Подготовка учащихся 10-11 классов к устной части ЕГЭ по английскому языку в условиях дистанционного обучения
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМИРОВАНИЯ
ИНОЯЗЫЧНЫХ УСТНОРЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ В ФОРМАТЕ ЕГЭ 8
1.1 Устная часть единого государственного экзамена по английскому
языку 8
1.1.1 Типы тестовых заданий в устной части экзамена 9
1.1.2 Критерии оценивания заданий устной части ЕГЭ по английскому
языку 12
1.2 Методика развития умений, необходимых для успешного
выполнения заданий устной части ЕГЭ в соответствии с CEFR и ФГОС 17
1.2.1 Умения, необходимые для успешного выполнения заданий устной
части ЕГЭ в соответствии с уровнями CEFR и ФГОС 18
1.2.2 Методика развития необходимых навыков и умений при
подготовке к устной части ЕГЭ 23
1.3 Дистанционный формат обучения и цифровые инструменты для проведения онлайн-занятий и подготовки к ЕГЭ 29
1.3.1 Особенности дистанционного формата обучения 30
1.3.2 Цифровые инструменты для проведения онлайн-занятий и
подготовки к ЕГЭ 35
Выводы по главе I 41
Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ К УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ 44
2.1 Исследование эффективности дистанционной подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку методом онлайн-анкетирования 44
2.1.1 Онлайн-анкетирование как метод исследования 44
2.1.2 Структура и содержание анкеты 49
2.2 Анализ эффективности подготовки к устной части ЕГЭ по
английскому языку в 2020-2021 гг 54
2.2.1 Анализ результатов анкетирования целевой аудитории 55
2.2.2. Анализ типичных ошибок и средних результатов по аспекту
Говорение за 2020-2021 гг 68
2.3 Методические рекомендации по подготовке учащихся старшей
школы к устной части ЕГЭ по английскому языку в условиях дистанционного обучения 74
2.3.1 Использование сервиса Flipgrid в процессе онлайн подготовки к
устной части ЕГЭ 74
2.3.2. Система упражнений, нацеленная на подготовку к устной части
ЕГЭ по английскому языку на платформе Flipgrid 79
Выводы по главе II 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 103
ПРИЛОЖЕНИЕ В 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 10
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМИРОВАНИЯ
ИНОЯЗЫЧНЫХ УСТНОРЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ В ФОРМАТЕ ЕГЭ 8
1.1 Устная часть единого государственного экзамена по английскому
языку 8
1.1.1 Типы тестовых заданий в устной части экзамена 9
1.1.2 Критерии оценивания заданий устной части ЕГЭ по английскому
языку 12
1.2 Методика развития умений, необходимых для успешного
выполнения заданий устной части ЕГЭ в соответствии с CEFR и ФГОС 17
1.2.1 Умения, необходимые для успешного выполнения заданий устной
части ЕГЭ в соответствии с уровнями CEFR и ФГОС 18
1.2.2 Методика развития необходимых навыков и умений при
подготовке к устной части ЕГЭ 23
1.3 Дистанционный формат обучения и цифровые инструменты для проведения онлайн-занятий и подготовки к ЕГЭ 29
1.3.1 Особенности дистанционного формата обучения 30
1.3.2 Цифровые инструменты для проведения онлайн-занятий и
подготовки к ЕГЭ 35
Выводы по главе I 41
Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ К УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ 44
2.1 Исследование эффективности дистанционной подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку методом онлайн-анкетирования 44
2.1.1 Онлайн-анкетирование как метод исследования 44
2.1.2 Структура и содержание анкеты 49
2.2 Анализ эффективности подготовки к устной части ЕГЭ по
английскому языку в 2020-2021 гг 54
2.2.1 Анализ результатов анкетирования целевой аудитории 55
2.2.2. Анализ типичных ошибок и средних результатов по аспекту
Говорение за 2020-2021 гг 68
2.3 Методические рекомендации по подготовке учащихся старшей
школы к устной части ЕГЭ по английскому языку в условиях дистанционного обучения 74
2.3.1 Использование сервиса Flipgrid в процессе онлайн подготовки к
устной части ЕГЭ 74
2.3.2. Система упражнений, нацеленная на подготовку к устной части
ЕГЭ по английскому языку на платформе Flipgrid 79
Выводы по главе II 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 103
ПРИЛОЖЕНИЕ В 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 10
Эпидемиологическая ситуация в мире весной 2020 г. вынудила учебные заведения РФ экстренно перейти на дистанционный формат обучения, в связи с чем часть подготовки к Единому государственному экзамену также проводилась в дистанционном формате. Несмотря на то, что в последние годы происходит активная цифровизация сферы образования, все еще остается актуальным поиск путей повышения эффективности учебного процесса и его результативности, а также преодоления трудностей, с которыми сталкиваются преподаватели и учащиеся в условиях онлайн-обучения. Это касается и дистанционной подготовки к ЕГЭ по английскому языку, в частности работы над устно-речевыми навыками и умениями, которые, наряду с умениями письма, остаются наиболее сложными для развития.
