Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА МОТИВАЦИИ ТРУДА В СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 7
1.1. Мотивация трудовой деятельности: понятие, содержание и основные концепции 7
1.2. Национальная культура как фактор управления организацией 16
1.3. Особенности управления мотивацией работников в организациях Китая 25
Глава 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ КИТАЯ 46
2.1. Программа социологического исследования 46
2.2. Результаты социологического исследования 52
2.3. Выводы и рекомендации по результатам социологического исследования 58
Заключение 72
Список литературы 76
Приложение 1 86
Приложение 2 87
Актуальность темы. Мир превратился из разделенного на различные страны с их рынками и предприятиями, отделенными от остального мира, в единый глобальный рынок с товарами и услугами, капиталом, компаниями и людьми, перемещающимися из одной страны в другую, чтобы воспользоваться экономическими преимуществами. Многие западные компании, например, создали свою организацию или ее части в Китае из-за более низких затрат на рабочую силу и других экономических стимулов, чтобы иметь возможность увеличить свою прибыль1. Когда Китай начал открываться для иностранных инвестиций и иностранные компании начали инвестировать и делать большой вклад в развитие Китая, перемещая туда много своей обрабатывающей промышленности2. В настоящее время все больше компаний в сфере высоких технологий также начали производить там.
Помимо всех экономических выгод, которые компании получают от создания в Китае производства, существуют также большие различия в ведении бизнеса, с которыми им приходится иметь дело. В Китае совершенно другая культура, язык, ценности, нормы, бизнес по сравнению с Россией или Европой. Существует также значительное число китайских инвесторов, которые считают Россию и Запад привлекательными регионами для инвестиций, благодаря инновациям и «ноу-хау»3.
Китай является одной из крупнейших стран мира с большими различиями внутри страны в экономическом развитии и культуре, и поэтому основное внимание будет уделяться развитым частям Китая, расположенным в основном на востоке. По мере роста значимости и зависимости китайской экономики в мире возрастает и важность изучения того, что мотивирует китайских работников, а также понимания того, как культура влияет на мотивацию работников.
Вполне разумно думать, что через пару лет Китай может стать самой сильной экономикой в мире, и тогда адаптация к китайскому образу жизни и работе будет такой же сильной, как и к западному образу жизни сегодня, что обуславливает актуальность темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Более ранние исследования, например, проведенные Фишером и Юанем (1998)4 5, показывают, что между мотивационными факторами китайских и западных рабочих существовали большие различия. Много исследований в этой области уже было сделано, но в основном на основе взглядов американских рабочих, например, Юргенсена (1978)5 и Ковача (1994, 1995)6. Мы обратили внимание на отсутствие русскоязычных исследований мотивационной и культурной специфики Китая.
Чтобы иметь возможность эффективно работать в будущем, и россияне, и китайцы должны понимать культуру друг друга и уважать то, как работают компании.
Также очень важно, чтобы компании могли адаптироваться к другим условиям работы, к которым они привыкли, чтобы быть эффективными и успешно сотрудничать. Вопрос о мотивации чувствителен как для России, так и для Китая, поскольку системы вознаграждения и другие мотивационные факторы не были естественной частью китайской организации и общества, и это в одном аспекте, который необходимо учитывать и приспосабливать к конкретной организации.
Объект исследования: мотивация работников.
Предмет исследования: управление мотивацией работников в организациях (на примере банков Китая).
Цель данного исследования - выявить особенности управления мотивацией работников в организациях (на примере банков Китая).
Задачи:
1. проанализировать научные подходы к проблеме мотивации и стимулирования трудовой деятельности;
2. охарактеризовать национальную культуру как фактор воздействия на формирование системы мотивации в организации
3. выявить особенности управления мотивацией в Китае;
4. выделить основные механизмы мотивационной системы, а также основные мотивационные установки сотрудников китайских банков , основываясь на результатах исследования;
5. сформулировать выводы по проведенному исследованию и дать рекомендации по решению выявленных проблем.
Новизна исследования. Выявлена специфика управления мотивацией работников в китайских компаниях, ориентированная на культурные различия.
Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы способствовать пониманию того, с какими проблемами сталкиваются российские и западные компании, пытающиеся вести бизнес с Китаем или в Китае, и наоборот. Мотивация сотрудников связана с культурой сотрудничества в компаниях, где работают люди как из России, так и из Китая, чтобы они могли более эффективно работать вместе.
В исследовании мы пытаемся также ответить на вопрос, привел ли экономический подъем Китая за последние два десятилетия к изменению мнений и приоритетов в отношении работы среди китайских работников и стали ли их мотивационные факторы более похожими на западные, или же они сохранили свои традиционные и культурные ценности.
Мы стремимся углубить понимание этих различий и надеемся получить некоторые ответы, которые могут быть применимы не только к Китаю и России, но и к Западу и Востоку в целом.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Предыдущие исследования показали, что сотрудники в разных странах оценивают некоторые мотивационные факторы, такие как «участие в делах» и хорошая зарплата» совершенно по-разному1. Возможно, главный вопрос заключался в том, связаны ли эти различия с противоположными культурами Китая и Запада, или же другие факторы были более решающими. Многие из этих исследований были сделаны в 90-е годы, когда экономическая мощь Китая была далека от того уровня, на котором она находится сегодня. Одно из главных наших предположений состояло в том, что экономическое развитие Китая, несколько стерло различия между Китаем и Западом в отношении мотивации работников. Согласно результатам нашего эмпирического исследования, мы не можем дать однозначный ответ.
Цель исследования состояла в том, чтобы выяснить, как мотивируются сотрудники китайских компаний в банковском секторе. Мы также хотели исследовать важность культуры и то, как культурная специфика может объяснить мотивацию работников. Это исследование основано на субъективном мнении респондентов об этой области, а информация собиралась с помощью полуструктурированных интервью с нашими десятью участниками.
Для целей исследования мы сформулировали следующий исследовательский вопрос: - Чем управляется мотивация китайских сотрудников и насколько это можно объяснить культурной спецификой?
На основании ответов наших собеседников мы пришли к выводу, что существует специфика в мотивации китайских сотрудников и что некоторые из особенностей могут быть объяснены культурными факторами. Китайские сотрудники, как правило, высоко ценят гигиенические факторы, такие как хорошая зарплата и хороший социальный пакет. Одной из причин этого является тот факт, что в Китае низкий уровень заработной платы. Из-за этого люди чувствуют себя неуверенными в своем будущем по той причине, что стабильная экономика является основой для более стабильной жизни. Кроме того, родители часто заставляют китайскую молодежь выбирать образование и работу, которые будут приносить относительно высокую зарплату, и это можно объяснить тем, что пенсионная система в Китае слаба и что родители должны полагаться на своих детей, чтобы выжить экономически. Конфуцианская идея сильной центрированной семейной единицы также является фактором, способствующим этому. Китайские сотрудники, пока еще мало ценят другие вещи, такие как наличие интересной работы и чувство, что их ценят на работе.
Мы также обнаружили, что китайские сотрудники не проявляли большей лояльности к компании. Согласно Хофстеду, Китай - это коллективистская страна, где благо компании ценится выше, чем личные выгоды отдельных сотрудников. Наше исследование показывает, что эта тенденция меняется и что индивидуализм становится новой моделью мотивации среди китайских сотрудников. Обязательства перед компанией недо статочно значительны, чтобы заставить сотрудников заботиться о компании больше, чем о себе.
Это можно отчасти объяснить отношениями работников с их менеджером в Китае. В ходе нашего исследования мы выяснили, что китайские сотрудники не имели очень хороших отношений со своим менеджером. Это согласуется с исследованиями дистанции власти Хофстеде, в котором Китай является страной, где иерархия более очевидна, чем в Европе.
Китай также является более мужественной страной, согласно Хофстеду, что в нашем исследовании подтверждается тем, что китайские менеджеры мало заботились о благополучии своих сотрудников и были более ориентированы на результат.
Наше исследование показывает, что китайцы относительно неохотно высказывают менеджерам свое собственное мнение. Согласно Trompenaars и Hampden-Turner (1997), сотрудники либо эмоциональны, либо нейтральны, когда выражают свое собственное мнение, и мы считаем, что сотрудники Китая в нашем исследовании нейтральны, поскольку они склонны сначала тщательно думать, а затем выражать себя, потому что они осознают последствия. Это очевидно среди наших китайских участников, и мы считаем, что одним из факторов, способствующих этому, является существование мяньцзы в китайском обществе.
