Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политизация моды в эпоху глобализации

Работа №128151

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. МОДА И ПОЛИТИКА: ОТ СТРУКТУРАЛИЗМА К ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМУ 11
1.1. Мода в представлении ведущих философов второй половины XX века 11
1.2. Гендерная политика моды 16
1.3. Европоцентризм моды: постколониализм 21
Глава 2. ЗАПАДНАЯ МОДА: ДИСКРИМИНАЦИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ 31
2.1. Проявление сексизма в модной индустрии и критика объективации женщин 31
2.2. Культурная апроприация и «блэкфейс» 36
2.3. Мода на политику 42
Глава 3. МОДА В РОССИИ: ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛИЗМ 49
3.1. Пересмотр гендерных стереотипов 49
3.2. Мода как политический инструмент 52
3.3. Презентация «Постсоветского» 55
Заключение 63
Список литературы 66
Список источников 69

Современные исследования международных отношений становятся все более междисциплинарными, и это результат не только развития новых методологий, но и отражение все большего проникновения политических дискуссий в разные сферы жизни. Например, в настоящее время через модную индустрию можно увидеть социально-политические процессы, происходящие в обществе. Это объясняется тем, что мода тесно связана с политически чувствительными вопросами, такими как гендерное неравенство, расизм, неоколониализм, глобализм. Значению визуальной сферы для понимания политического уделяют внимание учёные-постмарксисты, ведь с помощью моды можно проследить доминирование определенных стандартов поведения и исключение некоторых социальных групп. В последние годы резко возросло количество конфликтов с известными компаниями на этой почве. Многие ведущие модные бренды оказываются объектами ожесточенной критики со стороны широкой общественности. Одновременно многие из них подхватывают тенденцию на демонстрацию своей политической позиции. Они показывают свою солидарность с какой-либо социальной группой или выступают по тому или иному общественно значимому вопросу. Одежда, аксессуары, антураж показов и реклама служат основным средством выражения такой позиции. Соответственно, потребители этой продукции могут приобретать её не только по эстетическим или утилитарным соображениям, но и основываясь на своих политических пристрастиях. Явным доказательством взаимосвязи политики и моды и одним из наиболее наглядных способов высказать политические взгляды является использование государственной символики. В последние годы в коллекциях дизайнеров можно обнаружить элементы флагов, гербов, названия стран, публичных институтов. Всё это однозначно говорит о том, что область политического значительно расширилась и теперь распространяется и на модную индустрию, и, следовательно, исследование этих процессов приобретает особую актуальность.
Цель работы: выявить специфику политических высказываний в рамках индустрии моды и их потенциальную связь с событиями в мировой политике.
Задачи:
1. Определить, с каких теоретических позиций рассматривается взаимосвязь моды и политики;
2. Понять, как ведущие теоретики постструктурализма смотрят на проблему пересечения моды и политического;
3. Выявить, как мода влияет на формирование, модификацию и репрезентацию гендера, согласно постмарксизму;
4. Определить, как исследователи постколониализма смотрят на модную индустрию в контексте существующих международных отношений;
5. Рассмотреть западную моду с точки зрения наличия гендерной дискриминации;
6. Рассмотреть западную моду с точки зрения наличия расовой дискриминации и неоколониализма;
7. Выяснить, какие политические заявления делают создатели западной моды;
8. Выявить взаимосвязь моды и гендерных проблем в РФ;
9. Изучить российскую моду как средство достижения политических целей;
10. Определить, как проблема национальной идентичности отражается в российской модной индустрии.
Новизна: Рассмотрение политических проблем посредством междисциплинарного подхода является относительно новым. Исследований, посвященных изучению политических высказываний в модной индустрии, практически нет. А те работы, которые изучают моду в политическом контексте, как правило, фрагментарны. Зачастую они сосредотачиваются на одной стране или узкой проблеме, вследствие чего не уделяют внимания феномену наложения политической структуры и структуры моды в целом. В работах российских авторов данная тема не исследуется, хотя вопросы гендерного равенства и взаимодействия с западными странами актуальны для России.
Объект исследования: дискурс моды.
Предмет исследования: формы проявления политического в модной индустрии.
