Жизненные стратегии молодежи, ориентированной на реализацию в творческой сфере
|
Содержание 2
Аннотация 4
Введение 6
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ ЖИЗНЕННЫХСТРАТЕГИЙ И ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 10
§ 1 Понятие жизненной стратегии: варианты определений, подходы к исследованию 10
1.1 Понятие жизненной стратегии и основные подходы к ее определению 10
1.2 Основные компоненты жизненной стратегии личности 16
§ 2 Творческие профессии: особенности реализации, психологические характеристики 22
2.1 Творческая направленность личности как фундамент творческих профессий 22
2.2 Творческие профессии: актуальность, особенности, требования 25
§ 3 Психологическая характеристика периода ранней взрослости: хронологические границы и современная специфика периода 28
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Программа исследования 32
2.2. Описание выборки исследования 33
2.3. Методы и процедура исследования 35
2.4 Используемые методы математической статистики 44
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 45
3.1 Общая характеристика особенностей профессионального выбора и профессиональной реализации респондентов 45
3.2 Общая характеристика выраженности компонентов жизненной стратегии 49
3.2.1 Ценностный профиль 49
3.2.2 Стратегии адаптивного поведения 51
3.2.3 Общая характеристика выборки по шкалам удовлетворенности жизнью и самоэффективности 53
3.2.4 Целеполагание и планирование жизни 54
3.3 Особенности жизненной стратегии молодых людей с разной включенностью в систему образования 58
3.4 Анализ взаимосвязей 60
3.4.1 Анализ взаимосвязей показателей стратегий адаптивного поведения и ценностного профиля 60
3.4.2 Анализ взаимосвязей показателей стратегий адаптивного поведения шкалы самоэффективности 63
3.4.3 Анализ взаимосвязей показателей стратегий адаптивного поведения шкалы удовлетворенности жизнью 63
3.5 Типы целеполагания и планирования жизни 64
3.6 Анализ взаимосвязей типов целеполагания с другими компонентами жизненной стратегии 67
Выводы и обсуждение результатов 73
Заключение 78
Литература 81
Приложение
Аннотация 4
Введение 6
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ ЖИЗНЕННЫХСТРАТЕГИЙ И ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 10
§ 1 Понятие жизненной стратегии: варианты определений, подходы к исследованию 10
1.1 Понятие жизненной стратегии и основные подходы к ее определению 10
1.2 Основные компоненты жизненной стратегии личности 16
§ 2 Творческие профессии: особенности реализации, психологические характеристики 22
2.1 Творческая направленность личности как фундамент творческих профессий 22
2.2 Творческие профессии: актуальность, особенности, требования 25
§ 3 Психологическая характеристика периода ранней взрослости: хронологические границы и современная специфика периода 28
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Программа исследования 32
2.2. Описание выборки исследования 33
2.3. Методы и процедура исследования 35
2.4 Используемые методы математической статистики 44
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 45
3.1 Общая характеристика особенностей профессионального выбора и профессиональной реализации респондентов 45
3.2 Общая характеристика выраженности компонентов жизненной стратегии 49
3.2.1 Ценностный профиль 49
3.2.2 Стратегии адаптивного поведения 51
3.2.3 Общая характеристика выборки по шкалам удовлетворенности жизнью и самоэффективности 53
3.2.4 Целеполагание и планирование жизни 54
3.3 Особенности жизненной стратегии молодых людей с разной включенностью в систему образования 58
3.4 Анализ взаимосвязей 60
3.4.1 Анализ взаимосвязей показателей стратегий адаптивного поведения и ценностного профиля 60
3.4.2 Анализ взаимосвязей показателей стратегий адаптивного поведения шкалы самоэффективности 63
3.4.3 Анализ взаимосвязей показателей стратегий адаптивного поведения шкалы удовлетворенности жизнью 63
3.5 Типы целеполагания и планирования жизни 64
3.6 Анализ взаимосвязей типов целеполагания с другими компонентами жизненной стратегии 67
Выводы и обсуждение результатов 73
Заключение 78
Литература 81
Приложение
Вопросы исследования жизненных стратегий личности является не новым. Они приобрели большую значимость для отечественной психологии в конце XX столетия в русле субъектно-деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна и являются актуальными в наши дни. Это был достаточно новаторский подход для психологии того времени, в которой преобладали общественные установки над индивидуальными. К. А. Абульханова-Славская в своей работе “Жизненные стратегии” пишет: “Отдельный человек рассматривался как безликая единица общества, его безымянный, слившийся с массой и растворившийся в ней индивид. Особенности развития нашего общества привели к анонимности отдельной личности” (Абульханова-Славская К. А., 1991, С. 4). И стратегия жизни в связи с этим понималась в виде индивидуального слепка коллективного развития (Букин В. П., 2009). Индивидуальная жизнь, с ее индивидуальными целями, ценностями и ориентирами не была так актуальна, как сейчас. Поэтому в работах К. А. Абульхановой-Славской делается очень сильный акцент на том, что стратегия жизни - это способ конструирования и планирования собственной жизни прежде всего сообразно своим ценностям и способностям, что является по факту развитием идеи детерминизма С. Л. Рубинштейна: “...внутренние условия выступают как причины, а внешние причины выступают как условия, как обстоятельства” (Рубинштейн С. Л., 2002; С. 17). Таким образом, жизненная стратегия рассматривается с точки зрения интегральной позиции, как некий личностный комплекс, через который преломляются выборы и решения личности.
