Введение 2
Глава 1. Особенности формирования экономики одиночества в России и Китае 8
1.1. Определение экономики одиночества: основные подходы и мнения 8
1.2. Демографическая статистика о проблеме одиночества в России и Китае 15
1.2.1. Демографическая статистика о проблеме одиночества в России 15
1.2.2. Демографическая статистика о проблеме одиночества в Китае 20
1.3. Социальные причины формирования экономики одиночества 23
1.3.1. Предпосылка экономики одиночества: развитие Интернета 24
1.3.2. Основа экономики одиночества: у людей больше располагаемого дохода 27
1.3.3. Развитие урбанизации приносит символы культуры общества потребления 30
Глава 2. Социологический анализ экономики одиночества в России и Китае 33
2.1. Социологический анализ особенностей развития экономики одиночества в России и Китае (на основе результатов эмпирического исследования) 33
2.2. Особенности экономики одиночества в России 52
2.2.1. Развитие «женской экономики» 53
2.2.2. Развитие электронной коммерции 55
2.2.3. Развитие «экономики домашних животных» в России 59
2.3. Особенности экономики одиночества в Китае 61
2.3.1. Развитие «мужской экономики» 62
2.3.2. Индивидуализация потребления 65
2.3.3. Потребление во время отдыха 68
2.3.4. Развитие «экономики домашних животных» в Китае 73
Заключение 75
Список литературы 79
Приложение 1 90
Приложение 2 94
Приложение 3 96
Актуальность темы. В последние годы термин «экономика одиночества» вызвал широкое обсуждение в обществе. В условиях стремительного развития современного общества показатели брачности и рождаемости в развитых и некоторых развивающихся странах продолжают снижаться, что приводит к увеличению числа одиноких людей. В социальных науках, экономической социологии и социальной демографии сегмент потребительской экономики1, создаваемый потребительским поведением такой группы населения, приобрел в современной научной литературе особое название - экономика одиночества. Как и все новые виды экономической жизнедеятельности, появление экономики одиночества создает значительную новую потребительскую ценность и имеет ряд социальных аспектов развития. В течение последних 20 лет развитие экономики одиночества вызвало к жизни необходимость создания новых товаров и услуг, которые обладали бы нужными именно одиноким людям потребительскими свойствами. Процесс создания и распространения таких товаров и услуг в разных странах можно назвать развитием экономики одиночества, которую можно рассматривать и как новый сектор потребления и как новую отрасль или даже комплекс отраслей производства. В любом случае экономика одиночества - это вовсе не метафтора, отражающая экономическую грань жизни одиноких людей, а уже длительное время существующий особый социально-экономический феномен, который пока слабо изучен специалистами, но изучение которого приобретает всё большую актуальность как для экономической науки, так и особенно для экономической социологии, поскольку этот феномен очевидно возник и существует на стыке экономической и социальной жизни и деятельности.
Как писал Габриэль Гарсиа Маркес в «Сто лет одиночества» человеческой жизни всегда сопутствует ощущение одиночества и существует это ощущение независимо от желаний человека или количества людей, постоянно его окружающих2. Одиночество - одна из граней общественной жизни, и оно не исчезает даже в современном информационно-коммуникационном пространстве, когда человеку может временами даже казаться, что они никогда не может быть совершенно один. Нарастание негативных аспектов от ощущения одиночества всё большее число людей во всем мире предпочитают заглушать деньгами, точнее, покупками товаров и услуг, которые всё в большей степени приобретают специфический характер и всё больше производятся именно для заглушения этого чувства. Интересно и, возможно, парадоксально, что именно в эпоху информационного общества и безграничного влияния на социальные коммуникации интернета, когда казалось бы всё сделано для удобства и повышения интенсивности общения, одинокие люди всё в большей степени ощущают себя комфортно и всё меньше нуждаются в общении (например, в рамках семьи). Одиночество в современном информационном обществе породило новую (и вполне устойчивую) модель социальной жизни (вернее: социальной адаптации) и новую систему экономических коммуникаций. Согласно данным социально-экономической статистики и социальной демографии, одинокие люди в Китае сформировали потребительскую экономику одиночества объемом в 3 триллиона юаней, а по количеству одинокие люди превышают 240 миллионов человек 3 . По состоянию на 2017 г. численность одиноких людей в России составляет от 10 до 15 млн человек4. Как и для Китая, для России это тоже уже существенная социально-демографическая и экономическая группа общества, существование которой исследователям нельзя игнорировать.
