Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проза А. П. Чехова конца 1880-х годов: проблема повествования

Работа №128177

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы97
Год сдачи2023
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Повествование и событие 11
1.1. Повествование 11
1.2. Событийность 14
1.3. Заключение 30
Глава 2. Точка зрения и время в прозе Чехова 32
2.1. Точка зрения 32
2.2. Порядок и время 55
2.3. Заключение 70
Глава 3. Категория «нарратор» в прозе Чехова 72
3.1. «Нарратор» и типология нарратора 72
3.2. Диететический-недиегетический нарратор в прозе Чехова 74
3.3. Нарративные уровни 79
3.4. Заключение 84
Заключение 86
Список использованной и цитируемой литературы 90


В современном литературоведении исследованию проблем
повествования уделяется все больше внимания.
Основные понятия теории повествования начали развиваться еще в 1920-х годах в работах российских ученых (А. В. Веселовский, В. Пропп, М. Бахтин), и находились под сильным влиянием формализма и Московско-тартусской школы (В. Б. Шкловский, Б. В. Томашевский, Ю. Лотман и Б. Успенский). Наиболее подробно сфера повествования исследована в рамках нарратологии, сформировавшейся в 1960-х годах под влиянием французского структурализма и получившей развитие в работах западных исследователей (Ц. Тодорова, Ж. Женетта, Р Барта, В. Шмида, М. Баль, С. Чатман).
В начале 1920-х годов русские формалисты предложили дихотомию «фабула — сюжет» по отношению к структуре повествовательных текстов. Вслед за формалистами Тодоров ввел понятия «история (histoire) — дискурс / повествующий дискурс (discours)» для различения объекта повествования и формы выражения в повествовательных произведениях . Чэтман в своей работе представляет дихотомию «история (story) — дискурс (discours)», которая пытается объединить формалистские и структуралистские модели: «“история” (story) — это то, изображается в повествовательном произведении, дискурс (discours) — как изображается» .
Женетт предлагает трехуровневую модель повествования, состоящую из трех уровней : «история» (histoire), которая относится к означаемого или содержанию; «повествование в собственном смысле» (recit), которое описывает выражение и дискурсивный текст повествования; «наррация» (narration), которая относится к созданию акта повествования и, в более широком смысле, к реальной или вымышленной ситуации, в которой этот акт происходит В контексте Бахтина , «история» (histoire) может соответствовать «рассказываемому событию», а «наррация» (narration) — «событию рассказывания».
Таким образом, Женетт предполагает, что из трех вышеупомянутых уровней, «только уровень повествовательного дискурса поддается непосредственному текстуальному анализу» , анализ которого по сути является исследованием «отношений между повествованием и историей, между повествованием и наррацией, а также между историей и наррацией» . Следуя классификации Тодорова, который разделил проблемы повествования на три категории (категория времени; категория аспекта; категория модальности ), Женетт проводит анализ повествовательного дискурса в терминах трех категорий: «время» (включая порядок, временную длительность и повторяемость), «модальность» (в связи с дистанцией и перспективой) и «залог» (по отношению к субъекту повествования и уровню повествования) .
Проблема чеховского повествования давно привлекает внимание исследователей.
Событие, как один из центральных вопросов в рамках исследований повествования , согласно классическому определению Ю. М. Лотмана, представляет собой «перемещение персонажа через границу семантического поля» или как «пересечение запрещающей границы» . Исследователи уделяют большое внимание вопросам ослабления событийности в творчестве А. П. Чехова, и указывают на уменьшение масштаба событий; отсутствие подчеркивания события приводит к его невидимости в повествовательном фоне ; ментальный характер событий ; сокращение причинно-следственной связи в фабуле ; и даже, согласно критериям событийности Шмида, иногда события вообще отсутствие . Как и предполагал Б. М. Эйхенбаум: «Замечательно при этом, что рассказы Чехова совсем не похожи на то, что принято называть новеллами; это, скорее, сцены, в которых гораздо важнее разговор персонажей или их мысли, чем сюжет» , ослабление событийности в творчестве Чехова заставило исследователей обратить внимание на важность коммуникативной проблематики .