Современное общество более индивидуализировано и рефлексивно, поэтому интерес к данной тематике растет и дифференцируется. В связи с этим, современные исследования касаются локального приложения стратегии жизни к различным ее сферам: профессиональной, образовательной, коммуникационной. Рассматриваются стратегии жизни молодых людей в сфере труда в контексте выбора самозанятого или наемного труда (Касаткина Н. П., Шумкова Н. В., 2019). Исследуются особенности формирования карьерно-образовательных стратегий в связи с нарастающей тенденцией к самообразованию как фактора успешной карьеры (Froumin I., 2019). Немаловажным аспектом жизненных стратегий являются этические принципы их формирования: как различные моральные убеждения, представленные в известных этико-философских учениях преломляются и реализуются в поведении людей (Жадунова Н. В., Коваль Е. А., Ушкин С. Г., 2020).
Актуальность нашего исследования связана с высокой трансформацией мира профессий в связи с развитием социальных сетей. Общество становится сетевым: возрастает фриланс и коворкинг, люди выбирают работать на себя, используя интернет площадки, где они продвигают себя или свой продукт. Особенно эта тенденция ощутима в творческом сегменте профессий: Instagram, Tik-Tok, YouTube наводнены различными формами творческого продукта. Да и само понятие “творческого продукта” сильно изменилось с встраиванием его в цифровой формат. Нет четких ориентиров и путей, которых можно было бы придерживаться для достижения успеха, и в то же время всеми ими можно воспользоваться. Молодым людям, ориентированным на реализацию в творчестве необходимо пробиться в этом многообразии, определить свой путь, уметь варьировать его, придерживаться собственных ценностей и личностных смыслов — для этого необходима четкая сформированность собственных взглядов и гибкость жизненной стратегии.
Цель исследования: изучить жизненные стратегии молодых людей, ориентированных на реализацию в творческой сфере.
В связи с поставленной целью были сформулированы соответствующие задачи:
1. Исследовать особенности профессионального выбора и самореализации респондентов.
2. Исследовать личностные ценности респондентов.
3. Исследовать адаптивные стратегии поведения молодых людей.
4. Исследовать особенности целеполагания
планирования респондентов.
5. Определить уровень самоэффективности и удовлетворенности жизнью молодых людей.
6. Выявить гендерную специфику изучаемых показателей.
7. Провести сравнительный анализ содержательных компонентов жизненной стратегии на двух выборках: молодые люди с высшим образованием по творческому профилю и молодые люди, ориентированные на реализацию в творчестве вне системы профильного образования
8. Изучить взаимосвязи компонентов жизненной стратегии (ценностных ориентаций, особенностей целеполагания и жизненного планирования, адаптивных стратегий поведения) между собой и с показателями самоэффективности и удовлетворенности жизнью.
9. Изучить взаимосвязь компонентов жизненной стратегии респондентов со способами их реализации в творческой сфере.
Гипотезы исследования:
Жизненные стратегии молодых людей, ориентированных на реализацию в творчестве, но не обучающихся творческим профессиям, отличаются от жизненных стратегий молодых людей, находящихся в системе общего образования.