В Китае и России имеется большое количество одиноких людей, но специальных исследований, в которых анализировалась бы их социально-экономическая жизнь - пока не много, и все они носят в основном публицистический характер или, как, например, в России, ориентированы в основном на психологические аспекты одиночества. Но одиночество - это и социально-экономический феномен тоже. Поэтому задачей экономической социологии и в Китае, и в России также является изучение этого феномена. Что определяет также актуальность данного исследования.
Степень разработанности темы.
Понятие «экономика одиночества» (“the economics of loneliness”) впервые появилась в США, было предложено экономистом Маккарти в 2001 г. в журнале «Экономист» («The Economist»). Он утверждал, на примере одиноких женщин, что они, как одинокие люди, являются идеальными потребителями, ведь у них есть определенный социальный статус и, соответственно, больше желаний и импульсов тратить деньги на поддержание своего специфического статуса одиночек. Одиночество, таким образом, можно трактовать не только как особое состояние психики человека или простое отсутствие людей вокруг, желающих общаться, но и как определенный (и всё более приемлемый для всё большего числа людей) образ жизни. Однако Маккарти предложил относительно узкую концепцию экономики одиночества, которая больше относится к «экономике одиноких женщин». В эпоху информационного общества чувство одиночества усиливается во много раз по сравнению с прошлым. И одинокие мужчины также начинают проявлять себя в потреблении для заглушения чувства одиночества. В книге «Социальное одиночество» Эрик Кляйненберг отметил, в частности, чрезвычайный взлет популярности и удивительную привлекательность жизни в одиночестве. Социальное одиночество становится беспрецедентно мощным и неизбежным социальным явлением5. В этой работе Эрик Кляйненберг уже рассматривает экономику одиночества как социально-экономическую категорию.
В 2011 г. японский специалист в области стратегического менеджмента Кэнъити Омаэ (Kenichi Ohmae) определил «экономику одиночества» как «экономику одного человека» в книге «Экономика одного человека: новый золотой рудник в рыночной системе» 6 , и впервые расширил понятие «экономики одиночества» с хозяйственной жизни отдельно, одиноко живущего человека до определенного специфического стиля жизни, т.е. экономика одиночества включает в себя не только потребительское поведение одиноких мужчин и женщин, но и поведение лиц, состоящих в браке или разведенных. По мнению Кэнъити Омаэ, «экономика одного человека» — это новая социальная реальность и новый образ жизни, который привносит не только изменения в современное общество потребления и модели потребительского поведения в его рамках, но и порождает существенные социально-экономические преобразования.
В 2017 г. Китайский научно-исследовательский институт Маймай впервые проанализировал экономику одиночества Китая как отдельное экономическое явление в «Белой книге по экономике одиночества 2017 года»7 , в которой одинокие люди были разделены на четыре возрастные группы, и особенно важно подчеркнуть, что в этот опрос были также включены люди старше 40 лет. В исследовании, в частности, указывалось, что отрасли экономики наиболее тесно связанные с обслуживанием потребительских интересов и предпочтений одиноких людей являются наиболее интенсивно развивающимися отраслями.
Однако, пока единого понимания проблем и перспектив изучения экономики одиночества у современных исследователей нет. Ещё предстоит разработать теорию и методологию, которые могли бы стать основой изучения экономики одиночества и в экономической социологии в Китае и России.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести комплексный социологический анализ особенностей формирования и развития экономики одиночества в России и Китае, выявить общие черты и особенные характеристики экономики одиночества в России и Китае.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Проанализировать причины возникновения экономики одиночества и ее значение для социально-экономического развития в России и Китае;
2. Изучить особенности экономики одиночества в России и Китае и ее влияния на общество;
3. Осуществить комплексный социологический анализ экономики одиноких людей в России и Китае и её особенности и перспективы развития.
Теоретико-методологические основы исследования.
В данном исследовании анализируются причины и особенности формирования экономики одиночества в России и Китае в различных измерениях. Основными методами исследования являются: анализ имеющихся источников и литературы, комплексный анализ данных статистики и демографии, анализ данных авторского эмпирического социологического исследования - глубинного полуформализованного интервью.
Теоретико-методологическим основами исследования являются миросистемный подход И. Валлестайна и теория общества потребления Ж. Бодрийяра и теория символического потребления П. Бурдье. В качестве методов сбора эмпирической информации был использован вторичный анализ данных статистики, а также метод глубинного полуформализованного интервью с экспертами (см. Приложения 1 - 3).
Структура исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, разбитых на параграфы, введения, заключения, списка литературы и приложений, содержащих инструментарий эмпирического социологического исследования.
