Введение 3
Глава 1. Арктика и её потенциал для мирового сообщества 8
1.1 Потенциал Арктики 8
1.2 Зарубежные стратегические концепции развития Арктики 16
Глава 2. Образ Арктики в российской политике в XX-XXI вв 23
2.1 Имперский и советский период исследования и развития Арктики 23
2.2 Переосмысление арктического потенциала в современной России 29
2.3 Стратегические проекты развития Арктики 35
Глава 3. Международные мероприятия как политический субъект формирования «образа Арктики» 45
3.1 Значимые международные мероприятия и их влияние на «образ Арктики» в политике РФ 45
3.2 «Образ Арктики» в цифровую эпоху 52
3.3 Влияние эпидемиологической ситуации (COVID-19) на развитие «образа Арктики» 56
Заключение 59
Список источников и литературы 62
Приложение 1 72
Приложение 2 73
Приложение 3 74
Арктика — уникальнейший регион, исследования которого ведутся в различных научных сферах: экологической, исторической, экономической, геологической, политической, правовой, метеорологической, социологической и др., тем самым показывая многосложность и «многослойность» арктического пространства. Составить единое описание и определение не представляется возможным в силу того, что каждая отрасль и каждый уровень формирует свой отдельный образ Арктики. Данная фрагментация зачастую не дает отчетливого представления о том, что же происходит в регионе, в чем его особенность.
Результаты организованных Фондом «Общественное мнение» социологических опросов показали, что среди населения России нет чётко сформированного представления о том, чем является Арктика, и тем самым подвигли автора работы к проведению данного исследования. По результатам первого1, из 1000 опрошенных 69% ассоциируют Арктику с холодом, снегом и льдом. О потенциале и ценности региона говорят ученые, пишут журналисты, сообщается в СМИ, однако 13% опрошенных просто затрудняются ответить, чем, в их понимании, является Арктика. По результатам второго опроса2, 69% из 1500 опрошенных респондентов в 53 субъектах РФ утверждают, что за последние полгода им не приходилось слышать или читать об Арктике в СМИ. В связи с отсутствием более актуальных данных, автором данной исследовательской работы было принято решение провести мини-версию опросов ФОМ среди двух групп: 1) обучающихся и проживающих в Гааге (Нидерланды); 2) обучающихся и работающих, проживающих в Санкт-Петербурге и Москве (Россия). Всего было опрошено 136 человек (по 68 человек в каждой группе), из которых 65% аналогичным образом ассоциируют Арктику с холодом, снегом и льдом, а 57% опрошенных считают, что по сей день вопросам Арктики в СМИ уделяется недостаточное внимание. Более подробно результаты проведённых автором опросов будут освещены в рамках исследования.
Актуальность темы определяется двумя важными взаимосвязанными факторами: с одной стороны — это глобальное повышение роли Арктического региона в современном мире, а с другой — крайне низкая осведомленность об этой приполярной части у подавляющего числа населения Земли. Неимение полного и понятного «образа Арктики» связано с отсутствием междисциплинарного подхода и экспликации всех заинтересованных акторов: государств, научных центров, бизнесов, неправительственных организаций, коренных малочисленных народов Севера. А ведь только с их помощью Арктика может быть изучена в полной мере и стать привлекательной не только с политической и экономической, но и социальной точки зрения.
В рамках данной работы объектом исследования выступает современный «образ Арктики» в политике Российской Федерации, что поможет изучить, понять и раскрыть этот регион с маркетологической точки зрения.
Предмет исследования — международные мероприятия, как механизм формирования этого образа и как действие, предпринимаемое заинтересованными кругами для привлечения всеобщего внимания к существующим проблемам развития.
Целью данной работы является выявление сформированного «образа Арктики» и способов ее представления в современной системе международных отношений и государственной политики. Из поставленной цели вытекают соответствующие задачи:
• Изучение стратегического и политического потенциала Арктики в целом;
• Рассмотрение и сравнение зарубежных концепций развития Арктического региона;
• Изучение исторических периодов отечественных исследований региона и стратегических проектов развития;
• Анализ международных мероприятий и их влияние на развитие и формирование «образа Арктики»;
• Изучение подходов к формированию «образа Арктики» в условиях цифровизации и возникшей пандемии коронавируса (COVID-19).
Степень изученности темы довольно низка, так как было выявлено, что вопросами формирующегося «образа Арктики» занимается немногочисленное количество исследователей: Ю.Ф.Лукин3, А.Ю.Жигунов4, М.В.Назукина5, Т.А.Соловьева6, И.Н.Фельдт7. Каждый разбирает понятие арктического образа через интересующие его сферы: культуру, географию, образование, официальный дискурс, медиакоммуникации, социум и т.д. В целом, следует подчеркнуть, они не прямо, но косвенно способствовали общему пониманию того, что представляет собой эта необычная территория, расположенная на «северной верхушке» нашей планеты. Анализом массовых имиджевых мероприятий международного характера занимается ряд исследователей, в число которых входит А.А.Алимов8. Однако, подобного рода мероприятия ещё не рассматривались в качестве предмета исследования и самостоятельного субъекта формирования «образа Арктики» в современной России, что и определяет новизну настоящей работы.
