Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь отношений с отцом и собственного родительского опыта у мужчин

Работа №127965

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2022
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ 12
1.1. ФИГУРА ОТЦА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЁ ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО И
ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА 12
1.1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОЛИ ОТЦА 12
1.1.2. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ И ОБРАЗА ОТЦА В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА 19
1.1.3. ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТСУТСТВИЕ ОТЦА 27
1.1.4. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ РОЛИ ОТЦА В РАЗВИТИИ
РЕБЁНКА 33
1.2. ОТЦОВСТВО КАК ЧАСТЬ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ МУЖЧИНЫ 37
1.2.1. ОТЦОВСТВО КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ 37
1.2.2. ПРИНЯТИЕ РОЛИ ОТЦА 39
1.2.3. ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ 43
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 48
2.1. ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ 48
2.2. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ 48
2.3. ОПИСАНИЕ ГРУПП ПО ШКАЛЕ ОПРОСНИКА «СЕМЕЙНЫЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ» 50
2.4. МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ 53
2.4.1. МЕТОДИКА «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИДЕАЛЬНОМ РОДИТЕЛЕ» 53
2.4.2. МЕТОДИКА «ЛИЧНОСТНЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ» 53
2.4.3. РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
ПРАКТИК РОДИТЕЛЕЙ У ВЗРОСЛЫХ ИСПЫТУЕМЫХ 54
2.4.4. МЕТОДИКА «СЕМЕЙНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ» 55
2.4.5. МЕТОДИКА «ШКАЛА ЛЮБВИ И СИМПАТИИ» 56
2.4.6. ОПРОСНИК ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 56
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 58
3.1. ОПИСАТЕЛЬНЫЕ СТАТИСТИКИ 58
3.2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДВУХ ГРУПП ПО ШКАЛЕ «ЭЛИМИНИРОВАНИЕ
ЭМОЦИЙ» 63
3.2.1. ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ОТЦА 64
3.2.2. ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОТЦОМ И СЫНОМ В
ДЕТСТВЕ 65
3.2.3. ИЗУЧЕНИЕ ПАРТНЁРСКИХ ОТНОШЕНИЙ 67
3.2.4. ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ ОТЦА И РЕБЁНКА 68
3.2.5. ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ИДЕАЛЬНОГО ОТЦА 70
3.2.6. ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА СЕБЯ КАК ОТЦА 71
3.3. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 72
3.3.1. ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ СО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ОТЦА И РЕБЁНКА 73
3.3.2. ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРАЗОМ ИДЕАЛЬНОГО ОТЦА 77
3.3.3. ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРАЗОМ СЕБЯ В РОЛИ ОТЦА 79
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 80
ВЫВОДЫ 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96


Последние несколько десятилетий можно наблюдать возрастание интереса исследователей в области психологии к фигуре отца, прежде всего к её значению в развитии ребёнка (Hoffman, 2011). Как отмечают специалисты, повышение интереса в этой сфере обусловлено сразу несколькими причинами: во-первых, изменениями в социально-культурном контексте, связанными с развитием общества и ведущим к структурным изменениям в модели семьи; во-вторых, накопленными знаниями об отцовской роли и потребностью её переоценки; в-третьих, недостатком данных в этой области (Shirani, Henwood, 2010; Осинская, Кравцова, 2012).
Во многих странах необходимость следования патриархальным устоям была поставлена под сомнение, что привело к иному распределению ответственности в семье, в частности - в воспитании детей, и к изменениям в представлениях о роли отца, его вовлечённости в отношения с ребёнком (Braun et al, 2010). Отмечаются также изменения в представлениях о мужественности: исследователи всё чаще отмечают появление «новой мужественности», одно из выражений которой заключается в желании быть в большей степени ответственным за ребёнка (Клёцина, 2010). Отечественные и зарубежные источники сходятся в мнении о том, что представления о фигуре отца стали более широкими и разнообразными: от жёсткой патриархальной позиции главы семьи, авторитетного лидера, до максимальной эмоциональной заинтересованности в воспитании детей (Калина, Холмогорова, 2011; Архиреева, 2020).