С развитием глобального капитализма и модернизацией глобальной производственной системы не только значительно улучшилось качество жизни людей во многих странах, но и изменилось социальное сознание. А также в связи с существенным повышением материального благосостояния, возрастают требования людей к качеству отношений с другими людьми, прежде всего, к отношениям между мужчинами и женщинами. В настоящее время возникла глобальная социально-демографическая тенденция, в соответствие с которой все больше и больше молодых людей не торопятся создавать семью, а некоторые вообще не хотят и не планируют вступать в брак. Данное явление теперь можно заметить как в России, так и в Китае, и особенно ярко оно проявляется в крупных городах. Поэтому в современном обществе, особенно в мегаполисах, всё ярче проявляется тенденция заключения «поздних браков» среди молодежи и существенное увеличение социально-демографической группы одиноких людей. И эти тенденции уже невозможно просто игнорировать или объяснять чисто психическими склонностями и особенностями отдельных личностей.
С увеличением социально-демографической группы одиноких людей получила развитие и особая сфера социально-экономической жизни, которую можно было бы рассматривать как экономическую грань одинокой жизни — это «экономика одиночества». Экономика одиночества — это разновидность, сегмент современной потребительской экономики, возникающий в результате эмоционально-ориентированного независимого потребительского поведения группы людей, являющихся и считающих себя одинокими, а также ориентированными преимущественно на воспроизводство активного одиночества (то есть позитивно воспринимаемого состояния одиночества), как стиля жизни.
Прошло 20 лет с тех пор, как появился термин «экономика одиночества», и по мере улучшения экономического климата в Китае и России экономика одиночества тоже росла. Экономика одиночества становится одним из важных двигателей развития экономики страны. Так, различные компании в России и в Китае, используя разнообразные новые маркетинговые технологии и IT- бизнес, готовы принять участие в производстве товаров и услуг для экономики одиночества, тем самым ещё более способствуя её увеличению и расширению влияния.
Целевая аудитория экономики одиночества — это самодостаточные, финансово обеспеченные люди, привыкшие или предпочитающие одинокий образ жизни. Большинство одиноких финансово независимых людей живут в крупных городах России и Китая, где они стремятся тратить заработанные деньги преимущественно или полностью, исключительно на удовлетворение своих персональных потребностей поддержания одинокого образа жизни, тем самым формируя устойчиво воспроизводящийся и расширяющийся спрос на соответствующие товары и услуги, производимые и продаваемые в рамках экономики одиночества.
Во-первых, данные исследования показали, что люди, принадлежащие по той или иной причине к социально-демографической группе одиноких людей, имеют устойчивую ориентацию на приобретение товаров и услуг, которые подчеркивали бы их одинокий образ жизни, тем самым создавая экономические условия для воспроизводства и распространения т. н. «активного одиночества», как особого (всё более позитивно воспринимаемого) стиля жизни.
Во-вторых, расширению масштабов экономики одиночества способствует и распространение гедонистического образа жизни, лишь укрепляющего стремление к активному одиночеству. В рамках теории символического потребления П.Бурдье утверждает, что в современном обществе потребления «потребители потребляют не только сами товары, но и определенные социально-культурные смыслы, которые они символизируют, включая настроение, красоту, атмосферу, стиль и чувства во время потребления». 1 В связи с распространением символического потребления в современном урбанизированном обществе всё активнее потребляются и символы (имеющие материальное выражение в товарах и услугах потребительской экономики одиночества), отражающие одинокий образ жизни, активное одиночество, как определенный стиль (или теперь уже даже систему стилей) потребления. Например, выше изложенные данные исследования показали, что российские городские одинокие женщины очень любят тратить значительную часть своего дохода на красоту, макияж, фитнес и одежду. А китайские городские одинокие мужчины любят играть в компьютерные игры, гоняться за одеждой и гаджетами модных брендов - символы, проявления «демонстративного потребления» подчеркивающего социальный статус одинокого человека. И, например, как показало исследование, существенный рост затрат на содержание домашних животных и в Китае, и в России отражает общность тенденций развития экономики одиночества. А в целом следует отметить, что развитие современного глобального общества потребления всё ярче проявляется в становлении экономики одиночества в России и Китае. Экономика одиночества меняет сами наши общества, создавая условия для расширения социально-демографической и экономико-демографической группы одиноких людей, создавая социально-экономическое обоснование для воспроизводства и увеличения активного, то есть всё более позитивно воспринимаемого как объективная необходимость, естественность, желательность одиночества любого человека в рыночном, урбанизированном обществе. Соответственно, можно также сделать вывод о том, что появление и быстрое развитие экономики одиночества во многих странах - это закономерное следствие влияния на них развития глобальной капиталистической системы, того, что неомарксист И. Валлерстайн называл «процессом перманентной экспансии исторического капитализма». 2 И противостоять этой экспансии разным обществам становится всё более сложно в современных условиях глобального распространения ценностей и символов общества потребления.