Инициатива Китая «Один пояс, один путь»: эволюция формирования и особенности реализации
|
Введение 3
Глава 1. «Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века»: сущность и концептуальные основы 9
1.1 «Один пояс, один путь»: предпосылки и теоретико-правовая основа... 9
1.2 «Пояс» и «Путь»: важнейшие характеристики и особенности 26
Глава 2. Механизмы реализации составных частей инициативы «Один пояс, один путь»: проблемы и результаты 38
2.1 «Экономический пояс Шелкового пути»: промежуточные итоги и
проблемы 38
2.2 «Морской Шелковый путь XXI века»: промежуточные итоги и проблемы 57
2.3 SWOT-анализ и перспективы развития инициативы «Один пояс, один путь» 66
Заключение 80
Список использованных материалов 85
Приложения
Глава 1. «Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века»: сущность и концептуальные основы 9
1.1 «Один пояс, один путь»: предпосылки и теоретико-правовая основа... 9
1.2 «Пояс» и «Путь»: важнейшие характеристики и особенности 26
Глава 2. Механизмы реализации составных частей инициативы «Один пояс, один путь»: проблемы и результаты 38
2.1 «Экономический пояс Шелкового пути»: промежуточные итоги и
проблемы 38
2.2 «Морской Шелковый путь XXI века»: промежуточные итоги и проблемы 57
2.3 SWOT-анализ и перспективы развития инициативы «Один пояс, один путь» 66
Заключение 80
Список использованных материалов 85
Приложения
Актуальность. В настоящее время мировое сообщество активно поддерживает идеи сотрудничества, взаимной выгоды, мирного развития, мультилатерализма, поэтому разнонаправленные и многосторонние инициативы, проекты являются важной частью развития отношений между государствами.
В данных условиях в 2013 году китайская сторона выдвинула идею совместного строительства инициативы «Один пояс, один путь», состоящую из двух частей: «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Она призвана сформировать новую модель взаимодействия стран, основой которой является строительство инфраструктуры для интенсификации и укрепления торговли и экономического сотрудничества. Таким образом, инициатива имеет важное значение не только для развития Китая, но и для развития системы международных отношений.
«Один пояс, один путь» охватывает большое количество стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Европы. По состоянию на конец марта 2019 года китайское правительство уже подписало 173 документа о сотрудничестве со 125 странами и 29 международными организациями.
Инициатива имеет серьезные основы для развития и формирования новой системы геополитических и геоэкономических отношений.
Целью работы является выявление особенностей формирования, реализации и развития инициативы «Один пояс, один путь».
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать предпосылки формирования идеи «Одного пояса, одного пути».
2. Изучить важные правовые документы, касающиеся инициативы.
3. Описать важнейшие количественные и качественные характеристики составляющих инициативы «Один пояс, один путь»:
1 Инициатива совместного строительства «Одного пояса и одного пути»: прогресс, вклад и перспективы // Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь». URL:
https://rus.yidaiyilu.gov.cn/document/issue/87094.htm(дата обращения: 03.02.2021).
3
«Экономического пояса Шелкового пути», «Морского Шелкового пути XXI века».
4. Изучить достигнутые промежуточные результаты.
5. Выявить проблемы, возникающие в процессе воплощения в жизнь инициативы «Один пояс, один путь».
6. Составить SWOT-анализ формирования и развития инициативы «Один пояс, один путь».
Объектом является инициатива «Один пояс, один путь».
Предметом выступают процессы формирования и реализации инициативы «Один пояс, один путь».
Хронологические рамки: нижняя граница - 2013 г. обусловлена официальным выдвижением идеи развития инициативы «Пояс, путь». Верхняя граница - начало третьего десятилетия XXI века обусловлена активным развитием «Одного пояса, одного пути».
Географические рамки работы охватывают территорию таких стран и регионов мира, как Китайская Народная Республика, Центральная Азия и Юго-Восточная Азия.
