СЛОЖНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ КИТАЕМ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС — ОДИН ПУТЬ»
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Эволюция инициативы «Один пояс и один путь» 13
1.1 Понятие «Один пояс и один путь» в исторической перспективе 16
1.2 Исторические условия и геополитический контекст выдвижения инициативы «Один пояс и один путь» 17
1.2.1 Истоки современной геополитики Китая 18
1.2.2 Эволюция геополитики Китая во времена холодной войны и после распада СССР 22
1.3 Геополитика Китая в процессе глобализации и выдвижение инициативы «Один пояс и один путь» 24
1.3.1 Геополитическая активность разных стран в период глобализации 24
1.3.2 Китайская инициатива в области экономической интеграции региона: «Один пояс и один путь» 25
1.3.3 Основные факторы для выдвижения инициативы «Один пояс и один путь» 27
Глава 2. Содержание инициативы «Один пояс и один путь» 31
2.1 Китайская презентация инициативы «Один пояс и один путь» 31
2.2 Обозрение исследования инициативы «Один пояс и один путь» в Китае 36
2.3 Обзор отзывов об инициативе «Один пояс и один путь» за пределами Китая 39
2.4 Исследования и актуальные вопросы по инициативе «Один пояс и один путь» в международном академическом сообществе 43
2.5 Актуальные темы: последствия политики и изменение моделей глобального управления 45
Глава 3. Сложности в реализации проект «Один пояс и один путь» 50
3.1 Сопротивление идеологической конфронтации 50
3.2 Структурная несовместимость экономики 54
3.3 Антиглобализация и перебалансировка сил в регионе 58
3.4 Столкновение интересов США и КНР в реализации «Один пояс и один путь» 63
3.4.1. Перемены целенаправленных стратегий США в отношении китайской инициативы «Один пояс и один путь» 64
3.4.2 Влияние инициативы «Один пояс и один путь» на торговую гегемонию США 67
3.4.3 Конкуренция между Китаем и США в сфере поставок общественных благ в рамках реализации инициативы «Один пояс и один путь» 69
3.4.4 Влияние интернационализации юаня на гегемонию доллара США, вызванное проекта «Один пояс и один путь» 72
3.5 Репрессивная стратегия США по отношению к Китайской программе «Один пояс и один путь» 75
3.6 Стратегии по решению проблем, возникающих в ходе реализации «Один пояс и один путь» 82
Заключение 86
Список источников и литературы 90
Глава 1. Эволюция инициативы «Один пояс и один путь» 13
1.1 Понятие «Один пояс и один путь» в исторической перспективе 16
1.2 Исторические условия и геополитический контекст выдвижения инициативы «Один пояс и один путь» 17
1.2.1 Истоки современной геополитики Китая 18
1.2.2 Эволюция геополитики Китая во времена холодной войны и после распада СССР 22
1.3 Геополитика Китая в процессе глобализации и выдвижение инициативы «Один пояс и один путь» 24
1.3.1 Геополитическая активность разных стран в период глобализации 24
1.3.2 Китайская инициатива в области экономической интеграции региона: «Один пояс и один путь» 25
1.3.3 Основные факторы для выдвижения инициативы «Один пояс и один путь» 27
Глава 2. Содержание инициативы «Один пояс и один путь» 31
2.1 Китайская презентация инициативы «Один пояс и один путь» 31
2.2 Обозрение исследования инициативы «Один пояс и один путь» в Китае 36
2.3 Обзор отзывов об инициативе «Один пояс и один путь» за пределами Китая 39
2.4 Исследования и актуальные вопросы по инициативе «Один пояс и один путь» в международном академическом сообществе 43
2.5 Актуальные темы: последствия политики и изменение моделей глобального управления 45
Глава 3. Сложности в реализации проект «Один пояс и один путь» 50
3.1 Сопротивление идеологической конфронтации 50
3.2 Структурная несовместимость экономики 54
3.3 Антиглобализация и перебалансировка сил в регионе 58
3.4 Столкновение интересов США и КНР в реализации «Один пояс и один путь» 63
3.4.1. Перемены целенаправленных стратегий США в отношении китайской инициативы «Один пояс и один путь» 64
3.4.2 Влияние инициативы «Один пояс и один путь» на торговую гегемонию США 67
3.4.3 Конкуренция между Китаем и США в сфере поставок общественных благ в рамках реализации инициативы «Один пояс и один путь» 69
3.4.4 Влияние интернационализации юаня на гегемонию доллара США, вызванное проекта «Один пояс и один путь» 72
3.5 Репрессивная стратегия США по отношению к Китайской программе «Один пояс и один путь» 75
3.6 Стратегии по решению проблем, возникающих в ходе реализации «Один пояс и один путь» 82
Заключение 86
Список источников и литературы 90
Актуальность темы исследования обуславливается следующими:
Сегодня в мире наблюдаются серьезные и глубокие изменения. Под влиянием международного финансового кризиса, мировая экономика восстанавливается медленными темпами. На фоне неудовлетворенности государств мира действующей моделью международного экономического сотрудничества, в частности, нормами, регулирующими инвестиционное и торговое взаимодействие, вопрос экономического развития становится все более и более серьезным для каждого государства. Китайская инициатива «Один пояс и один путь» стала проявлением глобальных тенденций к многополярности, экономической глобализации, укрепления культурного многообразия и информатизации общества. Инициатива направлена на поддержание духа регионального сотрудничества открытого типа и призвана поспособствовать сохранению глобальной системы свободной торговли и открытости мировой экономики. Инициатива «Пояс и Путь» является своего рода планом Китая по развитию мировой экономики и одним из наиболее значительных международных инфраструктурных проектов современности.
