Развитие навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы развития коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра
1.1 Понятие «аутизм», история его изучения. Классификации
аутизма 7
1.2 Современные коррекционно-развивающие методики работы с
детьми с расстройствами аутистического спектра 18
1.3 Нарушения коммуникации и социального взаимодействия у детей с
расстройствами аутистического спектра 23
1.4 Тренинга функциональной коммуникации, как методика, в рамках
VBA-терапии 27
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Объект исследования 31
2.2 План исследования 32
2.3 Применяемые методики 33
2.4 План тренинга функциональной коммуникации 42
Глава 3. Обсуждение результатов исследования
3.1 Анализ средних показателей 43
3.2 Корреляционный анализ 46
3.3 Индивидуальный качественный анализ динамики развития
коммуникативных навыков 49
Выводы 53
Заключение 54
Список литературы 55
Приложение 60
Глава 1. Теоретический обзор проблемы развития коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра
1.1 Понятие «аутизм», история его изучения. Классификации
аутизма 7
1.2 Современные коррекционно-развивающие методики работы с
детьми с расстройствами аутистического спектра 18
1.3 Нарушения коммуникации и социального взаимодействия у детей с
расстройствами аутистического спектра 23
1.4 Тренинга функциональной коммуникации, как методика, в рамках
VBA-терапии 27
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Объект исследования 31
2.2 План исследования 32
2.3 Применяемые методики 33
2.4 План тренинга функциональной коммуникации 42
Глава 3. Обсуждение результатов исследования
3.1 Анализ средних показателей 43
3.2 Корреляционный анализ 46
3.3 Индивидуальный качественный анализ динамики развития
коммуникативных навыков 49
Выводы 53
Заключение 54
Список литературы 55
Приложение 60
Согласно международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ 10) расстройства аутистического спектра (РАС) включают ряд нарушений функций, связанных с созреванием центральной нервной системы. Эти состояния характеризуются варьирующимся сочетанием нарушения способности к социально-коммуникативному взаимодействию ограниченным стереотипным повторяющимся набором интересов и видов деятельности. Уровень распространения аутизма во всём мире возрастает с каждым годом. По данным Всемирной организации здравоохранения распространённость аутизма в 2005 году составляла 1 случай на 300 человек, в 2008г. - 1 случай на 150 человек, а в 2017 - 1 случай на 50 человек. Такой колоссальный рост людей с расстройствами аутистического спектра способствует быстрому развитию специфических подходов к помощи людей с подобными состояниями.
Расстройства аутистического спектра диагностируется в детском возрасте и «остаётся» с человеком на протяжении всей его жизни. Именно поэтому важно оказывать специализированную поддержку и организовывать профессиональную коррекционно-развивающую помощь детям с аутизмом.
Нарушение развития коммуникативных навыков является одним из ядерных дефицитов расстройства аутистического спектра. Существует небольшое количество методик развития навыков социального взаимодействия у детей с РАС. В частности, тренинг функциональной коммуникации (FCT) разработан Durand V, Carr E. G. в рамках такого подхода как прикладной анализ поведения (ABA - терапии, Ivar Lovaas). Авторы методики многократно проводили исследования эффективности процедуры тренинга для обучения коммуникативному поведению, особенно в коррекции проблемного поведения у детей с поведенческими нарушениями. Однако в России применение тренинга функциональной коммуникации в коррекционно-развивающей практике не столь распространенно как в США, а исследований по изучению эффективности данной методики для развития конкретных коммуникативных навыков у детей с аутизмом не существует.
В России на данный момент не существует единой системы психолого-педагогической диагностики и коррекции проявлений расстройства аутистического спектра, поэтому, мы полагаем, что данное исследование будет способствовать дальнейшему изучению эффективности предлагаемых многими методик диагностики и развития коммуникативных навыков у людей с РАС.
Цель: разработать и апробировать тренинг функциональной коммуникации, способствующий формированию у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) коммуникативных навыков.
Объект: дети младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра
Предмет: коммуникативные навыки у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра
Гипотеза: тренинг способствует развитию важных для эффективной коммуникации навыков, развивающихся у нормотипичных детей до двухлетнего возраста.
Задачи:
1) Проанализировать уровни коммуникативных навыков и выявить несформированные и/или не до конца сформированные навыки коммуникации у детей младшего школьного возраста с РАС;
2) Разработать количественную оценку уровней развития коммуникативных навыков в рамках диагностической методики «Communication matrix» (Charity Rowland);
3) Разработать функциональный коммуникативный тренинг для формирования каждого из навыков, оцениваемых по методике «Communication matrix»;
4) Установить наличие или отсутствие качественных изменений в формировании навыков коммуникации у детей контрольной и экспериментальной групп;
5) Статистически доказать или опровергнуть взаимосвязь проводимого тренинга с показателями развития коммуникативных навыков у детей экспериментальной группы.
Методы:
1. Организационные: сравнительный метод;
2. Эмпирические: наблюдение, опрос «Communication matrix», формирующий эксперимент;
3. Методы обработки данных: динамический качественный анализ, количественный анализ показателей уровня сформированности навыков коммуникации; математические методы анализа данных по t - критерий Стьюдента для зависимых выборок, корреляционный анализ по критерию Пирсона.
Методики:
1. Рейтинговая шкала аутизма у детей «Childhood Autism Rating Scale» (CARS)
Авторы: Schopler E., Reichler RJ, DeVellis RF, Daly K. Перевод и адаптация Морозовой Т.Ю., Довбня С.В., 2011.
Цель: первичное скрининговое обследование симптомов расстройства аутистического спектра.
2. Методика оценки уровня коммуникативных навыков "Communication matrix"(коммуникативная матрица).
