Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАЛИЗ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ФОРМ КИНОЦИНИЗМА

Работа №128237

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Проблематика цинизма
§ 1. Неоднозначность и границы понятия цинизм
§ 2. Цинизм в эпоху постмодерна
Глава 2. Эстетические формы цинизма в кино
§ 1. Возвращение к реальности
§ 2. Циническая игра
§ 3. Смешение «высокого» и «низкого»
Глава 3. Функция цинизма в кинематографе
§ 1. Критическая роль цинизма в кино
§ 2. Кино - как циническое действие
Заключение
Список литературы


Объектом данного исследования является цинизм. Цинизм, ставший массовым феноменом современного общества и определивший исход Просвещения, в эпоху постмодернизма занимает одну из ключевых позиций в искусстве. Предметом в данной работе выступает эстетика цинизма. Актуальность исследования цинизма с точки зрения анализа его эстетических форм определяется проникновением цинического взгляда во все виды искусств, в связи с чем выявление эстетических свойств цинизма на сегодняшний день представляется важным аспектом изучения современной культуры, в частности кинематографа.
В исследование проблематики цинизма наибольший вклад внёс П. Слотердайк, чьему авторству принадлежит философский бестселлер 1983 года «Критика цинического разума». Основной идеей Слотердайка является утверждение цинизма как «просвещенного ложного сознания», в рамках которого развивается мысль о дискредитации идеологических концептов.
С этой точки зрения, цинизм выступает как искусство адаптации, с одной стороны отражающее острую рефлексию, а с другой - принятие условной маски согласия с целью удовлетворения индивидуалистического интереса.
Концепт цинизма представляется сильным спекулятивным стимулом к интерпретации действительности. В этом ключе необходимо рассматривать эстетику цинизма во взаимодействии с этическими и социально-политическими аспектами. Таким образом, являясь сложным комплексным феноменом, цинизм проявляется в различных эстетических формах. Обращая внимание к низменному и безобразному, эстетика цинизма приобретает вид сатиры, фарса и 3
физиологического натурализма, использует приёмы театра абсурда и художественные методы, близкие иронии, сарказму и гротеску.
Принимая во внимание труд Слотердайка, посвящённый проблематике диффузного цинизма, а также философские взгляды других современных мыслителей, которых занимает эта проблема, - С. Жижека, Д..Голдфабра, В. Чалупки, мы делаем шаг на пути к расширению данного дискурса. Необходимо отметить, что также косвенный интерес к цинизму встречается в работах М.Бахтина, чья концепция карнавальной смеховой культуры будет рассмотрена в данной работе в контексте разговора о становлении цинической эстетики, и в работах Ф.Ницше, чьи идеи являются ключевыми для понимания некоторых аспектов цинического в искусстве.
Разъяснение эстетической природы цинизма в кино позволяет сделать шаг на пути к расширению спектра возможных актуальных подходов к изучению киноязыка. В первой главе рассмотрена проблематика понятия цинизм, а также описана современная ситуация постмодерна, в которой цинизм нашёл своё максимальное воплощение. Вторая глава посвящена разбору некоторых возможных эстетических форм цинизма, среди которых выявлен цинизм, как особое отношение к реальности, цинизм как игра и цинизм, как карнавальное смешение категорий «высокого» и «низкого». В третьей главе произведён анализ фильмов, вписывающихся в категорию цинической эстетики с точки зрения их приверженности к цинизму, которая может быть выражена, с одной стороны, в виде критической позиции неокиника, либо, с другой стороны, представлять собой выражение массового цинического разума. В конечном итоге, мы приходим к выводу о том, что эстетические формы цинизма не определяют однозначно позицию автора, который может являться как производителем цинического произведения, так и критиком, использующим цинизм в качестве инструмента провокации и воздействия на зрителя. Основная цель данной работы заключается в выявлении основных форм и причин проявления цинизма в кинематографе.
Рассмотрение эстетических форм цинизма, проведенное в данной работе не претендует на тотальный обзор всех возможных проявлений цинизма в кино, но показывает некоторые характерные свойства, которые могут служить толчком к дальнейшему исследованию проявления цинизма в искусстве. Также помимо приведённых примеров эстетики цинизма, в данном ключе возможно рассмотрение работ других режиссёров, художников скульпторов и т.д.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, рассмотрев неоднозначность понятия цинизм, изучив его проблематику с точки зрения его истории, этимологии и словоупотребления, выявив ключевые моменты для понимания современного феномена, проведя основные различия между цинизмом и кинизмом, мы определили круг существующих проблем в рамках цинического дискурса. В качестве основополагающего взгляда на проблему была рассмотрена работа Петера Слотердайка «Критика цинического разума», а также некоторые замечания Славоя Жижека, высказанные им в книге «Возвышенный объект идеологии», в главе, посвящённой цинизму.
Далее мы перешли к рассмотрению социокультурной ситуации, в рамках которой нас интересует феномен современного диффузного цинизма. Этой ситуацией оказывается на наш взгляд постмодернизм, послуживший отличной почвой для распространения цинического взгляда.
Во второй главе мы перешли к основному предмету нашего разговора - эстетике цинизма в кинематографе. Цинизм, являющийся неотъемлемым компонентов современного массового сознания, имеет серьёзное влияние на искусство, в частности на кинематограф, в котором его эстетические формы могут быть выражены посредством различных приёмов, среди которых мы выделили циническое обращение к реальности, проявляющееся в отказе от ценностей, принадлежащих с цинической точки зрения миру идей и призывающее заострить внимание на вещественном реальном мире. Такая эстетическая форма обращается к присутствию зрителя, взаимодействуя с его телесными ощущениями. Другой вариант проявления эстетики цинизма заключается в игровом разрушении привычного режима просмотра. Рассмотренный на примере фильма «Забавные игры» Михаэля Ханеке, приём предполагает активное участие зрителя в действии фильма, способствующее более осознанной рефлексии. Также, на примере творчества Даниеле Чипри и Франко Мареско, нами была осмыслена карнавальная природа цинизма в кино, заключающаяся в смешении ценностных ориентиров «высокого» и «низкого».
В третьей главе мы обратили внимание на то, что циническая эстетика, основанная на преодолении моральных, социальных и традиционных эстетических ценностей в кинематографе может быть обоснована как критическим вызовом, так и являться прямым следствием распространения цинического разума. Следуя общей логике Петера Слотердайка, мы сделали предположение, что в первом случае мы скорее имели дело с проявлением кинического, а во-втором - цинического. И всё же мы допускаем, что однозначное определение фильма как выражения кинической или цинической позиции не будет отражать реальную картину, которая носит, по всей видимости, амбивалентный характер, что позволяет нам говорить лишь об устремлённости некоторых кинокартин к критике, что, в свою очередь, не является опровержением циничности, равно как и наоборот.
Итак, мы определили лишь некоторые из возможных путей разговора об эстетике цинизма в кинематографе. В дальнейшем исследование данного, на сегодняшний день мало изученного, вопроса может строиться на более детальном анализе обнаруженных в работе эстетических форм киноцинизма, а также возможно обнаружение иных форм проявления данного феномена. Кроме того, в связи с тем, что в настоящее время не существует работ по эстетике цинизма, мы предлагаем обратить внимание на данную отрасль знания, имеющую большие перспективы, определённые спецификой современной культуры.