С момента своего введения в 2013 году, «Один пояс и один путь», китайская программа, запущенная Китаем для преодоления трудностей мирового экономического развития, постепенно превратилась в ключевую стратегию развития Китая и центральным центром китайской дипломатии. Уделяемое ней внимание международными сообществом повышается, и многие страны отреагировали положительно, приняв участие в строительстве «Один пояс и один путь». Однако по мере того, как строительство «Один пояс и один путь» ускоряется, возникают и трудности, и проблемы, связанные с её реализацией. Исследование всяких вопросов, связанных с инициативой «Один пояс и один путь» как важной составляющей социалистической идеологии с китайской спецификой Си Цзиньпина в новую эпоху имеет теоретическую и практическую ценность.
Как амбициозная инициатива в области развития ее масштаб беспрецедентен в истории дипломатии Китая. Поэтому актуальность данного исследования заключается в том, что, многоаспектное исследование сложности, существующие в реализации инициативы «Один пояс и один путь» предоставляет возможность лучше понять коренные причины этой сложности и принципы и характер функционирования международного порядка в современном мире. На примере инициативы «Один пояс и один путь» можно увидеть основные характерные черты геоэкономической и политической трансформации Китая. Исследования в данной работе позволяют ответить на вопрос о том, какое значение «Один пояс и один путь» имеет для развития Китая на данном этапе, какую перспективу мировое сообщество в целом принимает в отношении этой инициативы, и какое влияние она оказывает на существующий миропорядок под руководством крупнейших западных держав, представленных США. С другой стороны, это позволяет нам задуматься над недостатками инициативы «Один пояс и один путь» в свете трудностей и препятствий, возникших в ее реализации, с тем чтобы мы могли продвигать и совершенствовать ее более комплексным и эффективным образом.
Объектом научного исследования выступает китайская инициатива «Один пояс и один путь».
Предметом научного исследования являются сложности в реализации китайской инициативы «Один пояс и один путь».
Хронологические рамки исследования. Исторический обзор данной работы охватывает раннюю истории древнего Китая и современное развитие КНР, связанные с «Один пояс и один путь», и ограничен хронологическими рамками с 221 г. д. н. э (При Династии Цинь) по сегодняшние дни.
Методологическая основа исследования основывается на комплексном использовании традиционных методов научных исследований. Поэтому методология, используемая в данной работе, носит комплексный характер, в которой исторический подход и документальный анализ используется для проведения исследования понятия “Шелковый путь” и эволюции геополитической экономической стратегии Китая с целью выявления элементов и характеристик эволюции геополитической экономической стратегии Китая. Основное содержание инициативы «Один пояс и один путь» было проанализировано методом качественного контент-анализа. Используя метод сравнительного анализа, позиции и высказывания академических и политических кругов внутри страны и за рубежом на тему «Один пояс и один путь» были проанализированы в единое время. Комплексный анализ собранных материалов с использованием комбинации эффективных методов позволяет выявить коренные причины изменения отношения к «Один пояс и один путь» в западных странах, представленных Соединенными Штатами. На основании вышеизложенного выявляются основные препятствия, с которыми может столкнуться реализация «Один пояс и один путь» в будущем, и направления соответствующих решений. Наконец, системный подход позволяет раскрыть данную тему в контексте мировой политики.
Целью данного исследования является выявление исторической обоснованности инициативы Китая «Один пояс и один путь», а также внутренних и внешних социально-экономических предпосылок, которые образуют основные положения «Один пояс и один путь», а также анализ предполагаемых трудностей в ее реализации и глубинных причин
Задачи соответствуют поставленной в работе цели:
1. Исследовать историческую связь между древним Шелковым путем и современным проектом «Один пояс и один путь».
2. Рассмотреть взаимосвязи между эволюцией геополитических и экономических стратегий в древнем и современном Китае и инициативой «Один пояс и один путь».
3. Выявить основные положения и главную цель инициативы «Один пояс и один путь».
4. Провести анализ нынешней позиции и отношения международного сообщества в отношении инициативы «Один пояс и один путь».
5. Рассмотреть конкретные проблемы, возникшие при реализации нынешней инициативы «Один пояс и один путь».
6. Рассмотреть взаимодействие между тенденцией анти-глобализации в западном мире, возглавляемым Соединенными Штатами, и инициативой «Один пояс и один путь».
7. Проанализировать трудности, с которыми придется столкнуться при дальнейшей реализации проекта «Один пояс и один путь», и определить возможные способы их преодоления
Источниковая база исследования в основном состоит из следующих категорий.
1. Концептуальные и стратегические документы, изданные китайскими государственными органами. К ним относятся концептуальные документы, выступления, интервью и доклады Национального конгресса Коммунистической партии Китая на тему «Один пояс и один путь», изданные Китаем. Для данной работы особое внимание было уделено официальному документу “Видение и действия по продвижению совместного строительства экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути 21 века”, изданному китайским правительством, в котором четко изложены общие рамки инициативы «Один пояс и один путь», включая условия эпохи, основные концепции сотрудничества, направленность сотрудничества, направление сотрудничества и совместное строительство, а также цели сотрудничества.
2. Выступления китайских официальных лиц, излагающих официальную позицию по инициативе «Один пояс и один путь», в том числе речь О совместном строительстве экономического пояса Шелкового пути.
Выступления официальных лиц представляют исключительный интерес для исследования. Данная группа позволяет проследить официальную позицию Китая и России по вопросу инициативы «Один пояс и один путь». Здесь необходимо отметить сборник «Си Цзиньпин о государственном управлении», где опубликованы выступления председателя КНР Си Цзиньпин на тему «Совместное строительство “Экономического пояса шелкового пути”» (7 сентября 2013 года) и «Совместное строительство “Морского Шелкового пути XXI века”» (3 октября 2013 года), что впервые вызвана китайским руководством инициатива «Один пояс и один путь»1.