Частные гипотезы исследования:
1. Жизненные стратегии молодых людей без наличия высшего образования в художественной сфере отличаются большей направленностью на активный контакт с внешней средой, ориентацией на преобразование имеющейся действительности, нежели жизненные стратегии молодых людей, находящихся в системе образования.
2. Ценностный профиль личности молодых людей, не обучающихся по творческому профилю профессий, больше представлен ценностями достижения, самостоятельности и стимуляции.
3. Особенности целеполагания молодых людей, не обучающихся по творческому профилю профессий, в большей степени конкретизированы, представлены целями, зависящими непосредственно от самих респондентов.
4. Молодые люди, не обучающиеся по творческому профилю профессий, больше уверены в своей самоэффективности и более удовлетворены собственной жизнью, нежели молодые люди, находящиеся в системе образования.
Объект: жизненные стратегии личности.
Предмет: жизненные стратегии молодых людей, ориентированных на профессиональную реализацию в творческой сфере.
Выборка для исследования формировалась из молодых людей в возрастном диапазоне от 19 лет до 27 лет и состояла из двух групп: молодые люди, обучающиеся по творческому профилю профессий, и молодые люди, не обучающиеся по творческому профилю профессий. Требованием к респондентам для прохождения исследования было условие о наличии творческого увлечения
Современное общество более индивидуализировано и рефлексивно, поэтому интерес к данной тематике растет и дифференцируется. В связи с этим, современные исследования касаются локального приложения стратегии жизни к различным ее сферам: профессиональной, образовательной, коммуникационной. Рассматриваются стратегии жизни молодых людей в сфере труда в контексте выбора самозанятого или наемного труда (Касаткина Н. П., Шумкова Н. В., 2019). Исследуются особенности формирования карьерно-образовательных стратегий в связи с нарастающей тенденцией к самообразованию как фактора успешной карьеры (Froumin I., 2019). Немаловажным аспектом жизненных стратегий являются этические принципы их формирования: как различные моральные убеждения, представленные в известных этико-философских учениях преломляются и реализуются в поведении людей (Жадунова Н. В., Коваль Е. А., Ушкин С. Г., 2020).
Актуальность нашего исследования связана с высокой трансформацией мира профессий в связи с развитием социальных сетей. Общество становится сетевым: возрастает фриланс и коворкинг, люди выбирают работать на себя, используя интернет площадки, где они продвигают себя или свой продукт. Особенно эта тенденция ощутима в творческом сегменте профессий: Instagram, Tik-Tok, YouTube наводнены различными формами творческого продукта. Да и само понятие “творческого продукта” сильно изменилось с встраиванием его в цифровой формат. Нет четких ориентиров и путей, которых можно было бы придерживаться для достижения успеха, и в то же время всеми ими можно воспользоваться. Молодым людям, ориентированным на реализацию в творчестве необходимо пробиться в этом многообразии, определить свой путь, уметь варьировать его, придерживаться собственных ценностей и личностных смыслов — для этого необходима четкая сформированность собственных взглядов и гибкость жизненной стратегии.
Цель исследования: изучить жизненные стратегии молодых людей, ориентированных на реализацию в творческой сфере.
В связи с поставленной целью были сформулированы соответствующие задачи:
1. Исследовать особенности профессионального выбора и самореализации респондентов.
2. Исследовать личностные ценности респондентов.
3. Исследовать адаптивные стратегии поведения молодых людей.
4. Исследовать особенности целеполагания
планирования респондентов.
5. Определить уровень самоэффективности и удовлетворенности жизнью молодых людей.
6. Выявить гендерную специфику изучаемых показателей.
7. Провести сравнительный анализ содержательных компонентов жизненной стратегии на двух выборках: молодые люди с высшим образованием по творческому профилю и молодые люди, ориентированные на реализацию в творчестве вне системы профильного образования
8. Изучить взаимосвязи компонентов жизненной стратегии (ценностных ориентаций, особенностей целеполагания и жизненного планирования, адаптивных стратегий поведения) между собой и с показателями самоэффективности и удовлетворенности жизнью.
9. Изучить взаимосвязь компонентов жизненной стратегии респондентов со способами их реализации в творческой сфере.
Гипотезы исследования:
Жизненные стратегии молодых людей, ориентированных на реализацию в творчестве, но не обучающихся творческим профессиям, отличаются от жизненных стратегий молодых людей, находящихся в системе общего образования.
