ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КИТАЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СТРАТЕГИЯ В 21 ВЕКЕ 11
1.1. Дипломатическая стратегия Китая в 2008-2012 году 12
1.2. Дипломатическая стратегия Китая с 2013 года 20
ГЛАВА 2. ОБЗОР РАЗВИТИЯ СТРАН БРИКС И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ КНР В СТРАНАХ БРИКС 35
2.1. История развития механизма взаимодействия стран БРИКС 35
2.2. Место КНР среди стран-участниц БРИКС 43
2.3. Стратегические интересы КНР в рамках взаимодействия со странами БРИКС 47
2.4 Перспективы будущего механизма взаимодействия стран БРИКС 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность темы исследования. С 21-го века активное развитие глобализации породило ряд стран с быстрым экономическим ростом. В 2009 году Бразилия, Россия, Индия и Китай объявили об официальном создании БРИКС. Они надеются начать с реформы международного финансового порядка и дальнейшего укрепления сотрудничества, с тем, чтобы развивающиеся страны могли более эффективно участвовать в глобальном управлении, что делает международный порядок более справедливым. Однако по мере того, как мировая экономическая ситуация продолжает ухудшаться, страны БРИКС также столкнулся с рядом проблем: во-первых, темпы экономического развития стран- членов начали замедляться, и в некоторых странах-членах в 2014-2015 году произошел масштабный экономический спад, из -за которого страны БРИКС столкнулись с сомнениями западных ученых и СМИ. Эти передовые страны привлекли внимание всего мира из-за роста масштабов и скорости экономики, но их экономическая структура, качество и способность к устойчивому развитию по- прежнему имеют много проблем. Кроме того, многие сомневаются в эффективности механизма БРИКС. В дополнение к тому, что в 2010 году БРИКС успешно способствовал реформе МВФ и в 2015 году был создан Новый банк развития БРИКС, по-прежнему он имеет мало международных взаимодействий с существующим международным порядком.
Существуют также противоречия внутри стран БРИКС. Пять стран имеют относительно большие различия в культуре, исторических традициях, политических и социальных системах, и интересы этих стран различны. Поэтому им трудно достигнуть консенсуса по некоторым важным международным вопросам. Например, по вопросу о реформе Совета безопасности ООН индия и Бразилия активно ищут места постоянных членов. Китай и Россия только выразили поддержку продвижению международного статуса Индии и Бразилии, но они никогда не выражали явной поддержки расширения Совета Безопасности, чтобы избежать ущербов своих собственных интересов. Отношения между Китаем и Индией также вызывают беспокойство: застарелые ненависти, вызванные пограничной войной 1962 года, и современные нерешенные пограничные проблемы препятствуют дальнейшему развитию двусторонних отношений. В 2017 году китайско-индийские отношения достигли своей самой низкой: они противостояли друг другу в районе Донгланг 72 дней.
В то же время Китаю, Индии и России также не хватает стратегического взаимного доверия. Индия должна превратиться в большую державу в Индийском океане по своей геостратегии, и развить влияние на всю Юго -Восточную Азию. У Китая есть свои интересы в Юго-Восточной Азии и Южной Азии. Сохраняются тесные отношения между Китаем и Пакистаном. Китай пытается использовать Пакистан, чтобы сбалансировать Индию, для формирования тонких трехсторонних отношений между Китаем, Пакистаном и Индией. Индийские политики считают, что Китай улучшает отношения с Пакистаном, Мьянмой и Бангладеш для создания блокадного кольца. Есть и такие проблемы между Китаем и Россией. Россия и быстро растущий Китай поддерживают тесные стратегические партнерские отношения, но геополитические различия трудно устранить. Китай проник в Центральную Азию с помощью ШОС, но этот регион является традиционной сферой влияния России, поэтому Россия не останется равнодушной к действиям Китая.
Кроме этого, хотя в странах БРИКС развивается сотрудничество в широком диапазоне, в то же время также существует конкуренция природных ресурсов, капитала, политической и экономической власти. Например, с непрерывным восстановлением своей всесторонней национальной мощи Россия начала восстанавливать свои интересы в Африке, и этот регион также является местом, где другие государства-члены, такие как Китай, Индия и Бразилия борются за влияние и интересы.
В 2013 году президент Китая Си Цзиньпин предложил совместную инициативу по созданию «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века». С тех пор инициатива «Один пояс и один путь» стала визитной карточкой внешней стратегии Китая и имеет важное стратегическое значение. За последние годы эта инициатива достигла плодотворных результатов. По сравнению с этой инициативой результаты и динамика механизма сотрудничества БРИКС проигрывают.