3. Статистические материалы и ежегодники. Материалы статистики представлены в работе ежегодниками2, изданными Государственным статистическим бюро КНР. Эта группа источников приобретает большое значение при анализе экономических показателей Китая, помогает выявить официальную динамику экономики Китая в последние годы.
4. Материалы новостных сайтов и электронных журналов. В ходе исследования была представлена ссылка на информацию, опубликованную сайтами “Глобал Таймс”, “Народная газета”, “Синьхуа”, “Новости Китая”, “Жэньминь Жибао”, государственный интернет-портал «Пояс и путь» ( w ’S4) и другими.
Степень научной разработанности темы исследования.
Точки зрения исследователей на эту тему разнообразны, а база данных литературы достаточно насыщена и может быть разделена на несколько категорий.
В настоящее время в Китае исследования по теме «Один пояс и один путь» сосредоточены в основном на экономическом и политическом секторах. К экономическим секторам относятся региональная экономическая интеграция, энергетическое сотрудничество, интернационализация РМБ, инфраструктура, прямые иностранные инвестиции, международная торговля и другие кластеры, охватывающие как макрополитику, так и микро-полевой анализ;
Политический сектор включает в себя сообщество человеческой судьбы, международное сотрудничество, стратегическую стыковку и другие кластеры, сосредоточенные на проектировании на высшем уровне системного проекта «Один пояс и один путь».
Во-первых, китайское академическое сообщество позиционирует инициативу «Один пояс и один путь» в рамках официальных документов. С точки зрения новой модели внутреннего экономического развития Китая и открытости для внешнего мира, такие ученые, как Линь Ифу3, Чжан Юньлинь4, Ху Аган, Ма Вэй и Янь Илун5 рассматривают инициативу «Один пояс и один путь» как новую стратегию внутреннего развития, главной целью которой является перенос отстающих производственных мощностей за границу, содействие экономической реструктуризации и трансформации моделей экономического развития. С этой точки зрения, инициатива «Один пояс и один путь» отвечает не только потребностям Китая в трансформации факторной мобильности, но и потребностям национального промышленного трансферта. В частности, ученый Сонг Гуё6 считает, что инициатива «Один пояс и один путь» имеет в себе богатые экономические цели: во-первых, передать излишки производственных мощностей внешнему миру для стимулирования экономического развития других стран, а во-вторых, создать новую открытую модель посредством скоординированного развития восточного, центрального и западного регионов. Лю Вэйдун, Юань Синьтао, У Цзяньмин, Хуан Ипин, Цзиньлинь7 и другие представили углубленный анализ целей, содержания и характеристик «Один пояс и один путь» Китая, а также подробный анализ стратегических экономических и политических аспектов Китая. Лю Вэйдун8 считает, что «Один пояс и один путь» является результатом углубляющегося развития экономической глобализации, изменений в мировом экономическом ландшафте и изменений в собственной модели развития Китая, органического сочетания “духа Шелкового пути” и концепции экономической глобализации, а также попыткой создать инклюзивный путь глобализации.
Трактовка инициативы «Один пояс и один путь» с геополитической точки зрения в политической сфере также является одной из горячих точек исследования. Du Durbin9, Huang Yiping 10 , Lin J 11 и другие считают, что «Один пояс и один путь» будет способствовать интеграции евразийского континента и менять геоэкономические преимущество Китая, тем самым формирует более благоприятную стратегическую позицию на глобальном уровне. В то же время процесс индустриализации в странах, расположенных вдоль маршрута, ускоряется за счет поддержки смены парадигмы в межрегиональной и внешней торговле.
При обсуждении геополитики и геостратегии проекта «Один пояс и один путь» исследователи западных стран уделили больше внимания геостратегическим целям проекта «Один пояс и один путь», и большинство из них придерживаются позиции “противостояния суши и моря”. Это отражено в работах западных ученых, таких как Тереза Фэллон, Патрик Бурнсо, Темури Якобашвили и Кристина Лин и Брайан Эйлер12, которые утверждают, что геополитическая цель Китая «Один пояс и один путь» заключается в том, чтобы обратиться к Европе и тем самым уменьшить ее зависимость от Соединенных Штатов, и что это проект, ориентированный на перспективу и предназначенный для удовлетворения потребностей внутренней экономики, а не для усиления политического влияния.
С момента выдвижения стратегии «Один пояс и один путь», научные сессии в Китае и за рубежом также проводили более систематические исследования геополитических рисков.
Западные ученые Надеге Ролланд13, Шеннон Тереззи14, Джейкоб Стоукс15 и другие проанализировали основные проблемы в регионе «Один пояс и один путь», особенно этнические сложности Центральной Азии, религиозные вопросы и территориальные проблемы с ее приморскими соседями, и утверждали, что проект «Один пояс и один путь» “очень похож на план Маршалла Соединенных Штатов” и может вызвать стратегические подозрения у малых соседних стран.
Китайские ученые Чан Цзян16, Сяо Синьмэй17, Ма Юнь18, Юй Цзиньпин и Гу Вэй19 провели исследование геополитических рисков «одного пояса и одного пути» с точки зрения конфликта национальных интересов, споров по поводу национальной демократии, территориальных споров, а также присутствия на маршруте азартных игр большой силы.Примечательно, что Ван Имидзи и Чжэн Дун20 считают, что “сталкиваясь с политическими, экономическими и правовыми рисками, «Один пояс и один путь» также должна иметь дело с моральными рисками с трех уровней - государственного, предпринимательского и индивидуального”.
