Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексико-семантическое поле «социальный конфликт» в новостном дискурсе

Работа №127788

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы81
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Основные теоретические аспекты изучения лексико-семантического поля 11
1.1. Лексика как система 11
1.2. Виды системных отношений в лексике 15
1.2.1. Парадигматические отношения в лексике 15
1.2.2. Синтагматические отношения в лексике 18
1.3. Понятие лексического значения слова и виды системных объединений 20
1.3.1. Лексическое значение и его аспекты 20
1.3.2. Понятие лексико-семантического поля 22
1.3.3. Понятие лексико-семантической группы 27
1.3.4. Понятие тематической группы 30
1.4. Понятие социального конфликта и его классификация 33
1.4.1. Понятие социального конфликта и его функции 33
1.4.2. Классификация социального конфликта 37
1.5. Понятие новостного дискурса 40
Выводы 43
Глава 2. Семантическая и функциональная характеристика единиц лексико-семантического поля «социальный конфликт» в новостном дискурсе 45
2.1. Структура лексико-семантического поля «социальный конфликт» 45
2.1.1. Тематическая группа «виды социального конфликта» 46
2.1.2. Тематическая группа «причины социального конфликта» 48
2.1.3. Тематическая группа «участники социального конфликта» 50
2.1.4. Тематическая группа «способ участия в социальный конфликт» 52
2.1.5. Тематическая группа «последствия социального конфликта» 53
2.2. Функциональная характеристика единиц лексико-семантического поля «социальный конфликт» 56
Выводы 60
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Список словарей 77
Приложение 79

Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию лексико-семантического поля «социальный конфликт» в новостном дискурсе.
Данная тема была выбрана в связи с тем, что это знание полезно и является актуальным для иностранных студентов, обучающихся по направлению «русский язык как иностранный» (РКИ).
Понятие поля как способа изучения единиц языка применяется в современной семантической теории как на грамматическом, так и на лексическом уровне, а также в стилистике (работы Л. А. Новикова, О. С. Ахманова, Ю. С. Маслов, А. А. Уфимцева).
Человек, не являющийся носителем языка, затрудняется с подбором правильной лексики, потому что не очень хорошо владеет её вариативностью. К тому же, принимая во внимание тот факт, что сегодняшний мир переживает по-настоящему эпоху грандиозных мировоззренческих конфликтов, важно уметь выражать свои мысли правильно, чтобы избежать каких-то дополнительных рисков, конфликтов и прямых опасностей для собственной жизни.
Проблема лексико-семантического поля как объекта сравнительной типологии находится в русле современных исследований. Лексико-семантическое поле - совокупность лексем, обозначающих определенное понятие в широком смысле этого слова - характеризуется рядом признаков системности как в синхронном плане (семантическая соотносительность лексем, «делящих» поле между собою, наличие гипонимов и гиперонимов), так и в генетическо-диахроническом плане (определений набор неоднократно реализованных мотивационных моделей, повторяемость словообразовательных моделей, повторяемость производящих этимологических гнезд, порождающих лексику поля). (Эгамназаров, 2018: 185).
В. М. Кобозева называет следующие основные свойства лексико-семантического поля:
1) системный характер семантических отношений между его составляющими, их взаимоопределяемость и взаимозависимость;
2) непрерывность обозначения смыслового пространства и относительная автономность поля;
3) взаимосвязь таких полей в рамках лексики языка (Кобозева, 2000: 98-99).
Кроме того, нужно отметить, что конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе. Это наиболее острый способ разрешения противоречий, он характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, взглядов, позиций субъектов взаимодействия. Как писал профессор Н. В. Михайлов, «Конфликт - это стимул и тормоз прогресса, развитие и деградация, добро и зло» (Михайлов, 1991: 43).
По влиянию на ход развития общества конфликты делятся на прогрессивные и регрессивные: первый делает общество более эффективным, а второй - соответственно, менее. Прогрессивный конфликт ведет к заметным социальным улучшениям, в то время как регрессивный конфликт является по своей сути дисфункциональным, ведет к понижению индивидуальной удовлетворенности, общественного сотрудничества, взаимопонимания, поддержки и здоровой кооперации. (Белкин, Жаворонков, 2005: 153).