Происходящие в данный момент глобальные изменения в структуре семьи и в представлениях об отцовстве обращают всё большее внимание исследователей на проблему отцовства и отцовской роли в развитии ребёнка. Однако такой интерес к фигуре отца наблюдался не всегда: например, подавляющее число исследований, посвящённых психическому развитию ребёнка, были сосредоточены на изучении значения материнской фигуры.
Теоретические разработки в отношении отцовства, роли отца в основном лежат в русле психоанализа, в истории развития которого можно пронаблюдать смену взглядов на фигуру отца: от практически полного игнорирования до концепции «Третьести» (Гулина, 2018). Исходя из психоаналитических постулатов качество отношений ребёнка с отцом в детстве (а тем более - его отсутствие) имеет влияние на взрослую жизнь, а значит - и на собственное отцовство выросшего ребёнка.
Важно отметить, что накопленные знания в области отцовства и одновременно их недостаток нельзя назвать противоречащими друг другу фактами: те данные, которые уже есть у науки дают почву для размышлений о переоценке роли и важности отца, однако дефицит знаний во многом препятствует серьёзным заключениям в данной области знаний и созданию цельной концепции отцовства (Архиреева, 2015). Недостаток знаний в области отцовства связан с тем, что фигура отца считалась менее значимой, а значит и менее интересной с точки зрения исследователя, по сравнению с фигурой матери (Там же). Отца наделяли крайне ограниченным набором необходимых характеристик (которые в настоящее время называют стереотипными), и фокус внимания исследователей направлялся на изучение отношений мать- ребёнок, а также влияния детских отношений матери со значимыми взрослыми на её чувствительность к собственному ребёнку (Braun et al, 2010). Теория привязанности Дж. Боулби, несомненно, осуществившая переворот в области раннего развития, также не включала отца как важную фигуру в развитии ребёнка, поскольку постулировала, что для нормального развития необходимо, чтобы безопасная привязанность сформировалась к одному человеку, то есть к матери, или, в иных обстоятельствах, замещающему человеку (Боулби, 2003).
Несмотря на сложившуюся традицию в отношении преимущественного изучения диадных отношений матери и ребёнка, отдельные учёные обращались к теме отцовства. Современные исследования приводят крайне интересные результаты, которые плохо сочетаются с первоначальным взглядом на отцовскую фигуру, наделённую функциями контроля, авторитетности, защиты. За последние годы появились эмпирические данные о формировании привязанности отца к ребёнку; значении вовлечённости отца во взаимодействие с ребёнком и недостаточности лишь его формального присутствия; об отличиях отцовского и материнского влияния на психическое развитие ребёнка (Ramchandani et al, 2013; Huang et al, 2020; Quach et al, 2018).
Существуют данные о влиянии качества взаимодействия отцов и детей до одного года на уровень эмоционального развития повзрослевших детей (Ramchandani et al, 2005), а также о том, что позитивный отцовский образ может влиять на эмоциональное благополучие и формирование поролевой идентичности подростков (Калина, Холмогорова, 2011).
Однако, несмотря на возрастающий интерес к этой теме, материнство остаётся доминирующей темой в исследованиях по раннему развитию и по психологии родительства, что, конечно, отражается в практике (Там же; Осинская, Кравцова, 2012).
Если говорить об изучении родительства в психологии в целом, то можно выделить как минимум два важных аспекта его изучения. Во-первых, в сфере психологии развития родительство изучается с точки зрения влияния родителей на детей, на их психическое и личностное развитие. Этот подход является более распространённым. Во-вторых, с точки зрения психологии личности - родительство - одна из областей самореализации личности, а родитель - роль, для которой необходимы определённые изменения. При рассмотрении обоих аспектов можно сделать вывод о большей разработанности темы материнства. Отцовство и в первом, и во втором случае остаётся малоизученной, но чрезвычайно актуальной темой.
Мы считаем нужным осветить оба аспекта несмотря на то, что в данной работе отец - отправная точка исследования. Оба этих аспекта связаны: присущий мужчине стиль отцовства может влиять на психическое, эмоциональное и ценностное развитие ребёнка, что будет выражаться и во взрослой жизни, в том числе в семье, при формировании собственных родительских позиций, принятии отцовской роли, отношении к собственному ребёнку и себе как к родителю.