Степень разработанности темы. Вопросы, связанные с развитием инициативы «Один пояс, один путь» привлекают внимание многих исследователей. Существует большое количество работ, посвященных отдельным аспектам реализации инициативы, однако перечень трудов комплексного характера недостаточно велик.
Используемую литературу можно условно поделить на три группы: общего характера, специальной направленности, и конкретные работы, посвященные отдельным аспектам темы.
Первая группа включает в себя исследования, которые дают возможность наиболее полно изучить основы внешней политики КНР в XXI веке. Над данным вопросом работали следующие авторы И.Е. Денисов и Д.Л. Адамова, В.Я. Портяков, М. Лантень. Они рассматривают основные направления, цели, преследуемые китайской стороной, дают характеристику преобладающим тенденциям во внешней политике КНР.
Вторая группа включает работы, которые посвящены изучению Великого шелкового пути и инициативы «Один пояс, один путь».
Для формирования полной картины основных предпосылок и исторической канвы развития идеи, нами были использованы работы авторов, посвященных исследованию Великого шелкового пути. Среди них можно выделить Е.С Докашеву, Е.Е. Кузьмину. Они рассматривают историю формирования, процесс функционирования Шелкового пути, дают подробную характеристику процессам, происходившим на разных этапах развития торгового маршрута.
В работах следующих исследователей: А. Скобелл, Б. Лин, Х. Дж. Шац, П Цай, дается общая характеристика инициативы, авторы охватывают экономические, политические аспекты, вопросы безопасности. Описываются страны и регионы, включая процессы, происходящие в них, также уделяется внимание строительству инфраструктуры, транспорту, энергетике, торговле, рискам, культурному влиянию и глобализации.
В третьей группе представлены работы, посвященные изучению конкретных вопросов реализации инициативы. Чэнь Минхуа, Ван Шань, Лю Вэньфэй, Лю Юйсинь провели анализ основных тенденций и различий в направлении китайских прямых иностранных инвестиций, исследовали влияние деловой среды в странах, расположенных вдоль «Одного пояса, одного пути».
В работе коллектива авторов: А.В. Лукина, С.Г. Лузянина, Ли Синя, И.Е. Денисова, К.Л. Сыроежкина, А.С. Пятачковой, И.Ю. Фроловой, М. Ларюэль более подробно рассматривается «Экономический пояс Шелкового пути».
Би Сэнь, Чжан Ли, Чжан Юйлин, Чжан Ся, Чэнь Мэн, рассматривают процесс реализации «Морского Шелкового пути XXI века», развитие отношений с КНР, а также факторы, оказывающие влияние на торговлю между странами.
Источниковая база представлена на русском, английском и китайском языках.
Данные материалы условно можно разделить на несколько групп.
Первая группа представлена внутригосударственными нормативно-правовыми актами и концептуальными документами инициативы.
Устав КПК, среди концептуальных документов можно выделить «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». «Совместное строительство «Одного пояса, одного пути»: идея, практика и вклад Китая». «Арктическая политика Китая», «Инициатива
совместного строительства «Одного пояса и одного пути»: прогресс, вклад и перспективы».
Вторая группа представлена выступлениями политических деятелей.
Среди них особое место занимают речь председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев университете и текст выступления в Совете народных представителей Индонезии.
Новизна исследования заключается в составлении комплексного анализа (SWOT) инициативы «Один пояс, один путь», выявлении предпосылок процесса реализации, особенностей и перспектив развития идеи.
Теоретико-методологическая основа. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные работы отечественных и зарубежных авторов в области истории, основам внешней политики, экономического развития КНР, эволюции инициативы и взаимодействия стран в ее рамках. Среди них можно выделить следующих. В.Н. Никифоров, М. Ларюэль, А. Скобелл, Б. Лин, Х. Дж. Шац, А.В. Лукин, С.Г. Лузянин, Ли Синь, И.Е. Денисов, К.Л. Сыроежкин, А.С. Пятачкова.
