Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фактор Брекзита в общественно-политическом развитии Великобритании

Работа №128101

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы79
Год сдачи2020
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Особенности британского подхода к европейской интеграции 9
1.1. Создание Европейского союза 9
1.2. Отношение к евроинтеграции в политических партиях и в обществе 10
1.3. Особенности британской интеграции в общий рынок: преимущества и недостатки 16
Глава 2. Брекзит: причины, проблемы, пути решения 20
2.1. Причины Брекзита 20
2.2. Референдум 2016 года 24
2.3. Переговоры с ЕС 26
2.4. Проблемы, связанные с реализацией Брекзита и сценарии развития событий 42
Глава 3. Партийно-политическое измерение Брекзита и общественная реакция 50
3.1. Политический кризис в Великобритании 50
3.2. Общественная реакция 57
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 65

Актуальность исследования:
Актуальность темы исследования Брекзита обусловлена уникальностью данного события. Впервые с момента основания Европейского экономического сообщества страна- участник приняла решение выйти из его состава, что повлекло за собой глобальные изменения во всех сферах. Перемены уже произошли и будут происходить в дальнейшем, после завершения переходного периода, в экономике, политике, культуре и финансах на международном и национальном уровнях; гражданам Великобритании и стран ЕС, которые работают, получают образование или имеют родственников в соседнем государстве, так или иначе придется адаптировать свою жизнь к новым условиям. Актуальность темы обусловлена также сложностью и затянутостью процесса выхода страны из состава ЕС ввиду множества факторов. Официально процесс выхода Великобритании из состава Европейского союза продолжается уже больше четырех лет. Начиная с референдума о Брекзите, состоявшегося 23 июня 2016 г., было проведено множество заседаний парламента, имели место переговоры, обсуждения, попытки прийти к единому соглашению с Евросоюзом. Первоначально выход Великобритании из ЕС планировался на 29 марта 2019 г., поскольку в соответствии с 50-ой статьей Лиссабонского договора, которую Тереза Мэй применила 29 марта 2017 г., для проведения переговоров предусмотрено два года, однако соглашение за этот период подготовлено не было, поэтому Брекзит переносился несколько раз. В данной работе рассматриваются такие темы, как образование Европейского Сообщества и процесс вступления в него Соединенного Королевства, причины и предпосылки Брекзита, проблемы, связанные с его реализацией, партийно-политический кризис, возникший в основном из-за отсутствия единогласия в правительстве по данной проблеме, феномен евроскептицизма, возможные сценарии развития событий. Комплексный анализ данных тем позволил приблизиться к пониманию того, почему Брекзит - это не случайность, а закономерность, а также того, по какой причине процесс выхода страны из Европейского союза оказался таким сложным и затянутым. Говоря об актуальности данной темы, стоит также отметить, что выход из ЕС такого политически сильного и влиятельного участника, как Великобритания, не пройдет бесследно для самой Европы. Вероятно, Брекзит повлечет за собой ускорение дезинтеграционных процессов, подавая пример другим странам-участницам. В любом случае, будущее отношений между Соединенным Королевством и ЕС до конца не определено. До конца 2020 г. будет длиться транзитный период, во время которого стороны придут или не придут к выгодной для всех торговой сделке. Исход событий, таким образом, будет зависеть от того, насколько успешными будут переговоры 2020 г.
Объект исследования:
Феномен Брекзита
Предмет исследования:
Брекзит в общественно-политическом развитии Великобритании
Цель исследования:
Определить, каким образом Брекзит влияет на общественно-политическое развитие Великобритании
Задачи исследования:
1) Исследовать особенности британской интеграции в общий рынок;
2) Выявить причины Брекзита и проблемы, связанные с его реализацией;
3) Исследовать партийно-политические процессы вокруг Брекзита.
