ВВЕДЕНИЕ 4
1 Анализ нормативно-правовых и теоретических основ изъятия земельных участков для
государственных или муниципальных нужд 6
1.1 Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в
системе управления земельными ресурсами 6
1.2 Основания и условия изъятия земельных участков для государственных или
муниципальных нужд 8
1.3 Порядок изъятия объектов недвижимости для государственных или муниципальных
нужд 10
Выводы по 1 главе 14
2 Анализ методологических основ возмещения за изымаемые объекты недвижимости ....15
2.1 Классификация изымаемых объектов недвижимости 15
2.2 Принципы возмещения за изымаемые объекты недвижимости 19
2.3 Методология определения размера возмещения 21
2.3.1 Рыночная стоимость изымаемых объектов недвижимости 21
2.3.2 Убытки, вызванные изъятием объектов недвижимости 25
Выводы по 2 главе 31
3 Обеспечение равноценности возмещения правообладателям при изъятии объектов
недвижимости для государственных или муниципальных нужд 32
3.1 Оценка современного состояния обеспечения равноценности возмещения 32
3.2 Определение равноценного возмещения в связи с изъятием земельного участка сельскохозяйственного использования, предоставленного на праве постоянного
(бессрочного) пользования научной организации 33
3.2.1 Характеристика изымаемого объекта недвижимости 33
3.2.2 Оценка оптимального варианта земельного участка сельскохозяйственного
использования 35
3.3 Рекомендации по совершенствованию механизма определения размера возмещения за
изымаемые объекты недвижимости 46
Выводы по 3 главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
В целях социально-экономического развития (особенно инфраструктурного) как в целом страны, так и отдельных регионов или городов неизбежно столкновение государственных и частных интересов по вопросам земельно-имущественного характера. Земельное законодательство регламентирует принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, однако, когда общественные интересы превращаются в государственные или муниципальные нужды, законодатель отдает им приоритет. В некоторых случаях для реализации указанных нужд государство или муниципалитет используют определенные рычаги, одним из которых является изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Конституция РФ и гражданское законодательство позиционируют данную процедуру как одно из оснований прекращения права собственности и иных прав на объекты недвижимости. В отличие от других оснований принудительного отчуждения имущества изъятие для государственных или муниципальных нужд осуществляется у добросовестных правообладателей, то есть со стороны правообладателей изымаемого имущества отсутствуют какие-либо нарушения или недобросовестное использование. В связи с этим, законодательством предусмотрено предварительное и равноценное возмещение.
Однако мнение государства и правообладателей по поводу критериев равноценности возмещения могут не совпадать. Кроме того, каждый правообладатель самостоятельно определяет для себя ценность его имущества, которая может выходить за рамки его рыночной стоимости. В связи с этим важным аспектом при определении возмещения является обеспечение его равноценности для правообладателя.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию механизма определения размера возмещения в связи с изъятием объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с обозначенной целью поставлены следующие задачи:
1) определить место процедуры изъятия в системе государственного управления земельными ресурсами;
2) изучить нормативно-правовые основы изъятия объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
3) проанализировать существующий механизм определения возмещения за изымаемые объекты недвижимости;
4) выявить существующие проблемы определения возмещения;
5) на конкретном примере определить равноценность предлагаемого органами власти возмещения;
6) разработать рекомендации по совершенствованию механизма определения размера возмещения за изымаемые объекты недвижимости.
Научная новизна состоит в исследовании рассматриваемой темы с точки зрения обеспечения равноценности для различных групп правообладателей изымаемых объектов недвижимости, в том числе в зависимости от осуществляемой ими деятельности.
Объектом исследования является подлежащий изъятию для государственных нужд земельный участок, принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования научному учреждению. Предмет исследования составляют существующие механизмы определения размера возмещения за изымаемые объекты недвижимости.
В процессе исследования применялись такие теоретические методы, как анализ нормативно-правовых актов и методической литературы по теме исследования, синтез полученных сведений, моделирование, классификация, а также практические методы - сравнение, статистические методы, опрос экспертов.
Теоретической и информационно-эмпирической базой исследования послужили:
1) нормативно-правовые акты, регулирующие земельное, гражданское и оценочные отношения;
2) научная и учебная литература, посвященные управлению земельными ресурсами и земельному праву, а также исследования таких авторов, как Афанасьева С.Д., Завьялов А.А., Тараданов Р.А., Щуров Н.Н., Усольцева Г.В. и др.
