Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Территориальная организация аптечного рынка Санкт-Петербурга

Работа №127794

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Исследование закономерностей размещения объектов розничной торговли 6
1.1 Геомаркетинг: понятие и сущность 6
1.2 Модели пространственного взаимодействия 8
1.3 Факторы размещения объектов розничной торговли 11
1.4 Трансформация нормативно-правового регулирования размещения аптек 14
Глава 2. Территориальная организация аптечного рынка Санкт-Петербурга 16
2.1 Методика и методология исследования 16
2.2 Особенности размещения аптек в разрезе административных районов 18
2.2.1. Аптечный рынок Санкт-Петербурга 18
2.2.2 Классификация аптечного рынка 20
2.2.3 Дифференциация городского пространства для оценки аптечного рынка 25
2.3 Особенности размещения аптек в разрезе муниципальных округов 29
2.3.1 Обеспеченность населения аптеками 29
2.3.2 Особенности размещения аптечных сетей 31
2.3.3 Дифференциация городского пространства для оценки аптечного рынка 36
Глава 3. Оценка влияния факторов на размещение аптек 39
3.1 Демографический фактор 39
3.1.1 Численность населения 40
3.1.2 Доходы населения 42
3.2 Транспортный фактор 44
3.2.1 Метрополитен 45
3.2.2 Наземный общественный транспорт 48
3.3 Фактор соседства 49
Заключение 54
Список литературы 58


Актуальность работы. В период перехода от плановой экономики к рыночной принципы размещения объектов розничной торговли (и в частности, аптек) претерпели кардинальные изменения. Если в советское время размещение аптек строго регулировалось нормативами, то сейчас всецело подчинено общим законам рынка, диктуемым спросом и предложением.
Местоположение аптеки является ключевым фактором, влияющим на её экономическую эффективность. При выборе местоположения необходимо учитывать, что пространство неоднородно, особенно в рамках крупного города; принимать во внимание социальное расслоение населения, разницу в транспортной инфраструктуре.
С появлением ГИС-технологий появилась возможность интеграции всех факторов, влияющих на спрос, воедино и «наложения их на карту» с целью проведения анализа размещения объектов в пространстве.
Исследование особенностей размещения уже существующих аптек может стать базисом для обоснования оптимального места новой аптеки.
Так полученные в исследовании результаты могут быть использованы для размещения новой аптеки или оптимизации работы уже существующей, что является практической значимостью работы.
Объект исследования - аптечный рынок города Санкт-Петербурга.
Предмет исследования - территориальная организация аптечного рынка.
Цель работы - выявление особенностей размещения аптек в Санкт- Петербурге.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- обзор теорий размещения объектов розничной торговли и подходов к пространственному анализу;
выявление причин, влияющих на размещение аптек;
- формирование ГИС-базы данных аптечной сети, транспортной сети, объектов розничной торговли и лечебно-профилактических учреждений Санкт-Петербурга;
- анализ структуры аптечного рынка Санкт-Петербурга по ряду признаков;
- классификация административных районов и муниципальных образований Санкт-Петербурга на основе социально-экономических показателей;
- характеристика размещения аптек на уровне административных районов и муниципальных округов;
- количественная оценка влияния факторов на размещение аптек.
Теоретическую основу исследования составляют работы зарубежных и российских учёных в области экономической географии и маркетинга: W.Applebaum, S.B.Cohen, D.Huff, A.Loesch, W.J.Reilly, К.Н.Бредюка, Д.В.Житина, А.Ф.Имангалина.
Методологическая база исследования: статистический, сравнительно - географический, картографический методы исследования, метод корреляционного анализа, метод кластерного анализа.
Информационная база работы основана на данных, находящихся в открытом доступе, среди которых:
- справочные и картографические базы данных по аптечной сети, транспортной сети, объектам розничной торговли, лечебнопрофилактическим учреждениям 2ГИС (2ГИС, 2019);
- база данных социально-экономических показателей муниципальных
образований города Санкт-Петербурга (Федеральная служба
государственной статистики, 2019);
- база данных Федеральной налоговой службы (Федеральная налоговая служба, 2019).