В ответ на многочисленные геополитические риски, с которыми сталкивается инициатива «Один пояс и один путь», китайские ученые провели углубленные исследования и предложили соответствующие контрмеры, такие как: Ши Иньхун21, Вэй Чжимин22 , Хэ Маочунь 23 и другие, предложили путь содействия осуществлению инициативы «Один пояс и один путь», прежде всего, как можно скорее усовершенствовать общую схему «Один пояс и один путь», создать условия, благоприятные для безопасности и развития Китая, а также уменьшить геополитические риски на основе принципа сотрудничества по правилам.
Структура выпускной квалификационной работы была сформирована в соответствии с целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, приложения и список использованных источников и литературы.
Сегодня в мире наблюдаются серьезные и глубокие изменения. Под влиянием международного финансового кризиса, мировая экономика восстанавливается медленными темпами. На фоне неудовлетворенности государств мира действующей моделью международного экономического сотрудничества, в частности, нормами, регулирующими инвестиционное и торговое взаимодействие, вопрос экономического развития становится все более и более серьезным для каждого государства. Китайская инициатива «Один пояс и один путь» стала проявлением глобальных тенденций к многополярности, экономической глобализации, укрепления культурного многообразия и информатизации общества. Инициатива направлена на поддержание духа регионального сотрудничества открытого типа и призвана поспособствовать сохранению глобальной системы свободной торговли и открытости мировой экономики. Инициатива «Пояс и Путь» является своего рода планом Китая по развитию мировой экономики и одним из наиболее значительных международных инфраструктурных проектов современности.
С момента своего введения в 2013 году, «Один пояс и один путь», китайская программа, запущенная Китаем для преодоления трудностей мирового экономического развития, постепенно превратилась в ключевую стратегию развития Китая и центральным центром китайской дипломатии. Уделяемое ней внимание международными сообществом повышается, и многие страны отреагировали положительно, приняв участие в строительстве «Один пояс и один путь». Однако по мере того, как строительство «Один пояс и один путь» ускоряется, возникают и трудности, и проблемы, связанные с её реализацией. Исследование всяких вопросов, связанных с инициативой «Один пояс и один путь» как важной составляющей социалистической идеологии с китайской спецификой Си Цзиньпина в новую эпоху имеет теоретическую и практическую ценность.
Как амбициозная инициатива в области развития ее масштаб беспрецедентен в истории дипломатии Китая. Поэтому актуальность данного исследования заключается в том, что, многоаспектное исследование сложности, существующие в реализации инициативы «Один пояс и один путь» предоставляет возможность лучше понять коренные причины этой сложности и принципы и характер функционирования международного порядка в современном мире. На примере инициативы «Один пояс и один путь» можно увидеть основные характерные черты геоэкономической и политической трансформации Китая. Исследования в данной работе позволяют ответить на вопрос о том, какое значение «Один пояс и один путь» имеет для развития Китая на данном этапе, какую перспективу мировое сообщество в целом принимает в отношении этой инициативы, и какое влияние она оказывает на существующий миропорядок под руководством крупнейших западных держав, представленных США. С другой стороны, это позволяет нам задуматься над недостатками инициативы «Один пояс и один путь» в свете трудностей и препятствий, возникших в ее реализации, с тем чтобы мы могли продвигать и совершенствовать ее более комплексным и эффективным образом.
Объектом научного исследования выступает китайская инициатива «Один пояс и один путь».
Предметом научного исследования являются сложности в реализации китайской инициативы «Один пояс и один путь».
Хронологические рамки исследования. Исторический обзор данной работы охватывает раннюю истории древнего Китая и современное развитие КНР, связанные с «Один пояс и один путь», и ограничен хронологическими рамками с 221 г. д. н. э (При Династии Цинь) по сегодняшние дни.
Методологическая основа исследования основывается на комплексном использовании традиционных методов научных исследований. Поэтому методология, используемая в данной работе, носит комплексный характер, в которой исторический подход и документальный анализ используется для проведения исследования понятия “Шелковый путь” и эволюции геополитической экономической стратегии Китая с целью выявления элементов и характеристик эволюции геополитической экономической стратегии Китая. Основное содержание инициативы «Один пояс и один путь» было проанализировано методом качественного контент-анализа. Используя метод сравнительного анализа, позиции и высказывания академических и политических кругов внутри страны и за рубежом на тему «Один пояс и один путь» были проанализированы в единое время. Комплексный анализ собранных материалов с использованием комбинации эффективных методов позволяет выявить коренные причины изменения отношения к «Один пояс и один путь» в западных странах, представленных Соединенными Штатами. На основании вышеизложенного выявляются основные препятствия, с которыми может столкнуться реализация «Один пояс и один путь» в будущем, и направления соответствующих решений. Наконец, системный подход позволяет раскрыть данную тему в контексте мировой политики.
Целью данного исследования является выявление исторической обоснованности инициативы Китая «Один пояс и один путь», а также внутренних и внешних социально-экономических предпосылок, которые образуют основные положения «Один пояс и один путь», а также анализ предполагаемых трудностей в ее реализации и глубинных причин
Задачи соответствуют поставленной в работе цели:
1. Исследовать историческую связь между древним Шелковым путем и современным проектом «Один пояс и один путь».
2. Рассмотреть взаимосвязи между эволюцией геополитических и экономических стратегий в древнем и современном Китае и инициативой «Один пояс и один путь».
3. Выявить основные положения и главную цель инициативы «Один пояс и один путь».
4. Провести анализ нынешней позиции и отношения международного сообщества в отношении инициативы «Один пояс и один путь».