Методология: основным методом данной работы является дискурс-анализ. Он применяется во второй и третьей главе, где анализируются современные дискуссии как руководства модных брендов, так и широкой общественности, иногда объединенной в социальные группы, такие как защитники прав женщин, представители ЛГБТ, религиозные сообщества. Для дискурс-анализа огромную важность имеет тип контекста (фоновые обстоятельства и события, которые известны участникам общения и могут определять их мышление), в котором появляются высказывания, поскольку именно он помогает расшифровывать их точные значения. Тип контекста различен в зависимости от конкретного примера: экзистенциальный во второй главе (параграф 2.1) в случае с показом Dior, внутренний в случае с показами Г. Рубчинского (параграф 3.3.), внешний контекст в случае с музыкальным клипом (параграф 3.3.). Одним из существенных параметров дискурс-анализа является форма коммуникации, которая позволяет оценить, как проходило общение. Преимущественная форма коммуникации - косвенная опосредованная, общение осуществляется через СМИ и социальные сети. Вид коммуникативной деятельности: главным образом визуальное восприятие продукции модных брендов и её рекламы. Выделяются темы дискурса моды, чаще всего это гендерное неравенство, расизм, национализм, глобализация, и проводится их сопоставления с политическими событиями и обстоятельствами. На основе этого осуществляется интерпретация ситуаций в модной индустрии.
Теоретический подход: Основным теоретическим подходом в данной работе выступает постструктурализм с особым фокусом на постколониальные и постмарксистские исследования.
Обзор источников и литературы. Литературу, используемую в работе, можно условно разделить на следующие блоки:
a) Исследования, рассматривающие моду с точки зрения её встроенности в социально-экономическую структуру (Бурдьё, Бергер);
b) Исследования, рассматривающие моду как знаковую систему (Барт, Бодрийяр);
c) Исследования, которые изучают моду как средство угнетения женщин (Бовуар, Элиас);
d) Исследования, которые изучают моду как средство, способствующее эмансипации женщин (Титтон, Таррант);
e) Исследования, которые видят в модной индустрии проявление неоколониализма и расизма (Аль-Мутава, Бенке);
f) Исследования, которые видят в модной индустрии один из способов национального самоопределения (Ларюэль, Сондерс);
g) Исследования, которые предполагают, что мода используется для выражения политической позиции по тем или иным значимым событиям (Эстемирова, Блэнкс)
Достоинство первого блока работ в том, что они анализируют моду, основываясь на особенностях экономической структуры и существующих в ней тенденциях, что позволяет объяснить модную индустрию в соответствии с общемировыми процессами. Недостаток в том, что они не исследуют моду как самостоятельное явление, не учитывают современной ситуации, в которой существуют множество взаимодействующих и неоднородных структур. Несмотря на то, что второй блок литературы подробно изучает моду как сложную идеологическую систему, он не уделяет внимания взаимосвязи политических процессов, контекста и модной индустрии. Третий блок работ ценен тем, что объясняет, как связаны гендерная дискриминация и одежда. Но при этом он игнорирует положительную сторону моды, призывает к отказу от фемининности, что делает эту точку зрения устаревшей. Четвертая группа интересна тем, что опровергает понимание моды исключительно как средства подавления женщин, но она не рассматривает политические заявление на другие темы. Труды пятой группы внесли весомый вклад в понимание проблемы многовекторной и многоуровневой дискриминации бывших колоний, но они сосредоточены на одной стране или регионе, часть из них смотрит на проблему только с одной стороны - Запада или Востока, часть не принимает во внимание другие направления политизации моды, что исключает целостный взгляд на исследуемый феномен. Преимущество шестого подхода в том, что он доказывает: мода может способствовать трансформации национальной идентичности. Его недостаток также в географической ограниченности и невнимании к другим областям политизации индустрии. Седьмой блок наиболее ограничен частным случаем и конкретным контекстом, что с одной стороны даёт ясное и точное понимание специфической ситуации с очевидной связью моды и политики, но с другой не изучает его в совокупности с другими ситуациями как комплексное и закономерное явление.
