Введение 3
Глава 1. Формирование образа Германии и Польши на страницах «Ведомостей» и «Российской газеты» с избрания В.В. Путина президентом Российской Федерации до начала событий на Майдане (04.03.2012 - 21.11.2013) 9
1.1 Формирование образов на страницах «Ведомостей» 9
1.2 Германия и Польша в освещении «Российской газеты» 18
Глава 2. Публицистика во время Майдана и до избрания Дональда Трампа (21.11.2013 - 08.11.2016) 23
2.1 Освещение событий на Украине в контексте формирования образов Германии и Польши 23
2.2 Освещение вопроса санкций 35
Глава 3. Образы Германии и Польши с избрания Дональда Трампа президентом США до избрания В. В. Путина президентом Российской Федерации (08.11.2016 - 18.03.2018) 42
3.1 Вопрос санкционной политики 42
3.2 Роль «Северного потока - 2» в формировании образов Германии и Польши 45
Заключение 49
Приложение 52
Список источников и литературы 56
Средства массовой информации являются одним из трех «столпов» реализации внешней культурной политики. «Конструирование национальной концепции внешней культурной политики, прежде всего, зависит от принятой в данном обществе политической идеологии и от господствующих представлений о природе культурных процессов, их влиянии на развитие общества, приоритетности решения проблем культуры для государства, о его взаимных обязательствах с субъектами, творящими культуру, и с обществом в целом».1 СМИ являются проводником культуры, политической идеологии и, следовательно, непосредственно формируют определенные представления читающей аудитории. Разумеется, изучение политического дискурса не может осуществляться без привлечения средств массовой информации. В большинстве случаев, это единственный вариант получения необходимых сведений, и именно источники, на которые мы опираемся, служат основой нашим знаниям.
Российская Федерация, Германия и Польша представляют собой страны с особыми отношениями, которые складывались столетиями. Принятые в ходе истории политические решения то объединяли вышеназванные государства, то противопоставляли их интересы. В данной работе рассматривается период с 2012 по 2018 год, так как за этот период произошли события, напрямую повлиявшие на формирование образов стран в прессе Российской Федерации. В проведенном исследовании была выбрана следующая периодизация:
1) С начала третьего президентского срока В.В. Путина до начала Майдана (04.03.2012 - 21.11.2013);
2) Публицистика во время Майдана до избрания Дональда Трампа (21.11.2013 - 08.11.2016);
3) Образы Германии и Польши со времени избрания Дональда Трампа президентом США и до избрания Владимира Владимировича Путина президентом Российской Федерации (08.11.2016 - 18.03.2018).
Актуальность данной работы связана, прежде всего, с особой значимостью отношений России и Европейского союза, в котором Германии и Польша имеют разные приоритеты в выстраивании отношений с Российской Федерацией. Германия является самой богатой страной Европейского союза, с которой у России довольно высокий уровень товарооборота2, важные экономические и энергетические проекты, а также тесные культурные взаимоотношения. Польша, в свою очередь, ведет политику антироссийской направленности, и отношения с ней можно описать как натянутые. Присутствие и преумножение военных баз НАТО только увеличивает градус напряженности.3 Более того, встречи министров иностранных дел Польши и России не проводились около пяти лет, в результате чего основные проблемы отношений двух стран за это время не могли быть разрешены. Это означает также, что за эти годы в прессе был сформирован «багаж» негативных стереотипов. Рано или поздно отношения должны нормализироваться, но для этого необходимо понять, какой образ страны сформирован, и что именно в нем нужно исправлять для улучшения взаимодействия.
Новизна работы заключается в том, что впервые в отечественной науке применяется метод контент-анализа для сравнения образа Германии и Польши в российских печатных СМИ
Применимый в социологии, но подходящий к данному вопросу термин «свой - чужой» стал как никогда актуальным на повестке дня.4
Цель: выявить эволюцию образа Германии и Польши в российских печатных СМИ, а также проследить, как происходило освещение отношений с этими странами с 2012 по 2018 год.
Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
1. Изучить статьи ведущих периодических изданий РФ по рассматриваемой теме;
2. Определить, как формировались образы стран и отношений между ними;
3. Установить причины, по которым новости освещались с определенной точки зрения.
Объектом исследования являются российско-немецкие и российско-польские отношения.
Предметом исследования является освещение Германии и Польши в российских СМИ и формирование образов этих стран для российской аудитории.
В методологическом отношении исследование основано на методе контент- анализа, принципе системности и объективности. Использованные источники были подвергнуты критическому анализу. Исследование отражает последовательное освещение Германии и Польши в российских периодических изданиях с 2012 года по 2018 год в культурной, политической и социальной сфере. Выявлялись причинно-следственные связи, отражавшие появление тех или иных статей, влиявших на формирование образа стран в СМИ. В работе были использованы общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, интерпретация источников и др.
Основным методом исследования являлся контент-анализ. Введение в политические исследования контент-анализа связано с именем американского политолога Г. Лассуэлла, который впервые задействовал этот метод при изучении речей политических лидеров, учебной и научной литературы Германии и Советского Союза за 1920-1940-х гг. Детальный анализ текстов позволил сделать исследователю большое количество подтвержденных временем выводов. Суть метода сводилась к переводу текстовой информации в количественные данные, которые использовались в последующей математической обработке. Вначале определяется частота употребления ключевых слов и фраз (смысловых блоков) в тексте. Затем производится подсчет частоты их употребления в соотношении друг с другом и с общим объемом информации. Например, для определения нейтральности-агрессивности выступления политического лидера возможно сравнение его речи с заведомо нейтральным текстом подобного рода.5 Контент-анализ позволяет воссоздать картину видения, которая создается в обществе посредством СМИ. «Сочетание анализа данных, представленных в качественной и количественной форме, углубляет понимание смысла текста, позволяет обнаружить в публикации то, что невозможно оценить при традиционном восприятии медиапродукта».6 Контент-анализ подразумевает определенный набор маркерных слов и выражений. В данном исследовании в этом качестве используются следующие слова: «сотрудничество», «война», «Сирия», «санкции», «друзья», «агрессия», «партнер» и их производные. В процессе исследования было установлено, что большинство из слов- маркеров используются в новостях совместно, поэтому подсчитать их количество вручную было бы проблематично, однако их частое использование по отношению к Германии и Польше лишь подтверждает тот факт, что данная тема популярна в прессе.
Метод контент-анализа достаточно популярен, и американский социолог Лоуренс Ньюман подчеркивал, что этот метод дает лучшие результаты в применении к следующим типам проблем:
1. «изучение больших объемов однородных по какому-либо признаку текстов (тексты периодической печати, речи политиков, школьные учебники, форумы в социальных сетях, телевизионные сериалы и т.п.);
2. при изучении исторических документов (летописей, сводов законов, переписей населения, мемуаров и т.п.);
3. для обнаружения в текстах таких явлений и связей, которые ускользают от обычного читателя, да и самим автором (авторами) могут не осознаваться из -за большого объема текста и большой продолжительности времени работы над ним».7
В исследовании мы стараемся придерживаться оригинальной концепции Г. Лассуэлла:
1. Кто говорит? — анализ управления коммуникативным процессом.
2. Что сообщает? — анализ содержания сообщений.
3. Кому? — анализ аудитории.
4. По какому каналу? — анализ средства.
5. С каким эффектом? — анализ результата: изменилось/не изменилось сознание и/или поведение реципиента.8
Теоретической основой данного исследования по вопросам применения контент - анализа послужили работы социологов Л. Ньюмана Л. «Неопросные методы исследования» и Семёновой А.В. «Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения», в которых авторы разработали методы использования и анализа собранных данных.
