Введение 3
Глава 1. Развитие китайского туризма в Российской Федерации в исторической ретроспективе 7
Глава 2. Особенности и развитие китайского туризма в России 20
Глава 3. Китайский туризм в РФ: его значение для развития экономики России и развития российско-китайских отношений 34
Глава 4. Проблемы китайского туризма в России 50
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Актуальность темы исследования: В настоящее время туризм является одной из важных сфер как мировой, так и национальной экономики, а также способствует развитию межгосударственных отношений.
Интерес со стороны туристов из КНР к посещению РФ ежегодно растет. Одной из причин увеличения турпотока из Китая стало снижение курса рубля в течение последних нескольких лет, что сделало поездки в Россию более выгодными.
Так как для упрощения въезда на территорию России и привлечения большего турпотока из Китая, Россия вводится ряд программ: создаются новые маршруты для туристов из Китая, в частности, «красный маршрут». Происходит «китаизация» туристской инфраструктуры. Ростуризм открывает свои представительства в Китае. С целью маркетингового продвижения российского турпродукта, открываются офисы Visit Russia за рубежом, в том числе, в Китае. Этот шаг косвенно также содействовал внешней торговле России.
Для повышения конкурентоспособности турпродукта РФ на китайском рынке, с 2014 года при поддержке Федерального агентства по туризму, Комитета по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы и Государственного управления по делам туризма КНР реализуется проект China Friendly, сотрудничающий с предприятия туристической инфраструктуры, то есть гостиницами, ресторанами, музеями, развлекательными центрами и др. В этом фоне, больше возможностей для трудоустройства в России тоже предоставляются. Целью этого проекта является обеспечение комфортного пребывания китайского туриста в стране. Например, в предприятиях сферы гостеприимства в номерах размещается информация на китайском языке, профессиональный переводчик с китайского языка сопровождает туристические группы при заселении, блюда шведского стола подписаны по-китайски и адаптированы к китайской традиции, предоставляется возможность оплаты услуг картами платежной системы Китая China UnionPay и т.д. Помимо этого, Ростуризм предлагает введение такой меры, как система tax-free. Всё это расширит метод оплаты, модернизирует экономическую систему и стимулирует экономическое развитие России, а также приток туристов.
Улучшение транспортной инфраструктуры, а также съемка фильмов, сериалов, других мультимедийных материалов, способствует повышению уровня осведомленности о России в Китае, что, в свою очередь, привлекает больший поток туристов из Китая и других стран, обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объект исследования - въездной туризм из Китая в Российскую Федерацию.
Предмет исследования - причины, отличительные черты, влияние и тенденции развития въездного туризма из Китая в Российскую Федерацию.
Цель настоящего исследования - определить современное состояние китайского туризма на территории Российской Федерации в контексте его влияния на российско- китайские отношения.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить предпосылки и условия развития китайского туризма в Российской Федерации;
2. Определить особенности развития китайского туризма в России;
3. Выделить факторы, влияющие на развитие китайского туризма в Российской Федерации;
4. Оценить воздействия въездного туризма на отношения между Россией и Китаем;
5. Выявить и охарактеризовать проблемы китайского туризма в России и предложить пути их решения.
Хронологические рамки исследования: с 2008 года по настоящее время. 23 мая в присутствии Президента России Дмитрия Медведева и председателя КНР Ху Цзиньтао состоялось подписание Плана совместных действий Федерального агентства по туризму Российской Федерации и Государственного управления по делам туризма Китайской Народной Республики на период 2008-2010 гг. Межведомственный документ с российской стороны подписал руководитель Ростуризма Владимир Стржалковский, с китайской стороны - руководитель Государственного управления по туризму КНР (ГУТ КНР) Шао Сивэй.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время существует достаточное количество научных работ по изучению выездного туризма из Китая в Россию, что связано с налаживанием отношений между данными двумя государствами. Такие ученые, как М.Р. Гозалова, Н.Ю. Логинова, А.М. Пацкевич, С.В. Севастьянов, М.В. Ефремова, О.В. Чкалова, К.Ю. Марченко, Чэн Бин, Би Ж., Гэ Тяньчжень в своих работах изучали влияние выездного туризма на экономику Китая и России, влияние туризма на развитие доброжелательных отношений Китая и России, перспективы развития международного туризма в Китае и России и т.д.
Также написано и защищено несколько диссертационных исследований, которые направлены на изучения туризма КНР. Так, в 2009 году Нечаевой А.В. была защищена диссертация на тему «Пространственная дифференциация выездного туризма Китайской Народной Республики». В 2015 году Чжан Би Юй защитил диссертацию на тему «Тенденции развития туристического комплекса Китая».
