Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ ВНЕШНИХ УГРОЗ В ХОДЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В КОРОЛЕВСТВЕ ШВЕЦИЯ

Работа №127872

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость4865 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Список сокращений 3
Введение 4
Глава 1. Исследования проблем безопасности в цифровую эпоху 11
1.1. Эволюция исследований проблем безопасности 11
1.2. Теория секьюритизации и её критика 15
1.3. Безопасность в цифровую эпоху: актуализация прежних и возникновение новых
угроз 21
Глава 2. Российская угроза в контексте её восприятия в Швеции. Формирование дискурса об угрозе электорального вмешательства 26
2.1. Политика безопасности Швеции и российско-шведские отношения 26
2.2. Электоральное вмешательство. Мировые практики борьбы с внешним влиянием ..29
2.3. Хронология формирования дискурса в Швеции 34
2.3.1. «Повседневная» российская дезинформация 34
2.3.2. Информационные атаки в преддверии парламентских выборов 38
2.3.3. Защита выборов после выборов 44
Глава 3. Роль секьюритизационных процессов в формировании качественно нового уровня восприятия российской угрозы в Швеции 47
3.1. Меры противодействия предполагаемому вмешательству России в парламентские
выборы 2018 года 47
3.2. Анализ динамики расходов правительственных служб 52
3.3. «Новая» российская угроза через призму теории секьюритизации 55
Заключение 60
Список источников и литературы 63
Приложения 77

В сентябре 2018 года в Швеции прошли очередные парламентские выборы. Победу на них ожидаемо одержала Социал-демократическая партия, сформировавшая впоследствии правительство меньшинства в коалиции с Зелёными. Формальная победа, однако, была омрачена ростом популярности другой политической партии - Шведских демократов. В основе их программы лежала антииммигрантская и антиисламистская повестка, а взгляды лидеров нередко характеризовались как праворадикальные.
В период предвыборной кампании в крупных шведских, европейских и американских СМИ было опубликовано множество статей, готовящих избирателей к возможному иностранному вмешательству в выборы. Подобные эксцессы ранее были якобы зафиксированы во время референдума о выходе Великобритании из Европейского союза и в ходе президентских выборов в США в 2016 году. Главной угрозой в шведском случае, среди прочих, была Россия, а основным бенефициаром интервенции - партия Шведские демократы.
История восприятия шведами России в качестве главной военной угрозы насчитывает столетия. Поражение Карла XII в Северной войне фактически поставило крест на шведских имперских амбициях, на долгие годы превратив Швецию из субъекта политики в объект притязаний на территорию и влияние в стране. Ещё более сильным потрясением стало присоединение к России Финляндии и Аландских островов по результатам войны 1808-1809 годов. С этого периода складывается новая внешнеполитическая доктрина Королевства по формуле «свобода от союзов в мирное 3 время ради сохранения нейтралитета во время войны»/
Нейтралитет уберёг Швецию от прямого участия в крупнейших вооруженных конфликтах XIX-XX веков. Тем не менее, сложная политическая обстановка подталкивала элиты к более близкому сотрудничеству с отдельными странами, в том числе в периоды мировых войн. Исключением в дальнейшем не стала и Холодная война: формально воздерживаясь от вступления в НАТО, шведские власти планировали опереться на поддержку альянса в случае масштабного военного конфликта в Балтийском регионе.
В новейшей истории отношения Швеции и России переживали взлёты и падения. Взаимовыгодному экономическому сотрудничеству препятствовали несколько принципиальных для каждой из сторон проблем. Для Швеции неприемлемыми считаются агрессивная, с её точки зрения, внешняя политика России, а также сложности с соблюдением прав человека в стране. Россия, в свою очередь, обеспокоена всё большим сближением Королевства со структурами НАТО, от полного присоединения к которым Швецию отделяют лишь формальные шаги.
В ситуации довольно напряжённых, в особенности после 2014 года, отношений взаимные обвинения в недружественных действиях стали обыденностью. Однако даже при таком фоне события вокруг парламентских выборов 2018 года стали исключительными. На наш взгляд, в данный период сформировался качественно новый уровень восприятия угрозы, обусловленный совокупностью внутренних и внешних причин.
Проблематика внешнего электорального вмешательства не является исключительной для Швеции. Политическая сфера Королевства унаследовала данные угрозы через процесс, именуемый «цепной реакцией принципов». Внезапно столкнувшись с относительно новой формой опасности, правительство приступило к выработке мер противодействия чрезвычайного характера. В демократическом государстве с децентрализованной системой принятия решений одним из факторов успеха той или иной политики является способность убедить отдельные группы влияния в необходимости и правильности выбранного вектора. Экстренные меры «удобнее» оправдывать угрозами экзистенциального характера. Говоря иначе, простота принятия обществом затрат на решение проблемы напрямую зависит от её характера: чем опаснее угроза - тем большую цену человек готов заплатить за её предотвращение. Центральный в данном исследовании процесс - секьюритизация - позволяет оправдать необходимость определённых действий через убеждение аудитории в том, что угроза является проблемой безопасности; под вопросом стоит само существование страны, её государственность, прежние общественные устои.
Немаловажной частью формирования секьюритизационных тенденций стал тот факт, что именно партия Шведские демократы якобы была бенефициаром вмешательства. Негласные принципы политического процесса в Швеции подразумевают в том числе и отказ от сотрудничества с правыми радикалами. Если бы предполагаемая поддержка Кремля была направлена на любую другую партию, включая оппозиционные «красно¬зелёному» кабинету Лёвена, едва ли стоило ожидать подобной реакции.