Однако социальный конфликт существует объективно и универсально как процесс разрешения острейших противоречий в противоборстве индивидов или групп, они по сути являют собой глубинные причины конфликта. Другими словами, корень их кроется в понятии конфликта как такового - это обязательно противоборство. С точки зрения причины возникновения конфликта, выделяют несколько видов: экономический, политический, правовой, трудовой, семейный, производственный, идеологический, религиозный и др. Как хорошо и поэтически заметил американский психолог Б. Вуп, жизнью можно назвать «процесс решения бесконечного количества конфликтов» (Конфликты: проиграть или выиграть?, 2012: 3). Безусловно, никто не в силах их избежать. Остается выбор : самому выработать решения конфликта, либо же оставить эту возможность принятия этого решения другим. По этой причине каждому человеку необходимо знать основные причины возникновения социальных конфликтов и находить наиболее продуктивные методы их решения.
Актуальность исследования лексико-семантического поля «социальный конфликт» состоит в том, что оно является одним из ядерных полей русской языковой картины мира. Лексические единицы этого поля, входя в основной словарный запас литературного языка, активно функционируют в разговорной речи носителей русского языка, употребляются на страницах периодической печати и в публицистических произведениях. Во-вторых, проблема конфликта остро стоит в современном мире, так как с ним сталкивается каждый человек, будучи существом социальным. При быстром темпе развития рыночных отношений конфликт между людьми становится частым явлением.
Научная новизна данного исследования состоит в выявлении соотношений единиц, входящих в лексико-семантическое поле «социальный конфликт», их лексической ценности, и описывает функциональные и семантические особенности лексики данного поля в новостном дискурсе.
Объекты исследования - единицы лексико-семантического поля «социальный конфликт» в новостном дискурсе.
Предметом исследования является их структура, семантика и особенности функционирования.
Целью исследования является описание лексического состава лексико-семантического поля «социальный конфликт» и выявление функционально-семантических особенностей лексики данного поля в новостном дискурсе.
Для её достижения необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы исследования и определить понятие социального конфликта и понятие новостного дискурса;
2. Выделить тематические группы ЛСП «социальный конфликт»;
3. Определять структуру ТГ «социальный конфликт»;
4. Выявить семантические и функциональные особенности единиц лексико-семантического поля «социальный конфликт» в новостном дискурсе.
В ходе написания работы были использованы следующие методы и приёмы исследования:
1. описательный метод;
2. метод дистрибутивного анализа лексики;
3. метод компонентного анализа лексики;
4. метод семантического анализа;
5. метод сплошной выборки из словарей;
6. приём направленной выборки материала.
Материалом исследования служат новостные сообщения, освещающие социальные конфликтные ситуации в обществе. Для выполнения исследования будем использовать «Толковый словарь русского языка», «Тематический словарь русского языка», «Конфликтология - терминологический словарь» (А. В. Дмитриев) и сайт РБК.
Гипотезой исследования является утверждение о том, что лексико-семантическое поле «социальный конфликт» в новостном дискурсе является важным фрагментом языковой картины мира. В большинстве своем лексические единицы лексико-тематического поля «социальный конфликт» - это слова с негативным значением. Одни и те же единицы, которые имеют разные значения, могут принадлежать разным ЛТГ.
Теоретическая значимость исследования: данная работа вносит вклад в исследование лексико-семантического поля «социальный конфликт». Полученные выводы могут способствовать дальнейшему изучению лексики как системы на примере тематических групп и лексико-семантических связей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при преподавании теоретических и практических аспектов РКИ, лексикографии, лексикологии.
Структура работы: выпуская квалификационная работа включает в себя оглавление, введение, две главы, заключение, списки использованной литературы, в том числе словари, и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данного исследования был проведен анализ единиц ЛСП «социальный конфликт» в новостном дискурсе посредством описания ЛСГ и ЛТГ, составляющих ядро исследуемого лексико - семантического поля, а также предпринята попытка описать фрагмент русской языковой картины мира. Поскольку современная лингвистика по-прежнему проявляют большой интерес к исследованию языковой картины мира, возрастает необходимость разработки системных параметров семантического описания лексических единиц.
Лексика - это система слов, которая является частью языка в целом или какого-либо диалекта. Эта система характерна для конкретного варианта речи, который связан непосредственно со сферой применения; это в то же время один из стилистических уровней в языке и его словарном составе (лексика общеупотребительная, национальная, нейтральная, абстрактная др.) (Ахманова, 1969).
Было установлено, что отобранные в ходе анализа лексические единицы могут быть охарактеризованы как слова, в значении которых доминирует негативный оценочный компонент.
Лексическое значение слова - это содержание слова, отражающее представление о предмете в сознании через краткую характеристику предмета и совокупность характерных признаков.