Методологическая основа. В работе используются следующие методы: хронологический метод с его помощью были рассмотрены явления и события с точки зрения их последовательности, динамики и изменения в соответствии с течением истории. Историко-системный метод помог исследовать развитие идеи «Один пояс, один путь», ее исторический фон, дать краткую характеристику основных этапов. Метод системного анализа использовался для выявления факторов, оказывающих влияние на привлечение средств из Китая, с его помощью были установлены причинно-следственные связи, которые влияют на динамику и уровень отношений между Китаем и странами, расположенными вдоль маршрута инициативы. Конкретно-проблемный метод использовался для рассмотрения отдельных явлений и факторов, оказывающих влияние на развитие «Одного пояса, одного пути».
Структура работы обусловлена целью и логикой исследования, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.
В данных условиях в 2013 году китайская сторона выдвинула идею совместного строительства инициативы «Один пояс, один путь», состоящую из двух частей: «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Она призвана сформировать новую модель взаимодействия стран, основой которой является строительство инфраструктуры для интенсификации и укрепления торговли и экономического сотрудничества. Таким образом, инициатива имеет важное значение не только для развития Китая, но и для развития системы международных отношений.
«Один пояс, один путь» охватывает большое количество стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Европы. По состоянию на конец марта 2019 года китайское правительство уже подписало 173 документа о сотрудничестве со 125 странами и 29 международными организациями.
Инициатива имеет серьезные основы для развития и формирования новой системы геополитических и геоэкономических отношений.
Целью работы является выявление особенностей формирования, реализации и развития инициативы «Один пояс, один путь».
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать предпосылки формирования идеи «Одного пояса, одного пути».
2. Изучить важные правовые документы, касающиеся инициативы.
3. Описать важнейшие количественные и качественные характеристики составляющих инициативы «Один пояс, один путь»:
1 Инициатива совместного строительства «Одного пояса и одного пути»: прогресс, вклад и перспективы // Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь». URL:
https://rus.yidaiyilu.gov.cn/document/issue/87094.htm(дата обращения: 03.02.2021).
3
«Экономического пояса Шелкового пути», «Морского Шелкового пути XXI века».
4. Изучить достигнутые промежуточные результаты.
5. Выявить проблемы, возникающие в процессе воплощения в жизнь инициативы «Один пояс, один путь».
6. Составить SWOT-анализ формирования и развития инициативы «Один пояс, один путь».
Объектом является инициатива «Один пояс, один путь».
Предметом выступают процессы формирования и реализации инициативы «Один пояс, один путь».
Хронологические рамки: нижняя граница - 2013 г. обусловлена официальным выдвижением идеи развития инициативы «Пояс, путь». Верхняя граница - начало третьего десятилетия XXI века обусловлена активным развитием «Одного пояса, одного пути».
Географические рамки работы охватывают территорию таких стран и регионов мира, как Китайская Народная Республика, Центральная Азия и Юго-Восточная Азия.
Степень разработанности темы. Вопросы, связанные с развитием инициативы «Один пояс, один путь» привлекают внимание многих исследователей. Существует большое количество работ, посвященных отдельным аспектам реализации инициативы, однако перечень трудов комплексного характера недостаточно велик.
Используемую литературу можно условно поделить на три группы: общего характера, специальной направленности, и конкретные работы, посвященные отдельным аспектам темы.
Первая группа включает в себя исследования, которые дают возможность наиболее полно изучить основы внешней политики КНР в XXI веке. Над данным вопросом работали следующие авторы И.Е. Денисов и Д.Л. Адамова, В.Я. Портяков, М. Лантень. Они рассматривают основные направления, цели, преследуемые китайской стороной, дают характеристику преобладающим тенденциям во внешней политике КНР.
Вторая группа включает работы, которые посвящены изучению Великого шелкового пути и инициативы «Один пояс, один путь».