4) Исследовать позиции политического истеблишмента и граждан по вопросам интеграции;
Хронологические рамки работы:
Нижняя граница хронологических рамок обусловлена началом европейской интеграции, формально закрепленным Договором о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) от 1951 г. Верхняя граница обусловлена событиями начала 2020 г., актуальными на момент написания данной работы. Кроме того, во второй главе обозначены возможные сценарии развития событий до конца 2020 г., когда, как ожидается, закончится транзитный период.
Методологическая база исследования:
В качестве методов в данной работе были использованы метод анализа документов и метод построения сценариев. Первый метод был применен для анализа официальных документов, в том числе, Договора о вступлении Великобритании в ЕЭС, Маастрихтского, Ниццкого, Лиссабонского и других договоров с целью определить условия членства Соединенного Королевства в ЕЭС (позднее ЕС), и возможные причины недовольства британского правительства по отношению к ним, что впоследствии привело к Брекзиту (главы 1 и 2). С помощью метода построения сценариев было выделено три основных варианта развития событий, связанных с Брекзитом и отношениями между Великобританией и Европейским союзом в будущем. Данные сценарии связаны с сотрудничеством между ними в сфере торговли и экономики, дальнейшее развитие которого будет зависеть от работы британского правительства и правительств европейских государств по заключению торговой сделки, что является ключевым вопросом. В целом, будущее отношений между Великобританией и ЕС напрямую связано с результатами транзитного периода, который, как ожидается, продлится до конца 2020 г. Первый сценарий - это успешное заключение торгового соглашения до конца переходного периода. Данный сценарий представляется авторам исследования как позитивный, потому что урегулированное экономическое сотрудничество Великобритании и Европейского союза будет приносить выгоду обеим сторонам. Второй сценарий - нейтральный - это продление транзитного периода и переговоров в случае, если сторонам не удастся прийти к соглашению к концу 2020 г. Третий сценарий, который представляется скорее в негативном ключе, будет выглядеть как отсутствие торгового соглашения и взаимодействие между Соединенным Королевством и странами ЕС на условиях Всемирной торговой организации, поскольку это предполагает распространение тарифов на большинство товаров и, соответственно, экономические потери для Великобритании. Самым вероятным, по мнению авторов исследования, представляется первый сценарий развития событий, однако, в условиях пандемии COVID-19 также возможно продление транзитного периода для того, чтобы у сторон было время прийти к выгодному для всех торговому соглашению.
Анализ источниковой базы:
К источникам, которые были использованы при написании данной работы, относятся соглашения1, манифесты2 и программы3 партий, отчеты о переговорах4, заявления политических деятелей5 и другие различные акты, документы, планы соглашений между Великобританией и Европейским союзом.
Источниковая база по данной теме достаточно широкая и разнообразная ввиду ее актуальности, что ведет к появлению множества официальных докладов, частым заявлениям и выступлениям политических деятелей и организации многочисленных заседаний парламента, направленных на то, чтобы прийти к выгодному соглашению с Европейским союзом и определить будущее страны.
Степень научной разработанности темы:
В качестве литературы был использован широкий спектр работ исследователей, занимающихся изучением политической ситуации в Великобритании на русском и английском языках. Особо полезными были работы старших научных сотрудников Центра британских исследований Е.В. Ананьевой6 и К.А. Годованюк7, руководителя Центра политической интеграции Л.О. Бабыниной8, доктора политических наук Н.В. Ереминой9. Их статьи сыграли большую роль в написании данной работы. Значимыми оказались также работы Г. Вайнштейна10, С.Ю. Антроповой11, О. Охошина12, Н.К. Капитоновой13 и многих других. Указанными выше авторами наиболее широко проводилось исследование причин и последствий референдума 2016 г. и политического кризиса современности в Великобритании, анализировались происшествия вокруг Брекзита, результаты социальных вопросов, а также делались прогнозы развития отношений между Соединенным Королевством и Европейским союзом в будущем и выявлялись возможные способы осуществления выхода Великобритании из Европейского союза.