3) аналитические доклады и статистические ресурсы, размещённые в режиме свободного доступа в сети Интернет;
4) отчеты по оценке размера возмещения за изъятие объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
По теме исследования автором принято участие в VII Международной научно-практической конференции «Наука и техника: новые вызовы современности», состоявшейся 12 апреля 2022 г. в г. Москва. Результатом стало опубликование научной статьи «Особенности определения упущенной выгоды при изъятии объектов недвижимости для государственных и муниципальных нужд» (приложение А).
Структура выпускной квалификационной работы определена изложенными выше целью, задачами и предметом исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Выпускная квалификационная работа посвящена теме определения размера возмещения при изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Для достижения поставленной в работе цели проанализированы нормативно-правовые акты, изучены теоретические и методологические аспекты определения размера возмещения, выявлены существующие проблемы, проанализирован конкретный случай изъятия земельного участка с целью определения равноценности предлагаемого возмещения. По результатам исследования представлены рекомендации по совершенствованию механизма определения размера возмещения.
Завершая настоящую работу, представляется возможным сформулировать общие выводы и подвести итоги.
В системе государственного управления земельными ресурсами процедура изъятия для государственных или муниципальных нужд выполняет функцию перераспределения земель для удовлетворения общественных интересов. Обеспечения баланса частных интересов и интересов общества достигается путем предварительного и равноценного возмещения.
Анализ нормативно-правовых и методологических основ показал, что процедура изъятия в целом детально регламентируется законодательством, однако существует рад проблем, которые в совокупности снижают чувство безопасности правообладателей перед действиями ОГВ или ОМС и повышают их недоверие к властям.
1. Проблемы, связанные с самой процедурой изъятия: отсутствие в действующем законодательстве нормативного определения термина «государственные или муниципальные нужды», открытость перечня оснований изъятия. Для решения указанной проблемы необходимо законодательно закрепить данное определение и ограничить перечень оснований изъятия конкретным списком во избежание возможного злоупотребления со стороны властей.
2. Проблемы, связанные со слабым регулированием методологии определения убытков: отсутствие в оценочном законодательстве такого объекта оценки, как убытки (в частности упущенной выгоды), отсутствие действующего нормативного акта по определению убытков. При таких условиях возникают вопросы к объективности оценки убытков и защищенности интересов правообладателей. Создание единого нормативно-правового акта, который позволит однозначно определять размер убытков, а также учтет и дополнит ранее существующие и действующие нормы, является сложной, но необходимой задачей урегулирования данного процесса.
3. Проблем достижения равноценности возмещения для правообладателей изымаемых объектов недвижимости.
Во-первых, это стремление заинтересованных в изъятии сторон к выплате возмещения в денежной форме. Для обеспечения защищенности прав граждан правообладателю всегда должен предоставляться выбор формы возмещения, равноценность которого он оценит самостоятельно.
Во-вторых, регламентация состава размера возмещения через элементы, которые не могут соответствовать равноценности возмещения для всех групп правообладателей. Законодательством критерий равноценности раскрыт через состав размера возмещения, куда входят рыночная стоимость объекта недвижимости и убытки. Однако представленные законодательством убытки не могут служить критерием равноценности для всех правообладателей изымаемой недвижимости.
В связи с этим, предложены рекомендации по совершенствованию процесса возмещения при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предложенные рекомендации основаны на обязательном требовании к предоставлению правообладателям выборы формы возмещения (денежной или натуральной).
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51- ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=410306&dst=0&rnd=CnSr ZQ#OI2te6T7dXuSLJgW.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от
01.05.2022) // Система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 33773/.
4. Приказ Минэкономразвития России от 14.01.2016 № 10 «Об утверждении методических рекомендаций по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц».
5. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» // Система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 180064/.
6. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298 «Об утверждении
Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» // Система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 180061/.
7. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299 (ред. от 06.12.2016) «Об
утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» // Система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 180059/.
8. Приказ Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)» // Система
«КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 160678/.
9. Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 № 442 «Об утверждении
перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд» // Система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].
URL:https://online3.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=CnSrZQ&base=LAW&n=17925 4&dst= 100008&field= 134#7zJze6TQ VfvIMIzI 1.
10. Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об
оценочной деятельности в Российской Федерации» // Система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL:
https://online3.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=389729&dst=0&md=CnSr ZO#0a42f6TCC7O7hq9Rl.
И. Федеральный закон от 01.12.2007 № ЗЮ-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 72966/.
12. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» // Система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 105168/.
13. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 144623/.
14. Федеральный закон от 07.06.2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 147218/.
15. Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего
социально-экономического развития в Российской Федерации» // Система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/.
53
Учебная литература
16. Баденко В.Л., Богданов В.Л., Гарманов В.В. Управление землепользованием: Учебное пособие / Баденко В.Л., Богданов В.Л., Гарманов В.В. - СПб:СПбГУ, 2017. - 298 с.: - Текст : электронный. - URL: https://proxy.library.spbu,ru:7813/catalog/product/999947(дата обращения: 19.04.2022). - Режим доступа: по подписке.
17. Воробьев, А. В. Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости : учебное пособие / А. В. Воробьев, А. Д. Ахмедов. - Волгоград : ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, 2020. - 140 с. - Текст : электронный. - URL: https://proxy.library.spbu.ru:7813/catalog/product/1289048(дата обращения: 19.04.2022). - Режим доступа: по подписке.
18. Грибовский С. В. Математические методы оценки стоимости недвижимого имущества: учебное пособие / С. В. Грибовский. — Москва : Финансы и статистика, 2008. - 368 с. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/53752(дата обращения: 15.04.2022). - Режим доступа: для авториз. пользователей.
19. Крассов, О. И. Земельное право : учебник / О. И. Крассов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 560 с. - Текст : электронный. - URL: https://proxy.library.spbu.ru:7813/catalog/product/1222949(дата обращения: 19.04.2022). - Режим доступа: по подписке.
20. Слезко, В. В. Землеустройство и управление землепользованием : учебное пособие / В.В. Слезко, Е.В. Слезко, Л.В. Слезко. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 221 с. — (Среднее профессиональное образование). - Текст : электронный. - URL: https://proxy.librarv.spbu.ru:7813/catalog/product/l873262(дата обращения: 19.05.2022). - Режим доступа: по подписке.
Прочие материалы:
21. Аналитический обзор по видам наиболее типичных убытков, причиняемых собственникам объектов недвижимого имущества его изъятием для государственных и муниципальных нужд // Интегрированные Консалтинговые Системы. - Москва. - 2011.
22. Андреева Г.Н. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в Российской Федерации как публично-правовой институт: некоторые теоретико-методологические аспекты правового регулирования // Мудрый юрист [Электронный ресурс]. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/24602-prinuditelnoe-otchuzhdenie-imushhestva- dlya-gosudarstvennykh-nuzhd-rossijskoj
23. Андрианова Е.Д. Правовой механизм изъятия земельных участков. Проверка на эффективность // Мудрый юрист [Электронный ресурс]. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/33417-pravovoj-mekhanizm-izyatiya-zemelnykh-uchastkov- proverka-ehffektivnost.
24. Анисимова И.Н., Баринов Н.П., Грибовский С.В. Учет разнотипных ценообразующих факторов в многомерных регрессионных моделях оценки недвижимости // Вопросы оценки, 2004. №2.
25. Афанасьева С.Д. Конституционно-правовой институт изъятия земельных участков для публичных нужд: сравнительный анализ опыта Российской Федерации и США : дис. ... канд. Юрид. Наук., 2016.
26. Барамзин К.Н. Оценка упущенной выгоды в условиях ее вероятностной природы // Экономический научный журнал «Оценка инвестиций». - 2017. - № 6.
27. Волович Н.В. Проблемы изъятия земельных участков для государственных нужд // Имущественные отношения в Российской Федерации. М, 2011, №3, 51-66 с.
27. Временные Методические рекомендации по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (утв. Росземкадастром 11 марта 2004)
29. Генеральная схема развития сети транспортно-логистических центров (в рамках федерального проекта «Транспортно-логистические центры» транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года). URL: http://mintrans.org/ftpgetfile.php7icblO
30. Герцев А.Ю. Компенсация убытков при изъятии // Земля и недвижимость. М, 2015, №13, 62-66 с.
31. Губанищева М.А. Кадастровая стоимость как основа расчета размера возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд // Инвестиции, строительство, недвижимость как материальный базис модернизации и инновационного развития экономики: Материалы VI Международной научно- практической конференции: В 2 ч. Томск, 2016. С. 137 - 142.