Актуальность данного исследования может быть описана с разных сторон. Во-первых, тема отцовства как за рубежом, так и в России изучена недостаточно - наблюдается значительный перевес исследований, направленных на изучение материнства (Гулина, 2018). Во-вторых, в России, в частности, к теме отцовства проявляется меньший исследовательский интерес по сравнению с зарубежными исследованиями (Посохова, Липпо, 2007). В-третьих, эмпирических исследований о связи детских взаимоотношений с отцом и собственного отцовства мужчины - крайне мало несмотря на то, что идея о существовании такой связи достаточно широко представлена в теоретических концепциях отцовства (Corneau, 1991). Существующие в этой узкой области исследования в основном направлены на изучение опыта отцовства мужчин, выросших без отца. Отличие данной исследовательской работы заключается в охвате мужчин с разными семейными ситуациями (и из полных, и из неполных семей), а также в изучении специфики и качества взаимоотношениях с отцом или иной значимой мужской фигурой, если таковые имелись.
Полученные в ходе исследования данные могут укрепить теоретическую базу, а также иметь практический выход: выявив связь трудностей вхождения в новую роль отца, принятия ребёнка и особенностей взаимодействия с ним со взаимоотношениями с отцом в детстве, можно выявить группы риска и разработать рекомендации для них.
Объектом исследования является первый опыт отцовства
Предметом исследования является взаимосвязь первого опыта отцовства и отношений мужчины с собственным отцом в детстве
Цель исследования заключается в выявлении специфики первого опыта отцовства в связи с отношениями мужчины с собственным отцом или иной значимой мужской фигурой в детстве.
Задачи исследования:
• Выявить как отношения с отцом или иной значимой мужской фигурой в детстве связаны с первым опытом отцовства (принятием себя в роли отца, восприятием себя в отцовской роли, отношениями с ребёнком).
• Выявить как образ отца связан с первым опытом отцовства (принятием себя в отцовской роли, восприятием себя в роли отца, отношениями с ребёнком).
Гипотезы исследования:
Основная гипотеза:
Существует взаимосвязь между отношениями мужчины с отцом или иной значимой мужской фигурой в детстве и первым опытом отцовства
Дополнительные гипотезы:
• Взаимоотношения с отцом в детстве связаны с
особенностями взаимодействия молодого отца с ребёнком до 3-ёх лет
• Специфика эмоциональной составляющей в общении с отцом в детстве связана с особенностями взаимодействия молодого отца с ребёнком до 3-ёх лет
• Образ отца, сложившийся в результате взаимоотношений с отцом в детстве, связан с образом идеального отца и восприятием себя в роли отца в первые три года отцовства
• Особенности взаимоотношений с отцом в детстве связаны с образом идеального отца и восприятием себя в роли отца в первые три года отцовства
Для реализации цели и задач исследования были выбраны следующие методы:
1. Методика «Представления об идеальном родителе» (Р.В. Овчарова, Ю.А. Дегтярева)
2. Методика «Личностный семантический дифференциал» (адаптирована в научно-исследовательском институте имени В.М. Бехтерева)
3. Ретроспективная диагностика особенностей воспитательных практик родителей у взрослых испытуемых (PBI Паркера в переводе Холмогоровой)
4. Методика «Семейные эмоциональные коммуникации» Холмогоровой А.Б., Воликовой С.В.
5. Опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алёшина)
6. Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Захаровой Е. И.
Статистический анализ полученного эмпирического материала проводился с использованием программы SPSS Statistics, в частности с помощью нижеперечисленных методов статистического анализа:
1. Описательные статистики
2. Корреляционный анализ по критерию Спирмена
3. Критерий U Манна-Уитни для сравнения двух групп по шкале «Элиминирование эмоций».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги проведённого исследования, можно утверждать, что его цель достигнута и все задачи выполнены. Был проведён обширный и подробный анализ имеющейся литературы по теме отцовства, выделены малоизученные проблемы и проверены гипотезы, интересовавшие нас.