Для формирования полной картины основных предпосылок и исторической канвы развития идеи, нами были использованы работы авторов, посвященных исследованию Великого шелкового пути. Среди них можно выделить Е.С Докашеву, Е.Е. Кузьмину. Они рассматривают историю формирования, процесс функционирования Шелкового пути, дают подробную характеристику процессам, происходившим на разных этапах развития торгового маршрута.
В работах следующих исследователей: А. Скобелл, Б. Лин, Х. Дж. Шац, П Цай, дается общая характеристика инициативы, авторы охватывают экономические, политические аспекты, вопросы безопасности. Описываются страны и регионы, включая процессы, происходящие в них, также уделяется внимание строительству инфраструктуры, транспорту, энергетике, торговле, рискам, культурному влиянию и глобализации.
В третьей группе представлены работы, посвященные изучению конкретных вопросов реализации инициативы. Чэнь Минхуа, Ван Шань, Лю Вэньфэй, Лю Юйсинь провели анализ основных тенденций и различий в направлении китайских прямых иностранных инвестиций, исследовали влияние деловой среды в странах, расположенных вдоль «Одного пояса, одного пути».
В работе коллектива авторов: А.В. Лукина, С.Г. Лузянина, Ли Синя, И.Е. Денисова, К.Л. Сыроежкина, А.С. Пятачковой, И.Ю. Фроловой, М. Ларюэль более подробно рассматривается «Экономический пояс Шелкового пути».
Би Сэнь, Чжан Ли, Чжан Юйлин, Чжан Ся, Чэнь Мэн, рассматривают процесс реализации «Морского Шелкового пути XXI века», развитие отношений с КНР, а также факторы, оказывающие влияние на торговлю между странами.
Источниковая база представлена на русском, английском и китайском языках.
Данные материалы условно можно разделить на несколько групп.
Первая группа представлена внутригосударственными нормативно-правовыми актами и концептуальными документами инициативы.
Устав КПК, среди концептуальных документов можно выделить «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». «Совместное строительство «Одного пояса, одного пути»: идея, практика и вклад Китая». «Арктическая политика Китая», «Инициатива
совместного строительства «Одного пояса и одного пути»: прогресс, вклад и перспективы».
Вторая группа представлена выступлениями политических деятелей.
Среди них особое место занимают речь председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев университете и текст выступления в Совете народных представителей Индонезии.
Новизна исследования заключается в составлении комплексного анализа (SWOT) инициативы «Один пояс, один путь», выявлении предпосылок процесса реализации, особенностей и перспектив развития идеи.
Теоретико-методологическая основа. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные работы отечественных и зарубежных авторов в области истории, основам внешней политики, экономического развития КНР, эволюции инициативы и взаимодействия стран в ее рамках. Среди них можно выделить следующих. В.Н. Никифоров, М. Ларюэль, А. Скобелл, Б. Лин, Х. Дж. Шац, А.В. Лукин, С.Г. Лузянин, Ли Синь, И.Е. Денисов, К.Л. Сыроежкин, А.С. Пятачкова.
Методологическая основа. В работе используются следующие методы: хронологический метод с его помощью были рассмотрены явления и события с точки зрения их последовательности, динамики и изменения в соответствии с течением истории. Историко-системный метод помог исследовать развитие идеи «Один пояс, один путь», ее исторический фон, дать краткую характеристику основных этапов. Метод системного анализа использовался для выявления факторов, оказывающих влияние на привлечение средств из Китая, с его помощью были установлены причинно-следственные связи, которые влияют на динамику и уровень отношений между Китаем и странами, расположенными вдоль маршрута инициативы. Конкретно-проблемный метод использовался для рассмотрения отдельных явлений и факторов, оказывающих влияние на развитие «Одного пояса, одного пути».
Структура работы обусловлена целью и логикой исследования, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.
В данной работе было проведено исследование теоретической составляющей «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века», практической реализации на примере стран Центральной Азии и Юго-Восточной Азии с момента оглашения начала строительства инициативы (2013 г.) вплоть до настоящего времени. Был составлен SWOT-анализ «Одного пояса, одного пути», позволяющий выявить сильные и слабые стороны, а также оценить риски и возможности.
