Введение 3
Глава 1. IPO как способ финансирования инновационной компанией 4
1.1 Экономико-правовая сущность процесса IPO 4
1.2 Планирование стратегии первичного размещения акций инновационной компанией 11
1.3 Оценка эффективности результатов IPO 29
Глава 2. Выявление современных тенденций на рынке IPO высокотехнологичных компаний на примере компаний, разместивших акции на Nasdaq в 2017-2018 году 39
2.1 Определение ключевых факторов, влияющих на объем средств, привлеченных в ходе IPO 39
2.2 Анализ эффективности IPO как способа развития инновационного бизнеса на примере компаний, вышедших на «Nasdaq» 48
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение 80
Публичное размещение акций (IPO) может способствовать развитию инновационной компании. Однако количество российских инновационных компаний, размещающих акции на фондовой бирже, на сегодняшний день по-прежнему остается незначительным. Основными причинами отказа от данного источника финансирования являются его дороговизна и долгий срок подготовки к IPO. Кроме того, отнюдь не все осуществленные IPO можно считать удачными.
Целью данного исследования является систематизация ключевых решений, принимаемых в процессе подготовки и осуществления IPO. Ввиду тематической направленности и поставленной цели, в работе предлагается решить следующие задачи:
• рассмотреть основные цели, преследуемые компанией в ходе первичного размещения акций;
• выявить основные преимущества IPO перед альтернативным источниками финансирования;
• определить основные требования для эмитентов акций в рамках российской и зарубежных фондовых бирж;
• систематизировать стратегические решения, принимаемые компанией в рамках проведения IPO;
• идентифицировать особенности оценки стоимости компании, выходящей на IPO с учетом инновационной специфики бизнеса;
• выявить зависимость между принимаемыми решениями и итоговой стоимостью, установленной в ходе размещения;
• предложить систему показателей оценки эффективности проведения IPO.
Объектом исследования является первичное размещение акций как источника финансирования инновационных компаний. Предметом исследования выступает эффективность процесса IPO и факторы, оказывающие на нее влияние.
Теоретическую и методологическую базу данного исследования составили научные работы таких отечественных и зарубежных специалистов, как П. П. Львутин, О.В. Фецтер, И.В. Ивашковская, В.Г. Балашов, Я.М. Миркин, Д. Риттер, К. Хэнли, Л. Бенвенист, П. Спиндт. Структура и логика работы подчинены решению поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Несмотря на то, что IPO обладает рядом преимуществ перед альтернативными источниками финансирования, и может преследовать и нефинансовые цели, без надлежащего планирования процесса размещения акций, данное мероприятие не будет эффективным. Для инновационно-ориентированной компании процесс IPO является еще более сложным в силу специфики ее деятельности.
Среди основных преимуществ процесса IPO стоит отметить то, что он не ухудшает структуры капитала, не обладает срочностью и обязательной платностью; привлеченные средства используются по усмотрению фирмы; выход на биржу может стать стратегическим инструментом во многих направлениях функционирования компании.
К ключевым аспектам планирования IPO можно отнести: определение лучшего момента для выхода на биржу, выбор биржи, ведущего андеррайтера и стратегии защиты интеллектуальной собственности, что особенно важно для инновационной компании.
При выборе биржи, руководство также должно принимать во внимание такие факторы, как затраты на проведения IPO на данной бирже; объем торгов на вторичном рынке. Российские инновационно-ориентированные компании предпочитают размещаться на отечественных биржах. Весомая причина, ограничивающая размещение акций за рубежом - высокие требования иностранных площадок, большие издержки и более долгий процесс подготовки к IPO.
Компании также стоит определиться с выбором ведущего андеррайтера, при выборе которого важную роль играет его деловая репутация и наличие у банка опыта проведения IPO компаний из той же отрасли, что и компания-эмитент.
На подготовительном этапе размещения акций важным вопросом является определение справедливой стоимости акции компании. Для оценки стоимости инновационной компании в большей степени подходит доходный подход, учитывающий потенциал компании и риски бизнеса. Для учета последних целесообразно использовать метод CAPM, метод обратного соотношения «цена/прибыль». Оба метода учитывают систематические риски, отражаемые конъюнктурой фондового рынка, с которого используются показатели для расчета ставки дисконтирования. Модель CAPM также позволяет учесть риск финансового рычага. Отметим, что итоговая цена, в конечном итоге, корректируется, учитывая спрос инвесторов на акции, в ходе сбора заявок.
