Введение 3
Глава 1. «Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века»: сущность и концептуальные основы 9
1.1 «Один пояс, один путь»: предпосылки и теоретико-правовая основа... 9
1.2 «Пояс» и «Путь»: важнейшие характеристики и особенности 26
Глава 2. Механизмы реализации составных частей инициативы «Один пояс, один путь»: проблемы и результаты 38
2.1 «Экономический пояс Шелкового пути»: промежуточные итоги и
проблемы 38
2.2 «Морской Шелковый путь XXI века»: промежуточные итоги и проблемы 57
2.3 SWOT-анализ и перспективы развития инициативы «Один пояс, один путь» 66
Заключение 80
Список использованных материалов 85
Приложения
Актуальность. В настоящее время мировое сообщество активно поддерживает идеи сотрудничества, взаимной выгоды, мирного развития, мультилатерализма, поэтому разнонаправленные и многосторонние инициативы, проекты являются важной частью развития отношений между государствами.
В данных условиях в 2013 году китайская сторона выдвинула идею совместного строительства инициативы «Один пояс, один путь», состоящую из двух частей: «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Она призвана сформировать новую модель взаимодействия стран, основой которой является строительство инфраструктуры для интенсификации и укрепления торговли и экономического сотрудничества. Таким образом, инициатива имеет важное значение не только для развития Китая, но и для развития системы международных отношений.
«Один пояс, один путь» охватывает большое количество стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Европы. По состоянию на конец марта 2019 года китайское правительство уже подписало 173 документа о сотрудничестве со 125 странами и 29 международными организациями.
Инициатива имеет серьезные основы для развития и формирования новой системы геополитических и геоэкономических отношений.
Целью работы является выявление особенностей формирования, реализации и развития инициативы «Один пояс, один путь».
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать предпосылки формирования идеи «Одного пояса, одного пути».
2. Изучить важные правовые документы, касающиеся инициативы.
3. Описать важнейшие количественные и качественные характеристики составляющих инициативы «Один пояс, один путь»:
1 Инициатива совместного строительства «Одного пояса и одного пути»: прогресс, вклад и перспективы // Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь». URL:
https://rus.yidaiyilu.gov.cn/document/issue/87094.htm(дата обращения: 03.02.2021).
3
«Экономического пояса Шелкового пути», «Морского Шелкового пути XXI века».
4. Изучить достигнутые промежуточные результаты.
5. Выявить проблемы, возникающие в процессе воплощения в жизнь инициативы «Один пояс, один путь».
6. Составить SWOT-анализ формирования и развития инициативы «Один пояс, один путь».
Объектом является инициатива «Один пояс, один путь».
Предметом выступают процессы формирования и реализации инициативы «Один пояс, один путь».
Хронологические рамки: нижняя граница - 2013 г. обусловлена официальным выдвижением идеи развития инициативы «Пояс, путь». Верхняя граница - начало третьего десятилетия XXI века обусловлена активным развитием «Одного пояса, одного пути».
Географические рамки работы охватывают территорию таких стран и регионов мира, как Китайская Народная Республика, Центральная Азия и Юго-Восточная Азия.
Степень разработанности темы. Вопросы, связанные с развитием инициативы «Один пояс, один путь» привлекают внимание многих исследователей. Существует большое количество работ, посвященных отдельным аспектам реализации инициативы, однако перечень трудов комплексного характера недостаточно велик.
Используемую литературу можно условно поделить на три группы: общего характера, специальной направленности, и конкретные работы, посвященные отдельным аспектам темы.
Первая группа включает в себя исследования, которые дают возможность наиболее полно изучить основы внешней политики КНР в XXI веке. Над данным вопросом работали следующие авторы И.Е. Денисов и Д.Л. Адамова, В.Я. Портяков, М. Лантень. Они рассматривают основные направления, цели, преследуемые китайской стороной, дают характеристику преобладающим тенденциям во внешней политике КНР.
Вторая группа включает работы, которые посвящены изучению Великого шелкового пути и инициативы «Один пояс, один путь».
Для формирования полной картины основных предпосылок и исторической канвы развития идеи, нами были использованы работы авторов, посвященных исследованию Великого шелкового пути. Среди них можно выделить Е.С Докашеву, Е.Е. Кузьмину. Они рассматривают историю формирования, процесс функционирования Шелкового пути, дают подробную характеристику процессам, происходившим на разных этапах развития торгового маршрута.
В работах следующих исследователей: А. Скобелл, Б. Лин, Х. Дж. Шац, П Цай, дается общая характеристика инициативы, авторы охватывают экономические, политические аспекты, вопросы безопасности. Описываются страны и регионы, включая процессы, происходящие в них, также уделяется внимание строительству инфраструктуры, транспорту, энергетике, торговле, рискам, культурному влиянию и глобализации.
В третьей группе представлены работы, посвященные изучению конкретных вопросов реализации инициативы. Чэнь Минхуа, Ван Шань, Лю Вэньфэй, Лю Юйсинь провели анализ основных тенденций и различий в направлении китайских прямых иностранных инвестиций, исследовали влияние деловой среды в странах, расположенных вдоль «Одного пояса, одного пути».
В работе коллектива авторов: А.В. Лукина, С.Г. Лузянина, Ли Синя, И.Е. Денисова, К.Л. Сыроежкина, А.С. Пятачковой, И.Ю. Фроловой, М. Ларюэль более подробно рассматривается «Экономический пояс Шелкового пути».
Би Сэнь, Чжан Ли, Чжан Юйлин, Чжан Ся, Чэнь Мэн, рассматривают процесс реализации «Морского Шелкового пути XXI века», развитие отношений с КНР, а также факторы, оказывающие влияние на торговлю между странами.
Источниковая база представлена на русском, английском и китайском языках.
Данные материалы условно можно разделить на несколько групп.