В этой связи необходимо пересмотреть стратегию развития стран БРИКС, интегрировать международную стратегию Китая и всесторонне проанализировать статус и роль стран БРИКС в международной стратегии Китая. Признание его статуса и роли не только способствует изучению самого механизма сотрудничества БРИКС, но также углубляет понимание международной стратегии Китая и способствует развитию сотрудничества между Китаем и странами БРИКС.
Цель данной работы - выявить китайские интересы в странах БРИКС, а также объективное место БРИКС в китайской международной стратегии.
В соответствии с поставленной целью, формулируются следующие задачи:
1) определить изменения международной обстановки и внешнеполитической стратегии КНР на современном этапе;
2) проанализировать прежние саммит стран БРИКС и его прогресс развития;
3) выявить место Китая среди пяти стран БРИКС;
4) выявить важность стран БРИКС для стратегии Китая;
5) анализировать перспективы развития механизма взаимодействия стран БРИКС в дипломатической стратегии Китая, включая БРИКС+, Новый банк развития БРИКС и сотрудничество между странами БРИКС и инициативой «Один пояс и один путь» и так далее.
Объектом данного исследования является китайская международная стратегия, а предметом - китайская политика по странам БРИКС.
Теоретико-методологические основы исследования. Анализ ситуации предполагает использование суммы методов и процедур междисциплинарного характера, применяемых для накопления и первичной систематизации эмпирического материала («данных»). Это один из самых распространённых методов в изучении международных отношений.
Один из них - изучение документов. Применительно к международным отношениям, он имеет ту особенность, что у "неофициального" исследователя часто нет свободного доступа к источникам объективной информации. Наиболее доступными из официальных документов являются: сообщения пресс-служб дипломатических и военных ведомств, выступления государственных деятелей и так далее.
Другой метод из анализа ситуации - сравнение. Главное достоинство данного метода состоит в том, что выявляются общие и отличные черты (характеристики) какого-либо явления, исследуемого процесса на разных этапах развития (временных, событийных и т. д.).
Обзор литературы. Данная исследовательская работа базируется также на широком круге литературы по китайской международной стратегии и исследованиям развития стран БРИКС в последние годы: научные труды, монографии, сборники, статьи как китайских, так и иностранных авторов. Среди научных трудов, посвященных изучению китайской международной стратегии, можно выделить следующих авторов: Ян Цзечи1, Чжан Лили2, Янь Шэни3, Воскресенский А. Д. 4, Евтюшин К. А. 5, Дейч Т. Л. 6, Юань Пэн 7.
Исследования стран БРИКС рассматриваются в трудах следующих исследователей: Давыдов В. М.8, Никонова В.А. и Толорая Г. Д.9, Сунь Шуюань10, Дж. Киртон11.
Роль Китая в странах БРИКС более детально рассматривается в трудах Попова А. В. и Попова Н. В.12, Sara Hsu13, Bobo Ьо14,Сяо Хуэйчжуна15.
Стратегические интересы КНР в странах БРИКС рассматривается в трудах следующих исследователей: Лексютина Я. В.16, Уянаев С. В.17, Чжан Чжунсян18, Чжао Цзичэнь19, Ли Хуайлян20.
Вопросы о китайско-индийской границе и перспективе развития стран БРИКС также рассматривается в трудах исследователей: Асташин Н. А.21, Алиев Р А.22, Окунева Л. С.23, Ян Силинг и Гао Хуипин24.
Кроме этого, в данной работе использованы материалы электронных СМИ.
При написании данной работы автор опирался на документальную базу источников. Среди них представлены «Документ о позиции КНР по новой концепции безопасности», «Белая книга «Мирное развитие Китая», «БРИКС Совместная статистическая публикация 2010 - 2018», «Декларации саммитов БРИКС» и т. д. Кроме того, в работе представлено множество выступлений официальных лиц о внешней политике: «Доклад Ху Цзиньтао на 17-м Всекитайском съезде КПК», «Доклад Си Цзиньпина на 18 -м съезде КПК», «Доклад Си Цзиньпина на 19-м съезде КПК», «Выступление Си Цзиньпина в МГИМО» и т.д.
В Китае существует немного исследований о БРИКС, а исследования БРИКС в России занимают передовое место в мире. Таким образом, в результате анализа данных материалов, автор пришел к выводу, что исследования о месте БРИКС в китайской международной стратегии не является широко изученной как в российских научных трудах, так и на иностранных языках (китайском, английском), поэтому эта тема и была выбрана.
Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:
- проведен комплексный анализ китайской международной стратегии в период 2008-2018 годов;
- в работе представлен комплексный анализ стратегического места стран БРИКС в китайской политике по самым новым данным Китая.
