ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятия, относящиеся к процессу формирования СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 8
1.1. Понятия «система», «трансграничные воды», «морские воды», «водные отношения» 8
1.2. Правовые основы и институты формирования водных отношений: ДОКУМЕНТЫ И ОРГАНЫ КООРДИНАЦИИ 11
1.3. ВОДНО-БАССЕЙНОВЫЙ ПРИНЦИП И ЭКОСИСТЕМНЫЙ подход 15
Глава 2. Особенности природоохранной политики в регионе Балтийского моря 24
2.1. ВОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА Балтийского МОРЯ 24
2.2. Международно-правовая система экологического регулирования в регионе Балтийского моря 29
2.3. Проблемы и перспективы регулирования водных отношений в регионе Балтийского моря 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Наша планета больше чем на 70% состоит из воды. Водное пространство является объектом распространения своего суверенитета между государствами. В конце XX века человечество приступило к вопросам защиты и охраны окружающей среды, в том числе морской окружающей среды и рационального использования водных ресурсов. В этой связи управление водопользованием стало занимать приоритетное место в списке актуальных проблем современности, международных отношений и формирования мировой политики. Управление водными пространствами, наряду с изучением их экосистем в естественных науках, является объектом изучения общественных дисциплин. Водные отношения - существенный элемент в системе экологического регулирования трансграничных водных объектов и международных вод.
В настоящей работе рассматривается становление водных отношений в рамках формирования природоохранной системы государств Балтийского моря.
Соединяясь с Северным морем, а через него с Атлантическим океаном, Балтийское море относится к числу средиземных с географической точки зрения. Его физико-географическая территория, а именно площадь водосборного бассейна варьируется от 1 634 000 км2 до 1 740 000 км2, охватывая внутренние воды и реки 9-и прибрежных (Швеции, Дании, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, России, Польши и Германии) и 5- и стран водосбора (Норвегии, Беларуси, Украины, Чехии и Словацкой Республики).
В 1974 г. семь государств региона (Дания, Финляндия, ГДР, ФРГ, Польша, Швеция и СССР) подписали Хельсинское соглашение, положившее начало экологической повестки дня для Балтийского моря, а также созданию единой системы международно-правового регулирования водных отношений в сфере охраны водных ресурсов ключевого для их функционирования международного пространства.
До распада СССР формирующееся правовое управление Балтийской экосистемы имело больший масштаб действия, затрагивая все территории морского бассейна в своих естественных границах (не считая территорию Норвегии). После изменения политической карты мира в 1991 году, система экологического регулирования региональных водных отношений сузила свои пределы до государственных границ 9-и прибрежных стран.
За счет трансграничности распространения загрязнения при использовании странами общих водных объектов, все более очевидной стала необходимость расширения ответственности субъектов водопользования за пределы их национальных территорий. По этой причине, повсеместное внедрение в международно-правовую систему экологического регулирования водных отношений таких современных подходов, как экосистемный, заключающийся в рациональном и интегрированным управлении природой, а также водно-бассейнового принципа охраны водоемов в пределах их естественных водосборных границ, становятся не только целесообразными к внедрению, но и практически неизбежными.
Таким образом, учитывая то, что региональная система международно-правового регулирования водных отношений в Балтийском море с момента становления была основана на указанных ранее подходах и тот факт, что вопрос устойчивости водопользования акватории его бассейнового округа вот уже на протяжении почти 50-и лет является одним из наиболее последовательно решаемых, существует множество предпосылок изучения этого региона в качестве экспериментальной базы для образования эффективной модели транснациональной и трансграничной системы экологического регулирования.
Опыт международного взаимодействия вокруг Балтийского моря потенциально рассматривается как пример охраны и защиты северных морей Российской Федерации в частности Белого, Баренцево и Карского морей.
Цель исследования - выявление процессов формирования системы международно-правового экологического регулирования водных отношений в регионе Балтийского моря, потенциальных проблем и перспектив дальнейшего развития
Задачи исследования:
• охарактеризовать понятийный аппарат и законодательно-институциональную основу, относящуюся к процессам формирования системы международно-правового экологического регулирования водных отношений
• определить роль и место экосистемного подхода и водно-бассейнового принципа в формировании природоохранной политики
• выявить особенности, проблемы и перспективы формирования системы международно-правового экологического регулирования водных отношений в регионе Балтийского моря.
Объект исследования: процесс формирования системы международно-правового регулирования водных отношений в регионе Балтийского моря.