Автор: Charity Rowland, Ph.D, Child Development & Rehabilitation Center Oregon Health & Science University.
Подробное описание методик представлено во второй главе.
Расстройства аутистического спектра диагностируется в детском возрасте и «остаётся» с человеком на протяжении всей его жизни. Именно поэтому важно оказывать специализированную поддержку и организовывать профессиональную коррекционно-развивающую помощь детям с аутизмом.
Нарушение развития коммуникативных навыков является одним из ядерных дефицитов расстройства аутистического спектра. Существует небольшое количество методик развития навыков социального взаимодействия у детей с РАС. В частности, тренинг функциональной коммуникации (FCT) разработан Durand V, Carr E. G. в рамках такого подхода как прикладной анализ поведения (ABA - терапии, Ivar Lovaas). Авторы методики многократно проводили исследования эффективности процедуры тренинга для обучения коммуникативному поведению, особенно в коррекции проблемного поведения у детей с поведенческими нарушениями. Однако в России применение тренинга функциональной коммуникации в коррекционно-развивающей практике не столь распространенно как в США, а исследований по изучению эффективности данной методики для развития конкретных коммуникативных навыков у детей с аутизмом не существует.
В России на данный момент не существует единой системы психолого-педагогической диагностики и коррекции проявлений расстройства аутистического спектра, поэтому, мы полагаем, что данное исследование будет способствовать дальнейшему изучению эффективности предлагаемых многими методик диагностики и развития коммуникативных навыков у людей с РАС.
Цель: разработать и апробировать тренинг функциональной коммуникации, способствующий формированию у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) коммуникативных навыков.
Объект: дети младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра
Предмет: коммуникативные навыки у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра
Гипотеза: тренинг способствует развитию важных для эффективной коммуникации навыков, развивающихся у нормотипичных детей до двухлетнего возраста.
Задачи:
1) Проанализировать уровни коммуникативных навыков и выявить несформированные и/или не до конца сформированные навыки коммуникации у детей младшего школьного возраста с РАС;
2) Разработать количественную оценку уровней развития коммуникативных навыков в рамках диагностической методики «Communication matrix» (Charity Rowland);
3) Разработать функциональный коммуникативный тренинг для формирования каждого из навыков, оцениваемых по методике «Communication matrix»;
4) Установить наличие или отсутствие качественных изменений в формировании навыков коммуникации у детей контрольной и экспериментальной групп;
5) Статистически доказать или опровергнуть взаимосвязь проводимого тренинга с показателями развития коммуникативных навыков у детей экспериментальной группы.
Методы:
1. Организационные: сравнительный метод;
2. Эмпирические: наблюдение, опрос «Communication matrix», формирующий эксперимент;
3. Методы обработки данных: динамический качественный анализ, количественный анализ показателей уровня сформированности навыков коммуникации; математические методы анализа данных по t - критерий Стьюдента для зависимых выборок, корреляционный анализ по критерию Пирсона.
Методики:
1. Рейтинговая шкала аутизма у детей «Childhood Autism Rating Scale» (CARS)
Авторы: Schopler E., Reichler RJ, DeVellis RF, Daly K. Перевод и адаптация Морозовой Т.Ю., Довбня С.В., 2011.
Цель: первичное скрининговое обследование симптомов расстройства аутистического спектра.
2. Методика оценки уровня коммуникативных навыков "Communication matrix"(коммуникативная матрица).
Автор: Charity Rowland, Ph.D, Child Development & Rehabilitation Center Oregon Health & Science University.
Подробное описание методик представлено во второй главе.
Данное исследование проводилось с целью разработки и апробации тренинга функциональной коммуникации для детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра. В рабочей гипотезе выдвигалось предположение об эффективности проводимого тренинга для развития важных для коммуникации навыков, развивающихся у нормотипичных детей до двухлетнего возраста.
Для методики качественной диагностики выше упомянутых навыков нами была разработана количественная оценка, которая позволяет проводить эмпирически значимые исследования в сфере развития коммуникации и социальных навыков у детей с различными нозологиями.
Была доказана результативность мероприятий, проводимых в рамках тренинга функциональной коммуникации, в формировании навыков просьбы, привлечения внимания, социального этикета, предложения чего- либо другому, задавании вопросов и проявлений социальной инициативы. Данные выводы имеют прикладной характер, позволяющий разрабатывать эффективные коррекционно-развивающие программы на основе разработанного тренинга.
Необходимо продолжать исследования в заданных направлениях, для получения более детальных результатов.
Для методики качественной диагностики выше упомянутых навыков нами была разработана количественная оценка, которая позволяет проводить эмпирически значимые исследования в сфере развития коммуникации и социальных навыков у детей с различными нозологиями.
Была доказана результативность мероприятий, проводимых в рамках тренинга функциональной коммуникации, в формировании навыков просьбы, привлечения внимания, социального этикета, предложения чего- либо другому, задавании вопросов и проявлений социальной инициативы. Данные выводы имеют прикладной характер, позволяющий разрабатывать эффективные коррекционно-развивающие программы на основе разработанного тренинга.
Необходимо продолжать исследования в заданных направлениях, для получения более детальных результатов.
Подобные работы
- Психологическая коррекция коммуникативных навыков учащихся младшего
школьного возраста с расстройством аутистического спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Взаимосвязь прогностической компетентности и агрессивности у младших школьников с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь прогностической компетентности у младших
школьников с расстройством аутистического
спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Готовность детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - Формированию прогностической компетенции в значимых сферах жизни у младших школьников с расстройствами аутистического спектра
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра средствами PECS
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАСТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016



