Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности формирования у младших дошкольников с задержкой психического развития коммуникативных умений (Омский государственный педагогический университет)

Работа №128214

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы42
Год сдачи2023
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Баз исследования: КОУ Омской области «Адаптивная школа-детский сад № 301».
Выборка: 6 человек из числа дошкольников младшей группы с задержкой психического развития.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших дошкольников с задержкой психического развития коммуникативных умений 7
1.1. Формирование коммуникативных умений в онтогенезе 7
1.2. Особенности формирования коммуникативных умений у младших дошкольников с задержкой психического развития 11
1.3. Методы и приемы формирования коммуникативных умений у младших дошкольников с задержкой психического развития 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Организация и содержание эмпирического исследования по выявлению особенности формирования коммуникативных умений у младших дошкольников с задержкой психического развития 22
2.1. Организация экспериментального исследования 22
2.2. Содержание и результаты изучения особенностей формирования коммуникативных умений у младших дошкольников с задержкой психического развития 25
Выводы по главе 2 30
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 32
Приложения 36

На данном этапе развития психолого-педагогической науки, проблема конструктивной коммуникации весьма актуальна, в связи с тем, что растет уровень агрессивности, жестокости и конфликтов в окружающей обстановке ребенка. Все неблагоприятные воздействия оставляют свои следы на процессе общения между детьми. На ранних стадиях развития, общение является важной коммуникативной деятельностью и направлена на формирование отношений.
В нашем современном обществе перед родителями возникает много нерешенных задач, неправильно расставленные приоритеты и нехватка времени приводит к ограниченному общению с детьми. А ведь ребенку в первые годы его жизни так важно общение с близкими, и именно оно закладывает основу для дальнейшего гармоничного его формирования. Под действием внешне складывающихся обстоятельств ребенок вынужден вбирать в себя всю ненужную информацию, тем самым искажая свою личностную структуру. Из-за нехватки внимания со стороны близких у ребенка повышается эмоциональная восприимчивость и стремление привлечь к себе внимание, отсюда конфликты с воспитателем и детьми в группе, уход в себя и депрессивно-невротические нарушения психики, вспыльчивость, быстро возникающий гнев. Такие дети не приобретают нужных навыков общения.
В отечественной педагогике и психологии вопросами о развитии, сущности, особенностях коммуникативных умений, занимались такие выдающиеся личности, как Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, М.И. Лисина и многие другие, все авторы уверены в том, что необходимо работать над формированием коммуникативных умений у детей уже с дошкольного возраста.
Задержка психического развития – это замедление темпов психического развития вследствие функционального повреждения коры головного мозга. ЗПР – недостаток не так ярко выраженный, сильнее он проявляется во время учебно-воспитательного процесса – М.О. Винник [4].
Причин задержки психического развития у детей много, и часто они сочетаются, углубляя друг друга. Существенную роль в задержке психического развития ребенка могут играть и наследственность, и неблагоприятные условия воспитания и длительные заболевания в раннем возрасте, которые истощают малыша, а чаще всего – недостатки в функционировании головного мозга, связанные с различными поражениями его во время утробного развития вследствие патологии родов, травм.
В течение первых лет жизни ребенка к задержке психического развития могут привести заболевания менингитом, энцефалитом, длительная и тяжелая дизентерия, травмы головного мозга.
Выраженные отклонения в ходе онтогенетического развития, обусловленные самим характером нарушений, значительно препятствуют своевременному и полноценному развитию речевого общения, оно формируется у дошкольников с ЗПР весьма ущербно, его мотивы исходят в основном из органических нужд детей. Необходимость в общении с окружающими диктуется, как правило, физиологическими потребностями
Также хотелось бы заострить внимание на детях с задержкой психического развития (далее – ЗПР), ведь для них вопрос о коммуникативных умениях является еще более значимым. Специфика таких детей начала изучаться под руководством Т.А. Власовой и Т.С. Певзнер. На сегодняшний момент дефектология уже имеет базу исследований, выделяющих ряд отличительных черт в развитии у детей с недостаточным уровнем развития, а также располагает определенными программами развития таких детей. Но много вопросов остаются полностью не изучены, среди них – вопрос формирования коммуникативных умений у младших дошкольников с задержкой психического развития [5].