Источники и литературу, привлеченные автором в ходе исследования, можно разделить на соответствующие тематики, необходимые при изучении каждой из структурных единиц работы. В качестве основы для анализа стратегического потенциала региона был взят фундаментальный труд Ю.Ф.Лукина «Многомерность пространства Арктики». На данный момент монография формирует наиболее полный и убедительный образ Арктического региона XXI века и создает модель для его всестороннего изучения. Зарубежный образ был сформирован на основании официальных документов Канады, США, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии, Китая по стратегическому развитию Арктического региона, а также работ исследователей В.Н.Конышева и А.А.Сергунина9, В.Иванова10, А.Казаргина11, П.Эйвей12, Н.Хоррами13, С.Гулликсен Тёммербакке14, М.Лантейна15. Источниками для изучения позиций современной России выступили федеральные законы, указы и государственные программы соответствующей тематики. Источниками информации о программах и процессе реализации стратегических проектов стали официальные сайты ПАО «Газпром», «Газпром Нефть», «НОВАТЭК», «Роснефть», «Норникель», Госкорпорации «Росатом», Проектного офиса по развито Арктики «ПОРА». В качестве отдельных субъектов формирования образа Арктики были взяты два типа международных мероприятий: 1) организованные по инициативе РФ и на ее территории, с непосредственным участием представителей государственной власти: Международный арктический форум «Арктика — территория диалога», международный форум «Арктика: настоящее и будущее», Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) и его выездные сессии, Восточный и Красноярский экономические форумы (ВЭФ и КЭФ); 2) проходящие в рамках крупных организаций международного сотрудничества в Арктике: Арктического совета (АС), Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). Определение и анализ приоритетных направлений проходили на основании программ, резолюций и пост-релизов.
В рамках проведения исследования автором были использованы сравнительный, бихевиористический, исторический и социологический методы, а также методы системного анализа, анализа ситуации, контент- и ивент-анализ.
Часть материалов исследования прошла апробацию в рамках участия автора в IV Международной научной конференции «Арктика: история и современность» 2019 г., которая проводится на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы и трёх приложений.
На основании проведенного исследования автор пришел к следующим выводам.
Арктический регион является уникальным географическим, биологическим, социологическим, геополитическим и экономическим объектом, образ которого формируется для каждого индивидуально, исходя из интересующих его сфер. Было выяснено, что на данный момент Канада формирует свою политику исходя из остро стоящего вопроса социально-экономического неравенства между южными и северными провинциями и территориями. У США сформирован образ Арктики, основанный на экономических и стратегических конкурентных преимуществах региона. Страны Северной Европы больше склоняются к тому, что Арктика не место для стратегической гонки, а грандиозная арена для кооперации и ведения согласованной политики устойчивого развития. Свой образ региона сформирован и у Китая. Для страны, не имеющей географических оснований, прежде всего, это невероятно выгодный экономический транспортный коридор и уникальная зона, требующая к себе уважительного и бережного отношения.
Эволюция основного объекта исследования — современного образа Арктики в политике РФ тесно связана с историей Российской Империи и периодом советской власти. Вплоть до второй половины XIX века в царской России не возникало представления о стратегическом и геополитическом значении региона, а также о необходимости хозяйственного освоения, что сильно изменилось в контексте Первой мировой войны, когда незамерзающие порты Мурманск и Архангельск стали спасительными коридорами, по которым союзники по Антанте оказывали всю необходимую помощь. Советский подход носил волнообразный характер — от фундаментального до очагового, — что объясняется следующими деструктивными факторами: Второй мировой войной, сменой приоритетов в рамках Холодной войны, а также стратегической и космической гонкой. Однако, даже в таких условиях, политика СССР заложила хороший и прочный фундамент и предопределила выигрышное присутствие РФ в Арктике. По степени интенсивности Арктической политики, период современной России логичным образом делится на 2 периода: 1) 90-е гг. XX века; 2) XXI век. Это связано с тяжелой политико-экономической ситуацией после распада СССР, а также со сменой политического лидера страны в 2000 г. События первого периода сильно отодвинули позиции России в Арктическом регионе и создали образ больше обузы, чем перспективы. В течение второго периода, в контексте стремительных климатических изменений, обнаружения углеводородных месторождений и увеличения цен на энергоносители, вектор политики России сформировал «образ Арктики» в качестве ресурсно-сырьевой базы и уникального торгового транзита. Основным механизмом реализации политики РФ в регионе стали стратегические проекты, основанные на государственно-частном партнерстве. Рассмотренные проекты были распределены на следующие сферы: 1) ресурсодобывающие, обрабатывающие; 2) транспортные, 3) военные; 4) законодательные; 5) социальные. В рамках создания «опорных зон», предполагающих комплексный подход, приоритетными выступили ресурсодобывающие проекты, с развитием которых предполагается и параллельное создание транспортно-логистических систем, и улучшение социально-экономического положения. Однако, анализ проектных составляющих показал, что вопросы социального характера все же остаются на периферийном уровне. Чаще всего развитие инфраструктуры ограничивается задачами нефтегазовых компаний без внимания на благосостояние жителей городов АЗРФ.