Наибольший вклад в изучение чеховского повествования сделал А. П. Чудаков. В своей монографии «Поэтика Чехова», Чудаков разделил творчество Чехова на три периода: ранний, или период субъективного повествования (1880-1887 годы); период объективной манеры (1888-1894 годы) и поздний период (1895-1904 годы), и определил 1888 год в качестве начала периода объективной манеры , но также отметит, что еще с 1885 года «картина резко меняется» ; в 1886 году уже «преобладание нового типа повествования — объективного» (который, по определению Чудакова, обозначает, что субъект повествования «исключает себя как самостоятельный воспринимающий субъект, ссылаясь на чужое восприятие, стремясь к объективной позиции» ). Этот новый принцип повествования окончательно оформился в 1887 году, а к 1888 году получил полное преобладание в рассказах Чехова . Исследователи также указывают на переходный характер творчества Чехова во второй половине 1880-х годов . Как отмечает И. Н. Сухих, «не следует недооценивать значения “переходного периода”
1885-1888 гг.» .
Таким образом, можно утверждать, во второй половине 80-х годов произошло изменение в творчестве Чехова.
Следует отметить, Женетт вводит термин «фокализация» в рамках проблемы точки зрения, разделяя повествования на три типа , и эта классификация может найти свой аналог в «объективном повествовании» и «субъективном повествовании», предложенных Чудаковым. Это дает возможность рассмотреть изменение чеховского повествования в конце 80-х годов в новой нарратологической перспективе. Такой взгляд был использован при изучении чуть более поздних, «зрелых» произведений Чехова. В. Л. Паркачёва в своем исследовании творчества Чехова 1888-1904 годов указывает на совмещение внутренней и внешней фокализации в изобразительном плане чеховского повествования, и «благодаря которому в произведениях формируется двойственная перспектива восприятия изображаемого» .
Кроме того, по мере развития нарратологии новые теории и концепции могут быть применены к изучению поэтики прозы Чехова для получения новых результатов. Для анализа «референциальной иллюзии» , давно привлекающего внимание при изучении событийности Чехова, А. Е. Агратин использует термин «встроенный нарратив» («embedded narrative»),
предложенный западными нарратологами . Рассматривая чеховские повествовательные тексты в этом аспекте, он приходит к выводу, что эта стратегия подразумевает максимальную объективизацию «схем» рассказывания .
Однако, несмотря на то, что повествовательные особенности чеховской прозы продолжали привлекать внимание исследователей, подробные исследования изменений, произошедших в чеховском повествовании во второй половине 80-х годов, после Чудакова менее многочисленны, чем исследования его зрелых произведений. В. Н. Гвоздей указывает на тенденцию к серьезности в творчестве Чехова во второй половине 80-х годов и через изучение «тропов» в его произведениях выявляет изменения, произошедшие в творчестве Чехова в этот период, а именно уменьшение клише и упрощение языка, с тщательным отбором деталей .
Исследования творчества Чехова в основном сосредоточены на его зрелом периоде, те. периоде после 90-х годов или втором периоде в определении Чудакова (1888-1894), поскольку именно в этот период новый художественный метод был сформирован, творчество писателя характеризовалось единством художественных принципов.
Вышеизложенное определяет актуальность данного исследования.
В связи с вышеизложенным, научная новизна исследования заключается в попытке использовать современные нарратологические методы для комплексного рассмотрения изменений и развития чеховских повествований в период 1885-1890 гг, опираясь на существующие результаты исследований, в основном с точки зрения трех исследовательских категорий повествовательного дискурса, предложенных Женетт
Методологической основой исследования являются нарративный метод, базирующийся на основных принципах теории В. И. Тюпы, Ж. Женетта, В. Шмида и др. Также опирались на работы чеховедов А. П. Чудакова, В. Б. Катаева, А. Д. Степанова и др.
Объектом исследования является художественная проза Чехова, опубликованная с 1885 по 1890 год..
Предметом исследования является проблема повествования в прозе Чехова названного периода.
Материалом исследования служит тексты произведений Чехова с 1885 по 1890 год, а также письма писателя.
Целью исследования является выяснение изменений и особенностей повествования в прозе Чехова 1885-1890 годов.