С существованием в языке указанных выше связей связано явление групповых объединений в лексике. Самым крупным словарным объединением принято считать семантическое поле. Лингвистический Энциклопедический словарь определяет понятие семантического поля как «совокупность языковых (главным образом лексических) единиц, объединённых общностью содержания (иногда также общностью формальных показателей) и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений» (ЛЭС 1990: 380). Но, так как оно является слабоструктурированным и имеет широкие границы, в теории и практике преподавания русского языка как иностранного для большего удобства изучения лексики и презентации её в аудитории, принято группировать единицы в более мелкие объединения, такие как лексико-семантические или тематические группы и т. д.
Лексико-тематическая группа (ЛТГ) - это слова разных частей речи, которые объединены в группы по признаку одной и той же типовой ситуации, или единой темой, при этом для них не обязательно характерна целостная идентифицирующая сема. В ЛТГ лексика объединена тематически, формируемой из ЛСГ разных частей речи.
Лексико-семантическая группа (ЛСГ) - это класс слов одной части речи с достаточно общими интегральными семантическими компонентами и уточняющими дифференциальными компонентами в своих значениях. И ЛСГ является наиболее ярким выражением системности лексики, т. к. учитывает синонимию, антонимию, многозначность, синтагматические связи. Выделение единиц, входящих в ЛСГ, помогают освоению учащимися лексического запаса языка.
Социальный конфликт - наивысшая стадия развития противоречий между людьми, социальными группами и обществом в целом, для которой характерно столкновение противоположных направленных интересов, целей и позиций взаимодействующих субъектов. Конфликты могут быть скрытыми или открытыми, но они всегда основаны на отсутствии согласия между двумя или более сторонами.
Функции социального конфликта:
• разная степень очевидности;
• противоречивость, двойственность;
• относительность.
В результате нашего исследования было отобрано 96 лексических единиц, относящихся к лексико-семантическому полю «социальной конфликт» в новостном дискурсе. Все отобранные нами лексические единицы можно разделить на следующие подгруппы:
• Лексико-семантическая группа «виды социального конфликта»,
• Тематическая группа «причины социального конфликта»,
• Тематическая группа «участники социального конфликта»,
• Тематическая группа «способ участия в социальный конфликт»,
• Тематическая группа «последствия социального конфликта».
Нужно отметить, что наибольшее количество лексических единиц относится к группе «участники социального конфликта» - 35 лексических единиц, а наименьшее количество лексических единиц (всего 3) относится к группе «виды социального конфликта».


1. Анипкина, Л. Н. Оценочное прагматическом аспекте/ Л. Н. Анипкина // Филологические науки. -2000. - No.2. - С.58-66
2. Бабенко Л. Г. Глагол в системе языка и речевой деятельности: Материалы научной лингвистической конференции. - Свердловск: УрГУ, 1990. - 30 с.
3. Васильев Л. М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. -1971. - №5. - С. 105-113.
4. Виноградов В. В. О некоторых вопросах русской исторической лексикологии / В. В. Виноградов // Изд-во ОЛЯ АН СССР, т. 12, вып. 3, 1953. - С. 185-210.
5. Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова // Избранные Труды. Лексикология и лексикография. -М.: Наука, 1977. - 162-189 с.
6. Герасёва «Лексико-семантическое поле усталости в русском языке», 2010.
7. Дарендорф Р Современный социальный конфликт Текст. / Р Дарендорф. М., 2002.
8. Дарендорф Р Элементы теории социального конфликта Текст. / Р Дарендорф // Социологические исследования. 1994. - № 5.
9. Денисов С. В. Лексика русского языка и принципы ее описания/ -М., Рус. яз. 1980. - 253 с.
10. Дейк Т. А. ван Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. Пер. с англ. - М.: Книжный дом «ЛАБРОКОМ», 2013. - 344 с.
11. Дмитриев А. В. Конфликтология: учеб. пособие. М.: Гардарика, 2003. - 320 с.
12. Добросклонская Т. Г. Новостной дискурс как объект медиалингвистического анализа // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: II Международная научно-практическая конференция. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. - С. 13-22.
13. Евгеньева А. П. Проект словаря синонимов. -М., 1964. - 9 с.
14. Зайцев А. К. Социальный конфликт. Изд. 2-е. М.: Academia, 2001.
15. Зарубежные исследования конфликта в системе социалистических общественных отношений. Вопросы теории и методологии. Сборник научных трудов. - М.: Институт экономики мировой социалистической системы АН СССР, 1989.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