Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностные особенности подростков с различным опытом в ситуациях кибербуллинга

Работа №127985

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы110
Год сдачи2021
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 6
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
1.1 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте 11
1.2 Клинико-психологические аспекты кибербуллинга в подростковом возрасте 16
1.2.1 Понятие кибербуллинга 16
1.2.2 Виды кибербуллинга и роли участников 20
1.2.3 Факторы предрасположенности к включению в кибербуллинг 24
1.2.4 Клинико-психологические последствия вовлечения подростков в кибербуллинг 26
1.2.5 Анализ исследований личностных особенностей подростков, вовлеченных в кибербуллинг 28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1 Дизайн исследования 35
2.2 Описание выборки исследования 36
2.3 Методы исследования 38
2.3.1 Анкета для выявления опыта включенности в кибербуллинг 38
2.3.2 «Многофакторный личностный опросник» Р. Кеттелла 39
2.3.3 Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан 40
2.3.4 Ценностный опросник Шварца 42
2.3.5 Опросник агрессивности Басса-Дарки 43
2.3.6 Тест школьной тревожности Филлипса 45
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 46
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 47
3.1 Результаты изучения опыта подростков в ситуациях кибербуллинга 47
3.2 Сравнительный анализ эмоционально-волевых и коммуникативных характеристик подростков с различным опытом кибербуллинга 60
3.3 Сравнительный анализ особенностей самооценки 66
3.4 Сравнительный анализ ценностных ориентаций 69
3.5 Сравнительный анализ проявлений школьной тревожности 71
3.6 Результаты корреляционного анализа личностных особенностей и показателей опыта включенности в кибербуллинг 71
ВЫВОДЫ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 97
ПРИЛОЖЕНИЕ В 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 110

Актуальность исследования. В настоящее время проблема кибербуллинга является одной из наиболее актуальных в России и во всем мире. Под кибербуллингом понимается совокупность умышленных действий с использованием электронных форм контакта с целью нанесения вреда и причинения дискомфорта жертве. По данным зарубежных авторов, 20-40% подростков сообщают о том, что они подвергаются кибертравле [77]. В России же нет четких данных о распространённости данного феномена, показатели варьируются от 6 до 62% [6].
Кибербуллинг может иметь столь же серьезные последствия для личностного развития и социальной адаптации подростков, что и традиционный буллинг. Исследователи описывают негативные последствия онлайн-травли в виде повышенной тревоги, депрессивного фона настроения, озлобленности, панических атак, суицидальных мыслей и попыток, а также неблагоприятных изменений самооценки и мировосприятия в целом [3, 7, 17, 38, 42, 46, 62, 64, 68, 69, 74, 79]. Подвергнувшиеся кибербуллингу страдают от ощущения небезопасности в школе, что провоцирует их на пропуск занятий и ношение оружия в учебном заведении, что повышает риск опасных социальных последствий [45, 50, 70].
Отмечается также, что онлайн-агрессия приводит к психосоматическим проблемам: от головных болей и проблем со сном до риска возникновения психических расстройств [46, 74, 79]. Виктимизация приводит к изменению поведения в Сети, так, участники кибертравли становятся более осторожными и ограничивают общение в Интернете [70].
При этом кибербуллинг рассматривается как фактор ухудшения психологического самочувствия и затруднений социальной адаптации не только для «жертв», но и для лиц, которые сами инициируют кибербуллинг («агрессоров»), и тех, кто лишь наблюдает за травлей других («наблюдатели») [3, 45].
В литературе представлены факторы риска «кибертравли» подростков [7, 8, 59, 60, 68, 71, 73, 77, 84], данные по распространенности опыта кибербуллинга в зависимости от возраста и пола [7, 30, 47, 51, 68, 72, 73, 77, 84]. Проблема своеобразия личности участников кибербуллинга изучалась в отношении самооценки [3, 6, 32, 52, 60, 64, 68], проявлений тревоги [3, 24, 74] и чувства одиночества [3, 6, 40, 50, 65, 69, 70, 81], качества социальной поддержки и ощущения самоэффективности [38, 40, 50, 65, 69, 81], способности к эмпатии [3, 31, 42, 69], склонности к агрессивному поведению [3, 24, 25, 32, 40, 41, 70].