В соответствии с целью формулируются следующие задачи:
— обосновать методологический подход, положенный в основу работы (нарратология), описать теоретические понятия «событие», «точка зрения», «нарратор» ит.д.;
— исследовать тенденции изменения событийности в творчестве Чехова в изучаемый период;
— проанализировать особенности и тенденции изменения точки зрения нарративности в прозе Чехова;
— изучить изменение характера повествовательного времени и организацию повествовательной структуры в творчестве Чехова, выявив особенности ее представления;
— выяснить роль вторичных повествований в повествовании Чехова с учетом теории уровней повествования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Использование нарратологической теории при анализе повествовательных текстов Чехова в аспектах событий, точки зрения, времени повествования и нарратора позволяет выделить основные тенденции и изменения в его прозе 1885-1890 гг
Одна из наиболее очевидных тенденций в прозе Чехова 1885-1890 годов заключается в ослаблении событийности. Для того чтобы четко проследить эти изменения, мы классифицировали прозу этого и провели подсчеты в соответствии с критерием событийности Шмида: в 1885 году количество текстов с наибольшей степенью событийности составляет более половины всех произведений, затем эта доля постепенно снижается; в 1886 и 1887 годах наиболее распространены произведения, соответствующие лишь минимальному критерию событийности; после 1888 года начинают преобладать прозаические тексты, не соответствующие критерию событийности, т.е. считающиеся «бессобытийными».
Основные причины этой тенденции к ослаблению событий включают: отсутствие результательности изменения или отмену изменения состояния (т.е. возвращение состояния к началу); незавершенность событий, отраженная в расширенных открытых концовках; отсутствие релевантности изменения в связи с отсутствием влияния или изменения, вызванного «событием»; и потеря акцента на изменении.
Отмечается и такая особенность прозы Чехова, как «одновременное множества голосов». Такие голоса, с одной стороны, ведут развитие сюжета, но с другой стороны, поскольку они исходят с разных уровней или представляют разные мнения, они затрудняют восприятие читателем развития основного сюжета, что приводит к сокрытию событий.
В то же время причины такого снижения событийности могут происходить и другими путями. Например, через сокрытие голоса повествователя и использование приемов повторения.
Рассматривая произведения этого периода в плане точки зрения, с помощью терминологии «фокализация», предложенной Женетт, можно обнаружить увеличение объективности повествования, те. по мере того, как дискурс с явной оценкой повествователя постепенно уменьшается, и повествователь скрывается, текст содержит больше несобственно-прямой речи и все большее повествование происходит в рамках восприятия персонажей; это выражается в уменьшении нефокализованной повествований (которые почти исчезают из произведений 1888-1890 гг) и постепенном увеличение повествований с внутренней фокализацией, причем к 1888-1890 гг. появляется сочетание повествований с внешней и внутренней фокализацией. Отмечается также, что переходный характер, то есть одновременное присутствие ранних и поздних приемов, наиболее ярко проявляется в 1886 году. Считается,что повесть «Степь» (1888) приобрела черты гораздо более поздних рассказов Чехова.
Изменение точки зрения также отражается в изменении именования, которое в раннем периоде отражает отношение повествователя, а в позднем периоде изменение больше исходит из восприятия персонажей.
Рассматривая время повествования, можно заметить постепенное увеличение продолжительности событий, содержащихся в произведениях Чехова. В прозе Чехова часто встречается аналепсис (те. обращения к прошлому), и можно обнаружить постепенное раздробление этой аналепсиса в течение исследуемого периода, что приводит к размыванию линейного развития событий в прозе. Время все больше замедляет свой ход вплоть до застывания.
Такое застойность выражается и через повторение. В творчестве Чехова широко используются повторения, типичные для изучаемого периода, включая повторение «излагать n раз то, что произошло n раз» и повторяемое повествование, т.е. «излагать n раз то, что произошло один раз». С помощью приема повторения создают характеры персонажей, вызывают психологические изменения в персонажах и продвигают сюжет.
В произведениях Чехова этого периода мы наблюдаем одновременное присутствие диететического нарратора, чей голос доминирует в повествовании, и несобственно-прямой речи, переносящей фокус на персонажей, такое противоречие создает переходную форму повествования. Это также можно отнести к типу «неучаствующего очевидца», когда диететический нарратор менее вовлечен в повествование.
Исходя из теории уровней повествования, можно заметить, что во встроенном повествовании Чехова второй уровень повествования редко становится главной частью, он скорее и дополняет первый уровень. Появление нескольких историй во вторичных повествованиях создает лирический характер и снижает событийность произведения.



1. Толстой Л. Н. Анна Каренина // Собр. соч.: В 22 т. / комм. Э. Г. Бабаева. М.: Художественная литература, 1981. Т. 8.
2. Чехов А. П. Полн. собр. соч.: В 30 т. / гл. ред. Н. Ф. Бельчиков и др. М.: Наука, 1974-1983.
Научная и критическая литература
3. А. П. Чехов и наш край: Сборник / под общ. ред. А. М. Линина. Ростов н/Д: Азчериздат, 1935.