Данная работа посвящена подготовке учащихся 10-11 классов к устной части ЕГЭ по английскому языку в условиях дистанционного обучения. Актуальность данной работы заключается в необходимости изучения особенностей дистанционной подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку, а также поиске путей преодоления недостатков данного формата работы и выявлении его преимуществ.
Объектом исследования является подготовка к устной части ЕГЭ по английскому языку. Предметом - особенности подготовки учащихся старшей школы к устной части ЕГЭ по английскому языку в дистанционном формате.
Целью данного исследования является разработка методических рекомендаций по подготовке учащихся 10-11 классов к сдаче устной части ЕГЭ в условиях дистанционного обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) охарактеризовать типы тестовых заданий в устной части ЕГЭ по английскому языку в 2022 г. и критерии их оценивания;
2) описать умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий в соответствии с требованиями Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), а также уровнями CEFR;
3) описать методику и приемы развития умений устной речи при подготовке к экзамену;
4) дать сравнительную характеристику платформ дистанционного обучения и изучить возможности различных цифровых инструментов для проведения онлайн-занятий и подготовки к ЕГЭ;
5) провести анкетирование среди преподавателей и учащихся для изучения их опыта в дистанционной подготовке к устной части ЕГЭ и оценки эффективности данного процесса;
6) проанализировать результаты анкетирования и средние результаты выполнения заданий ЕГЭ в 2020-2021 гг., а также типичные ошибки, допускаемые экзаменуемыми;
7) разработать обоснованные методические рекомендации по совершенствованию процесса дистанционного подготовки учащихся старшей школы к устной части ЕГЭ с учетом выявленных трудностей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования: анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы, сравнение платформ дистанционного обучения, анкетирование учащихся и преподавателей, анализ и систематизация результатов анкетирования и средних результатов выполнения заданий ЕГЭ.
Теоретическую базу исследования составляют работы следующих авторов: Вербицкой М.В., Махмурян К.С., Трешиной И.В. в области теории и практики подготовки к ЕГЭ, а также при описании методики развития необходимых устно-речевых навыков и умений, наряду с Басовой О.В., Абидуевой А.Н., Щукиным А.Н., Гальсковой Н.Д., Гез Н.И. и др. Кроме того, использовались официальные документы ФИПИ (спецификация, кодификатор, демонстрационные варианты) и CEFR, а также ФГОС среднего общего образования. При характеристике дистанционного формата обучения и цифровых ресурсов цитировались труды таких исследователей, как Полат Е.С., Атласова С.С., Владимирова В.А., Таушканова М.В., Львова О.В., Андреев А.А., Солдаткин В.И., Лутфуллаев Г.У., Dykman C.A., Davis C.K. и др.
Научная новизна работы состоит в подробном рассмотрении особенностей подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку в дистанционном формате и выявлении актуальных проблем, с которыми сталкиваются преподаватели и учащиеся в процессе реализации данного формата обучения.
Теоретическая значимость работы заключается во всесторонней характеристике процесса подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку и его компонентов, а также анализе технологий и цифровых инструментов, применяемых для дистанционного проведения занятий и подготовки к ЕГЭ.
Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций по совершенствованию подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку в дистанционном формате на основе выявленных в ходе анкетирования, а также анализа средних результатов выполнения заданий и типичных ошибок, недостатков процесса обучения.
Исследование проводилось на материале, полученном в результате анализа средних результатов выполнения заданий устной части ЕГЭ за 2020¬2021 гг., типичных ошибок, допускаемых экзаменуемыми, а также результатов анкетирования преподавателей и учащихся.