Общение один из ключевых факторов психического развития. Благодаря общению человек всесторонне развивается, без общения не будет существовать человеческая индивидуальность. Для детей с недостаточным уровнем психического развития свойственно изменение способов коммуникации, которое может проявляться и в том, что у большинства из них повреждено речевое общение. Многим детям характерны дефекты звукопроизношения, затруднено действие принятия и осознания содержания произведений, стихов и т.д. последовательность систематического, развернутого изложения не соответствует возрасту ребенка. Все это приводит к тому, что у этих детей нарушено речевое общение. Неполноценность в развитии ребенка, в зависимости от дефекта выражается по-разному, но все равно приводит к отстраненности ребенка от группы нормально развивающихся сверстников. У детей с недостаточным уровнем психического развития обнаруживается неполнота коммуникативных умений. Отсюда следует, что формирование коммуникативных умений важна и востребована – М.И. Лисина [18].
Проблема обучения младших дошкольников, отстающих в своём развитии от принятых психических норм, правильно выстраивать коммуникативный акт, имеет огромную значимость, ведь полноценно поставленная речь и спокойное состояние ребенка во время диалога это самое главное в общении с воспитателем и его сверстниками.
В данное время, единство представлений о процессах образования у детей с задержкой психического развития в коммуникативной деятельности, не полностью рассмотрены условия, содействующие эффективному формированию основных компонентов их положительному коммуникативному действию.
Развитие коммуникативных умений личности идет по двум основным направлениям – формирование отдельных коммуникативных качеств и развитие коммуникативной деятельности личности в целом.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у младших дошкольников с задержкой психического развития
Предмет исследования: особенности формирования коммуникативных умений у младших дошкольников с задержкой психического развития
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей формирования у младших дошкольников с задержкой психического развития коммуникативных умений.
Уровень и установление особенностей формирования коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития у младших дошкольников.
В процессе исследования решались следующие задачи:
– изучить закономерности формирования коммуникативных умений онтогенезе;
– выявить особенности формирования коммуникативных умений с задержкой психического развития дошкольников;
– подвергнуть анализу методы и приемы формирования коммуникативных умений у младших дошкольников с задержкой психического развития;
– установить особенности и уровень формирования у младших дошкольников с задержкой психического развития коммуникативных умений.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на КОУ Омской области «Адаптивная школа-детский сад № 301». Экспериментальная выборка составила 6 человек из числа дошкольников младшей группы с задержкой психического развития.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрев теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития можно сделать, вывод, что у детей данной группы нарушение средств коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает всю коммуникативную систему в целом, что затрудняет межличностное взаимодействие, негативно отражается на развитии ребенка.
Коммуникативные нарушения у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР имеют особенности: трудности в установлении контакта с окружающими, снижение потребности в общении, незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм, несформированность форм коммуникации, низкая речевая активность.
В исследовании приняли участие 6 детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, у которых в ходе исследования выявлен низкий уровень сформированности коммуникативных умений. У детей младшего дошкольного возраста с ЗПР связная речь сформирована на уровне слов, дети не проявляют инициативы в коммуникации, не могут коммуникативно взаимодействовать во время игры, в основном общаются жестами. Положительных эмоций во время коммуникативного взаимодействия с другими детьми не наблюдалось: дети младшего дошкольного возраста с ЗПР инертны, они нейтрально относятся к коммуникации, по их поведению вербальному и невербальному нельзя понять, нравится им взаимодействие со сверстниками или нет.