Другие зарубежные ученые, такие как Л. Ли и К. МакКлири, а так же К. Мак и С. ДеФранко затрагивали вопросы отношения китайского правительства к выездному туризму и разработки стратегий «мягкой силы», которая представляет собой влияние на другие страны посредством традиционной культуры Китая. Также в их работах отмечено влияние выездного туризма на экономику стран в целом, стратегии развития туризма, создание туристической инфраструктуры и укрепление дружбы и международного сотрудничества.
Таким образом можно сделать вывод, что в настоящее время данная тема достаточно разработана, однако мало кто из вышеприведенных авторов детально останавливался на выездном туризме из Китая в Россию.
Источниковая база исследования. Эмпирической базой для настоящего исследования являются статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Федерального агентства по туризму Министерство культуры Российской Федерации, Министерства культуры КНР, Национального статистического Бюро КНР. Следует также отметить такие источники, как публикации относительно состояния туризма в России и Китая.
Методология исследования. Методологическую основу настоящего исследования составляют такие методы, как анализ, синтез, а также количественные методы для определения туристических потоков и туристической инфраструктуры России. Следует также отметить методические разработки Дальневосточного государственного университета, которые помогли провести качественное исследования состояния выездного туризма из Китая в Россию.
Научная новизна работы. Проведенное исследование поможет в будущем определять факторы, влияющие на развитие выездного туризма из Китая в Россию.
Периодизация развития выездного туризма из Китая в Россию поможет в будущем определять тенденции дальнейшего развития выездного туризма. Показано влияние отношений между Китаем и Россией на развитие выездного туризма.
Структура работы. Работа состоит из введения, 4-х глав, заключения и списка использованной литературы.
Китай и Россия - страны с колоссальным туристическим потенциалом и большими возможностями для его реализации. Сотрудничество с КНР в области туризма является стратегическим для РФ, т.к. туристическая индустрия российского государства находится на стадии незначительного подъема и нуждается в поддержке более сильного партнера для того, чтобы выйти на международный уровень и получить возможность в полной мере показать свой туристический потенциал. Китайская туристическая отрасль, получившая активное развитие только с началом реформ «открытости», за достаточно короткие сроки достигла высочайших показателей, извлекая выгоду сначала из въездного, а затем из выездного туризма. Постепенно улучшив качество жизни населения за счет прибывающих в КНР туристов, китайское правительство решило увеличить свое влияние за рубежом и распространять свою культуру посредством огромного потока выездных туристов.
Постепенно развивая индустрию туризма и путешествий и реализовывая свои рекреационные ресурсы, Китай вышел на лидирующие позиции во всемирном рейтинге туризма, а по численности выездного потока КНР уверенно держится на первом месте.
Въездной и внутренний туризм России сейчас постепенно развивается (в отличие от переходного периода российского государства к рыночной экономике, когда внутренний и въездной туризм переживали упадок). Отсутствие соответствующей инфраструктуры, плохое качество дорог, некачественная подготовка кадров - все эти проблемы являются насущными для сегодняшней индустрии в России. Для стимулирования устранения данных проблем стране необходимо больше сотрудничать с международной туристической организацией ЮНВТО и другими туристическими державами, принимать участие в международных выставках и конференциях по туризму. За последние несколько лет российской туристской отрасли удалось «вырасти» в глазах иностранных граждан. Постепенное вовлечение России в международный туризм связано, прежде всего, с проведением Олимпиады-2014 и предстоящим чемпионатом мира по футболу-2018. Данные мероприятия способствуют не только привлечению отечественных и иностранных граждан к новым туристическим и спортивным объектам.
Наравне с притоком иностранных туристов и строительством новых объектов развивается инфраструктура в определенных регионах, улучшается качества обслуживания (проводится подготовка квалифицированных кадров и стандартизации предоставляемых услуг в соответствии с международными нормами).
Что касается сотрудничества с Китаем и привлечения туристов из Азиатского региона в нашу страну, следует отметить что сегодня Россия проводит масштабную работу по созданию наиболее благоприятных условий пребывания китайских гостей и старается учитывать их предпочтения. В частности, на IV российско-китайском туристическом форуме были выявлены основные претензии китайских туристов, прибывающих в Россию, а также уточнены основные моменты, на которые нам стоит обратить внимание для удерживания такого мощного потока гостей из КНР.
Во-первых, стоит переориентироваться на более молодую аудиторию путешественников, т.к. основная масса китайцев, приезжающих в Россию - пожилое поколение, воспитанное на советской культуре и испытывающее ностальгию по СССР.
Также необходимо уделять больше внимания индивидуальным туристам, т.к. в силу безвизового соглашения, действующего с 2000 г. китайские туристы предпочитают посещать РФ большими группами.