Актуальность работы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, последствия событий, произошедших в период между 2013 и 2019 годами, по сей день оказывают существенное влияние на российско-шведские отношения и внешнюю политику Королевства в целом. С точки зрения политических элит Швеции, страна столкнулась с очередным подтверждением агрессивной политики восточного соседа и потому была вынуждена перейти к более решительным действиям в обеспечении собственной безопасности. Результаты принятых в исследуемый период решений мы можем наблюдать и сегодня. Во-вторых, феномен электорального вмешательства не исчез после проведения парламентских выборов 2018 года. Об угрозах того же характера со стороны Москвы продолжают заявлять как в других странах, так и в самой Швеции, в особенности на фоне приближающихся всеобщих выборов 2022 года.
Объектом исследования являются российско-шведские отношения; предметом - процесс секьюритизации российской угрозы по отношению к шведской государственности.
Цель и задачи исследования. Цель работы - определить степень значимости секьюритизационных процессов в формировании российского направления внешней политики Швеции. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить способность теории секьюритизации объяснять политические процессы цифровой эпохи;
2. Исследовать исторический контекст взаимоотношений России и Швеции;
3. Выявить основные стадии формирования «антироссийского» дискурса на современном этапе;
4. Изучить практические меры правительства по противодействию российской угрозе;
5. Применить методологическую основу теории секьюритизации к происходящим в Швеции процессам.
Хронологические рамки определяются целью и задачами исследования и охватывают электоральный цикл 2014-2018 годов. К данному периоду относятся основные события и процессы, оказавшие влияние на секьюритизацию предполагаемого российского электорального вмешательства. Для целостного раскрытия темы в части исследования политики безопасности Швеции, а также контекста российско-шведских отношений затронуты события, выходящие за указанные хронологические рамки.
Степень научной разработанности темы. Основа данного исследования состоит из двух частей: российско-шведские отношения и влияние российской угрозы в Швеции. Если вторая часть в контексте применения теории секьюритизации изучена слабо, первой посвящено множество научных трудов как отечественных, так и зарубежных авторов.
По отдельным событиям многовековой истории отношений двух народов написаны фундаментальные исторические труды как, например, «Северная война и шведское нашествие на Россию» Евгения Викторовича Тарле. Исторические процессы в Швеции в контексте международных отношений, а также их влияние на современную внешнюю политику Королевства изучены в статьях Воронова Константина Валентиновича, а также в работах Новиковой Ирины Николаевны, например, «"Между молотом и наковальней": Швеция в германо-российском противостоянии на Балтике в годы Первой мировой войны». Из иностранных исследователей необходимо отметить работы Ингмара Ольдберга и Бенгта Сунделиуса.
Работы, посвящённые проблемам безопасности и отношениям России и Швеции на современном этапе, главным образом концентрируют внимание на вопросе присоединения Королевства к НАТО. Помимо указанных ранее авторов, здесь нельзя не вспомнить статьи Плевако Натальи Сергеевны и Громыко Алексея Анатольевича.
Восприятию российской угрозы в Швеции посвящены главным образом статьи шведских СМИ, а не научных изданий. В российской науке изучением феномена «rysskracken», то есть страха перед русскими, или шведской русофобии, практически не занимаются. Среди иностранных исследований можно отметить статью М. Котта «Rysskrack и двойственность Швеции», в которой автор рассуждает на тему роли Королевства для Балтийского региона в условиях нарастающих политических противоречий в Восточной Европе.
Научные труды, посвящённые теории секьюритизации, составили теоретическую основу данного исследования. Рассуждения, посвящённые отдельным аспектам методологии исследования секьюритизации, можно встретить в работах Цыганкова Павла Афанасьевича и Морозова Вячеслава Евгеньевича.
Ключевые основы методологии теории секьюритизации изложены в книге Б. Бузана, О. Вэвера и Й. де Вильде «Безопасность: новые рамки для анализа». Положения концепции в дальнейшем составили основу так называемой Копенгагенской школы. В книге собраны и структурированы ранние наработки авторов в области социального конструктивизма, сформулированы центральные для теории понятия референтного объекта, актора секьюритизации, аудитории.
В дальнейшем теория дорабатывалась и другими авторами. Французский исследователь Т. Бальзак внёс весомый вклад в раскрытие сути и роли аудитории в процессе секьюритизации. Вследствие внесённых Бальзаком дополнений, произошёл некоторый сдвиг в понимании секьюритизации как таковой. В рамках нашего исследования мы полагаемся на новую формулировку процесса как «устойчивой стратегической практики, направленной на склонение целевой аудитории к принятию [...] заявления о том, что определенные события несут достаточную угрозу, чтобы предпринять незамедлительные действия по её предотвращению».
Одной из наименее изученных и при этом критически важных концепций в рамках Копенгагенской школы является «десекьюритизация», то есть нормализация проблемы в пределах политического дискурса. Отдельные труды посвящены решению данного вопроса, однако, формулировка феномена по-прежнему остаётся размытой.
С момента выхода в свет книги Б. Бузана, О. Вэвера и Й. де Вильде прошло больше двадцати лет, однако, до сих пор исследователи обращаются к основам теории, разъясняя отдельные концепции и дополняя методологию Копенгагенской школы.
В рамках нашего исследования на концептуальную основу теории были наложены результаты изучения шведского кейса секьюритизации угрозы электорального вмешательства. Понятийный аппарат работ Бузана и Вэвера позволил определить ключевых акторов процесса секьюритизации. Труды Бальзака были использованы для описания взаимодействия акторов секьюритизации с аудиториями.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и политические методы. Для изучения российско-шведских отношений и шведской политики безопасности использовался системный подход. Эволюция содержания военно-стратегического баланса в регионе была проанализирована при помощи историко-типологического и хронологического методов. Комплексное изучение секьюритизационных процессов со стороны шведского правительства и правительственных ведомств произведено с использованием структурно-функционального метода; были определены ключевые структурные единицы объекта, их функции, проанализировано внутреннее взаимодействие элементов в рамках формирования дискурса. Институциональный подход позволил выявить условия функционирования политических институтов, оказавших значительное влияние на исследуемые процессы. Наконец, в части исследования динамики расходов правительственных служб, участвовавших в секьюритизации российской угрозы, при помощи сравнительного метода были выявлены исключительные для изучаемого периода явления, подтверждающие чрезвычайный характер принятых мер.