1. Адорно Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001;
2. Аронсон О. Метакино. М.: Ад Маргинем, 2003. 261 с.;
3. Батай Ж. Запрет и трансгрессия http://vispir.narod.ru/bataj2.htm;
4. Бычков В.Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. М.: РОССПЭН, 2003. 607 с.;
5. Жижек С. Возвышенный Объект Идеологии. М.: Художественный журнал, 1999;
6. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального. М.: Прагматика культуры, 2002;
7. Маньковская, Н. Эстетика постмодернизма. СПб.:Алетейя, 2000. - 347c.;
8. Маркс К. Немецкая идеология. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955;
9. Ланди Э. Тайная жизнь великих художников, М.: Книжный Клуб, 2011 г. 352 с.;
10. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: "Мысль", 1986;
11. Лиотар, Ж.-Ф. Постмодерн в изложении для детей: Письма. М.: РГГУ, 2008.- 145с.;
12. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. М.: Алетейя, 1998;
13. Нахов И. Антология кинизма. М.: Наука, 1984;
14. Нахов И.Живое наследие античности. Вопросы классической филологии, Вып. IX. М., 1987, с. 231-245;
15. Ницше Ф. Генеалогия морали. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990;
16. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt;
17. Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом. М. : Мысль, 1990;
18. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1973;
19. Пигулевский В. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму. http://www.urgi.info/urgiinfofiles/sites/pigulevsky- ironiya/04 paragraf 4-2.htm;
20. Слотердайк П. Критика цинического разума. М.: ACT. МОСКВА, 2009. 800 с.;
21. Фуко М. Дискурс и истина. Логос (65) 2008;
22. Ямпольский М. В стране победившего ресентимента.
http://www.colta.ru/articles/specials/4887;
23. Canova G. La poetica della rovina urbana nel cinema di Cipri e Maresco //Terzo millennio: il cinema, l'architettura, la citta. Librerie Dedalo, 2001;
24. Chaloupka W. Everybody knows: cynidsm in America. University of Minnesota Press, 1999. 259p.;
25. Duncan P.The Emotional Life of Postmodern Film: Affect Theory's Other, Routledge, 2015. 254p.;
26. Goldfarb J. The cynical society. The University of Chicago Press, 1991. 431p.;
27. Haneke M. Film als Katharsis. Francesco Bono, Austria, 1992;
28. Mazella D. The Making of Modern Cynicism. University of Virginia Press, 2007. 309p.;
29. LocherD. Unacknowledged Roots and Blatant Imitation: Postmodernism and the Dada Movement. Electronic Journal of Sociology,1999;
30. Sargeant J. Deathtripping: The cinema of Trangression, 1995;
31. http://di.mmoma.ru/news?mid=852&id=175 Мона Лиза и искусство XX века.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