Основная и дополнительные гипотезы исследования были подтверждены. Было обнаружено, что существует взаимосвязь между отношениями мужчины с отцом или иной значимой мужской фигурой в детстве и первым опытом отцовства. В частности, результаты показали, что взаимоотношения с отцом в детстве, особенно их эмоциональная составляющая, а также образ собственного отца связаны с принятием роли отца, восприятием себя в этой роли, описанием образа идеального отца и с особенностями взаимодействия молодого отца с ребёнком до 3 -ёх лет.
Исследование имеет ограничения в связи с малой выборкой и большим количеством потенциально влияющих факторов (материнское влияние, состав родительской семьи, взаимоотношения в ней и т. д.). Однако, охватить все потенциальные факторы влияния в одном исследовании затруднительно, поэтому важным и ценным является дальнейшее изучение темы с учётом этих переменных. Данная работа может быть продолжена с большей выборкой, с отцами детей от 3-ёх лет, а также со вторым и последующими детьми.
Можно констатировать, что тема отцовства в целом и аспекта связи родительской семьи и формирования собственного родительства остаются актуальными.
Полученные данные можно использовать для разработки программ поддержки будущих отцов, а также в семейном и индивидуальном психологическом консультировании.



1. Акиньшина, Н. В. Особенности представлений об отцовстве у молодых отцов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 2011. - Т. 10. - № 12. - С. 271-278.
2. Архиреева Т. В. Основные направления исследования проблемы отцовства в психологии // Психологические проблемы современной семьи: сб. тезисов VI Междунар. науч. конф. 2015. - М.: МГУ, 2015. - С. 658-676.
3. Архиреева Т. В. Образ идеального отца у мужчин, имеющих детей // Женщина в российском обществе, 2020. - № 1. - С. 70-84.
4. Борисенко Ю. В. Особенности ценностного отношения к отцовству детей вовлеченных и невовлеченных отцов // Известия Иркутского государственного университета. - 2018.
- Т. 24. - С. 23-33.
5. Борисенко Ю. В. Психология отцовства. - Москва-Обнинск: «ИГСОЦИН», 2007. - 220 с.
6. Борисенко Ю. В. Отцовство как психологический фактор развития личности. LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 264 с.
7. Боулби, Д. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
8. Боуэн М. О дифференциации «я» // Московский психотерапевтический журнал. - 2005.
- №2. - С. 147-164.
9. Боязитова Т. Д. Ценностно-смысловые аспекты психолого-педагогической деятельности отца // Вестник университета (Гос. ун-т упр.), 2011. - № 6. - С. 18-19.
10. Васильева Н. Л. Детский психоанализ. - СПб.: Издательство СПбГ, 2006. - 256 с.
11. Володина К. А. Исторический аспект становления категории «образ» в психологической науке // Вестник Шадринского гос. пед. ун-та. - 2014. - № 3 (23). - С. 91-97.
12. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
13. Гозман Л. Я. Шкалы любви и симпатии // Методические программы и методики исследования брака и семьи / отв. Ред. В. М. Мацковский. - М.: ССА, 1986. - С. 25-29.
14. Гулина М.А. Ипостаси и трансформации образа отца в психоанализе // Консультативная психология и психотерапия. - 2018. - Т. 26. - № 1. - С. 129-145.
15. Дмитриева Н. В. Кризисная идентичность посттравматической личности: монография.
- Новосибирск: НГПУ, 2014. - 191 с.
16. Захарова Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско- родительского взаимодействия // Журнал практического психолога. - 1996. - № 6.
17. Захарова Е. И. Родительство как ресурс личностного развития в зрелости // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. - 2010. - № 1. - С. 29.
18. Калина О. Г., Холмогорова А. Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 15-26.
19. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2019. - 784 с.
20. Калина О. Г., Холмогорова А. Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. - М.: Форум, 2011. - 112 с.
21. Калина О. Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков: Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Моск. гор. психолого-пед. ун-т. — М., 2007. — 152 с.
22. Калина О. Г. Психологические последствия недостаточной представленности эмоционально-позитивной мужской функции в семье и в образовательном пространстве // Психологическая наука и образование. -2008. - Т. 13. - № 4. - С. 82-90.