5. Рассмотреть конкретные проблемы, возникшие при реализации нынешней инициативы «Один пояс и один путь».
6. Рассмотреть взаимодействие между тенденцией анти-глобализации в западном мире, возглавляемым Соединенными Штатами, и инициативой «Один пояс и один путь».
7. Проанализировать трудности, с которыми придется столкнуться при дальнейшей реализации проекта «Один пояс и один путь», и определить возможные способы их преодоления
Источниковая база исследования в основном состоит из следующих категорий.
1. Концептуальные и стратегические документы, изданные китайскими государственными органами. К ним относятся концептуальные документы, выступления, интервью и доклады Национального конгресса Коммунистической партии Китая на тему «Один пояс и один путь», изданные Китаем. Для данной работы особое внимание было уделено официальному документу “Видение и действия по продвижению совместного строительства экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути 21 века”, изданному китайским правительством, в котором четко изложены общие рамки инициативы «Один пояс и один путь», включая условия эпохи, основные концепции сотрудничества, направленность сотрудничества, направление сотрудничества и совместное строительство, а также цели сотрудничества.
2. Выступления китайских официальных лиц, излагающих официальную позицию по инициативе «Один пояс и один путь», в том числе речь О совместном строительстве экономического пояса Шелкового пути.
Выступления официальных лиц представляют исключительный интерес для исследования. Данная группа позволяет проследить официальную позицию Китая и России по вопросу инициативы «Один пояс и один путь». Здесь необходимо отметить сборник «Си Цзиньпин о государственном управлении», где опубликованы выступления председателя КНР Си Цзиньпин на тему «Совместное строительство “Экономического пояса шелкового пути”» (7 сентября 2013 года) и «Совместное строительство “Морского Шелкового пути XXI века”» (3 октября 2013 года), что впервые вызвана китайским руководством инициатива «Один пояс и один путь»1.
3. Статистические материалы и ежегодники. Материалы статистики представлены в работе ежегодниками2, изданными Государственным статистическим бюро КНР. Эта группа источников приобретает большое значение при анализе экономических показателей Китая, помогает выявить официальную динамику экономики Китая в последние годы.
4. Материалы новостных сайтов и электронных журналов. В ходе исследования была представлена ссылка на информацию, опубликованную сайтами “Глобал Таймс”, “Народная газета”, “Синьхуа”, “Новости Китая”, “Жэньминь Жибао”, государственный интернет-портал «Пояс и путь» ( w ’S4) и другими.
Степень научной разработанности темы исследования.
Точки зрения исследователей на эту тему разнообразны, а база данных литературы достаточно насыщена и может быть разделена на несколько категорий.
В настоящее время в Китае исследования по теме «Один пояс и один путь» сосредоточены в основном на экономическом и политическом секторах. К экономическим секторам относятся региональная экономическая интеграция, энергетическое сотрудничество, интернационализация РМБ, инфраструктура, прямые иностранные инвестиции, международная торговля и другие кластеры, охватывающие как макрополитику, так и микро-полевой анализ;
Политический сектор включает в себя сообщество человеческой судьбы, международное сотрудничество, стратегическую стыковку и другие кластеры, сосредоточенные на проектировании на высшем уровне системного проекта «Один пояс и один путь».
Во-первых, китайское академическое сообщество позиционирует инициативу «Один пояс и один путь» в рамках официальных документов. С точки зрения новой модели внутреннего экономического развития Китая и открытости для внешнего мира, такие ученые, как Линь Ифу3, Чжан Юньлинь4, Ху Аган, Ма Вэй и Янь Илун5 рассматривают инициативу «Один пояс и один путь» как новую стратегию внутреннего развития, главной целью которой является перенос отстающих производственных мощностей за границу, содействие экономической реструктуризации и трансформации моделей экономического развития. С этой точки зрения, инициатива «Один пояс и один путь» отвечает не только потребностям Китая в трансформации факторной мобильности, но и потребностям национального промышленного трансферта. В частности, ученый Сонг Гуё6 считает, что инициатива «Один пояс и один путь» имеет в себе богатые экономические цели: во-первых, передать излишки производственных мощностей внешнему миру для стимулирования экономического развития других стран, а во-вторых, создать новую открытую модель посредством скоординированного развития восточного, центрального и западного регионов. Лю Вэйдун, Юань Синьтао, У Цзяньмин, Хуан Ипин, Цзиньлинь7 и другие представили углубленный анализ целей, содержания и характеристик «Один пояс и один путь» Китая, а также подробный анализ стратегических экономических и политических аспектов Китая. Лю Вэйдун8 считает, что «Один пояс и один путь» является результатом углубляющегося развития экономической глобализации, изменений в мировом экономическом ландшафте и изменений в собственной модели развития Китая, органического сочетания “духа Шелкового пути” и концепции экономической глобализации, а также попыткой создать инклюзивный путь глобализации.
Трактовка инициативы «Один пояс и один путь» с геополитической точки зрения в политической сфере также является одной из горячих точек исследования. Du Durbin9, Huang Yiping 10 , Lin J 11 и другие считают, что «Один пояс и один путь» будет способствовать интеграции евразийского континента и менять геоэкономические преимущество Китая, тем самым формирует более благоприятную стратегическую позицию на глобальном уровне. В то же время процесс индустриализации в странах, расположенных вдоль маршрута, ускоряется за счет поддержки смены парадигмы в межрегиональной и внешней торговле.