В качестве источников были использованы отечественные печатные издания, отражающие основные государственные взгляды на политику. В качестве одного из основных источников выступает газета «Ведомости», которая с 2012 года находится в топе рейтинга общественно-политических и деловых изданий, и хотя она не является государственной де-юре, де-факто она отражает политическую направленность Российской Федерации по международному сотрудничеству. Также в ней печатаются правительственные и президентские послания и программы.9 Второй основной источник, «Российская газета», напрямую финансируется из государственного бюджета и является официальным изданием Правительства Российской Федерации, вследствие чего представляется нам довольно репрезентативным источником для данного исследования10. Направленность газеты «Ведомости» — бизнес и экономика, тогда как «Российская газета» напрямую отражает политические направления Российской Федерации. Все это позволяет создать наиболее полный образ, создающийся в российских СМИ.
Для ознакомления с общими тенденциями формирования образа страны в прессе были использованы научные статьи А. В. Григорьева «Роль прессы в формировании польского общественного мнения относительно российско-польских межгосударственных отношений»11 и Дебарделебен Джоан «Отношения России и Евросоюза в прессе России, Германии и Польши».12
Вопросы, поднимаемые данной работой, не были еще в полной мере изучены исследователями, поэтому для понимания образов, которые были сформированы ранее изучаемого периода, были использованы два фундаментальных для данной темы труда «Белые пятна - черные пятна: Сложные вопросы в российско-польских отношениях»13 и «Россия и Германия Несостоявшийся альянс (история с продолжением)».14 В первой монографии представлены наиболее противоречивые вопросы, связанные с историей Польши и России. Во второй монографии отражен вопрос о взаимоотношениях Германии и России, в том числе и на современном этапе. В ней автор приходит к выводу, что сотрудничество не прерывалось с 1991 года, и даже события, повлекшие за собой введение санкций, не смогли прекратить взаимовыгодное партнерство.
Данная тема не становилась объектом изучения ни российскими, ни иностранными экспертами, поэтому исследование Адама Новаковски «Образ России в польских авторитетных публицистических еженедельниках «Политика» и «В сети»15 наиболее приближено по кругу поднимаемых вопросов к данной работе. Автор приходит к выводу, что образ России в польской прессе в большей степени враждебный, нежели чем дружественный, а также утверждает, что сотрудничество возможно, однако сопряжено с многими историческими и политическими сложностями. Подобный вывод, как ни странно, довольно близко отражает и образ Польши в российской прессе.
Как видно из статистических данных, приведенных в Приложении 1, рассмотренные издания в целом проявляют меньший интерес к польской проблематике, нежели чем к немецкой. Это логично, ведь Германия представляется самостоятельной страной с очень сильными традициями, стабильной экономикой и налаженными партнерскими связями, в то время как роль и образ Польши в прессе достаточно нестабилен. Польша не выступает ни в качестве надежного партнера, что показательно в вопросах газового обеспечения, ни в качестве полноправной самостоятельной и независящей ни от кого страны в Европе. Количество негативных упоминаний Польши в «Российской газете» в разы превышает позитивные даже в относительно спокойном для международных процессов 2012 году, однако в основном оба издания не стремятся явно характеризовать позицию этой страны, придерживаясь нейтральных трактовок. Можно предположить, что во многом это попытка была обусловлена стремлением не обострять отношения после авиакатастрофы под Смоленском.
По сравнению с Германией образ Польши в прессе нельзя назвать дружественным. На протяжении всех 6 лет акцент делается на сотрудничество, но о партнерстве с Польшей речи нет. Германия же тесно связана с Россией торгово-экономическими связями, что прекрасно показывают статьи «Ведомостей», где на протяжении первого исследуемого периода с 04.03.2012 по 21.11.2013. Германия чаще всего упоминается в качестве партнера, а компании называют дружественными и открытыми для россиян. Можно проследить, что именно Германия приветствует проекты газовой отрасли и не дает антироссийским настроениям в этой сфере взять верх — разумеется, благодаря совместным проектам в данной отрасли.