Мы не обнаружили, что существование Гуаньси и Ренци в китайском обществе оказало большое влияние на мотивацию опрошенных китайских сотрудников. В нашем исследовании мы заметили, что китайские участники были более осведомлены о Гуаньси как средстве для подъема по карьерной лестнице, но это, по-видимому, не повлияло на мотивацию четким образом. Исследование также показало нам, что китайские участники исследования не способны совмещать карьерное и личное свободное время, они чувствуют, что вся их жизнь посвящена работе, отчасти из-за различных социальных мероприятий, связанных с работой. Эта неспособность отделить работу от личной жизни, согласно нашему исследованию, плохо влияет на мотивацию сотрудников в Китае, хотя цель этих мероприятий - объединить сотрудников, чтобы мотивировать их.
Если мы сравним наше исследование мотивации среди китайских сотрудников с исследованием, проведенным Фишером и Юанем (1998), то увидим, что некоторые основные мотивирующие факторы, такие как жилье, ценятся среди наших участников меньше. Тенденция, по-видимому, заключается в том, что китайские сотрудники нуждаются в более сложных стимулах, чтобы чувствовать себя мотивированными сейчас, чем 22 года назад. Наиболее очевидной причиной этого является экономическое развитие, но, возможно, изменение норм и ценностей в Китае является еще одним фактором, способствующим тому, что мотивация китайских работников становится все более похожей на мотивацию работников в европейских странах. Таким образом, при продолжающемся экономическом развитии Китая вполне возможно, что через 15 лет мотивация китайских работников будет иметь значительно большее сходство с мотивацией европейских коллег, чем сегодня.
1. Анохин Е. В. О Мотивации персонала в банковской сфере / Е. В. Анохин, В. А. Анохин // Деньги и кредит. - 2016. - №5. - С. 57-62.
2. Артюхова И. В. Методы организационного стимулирования труда персонала / И. В. Артюхова, Л. О. Гаврилова // Инновационная наука. - 2015. - № 7-1 [
3. Афанасьева Л. А. Методологические аспекты управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности компании // Основы экономики, управления и права. - 2013. - № 5 (11)
4. Афонина А. С. Мотивация труда банковских работников / А. С. Афонина // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 355-356.
5. Базык Е. Ф. Система мотивации персонала на предприятии как рычаг эффективного управления // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 4-1.
6. Банковский сектор Китая стал крупнейшим в мире. Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/finances/06/03/2017/58bd3f469a7947e19a9034f9 (дата обращения: 15.03.2020).
7. Бердиёров Т.А., Ортиков Ё.Ю. Понятие мотивации трудовой деятельности / Т.А. Бердиёров, Ё.Ю. Ортиков // Молодой учёный.— 2016. — №7.2 (111.2.). — С.83-86.
8. Булкина Н.В. Сущность стимулирования трудовой деятельности персонала / Н.В. Булкина // Вестник университета (Государственный университет управления) — 2012. — №7. — С.151-154. 7. В.В. Уфимцев, Е.М. Мезенцев // Известия ИГЭА. - 2012. - № 3 (83). -С. 91-96.
9. Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр.; сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. — М.: Socio-Logos, 1993.
10. Варданян И. С. Предложение по совершенствованию системы нематериального стимулирования // Управление персоналом. - 2015. - № 4.
11. Васильева А. С. Совершенствование системы стимулирования труда государственных служащих / А. С. Васильева, Е. Р Шварцзайд // ArsAdministrandi. - 2013. - № 2
12. Верещагина Л. А., Карелина И. М. Психология потребностей и мотивация персонала; Гуманитарный центр -Москва, -2013. -156 с.
13. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда. Инструменты, методики, практика. - М.: Альпина Бизнес Бук, - 2018. - 320 с.
14. Воронова А. / Выбор методов мотивации персонала в зависимости от мотивационного типа персонала//Сборник научных трудов студентов института управления и сервиса ТГУ Имени Г.Р. Державина. -2015. — С.34-37.
15. Гасанов Р.А.: 67 секретов разработки мотивационной системы. - Ростов п/Д : Феникс, -2013. - 267с.
...