Вопреки достаточному объему исследований феномена кибербуллинга в последние годы, многие вопросы, касающиеся особенностей личности подростков, включенных в ситуации онлайн-травли, не имеют однозначного ответа. Остается не описанным личностный портрет современного подростка, который имеет устойчивость к КБ: владеет эффективными навыками совладания с ситуациями травли или вовсе избегает такого формата онлайн- коммуникации, который допускает травлю. До сих пор нет четкого понимания, по каким особенностям эмоциональной, волевой, коммуникативной сфер, а также самосознания и ценностных ориентаций отличаются подростки, имеющие различный опыт включенности в ситуации кибербуллинга (в роли «жертвы», «агрессора», «наблюдателя»). Между тем особенности личности могут быть признаны внутренними факторами риска столкновения с ситуациями кибертравли, а также факторами, определяющими ролевое поведение. Они будут представлять интерес для психологической работы в плане профилактики как агрессивного, так и виктимного поведения подростков, а также при оказании помощи детям, пострадавшим от буллинга онлайн. Все вышесказанное указывает на актуальность настоящего исследования.
Цель исследования - изучение личностных особенностей подростков с различным опытом в ситуациях кибербуллинга.
Объект исследования - личностная сфера и опыт включенности в кибербуллинг подростков.
Предмет исследования - эмоционально-волевые, коммуникативные характеристики, а также особенности самооценки и ценностных ориентаций подростков 13-15 лет с различным опытом в ситуациях кибербуллинга.
В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:
1) Подростки с различным опытом в ситуациях кибербуллинга отличаются по эмоционально-волевым и коммуникативным характеристикам личности.
2) Подростки, инициирующие кибертравлю и являющиеся ее жертвами, отличаются более низкой самооценкой в сравнении с подростками, не включенными в ситуации кибербуллинга.
3) Существуют специфические особенности ценностных ориентаций у подростков с различным опытом в ситуациях кибербуллинга.
Для достижения цели и проверки гипотез исследования решались следующие задачи:
1) Изучить опыт включенности в кибербуллинг подростков (частота вовлеченности в ситуации КБ, роли, виды и каналы кибербуллинга, связь с половозрастными характеристиками).
2) Провести сравнительный анализ эмоционально-волевых и коммуникативных характеристик подростков с различным опытом кибербуллинга.
3) Провести сравнительный анализ особенностей самооценки.
4) Провести сравнительный анализ особенностей ценностных ориентаций.
5) Изучить корреляционные связи показателей опыта при столкновении с ситуациями кибербуллинга и личностными характеристиками.
Для выполнения задач исследования использовались следующие методы:
— Анкета для выявления опыта включенности в кибербуллинг;
— «Многофакторный личностный опросник» Р. Кеттелла;
— Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан;
— Ценностный опросник Ш. Шварца;
— Опросник агрессивности Басса-Дарки;
— Тест школьной тревожности Филлипса.
Теоретическая значимость исследования - расширено представление о личностных особенностях подростков, имеющих различный опыт включенности в ситуации кибербуллинга, как особой формы девиантного поведения.
Практическая значимость исследования - результаты могут применяться в психопрофилактической и психокоррекционной работе с детьми, имеющими высокий риск или актуальный опыт включенности в кибербуллинг, в роли «жертвы», «агрессора», «наблюдателя».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема онлайн-травли широко распространена во всем мире и является наиболее острой для подросткового возраста. Исследователи пытаются ответить на вопрос, какие социальные и психологические факторы предрасполагают к включению в кибербуллинг в роли «агрессора», «жертвы» или «наблюдателя» травли.