Предмет исследования: водные отношения в международно-правовой системе экологического регулирования.
Литературную базу данного исследования составили разнообразные труды как отечественных ученых, так и зарубежных исследователей и научных институтов.
Процессу формирования международно-правовых законодательств посвящены работы российских исследователей: Земнова В.А.1, Карловой Г.А.2, Кысыковой Б.Г.3, Лимановой Е.Г.4 и др., а также западных исследователей: Hardin G.5; Elmgren R., Blenckner T., Andersson A.6, Soderstrom S., Kristine К.7и др.
Анализ по вопросам институционального строительства системы водных отношений Балтийского моря был представлен в работах: Кохира Р., Пулатова Я.Э.8; Цыренковой, Т.Б.9; Случевской, Ю.А10, а также в научных трудах исследователей Королевского института наук Швеции - Nilsson A.K., Bohman B.,2 и Tynkkynen N., Schonach P., Pihlajamaki M., Nechiporuk D.12, американского института биологических наук - Merrie, A.13, а также научного центра экологических и морских исследований MARE - Bavinck M., Gilek M., Karlsson M., Linke S., Smolarz K14.
Материалы работ Харлампьевой Н. К.15, Мирзаева Н.Н.16; Корнеевца В.С.17; Клемешева А.П.18; Мажар Л.Ю. и Частобаев А.И.19; Плотникова А.С., Харитонова А.О.20 а также данные исследователей университета Sodertorn - Zylicz T3 4 5 6 7 8 были использованы в определении создания экологического пространства региона Балтийского моря.
Для изучения правовой основы управления водными ресурсами и водными отношениями большую часть исследования составил анализ таких документов ООН, как Международная конвенция по предотвращению загрязнений судов (1973 г.)9, Конвенция по морскому праву (1982 г.)10, Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.)11, Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков (1997 г.)12, Малавийские принципы (1998 г.)13.
Наибольшее значение для исследования развивающейся системы международно-правового экологического регулирования водных отношений в регионе Балтийского моря имели: 1) стратегии Европейского Союза: Программа Балтийского моря 2007-201314, Стратегия Европейского союза для региона Балтийского моря от 2009 года15; Рамочная директиве по морской стратегии 2008 - 202016 и Директива «О создании основы для планирования морских пространств» от 2014 до 2021 года17; 2) тексты Хельсинских правил использования вод международных рек (1966 г.)18, Хельсинской конвенции по защите морской среды района Балтийского моря (1974 г.)19, Министерские декларации ХЕЛКОМ (1987 г.)20, План Действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю (2007 г.)21 и другие.
Другие научные статьи, нормативно-правовые акты, официальная статистика, отчеты различных организаций и независимых фондов, как WWF22, и аналитика дополняют весь комплекс изучения природоохранной тематики в регионе Балтийского моря.
В целом, анализ научной литературы показал, что в отечественной литературе существует ограниченное количество трудов, посвященных системе природоохранного регулирования Балтийского моря, а также экосистемному подходу и водно-бассейновому принципу, являющиеся центральными инструментами познания ее законодательно-институциональной основы. Несмотря на сравнительно большое количество зарубежных работ комплексного характера, конструирование всестороннего анализа происходило на основе текстов международных документов и официальных отчетов международных организаций.
Теоретико-методологической базой исследования выступили общенаучные методы системного подхода - метод описания, обработки эмпирических материалов, систематизации источников, метод исторической ретроспективы, а также институционно-функциональный анализ. Междисциплинарный подход формирования природоохранной политики на основе водно-бассейнового принципа, примененный для водосбора Северного Ледовитого океана23 был использован для региона Балтийского моря.
Полученные результаты работы были апробированы во время работы с научными представителями межуниверситетской программой по Балтийскому морю (The Baltic University Programme) в Уппсальском Университете. Велись обсуждения перспектив использования Балтийской системы международного экологического сотрудничества для обеспечения перестройки региональной экономики в соответствии с принципами социально-экологического подхода (Social-Ecological Economics).
Работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, 7 приложений и списка литературы.
На протяжении практически 50-и лет Балтийский макрорегион является местом апробации инновационных подходов в управлении, охране и защите морских вод и его экосистемных услуг с целью противостояния таким природным вызовам, как антропогенная эвтрофикация (чрезмерное цветение фитопланктона, вызванное химическим загрязнением вод), морской мусор, звуковое загрязнение, разрушение морского дна, ухудшение саморегулирования популяций отдельных видов морских обитателей и инородные виды.
