картину классификации миграционной политики. Так, Дж. Аддлтон пишет, что в большинстве случаев правительство Пакистана играет роль заинтересованного стороннего наблюдателя, а не активного участника, а официальные политические позиции по вопросам миграции обычно следуют за изменениями, а не предшествуют им9. Что касается индийского правительства, М. Преми пишет, что оно не имеет четкой политики сдерживания иммиграции или поощрения эмиграции, вероятно, потому, что эмиграция на национальном уровне настолько мала, что она не может решить проблемы безработицы или недостаточной занятости, и ввиду иммиграционных ограничений, введенных различными странами, эмиграция не может быть решением этих проблем10. М. Абелла отмечает проблему фактического отсутствия или недостаточного регулирования двусторонних соглашений, охватывающих права трудовых мигрантов, в Ближневосточном регионе11.
Управление эмиграцией и ее последствиями изучается уже давно и также вносит свой вклад в изучение миграционной политики и ее типологизации. Например, в своей работе Ф. Скотт не только выделяет особую роль эмиграции, но и говорит о сложности определения оценки данной роли из-за большого количества факторов12 . А Э. Эдо и Л. Рагот отмечают, что возрастная и образовательная структура иммигрантов играет важную роль в определении их влияния на государственные финансы13.
Что касается институциональной конкуренции между государственными и негосударственными, частными и наднациональными субъектами для получения влияния в конкретных областях миграционной политики, то Г. Лахав пишет о безопасности и демократических последствиях деятельности негосударственных субъектов в области иммиграционного регулирования14. Ш. Рассел в своей работе «Politics and Ideology in Migration Policy Formulation: The Case of Ки№айу» выделяет роль национальных правительств в формировании миграционной политики и утверждает, что определяющими факторами формирования политики являются не только изменения экономических условий, но также смена власти среди политических субъектов и значимость вопросов политической повестки дня: проблемы безопасности, региональные политические события, демографические изменения и предполагаемые социальные издержки иммиграции15.
Главной теорией, на которую опирается диссертационная работа, является теория европейской интеграции. В рамках данной работы целесообразно было выделено лишь две - неофункционализм и интерговернаментализм. Первую теорию представляют работы Э. Хааса, Л. Линдберга, А. Нимана. Хаас стал основоположником теории, сформировав основные положения и предложив концепцию так называемых «переливов», эффекта, когда одни экономически и политически значимые события ведут к возникновению других, при этом два рассматриваемых контекста могут казаться несвязанными16. Хаас определял интеграцию как позитивный и автоматический процесс в течение продолжительного периода, когда национальные элиты смещают свои ожидания и лояльность в сторону наднационального уровня управления, где конечной целью является создание политического сообщества17. Линдберг выделил еще один вид перелива - политический18. А. Ниман добавил, ко всему прочему, «вынужденный перелив»19.
Теория интерговернаментализма представлена такими именами, как С. Хоффманн и Э. Моравчик. Хоффманн подчеркивал важность национального суверенитета в процессе европейской интеграции и утверждаел, что именно национальные правительства и их межгосударственные переговоры движут вперед интеграционный процесс 20 . Моравчик полагал, что национальные предпочтения создаются путем давления социальных групп на национальные элиты, которые затем объединяются и развиваются в национальные преференции на международной арене и наднациональных переговорах21.
Объект исследования - миграционная политика Франции и ЕС в целом.
Предмет исследования - особенности, проблемы и перспективы развития миграционной политики ЕС и Франции в условиях современного международного дискурса.
Цель исследования - проанализировать влияние национальных и наднациональных аспектов на формирование миграционной политики в Европейском союзе, с использованием практического опыта наднациональных институтов ЕС и национального правительства Франции, определить наличие доминирования одного аспекта над другим.
Поставленная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
• проанализировать классификацию термина «мигрант» в международных документах;
• проанализировать классификацию миграционной политики, представленную в научной литературе;
• выявить основные принципы формирования миграционной политики в теории европейской интеграции;
• рассмотреть практику формирования и реализации миграционной политики Европейского союза и Франции;
• определить наднациональные и национальные факторы влияния на миграционную политику, используя теоретические аспекты европейской интеграции;
• определить степень влияния наднациональных и национальных институтов в процессе формирования миграционной политики.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2014 по 2020 гг., что объясняется временем интенсивного развития миграционного кризиса в Европейском союзе. Нижняя граница связана с тем, что именно с 2014 г. Европу захлестнул колоссальный поток мигрантов, достигнув пика в 2015 г. Верхняя граница обусловлена характерным сокращением числа мигрантов к 2020 г., новым вызовом Европейскому союзу, его странам-членам и всему миру в форме коронавируса и потребностью национальных и наднациональных институтов в модернизации миграционной политики.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые анализируется соотношение наднационального и национального подходов к формированию миграционной политики с применением теории европейской интеграции и анализа широкой нормативно-правовой базы. Кроме того, в работе рассмотрен процесс осуществления современной миграционной политики ЕС и стран-членов в контексте непредвиденных чрезвычайных ситуаций, что делает её актуальной в наши дни.