Первая группа представлена внутригосударственными нормативно-правовыми актами и концептуальными документами инициативы.
Устав КПК, среди концептуальных документов можно выделить «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». «Совместное строительство «Одного пояса, одного пути»: идея, практика и вклад Китая». «Арктическая политика Китая», «Инициатива
совместного строительства «Одного пояса и одного пути»: прогресс, вклад и перспективы».
Вторая группа представлена выступлениями политических деятелей.
Среди них особое место занимают речь председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев университете и текст выступления в Совете народных представителей Индонезии.
Новизна исследования заключается в составлении комплексного анализа (SWOT) инициативы «Один пояс, один путь», выявлении предпосылок процесса реализации, особенностей и перспектив развития идеи.
Теоретико-методологическая основа. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные работы отечественных и зарубежных авторов в области истории, основам внешней политики, экономического развития КНР, эволюции инициативы и взаимодействия стран в ее рамках. Среди них можно выделить следующих. В.Н. Никифоров, М. Ларюэль, А. Скобелл, Б. Лин, Х. Дж. Шац, А.В. Лукин, С.Г. Лузянин, Ли Синь, И.Е. Денисов, К.Л. Сыроежкин, А.С. Пятачкова.
Методологическая основа. В работе используются следующие методы: хронологический метод с его помощью были рассмотрены явления и события с точки зрения их последовательности, динамики и изменения в соответствии с течением истории. Историко-системный метод помог исследовать развитие идеи «Один пояс, один путь», ее исторический фон, дать краткую характеристику основных этапов. Метод системного анализа использовался для выявления факторов, оказывающих влияние на привлечение средств из Китая, с его помощью были установлены причинно-следственные связи, которые влияют на динамику и уровень отношений между Китаем и странами, расположенными вдоль маршрута инициативы. Конкретно-проблемный метод использовался для рассмотрения отдельных явлений и факторов, оказывающих влияние на развитие «Одного пояса, одного пути».
Структура работы обусловлена целью и логикой исследования, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.
В данной работе было проведено исследование теоретической составляющей «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века», практической реализации на примере стран Центральной Азии и Юго-Восточной Азии с момента оглашения начала строительства инициативы (2013 г.) вплоть до настоящего времени. Был составлен SWOT-анализ «Одного пояса, одного пути», позволяющий выявить сильные и слабые стороны, а также оценить риски и возможности.
Тема является актуальной в настоящее время, так как именно сейчас осуществляется активное продвижение данной идеи, перспективы реализации на практике, которой в рамках мирового сообщества пока нельзя однозначно охарактеризовать.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Выявлены основные предпосылки формирования идеи «Один пояс, один путь».
Основными предпосылками, которые подтолкнули китайскую сторону к выдвижению предложения построения инициативы, можно назвать следующие.
1. Решение вопроса переизбытка производственных мощностей.
2. Установление связи между внутренним промышленным производством КНР и международными маршрутами поставок.
3. Содействие достижению «двух целей столетия».
4. Расширение экспортных рынков.
5. Повышение спроса на китайские товары на международном уровне.
6. Продвижение юаня в качестве международной валюты.
7. Оживление государственных предприятий Китая.
8. Желание ведения совместной борьбы с «тремя силами зла».
2. Изучены концептуальные документы инициативы, содержание
которых охватывает следующие аспекты:
1. направления взаимодействия,
2. области кооперации,
3. составляющие инициативы,
4. маршруты,
5. региональные организации, выступающие посредником во
взаимодействии со странами-участницами,
6. шесть коридоров и дорог.
Основные теоретико-правовые положения инициативы описаны в следующих документах. «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». «Совместное строительство «Одного пояса, одного пути»: идея, практика и вклад Китая». «Концепция сотрудничества на море в рамках инициативы «Пояс и Путь», «План действий по унификации и объединению стандартов стран вдоль «Пояса и пути» (2018-2022 гг.)».
Согласно данным, представленным в них, «Один пояс, один путь» является взаимовыгодной кооперацией, которая продвигает идеи совместного развития и процветания, а также является дорогой к миру и дружбе, повышающей взаимопонимание и доверие. Это путь, усиливающий всестороннее взаимодействие стран.
3. Описаны основные количественные и качественные показатели «Экономического пояса Шелкового пути», «Морского Шелкового пути XXI века», на основе чего можно заключить следующее.
«Пояс» является сухопутным коридором, который проходит через Центральную Азию до Европы и соединяет две крупные экономики мира.
Маршрут выступает основным логистическим коридором, он создаст новые возможности для Центральной Азии и Восточной Европы как для перевалочного узла, так и для поставщика товаров.
«Путь» — это густонаселенный потребительский и промышленный район, как и не имеющий выхода к морю «Пояс», он также соединяет Китай и Европу, но отличается тем, что дорога проходит через Юго-Восточную, Южную Азию, Ближний Восток и Восточную Африку.
В данной работе мы более подробно рассмотрели риски реализации инициативы в Центральной Азии: Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане и странах АСЕАН.
Центральная Азия характеризуется наличием большого неиспользованного потенциала развития и интеграции. «Экономический пояс Шелкового пути» может быть ключом к решению некоторых проблем.
На 2020 г. реализовано значительное количество инфраструктурных проектов, среди которых можно выделить следующие. СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота», сухой порт «KTZE-Khorgos Gateway», Порт Курык, трансконтинентальный коридор «Западная Европа-Западный Китай» (открытие всей трассы планируется на 2024 г.), автодорога Китай-Киргизия-Узбекистан, Бишкек-Нарын-Торугарт, железная дорога Вахдат-Йовон.
Для государств-членов АСЕАН инициатива выступает как средство улучшения связей посредством развитой инфраструктуры, что будет способствовать увеличению торговли и инвестиций в регионе за счет улучшения логистики.