Формирование системы международно-правового экологического регулирования водных отношений в регионе Балтийского моря можно условно поделить на 3 «правовые волны»: 1) советский период, с 1974 г. до 1991 г. - период активного международного взаимодействия прибрежных государств в формировании норм регионального характера и в закреплении аспектов экосистемного подхода в сфере «водного менеджмента»; 2) период после распада СССР, с 1991 г. до 2004 г - период системной стагнации из-за смены политических ориентиров бывших социалистических стран, являющихся территориальным большинством в регионе; 3) период после расширения Европейского Союза на Восток, с 2004 г. и по настоящее время.
Главенствующую роль в процессах обеспечения рационального использования и защиты акватории Балтийского моря играет закрепление интересов 9-и стран региона (Швеции, Дании, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, России, Польши и Германии) в узком смысле и 14-и (с включением отдельных территорий Норвегии, Беларуси, Украины, Чехии и Словацкой Республики, входящих в балтийский водосбор) в широком смысле с помощью поиска компромиссов через экосистемный способ управления природными ресурсами и применение водно-бассейнового принципа в формировании природоохранной политики.
Анализ законодательной и институциональной базы международно-экологического водного права показал, что в вопросах регулирования водных отношений в регионе Балтийского моря одно из центральных мест занимает Организация Объединенных Наций и ее учреждения: Европейская Экономическая комиссия (ЕЭК ООН), Международная Морская организация (ИМО), Программа по окружающей среде и развитию (ЮНЕП) и ЮНЕСКО. Было выявлено, что большинство источников права по регулированию трансграничных балтийских вод, как например, Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков (1997 г.) и Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.), были сформулированы ЕЭК ООН. В свою очередь, за универсальные правила защиты вод мирового океана от загрязнений опасными веществами отвечает организация ИМО. Законодательные же акты ЮНЕП и ЮНЕСКО концентрируются на обеспечении прав граждан на чистые водные источники и безопасное рекреационное потребление.
Обработка более чем 20 международных соглашений продемонстрировала, что характер источников международно-экологического водного права имеет ситуационный, непоследовательный характер формирования и затрагивает порой узкие направления регулирования. Развитие полноценной системы международно-правового экологического регулирования водных отношений наблюдается как раз в регионе Балтийского моря.
Главными институтами обеспечения комплексного подхода экологического регулирования региональными водами Балтики являются: ЕС и Хельсинская Комиссия (ХЕЛКОМ). С помощью их посредничества в качестве международных площадок для переговоров, прибрежными государствами и государствами балтийского бассейна формулируются соглашения по водным отношениям региона. Интегрированное управление всеми природными аспектами Балтийского моря и его водосбора в качестве неделимой гидрографической единицы остается законодательно согласованным, тем самым поддерживая развитие региональной системы международно-правового экологического регулирования.
По итогам анализа структуры следующих ключевых документов в сфере управления и охраны природы балтийских вод, а именно Стратегии Европейского союза для региона Балтийского моря от 2009 г.; Рамочной директиве по морской стратегии 2008 - 2020 гг., Директиве «О создании основы для планирования морских пространств» до 2021 года, а также Хельсинской конвенции по защите морской среды района Балтийского моря (1974 г.), Министерские декларации ХЕЛКОМ (1987 г.), План Действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю (2007 г.), были сделаны выводы, что несмотря на развитость правового аппарата и улучшения некоторых параметров устойчивого водного регулирования (в частности снижение уровня эвтрофикации), на сегодняшний день1, Балтийское море, считается одним из самых загрязненных внутренних морей в мире.
В качестве основных причин сохранения экологического состояния балтийских вод на довольно низком уровне заключается, во-первых, в вертикальной иерархии правовой системы стран-членов ЕС в рамках документов ХЕЛКОМа, усиливающаяся их совокупным территориальным превосходством перед государствами бассейна, не входящие в ЕС. Так, издавна расходящиеся в своих подходах к экологической безопасности в Балтийском море, усиливается снижение многообразия субъектного взаимодействия. Во-вторых, существует проблема выполнения задач Плана Действий в самом ЕС из-за правовых «мертвых зон», образовавшихся при наложении двух систем регионального экологического законодательства, ЕС и ХЕЛКОМ соответственно.
