Введение 3
Глава 1. Теоретическое направление построения механизма БРИКС 13
1.1 Определение и роль международных механизмов 13
1.2 Различные взгляды международного сообщества на сотрудничество БРИКС 16
1.3 Направление строительства механизма БРИКС 24
1.4 Основные практики построения механизма БРИКС 29
Глава 2. Основные проблемы, стоящие перед институциональным развитием стран БРИКС 33
2.1 Мотивирующие и ограничивающие факторы для генерации и изменения международных механизмов 34
2.2 На экономическое развитие стран БРИКС влияют многие факторы 38
2.3 Недостаточный консенсус по политическому сотрудничеству между странами БРИКС 46
Глава 3. Перспективы и возможности институционализации международного сотрудничества БРИКС 51
3.1. Установить более тесное стратегическое партнерство 51
3.2. Дальнейшее углубление и расширение взаимного сотрудничества между странами БРИКС 56
3.3 Путь развития механизма сотрудничества "БРИКС" 61
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 71
Актуальность темы исследования:
Выдающиеся экономические показатели стран с формирующимся рынком в условиях финансового кризиса изменили ситуацию «сильного севера и слабого юга», существовавшую со времен Второй мировой войны. Хотя силы развивающихся стран недостаточно, чтобы полностью отменить нынешнее сравнение мощностей, но оно становится все более очевидным как необратимая историческая тенденция. В процессе роста развивающиеся страны постепенно осознали, что существующий старый международный политический и экономический порядок является серьезным препятствием на пути их дальнейшего развития. Однако силы одной страны недостаточно для того, чтобы конкурировать с западными странами с развитыми механизмами политического и экономического сотрудничества, поэтому среди развивающихся стран появляется все больше и больше региональных и межрегиональных организаций, среди которых наиболее ярким является механизм сотрудничества стран БРИКС. Тем не менее, в процессе сотрудничества возникло множество теоретических и практических проблем, которые требуют перспективных и общетеоретических исследований. В настоящее время исследование механизма БРИКС редко включает сам механизм сотрудничества, и больше внимания уделяется изучению второстепенных вопросов, таких как анализ причин возвышения стран БРИКС, проблем и преимуществ сотрудничества БРИКС и т.п. Чтобы усовершенствовать систему БРИКС, недостаточно проанализировать плюсы и минусы процесса институционализации на основе реальной ситуации, но необходимо извлечь уроки развитых стран в области успешного опыта институционализации сотрудничества развитых стран на Западе, то есть рассмотреть возможность развития механизмов сотрудничества БРИКС.
В июне 2009 года Китай, Россия, Индия и Бразилия сформировали диалоговый механизм БРИК. После того, как в апреле 2011 года присоединились Южная Африка, был создан механизм сотрудничества БРИКС. В последние десятилетия институционализация сотрудничества БРИКС не прекратилась из-за различий между государствами-членами. Факты доказали, что различия между государствами-членами не являются препятствием, которое невозможно преодолеть. Именно благодаря странам БРИКС согласились искать общие позиции при сохранении на основе взаимного уважения, так что сотрудничество было благоприятным и способствовало развитию институционализация стран БРИКС. Благодаря институционализации объединения страны БРИКС получают возможность проводить согласованную политику в международных организациях и влиять на принятие ключевых решений. Однако нынешний механизм сотрудничества стран БРИКС сформирован не до конца и основывается на открытости принятия решений. Преимуществами этого механизма являются свобода передвижения, гибкое принятие решений и легкое формирование консенсуса по конкретным вопросам и выражение желаний. Но если механизм сотрудничества БРИКС направлен на решение глобальных проблем, ему необходимо создать определённое агентство-исполнитель, чтобы координировать и играть более важную роль и достичь больших целей. Хотя механизм сотрудничества БРИКС еще не является формальной международной организацией, перспективы развития должны работать именно в этом направлении. Существующие международные многосторонние механизмы или организации также пережили этап развития от незрелых к зрелым формальным и институциональным.