С момента начала строительства «Одного пояса, одного пути» был реализован ряд проектов, среди которых можно выделить следующие. Газонефтепровод Китай-Мьянма, трансграничная экономическая зона (Мьянма), трансграничная экономическая зона (Вьетнам), электростанция Хайзыонг (Вьетнам), Нам Тха ГЭС (Лаос), ветро-солнечная станция мощностью 100 мВТ (Филиппины), ветро-солнечная станция мощностью 132 мВТ (Филиппины), электростанция (Вьетнам), ветро-солнечная станция мощностью 40 мВТ (Филиппины), электростанция (Вьетнам), тайско-китайская промышленная зона в Районге, промышленный порт Моровали (Индонезия).
4. Сформулированы основные особенности инициативы.
1. способствует развитию двусторонних рынков и глобальному экономическому росту;
2. охватывает более 100 стран с отличным уровнем развития экономики, находящихся в разных точках мира;
3. она выступает инструментом стимулирующим диалог между цивилизациями;
4. охватывает такие пункты сотрудничества как политическая координация, взаимосвязь инфраструктур, бесперебойную торговлю, свободное передвижение капитала, укрепление близости между народами;
5. способствует выстраиванию диалога с использованием ранее созданных организаций и площадок;
6. интегрируется в национальные стратегии стран-участниц;
7. стимулирует строительство большого количества инфраструктурных проектов и включение ранее созданных в общую систему;
8. способствует ускорению регионального сотрудничества и модернизации.
5. Рассмотрены достигнутые промежуточные результаты.
По данным на июль 2019 г. было завершено 666 проектов в различных сферах, а также 2207 находились в процессе реализации, на 2021 г. 140 стран мира являются ее участницами.
По состоянию на конец января этого года подписано 205 документов о сотрудничестве со 140 странами и 31 международной организацией по совместному строительству «Пояса и пути».
Перечень реализуемых проектов в рамках инициативы «Один пояс, один путь» представлен аэропортами, зонами экономического сотрудничества, ГЭС, промышленными парками, портами, железными дорогами, магистралями, умными городами.
6. Выявлены проблемы, возникающие в процессе воплощения в жизнь инициативы «Один пояс, один путь».
Несмотря на наличие многочисленных перспектив и достигнутых успехов, существует ряд проблем, с которыми «Поясу и пути» предстоит столкнуться. В частности, в документах указываются «три силы зла»: терроризм, сепаратизм и религиозный экстремизм.
Независимо от того, что инициатива намерена удовлетворить инфраструктурные потребности развития соответствующих стран, возникает вопрос, в какой степени интересы и движущие силы Китая пересекаются с политическими и социально-экономическими реалиями таких государств на местах.
Основными рисками в рассматриваемых нами регионах являются недостаточно развитая экономика, отсутствие необходимой инфраструктуры, политическая и социальная нестабильность, растущий национализм.
7. Составлен SWOT-анализ формирования и развития инициативы «Один пояс, один путь».
На основе сформулированных в ходе анализа сильных и слабых сторон можно выявить ключевые направления дальнейшего развития и изменений «Одного пояса, одного пути». На данном этапе инициатива активно развивается, но в ходе реализации сталкивается с определенным количеством рисков и проблем (Таблица 19), минимизация которых позволит «Одному поясу, одному пути» достигнуть основной цели - построения нового типа глобализации.
8. Рассмотрены основные перспективы развития инициативы.
«Один пояс, один путь» - это отказ от традиционной глобализации и создание ее нового типа. Перспектива инициативы заключается в формировании открытой, всеобъемлющей, сбалансированной системы сотрудничества и «Сообщества единой судьбы человечества».
«Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века», как сообщает правительство Китая, направлены на расширение связей между азиатским, европейским и африканским континентами. Намерение состоит в том, чтобы увеличить торговые потоки, стимулировать долгосрочный экономический рост и развитие, принося пользу всем вовлеченным странам.
1. Бюллетень «Перспектив развития мировой экономики» //
Официальный сайт МВФ. URL:
Ше:///С:/изегз/Пользователь/ио’№п1оайз/1ех1г.РиБ (дата обращения 07.04.2021).
2. Восточный Китай и Центральную Азию соединил новый ж/д маршрут// Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь». URL: https://rus.yidaiyi1u.gov.cn/news/news/163301.htm(дата обращения: 02.02.2021).
3. В Пекине состоялось заседание круглого стола 2-го Форума высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках Пояса и пути // Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь». URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/news/focus/88360.htm(дата обращения: 28.03.2021).
4. Выступление председателя КНР Си Цзиньпина в Совете народных представителей Индонезии. Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь». URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/ydylzt.htm(дата обращения: 21.03.2021).
5. Государственное агентство по геологии и минеральным ресурам при министерстве энергетики и промышленности Кыргызской Республики. URL: www.geology.kg(дата обращения: 20.05.2021).
6. Дорожная карта «Одного пояса, одного пути» // Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь». URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/ydylzt.htm(дата обращения: 03.04.2021).
7. Евроазиатский транспортный коридор (проект ТРАСЕКА) //
Официальный сайт МИД. URL:
https://www.mid.ru/foreign_policy/economic_diplomacy/ism_communication/- /asset_publisher/fajfwCb4PqDA/content/id/607688(дата обращения: 22.02.2021).
8. Индек восприятия коррупции 2020. URL:
https ://transparency.org.ru/research/CPI2020_Report_RU%20 [WEB].pdf (дата
обращения: 01.05.2021).
9. Инициатива совместного строительства «Одного пояса и одного пути»: прогресс, вклад и перспективы // Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь». URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/document/issue/87094.htm(дата обращения: 23.03.2021).
10. Как начиналась программа ТРАСЕКА // Официальный сайт ТРАСЕКА. URL: http://www.traceca-org.org/ru/o-traseka/istorija-traseka/(дата обращения: 04.03.2021).