В работе применялись следующие категории источников:
a) Глобальные СМИ, информирующие о моде и сфере развлечений (Paper Magazine, Dazed, Vogue, Fashionista, Racked, The Cut, Garage, Mashable, InStyle)
b) Интернет-сайты, предоставляющие фотографии модных показов или коллекций (Not Just a Label, Vogue)
c) Глобальные СМИ о бизнесе (Business Insider)
d) Глобальные общественно-политические СМИ (The Guardian, The Washington Post, The Independent, The Daily Telegraph, The Huffington Post, The New York Times, Daily Mail, BBC)
e) Русскоязычные СМИ, сообщающие о моде и сфере развлечений (Soberger, Собака.ш, Buro 24/7)
f) Ведущие немецкоязычные СМИ (Der Spiegel, n-tv, Die Welt, Yahoo Style Deutschland)
g) Видеохостинги (YouTube)
В Paper Magazine наряду с визуальными материалами, помогающими составить впечатление о фэшн-шоу, была представлена статья, объясняющая связь модного показа Dior и общественно-политических событий, что было важно для исследуемой проблемы1. Dazed не только отличается интересом к постсоветской культуре, которая рассматривается в работе, но и представляет подробные статьи о показах с учётом реакции пользователей социальных сетей2. Vogue попал в две категории, потому что даёт наиболее полный обзор коллекций с точки зрения предоставления визуального материала3 и с точки зрения идейной составляющей показов4. Fashionista описывают не один скандальный случай с брендом, а рассказывают о серии ошибок, что дает возможность сделать более верное предположение5. Racked сообщили не только о рекламе Calvin Klein, но о реакции на неё с конкретными цитатами и последствиями для компании6. The Cut опубликовали статью о модной коллекции с политическим заявлением и пояснили вероятную причину возникновения такой идеи у дизайнера7. Garage представили наиболее подробный обзор коллекции Р Уварова с учётом исторического контекста8. Mashable показали рекламную кампанию YSL и ответную реакцию пользователей социальных сетей с переводом комментариев французской публики9. InStyle публикует интервью с деятелями индустрии, что помогает сделать вывод о ней в целом10. Not Just a Label предоставляет визуальные материалы о коллекциях дизайнеров, в том числе и не широко известных11. Business Insider12 - авторитетное СМИ, пишущее о деловой активности и сообщающее о серьёзных ошибках в маркетинге брендов с вниманием к ответной реакции потребителя. Поскольку The Guardian13 и The Independent14 являются одними из ведущих британских и европейских леволиберальных изданий, они часто рассказывают о скандалах в модной индустрии, акцентируя внимание на проявлениях дискриминации. The Washington Post15 и The Huffington Post16 предоставили наиболее полные статьи о коллекции Л. Алексеева, о которой написано не так много. The Daily Telegraph как издание консервативной ориентации, сообщающее также о моде и стиле, предоставило информацию об одной из наиболее противоречивых реклам с позиции её моральной непристойности. The New York Times показали общественную реакцию на скандально известный маркетинг Dolce & Gabbana через комментарии в социальных сетях17. Daily Mail представили критическую оценку общественности показа Chanel18. BBC обеспечили наиболее полной информацией о проблеме недостатка веса моделей с упором на роль YSL в ней19 и рассказали о цели показа А. Кадыровой, опубликовав интервью с модельером20. Собака.ш наиболее часто пишет о новейших трендах в российской индустрии, особенно об андеграундных, что важно для работы21. Soberger предоставили наиболее полную информацию о первом показе Г. Рубчинского, о котором написано довольно мало22. Buro 24/7 сообщили о гендерной дискриминации в назначении руководства брендов и привели статистические данные23. Der Spiegel, n-tv, Die Welt, Yahoo Style Deutschland публиковали информацию о событиях в Европе, о которых было недостаточно подробно написано в англоязычных изданиях. Die Welt обеспечили читателей детальным отчётом о рекламе YSL и общими сведениями о проблеме политизации гендерного вопроса в индустрии24. В оценке Yahoo Style Deutschland показа Valentino было рассказано о реакции зрителей на антиксенофобскую стратегию бренда, о чём практически не упоминается в англоязычных СМИ25. Der Spiegel писали26 об ответе правительственных учреждений на скандалы в мире моды. Для получения видеоинформации был выбран YouTube27 как самый популярный и доступный видеохостинг.