Практическая значимость. Практическая значимость диссертации. Данные этого исследования могут оказаться полезными для изучения международных стратегий КНР и китайских политик по странам БРИКС. Выводы и материалы диссертации могут быть также использованы в качестве аналитического материала для различных государственных учреждений, в частности МИД РФ и КНР.
Структура документа. Работа состоит из 2 глав, 6 параграфов, а также введения, заключения и списка источников и литературы.
Во введении определена актуальность работы, цель, задачи, объект и предмет исследования, его научная новизна и теоретическая и практическая значимость, описаны материал и методы работы.
В первой главе определяются изменения в международной обстановке и китайские дипломатические стратегии. В этом параграфе дается не только исследование объекта, но и фоновое ознакомление. Вследствие развития эпохи и смен государственных руководителей китайская дипломатическая стратегия имеет огромное изменение. Эта глава распадается на две части. Первый параграф - это международная стратегия Китая под руководством Ху Цзиньтао с 2008 по 2012 год, включая путь мирного развития и теорию гармоничного мира. Второй параграф - международная стратегия Китая под руководством Си Цзиньпина с 2013 года, включая его систему дипломатии крупной страны с китайской спецификой, которая выдвигалась в 18-ом всекитайском съезде КПК 2012 года.
Во второй главе описывается стратегические интересы Китая в БРИКС и перспективы стран БРИКС в стратегии КНР. В главе сначала описывается история развития БРИКС в 2008-2018 году, потом - место КНР в странах БРИКС. В третьем параграфе рассмотрены интересы Китая в участии в организации БРИКС, и позиционирование и важность сотрудничества БРИКС в стратегии Китая. В конце определяются факторы ограничения развития БРИКС и перспективы стратегии БРИКС в Китае.
В заключении подведены итоги исследования, а также определены перспективы развития стран БРИКС.
В результате проведенного исследования, автор пришел к следующим выводам.
Во-первых, международная стратегия Китая всегда корректируется в соответствии с международной обстановкой и внутренней ситуацией. С ростом общей национальной мощи Китая, международная стратегия Китая становится более активной и сильной. В последние годы международная обстановка и соотношение сил резко изменяются, и односторонний протекционизм продолжает распространяться. Игра между великими державами становится все более ожесточенной. Международный порядок, сложившийся после Второй мировой войны, серьезно получает повреждение. Дипломатия Китая сталкивается с ещё большими проблемами. После 18-го съезда КПК международная стратегия Китая вступила в новую эру: Китай активно участвует в глобальном управлении и играет более важную роль на международной арене.
Во-вторых, концепция «стран БРИКС» родилась уже более десяти лет, благодаря неустанным усилиям пяти стран были достигнуты плодотворные результаты. Механизм сотрудничества стран БРИКС постоянно совершенствуется, и прагматичные сотрудничества осуществляются в десятках областей, таких как экономика, торговля, финансы, наука и техника, промышленность, туризм и культурный обмен. Международное влияние стран БРИКС продолжает расти, и они совместно способствуют развитию международного порядка в более справедливом и рациональном направлении. Хотя по сравнению с G8, G20 и ШОС, страны БРИКС по-прежнему являются относительно малоопытным, но нельзя отрицать, что БРИКС является механизмом сотрудничества с большим потенциалом развития, и его влияние возрастётся с каждым днём на международной арене.
В-третьих, Китай занимает стержневое положение среди пяти стран -членов БРИКС. Перед лицом возможностей и проблем, как наиболее сильный член стран БРИКС, Китай должен играть позитивную роль в содействии развитию механизма. Китаю необходимо еще больше углубить реформу своей экономической структуры и модели развития, усилить способности противостоять глобальному экономическому кризису и обеспечить устойчивое развитие экономики. Китай должен воспользоваться своими экономическими преимуществами, чтобы играть ведущую роль, взять на себя больше обязанностей и внести больший вклад. Китаю необходимо в полной мере использовать стратегическую ценность механизма сотрудничества БРИКС, избегая при этом чрезмерных ожиданий. При выполнении своих международных обязательств ему следует также рассмотреть другие многосторонние дипломатические платформы, дополнять друг друга, чтобы максимально защищать национальные интересы КНР. Китай не пытается использовать свой экономический статус, чтобы навязывать свои политические взгляды другим странам БРИКС, а уважает выборы и желания других стран.Ввиду этого экономическая мощь Китая не повредит сплоченности стран БРИКС, а наоборот, она может обеспечивать прочную материальную основу для достижения более существенных результатов.