11. Карта шести экономических коридоров инициативы. URL:
https://orient.tm/iniciativa-poyasa-i-puti-evrazijskij-i/(дата обращения: 04.06.2020).
12. Китай опубликовал Белую книгу об арктической политике страны //
Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь» . URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/document/issue/46184.htm (дата обращения:
21.03.2021).
13. Комментарий: совместно построить новый Морской Шелковый
путь. // Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь». URL:
https://rus.yidaiyilu.gov.cn/ydyl/event/36817.htm(дата обращения: 21.12.20).
14. Концепция сотрудничества на море в рамках инициативы «Один пояс, один путь» // Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь». URL:https://www.yidaiyilu.gov.cn/wcm.files/upload/CMSydylgw/201706/20170620 0155054.pdf (дата обращения: 12.03.2021).
15. Общая карта «Одного пояса одного пути». URL: http://silk-road- today.kz(дата обращения: 03.06.2020).
16. Основные газопроводы Туркменистана // Официальный сайт МИД Туркменистана. URL: https://www.mfa.gov.tm/ru/articles/84(дата обращения 30.11.2020).
17. Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь». URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/(дата обращения: 20.04.2021).
18. Полный текст Устава КПК, принятого с частичными поправками
19-м Всекитайским съездом КПК. URL:
http://ru.chineseembassy.org/rus/ztbd/19sjd/t1507489.htm (дата обращения:
02.03.2021).
19. Прекрасные перспективы и практические действия по совместному
созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века. // Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь». URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/document/issue/36756.htm (дата обращения:
12.03.2020).
20. Резолюция XIX Всекитайского съезда КПК по докладу
Центрального Комитета КПК 18-го созыва. // Официальный сайт инициативы «Один пояс один путь». URL:
https ://rus.yidaiyilu.gov. cn/document/issue/33753.htm (дата обращения:
20.05.2021).
21. Статистические данные по Китаю // Официальный сайт Всемирного банка. URL: https://data.worldbank.org/country/china?view=chart(дата обращения: 02.04.2021).
22. Туркменбашинский международный морской порт. // Официальный сайт Туркменбашийского международного морского порта. URL: https://port.com.tm/ru/главная/ (дата обращения: 01.05.2021).
На китайском языке:
23. «2020 Нянь гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань тунцзи гунбао»
пинду [ <2020 ^ i Е ^ ^ ^ tt ^ ^ Ж ^ Н ^ Ж ) W Ш . Комментарии к
Статистическому бюллетеню национального экономического и социального развития за 2020 год]. URL:
http://www.stats.gov.cn/tjsj/sjjd/202102/t20210228_1814157.html(дата обращения: 28.02.2021).
24. Биншан сычоучжилу [ЖЖ^^^Ж Арктический пояс Шелкового пути] // Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь». URL: https://www.yidaiyilu.gov.cn/zchj/slbk/80077.htm(дата обращения: 20.03.2021).
25. Бяочжунь ляньтун гунцзянь «Идайилу» синдун цзихуа (2018-2020 нянь) [fe^^l^M“i^i^”^^^^ (2018-2020 Ж). План действий по унификации и объединению стандартов стран вдоль «Одного пояса, одного пути'» (2018-2022 гг.)] // Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь». URL: https://www.yidaiyilu.gov.cn/zchj/qwfb/43480.htm(дата обращения: 15.03.2021).
26. Гунцзянь «Идайилу»: линянь, шицзянь, юй чжунго дэ гунсянь [^Ж
“i^i^”: иф, ^Ж^ФЙ^Ж^.Совместное строительство «Одного пояса, одного пути»: идея, практика и вклад Китая] // Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь». URL:
https://www.yidaiyilu.gov.cn/zchj/qwfb/12658.htm(дата обращения: 06.04.2021).
27. Си Цзиньпин цзай нацза’эрбаефу дасюэ дэ яньцзян (Цюаньвэнь)
[иЖЖЙ^ЙЖЖБФЖЖЖЙЖЖШ (^Ж) .Речь Си Цзиньпина в Назарбаев университете (полный текст)] // Официальный сайт Китайской Народной Республики в Республике Казахстан. URL:
http://kz.chineseembassy.org/chn/zhgx/zxdt/t1074174.htm(дата обращения: 04.04.2021).
28. Туйдун гунцзянь сычоучжилуцзинцзидай хэ 21 шицзи
хайшансычоучжилу дэ юаньцзин юй синдун [Й^ЖЖ^^Ж^^МЖ^ 21 Щ ^ЖЖ^^^^^ЖМ^^^. Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века] // Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь». URL:
https://www.yidaiyilu.gov.cn/wcm.files/upload/CMSydylgw/201702/2017020705190 13.pdf (дата обращения: 05.04.2021).
29. Туцзе: «Идайилу»Чанъи люнянь чэнцзидань [SW: “i^i^-’’Ш Ж А Ж ^ ^ Ж . Иллюстрация: Шестилетний табель с итогами инициативы «Один пояс, один путь»] // Официальный сайт инициативы «Один пояс, один
путь». URL: https://www.yidaiyilu.gov.cn/xwzx/gnxw/102792.htm (дата
обращения: 15.03.2021).
На английском языке:
30. АSEAN statistical yearbook 2020 // ASEAN Secretariat. 2020.
31. China's Arctic Policy.
URL:https://eng.yidaiyilu.gov.cn/zchj/qwfb/46076.htm (дата обращения:
22.03.2021).
32. Global Economic Prospects, East Asia and Pacific regional overview //
Официальный сайт Всемирного банка. URL
https://pubdocs.worldbank.org/en/693711599838723416/Global-Economic- Prospects-January-2021-Regional-Overview-EAP.pdf(дата обращения: 01.04.2021).