При обсуждении геополитики и геостратегии проекта «Один пояс и один путь» исследователи западных стран уделили больше внимания геостратегическим целям проекта «Один пояс и один путь», и большинство из них придерживаются позиции “противостояния суши и моря”. Это отражено в работах западных ученых, таких как Тереза Фэллон, Патрик Бурнсо, Темури Якобашвили и Кристина Лин и Брайан Эйлер12, которые утверждают, что геополитическая цель Китая «Один пояс и один путь» заключается в том, чтобы обратиться к Европе и тем самым уменьшить ее зависимость от Соединенных Штатов, и что это проект, ориентированный на перспективу и предназначенный для удовлетворения потребностей внутренней экономики, а не для усиления политического влияния.
С момента выдвижения стратегии «Один пояс и один путь», научные сессии в Китае и за рубежом также проводили более систематические исследования геополитических рисков.
Западные ученые Надеге Ролланд13, Шеннон Тереззи14, Джейкоб Стоукс15 и другие проанализировали основные проблемы в регионе «Один пояс и один путь», особенно этнические сложности Центральной Азии, религиозные вопросы и территориальные проблемы с ее приморскими соседями, и утверждали, что проект «Один пояс и один путь» “очень похож на план Маршалла Соединенных Штатов” и может вызвать стратегические подозрения у малых соседних стран.
Китайские ученые Чан Цзян16, Сяо Синьмэй17, Ма Юнь18, Юй Цзиньпин и Гу Вэй19 провели исследование геополитических рисков «одного пояса и одного пути» с точки зрения конфликта национальных интересов, споров по поводу национальной демократии, территориальных споров, а также присутствия на маршруте азартных игр большой силы.Примечательно, что Ван Имидзи и Чжэн Дун20 считают, что “сталкиваясь с политическими, экономическими и правовыми рисками, «Один пояс и один путь» также должна иметь дело с моральными рисками с трех уровней - государственного, предпринимательского и индивидуального”.
В ответ на многочисленные геополитические риски, с которыми сталкивается инициатива «Один пояс и один путь», китайские ученые провели углубленные исследования и предложили соответствующие контрмеры, такие как: Ши Иньхун21, Вэй Чжимин22 , Хэ Маочунь 23 и другие, предложили путь содействия осуществлению инициативы «Один пояс и один путь», прежде всего, как можно скорее усовершенствовать общую схему «Один пояс и один путь», создать условия, благоприятные для безопасности и развития Китая, а также уменьшить геополитические риски на основе принципа сотрудничества по правилам.
Структура выпускной квалификационной работы была сформирована в соответствии с целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, приложения и список использованных источников и литературы.
В данной работе мы провели целенаправленное исследование исторического контекста инициативы «Один пояс и один путь», на основе которого лежит представление о том, что «Один пояс и один путь» является результатом геостратегической эволюции Китая, а с точки зрения исторической перспективы его суть является стратегическим переходом от традиционного государственно-земельного государства к комбинированному государственно-земельному и государственно-морскому положению. В частности, в последнее время эта тенденция ускорилась, геостратегический подход перешел от “пассивного” к “активному”, что также является для Китая основным средством достижения великого возрождения китайской нации в новый период, направленным на высвобождение потенциала экономического роста Евразийского континента посредством строительства «Один пояс и один путь» и на высвобождение собственных преимуществ в развитии отечественной экономики при одновременном содействии мировому экономическому развитию.
Как модернизированная версия древнего Шелкового пути, «Один пояс и один путь» имеет глубокие исторические корни и получил новые коннотации для устойчивого развития Китая в 21 веке. Изучая историческое развитие геополитико-экономической стратегии Китая, можно заметить, что история древнего экономического и политического центра притяжения Китая всегда была внутри страны, практически не имея выходящих за ее пределы территориальных границ, а история становления и развития сменявших друг друга китайских династий во многом является историей вторжений и контрвторжений между цивилизацией Центральных Равнин и кочевыми народами севера. Таким образом, угрозы на море перестали вызывать беспокойство, что привело к формированию в Китае геополитической концепции “охраны Китая и управления его границами”, которая сосредоточилась на защите северной границы на суше, и в то же время сосредоточилась на умиротворении и стабилизации своих кочевых и могущественных соседей на севере, подчинив их “ордену Хуайи” объединения.
После Опиумной войны 1840 г. ситуация с сохранением “ордена Хуайи” “имперской системой дани” была полностью нарушена, а многие геополитические и экономические стратегические корректировки, внесенные Китаем с тех пор, стали результатом внешнего давления (пассивного). Например, в современную эпоху Китай “спорил о морской обороне и защите моря”; во времена Китайской Республики Сунь Ят-сен и другие выдвигали идею морской державы; во время холодной войны, когда два полюса мира были противопоставлены друг другу, Китай осуществил ряд геополитических и экономических сдвигов, от “одной стороны” к “двум линиям” и, наконец, интегрировался в мировую экономику; после окончания холодной войны, с распадом Советского Союза, мир стал таким, где одна сверхдержава и ряд мировых держав; Китай придерживался стратегии “спрятаться за бункером”, энергично развивая свою экономику внутри страны, укрепляя отношения с соседними странами и интегрируясь экономически в мировую экономическую систему, в которой доминировали США и другие страны Запада.
Лишь после того, как новое поколение коллективного лидерства вступило в руководство страной, эти пассивные положения изменились, и, основываясь на исторических перспективах и реалистичных проблемах, внешнестратегическая стратегия Китая перешла от пассивной к активной, от оборонительной к активной, от укрывательной к энергичным действиям. Содействие развитию экономической глобализации и решение мировых дилемм развития посредством «Один пояс и один путь» можно рассматривать как геополитический и экономический стратегический подход Китая к обеспечению мирного развития.