Можно отметить, что начиная с 2013 года, образ Германии поляризируется. Отрицательную окраску приобретают новости от официальных властей, что лучше всего прослеживается в «Российской газете», которая имеет политическую направленность. В самих статьях увеличивается количество таких слов как «агрессия» и «санкции», а для усиления эффекта журналисты гораздо чаще, чем в предыдущий период, обращаются к историческим сравнениям, которые выставляют правящие круги Германии не в лучшем свете. Однако всё, что касается сотрудничества, бизнеса и партнерства, лучше передают «Ведомости», оставаясь вне вопросов санкций и столкновений интересов. Здесь количество упоминаний Германии в качестве партнеров остается примерно одинаковым по сравнению с предыдущим периодом. В этот период образ Германии не приобретает откровенно негативных черт: напротив, в прессе делаются акценты на том, что объединяет страны, а решения Бундестага по большей части списываются на текущую конъюнктуру.
Благодаря большим совместным проектам, Германия не поддерживала введение жестких санкций против Российской Федерации. Количество упоминаний Минских соглашений, гарантами которых являются обе страны, и совместное противодействие терроризму, в очередной раз показывает, что, несмотря на разногласия, Россия и Германия остаются на одной стороне в вопросах международной безопасности, а так же уважают мнения друг друга. Даже в самый сложный, с точки зрения межгосударственных отношений период, в СМИ существовала альтернативная точка зрения на политику Германии, которая давала понять, что по сравнению с другими представителями международных организаций, Германия стремится к диалогу с Россией.
Образ же Польши, напротив, начиная с 2013 года ежегодно ухудшался. Как ни странно, это напрямую связано с ухудшением отношений с США. Представление Польши как плацдарма для солдат НАТО и угрозы для российских границ не менялось за исследуемые 6 лет: напротив, все действия, проводимые Польшей, характеризовались в прессе исключительно как антироссийские, причем сама Польша представлялась в качестве марионетки США. Дружба, партнерство и сотрудничество между Польшей и Россией практически не рассматривалась СМИ за исследуемый период, а в течение 20142016 годов польский истэблишмент приобрел в российских СМИ такие черты как неопытность, необразованность и параноидальность во всем, что касается действий России. Издания указывали на то, что Польша является «голосом» Америки на континенте, с помощью которого был проведен Майдан и подготовлены националисты, которые позже развязали войну на Донбассе.
В вопросах санкционной политики Польша представляется довольно слабой страной с большими амбициями. Она рассчитывает стать лидером в Восточной Европе, однако настолько неприкрыто зависима от Вашингтона с точки зрения прессы, что ее влияния опасаются остальные страны Европы. Польша - одна из тех стран, которая действительно понесла большие экономические потери от санкций России1 и не приобрела от введения санкций против России ничего, кроме показного единодушия с Америкой и Европой. Это была демонстрация единства, которая довольно дорого обошлась польской стороне и остальным сельскохозяйственным странам ЕС, для которых Российская Федерация выступала рынком сбыта товаров.
В 2015 году, несмотря на санкции, происходит подписание соглашения о строительстве «Северного потока - 2». С этих пор происходит планомерное улучшение отношений, а, следовательно, и образа Германии в российской прессе. Количество положительных статей о ней в 2016-2018 годах приблизилось к показателям 2012 года. Столь лестным статьям Германия обязана смещению основной повестки дня с темы Украины и увеличению контактов по «Северному потоку - 2», в котором были заинтересованы обе стороны.
В целом, на протяжении шести лет можно было наблюдать, как образ Польши в российских СМИ ухудшался, так как кроме противоречий, у стран не оказалось способов, которые могли бы удержать от практически полного прекращения деловых коммуникаций. Образ Польши становился хуже, так как сама страна пыталась посягнуть на лидерство в том регионе, в котором лидером считает себя Россия. Более того, тесная связь с Соединенными Штатами Америки, отношения с которыми у России напряженные, не дают возможности говорить о скорейшем восстановлении доверительных отношений между Польшей и Российской Федерацией и изменению многолетнего негативного образа Польши в российских СМИ.