4. Авдеева Н. П. Внутренняя речь персонажа в идиостиле А. П. Чехова: Структура и функционирование внутреннего монолога в авторском пересказе (на материале рассказов и повестей 1880-1903 годов) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2021. №4. C. 41-51.
5. Агратин А. Е. Возможное событие в «Скучной истории» А. П. Чехова//Преподаватель XXI век. 2015. №2. C. 408-416.
6. Агратин A. E. Повествовательные стратегии в прозе А. П. Чехова 1888-1894 гг.: Автореф. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2016.
7. Агратин А. Е. Поэтика имплицитного повествования: в поисках теоретической модели//Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. №428. С. 5-11.
8. Агратин A. E. Проблема фокализации в диахроническом измерении // Новый филологический вестник. 2022. №2 (61). С. 39-51.
9. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 2000. С. 196-238.
10. Баршт К. А. О формах событийности в произведениях Чехова // Известия РАН. Серия литературы и языка. М., 2010. Т. 69, № 4. С. 12-21.
11. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.
12. Ботнаренко Н. М. Лиризация художественного повествования в новелле В. Стефаника «Вечерний час» и повести А. Чехова «Степь» // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2013. №6 (29). С. 185-190.
13. Гайдук В. К. Творчество А. П. Чехова 1887—1904 годов: (Проблемы эволюции). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1986.
14. Гвоздей В. Н. Секреты чеховского художественного текста. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1999.
15. Горнфельд А. Г. Чеховские финалы / Подготовка текста А. С. Степановой // Нева. 2009. №12. С. 256-274.
16. Грицай Н. А. «Точки зрения» в эпике А.П. Чехова: специфика поэтики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2011.
17. Громов М. П. Чехов. М.: Молодая гвардия, 1993.
18. Гусева С. С. Номинативная парадигма единиц, обозначающих лица, и ее функционирование в тексте: на примере текстов А.П. Чехова: Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2017.
19. Дерман А. Б. О мастерстве Чехова. М.: Советский писатель, 1959.
20. Женетт Ж. Фигуры. В 2-х т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.
21. Журди Н. В. Основные категории нарративного анализа // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. №4. С. 140-148.
22. Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М.: МГУ, 1979.
23. Коробова Д. М. Точка зрения // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2007. №4-II. С. 24-31.
24. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.
25. Падучева Е. В. В. В. Виноградов и наука о языке художественной прозы // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т. 54, № 3, 1995. С. 39-48.
26. Падучева Е. В. Семантические исследования: Семантика нарратива. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.
27. Паперный З. С. Записные книжки Чехова. М.: Советский писатель, 1976.
28. Паркачёва В. Л. Проза А. П. Чехова 1888-1904 годов (Проблема парадоксального авторского мышления): Автореф. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2005.
29. Попова Е. А. «Говорить и думать в тоне героев.» // Русская речь. 2002. №1. С. 11-16.
30. Попова Е. А. Третьеличный нарратив русской литературы и косвенная речь как средство его структурно-смысловой организации. Липецк: ЛГПУ, 2005.
31. Прохватилова О. А., Фотина Н. Э. Специфика средств внутренней диалогичности в прозе А. П. Чехова 1888-1894 гг // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. 2016. №2. C. 120-128.
32. Рабданова Л. Р. Свободный косвенный дискурс в современной прозе: словесные и графические приемы // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. 2018. №2. C. 70-76.
33. Саморукова Я. А. К вопросу об анализе художественного концепта // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2008. №1-1. С. 84-89.
34. Семенова Н. В. Повествовательные техники в рассказе А.П. Чехова «Скрипка ротшильда» // Новый филологический вестник. 2022. №3 (62). С. 87-95.
35. Семенова Н. В. Финалы чеховских рассказов: варианты изменений // Вестник ТвГУ Серия «Филология». 2020. № 1 (64). С. 83-88.
36. Синякова Л. Н. Эволюция чеховской поэтики в рассказах 1887 года о «несчастной любви»: образ человека и тип событийности // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, No 2: Филология. С. 106-112.
37. Скибина О. М. Художественные приемы отражения времени и пространства у Чехова // Вестник ВУиТ. 2019. №4. C. 44-50.
38. Смирнов И. П. О смысле краткости // Русская новелла. Проблемы теории и истории: Сборник статей / Под ред. В. М. Марковича, В Шмида.. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993. С. 5-13.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