33. Refinitiv BRI database (Up to July 31, 2019) URL:
https://docviewer.yandex.ru/view/1108232409/?page=7 (дата обращения:
03.03.2021).
34. The Export-Import Bank of China. URL:
http://english.eximbank.gov.cn/Profile/AboutTB/Introduction/(дата обращения: 21.05.2021).
Масс-медиа:
На русском языке:
35. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20090427/169317712.html(дата обращения: 03.03.2021).
36. Бишкек заявил о применении пыток в Таджикистане к задержанным из Киргизии // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/world/765085(дата обращения 27.04.2021).
37. Борьба с терроризмом в СУАР и безопасность Евразии:
стабильность выше всего // Российская газета. URL: https ://rg.ru/2019/12/10/borba-s-terrorizmom-v-suar-i-bezopasnost-evrazii-stabilnost- vyshe-vsego.html (дата обращения 25.03.2021).
38. В Азии создали крупнейшую в мире зону свободной торговли // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/15/11/2020/5fb0bdb69a7947d5289e28e9(дата обращения: 10.04.2021).
39. В Афганистане рассказали о перспективах газопровода ТАПИ // Радио Sputnik. URL: https://radiosputnik.ria.ru/20200121/1563660288.html(дата обращения: 10.04.2021).
40. В Китае состоялась встреча президентов и глав правительств 37 государств. Оглашены итоги масштабного форума // Спутник. URL: https ://ru. sputnik.kg/politics/20190427/1044135595/odin-poyas-odin-put-forum- prezidenty.html (дата обращения: 01.04.2021).
41. В Мьянме напали на ведущий в Китай газопровод, есть погибшие //
Корреспонденций URL: https://korrespondent.net/world/4355254-v-mianme-
napaly-na-veduschyi-v-kytai-hazoprovod-est-pohybshye (дата обращения:
19.05.2021).
42. Жители Китая бойкотируют продукцию западных брендов // Россиская газета. URL: https://rg.ru/2021/03/28/zhiteli-kitaia-obiavili-bojkot- produkcii-riada-zapadnyh-brendov.html(дата обращения: 03.04.2021).
43. Жители крупных городов республики вышли на акции протеста //
Независимая газета. URL: https://ng-ru.turbopages.org/ng.ru/s/cis/2019-09-
05/1_7669_kazakhstan.html (дата обращения 25.04.2021).
44. Задержание активиста Билаша: влияние КНР в Казахстане? // Deutsche Welle. URL: https://www.dw.com/ru/задержание-активиста-билаша- влияние-кнр-в-казахстане/a-47935414 (дата обращения: 11.05.2020).
45. Итоги второй встречи в формате «Центральная Азия - Китай» //
StanRadar - новости Центральной Азии. URL:
https://stanradar.com/news/full/44724-tsentralnaja-azija-kitaj-i-konflikt-na-granitse- otsenki-kitajskih-ekspertov.html(дата обращения: 19.05.2021).
46. Какой ценой обходятся дружба и деньги: зачем Китаю золото
Таджикистана // Спутник. URL:
https://tj.sputniknews.ru/analytics/20180515/1025552961/tajikistan-china-zoloto- dobycha.html(дата обращения: 10.05.2020).
47. Киргизия: почему важны антикитайские протесты в Центральной
Азии // Электронное периодическое издание Интернет-проект «ИноСМИ.RU». URL: https://inosmi.ru/politic/20190110/244365018.html(дата обращения:
12.05.2020).
48. Китай начал осуществлять прямые грузовые железнодорожные перевозки в Британию // BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/news-38493954(дата обращения: 15.03.2021).
49. Китайскому предупреждение: бирманцы углядели в перевороте
руку Пекина // Известия. URL: https://iz.ru/1126503/nataliia-
portiakova/kitaiskomu-preduprezhdenie-birmantcy-ugliadeli-v-perevorote-ruku- pekina (дата обращения 25.04.2021).
50. Когда Севморпуть сможет заменить Суэцкий канал // Газета. РУ. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/09/10/11957443.shtml(дата обращения: 14.03.2021).
51. МВФ отказался использовать официальную статистику Туркменистана // Аззатыкк. URL: https://rus.azattyq.org/a/31202842.html(дата обращения 30.04.2021).
52. МИД КНР отверг обвинения в геноциде уйгуров // ТАСС.URL:https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10761535 (дата обращения: 03.04.2021).
53. Мишустин заявил, что кабмин ставит задачу в 2024 году ввести в эксплуатацию трассу М-12 // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/8935015(дата обращения 03.02.2021).
54. Названы области Узбекистана с самым высоким уровнем безработицы // Новости Узбекистана. URL: https://nuz.uz/obschestvo/40224-
nazvany-oblasti-uzbekistana-s-samym-vysokim-urovnem-bezraboticy.html (дата
обращения: 13.05.2020).
55. Один пояс, один путь: уточнение пути и расширение пояса //
EADaily. URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/05/03/odin-poyas-odin-put-
utochnenie-puti-i-rasshirenie-poyasa (дата обращения: 10.03.2021).
56. Помпео обвинил Китай в геноциде в Синьцзяне.// Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/world/745896(дата обращения: 21.03.2021).
57. Президент Таджикистана продал земли Китаю за полмиллиарда // NUR.kz. URL: https://www.nur.kz/262857-prezident-tadzhikistana-prodal-zemli- kitayu-za-polmilliarda.html(дата обращения: 10.05.2020).
58. Премьер Малайзии: инициатива «Один пояс - один путь» будет выгодна для всех участников // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya- panorama/6386430(дата обращения 25.04.2021).
59. Путин: проект «Один пояс - один путь» вносит стабильность в мировую экономику // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/4252211(дата обращения: 20.05.2020).