23. Кедярова Е. А. Специфика отцовского отношения к детям дошкольного возраста // В мире научных открытий. - 2013. - № 11.4 (47). - С. 151-160.
24. Келли Г. Ф. Основы современной сексологии. - СПб: Питер., 2000. - 896 с.
25. Клёцина И. С. От традиционного типа отцовства к вовлеченным отцам // Ответственное отцовство: новые формы социальной работы. - СПб.: Питер, 2010. - С. 7-28.
26. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. СПб.: Академический проект, 2001. 512 с.
27. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. - М.: Время, 2009. - 496 с.
28. Конюхов, Н.Н. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. - М. : Знание, 1994. - 203 с.
29. Коряков Я. И. Эволюция родительских образов в психоанализе // Психологический вестник Уральского государственного университета. - 2002. - № 3. - С. 101-123.
30. Кохут Х. Восстановление самости. - М.: Когито-Центр, 2002. - 368 с.
31. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. - М.: Знание, 1990. - 79 с.
32. Левченко А. В. Аспекты личностной готовности современного мужчины к отцовству // Российский психологический журнал. - 2008. - № 5 (3). - С. 93-95.
33. Левченко А. В. Представления о собственном отцовстве у мужчин и факторы, их обусловливающие: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 2009. - 28 с.
34. Липпо С. В. Образ отца как фактор самоактуализации личности: Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена - СПб., 2006.
35. Литвинова А.В., Большакова Н.Г. Зависимость ориентировки супругов в конфликте от образов родителей, сформированных в детстве // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»: в 3ч. Ч.2 / под общ. Ред. Д-ра психол. Наук В. К. Шабельникова и канд. Психол. Наук А.Г. Лидерса. - М. - 2005. - С. 318-322.
36. Овсянникова, Е.А. Ценностные ориентации отцов с разными родительскими установками // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2016. - Т.2.
- № 2. - С.28-33.
37. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
38. Овчарова Р.В. Психология родительства: учеб. пос. для студентов высш. учеб. завед. М.: издательский центр «Академия». 2005. 368 с.
39. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
40. Овчарова Р. В., Токарева Ю. А. Представления о самом себе и ребёнке у отцов различных типов // Вестник Курганского государственного университета. 2008. №1 (11).
41. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006. - 260 с.
42. Осинская С. А., Кравцова Н. А. Образ отца как детерминанта созависимости // Мир науки, культуры и образования. - 2012. - № 3 (34). - C. 122-116.
43. Петрановская Л. В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. - М.: Времена, 2017.
- 288 с.
44. Посохова С. Т. Липпо С. В. Образ отца как фактор самоактуализации у подростков и взрослых. // Современные проблемы психологии семьи. Сб. статей. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2007. С. 81-87.
45. Посохова С. Т., Липпо С. В., Манеров Р. В. Образ отца и самоактуализация личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. Сер. 12, Социология. - № 3. - С. 23-30.
46. Тайсон Ф., Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития М.: Когито-Центр, 2006.
- 407 с.
47. Удальцова, М. О. К проблеме исследования родительской позиции отца и самооценки дошкольника // Вестник Университета (Государственный университет управления). Социология и управление персоналом. - М.: ГУУ, 2009. - №32. - С. 118-120.
48. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. Между травмой и надеждой. - СПб: Питер, 2021. - 336 с.
49. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // В кн. Я и Оно: Труды разных лет. - Тбилиси: Мерани, 1991. - Т. 1, 346 с.
50. Фрейд З. Введение в психоанализ. - М.: АСТ, 2015. - 544 с.
51. Холмогорова А. Б., Воликова С. В., Сорокова М. Г. Стандартизация опросника «Семейные эмоциональные коммуникации» // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - Т. 24. - № 4. - С. 97-125.
52. Blundell S. Fatherless sons: psychoanalytic psychotherapy with bereaved boys / Trowell J., Etchegoyen A. (eds). The importance of fathers. - Hove: Brunner & Routledge, 2002.