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящие дни сфера политического сильно расширилась, и модная индустрия, которая раньше считалась совершенно независимой от политики, стала наглядной демонстрацией процессов, происходящих в обществе. По этой причине всё больше исследователей обращают внимание на проявления политического в дискурсе моды. Философы-постструктуралисты видели в модной индустрии противоречивую и сложную систему, которая тираническим актом устанавливает отношение тождества между событиями, видами деятельности, характеристиками человека и одеждой, диктует знаки моды и требует нерациональных перемен. В этом её идеологическая сила. Исследователи гендерной проблематики неоднозначны в оценке роли моды в сфере равноправия полов и устранения дискриминации: последователи феминизма второй волны предпочитают точку зрения, согласно которой мода закрепощает женщину, делает её жертвой мужских желаний. Третья волна феминизма предполагает, что с помощью моды может быть переформулировано понятие фемининности и изменено её восприятие. Сторонники постколониализма считают, что мода может быть инструментом как для развития национализма, так и для подавления бывших колоний через доминирование стандартов модной индустрии стран - бывших колонизаторов. Что касается практической стороны вопроса, то деятельность известных брендов модной индустрии, включая фэшн-шоу и рекламные кампании, показывает отчётливое присутствие дискриминационных практик по признаку расы, пола. Стратегии и продукция брендов способствуют тому, что несправедливые гендерные роли сохраняются. Женщины по-прежнему изображаются как сексуальные объекты, которые должны заботиться в первую очередь о своей внешности и привлекательности для противоположного пола. На рекламных фото они часто представляются полуобнаженными или в провокационных позах, в то время как относительно мужчин такое случается редко. Расизм и шовинизм можно так же легко заметить в модной индустрии: на показах западных дизайнеров происходит искажение культуры стран Азии и Африки, рекламу и показы постоянно критикуют за апроприацию чужих традиций, при этом среди моделей отсутствует культурное разнообразие. Но благодаря достижениям в сфере технологий и улучшению уровня жизни население в разных уголках планеты все эти явления в модной индустрии не остаются незамеченными для широкой публики. Сегодня пользователи социальных сетей выражают свое возмущение по поводу оскорбительного характера коллекций и рекламы брендов и выступают против поддержания неравноправия, что нередко приводит к тому, что руководство компаний вынуждено признать свои ошибки, а иногда и проводить ребрендинг. Однако существует и противоположный феномен, который заключается в том, что некоторые модные дома начали выступать с политическими заявлениями. Они выпускают одежду с логотипами и принтами, выражающими их приверженность тем или иным политическим взглядам, рассказывают СМИ о своей идейной позиции. Даже выбор моделей или творческого персонала из какой- либо социальной группы может отражать политическое видение бренда. Такая политизация бренда обусловлена главным образом стремлением получить большую прибыль через отказ от дискриминационной стратегии и привлечение новых клиентов, солидарных с позицией компании, желанием улучшить его имидж. Россия не является исключением в феномене политизации модной индустрии. Один из вопросов важных для неё - это пересмотр гендерных паттернов посредством моды. Многие прогрессивные российские дизайнеры заявляют, что хотят помочь населению отказаться от стереотипных представлений о маскулинности и фемининности и поддержать представителей ЛГБТ-сообщества, которые испытывают на себе негативное влияние этих шаблонов. Для этой цели модельеры показывают предполагаемо женственную одежду на мужчинах и наоборот. Несмотря на такие заметные шаги к либерализации гендерных рамок, консервативные настроения всё ещё сильны в российском обществе и, соответственно, в местной индустрии. Более того, некоторые политические деятели России стремятся достичь своих целей через воплощение идеологических проектов на модных показах. Последнее пока не удавалось в полной мере, что, однако не отрицает того факта, что национализм актуален для россиян. В целом, поиск национальной идентичности осложнен отрицательным восприятием страны Западом. Таким образом, специфика политических заявлений деятелей модной индустрии заключается в том, что они осуществляются и через высказывания дизайнеров, и через средства моды (создание одежды, аксессуаров, рекламы). Их содержание построено вокруг нескольких главных тем: расизм и ксенофобия, национализм и антиглобализм, гендерное равенство и идентичность. На самом деле мода не существует независимо от этих явлений, потому что она связана с массовой культурой и повседневными потребностями людей. Сегодня подавляемые социальные группы более радикально настроены к проявлениям дискриминации и стремятся к независимости от шаблонного восприятия. Для них сексизм или расизм в моде - это свидетельства несправедливой структуры общества, которая должна быть устранена. Однако пока не ясно, как будут в дальнейшем развиваться взаимоотношения моды с политикой. С одной стороны, мода может помочь продвижению равноправия, привлекая внимание к его важности, с другой может обесценить политические требования, сделав их частью коммерческой культуры и просто популярным трендом. Важно также понимать, что мода сосредоточена на себе, поэтому будет продвигать такие идеи только до тех пор, пока они прогрессивны и не стали тривиальными. Даже если отдельные дизайнеры верят в глубокий посыл своих идей, мода не будет в действительности бороться за социальное равенство. Ведь она строится на желании обладать тем, чего нет у других, мечте об эксклюзивности, а обеспечение равных возможностей не только не выгодно ей, но и разрушительно для её базовых механизмов.