32. Дихтяр А.И. Государственные и муниципальные нужды - основания изъятия (выкупа) земельного участка // Мудрый юрист [Электронный ресурс]. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/22207-gosudarstvennye-municipalnye-nuzhdy-osnovaniya- izyatiya-vykupa-zemelnogo
33. Завьялов А.А. О принципах компенсации убытков собственникам земельных участков при их изъятии для государственных нужд // Имущественные отношения в РФ. - 2010.-№ 5 (104).-С. 53-57.
34. Каленков А.Ю. Оценка возмещения убытков вследствие изъятия земельных участков для государственных (муниципальных) нужд: проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 4 (89) апрель. С. 195- 200.
35. Калиниченко К. С. Правовой режим земельного участка и расположенных на нем зданий, сооружений в России и Германии. Автореф. дис. ... к.ю.н. Санкт-Петербург, 2016.
36. Коростелев С.П. Проблемы оценки для целей возмещения убытков при изъятии земельных участков // Оценщик.ру [Электронный ресурс]. URL: http://www.ocenchik.ru/docs/227.html
37. Коростелев С.П., Краснова А.Ю. К вопросу определения равноценного возмещения собственникам при изъятии имущества для государственных и муниципальных целей // Имущественные отношения в РФ. - 2013. - № 8 (143). - С. 13-20.
38. Кисвянцева, А. О. Возмещение за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 111-113. URL: https://moluch.ru/archive/301/68122/
39. Кузнецов В.И. Оценка размера убытков при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд // Имущественные отношения в РФ. - 2006. - № 9 (60).-С. 57-61.
40. Мирзоян Н. В. Анализ применения квалиметрического моделирования в оценке недвижимости // Роль бизнеса в трансформации российского общества. Экономико-прикладные проблемы системного управления: современные тенденции / Материалы научно-практической конференции. - Москва: МФПУ «Синергия», 2014.
41. Небесная, Е. О. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1129-1133. URL: https://moluch.ru/archive/91/19294/.
42. Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных
или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 г.) // ГАРАНТ [Электронный ресурс]. URL:
https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71174790/
43. Обобщение судебной практики судов Владимирской области за 2016 год об изъятии земельных участков (подготовлено гражданской коллегией Владимирского областного суда), Обобщение судебной практики Арбитражного суда Северо-Кавказского округа об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.01.2016).
44. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.10.2014 по делу №А73-1554/2014, Постановление Арбитражного суда Хабаровского края от 17 июня 2013 года по делу №А73-2791/2013. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/H8zc9OPtVhgc/.
45. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 № 10АП-4767/2016 по делу № А41-78851/15
46. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»
47. Поветкина Е.Л. Изъятие имущества для публичных нужд: цивилистические устои и современные тенденции // Закон. - 2014, № 2.
48. Саргсян, С. М. Проблемы изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 25-29. URL: https://moluch.ru/conf/earth/archive/161/7985/
49. Сонина Д.Д. Правовые проблемы принудительного прекращения прав на землю в Российской Федерации: дисс. ... к.ю.н. - Москва, 2012. - 322 с.
50. Спиридонов Ф.Ю., Кочетов П.А. Особенности оценки при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Имущественные отношения в Российской Федерации. М, 2013, №4, 78-81 с.
51. Тараданов Р.А. Определение размера возмещения собственнику участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд // Мудрый юрист [Электронный ресурс]. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/78038-opredelenie-razmera- vozmeshheniya-sobstvenniku-uchastka-izymaemogo-dlya
52. Украинцев О.Ю., Веретенникова Г.В. Проблемы изъятия земель для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации // Успехи в химии и химической технологии. Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева. М, 2015, №5(164), 88-91 с.
53. Устав Федерального бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.П. Вавилова» (ВИР) // Официальный сайт ВИР. URL: https://www.vir.nw.ru/dokumenty/.
57
54. Ушакова, А. А. Гарантии собственников при изъятии их земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 158-160. URL: https://moluch.ru/archive/233/54017/
55. Усольцева Г.В. Определение размера возмещения при изъятии сельскохозяйственных угодий для государственных и муниципальных нужд: теория и практика // Имущественные отношения в РФ. - 2020. - № 7 (226). - С. 102-107.
56. Шацкая М.Г. Критерии определения оснований изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд в российском законодательстве // Экологическое право. 2019. N 2. С. 21 - 25.
57. Шацкая М.Г. Соотношение оснований изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд с предметами ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. N 3. С. 95 - 97.
58. Шмакова Е.Б. Общественный интерес как условие изъятия собственности в конституциях зарубежных стран // Конституционное и муниципальное право. - 2011, № 6.