2018 год - начало второго «золотого десятилетия» сотрудничества БРИКС, и углубление сотрудничества БРИКС в новом периоде также сталкивается с новыми возможностями и проблемами. С одной стороны, рост стран с развивающейся экономикой усилил жизнеспособность в мировой экономики и повысил международный авторитет стран БРИКС в некоторых областях глобального управления. Богатые ресурсы и целостная производственная система стран БРИКС создали дополнительные условия для экономического развития. Общие интересы стран БРИКС также способствовали дальнейшему развитию сотрудничества стран объединения. С другой стороны, с точки зрения международной обстановки, различные глобальные вызовы добавили неопределенности сотрудничеству БРИКС. Внутри стран БРИКС экономическое развитие каждой страны находится на аналогичной стадии, что усиливает экономическую конкуренцию между странами-членами. Различия в политических системах, идеологиях и традиционных культурах в странах БРИКС также ограничивают реализацию единой политики в государствах объединения. Политика дифференциации и дезинтеграции, принятая западными странами в отношении стран БРИКС, также оказала негативное влияние на их сотрудничество и развитие. Поэтому нам необходимо прогнозировать и анализировать будущие перспективы развития стран БРИКС. Сочетание опыта успешного развития других международных организаций с уникальностью БРИКС, чтобы дать некоторые предложения по развитию сотрудничества стран БРИКС.
Целью моей работы является: определить пути институционализации БРИКС.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Определить основные теоретические подходы к проблеме институционализации стран БРИКС.
2. Рассмотреть опыт неформальных объединений государств в современном мире.
3. Показать новые формы реализации БРИКС как актора мировой политики: “БРИКС+”, “БРИКС outreach” и т.д.
4. Охарактеризовать возможные рисков и недостатки институциализации.
5. Показать перспективы и дать рекомендации возможной институционализации.
Предметом исследования является: механизмы институционализации БРИКС в современном мире
Объект исследования выступает: эволюция объединения БРИКС
Теоретико-методологические основы исследования:
1. Анализ документов. Применительно к международным отношениям, он имеет ту особенность, что у "неофициального" исследователя часто нет свободного доступа к источникам объективной информации. Наиболее доступными из официальных документов являются: сообщения пресс-служб дипломатических и военных ведомств, выступления государственных деятелей и так далее.
2. Исторический анализ. Развитие всего имеет эволюционный процесс. Чтобы понять реальность, нужно понять историю. Сотрудничество БРИКС также имеет свой исторический процесс. Посредством исторического анализа процесса сотрудничества БРИКС анализируются и обобщаются история, опыт и проблемы сотрудничества БРИКС.
3. Таксономические исследования. Метод классификации используется для анализа воздействия на механизм сотрудничества БРИКС с точки зрения динамических факторов и препятствий, а также анализа глубинного влияния пути институционализации стран-участниц на механизм сотрудничества БРИКС в соответствии с изменениями внешней политики конкретных стран.
4. Качественный анализ - это метод определения характера и тенденции развития вещей посредством субъективных суждений и аналитических способностей. На основе анализа достижений стран БРИКС в области сотрудничества за первое десятилетие и в соответствии с изменениями в мировой ситуации обсуждаются возможности и проблемы, с которыми сталкивается сотрудничество БРИКС в новый период, и предлагаются предложения о том, как страны БРИКС должны реагировать на возможности и вызовы.
5. Системный анализ: научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или постоянными элементами исследуемой системы. Ценность системного подхода состоит в том, что рассмотрение категорий системного анализа создает основу для логического и последовательного подхода к проблеме принятия решений. Эффективность решения проблем с помощью системного анализа определяется структурой решаемых проблем. Благодаря систематическому анализу мы можем понять преимущества и недостатки структуры системы сотрудничества БРИКС, чтобы лучше оценить перспективы развития сотрудничества БРИКС.
6. Институциональный метод - это метод изучения политических институтов (государства, права, политических партий и движений) и их взаимодействий. Институциональный метод помогает понять политическую реальность при помощи изучения групп, контролирующих власть и политического процесса в целом.
Обзор литературы:
Ученые проявили большой исследовательский интерес к росту стран БРИКС, но, вообще говоря, исследовательских монографий мало, и дипломные исследования ограничены областями интересов самих ученых , отсутствие исследований по институционализации сотрудничества БРИКС.