Данная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы и пяти приложений. В первой главе описываются теоретические аспекты подготовки к устной части ЕГЭ в дистанционном формате. Так, в ней представлена характеристика типов заданий устной части, критериев их оценивания и умений, необходимых для их успешного выполнения. Кроме того, в данной главе рассматривается понятие «дистанционное обучение», преимущества и недостатки данного формата работы, а также цифровые платформы и ресурсы, используемые для организации дистанционного обучения и процесса подготовки к ЕГЭ. Во второй главе описаны результаты анкетирования преподавателей и студентов, а также анализ типичных ошибок, допускаемых экзаменуемыми, и средних результатов выполнения заданий устной части в Санкт-Петербурге за 2020¬2021 гг. По итогам проведенного анализа выделены этапы процесса онлайн- подготовки к экзамену, нуждающиеся в совершенствовании, и предложены методические рекомендации, нацеленные на повышение эффективности работы в рамках данных этапов. Главы завершаются выводами. Текст работы иллюстрируется 2-мя таблицами и 21-м рисунком. Приложения включают 5 таблиц, представляющих (1) критерии оценивания заданий устной части; (2) умения диалогической и монологической речи на базовом и профильном уровнях обучения в школе согласно ФГОС; (3) вопросы анкеты; (4) результаты выполнения заданий устной части по критериям оценивания в 2020 г.; (5) результаты выполнения заданий устной части по критериям оценивания в 2021 гг.
Объем работы - 109 страниц. Список использованной литературы включает 54 источника, из которых 42 на русском языке, а 12 - на английском, с глубиной библиографического поиска до 1998 г. За последние 5 лет - 32 источника.
Теоретические положения исследования прошли апробацию на III Всероссийской конференции для молодых ученых-лингвистов «Традиционное и новое: цифровое пространство лингвистических и лингводидактических исследований» (Tradition and Innovation: Digital Extension of Linguistic and Language Pedagogy Research), которая проходила 14-15 февраля в СПбГУ. Содержание доклада было изложено в научной статье «Готовимся к устной части ЕГЭ по английскому языку дистанционно: к постановке вопроса», которая вошла в сборник «Традиционное и новое: цифровое пространство лингвистических и лингводидактических исследований», ожидающий публикации.
Данная работа посвящена подготовке учащихся 10-11 классов к устной части ЕГЭ по английскому языку в условиях дистанционного обучения. Актуальность данной работы заключается в необходимости изучения особенностей дистанционной подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку, а также поиске путей преодоления недостатков данного формата работы и выявлении его преимуществ.
Объектом исследования является подготовка к устной части ЕГЭ по английскому языку. Предметом - особенности подготовки учащихся старшей школы к устной части ЕГЭ по английскому языку в дистанционном формате.
Целью данного исследования является разработка методических рекомендаций по подготовке учащихся 10-11 классов к сдаче устной части ЕГЭ в условиях дистанционного обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) охарактеризовать типы тестовых заданий в устной части ЕГЭ по английскому языку в 2022 г. и критерии их оценивания;
2) описать умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий в соответствии с требованиями Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), а также уровнями CEFR;
3) описать методику и приемы развития умений устной речи при подготовке к экзамену;
4) дать сравнительную характеристику платформ дистанционного обучения и изучить возможности различных цифровых инструментов для проведения онлайн-занятий и подготовки к ЕГЭ;
5) провести анкетирование среди преподавателей и учащихся для изучения их опыта в дистанционной подготовке к устной части ЕГЭ и оценки эффективности данного процесса;
6) проанализировать результаты анкетирования и средние результаты выполнения заданий ЕГЭ в 2020-2021 гг., а также типичные ошибки, допускаемые экзаменуемыми;
7) разработать обоснованные методические рекомендации по совершенствованию процесса дистанционного подготовки учащихся старшей школы к устной части ЕГЭ с учетом выявленных трудностей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования: анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы, сравнение платформ дистанционного обучения, анкетирование учащихся и преподавателей, анализ и систематизация результатов анкетирования и средних результатов выполнения заданий ЕГЭ.