В-четвертых, механизм сотрудничества стран БРИКС занимает важное место в международной стратегии Китая. Сотрудничество БРИКС имеет важное влияние на международное сообщество, в том числе содействие реформированию международного политического и экономического порядка, а также повышение голоса и влияния развивающихся стран и зарождающихся государств. Эти изменения полезны для формирования благоприятной среды для развития Китая. Участие в сотрудничестве БРИКС поможет продвинуть интернационализацию юаня, укрепить позиции Китая в области международной торговли и управления финансами, содействовать устойчивому развитию экономики Китая; в то же время способствовать укреплению мягкой силы Китая и укреплению связей с развивающимися странами, и повышению статуса Китая на таких платформах, как международные организации, расширению стратегического пространства Китая, улучшению национального имиджа Китая и содействию стратегия великой державы Китая.
В-пятых, для Китая ценность сотрудничества БРИКС является стратегической и заслуживает дополнительных усилий и вклада со стороны правительства Китая. С появлением концепция «БРИКС+» и созданием Нового Банка развития БРИКС политики по БРИКС становится все более важным в Китае, и участие Китая также значительно возрастает. Си Цзиньпин неоднократно подчеркивал необходимость создания сообщества человеческой судьбы с помощью инициативы «Один пояс и один путь» и механизма сотрудничества БРИКС. Его слова предоставляют важную возможность для стыковки двух. Инициатива «Один пояс и один путь» способствует развитию либерализации торговли в странах БРИКС, а также стимулирует их плюрализацию и инклюзивность.
В целом, стратегическое значение БРИКС для Китая неоспоримо. Достижение целей стран БРИКС требует неустанных усилий и поддержки пяти стран. Китай продолжит усердно работать для стимулирования развития стран БРИКС, и уделит больше внимания на политику БРИКС. Китай добавит больше «новой силы» и «позитивной энергии» в БРИКС, страны БРИКС также внесут свой вклад в новое развитие Китая.
ЗАЯВЛЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ ЛИЦ
1. Белая книга Мирное развитие Китая". Госсовет КНР. Й^Ф^ФЯ^^Т^ Ж ^ . Ф^АКД^ЯЯ^^. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.china-embassy.org/rus/sgxw/t856015.htm
2. БРИКС Совместная статистическая публикация 2010 - 2018 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.stats.gov.cn/ztjc/ztsj/jzgjlhtjsc/
3. Делийская декларация БРИКС [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bricsmagazine.com/ru/articles/deliyskaya-deklaratsiya
4. Доклад Си Цзиньпина на 18-м съезде КПК [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cpc.people.com.cn/n1/2017/1028/c64094-29613660.html
5. Китайская мечта, мечта народа. - Выступление Си Цзиньпина в заключительной заседании ВСНП 12-го созыва. ФЯ^ ,АК^^ - ЯЖФ^ 29^¥£ + —й^ЯАХ — )££^ЙЖ£Ш^. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lianghui.people.com.cn/2013npc/n/2013/0317/c357183-20816399.html
6. Отчеты о работе правительства КНР за 2011-2017 гг. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cn.theorychina.org/ zfwx/
7. Пресс-конференция (8 февраля 2018 г.) Министерство коммерции КНР [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://russian.mofcom.gov.cn/article/ contactus/201803/20180302719531.shtml
8. Сборник документов 19-го Национального конгресса Коммунистической партии Китая. Пекин: Народная издательство. ФДй^^^ + Л^^Я^^Л £';еш,^ж,аеж^ 2017.
9. Си Цзиньпин в выступлении в МГИМО подчеркнул необходимость построить международные отношения нового типа на основе взаимовыгодного сотрудничества [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.china- embassy.org/rus/zgxw/t1027329.htm
10. Си Цзиньпин о государственном управлении [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cpc.people.com.Cn/xuexi/n/2015/0723/c397563-27350777.html
11. Совместное заявление глав государств и правительств стран-участниц Второго саммита БРИКС [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://civilbrics.ru/upload/iblock/0af/0afl52ae7e0f3b54d452b2f7ee3157d6.pdf
12. Стремиться к общему и устойчивому развитию, создавать партнерство на основе сотрудничества и взаимовыигрыша - Выступление председателя КНР Си Цзиньпина на саммите ООН по развитию [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.fmprc.gov.cn/rus/wjb/zzjg/bmdyzs/bmdyzgjdq/1948/1949/t1320120.sht ml
13. Сямэньская декларация руководителей стран БРИКС [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://brics.mid.ru/document/-/asset publisher/VmQiTl1 AUALV/content/samen-skaa-deklaracia-rukovoditelej - stran-briks-samen-kitaj-4-sentabra-2017-goda?inheritRedirect=true
14. Уфимская декларация [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/ YukPLgicg4mqAQIy7JRB1HgePZrMP2w5.pdf
15. Форталезская декларация БРИКС [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.socionauki.ru/almanac/noo21v/number 3/3 6.pdf
...