1. Исследование мотивации сотрудничества БРИКС
Сокращение БРИК (BRIC) было впервые предложено аналитиком Джимом О’Нилом в ноябре 2001 года в аналитической записке банка «Goldman Sachs» Building Better Global Economic BRICs (Кирпичи для новой мировой экономики).1 Эксперты утверждают, что экономический потенциал Бразилии, России, Индии и Китая таков, что они могут стать четырьмя доминирующими экономическими системами к 2050 году. Тезис был предложен экспертом Джимом О’Нилом. Эти страны занимают более чем 25 % суши в мире, 40 % населения и имеют объединённый валовой внутренний продукт (ВВП) 15,435 трлн $. Почти в каждом сравнении они будут наибольшим глобальным объектом. Эти четыре страны — среди самых больших и наиболее быстро растущих формирующихся рынков. Эксперты, такие как Корнинг, считают, что страны БРИКС имеют общее критическое отношение к существующему международному порядку: страны БРИКС находятся в маргинальном положении в мировом порядке, в котором доминируют Соединенные Штаты и западные развитые страны, и совместно несут негативное влияние существующей международной системы. Они преследуют такой новый порядок: ни одна страна или союз наций не могут навязать свою собственную идеологию другим странам, равно как и не могут манипулировать международной системой для своего собственного блага, независимо от общих интересов стран.2 В российской статье «Россия в механизме БРИКС: стратегические цели и средства реализации»3 говорится, что нынешняя ситуация в мире - это “турбулентность, дисбаланс и глобальные кризисы управления”. Международная политическая и экономическая система нуждается в новых влияниях, таких как БРИКС центр силы. Автор указывает, что европейская Атлантика постепенно теряет свое главное преимущество, и глобальная власть смещается в страны БРИКС, которые ранее были маргинализованы. Страны БРИКС должны предоставить миру исторический выбор и взять на себя ответственность за построение нового международного порядка. В «Движущей силе сотрудничества БРИКС: международное познание и его просвещение»4 Лу Цзин отметил, что оптимисты стран БРИКС и некоторых развивающихся стран считают, что сотрудничество между странами БРИКС набирает обороты и имеет хорошие перспективы. Во-первых, общий международный стратегический призыв дает мощный импульс сотрудничеству стран БРИКС. Несмотря на огромные различия между странами БРИКС, все они являются крупными странами и лидерами в своих регионах, и все они надеются создать многополярный институт глобального управления, отражающий новое политическое и экономическое развитие мира. Стратегический призыв способствовал взаимному сотрудничеству стран БРИКС. Во-вторых, как страны с формирующимся рынком, все страны БРИКС разделяют общую задачу экономического развития, и структура экономики дополняет друг друга. В-третьих, институционализация сотрудничества БРИКС будет способствовать дальнейшему развитию взаимного сотрудничества.
2. Исследование достижений международного сотрудничества БРИКС
Алексис Дантас отметил в «Внешнеэкономической политике Бразилии: перспективы для БРИКС»5, что, хотя Goldman Sachs впервые предложил концепцию БРИКС, он был с развивающихся рынков БРИКС и потенциал экономического развития. В условиях экономической глобализации участие стран БРИКС по-прежнему очень велико, а страны БРИКС по-прежнему являются очень привлекательными рынками с точки зрения торговли и иностранных инвестиций. И во всем мире многонациональные компании из стран БРИКС также растут. Наяр Дипак отметил в статье «Развивающиеся страны БРИКС и глобальное управление»6, что со времени сотрудничества стран БРИКС большинство основных результатов сотрудничества были в экономической области. С непрерывным углублением торгово-экономического сотрудничества, с быстрым экономическим ростом страны БРИКС превратились из первоначальных областей экономических и торговых инвестиций в силу, которая бросает вызов существующему глобальному экономическому порядку и усиливает голос стран с развивающейся экономикой. Сотрудничество между странами БРИКС больше не будет ограничиваться экономической областью. В «Анализе механизма гуманитарного обмена и сотрудничества БРИКС» Пу Гунин7 предложил, что области, охватываемые Механизмом обмена гуманитарными знаниями и сотрудничества БРИКС, постоянно расширяются, а содержание постоянно углубляется и совершенствуется. Сотрудничество в области гуманитарных наук стран БРИКС впервые началось в области здравоохранения. С приходом Южной Африки обмены и сотрудничество в области гуманитарных наук стран БРИКС постепенно перешли в области науки и техники, образования, культуры, молодежи и средств массовой информации, стран БРИКС во время своего ротационного председательства страны-члены самостоятельно организовывают специальные мероприятия в соответствии со своими собственными приоритетами развития и проблемами в области гуманитарных наук. Например, в 2015 году была проведена международная конференция по здравоохранению на тему “Общие угрозы и общие действия: ответы стран БРИКС на проблемы инфекционных заболеваний”.