60. С какими проблемами сталкивается Казахстан в переходный период // Lenta. ru. URL: https://lenta.ru/articles/2021/03/19/kaz/(дата обращения 25.04.2021).
61. Садыр Жапаров: Некоторые объекты могут отойти Китаю, если не погасить долг // Газета. Ру. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2021/03/19/debt- kyrgyzstan/(дата обращения 25.04.2021).
62. Страх перед Китаем вывел людей в Казахстане на улицы. // BBC
News Русская служба // BBC. URL:
https://www.bbc.com/russian/international/2016/04/160429_kazakhstan_land_rent_p rotests (дата обращения: 10.05.2020).
63. У конфликта вокруг Мьянмы есть и экономическая сторона //
Ведомости URL:https://www.vedomosti.ru/economics/blogs/2017/09/11/733300-
konflikta-myanmi-ekonomicheskaya (дата обращения: 05.04.2020).
64. Хуаньцю шибао (Китай): Синьцзян должен сопротивляться западному расследованию на основе стандартов «презумпции вины» // Электронное периодическое издание Интернет-проект «ИноСМИ.КИ». URL: https://inosmi.ru/politic/20210331/249450488.html(дата обращения: 31.03.2021).
65. Эксперты: сопряжение ЕврАзЭС и проекта «Один пояс - один путь» должно быть многовекторным // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/4572160(дата обращения: 03.03.2021).
На английском языке:
66. Sri Lanka signs port deal for China's one-belt one-road plan // Deutsche Welle. URL: https://www.dw.com/en/sri-lanka-signs-port-deal-for-chinas-one-belt- one-road-plan/a-39889948(дата обращения: 02.05.2020).
Научная литература:
На русском языке:
67. Денисов И. Е., Адамова Д. Л. Формулы внешней политики Си Цзиньпина: основные особенности и проблемы интерпретации// Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2017. № 22. С.76 - 90.
68. Докашева Е.С. Великий шелковый путь. Полная история. М.: Издательство АСТ, 2020.
69. Китайский глобальный проект для Евразии: постановка задачи/ под ред. В.И.Якунина М: Научный эксперт, 2016.
70. Кузьмина Е. Е.. Предыстория Великого шелкового пути: Диалог культур Европа—Азия /отв. ред. Г. М. Бонгард-Левин. М.: КомКнига, 2010.
71. Латов Ю. В. Великий шелковый путь — Пролог мировой экономики и глобализации (к 2130-летию его «Открытия») // Историко¬экономические исследования. 2010. Т. 11. № 1. С. 123-140.
72. Малик А. С. Автомагистраль «Западная Европа - Западный Китай» как первое воплощение идеи «нового Шелкового пути» // Academy. 2017. №4. С.35-37.
73. Михайличенко К.М. Проект «Ледовый Шелковый путь» в рамках инициативы «Один пояс и один путь» как реализация интересов России и Китая в Арктическом регионе // Вестник Российского университета дружбы народов. 2019. Т.21. № 2. С. 333-345.
74. Никифоров В.Н. Очерк истории Китая: II тысячелетие до н.э. - начало XX столетия. М.: Институт Дальнего Востока, 2002.
75. Новосельцев С. В. Конфликт в Южно-Китайском море в XXI веке: эволюция позиций участников // Сравнительная политика. 2018. № 3. С. 88-100.
76. Островский А.В. Китайская модель перехода к рыночной экономике. М.: ИДВ РАН, 2007.
77. Портяков В.Я. Внешняя политика Китайской Народной Республики в XXI столетии / отв. ред. В.Е. Петровский. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2015.
78. Портяков В.Я. Становление Китая как ответственной глобальной державы. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2013.
79. Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке. Спб: Питер, 2004.
80. Титаренко М.Л., Петровский В.Е. Россия, Китай и новый мировой порядок. Теория и практика. - М.: Весь мир, 2016.
81. Цинь Юйцай, Ло Вэйдун, Чжоу Гупин. Один пояс и один путь. Комментарии. Чжэцзян: Издательство Чжэцзянского университета, 2017.
82. Щерба К. Д. Один пояс - один путь: перспективы сопряжения с ЕАЭС Социально-гуманитарные знания. 2019. № 6. С. 312-316.
На китайском языке:
83. Би Сэнь, Чжан Ли [^^, ^№ ]. 21 шицзи хайшан сычоучжилу
яньсянь ганкоу цзи ганчэн гуаньси бяньхуа фэньси [21 Щ^ЖЖ^^^^^^ЖИ^ ЖШ^Ж^Ж^^. Анализ изменений во взаимоотношениях между портами и городами вдоль Морского Шелкового пути в 21 веке]. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2808/kcms/detail/detail.aspx?recid=&FileName=Z(дата обращения: 25.03.2021).
84. Ван Чао [Ж Й]. Чжунго гудай сычоучжилу дэ гайнянь, тэдянь цзи ци дуй «Идайилу» цзяньшэ дэ циши [ФЙЖЖ^^Ж£#ЭДМ^>^Ж АДЖ “ i^i^ ” Ж ^ ЭД ^ Ж . Концепция и особенности китайского Великого шелкового пути и вдохновение им строительства «Одного пояса, одного пути»].URL:http://proxy.library.spbu.ru:2808/kcms/detail/detail.aspx?recid=&FileName= E (дата обращения: 26.03.2021).
85. Вого и цяньшу гунцзянь «Идайилу» хэцзовэньцзянь 205 фэнь[^|Ж B^^^M“i^i^-”^^^# 205 Й.Китай уже подписал 205 документов о сотрудничестве для совместного строительства «Одного пояса, одного пути»] // URL: https://www.yidaiyilu.gov.cn/xwzx/gnxw/163241.htm(дата обращения: 03.03.2021).
86. Чжан Юйлин, Чжан Ся, Чэнь Мэн [^Ж^, ^ ®, |Ж ^].