Для решения поставленных задач в данной работе использовались такие общенаучные методы исследования, как сравнение, системно-структурный анализ и синтез. Метод анализа и синтеза был применен для выявления структуры миграционной политики и её применения в разных сферах. Метод сравнения применялся для сопоставления особенностей функционирования миграционной политики во Франции и ЕС, а также для анализа различий периодов государственной политики, законов и органов в сфере миграции. Метод классификации позволил выделить главные источники информации, а сравнительный метод дал возможность проанализировать противоположные мнения и сформировать более полное представление по данной теме. Контент- анализ был применен для анализа текстов с целью дальнейшей интерпретации и выявления закономерностей. Метод типологизации позволил классифицировать виды мигрантов и типы миграционной политики, представленные в международных документах и научной литературе в хаотичном порядке, а структурно-функциональный метод способствовал выявлению основных аспектов формирования миграционной политики. Прогностический метод был использован в данной диссертационной работе для того, чтобы спрогнозировать дальнейший путь формирования миграционной политики Франции и ЕС в целом.
В качестве основной источниковой базы при написании данной диссертационной работы были использованы следующие виды источников: во- первых, это нормативно правовые акты международных организаций, декларации, пакты, постановления, резолюции, заключающие в себе определение слова «мигрант», основные права мигрантов и основные положения миграционной политики, среди которых следует выделить: Международную конвенцию о защите прав всех трудовых мигрантов и членов их семей 2003г. 22, Конвенцию Международной организации труда (МОТ) «О миграции в целях занятости» 1949 г.23, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г.24, Конвенцию о свободе ассоциаций и защите права на организацию 1948 г. 25 , Конвенцию о равном вознаграждении 1951 г. 26 , Резолюцию ООН по обеспечению прав человека и человеческого достоинства всех трудовых мигрантов 1975 г.27, Конвенцию о беженцах 1951 г.28, Протокол ООН против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху 2000 г.29, Конвенцию ООН «О статусе апатридов» 1954 г. 30 , Протокол ООН «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» 2000 г. 31 и др. Во-вторых, были использованы нормативно-правовые документы Европейского союза: Шенгенское соглашение 1985 г. 32 ,
Маастрихтский договор 1992 г.33, Амстердамский договор 1999 г.34, Лиссабонский договор 2009 г.35, документ о формировании Фонда убежища, миграции и интеграции 36 и Фонда внутренней безопасности 37 и т.д. В-третьих, были использованы внутренние правовые документы Франции, такие как: Конституция38, Кодекс социального обеспечения39, различные законы40, решения41 и планы42. В-четвертых, выступления и заявления официальных лиц43; в-пятых, статистические данные44.
Миграционный вопрос в условиях глобализированного мира стоит достаточно остро, особенно в таких наднациональных объединениях, как Европейский союз. В 2015 г. ЕС встретился с многократным увеличением потока беженцев, что изменило его миграционную политику и показало нерешенные проблемы во взаимоинтегрированном обществе. По мере развития миграционного кризиса росла и напряженность между наднациональным и национальным уровнями, что вылилось в серьезные проблемы, которые Европейский союз и его страны-члены решают до сих пор: нелегальная миграция, проблемы ассимиляции мигрантов, неконтролируемые потоки мигрантов внутри ЕС, недовольство местного населения, лагеря мигрантов, рост преступности, превалирование дешевой нелегальной рабочей силы и т.д.
До сих пор в международном праве нет общего, четкого, общепризнанного определения «мигранта», что позволяет национальным и наднациональным правительствам самим толковать термин как удобно, создавая разногласия. Также на сегодняшний день не существует общепринятой типологии миграционной политики, что является очевидным упущением миграционных и политических исследований. Четкая терминологическая основа, широкая и основополагающая типологизация и разграничения позволят облегчить исследования в сфере миграционной политики, лучше определить положительные и отрицательные стороны, сформируют определенный дискурс, а также позволят осуществлять прогнозы.
Проанализировав теоретические и методологические основы, можно сделать вывод, что в исследовательской среде нет консенсуса относительно того, какие именно аспекты влияют на формирование миграционной политики и какой путь регулирования миграционных потоков более эффективен. Нет консенсуса и в вопросе превалирования наднациональных и национальных факторов влияния на формирование миграционной политики.
Межправительственный подход подчеркивает важность национального суверенитета в процессе европейской интеграции и утверждает, что именно национальные правительства и их межгосударственные переговоры движут вперед интеграционный процесс и создание миграционной политики, в то время как неофункционализм выделяет основную роль европейских наднациональных институтов. Тем не менее, при анализе пакетов Европейской повестки дня по миграции не удалось выявить явных противоречий, поскольку все предложения, как представляется, указывают либо на неофункционалистский, либо на межправительственный подход в попытке урегулировать кризис. Обе теории одинаково хорошо применимы для исследований миграционных процессов в Европе, а в широкой перспективе взаимодополняют друг друга.