В качестве зарубежной литературы были использованы британские новостные издания, например, BBC, the Guardian, Bloomberg, the Telegraph и т.п., а также правительственные веб-страницы Parliament.uk и Gov.uk, благодаря которым была возможность восстановить последовательность событий, связанных с Брекзитом, и следить за последними событиями по этой теме. Среди зарубежных авторов, пишущих на тему Брекзита, стоит особенно выделить таких, как T. Ross, R. Hutton, A. Morales, T. Edington, P. Barnes, S. Kennedy, проводивших масштабную работу по анализу последних событий, написанию статей, покрывающих основные вопросы граждан Великобритании касательно будущего их жизни после Брекзита.
Ввиду новизны и актуальности темы Брекзита, можно отметить тот факт, что фундаментальных исследований (например, монографий) по данной теме значительно меньше, чем статей и очерков. Авторами исследования было выявлено, что такие аспекты, как причины и предпосылки Брекзита, результаты референдума 2016 г. и политический кризис в Великобритании были исследованы более подробно, чем возможные сценарии развития событий и общественное мнение по поводу выхода Соединенного Королевства из ЕС. Данная работа была направлена на исследование фактора Брекзита в общем и целом, практически всех его аспектов, от причин Брекзита до возможного будущего британско- европейских отношений, на восстановление тайм-лайна событий с момента создания ЕС и до наших дней, на анализ процесса переговоров между Великобританией и Европейским союзом в попытке закрыть недостаток фундаментальных исследований в данной сфере.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вступление Великобритании в Европейское экономическое сообщество было затянутым и не лишенным трудностей, а участие в нем (и в дальнейшем, в ЕС) - противоречивым. Проблемными вопросами в связи с интеграцией в Общий рынок были размер взносов и состояние аграрного сектора. На вступление Соединенного Королевства в Сообщество дважды накладывалось вето Францией. В 1973 г. правительству Э. Хита все- таки удалось заключить Договор о вступлении в ЕЭС, однако, единства в вопросе европейской интеграции ни в правящей верхушке, ни в обществе Великобритании не было. Вступая в Европейское экономическое сообщество и правительство, и население Великобритании изначально рассматривали Общий рынок только как торговое и дипломатическое объединение, не приемля его трансформацию в политической блок. Целью создания Союза европейских государств, их интеграции, введения общего торгового тарифа для государств-членов и создания других преимуществ для их торговли было повышение экономической развитости стран и самой организации в целом. Однако, такая интеграция ограничивала суверенитет государств на внешние и внутренние торговые сношения, право стран-членов устанавливать собственную валюту и тому подобное, что не устраивало Великобританию, присоединившуюся к Союзу не сразу и не преследующая цели стать лишь частью сильного Евросоюза, а не самостоятельным продуктивным государством. Великобританию неоднократно называли «неудобным партнером» для европейских государств, что объясняется ее недовольствами с проводимой Союзом политикой. После экономического и валютного кризиса 1974 г., повлекшего за собой ухудшение экономического положения страны, лейбористским правительством были инициированы переговоры с ЕЭС с целью замедлить дальнейшую интеграцию, пересмотреть вопрос о размере британских взносов в бюджет ЕЭС и обеспечить контроль над собственной национальной экономикой. Кроме того, 1970-е гг. характеризовались сохранением тесных отношений между Лондоном и Вашингтоном, что нередко осложняло отношения Британии с Брюсселем. Особенностью британской интеграции в Европейское сообщество можно также назвать противоречивость отстаивания национальных интересов государства с единовременным стремлением занимать ведущую позицию в Европе. При этом, данное противоречие прослеживалась на протяжении всего периода участия Британии в ЕЭС (и, в дальнейшем, в ЕС): желая получать все преимущества от интеграции, британское правительство крайне настороженно относилось к ущемлению собственных прав в жизненно важных сферах его деятельности.