1. Almila, A.-M. Fashion, Anti-Fashion, Non-Fashion and Symbolic Capital: The Uses of Dress / A.-M. Almila // Fashion Theory. - 2016. - Vol. 20. - Issue 1. - P. 81-102.
2. Al-Mutawa, F. S. Elliott, R. Nuttall, P. Foreign brands in local cultures: A socio-cultural perspective of postmodern brandscapes / F. S. Al-Mutawa, R. Elliott, P. Nuttall // Journal of Consumer Behaviour. - 2015. - 14. - P. 137-144.
3. Behnke, A. The International Politics of Fashion: Being Fab in a Dangerous World / A. Behnke. - London.: Routledge, 2016. - 222 p.
4. Blanks, T. How Valentino embraced diversity / Blanks, T. URL: https://www.businessoffashion.com/articles/people/valentino-diversity-adut-akech-pierpaolo- piccioli (дата обращения: 07.04. 2020).
5. Bourdieu, P. Distinction. A social Critique of the Judgement of Taste / P. Bourdieu. - London: Routledge, 1986. - 613 p.
6. Butler, J. Bodies that Matter: On the Discursive Limits of ‘Sex / J. Butler. - New York: Routledge, 1993. - 288 p.
7. Elias, A. S. Aesthetic Labour: Rethinking Beauty Politics in Neoliberalism / A.S. Elias, R. Gill, C. Scharff. - London: Palgrave Macmillan, 2017. - 410 p.
8. Estemirova, L. Kadyrov daughter’s Parisian fashion debut is a slap in the face / Estemirova, L. URL: https://www.themoscowtimes.com/2020/02/28/kadyrov-daughters-parisian-fashion-debutis-a-slap-in-the-face-a69458 (дата обращения: 30.04.2020)
9. Evans, C. Thornton, M. Fashion, Representation, Femininity / C. Evans, M. Thornton // Feminist Review. - 1991. № 38. - P. 48-66.
10. Fedorova, A. How to be a man: a new generation of artists is rethinking the meaning of masculinity in Russia / Fedorova, A. URL: https://www.calvertjournal.com/features/show/5472/post-soviet-youth-masculinityboyhood- Russia (дата обращения: 30.04.2020)
11. Francks, P. Was Fashion a European Invention? The Kimono and Economic Development in Japan / P. Francks // Fashion Theory. - 2015. - Vol. 19. - Issue 3. - P. 331-361.
12. Friedman, V. Fashion’s year in cultural don’ts / Friedman, V. URL: https://www.nytimes.com/2018/12/21/fashion/fashion-racism-cultural-appropriation.html (дата обращения: 06.04. 2020).
13. Ihring, S. Ein Rassismusskandal zeigt, wie die Modewelt heute funktioniert / Ihring, S. URL: https://www.welt.de/icon/mode/article184467244/China-und-Dolce-Gabbana-Ein- Rassismusskandal-zeigt-wie-die-Modewelt-heute-funktioniert.html (дата обращения: 07.04. 2020).
14. Kang, EJ. The Dialectical Image: The Redemption of Fashion / EJ. Kang // Fashion Theory. - 2014. - Vol. 18. - Issue 3. - P. 341-359.
15. Korn, G. Dior’s latest feminist uniform is cool, but who’s buying it? / Korn, G. URL: https://www.refinery29.com/en-us/2020/02/9464192/dior-fall-winter-2020-collection (дата обращения: 07.04. 2020)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