В-третьих, не полное представление все ключевых элементов экосистемного подхода, который провозглашён в качестве основополагающего в Балтийской системе водных отношений, приводит продолжению использования странами традиционными способов эксплуатации водных пространств, делая защиту Балтийского моря стихийным процессом, обреченного на провал в силу транснационального характера водных загрязнений.
Перспективы формирования системы международно-правового экологического регулирования водных отношений в регионе Балтийского моря можно увидеть в возможности использования опыта государств Балтийского бассейна в апробации интегрированного водного управления в распространении практики делимитации водных пространств по естественным границам экосистем, где неприбрежных участников бассейна являются равноправными участниками в процессе принятия решений. Более того, отмечается возможность выстраивания тесного интегративного сотрудничества между странами ЕС и не ЕС по вопросам экологической коллективной ответственности и региональной безопасности. Также система балтийская система международно-правового экологического регулирования водных отношений в целом имеет потенциал в ускорении процессов оформления международного водного права в качестве отдельной отрасли права.
Чтобы указанные перспективы имели шансы на более краткосрочную реализацию, первостепенно важным представляется преодоление конфликта интересов институционально-правового уровня системы экологического регулирования водных отношений в регионе при помощи реформирования его Плана Действий, который изначально строится на дискриминации не европейского права. Необходимым также является поиск баланса пересекающихся законодательных систем ЕС и ХЕЛКОМ, дабы выстроить единый подход к реализации региональных целей экологической защиты Балтийского моря, а также минимизация расхождения европейских директив по стандартам и учет всех аспектов экосистемного подхода в текущем совместном плане действий.
А) Монографии:
1. Environmental Governance of the Baltic Sea/ M. Gilek [et al.]. - SAGE Publication Series, 2016. - 265 p.
2. Swain R.B. Environmental Challenges in the Baltic Region. A perspective from Economics / R.B. Swain. - S. Springer Nature, 2017. - 244 p.
Б) Научные статьи:
1) Земнов, В.А. Современные подходы к управлению водными ресурсами на Западе и в России / В.А Земнов // Вестник Томского государственного университета. - 2001. - С.85-94.
2) Карлова, Г.А. Международные аспекты водного законодательства / Г.А. Карлова // М: Издание Государственной Думы. - 2015. -C.75.
3) Клемешев, А.П. (и др.) Подходы к определению понятия «Балтийский регион» / А.П. Клемешев // Балтийский регион. - 2017. - С.7-28.
4) Корнеевец В.С. Международные транснациональные и транспортные регионы: признаки, особенности, иерархия / В.С. Корнеевец // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки.- 2010. - C.1-5.
5) Кохир, Р., Пулатов Я.Э. Интегрированное управление водными ресурсами: проблемы и перспектива / Р. Кохир, Я.Э. Пулатов // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. - 2012. - С.1-10.
6) Кысыкова, Б.Г. Вопросы правового регулирования водных отношений / Б.Г. Кысыкова // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. - 2010. -№2(18). - С.64-66.
7) Лиманова Е.Г. Методы регулирования охраны окружающей среды в России и за рубежом: анализ выбора инструментов природоохранной политики и их эффективность / Е.Г. Лиманова // Мир экономики и управления. - 2005. - С.1-18
8) Мажар, Л.Ю., Частобаев, А.И. Территориальные социально-экономические системы и региональное развитие / Л.Ю. Мажар; А.И. Частобаев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Науки о Земле. - 2006. - С.80-89.
9) Мирзаев, Н.Н. Обзор развития бассейновых советов в мире и перспективы для Центральной Азии / Н.Н. Мирзаев // Научно-информационный центр Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии. - 2019. - С.1-44.
10) Плотникова А.С., Харитонова А.О. Выделение границ водосборных бассейнов рек на локальном пространственном уровне / А.С. Плотникова, А.О. Харитонова // Вопросы лесной науки. - 2018.- С.1-10.
11) Случевская, Ю.А. Проблемы формирования международно-правовой модели совместного использования и охраны международных водотоков / Ю.А. Случевская // Lex Russica. - 2019. - С.73-86.
12) Фрумин, Г.Т., Гетьман А.Н. Квотирование биогенной нагрузки на трансграничные водные объекты (на Примере балтийского моря) / Г.Т. Фрумин, А.Н. Гетьман // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2012. - С. 214-219.
13) Фрумин, Г.Т., Тимофеева, Л.А. Трансграничные водные объекты и водосборы России: проблемы и пути решения / Г.Т. Фрумин, Л.А.Тимофеева // Биосфера. - 2014. - С.118-133.
...