Международные мероприятия являются полноценными политическими субъектами, выполняющими задачу как лоббирования идей, так и формирования образа Арктического региона. Анализ был проведен на основании двух типов мероприятий: 1) организованных по инициативе РФ, с непосредственным участием представителей государственной власти, 2) проходящих в рамках международного сотрудничества в Арктике. Он показал, что в политике России сформирован не один единственный образ. Первый работает на привлечение кадрового потенциала, способного обеспечить развитие ресурсодобывающей, торговой и военной инфраструктур. Второй, так сказать, на экспорт, основывается на социальной сфере и устойчивом развитии региона, стоящих не в приоритете в политике РФ.
Ещё одним итогом исследования стала разница в понимания «Образа Арктики» не только внутри России, но и за её пределами. Проведенный автором исследования опрос также продемонстрировал сходство представлений об Арктике, как о территории вечного холода и концентрации льда, а также различия в подходах государств в формировании образа в целом, что отразилось в лидирующих темах, освещаемых в СМИ и общем понимании значимости региона среди населения в Европе и России. Разница образов настолько велика, что пока невозможно с уверенностью сказать, какой из них будет взят за ординар.
Развивающиеся цифровые информационные технологии способны выступить в качестве двигателя развития Арктического региона по следующим направлениям: 1) повысить уровень жизни и удобства жителей российской Арктики; 2) оказать помощь государственной власти в реализации и контроле проектов; 3) привлечь внимание жителей других регионов и вскоре сформировать образ развивающегося и приемлемого для жизнедеятельности региона.
Пандемия коронавирусной инфекции оказала свое деструктивное влияние не напрямую, а косвенно через принятые государством меры по обеспечению безопасности— введение карантинного режима. Малое и среднее предпринимательство стало самой пострадавшей сферой, реабилитация которой займет самое продолжительное время. Однако, стратегический потенциал региона поможет обеспечить относительно быстрое восстановление привлекательного «образа Арктики» по сравнению с остальными малонаселенными пунктами России.
1. 15 апреля 1926 года - Был определён правовой статус арктических владений Советского Союза// GoArctic.ru. URL: https://goarctic.ru/news/ (Дата обращения: 22.04.2020)
2. А. Акимов: «Цифровизация - один из приоритетов в развитии арктических регионов России»// Совет Федерации. Новости. URL: http://council .gov.ru/events/news/110218/ (Дата обращения: 14.05.2020)
3. Александр Козлов: о переносе планов развития Арктики не может быть и речи [интервью]// РИА Новости.URL: https://ria.ru/20200518/1571598141.html (Дата обращения: 18.05.2020)
4. «Арктика 2035». Стратегия развития// Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. URL: https://www.arctic2035.ru (Дата обращения: 22.04.2020)
5. В Санкт-Петербурге подведены итоги Международного арктического форума - 2019// Международный Арктический форум «Арктика — территория диалога». URL: https:// forumarctica.ru/news/ (Дата обращения: 12.05.2020)
6. Вступительное слово на заседании Совета Безопасности по вопросу о роли России в обеспечении международной энергетической безопасности (22 декабря 2005 года)// Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/ (Дата обращения: 22.04.2020)
7. В СФУ подвели итоги КЭФ-2017// Сибирский федеральный университет (СФУ). URL: http://news.sfu-kras.ru/node/18737 (Дата обращения: 13.05.2020)
8. Выступление Э.Сульберг [Премьер-министр Норвегии] на пленарном заседании V Международного Арктического форума «Арктика—территория диалога» (2019)// Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/ (Дата обращения: 12.05.2020)
9. «Газпром» остановил очный диалог о путях поставки газа в КНР из-за вируса// РБК. URL: https://www.rbc.ru/business/ (Дата обращения: 18.05.2020)
10. Годовой отчет ОАО Межрегиональная компания «Белкомур» по итогам работы 2012 года// Официальный сайт «Белкомур». Годовые отчеты. URL: http://www.belkomur.com/ docs/year.php (Дата обращения: 07.05.2020)
11. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. №1064)// Правительство России. URL: http:// static.government.ru/media/files.pdf (Дата обращения: 24.04.2020)
12. Деловая программа Международного Арктического форума (9-10 апреля 2019 г., г.Санкт-Петербург)//Международный Арктический форум «Арктика — территория диалога». Архив 2019.—26 с. URL: https://forumarctica.rcfiles.pdf (Дата обращения: 12.05.2020)
13. Итоговая общественная Резолюция по вопросам социально-экономического развития Арктической зоны РФ за 2019 год// IX Международный форум: «Арктика: настоящее и будущее».—157 с. URL: http://www.forumarctic.com/upload/conf2019/resolution/ Rezolution-2019.pdf (Дата обращения: 12.05.2020)
14. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву. URL: https:// www.un.org/depts/los/conventi on.pdf (Дата обращения: 22.04.2020)
15. На КЭФ-2016 члены делегации «Норникеля» рассказали о работе ГМК в Арктике и подписали важные для края соглашения// Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/ press releases/2016/02/23/ (Дата обращения: 13.05.2020)
...