Источниковая база исследования включает отчёты шведских правительственных ведомств: Министерства обороны, Шведского агентства оборонных исследований, Шведского агентства по чрезвычайным ситуациям, Службы государственной безопасности Швеции. Кроме того, в работе проанализированы стратегические и программные документы в области безопасности Швеции, Европейского союза и НАТО. В рамках изучения формирования дискурса в качестве источников были использованы заявления представителей шведского правительства и парламента.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые к процессу закрепления особого статуса за внешним электоральным вмешательством был применен инструментальный аппарат теории секьюритизации. Также проведено комплексное исследование феномена российского влияния на парламентские выборы в Швеции и его воздействия на российско-шведские отношения. Кроме того, в рамках работы изучен процесс цепной реакции принципов, позволяющей транслировать внешнеполитические опасения одного государства на другое.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Принцип невмешательства - один из важнейших для международных отношений - закреплён в Уставе ООН и в Декларации о принципах международного права. Несмотря на формальное закрепление, пределы «внутренних компетенций» государств довольно размыты, и на практике правительства в разных регионах мира периодически заявляют о вмешательстве третьих стран в их собственные дела. При этом, помимо прямого воздействия на состояние двусторонних отношений между этими государствами, подобные заявления могут использоваться и для решения внутренних проблем.
В традиционном понимании вмешательство во внутренние дела государства осуществляется путём оказания внешнего политического давления на правительство при помощи военной силы, угрозы её применения, экономического или иного влияния. Исследуемый в данной работе шведский кейс примечателен несколькими аспектами. Во- первых, декларируемое шведскими властями вмешательство России нематериально. Российские «операции влияния» осуществляются в виртуальной среде, и до публикации исследования FOI о ботах в социальных сетях конкретные действия Москвы не фиксировались. Для аудитории очевидны факты электорального вмешательства при, например, подтасовке результатов голосования. В шведском же случае вмешательство якобы осуществлялось косвенно, через прививание ничего не подозревающим гражданам опасных идей и принципов.
Во-вторых, не совсем очевидны цели вмешательства. Предполагается, что главной задачей являлась поляризация шведского общества по наиболее острым вопросам внутренней политики. Вместе с этим у вмешательства был вполне очевидный бенефициар - партия «Шведские демократы» и праворадикальные силы страны в целом.
В условиях практически полного отсутствия материальных свидетельств методологический аппарат теории секьюритизации, фокусирующийся на работе с текстом, дискурсе, речевом акте и отклике аудитории, позволяет работать с виртуальными данными цифровой эпохи. В рамках исследования было необходимо не столько доказать или опровергнуть реальность российской угрозы шведской государственности через вмешательство в парламентские выборы, сколько изучить процессы, формирующие убеждённость политиков и населения в действительности происходящего.
Безусловно, российско-шведские отношения на протяжении практически всей их истории характеризовались определённым уровнем напряжённости. Однако до сих пор российская угроза носила для шведов, главным образом, военный характер. В исследуемый же нами период сформировался новый уровень восприятия угрозы. Москве больше не нужно наращивать военное присутствие на Балтике для того, чтобы Швеция ощущала опасность. Новая истинная угроза шведской государственности, демократии, привычному образу жизни - это условная «пятая колонна», не всегда даже осознающая, что её действия проходят якобы по плану Кремля.
Устойчивая политическая система Швеции в теории не является уязвимой для политических угроз. Опасности такого рода традиционно являются критическими для слабых государств и квазигосударственных образований, нуждающихся во внешней моральной поддержке и признании для обеспечения собственной выживаемости. Данный факт, однако, не мешает шведскому правительству ощущать реальность угрозы со стороны России. Вероятно, помимо опасности по отношению к шведской государственности, внешнее электоральное вмешательство воспринимается как общая проблема для западных демократий. Учитывая «наследственный» характер угрозы, шведское правительство может восприниматься как своего рода первый рубеж противостояния с восточным авторитаризмом в информационном поле.
Одним из важных моментов, выявленных в ходе нашего исследования, является определение источника нового восприятия угроз. Согласно нашим выводам, изучаемый дискурс не зародился непосредственно в Швеции, а был принят через процесс, именуемый «цепной реакцией принципов». Хотя обвинения во вмешательстве в выборы - феномен также не новый, в своей современной форме он впервые проявился в 2016 году во время референдума о выходе Великобритании из Европейского союза и в ходе президентских выборов в США. Существуя в некоторой идейно-ментальной общности с этими государствами (важное условие успешности цепной реакции по Бузану и Вэверу), Швеция «унаследовала» от них и новую форму угрозы.
Опасаясь повторения тех же событий, шведское правительство приступило к разработке и осуществлению мер чрезвычайного характера, призванных противостоять грядущей электоральной интервенции. В пользу исключительности происходящего говорит главным образом сравнение событий, предшествующих парламентским выборам 2018 года, с аналогичными периодами предыдущих электоральных циклов. Мероприятия по защите демократии включали, прежде всего, модернизацию технической базы, инструктирование должностных лиц и подготовку населения. Чрезвычайность изученных нами решений правительственных ведомств также подтверждается изменениями в их годовой отчётности. Таким образом, одновременно с деятельностью по противодействию вмешательству был запущен процесс секьюритизации угрозы, то есть работы с аудиториями, направленной на убеждение политиков и граждан в необходимости осуществления экстренных мер.
