Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата Алтайский государственный педагогический университет

Работа №128247

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы35
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка: 10 детей младшего школьного возраста с ОДА, учащиеся 1-го класса.
Есть приложения (результаты эксперимента в табличном виде).

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения тревожности детей младшего школьного возраста 5
1.1 Проблема тревожности в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2 Факторы оказывающие влияние на тревожность в младшем школьном возрасте 10
1.3 Особенности проявления тревожности у младших школьников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 15
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей проявления тревожности у младших школьников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 21
2.1 Процедура и методика исследования 21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 24
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение 35

Актуальность исследования. Одной из задач современного общества в целом является сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Необходимость решения этой проблемы возрастает особенно сегодня, когда стремительно растет количество детей, переживающих эмоциональное неблагополучие. Это приводит к соматическому ослаблению детей и развитию неврозов.
В настоящее время увеличилось число тревожных младших школьников, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Это обусловлено тем, что тревожность отрицательно влияет на уровень адаптации младших школьников к новым учебным условиям, мешает учебному процессу и формированию личности. Психическое напряжение и связанная с ним тревога определенным образом соотносятся с мотивацией достижения успеха и склонностью к риску. Особенно повышенная тревожности свойственна младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и младшим школьникам с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА). В этой связи представляется важным вопрос об особенностях проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с ОДА.
Степень изученности проблемы. Тревожность как феномен рассмотрена в научных трудах А. Адлера, Р. С. Лазаруса, С. Л. Рубинштейна, З. Фрейда, и др. Ч. Спилбергером выделены и проанализированы такие виды тревожности, как личностная и ситуативная. Причины и особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста представлены в психологии исследованиями, проведенными Т. А. Липской, В. С. Стрельниковой и др. А. М. Прихожан выделила такие виды личностной тревожности, как школьная, самооценочная, межличностная. И. С. Васиной, И. Г. Лазаревой и др. проанализированы особенности эмоционального состояния и проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с ОДА.
Цель исследования – изучить особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Задачи исследования:
1. Раскрыть проблему тревожности в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать сущностные характеристики тревожных состояний детей младшего школьного возраста.
3. Описать проявление тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
4. Выявить в экспериментальном исследовании особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования – тревожность.
Предмет исследования – особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: предполагается, что ОДА оказывает влияние на тревожность и эмоциональное состояние младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, синтез и обобщение, констатирующий этап опытно-экспериментальной работы – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования. КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6» (г. Барнаул).
Выборка. 10 детей младшего школьного возраста с ОДА – учащиеся 1-го класса.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время тревожность является одним из самых распространенных феноменов психического развития. В младшем школьном возрасте возникает школьная тревожность, что связано с возникновением ситуации постоянного оценивания, которое затрагивает не только оценивание умений и навыков, но и самого человека, как личности. От степени проявления тревожности зависит эффективность адаптации к новым условиям, успешность обучения, а также особенности взаимоотношений со сверстниками.
Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что тревожность необходимо рассматривать дифференцированно как ситуативное явление и как личностную характеристику. Начало обучения в школе является переломным этапом ребенка в физическом и нравственном отношении, в связи с чем младший школьный возраст считается уязвимым в плане происхождения тревожности.
У детей с ОДА часто страдает эмоциональная сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к окружающим, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются: агрессивность, драчливость, конфликтность; повышенную впечатлительность, страхи; тревожность, неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта; повышенная обидчивость, ранимость и т.д.
Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что у младших школьников с ОДА тревожность выражена на высоком и среднем уровнях; эмоциональная сфера развита на высоком и среднем уровнях. Это оказывает влияние на результаты учебной деятельности, на формирование взаимоотношений с окружающими: сверстниками, родителями, учителями.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии / А. Альфред. – Москва : Когито-Центр, 2014. – 202 c.
2. Антонюк, Ю. В. Личностные детерминанты тревожности, как показатиль неблагополучия личностного развития младших школьников / Ю. В. Антонюк // Психология и педагогика в Крыму : пути развития. – 2022. – № 5. – С. 5-16.
3. Васина, И. С. К проблеме психологического сопровождения младших школьников с ОДА с повышенной тревожностью / И. С. Васина // В сборнике : Образование будущего: психолого-педагогический взгляд. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 20-22.
4. Волчегорская, Е. Ю. Предпочитаемые формы проведения внеучебного времени у младших школьников с разным уровнем тревожности / Е. Ю. Волчегорская // В сборнике : Детство, открытое миру. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 148-150.
5. Выготский, Л. С. Психология младшего школьника : Психологический очерк : Книга для учителя. 3-е изд. / Л. С. Выготский – Москва : Академия, 2011. – 93 с.
6. Гуревич, П. С. Психология личности : Уч. / П. С. Гуревич. – Москва : Инфра-М, 2016. – 416 c.
7. Дусавицкий, А. К. Развитие личности в учебной деятельности / А. К. Дусавицкий. – Екатеринбург, 2018. – 225 с.
8. Изард, К. Г. Психология эмоций / Пер. с англ. – Санкт-Петербург : Питер, 1999. – 548 с.
9. Коваль, Д. В. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с тревожностью / Д. В. Коваль // Наука через призму времени. – 2023. – № 2 (71). – С. 52-55.
10. Кордуэлл, М. Психология. А-Я = The complete A – Z Psichology : словарь-справочник / М. Кордуэлл / пер. с англ. К. С. Ткаченко. – Москва : Фаир-пресс, 2000. – 442 с.
11. Лазарева И. Г. К вопросу о тревожности младших школьников с ОДА / И. Г. Лазарева // В книге : Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Т. А. Василенко. –2019. – С. 34-36.
12. Лазарус, Р. С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу / Р. С. Лазарус // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. – Москва : Академия, 2009. – 456 с.
13. Липская, Т. А. К вопросу о специфике перфекционизма младших школьников с разным уровнем тревожности / Т. А. Липская // Обществознание и социальная психология. – 2023. – № 8-2 (52). – С. 576-584.
14. Миланич, Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с ДЦП / Ю. М. Миланич. – Москва : АСТ, 2019. – 274 с.
15. Панфилова, М. А. Тревожность и ее коррекция у детей / М. А. Панфилова // Школа здоровья. – 2016. – № 1. – С. 17–28.
16. Пасечник, Л. Тревожный ребёнок / Л. Пасечник // Вопросы психологии. – 2014. – № 9. – С. 89–95.
17. Прадин, М. Чувства как регуляторы / М. Прадин // Психология эмоций : хрестоматия / авт.-сост. Витис Вилюнас. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 547 с.
18. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – Москва : Эксмо, 2019. – 321 с.
19. Реан, А. А. Психология стресса / А. А. Реан, С. В. Субботин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 356 с.
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с.
21. Сибурина, Т. А. Медико-социальные проблемы профессионального стресса / Т. А. Сибурина, В. А. Фурс, С. И. Мотков // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2018. – № 2. – С. 16-19.
22. Соловьева, Л. Г. Особенности эмоциональной сферы детей с ОДА / Л. Г. Соловьева // Дефектология. – № 1. – 2021. – С. 62-69.
23. Спилбергер, Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Д. Спилбергер. – Москва : Физкультура и спорт, 1983. – 24 с.
24. Стрельникова, В. С. Исследование школьной тревожности / В. С. Стрельникова // В сборнике : Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 77-78.
25. Тажинин, А. М. Влияние тревожности на успеваемость обучения младших школьников / А. М. Тажинин // Актуальные проблемы современности. – 2022. – № 3 (37). – С. 121-124.
26. Хохлова, В. Д. Особенности тревожности у младших школьников с ОДА / В. Д. Хохлова // В сборнике : Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик. Сборник материалов VI Международной студенческой научно-практической очной конференции. – 2023. – С. 373-378.
27. Федунина, Н. Ю. Понятия устойчивости / Н. Ю. Федулина // Московский психотерапевтический журнал. – 2017. – №4. – С. 102-111.
28. Феррол, Л. М. Психология личностного развития / Л. М. Феррол. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 652 с.
29. Фрейд, З. Психоанализ / З. Фрейд. – Москва : Академия, 2014. – 523 с.
30. Яковлева, Н. Г. Эмоциональное развитие младших школьников с ОВЗ / Н. Г. Яковлева // Дефектология. – 2022. – №2. – С. 56-62.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