Частные гипотезы исследования:
1. Жизненные стратегии молодых людей без наличия высшего образования в художественной сфере отличаются большей направленностью на активный контакт с внешней средой, ориентацией на преобразование имеющейся действительности, нежели жизненные стратегии молодых людей, находящихся в системе образования.
2. Ценностный профиль личности молодых людей, не обучающихся по творческому профилю профессий, больше представлен ценностями достижения, самостоятельности и стимуляции.
3. Особенности целеполагания молодых людей, не обучающихся по творческому профилю профессий, в большей степени конкретизированы, представлены целями, зависящими непосредственно от самих респондентов.
4. Молодые люди, не обучающиеся по творческому профилю профессий, больше уверены в своей самоэффективности и более удовлетворены собственной жизнью, нежели молодые люди, находящиеся в системе образования.
Объект: жизненные стратегии личности.
Предмет: жизненные стратегии молодых людей, ориентированных на профессиональную реализацию в творческой сфере.
Выборка для исследования формировалась из молодых людей в возрастном диапазоне от 19 лет до 27 лет и состояла из двух групп: молодые люди, обучающиеся по творческому профилю профессий, и молодые люди, не обучающиеся по творческому профилю профессий. Требованием к респондентам для прохождения исследования было условие о наличии творческого увлечения
Нами было проведено исследование, основной целью которого являлось выявление особенностей формирования жизненных стратегий молодых людей, ориентированных на реализацию в творческой сфере, в контексте включенности молодых людей в сферу академического образования по данному профилю: молодые люди, учащиеся по творческому профилю профессий, и молодые люди, не учащиеся по творческому профилю профессий. Основная гипотеза исследования заключалась в том, что мы предполагали найти различия в особенностях жизненной стратегии молодых людей, учащихся по творческому профилю профессий, и молодых людей, не учащихся по данному профилю профессий. В исследовании приняли участие 40 человек: 20 человек являлись студентами различных творческих направлений в ВУЗах и колледжах Санкт- Петербурга, 20 человек не обучались на данный момент по творческому направлению непосредственно в ВУЗе или колледже (6 человек - студенты академических направлений СПБГУ, 7 человек - не имеют высшего образования в принципе, 7 человек - отчислились из творческих ВУЗов как минимум год назад).
Основные результаты продемонстрировали следующие особенности жизненных стратегий респондентов. Наиболее используемые стратегии адаптивного поведения в данной выборке, а именно активного изменения среды и себя, положительно взаимосвязаны с предпочитаемыми ценностями самотрансценденции и самовозвышения. Эти стратегии наиболее используемы молодыми людьми, не учащимися по творческому направлению. А наименее используемые стратегии пассивного подчинения и выжидания положительно взаимосвязаны с отвергаемыми ценностями сохранения. Эти стратегии наиболее предпочитаемы для студентов творческих ВУЗов. Такие результаты могут говорить о том, что для студентов ценности конформизма и универсализма более актуальны в силу включенности в образовательную систему принадлежности к определенной студенческой группе или сообществу, что повышает для них значимость конформизма, как способа поддержания жизнеспособности общества, так и ценностей универсализма, транслирующих уважение, терпение, взаимопонимание, обеспечивающие доброжелательные отношения в группе. Возможно, что молодые люди, не учащиеся по творческому профилю, включены в большее число сообществ, а также больше предоставлены сами себе, реализация их творческого проекта в больше степени зависит от них самих, их личностной активности.
Следовательно, основная гипотеза подтверждается: жизненные стратегии молодых людей, учащихся по творческому направлению, отличаются от жизненных стратегий молодых людей, не учащихся по творческому направлению.
В ходе работы удалось определить отличия по двум компонентам жизненной стратегии из трех, определенных нами в начале работы: ценности и стратегии адаптивного поведения. В области особенностей целеполагания различий не обнаружено.
Частная гипотеза 1 подтвердилась: жизненные стратегии молодых людей, не учащихся по творческому профилю профессий, отличаются большей направленностью на активный контакт с внешней средой, ориентацией на преобразование имеющейся действительности, нежели жизненные стратегии молодых людей, находящихся в системе образования.
Частная гипотеза 2 частично подтвердилась: ценностный профиль личности молодых людей, не учащихся по творческому профилю профессий, больше представлен ценностями достижения, самостоятельности и стимуляции.