Существует целый комплекс причин, которые в совокупности привели к Брекзиту. Само присоединение к Союзу было вызвано скорее не желанием, а необходимостью. Несмотря на все видимые преимущества членства в ЕС, имеющиеся предпосылки для активного финансового и экономического развития, Евросоюз к концу ХХ века начал сдавать свои позиции на мировой экономической арене, что стало одной из причин желания Великобритании выйти из его состава. Недостаточно широкие национальные полномочия, ограничение суверенитета государства в вопросах внутренней и внешней политики, а также нежелание страны участвовать в Шенгенском соглашении, зоне евро, Бюджетном пакте и др. вызывали несогласия как правительства, так и населения страны. Нежелание в полной мере участвовать в процессе общей западноевропейской интеграции можно назвать одной из главных причин Брекзита. Большую роль сыграла и трудно контролируемая волна миграционного потока, влекущая за собой множество негативных последствий. При этом, речь идет не только о миграционном кризисе 2015 г.: в Британию также прибывало множество иммигрантов из менее развитых европейских стран для заработков, что влияло на уровень жизни британцев, создавало необходимость организации льгот и медицинского обслуживания для европейцев и приводило к росту налогов, взимаемых с граждан Соединенного Королевства. Финансово-экономические проблемы - это отдельный блок причин, по которым Британия не сохранила членство в ЕС. К ним относятся негативный торговый баланс, несправедливое распределение общеевропейских доходов при крупных взносах Великобритании в европейский бюджет. Причиной того, что на референдуме 2016 г. большинство проголосовало «за» выход, является также тот факт, что среди евроскептиков, высказывающихся за Брекзит, в британском обществе было множество уважаемых членов британской элиты, известных политиков, чьи аргументы находили отклик среди граждан, имеющих возможность голосовать.
Переговорный процесс оказался гораздо более сложным и затянутым, чем это ожидалось в 2016 г. Дедлайн оказывался перенесен несколько раз, и вместо ожидаемых двух лет переговоры длились более четырех. На данный момент, несмотря на подписанное в январе 2020 г. соглашение, будущее сторон до конца еще не определено: предполагается, что до конца транзитного периода (декабрь 2020 г.) Британия и Европейский союз придут к согласию по нерешенным вопросам. Проблема границы между Ирландиями была одной из самых главных в течение переговоров, что стало причиной главной причиной их противоречивости и затянутости. После оглашения результатов референдума 2016 г. оставалось непонятным, каким образом можно согласовать условия Белфастского соглашения 1998 г., в соответствии с которыми граница в Северной Ирландии должна оставаться открытой, и таможенные правила Европейского союза. Установление границы и любой формы контроля оказало бы негативное влияние на поток людей и капитала, а также на социально-экономическую стабильность в регионе, что могло бы привести к возрождению религиозно-политического конфликта между католическими и протестантскими общинами. Проблема ирландской границы была решена путем уступок обеих сторон. ЕС согласился на применение уникальных механизмов, чтобы обеспечить «прозрачную» границу, а Британия приняла решение переместить таможенную границу на территорию Ирландского моря и оставить большую часть европейских правил для североирландских производителей. Так, граница будет открыта, но Соединенное Королевство выйдет из таможенного союза.
Во время переговорного процесса другими проблемными вопросами, по которым стороны долгое время не могли прийти к единому мнению, были обеспечение прав граждан ЕС на территории Великобритании и британцев, проживающих в Евросоюзе, а также финансовый вопрос, а именно обязательные выплаты Британии ЕС. Финансовый вопрос был урегулирован в ноябре 2017 г., когда было решено, что компенсационные выплаты Великобританией составят около 55 млрд. евро. Что касается проблемы прав граждан, она также была решена, и ее решение было официально оформлено в Совместном докладе Великобритании и ЕС 8 декабря 2017 г. Так, права граждан было решено сохранить практически в полной мере, в том числе право учиться и работать, а также получать медицинские и пенсионные пособия в стране проживания. Статус резидента будет утерян через 5 лет отсутствия в стране проживания. Британские суды, Европейская комиссия и независимый британский национальный орган будут следить за соблюдением положений Соглашения.