Формирование дискурса в рамках указанных процессов мы разделили на три этапа. В ходе первого акторы актуализировали существующие проблемы взаимоотношений. На втором этапе дискурс касался исключительно готовящегося российского вмешательства в выборы. Здесь же в работу включились высшие представители законодательной и исполнительной власти, включая премьер-министра. Наконец, после проведения выборов было объявлено о необходимости продолжения борьбы, несмотря на отсутствие свидетельств интервенции.
Таким образом, исследуемые в рамках данной работы процессы могут быть объяснены теоретическим аппаратом концепции секьюритизации. Угроза, принятая через цепную реакцию принципов, была секьюритизирована с помощью публичного дискурса накануне и после выборов. Дискурс подтвердил веру в реальность угрозы от двух ключевых аудиторий - политических партий и населения, обеспечив возможность осуществления мер, недоступных в условиях «нормальной» политики. Одновременно удалось сохранить конвенциональные принципы политики в Королевстве, заключающиеся в отказе от сотрудничества с праворадикальными силами, якобы поддерживаемыми условным врагом.
Изученные в работе процессы определённо оказывают и будут оказывать влияние на состояние российско-шведских отношений. Теоретические аспекты десекьюритизации на сегодняшний день расплывчаты. На практике же правительства редко добровольно и сознательно отказываются от расширенных полномочий. Исходя из этого, мы не видим возможностей для преодоления кризиса в ближайшем будущем без кардинальной смены внешнеполитического вектора Швеции или России. Вероятное присоединение Швеции к НАТО лишь обострит существующую проблему.



1. Albinsson P.-A., Franke U., Garcia Lozano M., Johansson F., Litsegard P., Pelzer B., Rosell M., Westman T. Analys och detektion av vilseledning och paverkansoperationer i sociala medier. FOI // URL:https://www.foi.se/rest-api/report/FOI-R--4142--SE[Дата обращения - 09.03.22]
2. Arbetet med valet fortsatter. Sakerhetspolisen // URL: https://www.sakerhetspolisen.se/ovrigt/pressrum/aktuellt/aktuellt/2018-09-19-arbetet- med-valet-fortsatter.html[Дата обращения - 09.03.22]
3. Arsoversikt 2016. Militara Underrattelse- och Sakerhetstjansten. Forsvarsmakten // URL: https://www.forsvarsmakten.se/siteassets/3-organisation- forband/hogkvarteret/must/must-arsoversikt-2016.pdf[Дата обращения - 15.04.22]
4. Arsredovisning 2009 - MSB. MSB // URL: https://www.msb.se/siteassets/dokument/om- msb/vart-uppdrag/arsredovisningar/arsredovisning-2009.pdf[Дата обращения - 20.04.22]
5. Arsredovisning 2010 - MSB. MSB // URL: https://www.msb.se/siteassets/dokument/om- msb/vart-uppdrag/arsredovisningar/arsredovisning-2010.pdf[Дата обращения - 20.04.22]
6. Arsredovisning 2011 - MSB. MSB // URL: https://www.msb.se/siteassets/dokument/om- msb/vart-uppdrag/arsredovisningar/arsredovisning-2011.pdf[Дата обращения - 20.04.22]
7. Arsredovisning 2012 - MSB. MSB // URL: https://www.msb.se/siteassets/dokument/om- msb/vart-uppdrag/arsredovisningar/arsredovisning-2012.pdf[Дата обращения - 20.04.22]
8. Arsredovisning 2013 - MSB. MSB // URL: https://www.msb.se/siteassets/dokument/om- msb/vart-uppdrag/arsredovisningar/arsredovisning-2013.pdf[Дата обращения - 20.04.22]
9. Arsredovisning 2014 - MSB. MSB // URL: https://www.msb.se/siteassets/dokument/om- msb/vart-uppdrag/arsredovisningar/arsredovisning-2014.pdf[Дата обращения - 20.04.22]
10. Arsredovisning 2015 - MSB. MSB // URL: https://www.msb.se/siteassets/dokument/om- msb/vart-uppdrag/arsredovisningar/arsredovisning-2015.pdf[Дата обращения - 20.04.22]
11. Arsredovisning 2016 - MSB. MSB // URL: https://www.msb.se/siteassets/dokument/om- msb/vart-uppdrag/arsredovisningar/arsredovisning-2016.pdf[Дата обращения - 20.04.22]
12. Arsredovisning 2017 - MSB. MSB // URL: https://www.msb.se/siteassets/dokument/om- msb/vart-uppdrag/arsredovisningar/arsredovisning-2017.pdf[Дата обращения - 20.04.22]
13. Arsredovisning 2018 - MSB. MSB // URL: https://www.msb.se/siteassets/dokument/om- msb/vart-uppdrag/arsredovisningar/arsredovisning-2018.pdf[Дата обращения - 20.04.22]
14. Arsredovisning 2019 - MSB. MSB // URL: https://www-
edit.msb.se/siteassets/dokument/om-msb/vart-uppdrag/arsredovisningar/arsredovisning- 2019.pdf [Дата обращения - 20.04.22]
15. Att mota informationspaverkan. Handbok for kommunikatorer. MSB // URL: https://rib.msb.se/filer/pdf/28778.pdf[Дата обращения - 15.04.22]
16. FOI Arsredovisning 2013. FOI // URL:
https://www.foi.se/download/18.7fd35d7f166c56ebe0bb52c/1542369061528/FOI- Arsredovisning-2013.pdf[Дата обращения - 20.04.22]
17. FOI Arsredovisning 2014. FOI // URL:
https://www.foi.se/download/18.7fd35d7f166c56ebe0bb530/1542369061561/FOI- Arsredovisning-2014.pdf[Дата обращения - 20.04.22]
18. FOI Arsredovisning 2015. FOI // URL:
https://www.foi.se/download/18.7fd35d7f166c56ebe0bb510/1542369061336/FOI- %C3%85rsredovisning-2015.pdf[Дата обращения - 20.04.22]
19. FOI Arsredovisning 2016. FOI // URL:
https://www.foi.se/download/18.7fd35d7f166c56ebe0bb515/1542369061471/FOI- Arsredovisning-2016.pdf[Дата обращения - 20.04.22]
20. FOI Arsredovisning 2017. FOI // URL:
https://www.foi.se/download/18.7fd35d7f166c56ebe0bb513/1542369061396/FOI- Arsredovisning-2017-inkl-bilagor.pdf[Дата обращения - 20.04.22]
21. FOI Arsredovisning 2018. FOI // URL:
https://www.foi.se/download/18.6b6fc4521690ffa20224f2/1551799936110/foi- arsredovisning-2018-signerad-inkl-bilagor.pdf[Дата обращения - 20.04.22]
22. FOI Arsredovisning 2019. FOI // URL:
https://www.foi.se/download/18.46c3b221170ccb3336f122/1584974839280/FOI- Arsredovisning-2019-med-bilagor.pdf[Дата обращения - 20.04.22]
23. Forebyggande arbete infor valet gav resultat. Sakerhetspolisen // URL: https://www.sakerhetspolisen.se/ovrigt/pressrum/aktuellt/aktuellt/2018-12-17- forebyggande-arbete-infor-valet-gav-resultat.html[Дата обращения - 09.03.22]
24. Forsok att paverka fortroendet for valprocessen. Sakerhetspolisen // URL: https://www.sakerhetspolisen.se/ovrigt/pressrum/aktuellt/aktuellt/2018-08-30-forsok-att- paverka-fortroendet-for-valprocessen.html[Дата обращения - 09.03.22]
25. Handbok om personlig sakerhet ska stotta politiskt aktiva. Sakerhetspolisen // URL: https://www. sakerhetspolisen.se/ovrigt/pressrum/aktuellt/ aktuellt/2018-01-16-handbok- om-personlig-sakerhet-ska-stotta-politiskt-aktiva.html [Дата обращения - 15.04.22]
26. Hultqvist P., Hjort Frederiksen C. "Ryska 'fake news' - en fara for vara lander". Regeringskansliet // URL: https://www.regeringen.se/debattartiklar/2017/08/ryska-fake- news—en-fara-for-vara-lander/[Дата обращения - 09.03.22]
27. If Crisis or War Comes. MSB, 2018 // URL: https://rib.msb.se/filer/pdf/28706.pdf[Дата обращения - 09.03.22]
28. Om krisen eller kriget kommer : engelsk version. MSB // URL: https://www.msb.se/sv/publikationer/om-krisen-eller-kriget-kommer--engelsk-version/[Дата обращения - 09.03.22]
29. Pamment J., Nothhaft H., Agardh-Twetman H., Fjallhed A. Countering Information Influence Activities: The State of the Art. MSB, version 1.4, July 2018 // URL: https://www.msb.se/RibData/Filer/pdf/28697.pdf[Дата обращения - 09.03.22]
30. Putin’s Asymmetric Assault On Democracy in Russia and Europe: Implications for U.S.
National Security. A Minority Staff Report Prepared for The Use of the Committee On Foreign Relations United States Senate, 2018 // URL:
https://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/SPrt_115-21.pdf[Дата обращения - 09.03.22]
31. Sakerhetspolisen 2017. Sakerhetspolisen, 2017 // URL:
https://www.sakerhetspolisen.se/download/18.43eb507e1617a765e5d2e2/152094678001 1/Arsbok-2017.pdf [Дата обращения - 09.03.22]
32. Sanctions due to actions threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine. Government Offices of Sweden // URL: https://www.government.se/government-policy/foreign-and-security-policy/international- sanctions/russia-and-ukraine/sanktioner-med-anledning-av-hot-mot-ukrainas-territoriella- integritet-suveranitet-och-oberoende/[Дата обращения - 02.03.22]
33. Sveriges sakerhet i en ny varld. Regeringskansliet // URL: https://www.regeringen.se/tal/2018/01/sveriges-sakerhet-i-en-ny-varld/[Дата обращения - 09.03.22]
34. Sweden re-activates conscription. Government Offices of Sweden // URL: https://www.government.se/articles/2017/03/re-activation-of-enrolment-and-the- conscription/[Дата обращения - 15.04.22]
35. Valresultat 2018. Valmyndigheten // URL: https://www.val.se/valresultat/riksdag-region- och-kommun/2018/valresultat.html[Дата обращения - 09.03.22]
Отчёты и прогнозы ТНК, международных и неправительственных организаций
36. Ahlin D., Benzler B. Svenska folket om ”fejk-nyheter”. Ipsos Public Affairs, TU Medier I Sverige, 2017 // URL: https://tu.se/wp-content/uploads/2017/02/Ipsos_analys_TU_Fejk- nyheter-24-feb-2017.pdf[Дата обращения - 15.04.22]
37. Bentzen N. Foreign influence operations in the EU. European Parliament, July 2018 // URL:
https://www.europarl .europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2018/625123/EPRS_BRI(2018)62 5123_EN.pdf [Дата обращения - 09.03.22]
38. How COVID-19 triggered the digital and e-commerce turning point. UNCTAD // URL: https://unctad.org/news/how-covid-19-triggered-digital-and-e-commerce-turning-point[Дата обращения - 14.12.21]
39. Hybrid Threats: Disinformation in Sweden. In Aday S., Andzans M., Berzina-Cerenkova U., Granelli F., Gravelines J., Hills M., Holmstrom M., Klus A., Martinez-Sanchez I., Mattiisen M., Molder H., Morakabati Y., Pamment J., Sari A., Sazonov V., Simons G., Terra J. Hybrid Threats. A Strategic Communications Perspective. Riga: NATO Strategic Communications Centre of Excellence, 2019
40. Individual Income Tax Rates Table. KPMG // URL: https://home.kpmg/xx/en/home/services/tax/tax-tools-and-resources/tax-rates- online/individual-income-tax-rates-table.html[Дата обращения - 20.04.22]
41. Internet Crime Report 2020. IC3 Annual Report // URL: https://www.ic3.gov/Media/PDF/AnnualReport/2020_IC3Report.pdf[Дата обращения - 14.12.21]
42. Main incidents in the EU and worldwide. ENISA Threat Landscape // URL: https://www.enisa.europa.eu/topics/threat-risk-management/threats-and-trends/etl- review-folder/etl-2020-main-incidents[Дата обращения - 14.12.21]