Теоретическую базу исследования составляют работы следующих авторов: Вербицкой М.В., Махмурян К.С., Трешиной И.В. в области теории и практики подготовки к ЕГЭ, а также при описании методики развития необходимых устно-речевых навыков и умений, наряду с Басовой О.В., Абидуевой А.Н., Щукиным А.Н., Гальсковой Н.Д., Гез Н.И. и др. Кроме того, использовались официальные документы ФИПИ (спецификация, кодификатор, демонстрационные варианты) и CEFR, а также ФГОС среднего общего образования. При характеристике дистанционного формата обучения и цифровых ресурсов цитировались труды таких исследователей, как Полат Е.С., Атласова С.С., Владимирова В.А., Таушканова М.В., Львова О.В., Андреев А.А., Солдаткин В.И., Лутфуллаев Г.У., Dykman C.A., Davis C.K. и др.
Научная новизна работы состоит в подробном рассмотрении особенностей подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку в дистанционном формате и выявлении актуальных проблем, с которыми сталкиваются преподаватели и учащиеся в процессе реализации данного формата обучения.
Теоретическая значимость работы заключается во всесторонней характеристике процесса подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку и его компонентов, а также анализе технологий и цифровых инструментов, применяемых для дистанционного проведения занятий и подготовки к ЕГЭ.
Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций по совершенствованию подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку в дистанционном формате на основе выявленных в ходе анкетирования, а также анализа средних результатов выполнения заданий и типичных ошибок, недостатков процесса обучения.
Исследование проводилось на материале, полученном в результате анализа средних результатов выполнения заданий устной части ЕГЭ за 2020¬2021 гг., типичных ошибок, допускаемых экзаменуемыми, а также результатов анкетирования преподавателей и учащихся.
Данная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы и пяти приложений. В первой главе описываются теоретические аспекты подготовки к устной части ЕГЭ в дистанционном формате. Так, в ней представлена характеристика типов заданий устной части, критериев их оценивания и умений, необходимых для их успешного выполнения. Кроме того, в данной главе рассматривается понятие «дистанционное обучение», преимущества и недостатки данного формата работы, а также цифровые платформы и ресурсы, используемые для организации дистанционного обучения и процесса подготовки к ЕГЭ. Во второй главе описаны результаты анкетирования преподавателей и студентов, а также анализ типичных ошибок, допускаемых экзаменуемыми, и средних результатов выполнения заданий устной части в Санкт-Петербурге за 2020¬2021 гг. По итогам проведенного анализа выделены этапы процесса онлайн- подготовки к экзамену, нуждающиеся в совершенствовании, и предложены методические рекомендации, нацеленные на повышение эффективности работы в рамках данных этапов. Главы завершаются выводами. Текст работы иллюстрируется 2-мя таблицами и 21-м рисунком. Приложения включают 5 таблиц, представляющих (1) критерии оценивания заданий устной части; (2) умения диалогической и монологической речи на базовом и профильном уровнях обучения в школе согласно ФГОС; (3) вопросы анкеты; (4) результаты выполнения заданий устной части по критериям оценивания в 2020 г.; (5) результаты выполнения заданий устной части по критериям оценивания в 2021 гг.
Объем работы - 109 страниц. Список использованной литературы включает 54 источника, из которых 42 на русском языке, а 12 - на английском, с глубиной библиографического поиска до 1998 г. За последние 5 лет - 32 источника.
Теоретические положения исследования прошли апробацию на III Всероссийской конференции для молодых ученых-лингвистов «Традиционное и новое: цифровое пространство лингвистических и лингводидактических исследований» (Tradition and Innovation: Digital Extension of Linguistic and Language Pedagogy Research), которая проходила 14-15 февраля в СПбГУ. Содержание доклада было изложено в научной статье «Готовимся к устной части ЕГЭ по английскому языку дистанционно: к постановке вопроса», которая вошла в сборник «Традиционное и новое: цифровое пространство лингвистических и лингводидактических исследований», ожидающий публикации.
Данная работа посвящена проблеме повышения эффективности дистанционного процесса подготовки учащихся 10-11 классов к устной части ЕГЭ по английскому языку. По результатам проведенного исследования был решен ряд задач.