Во-вторых, на основе разработки и интерпретации инициативы «Один пояс и один путь» китайскими официальными лицами и международным сообществом, в данной работе подводится итог и делается вывод о том, что корнем западного заблуждения по поводу «Один пояс и один путь» является западное геополитическое воображение, ставшее “ортодоксальным” геополитической теорией с глобальным расширением западной державы, и в определенной степени приведшее к глобальной монополии идей.
В целом, большинство стран, расположенных вдоль маршрута «Один пояс и один путь», проявляют доброжелательное отношение к инициативам Китая, надеясь использовать возможности Китая в области развития и содействовать собственному экономическому развитию. Однако интерпретация инициативы «Один пояс и один путь» некоторыми странами и учеными международного сообщества сильно отличается от официальной интерпретации китайскими официальными лицами, что привело к колеблющимся позициям заинтересованных стран и народов, что привело к значительной нестабильности в осуществлении инициативы «Один пояс и один путь». Хотя Китай четко дал понять, что сотрудничество является ключевым элементом инициативы «Один пояс и один путь», международное научное сообщество всегда было обеспокоено намерениями этой инициативы и тем воздействием, которое она окажет. В течение некоторого времени внешняя политика Китая, направленная на то, чтобы спрятаться за бункером, в некоторой степени смягчила сомнения внешнего мира, но выдвижение инициативы «Один пояс и один путь» в очередной раз стимулировало нервы зарубежных академических кругов, в результате того оживляют дискуссию о подъеме великих держав и смене гегемонии. Основной вопрос, который неоднократно ставится иностранными учеными, заключается в том, являются ли стратегической целью инициативы «Один пояс и один путь» - содействие международному сотрудничеству, достижение общего развития или изменение геополитического ландшафта; а также является ли ее политическое воздействие совершенствованием модели глобального управления или приближением к гегемонии.
В-третьих, с одной стороны, инициатива «Один пояс и один путь» является предложением Китая по ускорению экономической глобализации; однако с точки зрения неореалистического геополитического анализа можно видеть, что она, напротив, может ускорить распространение явления “анти- глобализации”, что затрудняет реализацию инициативы «Один пояс и один путь». Например, в последние годы тенденция анти-глобализации привела к серьезному замедлению процесса регионального экономического сотрудничества, что еще больше поставило под дилемму строительство инициативы «Один пояс и один путь». С точки зрения традиционной геополитики можно видеть, что строительство «Один пояс и один путь» в определенной степени затрагивает основные интересы западных стран во главе с США в сферах торговли, механизмов поставок общественных благ и валютной гегемонии и тем самым заставляет их подавлять страны с формирующейся рыночной экономикой во многих отношениях, что приводит к частым проявлениям анти-глобализации, которая поставит строительство «Один пояс и один путь» в страны, расположенные вдоль маршрута, в сложное положение и негативно сказывается на развитии мировой экономики.
В целом можно отметить, что с существенным углублением и расширением глобализации глобальные связи между странами и регионами достигли значительной глубины и широты, а традиционная геополитическая концепция стремления к мировому политическому и экономическому господству и контролю, а также мышление в духе “холодной войны”, характеризующееся конфронтацией, контролем и сдерживанием, по которым рассматривают проект «Один пояс и один путь», явно отстают от потребностей развития в новом столетии. Но такое реалистичное геоэкономическое мышление до сих пор используется западными геополитическими элитами в своей трактовке «Один пояс и один путь». В будущем, при решении вопросов стратегического стыковки между Китаем и странами по маршруту «Один пояс и один путь» и в процессе координации и сотрудничества с региональными организациями, необходимо принять новое мышление, опирающееся на основе равенства, открытости, сотрудничества, взаимовыгодного развития, чтобы смягчить геополитическую конкуренцию и конфликты, которые могут возникнуть в результате реалистичного геоэкономического мышления. В контексте глобализации и регионального сотрудничества Китай должен расширять предоставление общественных благ, содействовать взаимодействию со стратегиями развития стран, расположенных вдоль маршрута, укреплять обмены между странами и совместно содействовать развитию мировой экономики.
Как модернизированная версия древнего Шелкового пути, «Один пояс и один путь» имеет глубокие исторические корни и получил новые коннотации для устойчивого развития Китая в 21 веке. Изучая историческое развитие геополитико-экономической стратегии Китая, можно заметить, что история древнего экономического и политического центра притяжения Китая всегда была внутри страны, практически не имея выходящих за ее пределы территориальных границ, а история становления и развития сменявших друг друга китайских династий во многом является историей вторжений и контрвторжений между цивилизацией Центральных Равнин и кочевыми народами севера. Таким образом, угрозы на море перестали вызывать беспокойство, что привело к формированию в Китае геополитической концепции “охраны Китая и управления его границами”, которая сосредоточилась на защите северной границы на суше, и в то же время сосредоточилась на умиротворении и стабилизации своих кочевых и могущественных соседей на севере, подчинив их “ордену Хуайи” объединения.
После Опиумной войны 1840 г. ситуация с сохранением “ордена Хуайи” “имперской системой дани” была полностью нарушена, а многие геополитические и экономические стратегические корректировки, внесенные Китаем с тех пор, стали результатом внешнего давления (пассивного). Например, в современную эпоху Китай “спорил о морской обороне и защите моря”; во времена Китайской Республики Сунь Ят-сен и другие выдвигали идею морской державы; во время холодной войны, когда два полюса мира были противопоставлены друг другу, Китай осуществил ряд геополитических и экономических сдвигов, от “одной стороны” к “двум линиям” и, наконец, интегрировался в мировую экономику; после окончания холодной войны, с распадом Советского Союза, мир стал таким, где одна сверхдержава и ряд мировых держав; Китай придерживался стратегии “спрятаться за бункером”, энергично развивая свою экономику внутри страны, укрепляя отношения с соседними странами и интегрируясь экономически в мировую экономическую систему, в которой доминировали США и другие страны Запада.