53. Braun A., Vincent C., Ball S. J. Working-class fathers and childcare: The economic and family contexts of fathering in the UK. // Community, Work & Family, 2010. - № 14. - P. 19-37.
54. Britton R. The missing link: Parental sexuality in the Oedipus complex // The Oedipus complex today / J. Steiner (ed.). - London: Karnac Books, 1989. - P. 83-101.
55. Burlingham D. The preoedipal infant-father relationship // Psychoanal. Study Child, 1973. - № 28. - P. 23 - 47.
56. Cabrera N.J. et al. The magic of play: low-income mothers’ and fathers’ playfulness and children's emotion regulation and vocabulary skills //Infant Ment. Health J. - 2017. - № 38. - P. 757-771.
57. Chen P. Inner child of the past: long-term protective role of childhood relationships with mothers and fathers and maternal support for mental health in middle and late adulthood // Soc. Psychiatry Psychiatr. Epidemiol, 2021.
58. Chiang et al. Effects of parenting role and parent-child interaction on infant motor development in Taiwan: Birth Cohort Study //Early Hum. Dev. - 2015. - № 91. - P. 259-264.
59. Clowes L., Ratele K., Shefer T. Who needs a father? South African men reflect on being fathered // Journal of Gender Studies, 2013. - № 22 (3) - P. 255-267.
60. Condon J. T. et al. A longitudinal study of father-to-infant attachment: antecedents and correlates. //Journal of Reproductive and Infant Psychology. - 2013. - Vol. 31. - № 1. - P. 15¬30.
61. Corneau, G. Absent fathers, lost sons: The search for masculine identity. Shambhala Publications, 1991. - 204 p.
62. East L., Jackson D., O'Brien L. Father absence and adolescent development: A review of the literature // Journal of Child Health Care, 2006. - № 10 (4). - P. 283-295.
63. Etchegoyen A. Psychoanalytic ideas about fathers // The importance of fathers. Hove: Brunner-Routledge, 2002.
64. Fagan J., Lee Y. Effects of fathers early risk and resilience on paternal engagement with 5- year-olds // Journal of Family Relations, 2012. - № 61(5). - P. 878-892.
65. Flouri E., Narayanan M. K., Midouhas, E. The cross-lagged relationship between father absence and child problem behaviour in the early years. // Child: Care, Health and Development, 2015. - № 41 (6). - 1090-1097 p.
66. Green A. La ddliaison: psychanalyse, anthropologie et littdrature. - Paris: Les Belles Lettres, 1992. - 388 p.
67. Herland M. D., Hauge M.-I., Helegland I. M. Balancing fatherhood: Experiences of fatherhood among men with a difficult past // Qualitative Social Work, 2015. - № 14 (2). - P. 242-258.
68. Hoffman J. Working with fathers: What social science research tells us about fathers and how to work with them. // Peterborough: Father Involvement Research Alliance, 2011.
69. Huang H. et al. Paternal influences from early pregnancy to postpartum years on child development: A longitudinal study // Journal of Affective Disorders. - 2020. - Vol. 275. - P. 23-30.
70. Kalinich L.J., Taylor S.W. The Dead Father: A Psychoanalytic Inquiry. - London: Routledge, 2009. - 224 p.
71. Kochanska G, Kim S. Early attachment organization with both parents and future behavior problems: From infancy to middle childhood //Child Development. - 2013. - Vol. 84. - № 1. - P. 283-296.
72. Krampe E. The inner father // Fathering, 2003. - №6. - № 46. - P. 15-27.
73. Kroll et al., Early father involvement and subsequent child behaviour at ages 3, 5 and 7 years: prospective analysis of the UK millennium cohort study //PLoS One. - 2016. - Vol. 11.
74. Lamb M., Lewis C. The development and significance of father-child relationships in two- parent families // The role of father in child development. - New Jersey: Wiley, 2004. - P. 272-307.
75. Loewald H. Ego and reality // The International Journal of Psychoanalysis, 1951. - Vol. 32. - P. 10-18.
76. Mahler M.S., Gosliner B.J. On Symbiotic Child Psychosis // The Psychoanalytic Study of the Child, 1955. - Vol. 10 (1). - P. 195-212.