Чжунго юй «Хайшан сычоучжилу» яньсянь гоцзя маои цяньли юй сяолюй цзи инсян иньсу яньцзю [Ф ЙЖ“ЖЖ^^Ж£#”Ж^1ЖЖЖЖЖ.Л Ж^Ж^Ш^Н ^ W % . Исследование потенциала, эффективности, а также факторов, оказывающих влияние на торговлю между Китаем и странами, расположенными вдоль «Морского шелкового пути»]. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2808/kcms/detail/detail.aspx?recid=&FileName= Q (дата обращения: 24.03.2021).
87. Чжан Юэ [^Ш]. Элосы юй дунмэн гуаньси синьдунсян цзи чжунго
дэ индуй [^^Ж^Ж^^Ж^^Й^ФЙЭД ^ Ж. Новые тенденции в отношениях Россия-АСЕАН и реакция Китая] URL:
http://proxy.library.spbu.ru:2808/kcms/detail/detail.aspx?recid=&FileName= F (дата обращения: 22.03.2021).
88. Чжу Цзигао, Ван И, Тан Гулян [Ж^Ж, ЖЖ,'^^Й] «Идайилу»
чанъи сядэ дуй вай тоуцзы: яньцзю шупин юй чжаньван [“^ М’ШТЙ Ж^Н®^: ЖЖ^^ЖЖШ. Иностранные инвестиции в рамках инициативы «Один пояс, один путь»: обзор исследований и перспективы]. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2808/kcms/detail/detail.aspx?recid=&FileName= W
(дата обращения: 20.03.2021).
89. Чэнь Минхуа, Ван Шань, Лю Вэньфэй, Лю Юйсинь [^ВД^,Ж Ш,
ЖЖ^, ЖЖ^]. Чжунго дуй «Идайилу» яньсянь ди цюй OFDI дэ цюйюй чаи цзи цюйши яньцзинь [ФйГ-t-rWK OFDI ^К^^#^Й^ЖЙ. Региональные различия Китая и эволюция тенденций вывоза ПИИ в районы, расположенные вдоль «Пояса и пути»].
URL:http://proxy.library.spbu.ru:2808/kcms/detail/detail.aspx?recid=&FileName=D(дата обращения: 18.03.2021).
90. Шан Тао, Чжао Юйцзинь [Ж W, ЖкЖ] Идайилу яньсянь гоцзя
иншан хуаньцзин дуй чжунго дуй вай чжицзе тоуцзы дэ инсян яньцзю [“ ^^^ ^”^^ЙЖ#Ж^^ЖФЙЖЖЙ®®^^Ш^ЖЖ. Исследование влияния деловой среды в странах, расположенных вдоль «Одного пояса и одного пути», на прямые иностранные инвестиции
Китая].URL:http://proxy.library.spbu.ru:2808/kcms/detail/detail.aspx?recid=&FileName=S (дата обращения: 23.03.2021).
На английском языке:
91. Cai. P. Understanding China’s Belt and Road Initiative. Lowy Institute Analyses, 2017.
92. China’s belt and road initiative and its impact in Central Asia/ под ред. M. Laruelle. Washington, D.C., 2018.
93. Lanteigne M. Chinese Foreign Policy: An Introduction. Routledge, 2019.
94. Scobell A., Lin B., Shatz H.J. At the dawn of belt and road: China in the developing world/ A.Scobell, B.Lin, H. J. Shatz- Santa Monica: RAND Corporation 2018.
95. The belt and road initiative in ASEAN. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=1&*(дата обращения: 28.04.2021).
96. Understanding the Regional Comprehensive Economic Partnership Agreement (RCEP) What does the RCEP mean to businesses? URL: https://docviewer.yandex.ru/view/1108232409/?*(дата обращения 03.05.2021).
Электронные ресурсы:
На русском языке:
97. Антикитайская истерия в Казахстане. URL:
https ://kaktakto. com/analitika/antikitajskaya-isteriya-v-kazaxstane-mozhet-li- sluchitsya-bolshaya-beda/ (дата обращения: 11.05.2020).
98. Антикитайские митинги в Кыргызстане — это вообще важно?
URL: https://kloop.kg/blog/2019/01/19/antikitajskie-mitingi-v-kyrgyzstane-eto-
voobshhe-vazhno-otvechayut-politologi/ (дата обращения: 12.05.2020).
99. Бизнес путеводитель 2017. URL: http://tpp.tj/business-
guide2017/ rus/gornorudnaya_pr_rus. html#:~: text=Природные%20ресурсы%20Т ад жикистана%20весьма%20разнообразны.,минеральные%20ресурсы%2C%20име ющие%20экспортный%20потенциал (дата обращения 20.05. 2021).
100. Газопровод Кыргызстан-Китай: В бюджет поступит 2 млрд
долларов. URL: https://www.gezitter.org/economics/70630_gazoprovod_
kyirgyizstankitay_v_byudjet_postupit_2_mlrd_dollarov_/#:~:text=Газопровод%20К ыргызстанКитай%20является%20частью%20газопровода,будет%20проходить% 20на%20территории%20Китая (дата обращения 25.04.2021).
101. Железная дорога Аркалык - Шубарколь. URL:
https://niitk.kz/ru/catalog/zheleznaya-doroga-arkalykshubarkol_2#:~:text=Железнодорожная%20линия%20Аркалык%20%20Шубарколь,строительная%20 длина%20-%20215%2C93%20км (дата обращения: 20.05.2021).
102. Китай становится ведущим экономическим партнером Узбекистана.
URL: http://rusevr.asia/kitaj-stanovitsya-vedushhim-ekonomicheskim-partnerom-
uzbekistana/ (дата обращения: 13.05.2020).
103. Китайские компании реализуют 6 новых проектов в текстильной промышленности в Узбекистане. URL: http://china-uz-friendship.com/?p=1063(дата обращения: 13.05.2020).