Тема является актуальной в настоящее время, так как именно сейчас осуществляется активное продвижение данной идеи, перспективы реализации на практике, которой в рамках мирового сообщества пока нельзя однозначно охарактеризовать.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Выявлены основные предпосылки формирования идеи «Один пояс, один путь».
Основными предпосылками, которые подтолкнули китайскую сторону к выдвижению предложения построения инициативы, можно назвать следующие.
1. Решение вопроса переизбытка производственных мощностей.
2. Установление связи между внутренним промышленным производством КНР и международными маршрутами поставок.
3. Содействие достижению «двух целей столетия».
4. Расширение экспортных рынков.
5. Повышение спроса на китайские товары на международном уровне.
6. Продвижение юаня в качестве международной валюты.
7. Оживление государственных предприятий Китая.
8. Желание ведения совместной борьбы с «тремя силами зла».
2. Изучены концептуальные документы инициативы, содержание
которых охватывает следующие аспекты:
1. направления взаимодействия,
2. области кооперации,
3. составляющие инициативы,
4. маршруты,
5. региональные организации, выступающие посредником во
взаимодействии со странами-участницами,
6. шесть коридоров и дорог.
Основные теоретико-правовые положения инициативы описаны в следующих документах. «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». «Совместное строительство «Одного пояса, одного пути»: идея, практика и вклад Китая». «Концепция сотрудничества на море в рамках инициативы «Пояс и Путь», «План действий по унификации и объединению стандартов стран вдоль «Пояса и пути» (2018-2022 гг.)».
Согласно данным, представленным в них, «Один пояс, один путь» является взаимовыгодной кооперацией, которая продвигает идеи совместного развития и процветания, а также является дорогой к миру и дружбе, повышающей взаимопонимание и доверие. Это путь, усиливающий всестороннее взаимодействие стран.
3. Описаны основные количественные и качественные показатели «Экономического пояса Шелкового пути», «Морского Шелкового пути XXI века», на основе чего можно заключить следующее.
«Пояс» является сухопутным коридором, который проходит через Центральную Азию до Европы и соединяет две крупные экономики мира.
Маршрут выступает основным логистическим коридором, он создаст новые возможности для Центральной Азии и Восточной Европы как для перевалочного узла, так и для поставщика товаров.
«Путь» — это густонаселенный потребительский и промышленный район, как и не имеющий выхода к морю «Пояс», он также соединяет Китай и Европу, но отличается тем, что дорога проходит через Юго-Восточную, Южную Азию, Ближний Восток и Восточную Африку.
В данной работе мы более подробно рассмотрели риски реализации инициативы в Центральной Азии: Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане и странах АСЕАН.
Центральная Азия характеризуется наличием большого неиспользованного потенциала развития и интеграции. «Экономический пояс Шелкового пути» может быть ключом к решению некоторых проблем.
На 2020 г. реализовано значительное количество инфраструктурных проектов, среди которых можно выделить следующие. СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота», сухой порт «KTZE-Khorgos Gateway», Порт Курык, трансконтинентальный коридор «Западная Европа-Западный Китай» (открытие всей трассы планируется на 2024 г.), автодорога Китай-Киргизия-Узбекистан, Бишкек-Нарын-Торугарт, железная дорога Вахдат-Йовон.
Для государств-членов АСЕАН инициатива выступает как средство улучшения связей посредством развитой инфраструктуры, что будет способствовать увеличению торговли и инвестиций в регионе за счет улучшения логистики.
С момента начала строительства «Одного пояса, одного пути» был реализован ряд проектов, среди которых можно выделить следующие. Газонефтепровод Китай-Мьянма, трансграничная экономическая зона (Мьянма), трансграничная экономическая зона (Вьетнам), электростанция Хайзыонг (Вьетнам), Нам Тха ГЭС (Лаос), ветро-солнечная станция мощностью 100 мВТ (Филиппины), ветро-солнечная станция мощностью 132 мВТ (Филиппины), электростанция (Вьетнам), ветро-солнечная станция мощностью 40 мВТ (Филиппины), электростанция (Вьетнам), тайско-китайская промышленная зона в Районге, промышленный порт Моровали (Индонезия).