43. OCCAR’s History. OCCAR // URL: http://www.occar.int/history[Дата обращения - 02.03.22]
44. Svenskarna och internet. Internet Stiftelsen, 2018 // URL:
https://internetstiftelsen.se/docs/Svenskarna_och_internet-_valspecial_2018.pdf[Дата обращения - 15.04.22]
Законодательные акты, законопроекты, международные договоры, стратегические документы
45. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Организация Объединённых Наций // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml[Дата обращения - 20.04.22]
46. Устав ООН. Глава I. Организация Объединённых Наций // URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/chapter-1[Дата обращения - 20.04.22]
47. Andrade mediegrundlagar. Konstitutionsutskottets betankande 2017/18:KU16. Sveriges Riksdag // URL: https://riksdagen.se/sv/dokument-lagar/arende/betankande/andrade- mediegrundlagar_H501KU16[Дата обращения - 09.03.22]
48. En starkt politik for EU:s ostliga partnerskap. Motion 2016/17:2766 av Karin Enstrom m.fl. (M, C, L, KD). Sveriges Riksdag // URL: https://www.riksdagen.se/sv/dokument- lagar/dokument/motion/en-starkt-politik-for-eus-ostliga-partnerskap_H4022766[Дата обращения - 09.03.22]
49. Forsvarspolitisk inriktning - Sveriges forsvar 2016-2020. Forsvarsutskottets betankande 2014/15:FoU11. Sveriges Riksdag // URL: https://www.riksdagen.se/sv/dokument- lagar/arende/betankande/forsvarspolitisk-inriktning---sveriges- forsvar_H201F%C3%B6U11[Дата обращения - 09.03.22]
50. Motverka hybridkrigforing i form av propaganda. Motion 2016/17:3292 av Andreas Norldn m.fl. (M). Sveriges Riksdag // URL: https://riksdagen.se/sv/dokument- lagar/dokument/motion/motverka-hybridkrigforing-i-form-av-propaganda_H4023292[Дата обращения - 09.03.22]
51. National Security Strategy. Regeringen, 2017 // URL:
www.regeringen.se/48db21/globalassets/regeringen/block/aktualitetsblock/statsradsbered ningen/nationell-sakerhetsstrategi.pdf [Дата обращения - 09.03.22]
52. Nationell strategi for samhallets informations- och cybersakerhet. Regeringskansliet,
Justitiedepartementet, 2017 // URL:
https://www.regeringen.se/49f22c/contentassets/3f89e3c77ad74163909c092b1beae15eZn ationell-strategi-for-samhallets-informations--och-cybersakerhet-skr.-201617213 [Дата обращения - 09.03.22]
53. Regeringens proposition 2014/15:109. Forsvarspolitisk inriktning - Sveriges forsvar
2016-2020. Regeringskansliet // URL:
https://www.regeringen.se/contentassets/266e64ec3a254a6087ebe9e413806819/propositi on-201415109-forsvarspolitisk-inriktning--sveriges-forsvar-2016-2020 [Дата обращения - 09.03.22]
54. Verksamheten i Europeiska unionen under 2016. Utrikesutskottets betankande 2016/17:UU10. Sveriges Riksdag // URL: https://www.riksdagen.se/sv/dokument- lagar/arende/betankande/verksamheten-i-europeiska-unionen-under-2016_H401UU 10 [Дата обращения - 09.03.22]
Научные статьи
55. Воронов К.В. “Полтавский синдром” Швеции: тяжкое политисторическое наследие. Мировая экономика и международные отношения, т. 62, № 12, 2018
56. Воронов К.В. Швеция-НАТО: конспиративная уния под лейблом нейтралитета. Мировая экономика и международные отношения, № 5, 2013
57. Гайдаев О.С. Теория секьюритизации, или хорошо забытое старое: к вопросу о теоретико-философских истоках и зарождении теории. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 21 (1), 2021
58. Гришин Н. В. Политика государств в отношении международного наблюдения за выборами. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, Т. 17, № 2, 2021
59. Громыко А.А., Плевако Н.С. О возможном вступлении Швеции и Финляндии в НАТО. Современная Европа, № 2(68), 2016
60. Качкаева, А. Г., Шомова С.А., Душакова И.С. Фейк: от академических дискуссий к практическим решениям. Коммуникации. Медиа. Дизайн, Т. 6, № 2, 2021
61. Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Российско-шведские отношения в контексте европейских интеграционных процессов. Научные труды Северо-Западной академии государственной службы, Т. 1. № 1, 2010
62. Морозов В. Е. Безопасность как форма политического: о секьюритизации и политизации. - Полис. Политические исследования, № 3, 2011
63. Плевако Н.С. Выборы в Швеции и НАТО. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, №4(4), 2018
64. Цыганков П. А. Теория человеческой безопасности: политические последствия и уроки для России. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, (4), 2010
65. Agius C. The Social Construction of Swedish Neutrality: Challenges to Swedish Identity and Sovereignty. Manchester University Press, 2006
66. Allcott H., Gentzkow M. Social Media and Fake News in the 2016 Election. Journal of Economic Perspectives, 31(2), 2017
67. Arquilla J., Ronfeldt D. Cyberwar is coming!. Comparative Strategy, 12(2), 1993
68. Baldwin D.A. Review: Security Studies and the End of the Cold War. World Politics, Vol. 48, No. 1, Oct., 1995
69. Balzacq T. Enquiries into methods: A new framework for securitization analysis. In Balzacq T. eds. Securitization Theory: How Security Problems Emerge and Dissolve. Routledge Taylor & Francis Group, 2010
70. Balzacq T. The Three Faces of Securitization: Political Agency, Audience and Context. European Journal of International Relations, 11(2), 2005