3. Исследование препятствий на пути сотрудничества БРИКС
Мартин Пиоч отметил в своей статье «Управление БРИКС и восстановление международного порядка»8, что некоторые ученые рассматривают сотрудничество БРИКС как геополитический стратегический альянс, цель которого - сбалансировать или бросить вызов западным странам. И изменить международную систему. Патрик считает, что, хотя страны БРИКС не согласны с западным порядком, их конфликт интересов усложняет их отношения, и их собственные экономические стратегии и стратегии безопасности будут отличаться друг от друга. В «Повышении стран БРИКС и Глобальной системе управления» Хуан Ренвей9 выдвинул четыре фактора, которые влияют на дальнейшее развитие сотрудничества БРИКС: во-первых, экономическая однородность между развивающимися экономическими державами ведет к конкуренции между собой, и трудно установить стабильный механизм консультаций по глобальным вопросам. Во-вторых, в развивающихся странах есть несколько стран, которые борются за региональное доминирование, что влияет на процесс региональной интеграции. В-третьих, по сравнению с более зрелой зоной свободной торговли ЕС и Северной Америки, Страны БРИКС не внедрили политические механизмы регионального управления на континентах, на которых расположены их страны, что ставит под сомнение голос стран БРИКС в глобальной системе управления. В-четвертых, в странах БРИКС по-прежнему действует механизм геополитического ущемления. Проблемы развития. Слишком географическая близость друг к другу приведет к геополитической конкуренции, а географически слишком далеко друг от друга будет трудно достичь эффективных общих целей в национальных стратегиях. Различия в политических системах и идеологиях также будут влиять на прогресс сотрудничества БРИКС.
Обзор источников:
При написании данной работы автор опирался на документальную базу источников. Среди них представлены «БРИКС Совместная статистическая публикация 2010 - 2018», «Декларации саммитов БРИКС» и выступление лидеров БРИКС на конференции БРИКС и т. д. Кроме того, в работе представлено множество выступлений официальных лиц о внешней политике. Важнейшим документом является декларация, выпущенная на предыдущих саммитах БРИКС. Предыдущие саммиты лидеров БРИКС были для стран БРИКС процессом формирования консенсуса и совместной деятельности, а также процессом повышения взаимного доверия между странами БРИКС. Например, «Сямэньская декларация руководителей стран БРИКС»10 и «Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС»11, это важные события сотрудничества и развития стран БРИКС.
Таким образом, большая часть литературы по сотрудничеству БРИКС сосредоточена на исследованиях причин, достижений и проблем сотрудничества БРИКС, и мало исследований о перспективах институционализации БРИКС на международном уровне. Эта статья объединит последние достижения совместных исследований БРИКС на основе результатов предыдущих исследований и попытается высказать свое собственное мышление и предложения о том, как улучшить институционализацию стран БРИКС.
Структура документа:
Работа состоит из 3 глав, 9 параграфов, а также введения, заключения и списка источников и литературы.
Во введении определена актуальность работы, цель, задачи, объект и предмет исследования, описаны материал и методы работы.
В первой главе в основном выражает основные теории строительства БРИКС. Первая глава представляет собой теоретическую часть работы, объясняющую роль международных организаций в странах-участницах и международном сообществе, а также способствующие факторы и препятствующие факторы в формировании международных механизмов. В главе сравниваются механизмы БРИКС с механизмами сотрудничества зрелых международных организаций, чтобы выяснить преимущества и недостатки механизмов сотрудничества БРИКС. В главе показан возможный путь развития Организации сотрудничества БРИКС в будущем.
Во второй главе описываются трудностями и проблемы, с которыми сталкивается сотрудничество БРИКС в новый период. Из политических, экономических, культурных и других аспектов стран БРИКС, в сочетании с текущим состоянием изменений в мировом экономическом и политическом порядке, анализ указывает на проблемы, с которыми страны БРИКС сталкиваются или могут столкнуться с препятствиями.