4. Сформулированы основные особенности инициативы.
1. способствует развитию двусторонних рынков и глобальному экономическому росту;
2. охватывает более 100 стран с отличным уровнем развития экономики, находящихся в разных точках мира;
3. она выступает инструментом стимулирующим диалог между цивилизациями;
4. охватывает такие пункты сотрудничества как политическая координация, взаимосвязь инфраструктур, бесперебойную торговлю, свободное передвижение капитала, укрепление близости между народами;
5. способствует выстраиванию диалога с использованием ранее созданных организаций и площадок;
6. интегрируется в национальные стратегии стран-участниц;
7. стимулирует строительство большого количества инфраструктурных проектов и включение ранее созданных в общую систему;
8. способствует ускорению регионального сотрудничества и модернизации.
5. Рассмотрены достигнутые промежуточные результаты.
По данным на июль 2019 г. было завершено 666 проектов в различных сферах, а также 2207 находились в процессе реализации, на 2021 г. 140 стран мира являются ее участницами.
По состоянию на конец января этого года подписано 205 документов о сотрудничестве со 140 странами и 31 международной организацией по совместному строительству «Пояса и пути».
Перечень реализуемых проектов в рамках инициативы «Один пояс, один путь» представлен аэропортами, зонами экономического сотрудничества, ГЭС, промышленными парками, портами, железными дорогами, магистралями, умными городами.
6. Выявлены проблемы, возникающие в процессе воплощения в жизнь инициативы «Один пояс, один путь».
Несмотря на наличие многочисленных перспектив и достигнутых успехов, существует ряд проблем, с которыми «Поясу и пути» предстоит столкнуться. В частности, в документах указываются «три силы зла»: терроризм, сепаратизм и религиозный экстремизм.
Независимо от того, что инициатива намерена удовлетворить инфраструктурные потребности развития соответствующих стран, возникает вопрос, в какой степени интересы и движущие силы Китая пересекаются с политическими и социально-экономическими реалиями таких государств на местах.
Основными рисками в рассматриваемых нами регионах являются недостаточно развитая экономика, отсутствие необходимой инфраструктуры, политическая и социальная нестабильность, растущий национализм.
7. Составлен SWOT-анализ формирования и развития инициативы «Один пояс, один путь».
На основе сформулированных в ходе анализа сильных и слабых сторон можно выявить ключевые направления дальнейшего развития и изменений «Одного пояса, одного пути». На данном этапе инициатива активно развивается, но в ходе реализации сталкивается с определенным количеством рисков и проблем (Таблица 19), минимизация которых позволит «Одному поясу, одному пути» достигнуть основной цели - построения нового типа глобализации.
8. Рассмотрены основные перспективы развития инициативы.
«Один пояс, один путь» - это отказ от традиционной глобализации и создание ее нового типа. Перспектива инициативы заключается в формировании открытой, всеобъемлющей, сбалансированной системы сотрудничества и «Сообщества единой судьбы человечества».
«Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века», как сообщает правительство Китая, направлены на расширение связей между азиатским, европейским и африканским континентами. Намерение состоит в том, чтобы увеличить торговые потоки, стимулировать долгосрочный экономический рост и развитие, принося пользу всем вовлеченным странам.
Тема является актуальной в настоящее время, так как именно сейчас осуществляется активное продвижение данной идеи, перспективы реализации на практике, которой в рамках мирового сообщества пока нельзя однозначно охарактеризовать.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Выявлены основные предпосылки формирования идеи «Один пояс, один путь».
Основными предпосылками, которые подтолкнули китайскую сторону к выдвижению предложения построения инициативы, можно назвать следующие.