71. Berghel H. Malice Domestic: The Cambridge Analytica Dystopia. Computer, vol. 51, no. 5, 2018
72. Betts R.K. Should Strategic Studies Survive. World Politics, 50:1, 1997
73. Bull H. Strategic Studies and Its Critics. World Politics, Vol. 20, No. 4, Jul., 1968
74. Cederberg G. Catching Swedish Phish: How Sweden is Protecting its 2018 Elections. Belfer Center for Science and International Affairs, Harvard Kennedy School // URL: https://www.belfercenter.org/sites/default/files/files/publication/Swedish%20Phish%20- %20final2.pdf[Дата обращения - 09.03.22]
75. Craig A., Valeriano B. Realism and Cyber Conflict: Security in the Digital Age. In Orsi D., Avgustin J.R., Nurnus M., eds. Realism in Practice: An Appraisal. Bristol: 2018
76. Dalsjo R. The hidden rationality of Sweden's policy of neutrality during the Cold War. Cold War History, 14(2), 2014
77. Fernquist J., Kaati L., Schroeder R. Political Bots and the Swedish General Election. IEEE,
2018 // URL:
https://www.foi.se/download/18.6b6fc4521690ffa2022169/1550764502501/Political- bots-Swedish_election_FOI-S--5937--SE.pdf[Дата обращения - 09.03.22]
78. Fernquist J., Kaati L., Schroeder R., Akrami N., Cohen K. Twitter Bots and the Swedish Election. In: Tayebi, M.A., Glasser, U., Skillicorn, D.B. (eds) Open Source Intelligence and Cyber Crime. Lecture Notes in Social Networks. Springer, Cham, 2020
79. Floyd R. Extraordinary or ordinary emergency measures: what, and who, defines the ‘success’ of securitization?, Cambridge Review of International Affairs, 29:2, 2016
80. Floyd R. Securitisation and the function of functional actors. Critical Studies on Security, 9:2, 2021
81. Forestal J. The Architecture of Political Spaces: Trolls, Digital Media, and Deweyan Democracy. American Political Science Review, 111(1), 2017
82. Forsberg R., Moyer J.C. Sisters But Not Twins: Prospects of Finland and Sweden’s NATO Accession. The Wilson Center // URL: https://www.wilsoncenter.org/article/sisters-not- twins-prospects-finland-and-swedens-nato-accession[Дата обращения - 02.03.22]
83. Gonzalez R.J. Hacking the citizenry? Personality profiling, ‘big data’ and the election of Donald Trump. Anthropology Today, vol.33(3), 2017
84. Hansen L. Are ‘core’ feminist critiques of securitization theory racist? A reply to Alison Howell and Melanie Richter-Montpetit. Security Dialogue, 51(4), 2020
85. Hansen L., Nissenbaum H. Digital Disaster, Cyber Security, and the Copenhagen School. International Studies Quarterly, 53, 2009
86. Hollis D. B., Neutze J. Defending Democracies via Cybernorms. In: Duncan B. Hollis & Jens David Ohlin (eds) Defending Democracies: Combating Foreign Election Interference in a Digital Age, Forthcoming, Temple University Legal Studies, 2020
87. Howell A., Richter-Montpetit M. Is securitization theory racist? Civilizationism, methodological whiteness, and antiblack thought in the Copenhagen School. Security Dialogue, 51(1), 2020
88. Iasiello E. Cyber attack: A dull tool to shape foreign policy. 5th International Conference on Cyber Conflict (CYCON 2013), 2013
89. Knorr K. National Security Studies: Scope and Structure of the Field. In Trager, F. N., Kronenberg P.S. eds. National Security and American Society; Theory, Process, and Policy. Lawrence [Kan.]: Published for the National Security Education Program by the University Press of Kansas, 1973
90. Kott M. Rysskrack and Sweden's Ambivalence. Wroclaw: CEE, no 1, 2015
91. Kragh M., Asberg S. Russia’s strategy for influence through public diplomacy and active measures: the Swedish Case. Journal of Strategic Studies, 2017
92. Nye, J. S., Lynn-Jones, S. M. International Security Studies: A Report of a Conference on the State of the Field. International Security, 12(4), 5, 1988
93. Oldberg I. Soviet Foreign Policy in an Uncertain World. Peace Propaganda and Submarines: Soviet Policy toward Sweden and Northern Europe. Annals of the American Academy of Political and Social Science, 481, 1985
94. Roe P. Actor, Audience(s) and Emergency Measures: Securitization and the UK's Decision to Invade Iraq. Security Dialogue, 39(6), 2008
95. Salter M. B. Securitization and desecuritization: a dramaturgical analysis of the Canadian Air Transport Security Authority. Journal of International Relations and Development 11 (4), 2008
96. Salter M. B., Cohn C., Neal A.W., et al. Horizon Scan: Critical security studies for the next 50 years. Security Dialogue, 50:4, 2019
97. Sundelius B. Sweden: Secure Neutrality. The Annals of the American Academy of Political and Social Science, vol. 512, 1990
98. Tenove C., Buffie J., McKay S., Moscrop D. Digital Threats to Democratic Elections: How Foreign Actors Use Digital Techniques to Undermine Democracy. Research Report, Centre for the Study of Democratic Institutions, University of British Columbia, 2018
99. Turnbull D., Chugh R., Luck J. Transitioning to E-Learning during the COVID-19 pandemic: How have Higher Education Institutions responded to the challenge?. Education and Information Technologies, 26, 2021