В третьей главе рассматриваются возможности развития, с которыми страны БРИКС могут столкнуться в новую эпоху, анализируются возможные пути институционализации стран БРИКС, потом объясните свои личные взгляды на перспективы углубления сотрудничества между странами БРИКС.
В заключении подведены итоги исследования, а также определены перспективы и целесообразность институционализации БРИКС.
Судя по нынешней ситуации развития БРИКС, автор полагает, что у его развития есть две возможные перспективы: одна - постоянно расширять механизм, расширять его влияние и постепенно становиться основным механизмом сотрудничества стран Юг-Юг; а другая - оставаться в существующем пространстве и проводить углубленное развитие.
Реализация первой перспективы в основном включает два способа расширения новых членов и добавления новых механизмов сотрудничества. Расширение новых членов теоретически возможно, и на самом деле существуют альтернативные страны. Непрерывный рост стран с развивающейся экономикой предоставил кандидатов в БРИКС в качестве представителя стран с развивающейся экономикой. Многие ученые уже предложили план расширения БРИКС. В 2016 году Специальный комитет Нового банка развития БРИКС также обсудил вопрос расширения новых членов. Это показывает, что в будущем существует возможность расширения БРИКС новых членов. Тем не менее, существуют потенциальные проблемы с расширением числа новых членов, особенно по мере того, как увеличивается членство в организации, операционная эффективность организации может снизиться, поскольку транзакционные издержки будут увеличиваться по мере увеличения числа участников. Поэтому, чтобы расширить членство в странах БРИКС, странам-членам необходимо взвесить организационную силу, представительность организации и организационную эффективность, а также глубокого общения между странами-членами. Кроме того, еще один важный способ для стран БРИКС улучшить свой статус глобального управления - это создание новых механизмов управления или норм управления. Эти механизмы и нормы подходят не только для развития сотрудничества в рамках БРИКС, но и для внедрения новых идей и путей сотрудничества в сфере глобального управления. В связи с этим организация БРИКС также имеет больше возможностей для расширения. Будь то традиционные вопросы торговли, финансов и инвестиций, развития и других вопросов или возникающие вопросы управления киберпространством, цифровой экономики, климатической среды и другие вопросы, страны БРИКС могут объединить свои собственные и фактические потребности развивающихся стран, чтобы предложить новые правила и новые инициативы. Это поможет исправить недостатки и дисбалансы в нынешней глобальной системе управления. БРИКС также может стать более представительной и конструктивной силой для развивающихся стран.
Вторая перспектива развития сотрудничества БРИКС заключается в обеспечении бесперебойной работы механизма сотрудничества БРИКС. На эту ситуацию могут повлиять различные факторы: во-первых, само учреждение БРИКС не долгое и не стремится к расширению. В будущем центр сотрудничества БРИКС по-прежнему может быть сосредоточен на различных базовых направлениях сотрудничества, например, при усилении институционализации и формализации БРИКС мы можем учиться на опыте других международных организаций и усовершенствовать его. Во-вторых, внутреннее вмешательство членов БРИКС займет время, и всем сторонам необходимо больше информировать о позиционировании организации, целях сотрудничества, сфере сотрудничества, методах сотрудничества и т. д., чтобы достичь большего консенсуса в отношении будущего развития БРИКС. В-третьих, для усвоения предыдущих достижений сотрудничества в БРИКС все ещё требуется время, например, деятельность Банка развития БРИКС все ещё нуждается в проверке временем. Кроме того, еще многое предстоит сделать для дальнейшего развития взаимного сотрудничества между существующими странами-членами. Исходя из вышеизложенных причин, все еще необходимо продвигать сотрудничество БРИКС со стабильной позицией.
Одним словом, сотрудничество БРИКС имеет важные теоретические последствия. В будущем сотрудничество БРИКС может развиваться быстрыми темпами или может топтаться на месте. Но в любом случае, это новая попытка развивающихся стран сотрудничать, отражая различные ценности, видения и амбиции возникающих сил в процессе изменения мироустройства к глобальному развитию.