1. Решение вопроса переизбытка производственных мощностей.
2. Установление связи между внутренним промышленным производством КНР и международными маршрутами поставок.
3. Содействие достижению «двух целей столетия».
4. Расширение экспортных рынков.
5. Повышение спроса на китайские товары на международном уровне.
6. Продвижение юаня в качестве международной валюты.
7. Оживление государственных предприятий Китая.
8. Желание ведения совместной борьбы с «тремя силами зла».
2. Изучены концептуальные документы инициативы, содержание
которых охватывает следующие аспекты:
1. направления взаимодействия,
2. области кооперации,
3. составляющие инициативы,
4. маршруты,
5. региональные организации, выступающие посредником во
взаимодействии со странами-участницами,
6. шесть коридоров и дорог.
Основные теоретико-правовые положения инициативы описаны в следующих документах. «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». «Совместное строительство «Одного пояса, одного пути»: идея, практика и вклад Китая». «Концепция сотрудничества на море в рамках инициативы «Пояс и Путь», «План действий по унификации и объединению стандартов стран вдоль «Пояса и пути» (2018-2022 гг.)».
Согласно данным, представленным в них, «Один пояс, один путь» является взаимовыгодной кооперацией, которая продвигает идеи совместного развития и процветания, а также является дорогой к миру и дружбе, повышающей взаимопонимание и доверие. Это путь, усиливающий всестороннее взаимодействие стран.
3. Описаны основные количественные и качественные показатели «Экономического пояса Шелкового пути», «Морского Шелкового пути XXI века», на основе чего можно заключить следующее.
«Пояс» является сухопутным коридором, который проходит через Центральную Азию до Европы и соединяет две крупные экономики мира.
Маршрут выступает основным логистическим коридором, он создаст новые возможности для Центральной Азии и Восточной Европы как для перевалочного узла, так и для поставщика товаров.
«Путь» — это густонаселенный потребительский и промышленный район, как и не имеющий выхода к морю «Пояс», он также соединяет Китай и Европу, но отличается тем, что дорога проходит через Юго-Восточную, Южную Азию, Ближний Восток и Восточную Африку.
В данной работе мы более подробно рассмотрели риски реализации инициативы в Центральной Азии: Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане и странах АСЕАН.
Центральная Азия характеризуется наличием большого неиспользованного потенциала развития и интеграции. «Экономический пояс Шелкового пути» может быть ключом к решению некоторых проблем.
На 2020 г. реализовано значительное количество инфраструктурных проектов, среди которых можно выделить следующие. СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота», сухой порт «KTZE-Khorgos Gateway», Порт Курык, трансконтинентальный коридор «Западная Европа-Западный Китай» (открытие всей трассы планируется на 2024 г.), автодорога Китай-Киргизия-Узбекистан, Бишкек-Нарын-Торугарт, железная дорога Вахдат-Йовон.
Для государств-членов АСЕАН инициатива выступает как средство улучшения связей посредством развитой инфраструктуры, что будет способствовать увеличению торговли и инвестиций в регионе за счет улучшения логистики.
С момента начала строительства «Одного пояса, одного пути» был реализован ряд проектов, среди которых можно выделить следующие. Газонефтепровод Китай-Мьянма, трансграничная экономическая зона (Мьянма), трансграничная экономическая зона (Вьетнам), электростанция Хайзыонг (Вьетнам), Нам Тха ГЭС (Лаос), ветро-солнечная станция мощностью 100 мВТ (Филиппины), ветро-солнечная станция мощностью 132 мВТ (Филиппины), электростанция (Вьетнам), ветро-солнечная станция мощностью 40 мВТ (Филиппины), электростанция (Вьетнам), тайско-китайская промышленная зона в Районге, промышленный порт Моровали (Индонезия).
4. Сформулированы основные особенности инициативы.