Образ Германии за исследованный период не претерпевал особенно сильных изменений и переходил от позитивного к нейтральному, однако никогда не являлся сугубо негативным. Стоит отметить, что периоды наиболее хвалебных и лестных статей о Германии приходились на подписания договоренностей о «Северном потоке -2». Санкции практически не затрагивали общие сферы интересов Германии и России, поэтому в изданиях статьи, обличающие Германию, не публиковались. С изменением российского курса политики, на Германию в российских СМИ как на страну, с которой необходимо брать пример, смотреть перестали, однако образ сильного союзника и выгодного партнера сохраняется за ней и сегодня. В целом, образ Германии лишен негативных стереотипов, которые препятствовали бы успешному ведению международных проектов, чего нельзя сказать об образе Польши. У этой, довольно крупной страны на границе с Россией, огромное количество негативных стереотипов, сложившихся в СМИ, что и показало исследование. Показательно, что весьма схожий негативный образ независимой Польши сложился практически столетие тому назад в условиях советско-польского военно-политического противостояния.2 Во многом из-за бремени устойчивых стереотипов невозможно выйти на новую ступень в отношениях между странами, следовательно, плодотворное сотрудничество и партнерство станет возможным только тогда, когда образ претерпит некоторые положительные изменения.
1. 19 стран выразили несогласие с отсутствием делегации РФ на ПА ОБСЕ // Российская газета. - URL: https://rg.ru/2015/07/09/pase-anons.html (дата обращения: 29.04.2019).
2. Аплодисменты и шампанское: в Госдуме назвали победу Трампа «утром надежды» // NTV.RU. - URL: https://www.ntv.ru/novosti/1694477/ (дата обращения: 12.05.2019).
3. Аптекарь П. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей // Ведомости. - URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/05/10/689132-zavoevivat- druzei (дата обращения: 01.05.2019).
4. Базанова Е. «Идти на уступки России - это путь в никуда» // Ведомости. - URL: https://www.vedomosti.ru/politics/characters/2015/05/21/idti-na-ustupki-rossii-eto-put-v- nikuda (дата обращения: 28.04.2019).
5. Балиев А. Пилим вместе // Российская газета. - URL: https://rg.ru/2013/05/07/les.html (дата обращения: 12.03.2019).
6. Барский К. "Попытки изоляции мировой державы бесперспективны" // Российская газета. - URL: https://rg.ru/2014/03/08/derjava-site.html (дата обращения: 28.04.2019).
7. Барский К. "Попытки изоляции мировой державы бесперспективны" // Российская газета. - URL: https://rg.ru/2014/03/08/derjava-site.html (дата обращения: 28.04.2019).
8. Беляков И. Чижов: ЕС повлиял на смягчение антироссийских санкций // Российская газета. - URL: https://rg.ru/2017/08/04/chizhov-es-povliiali-na-smiagchenie- antirossijskih-sankcij.html (дата обращения: 02.05.2019).
9. Бордачёв Т. Тимофей Бордачёв: Два пути дезинтеграции Евросоюза // Ведомости. - URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2013/03/20/funkcionalnaya_dezintegraciya (дата обращения: 05.04.2019).
10. Бочарова С. Кравченко Е., Никольский А. Новое лицо Украины // Ведомости. - URL: https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/02/24/novoe-lico-ukrainy (дата обращения: 18.04.2019).
11. В Екатеринбурге открылся визовый центр Германии // Российская газета. - URL: https://rg.ru/2013/02/01/reg-urfo/viza.html (дата обращения: 12.03.2019).
12. В Краснодаре открылся визовый центр Германии // Российская газета. - URL: https://rg.ru/2013/06/10/reg-ufo/viza.html (дата обращения: 12.03.2019).
13. В Кремле нашли причину недовольства европейцев санкциями, Латухина Кира / Российская газета URL: https://rg.ru/2017/06/16/v-kremle-nashli-prichinu-nedovolstva- evropejcev-sankciiami.html(дата обращения: 01.05.2019).
14. В Кремле удивлены шоком Польши по поводу бесплатного угля для Украины // Российская газета. - URL: https://rg.ru/2014/10/17/gaz-anons.html (дата обращения: 27.04.2019).
15. В Саратове открылись ворота в Германию // Российская газета. - URL: https://rg.ru/2013/03/12/reg-pfo/centr-anons.html (дата обращения: 12.03.2019).
...