В-третьих, туристам из КНР необходимо предоставлять больше информации на китайском языке. В основном, все перечисленные задачи сегодня исполняются участниками программы «China Friendly». Также все большую популярность набирает «Красный маршрут», открытый для посещения китайцев в 2015 г., который представляет собой путешествие по местам революционной славы СССР и включает 4 города: Ульяновск - Казань - Москва - Санкт-Петербург. Предстоящая годовщина Октябрьской революции 1917 г., по прогнозам экспертов, привлечет еще больше туристов из Китайской Народной Республики (не только в Россию, но и в другие страны мира).
Также одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества между КНР и РФ в области туризма является развитие совместного туризма в приграничных регионах. Дальний Восток на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных регионов для развития туризма, и Китай является непосредственным партнером по его развитию. Приморье и Амурский регион обладают огромным туристическим потенциалом, и сегодня, наравне с другими главными для китайцев туристическими точками нашей страны, привлекает все больше туристов из Поднебесной. Например, Приморье за 2015 г. посетило более 120 тысяч человек (учитывались показатели только в рамках безвизового соглашения). Еще больший поток туристов (в обе стороны) ожидается после построения автомобильного моста между Благовещенском и Хэйхэ (начало строительства назначено на июнь 2016 г.).
Таким образом, на сегодняшний день сотрудничество России с Китаем в области туризма является стратегическим и наиболее перспективным направлением как для России, так и для Китая. Активно поддерживая и развивая отношения, обе стороны имеют возможность в полной мере реализовывать свой туристический потенциал. Доля России на международном туристическом рынке пока еще мала, т.к. показатели выездного туризма за последние несколько лет значительно снизились, а качество предоставляемых туристских услуг не всегда соответствует международным стандартам.
Однако, опираясь на данные статистики, предоставленной Федеральным агентством по туризму РФ, можно наблюдать небольшой рост въездного и колоссальный рост внутреннего туризма. Статус Китая в мировом туризме на сегодняшний день высок и постоянно подтверждается (например, в 2016 г. планируется проведение Всемирной конференции по туризму в Пекине). Высокие требования и постоянно меняющиеся предпочтения китайских туристов стимулируют российскую индустрию туризма к положительным сдвигам, что является (помимо доходов, получаемых от пребывания китайских туристов в нашей стране) стратегически важным как для успешного развития туристической индустрии РФ, так и для продолжения сотрудничества в данной области с КНР.
1. «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках» от 29.02.2000 (в ред. от 17.11.2006) // «Бюллетень международных договоров» 2001. - № 5, С. 40-44.
2. China National Tourist Office // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnto.org/chinastats.asp (Дата обращения 29.12.2018)
3. Chris K. Tourism principles and practice. Third Edition, NY. - 2007.
4. Seyhmus Baloglu and Ken W McCleary,A Model of Destination Image Formation,Annals of Tourism Research,Volume 26,Issue 4,1999,с. 868 - 897.
5. The 2017 National Tourism Work Conference held in Changsha URL:// http://www.cnta.com/English_Column/201701/t20170116_812418.shtml (дата обращения: 20.04.2019)
6. Tan Xingyu. Red Tourism. Yan’an. China Pictorial// [ Электронный ресурс]. Режим доступа http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/rp/publications/no11/11-09_Takayama.pdf (Дата обращения: 10 марта 2019)
7. t $ #^ 'Ш/А Т ^“^ $^V#«t . t Т^^^ ^Д^^Ж- (2012). *tt:M
8. I Российско-Китайские молодежные зимние игры 20167 // Федеральный центр подготовки спортивного резерва. [Электронный ресурс]. Режим доступа: fcpsr.ru/sport/ rossijsko-kitajskie-igry.html
9. IV Российско-китайский форум по приграничному туризму между регионами... [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/%D0%9E%D0%BB%D1%8F/Downloads/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1% 80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC.pdf
10. UNWTO Annual Report 2017 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publications.unwto.org/publication/unwto-annual-report-2017 (Дата обращения 29.12.2018)
11. World Tourism Alliance.7 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. wta- web.org
12. Ying Fan. “Branding the Nation: What is Being Branded?”. Journal of Vacation Marketing,2006
13. Андрей Денисов: сотрудничество России и Китая выдержало испытание непростого 20147года7// ТАСС, 29.12.2014.7 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass. ru/opinions/interviews/1677673
14. Безвизовый режим Китая в Россию увеличился вдвое, что стимулирует экономику России/ Sohu новость. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sohu.Com/a/51976157_311946 (дата обращения: 22.01.2019).
15. В родном городе Мао Цзэдуна открылись серийные мероприятия по китайско-российскому сотрудничеству в области «красного туризма»7// Russian.news.cn, 29.06.2015.7 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian. news.cn/travel/2015- 06/29/c_134366024.htm
...