Переговорный процесс также осложнял тот факт, что на референдуме 2016 г. Ирландия и Шотландия, в отличие от Англии и Уэльса, граждане большинством проголосовали против Брекзита. Это стало одним из факторов возникшего в стране партийно-политического кризиса.
За последние четыре года в стране сменилось три премьер-министра, имели место досрочные выборы, по результатам которых консервативная партия потеряла большинство и была вынуждена заручиться поддержкой Демократической Юнионистской партии Северной Ирландии. Кроме того, предпринимались попытки организации вотума недоверия Терезе Мэй со стороны недовольных уровнем ее эффективности как политического деятеля. Спустя два года после референдума, к июню 2018 г. Евросоюз и Великобритания незначительно продвинулись к принятию соглашения; переговоры затягивались, в обществе чувствовалось разочарование «бракоразводным процессом». Внутри правящей консервативной партии не было единства, она разделилась на сторонников «жесткого» Брекзита - брекзитеров и сторонников «мягкого» Брекзита - бремейнеров. Многие министры и депутаты уходили в отставку, например, Д. Дэвис и Б. Джонсон. В целом, позиции партий Великобритании значительно отличались. Консерваторов не устраивала перспектива того, что Великобритания на неопределенное осталась бы в таможенном союзе ЕС, поскольку это означало бы невозможность вести независимую от Евросоюза внешнеторговую политику и заключать соглашения с третьими странами. ДЮП Северной Ирландии была против того, чтобы подчиняться правилам таможенного союза и единого внутреннего рынка ЕС, поскольку, таким образом, внутри самой Великобритании были бы введены дополнительные проверки товаров. Лейбористы хотели бы провести новые выборы и выработать соглашение, означающее более «мягкий» Брезкит. Националисты Шотландии и Уэльса, как и либерал-демократы, выступали против выхода из ЕС в целом или за применение «норвежской» модели сотрудничества. Соглашение, выработанное Терезой Мэй, в парламенте одобрено не было, по причине чего ей пришлось уйти в отставку. Новый премьер-министр Борис Джонсон был твердо настроен вывести страну из состава ЕС до 31 октября 2019 г. без дальнейших отсрочек, однако осуществить это ему не удалось, и дедлайн все-таки оказался перенесен.
Проведя исследование партийно-политических процессов вокруг Брекзита и позиций политического истеблишмента по вопросам интеграции, можно в первую очередь отметить отсутствие единства внутри правящей верхушки, причем, как внутри консервативной партии, так и между партиями в целом. Данный факт сильно тормозил переговорный процесс и был причиной недовольства работой правительства со стороны населения страны. Г оворя об обществе и его отношении к европейской интеграции, можно также отметить, что оно поляризовано, и что у граждан нет единого мнения в вопросе евроинтеграции. Во-первых, на это указывают сами результаты референдума 2016 г., которые разделили страну практически поровну, а во-вторых, это доказывают проводимые в последние четыре года опросы общественного мнения, в соответствии с которыми становится очевидно, что граждане не до конца осознают последствия Брекзита. Один факт известен наверняка: не все британцы согласны с проводимой правительством политикой; многие считают ее неэффективной и беспокоятся за будущее своей страны и их жизни в ней.
Официальный выход Великобритании из Европейского союза состоялся 31 января 2020 г., но все еще остаются нерешенные вопросы. Будущее отношений Соединенного Королевства и ЕС решат результаты работы британского правительства во время транзитного периода. В полной мере оценить последствия Брекзита для страны и ее граждан представится возможным только через несколько лет.
По мнению авторов исследования, самым вероятным представляется позитивный сценарий развития событий, а именно, успешное заключение торговой сделки и вступление ее в силу после завершения переходного периода. При этом, стоит учитывать актуальную ситуацию в мире, способную внести коррективы в планы правительств Великобритании и стран ЕС. Пандемия COVID-19, вероятно, приведет к увеличению транзитного периода для того, чтобы у сторон было время прийти к выгодному для всех торговому соглашению. На несколько месяцев стороны были лишены возможности организовывать личные встречи, заседания, переговоры. Несмотря на то, что изначально стороны договорились исключить возможность продления переходного периода, это произошло до того, как распространение короновируса приобрело такой масштаб. Эти события 2020 г. внесли кардинальные изменения во все сферы жизни человечества. Учитывая тот факт, что на момент написания данной работы проблемы, порождённые пандемией, остаются актуальными, прогнозирование будущего представляется затруднительным.