77. Mahler M. S., Pine F., Bergman A. The Psychological Birth of the Human Infant. - London: Hutchinson, 1975.
78. Majdandzic M et al. Fathers' challenging parenting behavior predicts less subsequent anxiety symptoms in early childhood // Behav Res Ther. - 2018. - Vol. 109. - P. 18-28.
79. Malmberg L. The influence of mothers' and fathers' sensitivity in the first year of life on children's cognitive outcomes at 18 and 36 months //Child Care Health and Development. - 2015. - Vol. 42. - № 1.
80. Markowitz A. J., Ryan R. M. Father absence and adolescent depression and delinquency: A comparison of siblings approach // Journal of Marriage and Family, 2016. - № 78. - P. 1300-1314.
81. McLanahan S., Tach L., Schnieder D. The causal effects of father absence // Annual Review of Sociology, 2013. - № 39. - P. 399-427.
82. Mendez L. M. et al. “Either come together or fall apart”: Coparenting young children with challenging behaviors //Couple and Family Psychology: Research and Practice. - 2015. - Vol. 4. - № 74.
83. Metz M. et al. When Father Steps Forward and Mother Steps Back: The Moderating Role of Simultaneity in Parents' Coparenting Behaviors in the Development of Anxiety in 4- to 30- Month-Olds // Infancy - 2017.
84. Miller E. D. Why the Father Wound Matters: Consequences for Male Mental Health and the Father-Son Relationship // Child Abuse Review, 2013. - Vol. 22. - Issue 3. - P. 194-208.
85. Murdock K.W., Pittman L.D., Fagundes C.P. Maternal and paternal predictors of child depressive symptoms: an actor-partner interdependence framework //J. Child Fam. Stud. - 2018. - Vol. 27. - P. 559-568.
86. Nilsen A. C. E., Sagatun, S. Boys' construction of fatherhood when their fathers are absent // Nordic Social Work Research, 2015. - № 5 (2). - P. 113-128.
87. Palkovitz R., Copes M. A, Woolfolk T. N. ‘It's like.you discover a new sense of being’: Involved fathering as an evoker of adult development // Men and Masculinities, 2001. - № 4. - P. 49-69.
88. Pedersen, F. A., and Robson, K. S, (1969). Father participation in infancy. Amer. J. Orthopsy- chiat.,- № 39. - P. 466-472.
89. Pitsoane E. M., Gasa V. G. The role of father-son relationship in behavioural and emotional development of adolescent boys // Gender & Behaviour, 2018. - Vol. 16. - Issue 1. - P. 48¬57.
90. Quach J. et al. Do fathers' home reading practices at age 2 predict child language and literacy at age 4? //Acad. Pediatr. - 2018. - Vol. 18. - P. 179-187.
91. Ramchandani P. G. et al. Paternal depression in the postnatal period and child development: A prospective population study //The Lancet. - 2005. - Vol. 365. - P. 2201-2205.
92. Ramchandani P. G. et al. Do early father-infant interactions predict the onset of externalising behaviours in young children? Findings from a longitudinal cohort study //J Child Psychol Psychiatry. - 2013. - Vol. 54. - №1. - P. 56-64.
93. Rohner R. Father love and child development: history and current evidence // Current Directions in Psychological Science, 1998. - Vol. 7. - P. 157-161.
94. Rosenfeld D. Psychic changes in the paternal image // Int. J. Psychoanal., 1992. - № 73.
95. Sethna V. et al. Father-child interactions at 3 months and 24 months: contributions to children's cognitive development at 24 months //Infant Ment. Health J. - 2017. - Vol. 38. - P. 378-390.
96. Shirani F., Henwood K. Continuity and change in a qualitative longitudinal study of fatherhood: Relevance without responsibility // International Journal of Social Research Methodology, 2010. - № 14. - P. 17-29.
97. Stevens A. Archetype Revisited. An Updated Natural History of the Self. - London Routledge. 2015. - 406 p.
98. van Prooijen D. L. et al. Self-control, parenting, and problem behavior in early childhood: A multi-method, multi-informant study //Infant Behav Dev. - 2018. - Vol. 50. - P. 28-41.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