100. Van De Velde J. The Law of Cyber Interference in Elections. SSRN, 2017
101. Wsver O. Securitization: Taking Stock of a Research Programme in Security Studies. Unpublished manuscript, 2003
102. Wsver O., Buzan B. Racism and responsibility - The critical limits of deepfake methodology in security studies: A reply to Howell and Richter-Montpetit. Security Dialogue, 51(4), 2020
103. Walt S.M. The Renaissance of Security Studies. International Studies Quarterly, Vol. 35, No. 2, Jun., 1991
104. Winters F.X. Ethics and deterrence, Survival, 28:4, 1986
105. Young O.R. Environment and Security. In Shultz R. H., Godson R., Greenwood T. eds. Security Studies for the 1990s. 1993
Монографии
106. Новикова И.Н. "Между молотом и наковальней": Швеция в германо¬российском противостоянии на Балтике в годы Первой мировой войны. СПб, 2006
107. Тарле Е.В. Северная война и шведское нашествие на Россию. Сочинения. М.: Издательство Академии Наук СССР, Т. 10, 1959
108. Buzan B., Wsver O. Regions and Powers: The Structure of International Security, Cambridge Studies in International Relations. Cambridge: Cambridge University Press,
2003
109. Buzan B., Wsver O., de Wilde J. Security: A New Framework for Analysis. Boulder: Lynne Rienner Publishers, 1998
110. Bodmer S.M., Kilger M., Carpenter G., Jones J. Reverse Deception: Organized Cyber Threat Counter-Exploitation. McGraw-Hill Education, 2012
111. Buzan, B., Hansen, L. The Evolution of International Security Studies. Cambridge: Cambridge University Press, 2009
112. Green J.A. Cyber Warfare. A Multidisciplinary Analysis. Routledge, 2016
113. Gu L., Kropotov V., Yarochkin F. The Fake News Machine: How Propagandists Abuse the Internet and Manipulate the Public. TrendMicro, 2017
114. Shaffer K. Data versus Democracy: How Big Data Algorithms Shape Opinions and Alter the Course of History. APRESS, 2019
115. Shultz R. H., Godson R., Greenwood T. Security Studies for the 1990s. 1993
116. Waltz K.N. Theory of International Politics. Boston: Addison-Wesley Publishing, 1979
Информационно-новостные ресурсы
117. Лавров назвал смешными заявления о вмешательстве России в выборы в Швеции. РИА Новости // URL: https://ria.ru/20171019/1507144153.html[Дата обращения - 09.03.22]
118. Шведская чиновница: Готланд — авианосец для ракетного обстрела России. Regnum // URL: https://regnum.ru/news/polit/1943250.html[Дата обращения - 09.03.22]
119. "Alliansfriheten galler inte langre". Dagens Nyheter // URL: https://www.dn.se/arkiv/politik/alliansfriheten-galler-inte-langre/[Дата обращения - 02.03.22]
120. Ahlander J. Sweden braced for possible Russian election meddling: security service. Reuters // URL: https://www.reuters.com/article/us-sweden-security- idUSKCN1G626P[Дата обращения - 09.03.22]
121. Birnbaum M. Sweden is taking on Russian meddling ahead of fall elections. The White House might take note. The Washington Post // URL: https://www.washingtonpost.com/world/europe/sweden-looks-at-russias-electoral- interference-in-the-us-and-takes-steps-not-to-be-another-victim/2018/02/21/9e58ee48- 0768-11e8-aa61-f3391373867e_story.html [Дата обращения - 09.03.22]
122. Brattberg E., Maurer T. How Sweden is preparing for Russia to hack its election. BBC News // URL: https://www.bbc.com/news/world-44070469[Дата обращения - 09.03.22]
123. Brattstrom R. Synen pa Ryssland - ett propagandakrig i Sverige. Flamman // URL: http://flamman.se/a/synen-pa-ryssland-ett-propagandakrig-i-sverige[Дата обращения - 09.03.22]
124. Collier M. Estonia: Cyber Superpower. Bloomberg, 2007 // URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2007-12-17/estonia-cyber- superpowerbusinessweek-business-news-stock-market-and-financial-advice[Дата обращения - 14.12.21]
125. Corera G. Swedish security chief warning on fake news. BBC // URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-42285332[Дата обращения - 09.03.22]
126. Faktiskt.se laggs ned. Dagens Media // URL: https://www.dagensmedia.se/nyheter/medievarldens-arkiv/faktiskt-se-laggs-ned/[Дата обращения - 15.04.22]
127. Fler hot mot Sverige nar spioneriet byter skepnad. Svenska Dagbladet // URL: https://www.svd.se/fler-hot-mot-sverige-nar-spioneriet-byter-skepnad[Дата обращения - 09.03.22]
128. Foer F. Putin Is Well On His Way to Stealing the Next Election. The Atlantic //
URL: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2020/06/putin-american-
democracy/610570/ [Дата обращения - 09.03.22]
129. Foljer klassiskt recept for desinformation. Expressen // URL: https://www.expressen.se/nyheter/foljer-klassiskt-recept-for-desinformation/[Дата обращения - 09.03.22]
130. Forsvaret vill ha 4 miljarder extra. Svenska Dagbladet // URL: https://www.svd.se/a/f03f0b90-12f4-382f-8ba4-30fe87ac5c9b/forsvaret-vill-ha-4- miljarder-extra?metering=offer-abroad[Дата обращения - 15.04.22]
131. Good C. Ahead of election, Sweden warns its voters against foreign disinformation. ABC News // URL: https://abcnews.go.com/International/ahead-election-sweden-warns- voters-foreign-disinformation/story?id=57694373[Дата обращения - 09.03.22]


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