1. Договор, утверждающий Европейское Сообщество от 25 марта 1957 г., подписанного в Риме, Италия. Консолидированный текст с учетом Ниццких изменений (с изменениями от 16 апреля 2003 г.). URL: https://eur- lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX: 11957E (дата обращения: 02.04.2020)
2. Итоги Брексита: как голосовала Великобритания. // RT на русском. - 24 июня 2016. URL: https://russian.rt.com/article/309272-itogi-brexit-kak-golosovala-velikobritaniya (дата обращения: 17.04.2020)
3. Brexit Negotiations // House of Commons Hansard. - 03 October 2019. Volume 664. URL: https://hansard.parliament.uk/commons/2019-10-03/debates/585F872D-9372- 4448-A32F-5CEC0FD49FB7/BrexitNegotiations (дата обращения: 13.04.2020)
4. Bulletin of the European Communities. Commissions Proposals on the Fixing of Prices for Certain Agricultural Products and on the Certain Related Measures // Bulletin of the European Communities, Brussels. - 1976. №4. С. 59. URL: http://aei.pitt.edu/id/eprint/57817 (дата обращения: 05.04.2020).
5. Cameron D. EU: In or out? // Youtube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0BFSJRH1q-A (дата обращения: 10.04.2020).
6. Commons votes to reject Government’s EU Withdrawal Agreement. // Parliament.uk. - 2 March 2019. URL: https://www.parliament.uk/business/news/2019/march/mps-debate- and-vote-on-the-withdrawal-agreement-with-the-european-union/ (дата обращения: 11.04.2020)
7. Conservatives Manifesto 2017. // Conservatives. - 2017. URL: https://www.conservatives.com/manifesto (дата обращения: 13.01.2020).
8. Cover note from General Secretariat of the Council to Delegations. Guidelines. // European Council. Brussels. - 15 December 2017. URL: https://www.consilium.europa.eu//media/32236/15-euco-art50-guidelines-en.pdf (дата обращения: 15.01.2020)
9. Draft Agreement on the withdrawal of the United Kingdom of Great Britain and Nothern Ireland from the European Union and the European Atomic Energy Community. - 14 November 2018. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment data/file/756374/ 14 November Draft Agreement on the Withdrawal of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland from the European Union.pdf (дата обращения: 11.04.2020)
10. DUP Publications. 2017 Assembly Election Manifesto. - 20 February 2017. URL: http://www.mydup.com/publications/view/2017-assembly-election-manifesto (дата обращения: 13.01.2020).
11. Eastern European Young People in Brexit Britain: Racism, anxiety and a precarious future Eastern European Young People in Brexit Britain. // YouGov. - November 2017. URL: http://www.migrantyouth.org/files/2016/08/Briefing1-Here-to-Stay-Racism web.pdf (дата обращения: 27.04.2020).
12. Election 2017 UK results. // BBC. - 2017. URL: https://www.bbc.com/news/election/2017/results (дата обращения: 25.04.2020).
13. Eurobarometer 60: Public Opinion in the European Union // European Commission. - February 2004. С. 12. URL: https://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/archives/eb/eb60/eb60 rapport stan dard en.pdf (дата обращения: 10.04.2020).
14. European Council (Art. 50) guidelines for Brexit negotiations. // European Council. - 29 April 2017. URL: http://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2017/04/29- euco-brexit-guidelines/ (дата обращения: 11.04.2020)
15. European Parliament elections 2019: results and analysis. // House of Commons Library. - June 26, 2019. URL: https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/cbp- 8600/ (дата обращения: 13.04.2020)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