104. Кыргызстан: насколько оптимальна альтернативная автодорога
Север-Юг? URL: https://cabar.asia/ru/kyrgyzstan-naskolko-optimalna-
alternativnaya-avtodoroga-sever-yug (дата обращения: 11.05.2020).
105. Линия D увеличит поставки по газопроводу Центральная Азия - Китай до 85 миллиардов кубометров в год. URL: http://infoabad.com/obschestvo- i-yekonomika/linija-d-uvelichit-postavki-po-gazoprovodu-centralnaja-azija-kitai-do- 85-miliardov-kubometrov-v-god.html(дата обращения: 12.05.2020).
106. Макроэкономическая ситуация в странах Центральной Азии: как Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан переживают последствия пандемии COVID-19. URL: https://raexpert.ru/researches/int_fin/central_asia_2021/(дата обращения 26.04.2021).
107. Нефтезавод в Дангаре (Таджикистан) готов к работе и ждет сырье. URL: https://e-cis.info/news/567/86566/(дата обращения: 05.05.2020).
108. Новый путь в Европу. URL: https://europe-china.kz/info(дата обращения: 18.05.2020).
109. Общая протяженность транспортных коридоров Кыргызской Республики. URL: http://microbik.ru/dost/Г.+Бишкек%2C+Дом+Правительства +от+16+мая+2007+года+уп+n+249+указ+президента+кыргызской+республикиc /shk-12.html (дата обращения: 10.05.2020).
110. Один пояс, один путь помогает Синьцзяну продвинуться на передний край открытости. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2015- 10/13/content_36799670.htm(дата обращения: 19.04.2020).
111. Политика Китая в Арктике и ее влияние на регион. URL: http://vpoanalytics.com/2018/07/10/politika-kitaya-v-arktike-i-ee-vliyanie-na-region/(дата обращения: 13.03.2021).
112. Проблемы сотрудничества экономических отношений Кыргызстана и Китая в рамках проекта Экономический пояс великого шелкового пути. URL: https://krsu.edu.kg/vestnik/2018/v3/a07.pdf(дата обращения: 12.05.2020).
113. Проект железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан: Насколько
он выгоден для Кыргызстана? URL:https://analytics.cabar.asia/ru/proekt-zheleznoj- dorogi-kitaj-kyrgyzstan-uzbekistan-naskolko-on-vygoden-dlya-kyrgyzstana/ (дата
обращения: 12.05.2020).
114. Проект Средняя Азия-Китай. URL:
https://omk.ru/company/best_projects/sak(дата обращения: 11.05.2020).
115. Результаты форума «Один пояс — один путь». URL: http ://actualcomment.ru/rezultaty-foruma-odin-poyas-odin-put-1705231334.html (дата обращения: 01.02.2020).
116. Специальный репортаж: Взаимовыгодное сотрудничество Китая и
Таджикистана приносит плоды для развития текстильной промышленности Республики Таджикистан. URL:
https://russian.dbw.cn/system/2017/01/19/001167295.shtml (дата обращения:
15.04.2021).
117. Сухой порт KTZE - Khorgos gateway. URL: https://contransit.ru/sez- horgos/(дата обращения 25.04.2021).
118. Товарный поезд проделал самый длинный в мире путь по железной
дороге - из Китая в Испанию/URL: https://www.rzd-partner.ru/zhd-
transport/news/tovarnyi-poezd-prodelal-samyi-dlinnyi-v-mire-put-po-zheleznoi- doroge—iz-kitaia-v-ispaniiu/ (15.03.2021).
119. Туркменистан поставляет в Китай самый дешевый газ. URL: http://www.hronikatm.com/2016/10/turkmenistan-postavlyaet-v-kitay-samyiy- deshevyiy-gaz/#prettyphoto/0/(дата обращения: 12.05.2020).
120. Фролова И.Ю. Китайский проект Экономический пояс Шёлкового
пути: развитие, проблемы, перспективы. URL:
https://riss.ru/images/pdf7journal/2016/5/6.pdf(дата обращения: 10.01.2021).
121. Цель действий к «двум столетним юбилеям». URL:
http://russian.china.org.cn/china/China_Key_Words/201411/18/content_34206361.ht m (дата обращения: 02.03.2021).
122. Цементные заводы Таджикистана увеличили выпуск продукции на
10 % за год. URL: https://jcement.ru/content/news/tsementnye-zavody-
tadzhikistana-uvelichili-vypusk-produktsii-na- 10-za-god/ (дата обращения:
15.04.2021).
123. Электрифицированная железная дорога Ангрен-Пап - высокий
результат стратегического партнерства. URL: http://china-uz-
friendship.com/?p=8715(дата обращения: 13.05.2020).
124. ЮНЕСКО: Шелковый путь - путь диалога. URL:
http://www.infoshos.ru/ru/?idn=16742(дата обращения: 20.02.2021).
На английском языке:
125. After Sri Lanka, will Nepal be stuck in a debt trap with China over One Belt One Road projects? URL: https://scroll.in7article/902680/after-sri-lanka-will-nepal-be- stuck-in-a-debt-trap-with-china-over-one-belt-one-road-projects(дата обращения: 01.05.2020).
126. Kuryk Port Development Project. URL: httpsV/kuryk.kz/en/kuryk- project/project-description.html(дата обращения 28.04.2021).
127. Prospects for China - Kyrgyzstan Economic Relations in the Framework
of the Silk Road Economic Belt Project. URL: http://china-trade-
research.hktdc.com/business-news/article/The-Belt-and-Road-Initiative/Prospects- for-China-Kyrgyzstan-Economic-Relations-in-the-Framework-of-the-Silk-Road- Economic-Belt-Project/obor/en71/1X000000/1X0A9ЛX.htm (дата обращения:
12.05.2020).