На примере компаний, разместивших акции на «Nasdaq» в 2017-2018 годах, были определены ключевые факторы, влияющие на итоговую стоимость размещения с помощью регрессионного анализа. Согласно результатам модели, наибольший вклад в стоимость размещения имеют следующие факторы:
• Затраты на IPO
• Объем торгов первого дня торгов
• Затраты на НИОКР
На ранних этапах подготовки к IPO руководство должно принимать решение в увеличении затрат на исследования и разработки, поскольку данный параметр имеет наибольший вклад в итоговую стоимость размещения среди остальных показателей, содержащихся в финансовой отчетности. Соответственно компании на ранних стадиях не имеет смысла увеличивать значение денежного потока, поскольку данный параметр оказался незначимым и наращивать стоимость чистых активов, которые имеют меньший вклад в стоимость компании. Возможной причиной незначимости денежного потока может быть то, что при оценке стоимости высокотехнологичной компании доходным подходом прогнозное значение денежного потока существенно больше значения денежного потока предшествующего отчетного периода, поскольку многие компании в предшествующем отчетном году имели большие затраты в исследования и разработки, что связано с большим оттоком денежных средств.
На более поздних этапах руководство компании совместно с сотрудниками инвестиционного банка должны качественно разработать план мероприятий Роад-Шоу. Ведущий андеррайтер с более высокой репутацией и большее количество мероприятий Роад-Шоу положительно влияет на стоимость размещения, об этом свидетельствует значимость такого параметра, как затраты на IPO в регрессионной модели, которые обусловлены осуществлением данных мероприятий.
На стадии формирования книги заявок компании руководству компании совместно с сотрудниками инвестиционного банка стоит распределить акции перед количеством портфельных инвесторов, поскольку они заинтересованы в перепродаже собственных активов. Согласно результатам регрессионной модели, обеспечив большой объем торгов в первый день после размещения, компании удастся привлечь больший объем капитала.
После размещения акций важным вопросом является оценка эффективности IPO. Количественный анализ эффективности IPO с точки зрения компании строится вокруг 3х основных параметров: цена размещения, сумма привлеченных средств и затраты на проведение IPO. При анализе эффективности IPO по ряду показателей наблюдается противоречие интересов компании и инвесторов, поэтому рассматривать эффективность IPO стоит отдельно для каждой заинтересованной стороны. При этом важно отметить, что несмотря на то, что представленные в литературе методы предлагают оценивать эффективность IPO лишь количественно, стоит принимать во внимание и качественный аспект, в частности, влияние IPO на маркетинговое и производственное направления бизнеса.
По результатам расчетов показателей эффективности со стороны компании, большинство IPO является успешными. Все за исключением одной компании были оценены в момент размещения акций дороже стоимости их чистых активов. Также большая часть компаний была позитивно воспринята рынком, об этом свидетельствует положительные значения коэффициента недооценки. Однако сохранить рост стоимости акций на долгосрочной перспективе удалось не всем компаниям, в данном случае это показывает индекс изменения цены, который, в большей степени интересует инвесторов.
После выхода на биржу многим компаниям удалось увеличить объем продаж за счет маркетингового эффекта, а некоторым из них дополнительно удалось сократить прямые затраты при производстве за счет использования ресурсосберегающей технологии.
Среди рассмотренных фирм, также были компании, у которых технология находилась на стадии разработки, об этом свидетельствует отсутствие продаж за предшествующий отчетный год. Двум компаниям после размещения удалось довести разработку до конца и начать производство и продажи инновационного продукта. Таким образом, IPO может быть не только стратегическим решением для развития компании на более поздних стадиях жизненного цикла, но и источником финансирования на более ранних стадиях, даже на этапе разработки продукта.
Нормативные документы
1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ, ред. от 03.08.2018 (ст. 8.1, 51.1)
2. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ, ред. от 19.07.2018 (ст. 53, 87.1)
3. НК РФ Часть 2 от 26.09.2000 (Ред. 11.10.2018) Статья 217.
4. Положение Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», ред. от 25.05.2018
5. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1) III. Подходы к оценке»
6. Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 N 326 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка бизнеса (ФСО N 8)» IV. Подходы к оценке
7. Приказ Минфина России «Методические рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства»
Учебники и монографии
1. IPO и стоимость российских компаний / В.Г Балашов [и др.]. М.: Дело, 2008. 336 с.
2. Геддес Р., IPO и последующие размещения акций / Пер. С англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. - 352 с.
3. Оценка стоимости бизнеса: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры /Е.А. Спиридонова. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. 317 с.
4. Рынок ценных бумаг: учебник для СПО / под ред. Ю. А. Соколова. - М.: Издательство Юрайт, 2018 г. 383 с.
5. Рынок ценных бумаг: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Михайленко. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. 326 с.
6. Управление инновациями и интеллектуальной собственностью фирмы: монография/ Под ред. С. В. Валадайева. М.: Проспект, 2014 г. 416 с.
7. Управление инновациями: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Спиридонова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. 298 с.
Статьи в журналах
1. Белобродский А.А. IPO: оценка эффектов и анализа затрат / Российское предпринимательство №9(2) 2010 г. 27-31 с.
...