Удалось установить скорее обратное утверждение: ценностный профиль молодых людей, учащихся по творческому профилю, больше представлен ценностями сохранения и самотрансценденции.
Частная гипотеза 3 не подтвердилась: особенности целеполагания молодых людей, не учащихся по творческому профилю профессий, в большей степени конкретизированы, представлены целями, зависящими непосредственно от самих респондентов.
Значимых различий по результатам целеполагания и планирования жизни по параметру “образование” не выявлено.
Частная гипотеза 4 не подтвердилась: молодые люди, не учащиеся по творческому профилю профессий, больше уверены в своей самоэффективности и более удовлетворены собственной жизнью, нежели молодые люди, учащиеся по творческому профилю профессий.
Основные результаты продемонстрировали следующие особенности жизненных стратегий респондентов. Наиболее используемые стратегии адаптивного поведения в данной выборке, а именно активного изменения среды и себя, положительно взаимосвязаны с предпочитаемыми ценностями самотрансценденции и самовозвышения. Эти стратегии наиболее используемы молодыми людьми, не учащимися по творческому направлению. А наименее используемые стратегии пассивного подчинения и выжидания положительно взаимосвязаны с отвергаемыми ценностями сохранения. Эти стратегии наиболее предпочитаемы для студентов творческих ВУЗов. Такие результаты могут говорить о том, что для студентов ценности конформизма и универсализма более актуальны в силу включенности в образовательную систему принадлежности к определенной студенческой группе или сообществу, что повышает для них значимость конформизма, как способа поддержания жизнеспособности общества, так и ценностей универсализма, транслирующих уважение, терпение, взаимопонимание, обеспечивающие доброжелательные отношения в группе. Возможно, что молодые люди, не учащиеся по творческому профилю, включены в большее число сообществ, а также больше предоставлены сами себе, реализация их творческого проекта в больше степени зависит от них самих, их личностной активности.
Следовательно, основная гипотеза подтверждается: жизненные стратегии молодых людей, учащихся по творческому направлению, отличаются от жизненных стратегий молодых людей, не учащихся по творческому направлению.
В ходе работы удалось определить отличия по двум компонентам жизненной стратегии из трех, определенных нами в начале работы: ценности и стратегии адаптивного поведения. В области особенностей целеполагания различий не обнаружено.
Частная гипотеза 1 подтвердилась: жизненные стратегии молодых людей, не учащихся по творческому профилю профессий, отличаются большей направленностью на активный контакт с внешней средой, ориентацией на преобразование имеющейся действительности, нежели жизненные стратегии молодых людей, находящихся в системе образования.
Частная гипотеза 2 частично подтвердилась: ценностный профиль личности молодых людей, не учащихся по творческому профилю профессий, больше представлен ценностями достижения, самостоятельности и стимуляции.
Удалось установить скорее обратное утверждение: ценностный профиль молодых людей, учащихся по творческому профилю, больше представлен ценностями сохранения и самотрансценденции.
Частная гипотеза 3 не подтвердилась: особенности целеполагания молодых людей, не учащихся по творческому профилю профессий, в большей степени конкретизированы, представлены целями, зависящими непосредственно от самих респондентов.
Значимых различий по результатам целеполагания и планирования жизни по параметру “образование” не выявлено.
Частная гипотеза 4 не подтвердилась: молодые люди, не учащиеся по творческому профилю профессий, больше уверены в своей самоэффективности и более удовлетворены собственной жизнью, нежели молодые люди, учащиеся по творческому профилю профессий.
Подобные работы
- Корпоративная культура как фактор формирования жизненных стратегий молодежи на примере отеля W St.Petersburg
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Особенности и специфика жизненных стратегий студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2020 - Изучение жизненных стратегий студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки (Возрастная и педагогическая психология, Российский государственный профессионально-педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Жизненные стратегии студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки (Российский государственный профессионально-педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - КАРЬЕРА ЖЕНЩИН-РУКОВОДИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦАЛЬНОЙ РАБОТЫ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - Коммуникационная стратегия креативного кластера на этапе инициации проекта (на примере г. Томска)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - Проблемы молодежи Китая в XXI веке: влияние социальных и экономических факторов на жизненные установки молодых людей
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2025 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ С
РЕБЕНКОМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017