Прежде всего, была дана всестороння характеристика устной части экзамена, в частности описание тестовых заданий, критериев их оценивания, требуемых для успешного выполнения экзаменационных испытаний навыков и умений, а также методики и приемов их развития. В устной части ЕГЭ представлены четыре типа задания: чтение текста вслух, условный диалог- расспрос, условный диалог-интервью, а также связное тематическое монологическое высказывание с элементами описания и рассуждения. Задания ЕГЭ проверяют уровень развития умений диалогической речи на базовом уровне и умений монологической речи на высоком уровне сложности, что соотносится с уровнями А2+ и В2 соответственно, а также уровень владения фонетическими, лексическими и грамматическими навыками.
Изучение методики и приемов работы над проверяемыми на экзамене устно-речевыми навыками и умениями показало, что основной фокус должен быть на развитии спонтанной неподготовленной речи, а также на повторении и активизации требуемого фонетического, лексического и грамматического материала. Кроме того, важно знакомить учащихся со стратегиями выполнения экзаменационных заданий, такими как внимательное прочтение инструкции, учет коммуникативной ситуации и вербальных и визуальных опор и т.д., которые способствуют более успешному их выполнению. Наиболее эффективным приемом подготовки к формату и заданиям экзамена исследователи и эксперты ЕГЭ называют аудиозапись ответов учащихся с последующим анализом и совершенствованием высказываний.
Рассмотрение понятия «дистанционное обучение» показало, что зачастую наиболее эффективным форматом его реализации считается синхронное обучение в формате видеоконференции. Тем не менее, в процессе подготовки к ЕГЭ также может вестись и асинхронное обучение, например, в форме работы с аудиозаписями ответов учащихся или онлайн-тренажерами устной части ЕГЭ.
С целью выявления трудностей, с которыми сталкиваются выпускники в ходе выполнения заданий, было проведено анкетирование учащихся и преподавателей, а также анализ средних результатов выполнения отдельных заданий устной части по критериям оценивания в 2020-2021 гг. и типичных ошибок, допускаемых экзаменуемыми. Проведенный анализ показал, что преподаватели уделяют мало внимания работе с аудиозаписями ответов учащихся. При выполнении экзаменационных заданий выпускники испытывают трудности, связанные с решением коммуникативной задачи, а также построением высказываний на основе вербальных и визуальных опор. Кроме того, дистанционный формат затрудняет поддержание эмоционального и зрительного контакта в группе.
В качестве платформы для создания упражнений, нацеленных на решение выделенных проблем, нами был выбран сервис Flipgrid. Преимуществом данного сервиса является возможность организации обучения на основе обмена аудио- и видеозаписями высказываний, что позволяет практиковать устно-речевые умения всем учащимся в равной мере, а также приближает процесс подготовки к реальным условиям проведения экзамена и позволяет выпускникам привыкнуть к ним заранее. Разработанная нами система упражнений нацелена на снятие трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при выполнении задания 2 (запрос информации), в том числе интонационным, лексическим и грамматическим оформлением прямых вопросов, а также работой с вербальными опорами, что актуально и для задания 4. Адаптация задания 4 к выполнению на платформе позволяет улучшить навык решения коммуникативной задачи и построение логически организованного монологического высказывания на основе плана. Применение приемов самопроверки и взаимопроверки ответов учащихся способствует более глубокому пониманию учащимися требований, стратегий выполнения и критериев оценивания каждого задания устной части. А последующее исправление выявленных недостатков в языковом оформлении высказывания позволяет повышать уровень владения выпускников лингвистической компетенцией.
В ходе проведенной работы главная цель исследования, которая заключалась в разработке методических рекомендаций по повышению эффективности процесса дистанционного процесса подготовки к устной части ЕГЭ на основе анализа результатов анкетирования, средних результатов выполнения заданий устной части и типичных ошибок, была достигнута.
Перспективы исследования видятся в проведении апробации предложенных рекомендаций, а также дальнейшем поиске эффективных путей совершенствования процесса дистанционной подготовки к устной части ЕГЭ, в том числе при осуществлении подготовки с использованием цифровых ресурсов для проведения видеоконференций.
Прежде всего, была дана всестороння характеристика устной части экзамена, в частности описание тестовых заданий, критериев их оценивания, требуемых для успешного выполнения экзаменационных испытаний навыков и умений, а также методики и приемов их развития. В устной части ЕГЭ представлены четыре типа задания: чтение текста вслух, условный диалог- расспрос, условный диалог-интервью, а также связное тематическое монологическое высказывание с элементами описания и рассуждения. Задания ЕГЭ проверяют уровень развития умений диалогической речи на базовом уровне и умений монологической речи на высоком уровне сложности, что соотносится с уровнями А2+ и В2 соответственно, а также уровень владения фонетическими, лексическими и грамматическими навыками.