Для обработки, анализа и визуализации данных были использованы следующие программные продукты: ArcGIS, QGIS, Microsoft Excel.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы было выявление особенностей пространственного размещения аптек в Санкт-Петербурге. Теоретический аспект работы связан с понятием «местоположение», которое раскрывается в первой главе. В связи с неоднородностью городского пространства «местоположение»
рассматривается как ключевой фактор экономической эффективности объекта розничной торговли (и в частности, аптеки). А к основным факторам, определяющим неоднородность городской среды, и как следствие, влияющим на формирование спроса, отнесены население и его характеристики, транспортная инфраструктура и соседство с другими объектами. Также был проанализирован теоретический аспект геомаркетинговых исследований, как главного инструмента выбора и оценки местоположения для ритейлера.
Проведённое исследование можно охарактеризовать как полимасштабное: анализ территориальной организации аптечного рынка осуществлялся на двух уровнях - районном и муниципальном.
Источником данных для анализа аптечного рынка стала база данных по аптекам Санкт-Петербурга, составленная с помощью пространственной и справочной информации, предоставленной в открытом доступе сервисом «2ГИС», куда вошли 1694 аптеки. Помимо этого, были собраны пространственные сведения об объектах розничной торговли, социальной и транспортной инфраструктуры.
Аптеки были классифицированы по двум показателям: принадлежности к аптечной сети и времени работы. Так была выделена 61 аптечная сеть, на чью долю приходится порядка 84% аптечного рынка. Более подробно были рассмотрены 10 преобладающих аптечных сетей (48% рынка) и произведено их сравнение с ведущими сетями по России: петербургский аптечный рынок оказался обособлен от общероссийских тенденций. На районном уровне были выделены преобладающие в районах аптечные сети и произведена их классификация по ценовой политике: отклонение от средней стоимости рассматриваемой лекарственной корзины составило ±15 %. На муниципальном уровне на основе нормированного индекса разнообразия оценивалось разнообразие аптечных сетей в округах: в 22 округах зафиксировано максимально возможное значение показателя. По времени работы было выделено 219 круглосуточных аптек (13%).
В качестве факторов, влияющих на размещение аптек, в работе были рассмотрены население, транспортная инфраструктура, а также соседство с другими объектами.
В качестве характеристик населения рассматривались его численность (в том числе соотношение «дневной» и «ночной» составляющих), плотность, доходы. Индикаторами, косвенно оценивающими доходы населения, послужили налог на имущество, характеризующий постоянно проживающее («ночное») население, и налог на доходы физических лиц, характеризующий занятое («дневное») население.
По обеспеченности населения аптеками на районном уровне наблюдается поляризация «центр-периферия» и «север-юг»: наиболее обеспечены аптеками жители центральных районов, в то время как среди периферийных районов по значению показателя лидируют северные. На муниципальном уровне картина более мозаична: например, в 11 муниципальных образованиях аптеки отсутствуют. Была выявлена заметная связь (0,571) между «функциональностью» округа (соотношением «дневного» и «ночного» населения) и его обеспеченностью аптеками. Таким образом, наименее обеспечены аптеками оказались наиболее «спальные» округа. По обеспеченности круглосуточными аптеками наблюдается большая неоднородность. В 33 округах круглосуточные аптеки отсутствуют.
Посредством корреляционного анализа количества аптек и численности населения было выявлено существенное влияние постоянного населения на размещение аптек (0,951 на районном уровне и 0,878 на муниципальном), в то время как взаимосвязь с «дневным населением» (облагаемыми НДФЛ) в обоих случаях значительно ниже (0,527 и 0,412 соответственно). При этом, наиболее сильная взаимосвязь (0,954 и 0,914) была выявлена между количеством аптек и той частью постоянного населения, которая облагается налогом на имущество. То есть можно заключить об ориентации аптек на постоянно проживающее обладающее имуществом население.
Взаимосвязи количества аптек с плотностью населения, а также площадью района/муниципального образования выявлено не было.
Гипотеза о росте спроса с увеличением доходов полностью подтверждена не была. Так на районном уровне была обнаружена значимая связь между доходами населения (в расчёте на 1 налогоплательщика), оцененными по налогу на имущество, и обеспеченностью населения аптеками (0,743); однако на муниципальном уровне коэффициент корреляции составил всего 0,323. Что указывает на социально-экономическую неоднородность округов, даже в рамках одного района. Взаимосвязь доходов, оцененных по НДФЛ, с обеспеченностью аптеками не значительна. Также не было обнаружено связи между доходами населения и ценами в преобладающих в районе аптеках.