В долгосрочной перспективе главная роль в формировании миграционной политики отведена наднациональным институтам, в краткосрочной - национальным. Национальные институты способны быстро реагировать чрезвычайных ситуациях и задавать повестку для решения необходимых вопросов, тогда как наднациональные - способны контролировать все страны- члены на предмет соблюдения основных общеевропейских правил, принимать общие решения на основе консенсуса, оказывать влияние на страны-члены, если это необходимо, формировать общую модель поведения.
Эпидемия коронавирусной инфекции, поразившая весь мир, показала уязвимость институтов всех уровней, оказавшихся бессильными перед невидимой опасностью. Наднациональная политика Евросоюза оказалась слишком неповоротливой для решения столь быстроразвивающейся проблемы, а национальные институты - чересчур разобщенными. Возможно, данный опыт станет новой причиной для углубления европейской интеграции.
1. Распоряжение от 16 марта 2020 г. № 635-р [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. - URL: http://static.government.rU/media/files/wwGGarWzAuGcDRw4OFHBfkInXcpD0ZPu.p df (дата обращения: 01.06.2020)
2. Abolition of Forced Labour Convention, 1957 (No. 105) [Электронный ресурс] // ILO, 1957. - URL: https://www. ilo. org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB :12100:0: :NO::P12100 ILO CODE:C105 (дата обращения: 01.06.2020)
3. Adresse aux frangais du president de la Republique Emmanuel Macron [Электронный ресурс] // Elysee. - URL: https: //www. elysee. fr/emmanuel- macron/2020/03/16/adresse-aux-francais-covid 19 (дата обращения: 01.06.2020)
4. ADRI - agence pour le developpement des relations interculturelles [Электронный ресурс] // Librairie Eyrolles. - URL: https://www.eyrolles.com/Accueil/Auteur/adri-agence-pour-le-developpement-des- relations-interculturelles-69713/ (дата обращения: 01.06.2020)
5. Annual Report on the Situation of Asylum in the European Union 2014 [Электронный ресурс] // European Asylum Support Office, 2015. - URL: https://www.easo.europa.eu/sites/default/files/public/easo-annual-report-2014.pdf (дата обращения: 01.06.2020)
6. Au centre de l’administration de l’immigration : la DPM [Электронный ресурс] // Centre d’information et de documentation. - URL: https://www.revues- plurielles.org/uploads/pdf/72 235 3.pdf (дата обращения: 01.06.2020)
7. Cairo Declaration on Population & Development, ICPPD [Электронный ресурс] // POPIN UNFPA, 1994. - URL: https://www.unfpa.org/sites/default/files/resource-pdf/94-09-04 Cairo Declaration on Population Development ICPPD.pdf (дата обращения: 01.06.2020)
8. CCPR General Comment No. 15: The Position of Aliens Under the Covenant [Электронный ресурс] // OHCHR, 1986. - URL: https://www.refworld.org/pdfid/45139acfc.pdf (дата обращения: 01.06.2020)
9. Circulaire du 28 novembre 2012 [Электронный ресурс] // Le ministre de l'enterieur. - URL: http://www.justice.gouv.fr/publication/mna/circ conditions demandes admission sejo ur 2012.pdf (дата обращения: 01.06.2020)
10. Code de la sante publique. Article L3131-1 [Электронный ресурс] // Legifrance. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCodeArticle.do;jsessionid=F385CC703F64CE3FF A0E0A97D14C72D5.tplgfr30s 3?cidTexte=LEGITEXT000006072665&idArticle=LE GIARTI000041748508&dateTexte=20200503 &categorieLien=id#LEGIARTI00004174 8508 (дата обращения: 01.06.2020)
11. Code de la securite sociale [Электронный ресурс] // JORF. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=53387ACF308FC425601C4D BA7EEE98C8.tplgfr27s 1?cidTexte=LEGITEXT000006073189&dateTexte=20020303 (дата обращения: 01.06.2020)
12. Code rural et de la peche maritime - Article L722-1 [Электронный ресурс] // Legifrance. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCodeArticle.do?cidTexte=LEGITEXT000006071 367&idArticle=LEGIARTI000006585193&dateTexte=&categorieLien=cid (дата обращения: 01.06.2020)
13. Communication from the Commission to The European Parliament and the Council. An area of freedom, security and justice serving the citizen [Электронный ресурс] // Commission of the European Communities, 2009. - URL: https://eur- lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2009:0262:FIN:en:PDF (дата обращения: 01.06.2020)
14. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. The Global Approach to Migration and Mobility [Электронный ресурс] // European Commission, 2011. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52011DC0743&from=EN (дата обращения: 01.06.2020)
15. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions: A European Agenda on Migration [Электронный ресурс] // European Commission, 2015. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52015DC0240 (дата обращения: 01.06.2020)
...