Изучение методики и приемов работы над проверяемыми на экзамене устно-речевыми навыками и умениями показало, что основной фокус должен быть на развитии спонтанной неподготовленной речи, а также на повторении и активизации требуемого фонетического, лексического и грамматического материала. Кроме того, важно знакомить учащихся со стратегиями выполнения экзаменационных заданий, такими как внимательное прочтение инструкции, учет коммуникативной ситуации и вербальных и визуальных опор и т.д., которые способствуют более успешному их выполнению. Наиболее эффективным приемом подготовки к формату и заданиям экзамена исследователи и эксперты ЕГЭ называют аудиозапись ответов учащихся с последующим анализом и совершенствованием высказываний.
Рассмотрение понятия «дистанционное обучение» показало, что зачастую наиболее эффективным форматом его реализации считается синхронное обучение в формате видеоконференции. Тем не менее, в процессе подготовки к ЕГЭ также может вестись и асинхронное обучение, например, в форме работы с аудиозаписями ответов учащихся или онлайн-тренажерами устной части ЕГЭ.
С целью выявления трудностей, с которыми сталкиваются выпускники в ходе выполнения заданий, было проведено анкетирование учащихся и преподавателей, а также анализ средних результатов выполнения отдельных заданий устной части по критериям оценивания в 2020-2021 гг. и типичных ошибок, допускаемых экзаменуемыми. Проведенный анализ показал, что преподаватели уделяют мало внимания работе с аудиозаписями ответов учащихся. При выполнении экзаменационных заданий выпускники испытывают трудности, связанные с решением коммуникативной задачи, а также построением высказываний на основе вербальных и визуальных опор. Кроме того, дистанционный формат затрудняет поддержание эмоционального и зрительного контакта в группе.
В качестве платформы для создания упражнений, нацеленных на решение выделенных проблем, нами был выбран сервис Flipgrid. Преимуществом данного сервиса является возможность организации обучения на основе обмена аудио- и видеозаписями высказываний, что позволяет практиковать устно-речевые умения всем учащимся в равной мере, а также приближает процесс подготовки к реальным условиям проведения экзамена и позволяет выпускникам привыкнуть к ним заранее. Разработанная нами система упражнений нацелена на снятие трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при выполнении задания 2 (запрос информации), в том числе интонационным, лексическим и грамматическим оформлением прямых вопросов, а также работой с вербальными опорами, что актуально и для задания 4. Адаптация задания 4 к выполнению на платформе позволяет улучшить навык решения коммуникативной задачи и построение логически организованного монологического высказывания на основе плана. Применение приемов самопроверки и взаимопроверки ответов учащихся способствует более глубокому пониманию учащимися требований, стратегий выполнения и критериев оценивания каждого задания устной части. А последующее исправление выявленных недостатков в языковом оформлении высказывания позволяет повышать уровень владения выпускников лингвистической компетенцией.
В ходе проведенной работы главная цель исследования, которая заключалась в разработке методических рекомендаций по повышению эффективности процесса дистанционного процесса подготовки к устной части ЕГЭ на основе анализа результатов анкетирования, средних результатов выполнения заданий устной части и типичных ошибок, была достигнута.
Перспективы исследования видятся в проведении апробации предложенных рекомендаций, а также дальнейшем поиске эффективных путей совершенствования процесса дистанционной подготовки к устной части ЕГЭ, в том числе при осуществлении подготовки с использованием цифровых ресурсов для проведения видеоконференций.
Подобные работы
- Подготовка учащихся 10-11 классов к устной части ЕГЭ по английскому
языку в условиях дистанционного обучения
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Мультимедийное обучение говорению при подготовке к Единому
государственному экзамену по английскому языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Обучение монологическому высказыванию на основе применения цифровых образовательных ресурсов: уровень основного общего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Обучение монологическому высказыванию на основе применения цифровых образовательных ресурсов: уровень основного общего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Использование тестов в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2023 - Развитие письменных речевых умений у старшеклассников при помощи
блоггинга
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - Развитие письменных речевых умений у старшеклассников при помощи блоггинга
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ И МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