Заявления официальных лиц:
1. Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС / Йоханнесбург, ЮАР, 26 июля 2018 года / http://kremlin.ru/supplement/5323
2. Сямэньская декларация руководителей стран БРИКС / Сямэнь, Китай, 04.09.2017 / http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/0auA2fXB3aZfGjy7ZHtubAhIydQv 9AL5.doc
3. Развивающиеся державы и будущее мирового порядка, Институт Брукингса, 6 февраля 2014 г., с.14. “The Emerging Powers and The Future of the Global Order,” The Brookings Institution, February 6, 2014, p.14.
4. «Совместное заявление второй официальной встречи лидеров БРИКС» и «Форталезская декларация шестой встречи лидеров БРИКС». “Ж^ДЖ^ ЖЛЖхЖЖ^ЖвШЖЖГЖВ“Ж^ДЖ^ЖЛЖЛЖЖв^ШО^Ж =■” И о
5. Укрепляйте доверие и стремитесь к общему развитию - выступление на 8-м совещании лидеров стран БРИКС, газете Жэньминьжибо, 17 октября 2016 г., второе издание. “S^fs'L* ЖЖЖЖ ЖЖ^ДЖ^ЖЛЖЛЖЖВдЖ МЖЖ±ЙШй”, «ЛЖ0Ш 2016 Ж 10 Я 17 0,Ж 2^о
Книги:
1. Сунь Суюань. БРИКС и глобальное управление. Шанхайское Народное издательство. С 46-57. 2016.06 #ЖМ «Ж^ДЖЖЖ^'ЖЖ» , ЖЖЛЖ ДЖ±2016ЖЖ Ж46-57Жо
2. Пан Синь, Сотрудничество стран БРИКС в области внешней помощи в глобальном управлении,Мир знаний Пресса , 2016, стр. 17. ЖЖ «ЖЖЖ ЖД^Ж^ДЖ#>ЖЖ» , й#&ШШШ±, 2016 Ж, Ж 17 Жо
3. Гепинг Рао, Международное организационное право, издательство Пекинского университета, издание 2003 г., стр.175. ^ЖЖЖ^: «Д РЯ^ШЯ ШШЖЖЖДЖ± 2003 ЖЖЖ 175 Жо
4. Дональд Дж, Пухала и Рэймонд Ф, Хопкинс, Международные режимы: уроки индуктивного анализа, Интернациональная организация, вып.36, №2, 1982, с.272. Donald J. Puchala and Raymond F. Hopkins, “International R egimes: Lessons from Inductive Analysis , ’’International Organization, Vol.36, No.2, 1982, p.272.
5. Чжэн Сяньу, История и теоретический анализ европейского координационного механизма, Обучение и исследования, выпуск 1, 2010 г., стр.78. ВЖЙ: ШЖМЖ^ШШ, <$^W%»2010 ЖЖ 1 да, Ж 78 Жо
6. Национальный исследовательский центр БРИКС при Технологическом университете Гуандуна, Механизм сотрудничества БРИКС, Издание по общественным наукам, издание 2017, стр. 4. ЖЖЖ^^^^^ДЖ^%Ф ^: «Ж^ДЖЖЖШО , ±±Ж^Ж«ЖЖ± 2017 Ж^, Ж 4 ^о
7. Ван Цзе, Теория международного механизма, издательство Синьхуа, выпуск2002г. ЖЖ, «Д^МФ'Ш^» , ^ЖЖ^±±, 2002Ж^о
8. Чжан Гуйхун, Международные организации и международные отношения, Издательство Чжэцзянского университета, 2004 г. ЖЙЖ^: «Д1Ж^ШЯ жд^жжж , жжжжжж±, 2004Wo
9. Чжан Минцю. Преодоление Гималайского барьера: Китай стремится понять Индию. Чунцин. издание 2006г. стр. 253. ^Ш^ЖШ: «^®W^^WIW#: ДДЖЖТЖРЮ) , ЖЖДЖ±2006ЖД, Ж25зЖо
10. Оливер Стукенкель, Финансовый кризис, оспариваемая легитимность и генезис сотрудничества внутри БРИКС, с. 621-623. Oliver Stuenkel, “The Financial Crisis, Contested Legitimacy, and the Genesis of Intra-BRICS Cooperation,” pp.621-623.
...