Лишь после того, как новое поколение коллективного лидерства вступило в руководство страной, эти пассивные положения изменились, и, основываясь на исторических перспективах и реалистичных проблемах, внешнестратегическая стратегия Китая перешла от пассивной к активной, от оборонительной к активной, от укрывательной к энергичным действиям. Содействие развитию экономической глобализации и решение мировых дилемм развития посредством «Один пояс и один путь» можно рассматривать как геополитический и экономический стратегический подход Китая к обеспечению мирного развития.
Во-вторых, на основе разработки и интерпретации инициативы «Один пояс и один путь» китайскими официальными лицами и международным сообществом, в данной работе подводится итог и делается вывод о том, что корнем западного заблуждения по поводу «Один пояс и один путь» является западное геополитическое воображение, ставшее “ортодоксальным” геополитической теорией с глобальным расширением западной державы, и в определенной степени приведшее к глобальной монополии идей.
В целом, большинство стран, расположенных вдоль маршрута «Один пояс и один путь», проявляют доброжелательное отношение к инициативам Китая, надеясь использовать возможности Китая в области развития и содействовать собственному экономическому развитию. Однако интерпретация инициативы «Один пояс и один путь» некоторыми странами и учеными международного сообщества сильно отличается от официальной интерпретации китайскими официальными лицами, что привело к колеблющимся позициям заинтересованных стран и народов, что привело к значительной нестабильности в осуществлении инициативы «Один пояс и один путь». Хотя Китай четко дал понять, что сотрудничество является ключевым элементом инициативы «Один пояс и один путь», международное научное сообщество всегда было обеспокоено намерениями этой инициативы и тем воздействием, которое она окажет. В течение некоторого времени внешняя политика Китая, направленная на то, чтобы спрятаться за бункером, в некоторой степени смягчила сомнения внешнего мира, но выдвижение инициативы «Один пояс и один путь» в очередной раз стимулировало нервы зарубежных академических кругов, в результате того оживляют дискуссию о подъеме великих держав и смене гегемонии. Основной вопрос, который неоднократно ставится иностранными учеными, заключается в том, являются ли стратегической целью инициативы «Один пояс и один путь» - содействие международному сотрудничеству, достижение общего развития или изменение геополитического ландшафта; а также является ли ее политическое воздействие совершенствованием модели глобального управления или приближением к гегемонии.
В-третьих, с одной стороны, инициатива «Один пояс и один путь» является предложением Китая по ускорению экономической глобализации; однако с точки зрения неореалистического геополитического анализа можно видеть, что она, напротив, может ускорить распространение явления “анти- глобализации”, что затрудняет реализацию инициативы «Один пояс и один путь». Например, в последние годы тенденция анти-глобализации привела к серьезному замедлению процесса регионального экономического сотрудничества, что еще больше поставило под дилемму строительство инициативы «Один пояс и один путь». С точки зрения традиционной геополитики можно видеть, что строительство «Один пояс и один путь» в определенной степени затрагивает основные интересы западных стран во главе с США в сферах торговли, механизмов поставок общественных благ и валютной гегемонии и тем самым заставляет их подавлять страны с формирующейся рыночной экономикой во многих отношениях, что приводит к частым проявлениям анти-глобализации, которая поставит строительство «Один пояс и один путь» в страны, расположенные вдоль маршрута, в сложное положение и негативно сказывается на развитии мировой экономики.
В целом можно отметить, что с существенным углублением и расширением глобализации глобальные связи между странами и регионами достигли значительной глубины и широты, а традиционная геополитическая концепция стремления к мировому политическому и экономическому господству и контролю, а также мышление в духе “холодной войны”, характеризующееся конфронтацией, контролем и сдерживанием, по которым рассматривают проект «Один пояс и один путь», явно отстают от потребностей развития в новом столетии. Но такое реалистичное геоэкономическое мышление до сих пор используется западными геополитическими элитами в своей трактовке «Один пояс и один путь». В будущем, при решении вопросов стратегического стыковки между Китаем и странами по маршруту «Один пояс и один путь» и в процессе координации и сотрудничества с региональными организациями, необходимо принять новое мышление, опирающееся на основе равенства, открытости, сотрудничества, взаимовыгодного развития, чтобы смягчить геополитическую конкуренцию и конфликты, которые могут возникнуть в результате реалистичного геоэкономического мышления. В контексте глобализации и регионального сотрудничества Китай должен расширять предоставление общественных благ, содействовать взаимодействию со стратегиями развития стран, расположенных вдоль маршрута, укреплять обмены между странами и совместно содействовать развитию мировой экономики.
Подобные работы
- Политические элиты Центральной Азии и Китай
Главы к дипломным работам, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Проблема Южно-Китайского моря во внешней политике Китая: история и современность
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - Роль имиджа Китая в развитии сотрудничества со странами БРИКС
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2022 - Особенности сотрудничества КНР со странами Латинской Америки в рамках инициативы «Один пояс, один путь» в 2013–2023 годы
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Инвестиционные отношения между Россией и Китаем: тенденции и перспективы развития
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2024 - Государственная стратегия «Один пояс - один путь» в политической журналистике КНР
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2017 - КОНЦЕПЦИЯ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ XXI ВЕКА:
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Арктические намерения Китая, Южной Кореи, Японии: водно-бассейновый принцип взаимодействия
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2023 - Роль современного Китая в мировой финансово-экономической системе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018