1. способствует развитию двусторонних рынков и глобальному экономическому росту;
2. охватывает более 100 стран с отличным уровнем развития экономики, находящихся в разных точках мира;
3. она выступает инструментом стимулирующим диалог между цивилизациями;
4. охватывает такие пункты сотрудничества как политическая координация, взаимосвязь инфраструктур, бесперебойную торговлю, свободное передвижение капитала, укрепление близости между народами;
5. способствует выстраиванию диалога с использованием ранее созданных организаций и площадок;
6. интегрируется в национальные стратегии стран-участниц;
7. стимулирует строительство большого количества инфраструктурных проектов и включение ранее созданных в общую систему;
8. способствует ускорению регионального сотрудничества и модернизации.
5. Рассмотрены достигнутые промежуточные результаты.
По данным на июль 2019 г. было завершено 666 проектов в различных сферах, а также 2207 находились в процессе реализации, на 2021 г. 140 стран мира являются ее участницами.
По состоянию на конец января этого года подписано 205 документов о сотрудничестве со 140 странами и 31 международной организацией по совместному строительству «Пояса и пути».
Перечень реализуемых проектов в рамках инициативы «Один пояс, один путь» представлен аэропортами, зонами экономического сотрудничества, ГЭС, промышленными парками, портами, железными дорогами, магистралями, умными городами.
6. Выявлены проблемы, возникающие в процессе воплощения в жизнь инициативы «Один пояс, один путь».
Несмотря на наличие многочисленных перспектив и достигнутых успехов, существует ряд проблем, с которыми «Поясу и пути» предстоит столкнуться. В частности, в документах указываются «три силы зла»: терроризм, сепаратизм и религиозный экстремизм.
Независимо от того, что инициатива намерена удовлетворить инфраструктурные потребности развития соответствующих стран, возникает вопрос, в какой степени интересы и движущие силы Китая пересекаются с политическими и социально-экономическими реалиями таких государств на местах.
Основными рисками в рассматриваемых нами регионах являются недостаточно развитая экономика, отсутствие необходимой инфраструктуры, политическая и социальная нестабильность, растущий национализм.
7. Составлен SWOT-анализ формирования и развития инициативы «Один пояс, один путь».
На основе сформулированных в ходе анализа сильных и слабых сторон можно выявить ключевые направления дальнейшего развития и изменений «Одного пояса, одного пути». На данном этапе инициатива активно развивается, но в ходе реализации сталкивается с определенным количеством рисков и проблем (Таблица 19), минимизация которых позволит «Одному поясу, одному пути» достигнуть основной цели - построения нового типа глобализации.
8. Рассмотрены основные перспективы развития инициативы.
«Один пояс, один путь» - это отказ от традиционной глобализации и создание ее нового типа. Перспектива инициативы заключается в формировании открытой, всеобъемлющей, сбалансированной системы сотрудничества и «Сообщества единой судьбы человечества».
«Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века», как сообщает правительство Китая, направлены на расширение связей между азиатским, европейским и африканским континентами. Намерение состоит в том, чтобы увеличить торговые потоки, стимулировать долгосрочный экономический рост и развитие, принося пользу всем вовлеченным странам.
Подобные работы
- Стратегия «Один пояс, один путь» и формирование международного имиджа Китая
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - Комплексная оценка перспектив торгово-экономического сотрудничества России и Китая при реализации проекта «Один пояс, один путь»
Диссертация , внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - СЛОЖНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ КИТАЕМ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС — ОДИН ПУТЬ»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - КИТАЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «ОДИН ПОЯС — ОДИН ПУТЬ» В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2017 - Правительственные связи с общественностью КНР и формирование имиджа государства в свете инфраструктурного проекта «Один пояс - один путь»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2020 - ПОЛИТИКА ЯПОНИИ В ОТНОШЕНИИ КИТАЯ ПРИ СИНДЗО АБЭ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Роль цифровой дипломатии Китая в развитии международного сотрудничества в проекте «Один пояс, один путь»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022 - Цифровая дипломатия как инструмент формирования позитивного имиджа Китая, Японии и Южной Кореи
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2024