У младших дошкольников с ЗПР отмечаются такие особенности, как негативизм по отношению к речевому общению, трудности адаптации в детском коллективе, задержка познавательной и коммуникативной деятельности, недоразвитость эмоционально-волевой сферы.
Итак, цель достигнута, задачи решены.



1. Архипова, Е.А. Особенности коммуникативных умений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Архипова // В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. – 2017. – С. 151-153.
2. Баряева, Л.Б. Изучение сенсорно-перцептивного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Л.Б. Баряева // Специальное образование. – 2022. – № 1 (65). – С. 6-19.
3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений [Текст] / Л.Р. Болотина. – Москва: Академия, 2010. – 450 с.
4. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей : методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы [Текст] / М.О. Винник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 154 с.
5. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – СПб.: Питер, 2014. – 478 с.
6. Выготский, Л.С. Общая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2012. – 874 с.
7. Ганощенко, Н.И. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет [Текст] / Н.И. Ганощенко, Л.Н. Галигузова, [др.] // ; Под ред. Е.О.Смирновой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001. – 240 с.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: Педагогика, 1991. 67 с.
9. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей с нарушениями речевого и познавательного развития [Текст] / В.П. Глухов: монография. – М.: В. Секачев, 2016. – 452 с.
10. Годовикова, Д.Б. Формирование коммуникативных навыков [Текст] / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 1. – С. 28-32.
11. Дыбошина, Е.А. Обучение диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Дыбошина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2023. – № 2 (226). – С. 26-32.
12. Жукова, А.С. Коррекция коммуникативных умений у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / А.С. Жукова // В сборнике: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2021. – С. 100-103.
13. Зайцев, Д.В. Проблема развития коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями [Текст] / Д.В. Зайцев // Коррекционная педагогика. – 2018. – № 7. – С. 127-131.
14. Круглова, А.В. Развитие речевой культуры в дошкольном детстве [Текст] / А.В. Круглова, О.С. Ушакова // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 6. – С. 20-23.
15. Лебедева, И.Н. Коммуникативно-речевые умения дошкольников с задержкой психического развития: реализация в ситуациях сотрудничества со сверстником и взрослым [Текст] / И.Н. Лебедева // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2023. – № 51 (1). – С. 66-74.
16. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В.В. Лебединский. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. – 140 с.
17. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Академия, 2014. – 176 с.
18. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина / Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Изд. Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК., 1997. – 104 с.
19. Майданова, Ю.П. Особенности формирования лексической стороны речи у дошкольников с ЗПР [Текст] / Ю.П. Майданова // Студенческий вестник. – 2021. – № 11-1 (156). – С. 26-27.
20. Мещерякова, Н.П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры [Текст] / Н.П. Мещерякова, Л.К. Жуковская, Е.Б. Терешкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 141 с.
21. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методический комплекс [Текст] / Т.Г. Неретина; Моск. психолого-социальный ин-т. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 376 с.
22. Нуржанова, Л.М. Формированием коммуникативных умений у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации [Текст] / Л.М. Нуржанова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 7. – С. 156–160.
23. Самусева, А.С. Формирование у дошкольников с ЗПР лексикона посредством игр и игровых заданий [Текст] / А.С. Самусева // Академия педагогических идей Новация. – 2018. –№ 11. – С. 77-80.
24. Солдатенкова, Е.Н. Обзор зарубежных подходов к развитию коммуникации детей с ЗПР [Текст] / Е.Н. Солдатенкова // Современная зарубежная психология. – 2013. – Т. 3.– № 3. – С. 52–64.
25. Федоренко, Л.П. Закономерности развития речи – основа теории методики [Текст] / Л.П. Федоренко // Методика развития речи детей дошкольного возраста: Уч. пособие. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 274 с.
26. Фоменко, Е.А. Формирование словаря у дошкольников с ЗПР [Текст] / Е.А. Фоменко // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием : в 4 ч. – 2019. – С. 374-375.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