Предметом данного исследования стали эмоционально-волевые, коммуникативные особенности личности, самооценка, ценностные ориентации и проявлении школьной тревожности у подростков 13-15 лет с различным опытом в ситуациях кибербуллинга.
Было выявлено, что инициаторы кибертравли отличаются от респондентов без опыта КБ меньшей эмоциональной устойчивостью, более низким уровнем самоконтроля. В то время как «жертвы» и «наблюдатели» не имеют по данным характеристикам отличия от подростков, не включенных в КБ. Сходство между «агрессорами» и «жертвами» наблюдается в таком качестве как раздражительность в общении - она ярче выражена в сравнении с группой респондентов без опыта КБ. Однако «агрессоры» более легкомысленны, менее ориентированы на социальные нормы, чем «жертвы».
В исследовании был также поставлен вопрос, отличается ли самооценка подростков с разными ролями в КБ. Оказалось, что по большинству оцениваемых качеств «Я» подростки с различным опытом КБ не отличаются. Исключение составила оценка характера и уверенности в себе. При сравнении с подростками без опыта КБ, она оказалась более низкой у «агрессоров» (характер) и «наблюдателей» (уверенность в себе).
Были уставлены различия между «жертвами» КБ и респондентами без опыта по ценностной ориентации «Самостоятельность». Она является более значимой для первых.
Полученные результаты могут быть использованы психологами общеобразовательных учреждений в просветительской работе, направленной на снижение у подростков риска вовлекаться в онлайн-травлю в качестве «жертвы», «агрессора» или «наблюдателя». Они могут быть учтены в психопрофилактической и психокоррекционной работе. Такая работа особенно востребована для подростков, обладающих такими личностными особенностями, по которым была обнаружена разница между вовлеченными и не вовлеченными в КБ: слабость волевого контроля, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, неудовлетворенность характером и мерой уверенности в себе и др. Детям с такими характерологическими особенностями необходима работа с психологом по развитию навыков совладания со стрессовыми ситуациями, развитию навыков общения и самопознания.


1. Агаджанова Э.Р. Девиантное поведение подростков: причины, формы, профилактика// Симбирский научный вестник. 2019. № 4 (38). С. 7-11
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. 224 с.
3. Бенгина Е.А., Гришаева С.А. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка// Вестник университета. 2018. №. 2. С. 153-157.
4. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка / Ордена Ленина Всесоз. о-во "Знание". М.: Знание, 1979. 40 с.
5. Возрастная психология, детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. М.: Издат. центр "Академия", 2001. 624 с.
6. Волкова Е.Н., Волкова И.В. Кибербуллинг как способ социального реагирования подростков на ситуацию буллинга //Вестник Мининского университета. 2017. №. 3 (20).
7. Волчегорская Е.Ю., Жукова М.В., Шишкина К.И., Фролова Е.В. Подверженность кибербуллингу детей младшего школьного возраста // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №10 (176). С. 412-415.
8. Дозорцева Е.Г., Кирюхина Д. В Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков //Прикладная юридическая психология. 2020. №. 1. С. 80-87.
9. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Кудрякова К.В. Управление процессом саморегуляции у младших школьников // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. №3. С. 203-211.
10. Зекерьяев Р.И., Середа М.И. Особенности интернет-социализации подростков с социально дезадаптированным поведением//Ученые записки крымского инженерно-педагогического университета. серия: педагогика. Психология. 2017. №1(7). С. 134-137.
11. Змановская Е.В Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. М.: Издательский центр "Академия", 2004. 288 с.
12. Змановская Е.В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. СПб.: Питер. 2010. 352 с.
13. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь. 2004. 70 с.
14. Кириллова Е.Б. Возрастные различия черт личности подростков с девиантным поведением//Пенитенциарная наука. 2017. С. 76-81.
15. Кириллова Е.Б. Гендерные различия черт личности подростков с девиантным поведением// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. №53-10. С. 238-248.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