Количественная оценка влияния транспортного фактора производилась с помощью построения буферных зон вокруг 71 станции метро и 5492 остановок общественного наземного транспорта. Было выявлено сильное влияние транспортной инфраструктуры на концентрацию аптек: так в радиусе 500 метров от метро расположены 28% аптек, в радиус 300 метров от остановок попали 93% аптек. Такое распределение может свидетельствовать о важности для аптек транзитных покупателей.
Количественная оценка фактора соседства была произведена методом оценки кластеризации с применением формулы нормирования. Для этого вокруг изучаемых объектов были построены буферные зоны радиусом 300 метров, и подсчитано количество объектов в них попадающих. Было выявлено симбиотическое соседство между аптеками и продуктовыми магазинами, однако, скорее всего, оно обусловлено тяготением обоих типов ритейла к станциям метро. Гипотеза о концентрации аптек в окрестностях лечебно - профилактических учреждений не подтвердилась. Центры концентрации «дневного» населения также не оказывают значимого влияния на размещение аптек.
Отмечено, что особенности в размещении сетевых аптек, в целом, совпадают с особенностями, описанными для всего аптечного рынка, что указывает на ведущую роль сетевых аптек. В то время как в размещении не сетевых аптек тенденций выявлено не было.
Выявленные в работе особенности пространственного размещения аптек могут быть учтены при выборе оптимального местоположения для новой аптеки.



1. О нормативах развития и принципах размещения аптек: приказ Министерства здравоохранения СССР от 27 июля 1978 года №705.
2. О принципах размещения фармацевтических (аптечных) организаций и нормативах развития аптек, обслуживающих население. Методические рекомендации для практических и научных работников: рекомендации Министерства здравоохранения РФ от 16 октября 1997 года №97/111.
3. Applebaum W. и Cohen S.B. The Dynamics of Store trading areas and Market Equilibrium // Annals of Association of American Geographers. 1961. Vol.51, №1, pp. 73-101.
4. Huff D. Defining and Estimating a Trade Area // Journal of Marketing. 1964. Vol.28, №3, pp. 34-38.
5. Loesch A. The economics of location // Newhaven, Yale University Press, 1954, 520 p.
6. McFadden D. Conditional logit analysis of quantative choice behavior // Frontiers in econometrics. Academic Press. 1974. pp.105-142
7. Nakanishi M., Cooper L.G. Parameter Estimate for multiplicative Interactive Choice Model: Least Squares Approach // Journal of Marketing Research. 1974. pp. 303-311
8. Reilly W.J. The Law of Retail Gravitation // New York, W.J. Reilly, Inc. 1931.
9. Бредюк К.Н. Геомаркетинг: на стыке маркетинга и географии // Маркетинг менеджент. 2010. №7-8.
10. Бредюк К.Н. Геомаркетинг: география в маркетинге // ArcReview. 2009. №4.
11. Житин Д.В. Пространственная обусловленность социального расслоения населения Санкт-Петербурга // Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов (АРГО). 2015. №4, c.85-102.
12. Имангалин А.Ф. Размещение и территориальная доступность рыночных услуг в крупных городах // Москва. 2015. 22 с.
13. Имангалин А.Ф. Факторы и типы кластеризации объектов уличной торговли в большом городе // Региональные исследования. 2014. №1 (43), с.21-28.
14. Имангалин А.Ф., Ушакова Л.А. Комплексная оценка расположения объектов аптечной сети с использованием геоинформационных технологий (на примере г. Уфы) // ИнтерКарто/ИнтерГИС 17: Устойчивое развитие территорий: теория ГИС и практический опыт. Мат-лы Междунар. конф. (Белокуриха, Денпасар, 14-19 декабря 2011 г.). - Барнаул, 2011. С. 259-264.
15. Козерод Л.А. Методы выбора и модели оценки месторасположения розничного торгового предприятия // Материалы междунар. научно - практ. конф. «Модернизация экономики России в контексте глобализации». Т. 2. - Хабаровск, 2011. - С. 136-146.
16. Коротеева Н.Н. Аптечное дело в России в XVIII - начале XX века // Вопросы истории. 2008. №2, c.125-129.
... Всего источников – 32.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